0

Тема № 9: «Финансово-правовой конфликт и правонарушение»

Вопрос 1. Финансово-правовой конфликт Природа и понятие финансово-правового конфликта Финансовое право, подобно любой правовой общности, представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг обществен ных отношений. Отношения и общественные связи, возникаю щие между частными и публичными субъектами в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправле ния, носят многоаспектный характер и по своему социальному, политическому и правовому содержанию изна чально конфликтны. Правовая конфликтология явление относительно новое в российской юридической науке. Вместе с тем правопримени тельная деятельность свидетельствует о высокой степени акту альности разработки и легализации многих основополагающих категорий юридического конфликта, отграничении его от смеж ных правовых категорий. Ежедневная необходимость преодоле ния юридических конфликтов в сфере финансовой деятельности обусловила их изучение и правовую регламентацию. Финансово-правовые конфликты являются отрицательным последствием существующих противоречий. По мнению неко торых ученых, юридические противоречия выражаются в раз ном правопонимании, в столкновении правовых актов, в непра вомерных действиях государственных, межгосударственных и общественных структур, в притязаниях и действиях по измене нию существующего правопорядка. Противоречия в финансовой сфере имеют потенциальный характер, но не всегда влекут возникновение конфликтных си туаций. Юридический конфликт в сфере финансовых отношений может возникать при наличии двух условий: неже лании одной стороны следовать правовым предписаниям и не согласии другой стороны с правовым нигилизмом контрагента. Финансово-правовой конфликт это противоборство субъек тов финансовых правоотношений, возникающее при осуществле нии финансовой деятельности государства или муниципальных об разований. Юридический конфликт можно рассматривать как конфликтное финансовое правоотношение, участники которого имеют разные интересы и находятся в состоянии противоборства относительно их реализации. Многие финансово-правовые конфликты носят системный характер и обусловлены реализацией конституционных прин ципов формирования демократического правового социального государства. По своей сущности финансово-правовой конфликт имеет юридические свойства, поэтому финансовое законодательство должно предусматривать наличие юридических процедур его завершения (преодоления, разрешения). Юридическое вмеша тельство в финансовые конфликты необходимо и в силу специ фики имущественной сферы их возникновения, сочетающей и отражающей публичные и частные интересы. Реализация финансово-правовых норм сопровождается ог ромным количеством юридических конфликтов, вызванных различными причинами. Урегулировать разногла сия или максимально нейтрализовать их негативные последствия возможно посредством использования механизма разре шения юридических конфликтов. Механизм разрешения финансово-правовых конфликтов это система взаимосогласованных правовых процедур (средств, спосо бов), позволяющая выявить причины конфликта, осуществить его формализацию и идентификацию, принять адекватные меры по разрешению и последующему предотвращению противоборства субъектов финансового права. Сферой возникновения финансово-правовых конфликтов являются общественные отношения, складывающиеся в про цессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Результатом возникшего противоборства сторон становится конфликтное финансовое правоотношение, отли чающееся от позитивного финансового правоотношения проти воречивыми интересами сторон. Однако наличие противопо ложных интересов у субъектов финансовых правоотношений еще не означает их перерастания в юридический конфликт. Финансово-правовой конфликт будет иметь место при осуществлении обеими сторонами разновекторных деяний (действий или бездей ствия). Объективная сторона финансово-правового конфликта вы ражается в форме действий или бездействия, основным моти вом совершения которых выступает нежелание соблюдать права и интересы противоположного субъекта. Осно вой применения правовых процедур, направленных на разре шение финансово-правового конфликта, будет выступать слож ный юридический состав совокупность юридических фактов в виде действий сторон конфликтных финансовых правоотно шений или неправомерного бездействия одной из сторон. Механизм правового регулирования юридического конфликта не является ста тическим и состоит из определенных элементов. Важнейшим элементом выступают процедуры разрешения финансово-правовых конфликтов, сопровождающие завершающую стадию противоборства и отражающие эф фективность влияния права на общественные отношения в фи нансовой сфере. Наличие юридических процедур должно быть одним из основных элементов правового режима финансово-правового конфликта, поскольку без их наличия большинство финансовых правоотношений не будут иметь гарантии осуще ствления, а возникшие финансово-правовые споры не получат механизма правовой реализации. Виды финансово-правовых конфликтов Противоположность имущественных интересов субъектов финансового права, их дифференцированное отношение к пуб личной финансовой деятельности, видовое и количественное многообразие объектов финансово-правового регулирования придают финансово-правовым конфликтам различные характер и мотивацию. Классификация финансово-правовых конфликтов возможна по различным основаниям: 1) по видам субъектов конфликт между территориальными, коллективными или частными (ин дивидуальными) субъектами финансовых правоотношений. Межсубъектные финансово-правовые конфликты остро прояв ляются в бюджетных отношениях, отношениях в процессе осу ществления финансового контроля, валютного регулирования и др.; 2) по видам общественных отношений конфликт в сфере налоговых, бюджетных, де нежно-кредитных, валютных и иных отношений. Способы и средства разрешения финансово-правовых конфликтов Соответственно имеющимся особенностям каждый вид финан сово-правового конфликта требует адекватного механизма право вого регулирования, неотъемлемым элементом которого выступа ют особые правовые средства (процедуры) его разрешения. Общей теорией права на основе достижений социологических наук выработаны два способа разрешения юридических конфлик тов: 1) самими участниками 2) посредством вмешательства третьей стороны. В каче стве процедур преодоления противоборства сторон различные отрасли права используют неформальные средства (переговоры, посредничество, обращение к арбитру) и юридические средства (использование ветвями власти механизма сдержек и противо весов, согласительные процедуры, судебное рассмотрение). Механизм разрешения финансово-правовых конфликтов имеет определенные особенности, отражающие приоритет властного правового воздействия на финансовые отношения и их публичный характер. В современных условиях финансовой деятельности государ ства и муниципальных образований наибольшее значение име ют юридические средства разрешения финансово-правовых конфликтов. Финансовое право, как и любая другая отрасль права, имеет конституционные основы, поэтому разрешение финансо во-правовых конфликтов осуществляется на основе конститу ционно предусмотренных процедур, особенности и порядок применения которых уточняются финансовым законода тельством. Процедура разрешения финансово-правового конфликта это нормативно установленный порядок последовательно совершаемых действий уполномоченных субъектов финансового права в целях прекращения конфликтного финансового правоотношения. Процедуры разрешения финансово-правовых конфликтов между публичными субъектами имеют следующие особенности : = обусловленность финансовой деятельности государственно-политическим устройством; = конституционные основы установ ления в виде норм прямого действия или норм-принципов, получающих развитие в отраслевом финансовом законодатель стве; = целевая установка, направленная на досу дебное урегулирование конфликта; = взаимодополняемость юри дических процедур, наличие у публичных субъектов права вы бора способа и последовательности разрешения возникшего разногласия. Правовые средства, используемые в механизме регулирова ния юридических конфликтов, выполняют различные функции, отражающие динамику противоборства сторон. Функциональ ные особенности позволяют разграничить такие процедуры на: а) оказывающие позитивное регулирование (направленные на со здание и поддержание с помощью правовых норм оптимально го сочетания, гармонизации противоречивых сторон конфлик та); б) направленные на постепенное преодоление различий между сторонами конфликта (установление поощрительных, обязы вающих норм и т. д.); в) устанавливающие правовой режим запрета на конфликты, проявляющиеся в антиобщественных дей ствиях. Поскольку обязательным участником финансовых правоот ношений, а следовательно, и стороной финансово-правового конфликта выступает государство или муниципальное образо вание, то одной из атрибутивных процедур разрешения конф ликтных ситуаций является механизм сдержек и противовесов , предусматривающий возможность предотвращения и разреше ния конфликтных ситуаций между ветвями власти. В механизме разрешения финансово-правовых конфликтов этот способ наи более применим к бюджетным правоотношениям, так как их участниками выступают представительная и исполнительная ветви государственной власти всех уровней, органы местного самоуправления, а также судебная система. Механизм сдержек и противовесов используется и для разре шения бюджетно-правовых конфликтов, возникших между Президентом РФ и парламентом (согласно ст. 210 БК РФ Пре зидент РФ имеет право отклонить федеральный закон о феде ральном бюджете, принятый Федеральным Собранием РФ). БК РФ дважды использует возможность разрешения финансовых конфликтов с привлечением всех ветвей власти. На стадии рассмотрения и утверждения феде рального бюджета возможно разногласие парламента, Консти туционного Суда РФ или иных органов федеральной судебной системы с Правительством РФ (Министерством финансов РФ) по поводу составления последним смет расходов (ведомствен ных бюджетов) соответствующих органов. Другим юридическим средством разрешения финансово-правовых конфликтов выступают согласительные процедуры. Использование этих процедур для разрешения противоречий между публичными субъектами предусмотрено ст. 85 Конститу ции РФ, которая предоставляет право Президенту РФ приме нять согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и орга нами государственной власти субъектов РФ, а также между орга нами государственной власти субъектов РФ. Часть 4 ст. 105 Конституции РФ предусматривает возможность использования согласительной процедуры для преодоления разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой, возникших в случае отклонения федерального закона Советом Федерации. Наибольшее распростране ние согласительные процедуры получили в налоговых и бюд жетных правоотношениях как изначально противоречивых по своей социально-политической сущности и требующих гибко го правового регулирования, направленного на предотвращение финансово-правового спора и гармонизацию несовпадающих субъективных инте ресов. При разрешении конфликтных финансовых правоотноше ний каждая юридическая процедура может применяться в сочетании с другой или самосто ятельно в каче стве альтернативного или последующего правового средства. Конституционное происхождение механизма сдержек и про тивовесов, согласительных процедур придает им уни версальный характер, делает применимыми для разреше ния конфликтных публичных правоотношений любой сферы. Финансово-правовой конфликт не всегда разрешается на основе фи нансово-правовых процессуальных норм и иногда это происходит с использованием гражданского или уголовного процесса. При этом финансово-правовой конфликт, объектом которого явля ются коллизии норм конституционного и финансового права, может быть разрешен только в порядке консти туционного судопроизводства, осуществляемого Конституцион ным Судом РФ. Системные связи финансово-правовых конфликтов оказы вают и обратное влияние на обусловливающие их противоре чия. Например, обеспечение принципа равенства в позитивных бюджетно-финансовых отношениях имеет важное значение в механизме регулирования федеративных отношений. Вопрос 2. Понятие финансового правонарушения Понятие и признаки финансового правонарушения По своей юридической природе финансовое правонарушение является разновидностью правового правонарушения, в связи с чем его характеристики имеют общие для всех правонарушений и особенные черты, свойственные финансово-правовым отношениям. Финансовое зако нодательство не содержит единого комплексного понятия финансового правонарушения, но закрепляет определения его раз новидностей налогового правонарушения и нарушения бюд жетного законодательства. Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением призна ется виновно совершенное противоправное (в нарушение зако нодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездей ствие) налогоплательщика, налогового агента и их представите лей, за которое НК РФ установлена ответственность. Статья 281 БК РФ относит к нарушениям бюджетного законодательства неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюдже тов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за испол нением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российс кой Федерации, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения. Финансовое правонарушение является юридическим фактом, на основании которого возникает правоотношение юридической ответственности. Финансовое правонарушение это виновно совершенное дея ние, нарушающее нормы финансового права, за которое законода тельством установлена финансово-правовая ответственность. Определение финансового правонарушения является обобщающей (собирательной) категорией, отражаю щей совокупность юридических признаков внутриотраслевых правонарушений. Финансовое правонарушение характе ризуется следующими признаками: противоп равность, антиобщественность, виновность, наказуемость. Противоправность является юридической формой (выражением) материальной характеристики обще ственного свойства финансового правонарушения. Материей является в данном случае нормы финансового права. Противоправность как признак финансового правонаруше ния означает, что действие или бездействие лица, становится финансовым правонарушением, когда нарушаются нормы финан сового права. В ряде случаев финансовое правонарушение явля ется одновременно и административным. Например, в соответст вии со ст. 290, 291 и 305 Бюджетного кодекса РФ наступает от ветственность, которая по своей природе носит характер админи стративно-финансовой. Поэтому противоправность в дан ном случае состоит в нарушении нормы финансового права, кото рая одновременно является и нормой административного права. Виновность как признак финансового правонарушения оз начает, что деяние, составляющее правонарушение, совершено умышленно или по неосторожности. На виновность как признак финансового правонарушения прямо указано в ст. 106 НК РФ, определяющей, что налоговым правонарушением признается ви новно совершенное противоправное деяние, а в ст. 110 НК РФ ус танавливается, что виновным в совершении налогового правона рушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Многие финансовые правонарушения совершаются в форме прямого умысла, однако латентный (скрытый) характер финансовых правонарушений, а также несовершенство законодательного оформления процессуальной формы привлечения к финансо вой ответственности не позволяют правоохранительным орга нам доказать умысел и правильно квалифицировать действия правонарушителя; Антиобщественный характер финансового правонарушения проявляется в том, его совершение причиняет вред государству, обществу и каждому гражданину. Наказуемость характеризуется тем, что за финансовое правонарушение законодательством предусмотрена правовая ответственность. Наказуемость является формальным при знаком финансового правонарушения, поскольку финансовым правонарушением признается совершенное противоправное де яние субъектов финансового права, ответственность за которое предусмотрена финансовым законодательством. Установ ление ответственности за финансовые правонарушения только федеральным финансовым законодательством является импера тивной нормой и, таким образом, никакие иные нормативные правовые акты не могут содержать положений, относящихся к финансовой ответственности. Определение уполномоченными органами в поведении лица, привлекаемого к финансовой ответственности, всех юридичес ких признаков противоправного деяния дает основания для квалификации совершенного им действия или бездействия в качестве финансового правонарушения и применения соответ ствующих мер воздействия. Элементы финансового правонарушения Привлечение субъекта к финансово-правовой ответственности возможно при наличии совокупности объективных и субъективных признаков,- состава финансового правонаруше ния. Состав финансового правонарушения это установленная в праве совокупность признаков, при наличии которых деяние является финансовым правонарушением. К элементам состава правонарушения относятся: а) объект правонарушения; б) субъ ект правонарушения; в) объективная сторона правонарушения; г) субъективная сторона правонарушения. Объект финансового правонарушения отношения, на которые направлено противоправное и общественно вредное пове дение субъекта правонарушения. В теории права выделяются: общий, видовой и непосредственный объект финансового правонаруше ния. Объектом правонарушения является то, на что оно посягает, чему причиняет или может причинить какой-либо вред. Финансовые правонарушения характеризуются общнос тью объекта посягательств это финансовая компетенция го сударства и его законные интересы в имущественных (финансо вых) отношениях, охраняемые финансовым законодательством. Общим объектом финансовых правонарушений могут быть как материальные, так и процессуальные права государства. Общий объект финансового правонарушения — установлен ный государством и муниципальными образованиями порядок об разования, распределения и использования государственных и му ниципальных фондов денежных средств, охраняемый мерами фи нансово-правовой ответственности. Это следует из того, что финансовое правонарушение является нарушением нормы фи нансового права, регулирующего отношения по поводу образова ния, распределения и использования государственных и муници пальных фондов денежных средств. Видовой объект финансового пра вонарушения — относительно обособленная группа пра вил в сфере финансовой деятельности государства и муниципаль ных образований, за нарушение которых предусмотрена относи тельно специфическая система мер финансово-правовой ответст венности. Специфи ка в объекте посягательств свойственна всем видам финансовых правонарушений налоговым, бюджетным, валютным, банков ским, страховым, расчетным и т.д. Различают видовые объ екты: правила исчисления и уплаты налогов и сборов, правила использования и возврата бюджетных кредитов, правила ведения кассовых операций, правила уплаты таможенных платежей и др. Не посредственным объектом финансового правоотношения явля ются конкретные отношения, правила, которые нарушаются субъектом и которые охраняются нормами финансового права и обеспечиваются финансовой ответ ственностью: правила постановки на учет в на логовом органе (ст. 116, 117 НК РФ); правила учета доходов, рас ходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ); правила пред ставления и составления налоговой декларации (ст. 119, 121 НК РФ); правила исчисления налога; удержания и перечисление на логов налоговым агентом (ст. 122, 123 НК РФ); требование целе вого использования бюджетных средств и др. Несмотря на наличие у финансового правонару шения собственного объекта, очерченного рамками финансового права, в ряде случаев этот же объект является и объектом адми нистративного правонарушения. Например, в соответствии со ст. 290, 291, 305 БК РФ за правонарушение в сфере государственных финансов наступает одновременно административная и финансо вая ответственность. Соответственно, такое правонарушение яв ляется сложным , т.е. административно-финансовым, имеющим сложный объект. Субъектами финансового правонарушения являются индиви дуальные и коллективные лица. К индивидуальным относятся физи ческие лица , выступающие в качестве налогоплательщиков (пла тельщиков сборов), налоговых агентов, свидетелей, экспертов, переводчиков, специалистов, а также физические лица, обязан ные соблюдать условия работы с денежной наличностью. К кол лективным субъектам относятся организации , выступающие в ка честве налогоплательщиков (плательщиков сборов), налоговых агентов, а также получателей бюджетных средств на возвратной и безвозвратной основах и призванные соблюдать условия работы с денежной наличностью и порядок ведения кассовых операций. Такой вывод следует из ст. 107 НК РФ, устанавливающей, что ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица… , из ст. 124 ТК РФ, а федеральные законы о федеральном бюджете на 1997, 1998 гг. устанавливали ответственность предприятий и организаций за не целевое использование средств федерального бюджета; за несвое временный возврат средств федерального бюджета, предоставлен ных на возвратной основе. Физические лица могут быть привлечены к ответственности за нарушения финансового законодательства с 16-летнего воз раста, что следует из ст. 107 НК РФ. Кроме этого: = привлекаемое лицо должно быть вменяемым, т. е. понимать значение своих действий и руково дить ими. = на момент совершения финансового пра вонарушения физическое лицо должно обладать гражданской дееспособностью, необходимой для исполнения денежных обязательств. Это обстоятельство имеет важное значение при привлечении к налоговой ответственности, поскольку виновное лицо должно иметь реальную возможность уплачивать за счет собственных денежных средств. Недееспособность влечет отсутствие вины в действиях пра вонарушителя и, следовательно, отсутствие субъективной сто роны финансового правонарушения. В таком случае привлечь физическое лицо к ответственности за нарушения финансового законодательства невозможно. Отличие финансового правонарушения от ад министративного проводится как раз по субъекту правонару шения. Субъектами финансового правонарушения являются физические лица в связи с воз ложением на них обязанностей, установленных финансовым за конодательством и подзаконными финансово-правовыми актами, а именно: налогоплательщики, налоговые агенты, свидетели и т.д. В отличие от физических лиц субъектов, администра тивного правонарушения физические лица как субъекты финан сового правонарушения никогда не выступают в качестве долж ностных лиц, т.е. лиц, в круг служебных обязанностей которых входит обеспечение установленных правил в сфере финансовой де ятельности государства и муниципальных образований. Объективная сторона финансового правонарушения заключа ется в действии или бездействии, запрещенных финансовым пра вом. Этот элемент связан с внешним проявлением противоправного поведения нарушителя. Применительно к каждому виду финансовых правонарушений основания привле чения к ответственности за их совершение установлены внутри отраслевыми нормативными правовыми актами НК РФ, БК РФ, Федеральным законом О валютном регулировании и ва лютном контроле и др. Признаки противоправности деяний подразделяются на обя зательные и факультативные. Обязательными признаками объективной стороны финансовых правонарушений следует считать: само противоправное деяние и его результат, наличие причинной связи между деянием и результатом (последствия ми). Нарушитель финансового законодательства подлежит от ветственности только в том случае, если наступившие обще ственно опасные последствия находятся в прямой причинной связи с совершенным им противоправным деянием. Относи тельно финансовых правонарушений с материальным составом следует учитывать, что отсутствие причинной связи является основанием для освобождения лица от финансово-правовой ответственности. Факультативными признаками объективной стороны финан совых правонарушений являются место, способ, обстановка, время, систематичность и повторность совершения правонару шения. Деяния, составляющие объективную сторону финансовых правонарушений, могут выражаться в действии и в бездействии. Часть правонарушений, за которые предусмотрена финансо вая ответственность, совершается в форме бездействия. Например, уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ); неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ) невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ) и т.д. Фи нансовые правонарушения совершаются и в форме действий : не своевременный возврат средств федерального бюджета, нецелевое использование средств федерального бюджета (ст. 56 ФЗ О фе деральном бюджете на 1998 год ); нарушение правил составления налоговой декларации (ст. 121 НК РФ) и др. В большинстве случаев финансовое правонарушение, совер шенное в форме действий и бездействия, причи няет материальный ущерб государству или муниципальному об разованию. Например, неуплата или неполная уплата сумм нало га, невыполнение налоговым агентом обязанностей по удержанию и (или) перечислению налогов, нарушение сроков представления сведений об открытии и закрытии счета в банке, если это повлекло за собой неуплату налогов, а также все существующие сегодня бюджетные правонарушения, являющиеся основанием финансово-правовой ответственности, приводят к недополучению доходов тем или иным бюджетом или государственным внебюджетным фондом. В некоторых случаях для наличия финансового правонаруше ния необходимо установить причинную связь между действиями (бездействием) и их результатом. Например, согласно ч. 2 ст. 118 НК РФ нарушение налогоплательщиком срока представления све дений об открытии и закрытии счета в банке образует состав на логового правонарушения, если эти действия будут иметь резуль тат, а именно: повлекут за собой неуплату налогов. Аналогично, нарушение правил составления налоговой декларации образует состав финансового правонарушения, если имеется вредный ре зультат: занижение сумм налогов, подлежащих уплате (ст. 121 НКРФ). Субъективная сторона финансового правонарушения представ ляет собой совокупность признаков, отражающих внутреннюю сторону противоправного деяния (действия или бездействия) и характеризующих внутренние психические процессы, происхо дящие в сознании правонарушителя относительно содеянного и его последствиям. Принцип привлечения к юридической ответственности толь ко за совершение виновного деяния является исходным нача лом всех публичных отраслей права, в том числе и финансового. Субъективная сторона связана с виной субъекта, которая проявляется в форме умысла или неосторожности. Вина как обязательный при знак налогового правонарушения предусмотрена в ст. 110 НК РФ. Налоговое правонарушение признается совершенным умышлен но, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный ха рактер своих действий (бездействия), желало либо сознательно до пускало наступление вредных последствий таких действий (без действия). Налоговое правонарушение признается совершен ным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осозна вало противоправного характера своих действий (бездействия), либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осозна вать. Вина организации в совершении налогового правонару шения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц , либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусло вили совершение данного налогового правонарушения. В ряде случаев вина является квалифицирующим признаком финансового правонарушения. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 122 НК РФ состав правонарушения образует неуплата или неполная уплата сумм налога, совершенная умышленно. Бюджетное законодательство не содержит указаний на винов ность правонарушителя, однако его вина предполагается. Так, не целевое использование бюджетных средств, равно как несвоевре менный их возврат и т.д., могут иметь место только в форме умыс ла или неосторожности. Состав финансового правонарушения является критерием достоверной квалификации совершенного деяния и, следова тельно, обоснованного применения финансово-правовой санк ции. Наличие в противоправном деянии совокупности объек тивных и субъективных признаков является единственным юри дическим основанием для привлечения субъекта финансового права к финансовой ответственности, поэтому при отсутствии хотя бы одного признака конкретного состава финансового пра вонарушения квалификация содеянного в качестве противо правного и наказуемого явления исключается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *