0

Тема № 3: «Финансовое право как отрасль российского права»

Вопрос № 1. Понятие и предмет финансового права Понятие финансового права Финансовое право пред ставляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных от ношений и связей, возникающих между частными и публичными субъектами в процессе финан совой деятельности государства и местного самоуправления. Системная организация этих норм, находя свое закрепление в нормативных финансово-правовых актах, принимаемых на фе деральном и региональном уровнях, образует систему финансо вого законодательства. Все отрасли права различаются между собой по предмету правового регулирования. Предмет правового регулирования образуют от ношения, характеризующиеся следующими признаками: устой чивостью и повторяемостью; способностью к внешнему правовому контролю; на хождением в правовом поле, т. е. под юрисдикцией права. Финансовое право имеет определенные закономерности, которые влияют на возникновение, функцио нирование или прекращение финансовых отношений. Некото рыми подобными закономерностями, например, являются сле дующие показатели финансовых отношений: имущественный характер; конформизм; властный характер; обусловленность необходимостью материального обеспечения деятельности го сударства; изначальная конфликтность, вызванная противоре чиями между частной и публичной формами собственности; политическая компромиссность правового регулирования. Посредством финансового права государство воздействует на систему специфических однородных общественных отношений, возникающих относительно аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов, осуществления финансового контроля, денежной эмис сии и привлечения к ответственности за совершение финансо вых правонарушений. С помощью финансового права государство реализует свою экономическую функцию. Объективная необходимость регули рования финансовых отношений существует в любом обществе, поскольку таким образом государство на основе специфических императивных средств получает возможность влияния (воздей ствия) на формирование имущественных отношений путем пря мого или косвенного вмешательства. Финансовое право это отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимуществен ные отношения, возникающие в процессе аккумулирования, распре деления и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства или муниципальных образо ваний в целях осуществления публичных функций. Пред мет финансового права и его особенности Пред мет финансового права можно определить как совокупность однородных имуществен ных и связанных с ними неимущественных общественных отноше ний, складывающихся между государством (муниципальным обра зованием) и иными субъектами по поводу аккумулирования, распределения и использования государственных фондов денежных средств, осуществления финансового контроля и привлечения к от ветственности за совершение финансового правонарушения. Основные отличительные признаки отно шений, составляющих предмет финансово-правового регулиро вания: а) имеют имущественный характер или обусловлены имущественным характером; б) на правлены на образование, распределение и использование госу дарственных и муниципальных финансовых ресурсов; в) осуще ствляются при обязательном участии как воздействующего субъекта государства или муниципального образования в лице компетентных органов. Наиболее полное представление о структуре предмета финан сового права дает его классификация по различным основаниям. В зависимости от функций финансовой деятель ности предмет финансового права образует отношения, склады вающиеся в ходе: = аккумулирования денежных средств в государственные или муниципальные денежные фонды; = распреде ления государственных или муниципальных денежных средств; = использования государственных или муниципальных ресурсов; = осуществления финансового контроля; эмиссии денежных зна ков. В зависимости от институциональной принад лежности выделяются отношения: — бюджетные; — возникающие в процессе деятельности государственных или муниципальных внебюджетных фондов; — по поводу образования государственных или муниципальных доходов; — по поводу осуществления госу дарственных или муниципальных расходов; — складывающиеся в процессе финансовой деятельности предприятий, организаций, учреждений; — налоговые; кредитные; страховые; — относительно денежного обращения и расчетов; — возникающие в процессе ва лютного регулирования. По экономическому критерию финансовые отно шения подразделяются на: Финансовые — отношения, опосредующие движение де нежных средств и обладающие характерными признаками фи нансов, например: отношения по бюджетному регулированию, распределению прибыли казенного предприятия, взиманию налогов и т. д. Нефинансовые — отношения, в резуль тате функционирования которых не происходит движения де нежных средств, однако эти отношения лежат в основе финан совых отношений и направлены на их создание, изменение или прекращение (установление налогов, утверждение сметы предприятия, надзор Центрального банка РФ за деятельностью кредитных организаций и т. д.). Иными словами подобные отношения мож но назвать неимущественными, но связанными с имуществен ными отношениями финансовой деятельности. По субъектному составу различают финансовые отношения, складывающиеся между: — Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями в лице ком петентных органов государственной власти или органов мест ного самоуправления по поводу распределения финансовых ресурсов государства; — финансовыми и налоговыми органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, относительно выполнения финансовых обяза тельств перед государством или муниципальным образованием, а также относительно распределения между ними доходов и расходов; — государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в сфере их финансовой деятельности, а также между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами и юридическими или физическими ли цами в связи с образованием и распределением кредитных ре сурсов, централизованных страховых взносов и внесением пла тежей в государственные (муниципальные) денежные фонды; — государственными и муниципальными предприятиями, органи зациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами, с другой сто роны, относительно собственных средств предприятий, учреж дений, организаций и их распределением между отраслями на родного хозяйства. В предмет финансового права входят не все денежные отношения, а только опосредующие процессы образования, распределения и исполь зования государственных и муниципальных фондов денежных средств в публичных интересах. Параллельно с финансовыми существуют целые группы денежных отношений, образующие предметы правового регулирования иных отраслей права. Так, денежные расчеты по договору купли-продажи между гражда нами относятся к сфере гражданско-правового регулирования, взыскание административных штрафов к сфере администра тивного права, выплата пенсий к сфере права социального обеспечения и т. д. В предмет финансового права входят имущественные и связанные с ними неимущественные отношения в сфере публичной государствен ной или муниципальной финансовой деятельности, урегулиро ванные нормами права, как правило, с помощью метода власт ных предписаний. Вопрос 2. Методы финансового права Понятие и особенности метода финансового права Вторым критерием для определения сущности финансового права в системе российского права служит метод правового регу лирования. Специфика предмета финансового права, обусловила осо бенности способов государственного воздействия на эту область государственной деятельности. Методы осуществления финансовой деятельности являются важным составляющим элементом финансового права, посколь ку отражают качественную сторону финансовой деятельности и позволяют судить о характере внутригосударственных взаимо отношений. Метод финансово-правового регулирования это обусловлен ная публичностью и финансовой значимостью совокупность специ фических юридических признаков финансового права, в которых концентрированно выражаются соответствующие его содержа нию и местоположению в системе российского права средства и способы регулирования финансовых отношений. При регулировании финансовых отношений один и тот же правовой прием приме няется различными подотраслями и институтами финансового права. Метод финансового права это всегда совокупность юридических приемов, средств, способов, отражающих своеобразие воздействия данной отрас ли права на отношения финансовой сферы. Методология финансового права обусловлена регулируемы ми имущественными и связанными с ними неимущественными отношениями, которые в свою очередь вызваны законодателем к жизни необходимостью формирования государственной (муниципальной) собственности в виде централизованных и децен трализованных фондов денежных средств бюджетов, внебюд жетных фондов, финансов предприятий и т. д. Виды методов финансового права и их особенности С учетом уровня, сферы, субъектов и других аспектов финансовой деятельности методы финансово-правового воздействия на участников финансовых правоотношений различны: в одном случае проявляется императивность, в другом относительная диспозитивность. Императивный метод воздействия представляет способ властных предписаний, сочетающий в себе нормы-зап реты и обязывающие нормы. В финансовом праве преобладает метод импе ративного регулирования, которому характерны предписания и запреты. Это объясняется публичной природой финансовых отношений и их значимостью для нормального функциониро вания всего государства в целом. Императивный (властный) характер финансовой деятельно сти государства присущ в силу того, что государство самостоя тельно устанавливает порядок образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных де нежных фондов. Именно выражение фи нансовых интересов государства в целях реализации публичных интересов предопределяет императивные способы воздействия на иных участников финансовых отношений и обосновывает юридическое неравенство субъектов финансового права. Развитие рыночной формы экономики и федеративной формы государства обусловливает применение согласительных проце дур, обсуждение принимаемых решений, договорных методов Регулирования финансовых отношений и т. п. Диспозитивный метод относительно публичной финансовой сферы следует рассматривать в качестве предоставления субъектам финансового права возможности выбора вариантов поведения в рамках финансового законодательства. Диспозитивные начала проявляются в межбюджетных от ношениях между Российской Федерацией и ее субъектами, что свидетельствует о признании субъектов РФ равноправными участниками бюджетных отношений. Свидетельством допустимости диспозитивности в публичных отношениях могут служить нормы БК РФ, допускающие возник новение публичных бюджетных правоотношений на основании юридических фактов, вытекающих из частных гражданских пра воотношений. На основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ, предоставляются бюджет ный кредит или бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными уни тарными предприятиями (п. 1 ст. 76, п. 1 ст. 80 БК РФ). Гражданско-правовые отношения в сфере страхования также могут вызывать к жизни публичные финансовые отношения. Проявление относительной диспозитивности наблюдается и в регулировании БК РФ отношений в сфере государственных и муниципальных кредитных отношений. Внешнее юридическое выражение метод диспозитивности находит и в установлении государством рекомендательных фи нансово-правовых норм. В финансовом праве метод диспозитивности носит услов ный характер и его действие имеет определенные особенности, обусловленные в первую очередь приоритетом публичных инте ресов. Согласование каких-либо условий финансовой деятель ности возможно только в случаях, прямо оговоренных финан совым законодательством. Названные характерные черты методов правового воздей ствия в сочетании с финансово-правовым механизмом являют ся основными элементами юридического режима правового ре гулирования финансовых отношений, при наличии которых финансовое право является самостоятельным правовым образо ванием в системе российского права. Вопрос 3. Принципы финансового права Понятие принципов финансового права В основе финансовой деятельности государства и муници пальных образований лежат принципы, определенные исходные начала, отражающие специфику данного вида государственной деятельности. Будучи закрепленными в правовых нормах, ис ходные начала финансовой деятельности по существу являются принципами финансового права. Принципы образуют специальное научное основание, фиксирующее объект исследования, обеспечивают единство эмпирического и теоретического в научном познании и пред ставляют собой такие исходные средства воспроизведения сущ ности объекта в этом познании, которые выражают направлен ность применения других средств. Финансово-правовые исход ные начала отражают объективные связи, закономерности развития финансовой деятельности государства, в результате чего они становятся качественными характеристиками этой от расли права. Основополагающие финансово-правовые начала (принципы) формируются законодателем исходя из конк ретного правового опыта и правовой культуры в государстве и базируются на основных положениях правовой системы с уче том достигнутого уровня развития финансового законодатель ства. Финансово-правовые принципы устанавливают основопола гающие, конструирующие ориентиры в развитии институтов финансового права, определяют направления развития финан сового законодательства. Правовое оформление принципов финансового права строится в основном по институциональным составляющим. Принципы финансового права представляют собой один из элементов юридического режима регулирования обще ственных отношений в финансовой сфере. Наряду с предме том и методом правового регулирования они имеют важное значение для объяснения самостоятельной природы финан сового права. Основные принципы финансового права Основными принципами финансовой деятельности являются: = законность; = приоритет публичных интересов в правовом регулировании финансовых отношений; = федерализм; = единство финансовой политики и денежной системы; = равно правие субъектов РФ в области финансовой деятельности; = са мостоятельность финансовой деятельности в рамках компетен ции органов местного самоуправления; = социальную направлен ность финансовой деятельности Российской Федерации; = распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной), испол нительной и судебной властей; = гласность; = плановость. Финансово-правовое значение принципа законности пред ставляет собой проекцию его общеправового значения, закрепленного в целом ряде норм Конституции РФ (например, ст. 4, 15, 19, 32, 35, 45 52). В свою очередь, в основе конституцион ного закрепления данного принципа лежат соответствующие нормы международного права, нашедшие отражение, в частно сти, в п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и поли тических правах 1966 г., п. 1 ст. 7 Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Законность представляет собой определенный ре жим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посред ством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов. Основываясь на таком признаке права, как общеобязатель ность правовых норм, законность охватывает все формы реали зации финансового права. Она должна соблюдаться и на стадии законотворчества, и на различных стадиях правоприменитель ного процесса. Значительным достижением финансового права стало соот ветствие содержания финансово-правового значения принципа законности сущности права и правовых законов справедли вости. Принцип справедливости выражается в соразмерности налогов, заключающейся в соотношении доходной части бюджета и уменьшении собственности налогоплательщика. Соглас но п. 2 ст. 3 НК РФ не допускается установление и применение налогов и сборов, различающихся в зависимости от политичес ких, конфессиональных и иных различий между налогоплатель щиками. Также законодательство содержит запрет на установле ние дифференцированных ставок налогов и сборов либо налого вых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц либо места происхождения капитала. Финансово-правовое значение принципа за конности заключается в создании и поддержании режима леги тимности финансовой деятельности государства и местного са моуправления. Основными элементами данного принципа сле дует считать верховенство Конституции РФ и верховенство закона; единство законности, равенство всех перед финансовым законодательством; неотвратимость финансово-правовой ответ ственности. Принцип приоритета публичных интересов выражается в верховенстве об щих интересов субъектов финансового права. В процессе акку мулирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов складываются процессы и явления, объективно требующие публично-правового регулиро вания. Финансовое обеспечение целей и задач государства предназ начено для удовлетворения интересов органов власти и общих интересов индивидуальных и коллективных субъектов. Без фи нансового обеспечения функционирования государства невоз можно удовлетворение общезначимых, публичных интересов всего общества. Публичность финансового права проявляется не только в специфике объектов общего интереса — финансовых ресурсах государства, в правовом статусе субъектов. Государство и муни ципальные образования выступают обязательными участника ми финансовых правоотношений, обладая при этом возможно стью применения властных правовых механизмов. Сочетание публичных и частных интересов в правовом регули ровании финансовых отношений выражается в двух взаимосвя занных аспектах: сохранении публичного приоритета, но с уче том частных интересов; взаимопроникновении и взаимодей ствии публично-правовых и частноправовых юридических средств, в частности категорий, принципов, дефиниций, методов. Принцип федерализма является исходным началом финансовой деятельности госу дарства, выражающимся в сочетании общегосударственных фи нансовых интересов с интересами субъектов РФ и разграниче нии бюджетной компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ. Основные характеристики принципа фе дерализма закреплены Конституцией РФ: государственный су веренитет (ст. 4); единство системы государственной власти (ч. 3 ст. 5); равноправие субъектов РФ (ч. 1 и 4 ст. 5); единство кон ституционно-правовой системы (ст. 15); разграничение предме тов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной вла сти субъектов РФ (ч. 3 ст. 5); самостоятельность (в пределах своих полномочий) местного самоуправления (ст. 12). Сущность федеративных отношений в финансовой деятельности государства обусловле на способом разграничения и структурирования предметов ве дения по вертикали , системой разделения государственной власти между Российской Федерацией и субъектами РФ, право вым статусом субъектов федеративных отношений, методами воздействия на участников финансовых правоотношений. Принцип федерализма в финансовом праве оказывает суще ственное влияние на финансовую деятельность муниципальных образований, что обусловлено наличием собственной финансо вой компетенции у Российской Федерации, субъектов РФ и му ниципальных образований, порядком разграничения доходов и расходов государственных и муниципальных бюджетов, а также отнесением Конституцией РФ установления общих принципов организации местного самоуправления к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Принцип единства финансовой политики и денежной системы проявляется в единой финансовой политике на всех уровнях Рос сийской Федерации, субъектов РФ с учетом особенностей и традиций муниципальных образований. Один из основных факторов обеспечения единства финансо вой политики единство правового пространства. Финансовая политика это составная часть единой госу дарственной экономической политики. Реальная политико-правовая жизнь показывает тесную, почти неразрывную связь финансовых отношений и политики, поэтому и необходима финансово-правовая политика как оптимальная модель их вза имодействия. Другим компонентом рассматриваемого принципа является единство денежной системы. Центральный банк РФ является органом де нежно-кредитного регулирования. Финансово-правовая политика есть основан ная на правовых нормах публичная деятельность субъектов финансового права и политической власти по созданию опти мального механизма финансово-правового регулирования в це лях планомерного аккумулирования, распределения и исполь зования государственных (муниципальных) фондов денежных средств, а также деятельность стратегического характера, на правленная на совершенствование финансовых отношений в целях установления баланса сфер влияний различных обще ственных (социальных) регуляторов. Принцип равноправия субъектов РФ в области финансовой де ятельности основан на ст. 5 Конституции РФ, согласно кото рой все субъекты РФ обладают одинаковым правовым статусом. Принцип равноправия имеет два аспекта: во-первых, по строение равноправных финансовых взаимоотношений с Рос сийской Федерацией и, во-вторых, равноправие по отношению друг к другу. Первый аспект подразумевает наличие единой для всех субъектов РФ нормативно-правовой базы, обеспечивающей унификацию в финансовых связях с федеральным центром. Второй аспект подразумевает равенство субъектов РФ по от ношению друг к другу, что реализуется через юридическое равен ство нормативных актов в финансовой сфере всех субъектов РФ, единые правовые основы и механизмы разграничения финансо вой компетенции, недопустимость предоставления льгот или ус тановления запретов, носящих индивидуальный характер. Равенство субъектов РФ проявляется и в наделении законо дательных органов субъектов РФ правом законодательной ини циативы в сфере финансовых правоотношений (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ). Реальное правовое обеспечение принципа равноправия субъ ектов РФ является залогом территориальной целостности и поли тической стабильности государства, поскольку снижает степень напряженности между федеральным центром и субъектами РФ, имеющими более ограниченный финансово-правовой статус. Принцип самостоятельности финансовой деятельности органов местного самоуправления в рам ках компетенции заключается в наличии у муниципальных образований собственной компетенции в бюджетной сфере, налоговых и кредитных отношениях, полномочий относительно создания муниципальных предприятий и кредитных организаций. Формирование финансовой основы местного самоуправления и совершенствование системы бюджетного регулирования при знаны государством как важнейшие условия для реализации орга нами местного самоуправления своих конституционных полно мочий. Но финансовая самостоятельность местного само управления законодательно ограничена вопросами местного значения и не может выходить за полномочия, предоставлен ные нормативными финансово-правовыми актами федерально го уровня и субъекта РФ. Принцип социальной направленности финансовой деятельности Россий ской Федерации вытекает из ст. 7 Конституции РФ, где сказано, что Российская Федерация социальное государ ство, политика которого направлена на создание условий, обес печивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная направленность финансовой деятельности государства ориентирована на все субъекты и проявляется в различных аспектах: страхование за счет бюджетных средств лиц, выполняющих профессиональные обязанности перед государством; государственное регулирование минимальной бюджетной обеспеченности и гарантирова ние бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам минимально го бюджета; установление принципа учета фактической способ ности налогоплательщика к уплате налогов и т. д. Финансировать социальные функции государство способно, только опираясь на мощную и стабильную финансовую систе му. Формирование государственных до ходов находится в прямой зависимости от участия каждого субъекта права в публичной финансовой деятельности. Распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной), исполни тельной и судебной властей. Этот принцип заключается в том, что финансовая деятельность де мократического государства, являясь частью его экономической функции, может осуществляться при условии разделения госу дарственных полномочий между самостоятельными государ ственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти законодательная, исполни тельная и судебная, каждая из них в сфере финансовой деятель ности исполняется самостоятельно соответствующими органа ми государственной власти. На федеральном уровне организации государственной влас ти распределение функций в области финансовой деятельности выглядит следующим образом. Законодательный (представи тельный) орган Федеральное Собрание РФ принимает финансовые законы, определяет нормативную базу деятельнос ти всех финансовых органов государства. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть, организует исполнение финансовых законов, осуществляет в пределах своей компетенции нормотворчество по вопросам финансовой деятельности государства. К исключительной ком петенции Правительства РФ относится разработка и представ ление Государственной Думе федерального бюджета, обеспече ние его исполнения, представление отчета об исполнении феде рального бюджета. Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и де нежной политики. I Судебная система — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, вытекающие из финансовых правоот ношений, разрешают финансово-правовые конфликты, а также им принадлежит право законодательной инициативы по вопро сам их ведения. Президент РФ являясь главой государства, формально не относится ни к одной из трех ветвей власти, обеспе чивает проведение единой финансовой политики, согласовыва ет и координирует деятельность всех ветвей власти, что позво ляет эффективно действовать всему финансово-правовому ме ханизму. Принцип гласности в финансовой деятельности государства отражает признак демократического общества. В финансовом праве гласность обеспечивается открытым обсуждением финан совых законопроектов, проектов бюджетов всех уровней на оче редной финансовый год, обязательным опубликованием в сред ствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, а также доступностью иных сведений (за исключением секретных статей) по решению представительных органов власти или органов местного самоуправления. Принцип плановости в финансовой деятельности проявляется в законодательно установленных требованиях для всех субъек тов финансового права осуществлять процессы аккумулирова ния, распределения или использования денежных средств на основе финансовых планов. Финансовое планирование направ лено на достижение баланса доходов и расходов как территори альных, так и коллективных субъектов. Планирование финансовой деятельности осуществляется вне бюджетными фондами, страховыми компаниями, кредитными организациями, государственными и муниципальными предпри ятиями. Реализация принципа плановости позволяет субъектам учи тывать результаты предыдущих периодов финансовой деятель ности, прогнозировать свое финансовое развитие и таким образом осуществлять аккумулирование, распределение и использо вание денежных средств более эффективными методами. Вопрос № 4. Место финансового права в единой системе российского права Особенности финансового права полнее раскрываются при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права. Конституционное право закрепляет основы организа ции и деятельности представительных и исполнительных органов власти. Оно закрепляет правовое положение личности, основы обществен ного строя российского государства, его федеративное устройство, систему и принципы организации и деятельности государствен ных органов и органов местного самоуправления. Конститу ционное право закрепляет исходные начала как финансового права в целом, так и каждого финансово-правового института. Конституционное право содержит нормы, непосредст венно относящиеся к финансовому праву. Они закрепляют основы организации финансовой деятельности государства. Например, федеративное государственное устройство Рос сии обусловило наличие бюджетных прав у субъектов Федерации Финансовое право базируется и развивается на этих ос новах, которые конкретизируются в финансовом праве. Административное право регулирует общественные от ношения в области государственного управления, осуществляемо го органами исполнительной власти. Поскольку значительная часть образования, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов) осу ществляется в процессе государственного управления как деятель ности органов исполнительной власти, финансовое и администра тивное право используют сходные методы правового регулирова ния, главным образом, метод властных предписаний. При наличии сходства этих отраслей они различаются по предмету регули рования. Отношения, которые непосредственно связаны с выпол нением органами государственного управления функций по обра зованию, распределению и использованию государственных де нежных фондов, входят в предмет финансового права. К сфере ад министративного права относится регулирование и координация деятельности министерств, комитетов и других органов исполни тельной власти в экономике, социально-культурной сфере и т.п. функции. Финансовое же право определяет источники и поря док образования денежных фондов министерств, комитетов, ис точники и порядок их финансирования, виды платежей, порядок распределения между подведомственными организациями бюд жетных ассигнований и т.д. В процессе деятельности финансово-кредитных органов возникают также отношения, которые регули руются нормами как финансового, так и административного права. Финансовое право регулирует такие отношения, которые непосредственно связаны с выполнением этими органами функ ций по мобилизации денежных средств в распоряжение государст ва, их распределению и контролю за использованием. Админи стративное право закрепляет структуру финансово-кредитных ор ганов, организационные формы их деятельности, порядок назна чения и увольнения должностных лиц и т.п. Связь финансового права с муниципальным обусловлена ком плексным характером последнего, концентрирующим в себе нормы многих отраслей права, регулирующие отношения, возни кающие в процессе формирования и деятельности органов местно го самоуправления в целом. В их круг вошли и нормы финансово го права, предметом которого являются отношения органов мест ного самоуправления в области их финансовой деятельности. Финансовое право находится в тесной связи с гражданским пра вом, поскольку в его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения. В связи с выполнением государственными и муниципальными орга нами функций по мобилизации и распределению государственных денежных средств они в качестве юридических лиц вступают в отношения на основе договора (например, договор ссуды, договор хранения и др.). Для таких отношений характерно равенство, экономичес кая обособленность сторон, и в предмет финансово-правового регу лирования они не входят. Нормы финансового права в данном случае устанавливают по рядок мобилизации денежных средств в распоряжение государ ства этими органами, источники финансово-кредитных ресурсов, которыми они оперируют, порядок планирования процесса обра зования и распределения создаваемых ими денежных фондов, способы проведения контроля за финансовой деятельностью ор ганизаций и т.п. Финансовое право связано и с другими отраслями российского права. Выяснение особенностей финансового права, умение отграни чить его от других отраслей права имеет существенное практичес кое значение, так как способствует четкой организации финансо вой деятельности государства и муниципальных образований с учетом ее специфики, помогает правильному применению юриди ческих мер воздействия в необходимых случаях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *