0

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Вопрос 1. Понятие и методы финансовой деятельности Понятие финансовой деятельности Денежные отношения определяют необходимость и наличие специальной финансовой деятельности государ ства. Финансовая деятельность любого государства представляет собой про цесс собирания, распределения (перераспределения) и использования де нежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций госу дарства и органов местного самоуправления. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований выступает необходимой и составной частью меха низма социального управления , представляет собой отраслевое проявление (разновидность) государственной и юридической деятельности. Обеспечивая движение денеж ных средств в интересах всего общества, финансовая деятель ность государства и муниципальных образований носит публич ный характер. Независимо от того, кто является участником конкретных финансовых правоотношений (государство, субъект РФ, муниципальное образование или их орга ны, должностные лица), по своей сути, форме и методам право вого регулирования финансовая деятельность всегда публична с соответствующим распределением предметов ведения и компе тенции. Финансовая деятельность государства заключается в право мерном поведении субъектов финансового права, направленном на сохранение либо совершенствование юридического механиз ма регулирования финансовых отношений. Основными направ лениями воздействия на механизм финансово-правового регули рования со стороны финансовой деятельности являются право творчество, правореализация и государственное принуждение. Финансовая деятельность государства это основанная на правовых нормах публичная деятельность субъектов финансового права по созданию оптимального механизма финансово-правового регулирования в целях планомерного аккумулирования, распределе ния и использования централизованных и децентрализованных де нежных фондов общего значения. Содержание финансовой деятельности Содержание финансовой деятельности государства опреде ляется спецификой ее объекта, в качестве которого выступает финансовое право во всем многообразии конкретных проявле ний правовых норм, правоотношений, правового регулирова ния и правового сознания. Результатом финансовой деятель ности становятся юридически значимые последствия, наступле ние которых желательно для государства (совершенствуется сфера правового регулирования финансовых отношений, скла дываются позитивные финансовые правоотношения). Сфера финансо вой деятельности относится к ведению федеральных органов, органов субъектов РФ и органов местного самоуправления. Осуществляя финансовую деятельность, государство решает две взаимосвязанные цели статистическую и динамическую. Статистическая цель подразумевает определенную консерва цию финансового состояния государства, сохранение уже дос тигнутого уровня стабильности и равновесия в доходах и расходах централизованных денежных средств, межбюджетных отно шениях, валютном регулировании и т. п. Динамическая цель направлена на непрерывный процесс правового совершенство вания, реформирования и развития финансовых отношений. Основной же целью Российской Федерации как социального государства является финансовое покрытие затрат на осуществ ление социально заказанных программ. Эта цель предполагает реализацию бли жайших (промежуточных) целей этой деятельности: сбор госу дарством запланированных денежных средств в свои бюджет ные фонды и запланированное использование денежных средств для решения государственных задач. Финансовой деятельности свойственны многие характерные черты, присущие любой юридической деятельности. Признаки финансовой деятельности (особенности): а) обязательное участие государства или муниципальных об разований в лице их компетентных органов; б) направленность на принятие юридически значимых реше ний посредством реализации государством правотворческой функции; в) оформление принятого юридически значимого решения в соответствующих нормативных правовых актах, имеющих офи циальный и общеобязательный характер; г) юридическое значение ее результатов не только для пуб личных субъектов (государства и муниципальных образований), но и для иных субъектов финансового права; д) ее осуществление в целях оптимизации и эффективности получения юридически значимых результатов в строго установ ленном порядке, т. е. посредством аккумулирования, распреде ления и использования государственных и муниципальных фон дов денежных средств. Виды финансовой деятельности Классификацию финансовой деятельности можно проводить по нескольким основаниям: = сферы общественных отношений, охватываемых финансовой деятельностью, = субъекты, осуществляющие финан совую деятельность, = территориальные уровни, = формы финансовой деятельности = функци и финансовой деятельности и др. Каждый из видов финансовой деятельности имеет все характеристики, присущие финансовой деятельности в целом, но обладает своими специфическими особенностями, проявляющиеся: — в круге субъектов (участников) и их финансовой компетенции (правах), — объекте воздействия, — действии во времени, — наличии определенных целей. В зависимости от сфер обще ственных отношений, регулируемых финансовым правом, можно выделить: — бюджетную деятельность государства и муниципаль ных образований; — налоговую деятельность государства и муни ципальных образований; — кредитную деятельность государства и муниципальных образований; — финансовую деятельность государ ственных и муниципальных предприятий; — государственную дея тельность в сфере обязательного страхования; — государственную и муниципальную деятельность в сфере внебюджетных фондов. В зависимости от территориального уровня, на котором осу ществляется аккумулирование, распределение и использование финансов, различают: — финансовую деятельность государства (Российской Федерации и субъектов РФ) — финансовую дея тельность муниципальных образований. Финансовая деятельность субъекта РФ это осуществление им функций по планомерному аккумулированию, распределе нию и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов) субъекта РФ в целях реализации его задач и функций. Финансовая деятельность субъекта РФ осуществляется на основе тех же принципов, методов и форм, что и финансовая деятельность государства в целом, но ей присущи собствен ные признаки: — выражает государственную самосто ятельность субъекта РФ (в рамках Конституции РФ); — осуществляются функции аккумуляции, распре деления и использования денежных средств в целях обеспече ния публичных интересов соответствующего субъекта РФ; — фун кции финансовой деятельности субъекта РФ осуществляются специально создаваемыми органами по поручению соответству ющего региона и от его имени, а также другими органами, ко торым субъект РФ передает часть своих полномочий в сфере финансовой деятельности; — отражает федеративное устройство Российского государства. Особенности финансовой деятельности субъектов РФ про являются во взаимоотношениях с федеральным центром и му ниципальными образованиями. Финансовая деятельность муниципальных образований это осуществление соответствующим муниципальным образованием в лице компетентных органов функций по планомерному аккумули рованию, распределению и использованию централизованных и де централизованных фондов денежных средств в целях осуществле ния публичных задач и функций местного сообщества, а также делегированных полномочий государства. Финансовая деятельность муниципальных образований представляет собой исторически сложившийся и обусловлен ный публичным характером институт в структуре финансовой деятельности государства и характеризуется тем, что в ходе ее осуществления организуются и практически осуществляются аккумуляция, распределение и использование денежных фон дов в целях выполнения задач, предусмотренных местным сооб ществом, и делегирования полномочий государства. Особенностью муниципальной финансо вой деятельности является обеспечение финан совыми средствами выполнения целей и задач, предусмотрен ных местным сообществом , и делегированных полномочий государства. Федеральный закон О финансовых основах мест ного самоуправления в Российской Федерации обязывает орга ны государства при передаче своих полномочий на местный уровень выделять для их реализации соответствующие финан совые ресурсы. Сферу (область) муниципальной финансо вой деятельности представляют финансы соответствующего тер риториального образования. Органы местного самоуправления самостоятельно или с уча стием государства устанавливают порядок образования и ис пользования централизованных (в рамках местного самоуправ ления) и децентрализованных денежных фондов. Создаются денежные фонды местного самоуправления в ре зультате аккумулирования (мобилизации) средств через систему налогообложения, муниципальных кредитов, в результате кон троля за расходованием финансов местного бюд жета, добровольных взносов. Вопрос 2. Методы осуществления финансовой деятельности Осуществляется финансовая деятельность специальным ап паратом на основании разнообразных методов (в том числе — сти мулов, ограничений и санкций). В зависимости от участников финан совой деятельности методы ее осуществления делятся на две группы: — методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств ( добровольные, обязательные и смешанные ); — методы их распределения и использования. 1) Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на виды: а) налоговый метод — используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, органи заций и учреждений в бюджет; б) обязательных взносов (платежей) юридическими и физическими лицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами — в фонды заня тости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.; в) добровольного привлечения денежных средств в форме вкладов населения в банк, приобретение облигаций и дру гих ценных бумаг, государственных и муниципальных займов, лотерей, благотворительных пожертвований; г) взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т. п.); д) с помощью метода страхования образуются страховые фонды; е) эмиссия денег — дополнительный выпуск денежных средств в обраще ние. 2) Методы распределения фондов денежных средств: а) финансирование — плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета; б) кредитование — это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд; в) выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осу ществляемые из образованных ранее соответствующих фондов; г) осуществление расчетов между различными субъектами. Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам ак кумуляции или распределения денежных средств, экономических отноше нии принято называть финансовым институтом, к которым относятся, на пример, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита. Соотношение методов обязательных и добровольных платежей зави сит от многих факторов: политического курса государства и местных органов власти, потребности в финансовых ресурсах, уровня жизни населения и т. д. При распределении денежных средств используются финан сирование и кредитование. Фи нансирование предназначено для сохранения непрерывной и возобновляющейся производственной деятельности государ ственных и муниципальных предприятий. Это обеспечение денежными средствами по требностей расширенного воспроизводства. В условиях рыночной экономики государственные и муни ципальные органы власти финансируют только целевые мест ные программы. Государ ственные и муниципальные нужды обеспечиваются за счет бюд жетных средств и внебюджетных источников, привлекаемых для решения поставленных задач. Кроме прямого финансирования в целях экономического развития государство может использовать косвенное финанси рование в виде налоговых льгот, валютных средств, оставляе мых на льготных условиях в распоряжении предприятия, и т. п. Конкретные виды, размеры и порядок предоставления финан совых льгот устанавливаются органами государственной власти и органами местного самоуправления во время утверждения конкретной целевой программы. Через бюджетную систему осуществляется и опосредованное финанси рование государством важных мероприятий и программ. Кредитование, как и финансирование, обеспечивает финансовые потребности процесса расширенного воспроизводства, но отличается возмездностью , срочностью и возвратностью. Кредиты из государственных и муниципальных средств предоставляются в основном частным предприятиям, но возможны случаи полу чения государственных и муниципальных кредитов и бюджет ными предприятиями, учреждениями, организациями. Использование государственных и муниципальных денежных средств осуществляется посредством расчетных операций , которые могут быть в наличной и безналичной формах. Финансовая деятельность осуществляется государством как охранительными , так и регулятивными способами, адми нистративными и экономическими методами. В условиях рыноч ной экономики применение административных методов в фи нансовой деятельности сокращается. Они используются в орга ничном единстве с экономическими методами. Регулирование финансовой деятельнос ти государства и муниципальных образований в современных условиях направлено на усиление экономической обоснованнос ти любых административных решений и на устранение элемен тов администрирования в финансовой деятельности. Вопрос 3. Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства Финансовую деятельность осуществляют все государственные органы и органы местного самоуправления, так как выполнение функций государ ства и местного самоуправления по всем направлениям связано с использованием финан сов. В силу различия задач и правового положения тех или иных государственных органов и органов местного самоуправления масштабы их фи нансовой деятельности и степень участия в ней различны. Это связано с различным финансово-правовым статусом субъектов управления, который состоит из трех блоков: = целевой включает нормы о целях, функциях, задачах и принципах деятельности; = организационно-структурный правовые предписания, регламентирующие порядок образования, реорганизации и ликвидации; структуру; линейную и функциональную подчиненность; = компетенционный совокупность властных полномочий и подведомственности (компетенция в области планирования, контроля и др.). В связи с этим различают: = органы общей компетенции, осуществляющие финан совые полномочия в качестве одного из направлений своей де ятельности, = органы специальной компетенции, созданные для реализации государственных функций по образованию, распре делению и использованию фондов денежных средств. Органы финансового управления можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от объема и характера компетенции можно выделить органы: А) общей компетенции , которые осуществляют управление боль шинством отраслей их сферы деятельности (Правительство РФ, правительства и администрации субъектов РФ); Б) специальной компетенции, которые осуществляют отраслевое, либо межотраслевое (функциональное), либо смешанное управление; Органы специальной компетенции подразделяются на: = отраслевой компетенции — осуществляют руководство отдель ными сферами или отраслями управления; = внутриотраслевой компетенции — руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориальные органы федеральных министерств по своим направлениям); = межотраслевой (функциональной) компетенции — выполняют общие специализированные функции для всех или большинства от раслей и сфер управления); = смешанной компетенции, т. е. органы, имеющие признаки как отраслевой, так и межотраслевой сферы деятельности. По порядку разрешения подведомственных вопросов органы управления могут быть: — единоначальные — в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган ру ководителю; — коллегиальные — организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных органов (государственные комитеты, феде ральные комиссии, службы, надзоры, российские агентства). В коллегиальных органах реше ния принимаются большинством их членов в сочетании с персональ ной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы. Руководитель принимает решения по внутриведомственным вопросам. Систему органов общей компетенции представляют Феде ральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ. Согласно принципу разделения властей прерогативой зако нодательных (представительных) органов государственной вла сти является принятие финансовых законов. Кроме правотвор ческой функции Федеральное Собрание РФ и законодатель ных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ осуществляет полномочия в сфере финансового контроля. Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направ ления внутренней и внешней политики государства, в соответ ствии с которой строится финансовая политика. Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государ ственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организа ции расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной систе мы, через Главное контрольное управление Президента РФ осу ществляет финансовый контроль. В целях совершенствования аналитического и информаци онного обеспечения деятельности Президента РФ по экономи ческим вопросам, включая вопросы общегосударственных фи нансов, бюджета, межбюджетных отношений и др., в составе Администрации Президента РФ образовано Экономическое уп равление Президента РФ. Исполнительные органы государственной власти (Прави тельство РФ, правительства или администрации субъектов РФ) принимают меры к реализации финансовых законов, осуществ ляют правотворческие полномочия, принимая и издавая подза конные нормативные финансово-правовые акты, исполняют бюджет под контролем законодательных (представительных) органов и т. д. В структуре Аппарата Правительства РФ созданы Департа мент государственных финансов, Департамент экономики, Де партамент финансовых рынков и имущественных отношений, Департамент международного сотрудничества, Департамента регионального развития и др. Кредитная деятельность государства тесно связана с валют ным регулированием и валютным контролем , поэтому Департа мент государственных финансов реализует государственную политику по регулированию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, осуществляет образование и использова ние государственных ресурсов драгоценных металлов и драго ценных камней, организует пробирный надзор. Департамент государственных финансов занимается опреде лением основных направлений денежно-кредитной политики и ее реализацией, организацией денежного обращения, регулиро ванием деятельности кредитных организаций, совершенствова нием банковской системы, реструктуризацией кредитных орга низаций. К вопросам ведения Департамента государственных финансов относятся также организация и регулирование госу дарственной деятельности в сфере аудита, страхования и бух галтерского учета. Функции финансовой деятельности выполняют также феде ральные органы исполнительной власти и органы исполнитель ной власти субъектов РФ, осуществляющие функции государственного управления в рамках определенных отраслей или сфер управления (министерства и ведомства). То же относится и к подобным органам, формируемым мест ным самоуправлением (отделы, управления администраций и т. п.). Среди специализированных органов финансово-кредитной компетенции особо выделяется Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, валютной и налоговой политики в стране, координирует дея тельность в этой сфере иных федеральных органов исполни тельной власти, издает инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой дея тельности. Субъектами РФ также создаются подобные органы (мини стерства финансов или финансовые управления). В системе органов местного самоуправления действуют финансовые отде лы или управления. Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 О феде ральном казначействе была образована единая централизован ная система органов федерального казначейства, подчиненная Министерству финансов РФ. В состав этой системы входят Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненные ему территориальные органы по субъектам РФ, городам (кроме городов районного значения), районам и районам в городах. На органы федерального казначейства возложены следую щие задачи: 1) организация, осуществление и контроль за ис полнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета; 2) регулирование финансовых отно шений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое ис полнение этих фондов и контроль за этими фондами; 3) осу ществление краткосрочного прогнозирования объемов госу дарственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими; 4) управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ государственного внутреннего и внешнего долга России и др. Органы федерального казначейства взаимодействуют с уч реждениями Центрального банка РФ, иными финансово-кре дитными учреждениями, налоговыми органами по фактам на рушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передают материалы правоохранительным органам. Представительные органы местного самоуправления вправе создавать муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местно го бюджета (ст. 14 Федерального закона О финансовых осно вах местного самоуправления в Российской Федерации ). В особую систему выделяются налоговые органы Мини стерство РФ по налогам и сборам и Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел РФ (далее ФСЭНП). Главные задачи налоговых органов заключаются в обеспече нии единой системы контроля за соблюдением налогового за конодательства, за правильностью исчисления, полнотой и сво евременностью внесения в бюджет налогов и других обязатель ных платежей, установленных федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. В связи с этими задачами налоговые органы контролируют соблюдение законодательства о предпринимательской деятельности, законность сделок, при менение контрольно-кассовых машин при осуществлении де нежных расчетов с населением, а также осуществляют валют ный контроль. Деятельность в области налогообложения в рамках своих задач и функций осуществляет также Федеральная таможенная служба РФ. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при переме щении товаров через таможенную границу, контролируют поступление средств в государственные внебюджетные фонды, несут установленную законодательством ответственность. К числу других государственных финансово-кредитных орга низаций относятся государственные внебюджетные фонды (сис тема органов, управляющих деятельностью по образованию, рас пределению и использованию целевых финансовых ресурсов).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *