0

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

Вопрос 1. Понятие, функции и роль финансов Понятие финансов Финансы неотъемлемая часть денежных отношений. Финансы являются распределительной категорией, с помощью которой происходит распределение или перераспределение валового внутреннего продукта и национального богатства. Именно благодаря этому качеству финансов государство и местное самоуправление обес печиваются необходимыми финансовыми ресурсами, использу емыми в форме денежных фондов. Финансовое право представляет собой совокупность взаимо связанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих круг общественных отношений и связей между частными и публичными субъектами, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления. Финансовая деятельность государства обеспечивает взаимодействие частного и публичного секторов экономики, национального и междуна родных рынков капиталов, способствует обеспечению и поддер жанию экономической безопасности государства. По мнению большинства исследователей, термин финан сы восходит к средневековым латинским словам fmatio, financia pecuniaria, которым предшествовало старолатинское слово figo вбивать, вколачивать, а позднее finis, означаю щее конец, предел, границу, окончание (отметный кол вбивался в землю для отделения одного участка земли от другого). Пер вым автором научно-практического труда, посвященного фи нансам, считают Ксенофонта (около 430 355 гг. до н. э.), рабо та которого называлась О доходах Афинской республики. Финансы можно рассматривать в экономическом и матери альном аспектах. В экономическом аспекте финансы это эко номические отношения, связанные с формированием, распреде лением и использованием централизованных и децентрализован ных фондов денежных средств в целях выполнения собственных функций и задач государства или местного самоуправления, а также делегированных полномочий государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых осуществляются распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением потреб ностей сообщества. В материальном аспекте финансы представляют собой де нежные фонды государства, государственно-территориальных и муниципальных образований, предприятий, учреждений, орга низаций, используемые для материального обеспечения потреб ностей общества и развития производства. Совокупность на званных фондов денежных средств представляет собой финан совые ресурсы государства. Особенность финансов как общественных отношений Финансы как экономическая категория функционируют в пределах денежных отношений. В содержание финан сов включаются только те денежные отношения, которые име ют специфическую финансовую форму движения стоимости, связанную с распределением денежных доходов и накоплений, формированием и использованием определенных фондов де нежных ресурсов. Самой главной отличительной особенностью финансовых отношений является обязательное участие в них государства. Все прочие виды денежных отношений выходят за рамки финансовых отношений и регулируются другими отрас лями права. Финансовые отношения отличаются от денежных и по при знаку эквивалентности. Движение денег в большинстве случаев сопровождается встречным движением товаров, работ или ус луг, т. е. денежные отношения носят эквивалентный характер. Финансы не предназначены для создания встречного удовлет ворения, их движение не носит характера возмещения. Един ственное исключение в финансовых отношениях представляют кредитные отношения, возникающие, в частности, при приоб ретении государственных ценных бумаг. Содержание финансов составляют денежные, экономические отношения , которые возникают в процессе формирования, рас пределения и использования денежных фондов и денежных ресурсов. Сущность государственных и муниципальных финансов, за кономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и их роль в общественном воспроизвод стве определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства и местного самоуправления. Финансы как инструмент рыночных отношений Как историческая категория финансы появляются в момент расслоения общества на классы, а муниципальные финансы одновременно с возникновением местного самоуправления. Основные средства государства и местного самоуправления кон центрируются в соответствующих бюджетах. Причиной, порож дающей появление финансов, является потребность государства или муниципального образования в ресурсах, обеспечивающая их деятельность. Рыночная экономика при всем разнообразии ее моделей, из вестных мировой практике, характеризуется тем, что представ ляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Являясь ча стью рыночных экономических отношений, финансы одновре менно выступают важным инструментом реализации государст венной политики. Рыночные отношения характеризу ется значительной децентрализацией финансовых ресурсов. В силу наличия у государства управленческой функции в обществе складывается особая группа денежных отношений, возни кающая вне производственной сферы, государственные (пуб личные) финансы. Данные отношения формируют денежные фонды, необходимые для функционирования государства в це лом и его отдельных органов. В сфере хозяйствования наличие финансов обеспечивает удовлетворение вос производственных потребностей и они позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления. Государственные накопления формируются в виде финансовых резервов, золотовалютного запаса, страховых фондов, банковского капитала и т.д. Эти накопления служат стабилизатором эко номических отношений, гарантом экономического суверени тета государства, регулятором производства и инф ляционных процессов. С помощью финансов достигаются регулирование масшта бов общественного производства, содержание и развитие непро изводственной сферы, обеспечение функционирования государ ственной инфраструктуры, реализуются иные функции государ ства. Финансовые отношения строятся на потребностях государства или местного сообщества, а не порождаются деятельностью госу дарственных или муниципальных органов. Финансы выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории, но они зависят от политики государства и местного самоуправления, их финансовой деятельности. Органы власти, как известно, относятся к надстроечной категории. Диа лектика взаимоотношений между базисом и надстройкой состо ит именно в том, что только социальные и экономические при чины порождают необходимость возникновения новых финансо вых отношений, а государство и местное самоуправление придают им правовое оформление и реализуют их. Финансы это система денежных отношений по поводу аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях материального обеспечения выполнения государственных функций и задач. Признаки финансов (системы денежных отношений): а) складыва ется всегда относительно денег или денежного эквивалента; б) обусловлены управленческой ролью государства; в) являются перераспределительными отношениями в сфере совокупного общественного продукта; г) безэквивалентные не предполагают взаимообмена; д) их движение осуществляется в форме финансовых ресурсов через денежные фонды. Эти признаки в единстве характеризуют сущ ность государственных (публичных) финансов. Их отсутствие не позволит считать денежные отноше ния финансовыми, это будут кредитные, по заработной плате, купле-продаже или иные, но не финансовые. Федеративная природа Российского государства обусловли вает наличие собственных функций, целей и задач у всего государства в целом и у субъектов РФ. Реализация компе тенции каждого субъекта РФ предполагает наличие соответству ющих региональных финансов. Финансы субъекта РФ это экономические отношения, свя занные с аккумулированием, распределением и использовани ем централизованных и децентрализованных фондов денежных средств субъекта РФ в целях выполнения его функций и задач, а также обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых происходят распределение и перераспределе ние валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворе нием публичных потребностей в границах региона. Финансы муниципальных образований — это собой экономические отношения, связанные с аккумулирова нием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выпол нения функций и задач местного самоуправления, а также деле гированных полномочий государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых происходят распределение и перераспределение валового внутреннего про дукта и контроль за удовлетворением потребностей сообщества в границах муниципального образования. Наличие этой особой кате гории финансов вытекает из положений Конституции РФ и связано с признанием местного самоуправления как самостоятельного вида управления на уровне муниципального образования и его самостоятельности. Публичные финансы (РФ, субъектов РФ и муниципальных образований) являются единой категорией, что связано с: а) фе деративным устройством России в сочетании с самостоятельно стью местного самоуправления; б) единством денежной систе мы, экономической, финансовой и таможенной политики; в) единством государственной и муниципальной систем управ ления и регулирования финансово-кредитной сферы. На государственном уровне денежные средства мобилизуют ся в бюджетной системе, во внебюджетных фондах, в страховой и кредитной сферах. Значение имеют также финансы пред приятий, учреждений, организаций всех форм собственности, с помощью которых в государстве осуществляется кругооборот основной массы денежных средств. Основные формы и функции финансов Финансы функционируют в двух основных формах: 1) экономические денежные отношения, связанные с аккумулированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов государства и муниципальных об разований: — уплата налогов и неналоговых платежей в бюджет и государственные и муниципальные внебюджетные фонды; — выделение средств из бюджета и внебюджетных фондов государственных и муниципальных; — распределение бюджетных средств между звеньями бюджетной системы и т.д. 2) экономические отношения, обслуживающие кру гооборот децентрализованных денежных фондов предприятий, учреждений, организаций формирование, распределение и использование доходов и прибыли организаций и т.д. Сущность финансов проявляется в их функциях формиро вании денежных фондов государства и местного самоуправления и использовании денежных фондов в публичных интересах. Аккумулирование денежных фондов означает создание государ ством финансово-правового механизма, направленного на акку мулирование денежных средств в его пользу. Выполнение госу дарством своих функций и задач нуждается в материальном обес печении, что объясняет право государства требовать от иных субъектов отчисления доли их частной собственности в доход казны. Фор мирование денежных фондов осуществляется различными мето дами, основной из которых взимание налогов. Использование денежных фондов означает направление государ ственных средств на реализацию публичных мероприятий: руководство обществом, регулирование уровня жизни населения и т.д. Использование денежных фондов отражает перераспределительный характер финансов, т.е. возможность их вторичного движения от государства к иным субъек там получателям бюджетных средств или кредиторам. В совокупности функции финансов отражают их обществен ное назначение. Они не свойственны никакой иной эконо мико-правовой категории. Важное значение финансов в механизме обеспечения экономи ческого суверенитета обусловило гарантированность функций финансов принудительной силой государства. Практическое применение финансов позволяет государству реализовывать многие публичные функции. Роль финансов выража ется в возможности регулирования общественных отношений и осуществления контроля за этими отношениями. Посредством использования финансов государство осуществ ляет регулирование экономики, влияет на социальные и полити ческие процессы. Регулирующая роль финан сов выражается в создании со стороны государства стабильных условий экономических и социальных отношений для всех хо зяйствующих субъектов. Факторы влияющие на формы государственного регулирования: = уровень развития производственных отношений в обществе, = состояние политической стабильности, = потреб ность в денежных средствах, размера государственного долга, = степень соблюдения финансового законодательства и т. д. В качестве финансовых регуляторов могут использоваться пра вовое регулирование ценообразования установление норма ми законов предельных цен на товары и услуги, финансирование от раслей промышленности и т.д. Финансы помогают государству осуществлять функцию кон троля. Одна из важных задач финансо вого контроля проверка точного соблюдения законодатель ства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной систе мой, налоговой службой, банками, а также взаимных обяза тельств предприятий, учреждений и организаций по расчетам и платежам. Практическая роль финансов в осуществлении контрольной функции проявляется через деятельность финансовых органов. Результаты практической реализации финансов в виде регу лирования общественных отношений и контроля за их осуще ствлением представляют собой форму выражения финансовой политики государства. Вопрос 2. Финансовая система Российской Федерации Понятие финансовой системы Фонды финансовых ресурсов образуются и используются в различных сферах денежных отношений, каждая из которых представляет собой определенный канал распределения соот ветствующей части национального дохода. Эти сферы составля ют отдельные, но взаимосвязанные финансовые звенья (инсти туты). Совокупность входящих в состав финансов звеньев в их взаимосвязи образует финансовую систему государства. Финансовая система это система форм и методов аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, муниципаль ных образований, а также различных организа ций и отраслей народного хозяйства. Финансовую систему государства не следует путать с системой финансовых учреждений, это совокупность государственных органов управления, осуществляющих финансовую деятельность. Каждое звено финансовой системы обслуживает определенную сферу распределения и перераспреде ления национального дохода посредством применения специфи ческих форм и методов аккумулирования и использования фондов денежных средств государства и (или) муниципальных образова ний. Эти особенности разграничивают отдельные звенья и финансовые отношения. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на пуб личную финансовую деятельность и имеет свои функции. Элементы (звенья) финансовой системы и их особенности В настоящее время финансовая система Российской Федера ции состоит из следующих звеньев: 1) бюджетная система, которую образуют федеральный бюд жет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты; 2) внебюджетные государственные и муниципальные фонды; 3) кредит; 4) обязательное государственное страхование; 5) финансы организаций любых форм собственности, объеди нений, предприятий, учреждений, отраслей народного хозяй ства. Первые четыре звена финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для осуществле ния публичной финансовой деятельности в масштабах всего государства. Пятый элемент относится к децентрализованным финансам, поскольку обладают опреде ленной самостоятельностью, не имеют вертикального взаимо действия, а после уплаты всех причитающихся обязательных платежей предприятия самостоятельно распоряжаются остав шейся прибылью. Бюджетная система является ведущим звеном финансовой системы Российской Федерации, в состав которой входят наи более крупные фонды денежных средств. Она имеет три уровня: — федеральный бюджет; — бюджеты субъектов РФ; — местные бюджеты. Бюджетная система является организационной формой фун кционирования бюджета. Централизованный фонд денежных средств является публично-правовой категорией, имеет норма тивное закрепление и служит исключительно для выражения интересов общества. Посредством распределения денежных средств через бюджетную систему государство финансирует ре ализацию публичных функций. Бюджет тесно взаимосвязан с остальными звеньями финансовой системы, именно через него осуществляется финансовая политика государства. Бюджетная система выступает важным элементом социаль но-экономической деятельности государства Совокупность фондов денежных средств, входящих в бюд жетную систему, выступает гарантом финансового суверенитета государства. Все виды бюджетов в бюджетной системе образуются в про цессе финансовой деятельности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований. Бюджет каждого уровня имеет собственные источники доходов, строго определенные бюджетным и налоговым законодательством, а также объекты расходов, подлежащие обязательному финанси рованию. Самостоятельным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды , представляющие собой совокупность де нежных средств, обособленных от соответствующего бюджета, имеющие собственные доходные источники и предназначенные для материального обеспечения строго определенных публич ных мероприятий. Внебюджетные фонды создаются на всех уровнях и в силу этого могут быть государственными или муниципальными. Эти фонды обо собленны от бюджета и имеют строго целевое назначение для привлечения дополнительных ресурсов в приоритетные от расли экономики, развития проблемных отраслей инфраструк туры, выполнения социальных программ. Внебюджет ные фонды особенно важны для финансирования социально значимых, но одновременно и наиболее затратных государ ственных потребностей (пенсионное обеспечение, здравоохра нение). Внебюджетные фонды образуются за счет внесения обяза тельных платежей юридических и физических лиц, а также из добровольных перечислений. Государствен ный и муниципальный кредит как финансово-правовая категория представляет совокупность норм финансового права, регулирующих общественные отношения, возникающие по по воду получения государством (муниципальным образованием) или размещения со стороны государства (муниципального об разования) денежных средств, а также отношения по предостав лению государственных гарантий. Государственный и муниципальный кредит представляет особую финансово-правовую категорию, регулирующую заем ные отношения с императивным участием государства. Кредитные ресурсы (денежные средства, принадлежащих иным субъектам) выступают источником привлечения дополнитель ных денежных средств в государственные и муниципальные бюджеты. Обязатель ное государственное страхование урегулированные нормами финансового права отношения по защите имущественных и связанных с ними неимущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Страхование как звено финансовой системы включает толь ко те отношения, участником которых обязательно выступает государство. Финансовая деятельность в сфере страхования имеет несколько направлений. Развитие страхования также обусловлено наличием у государства социальной функции и, как следствие, принципа социальной направленности финансо вой деятельности (например, пенсионное и медицинское обеспечение, выпла та пособий по безработице, страхования военнослужащих, работников правоохранительных органов, врачей отдельных специальностей и т.п.). Финансирование таких расхо дов осуществляется посредством формирования страховых фондов и последующего их распределения. Финансовая деятельность в сфере страхования является од ним из способов аккумулирования дополнительных денежных средств в доход государства. Страховые взносы физических и юридических лиц, мобилизованные в фонды денежных средств, расходуются исключительно при наступлении страхового слу чая. Вместе с тем юридические факты, влекущие необходимость выплаты страховой суммы, наступают не всегда. Аккумулиро ванные таким образом денежные средства государство направ ляет на материальное обеспечение иных публичных потребностей или финансирование капитальных вложений. Самостоятельным звеном финансовой системы являются финансы предприятий , которые с точки зрения финансово-пра вового регулирования представляют денежные отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами при фор мировании, движении и использовании основного и оборотно го капитала, нематериальных активов и финансовых ресурсов (включая фонды денежных средств) предприятий. Финансовая система охватывает финансы предприятий всех форм собственности, но пределы и методы правового регулиро вания их финансовой деятельности различны. Основной целью финансовой деятельности государ ственных и муниципальных предприятий является выполнение государственного (муниципального) заказа. Получение прибы ли, как правило, не основная цель государственных и муници пальных предприятий. Отдельные функции государство осуществляет монопольно в силу их стратегической, политической или финансовой значи мости. Например, эмиссию и хра нение официальных денежных знаков осуществляет исключи тельно государственное предприятие объединение Гознак. Финансы предприятий являются основой всей системы фи нансов, поскольку именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов. Это звено относится к сфере материаль ного производства. В результате финансовой деятельности пред приятий образуются основные источники финансовых ресурсов государства: общественный продукт, национальное богатство и национальный доход. Финансы предприятий представляют собой самостоятельное децентрализованное звено единой финансовой системы госу дарства, что закреплено ст. 214 ГК РФ. Обособленность финансов предприятий проявляется в праве на самостоятельную финансовую деятельность: после уп латы налогов и иных обязательных платежей предприятия само стоятельно распоряжаются оставшейся прибылью. Финансы предприятий не образуют единой соподчиненной вертикали собственником унитарного предприятия выступает Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. Финансовые ресурсы унитарных предприятий исключаются из состава государственной казны. Как звено финансовой системы финансы предприятий тесно взаимодействуют с другими ее звеньями. Финансовые ресурсы предприятий формируются на основе общих финансово-правовых принципов. Вместе с тем финансо вая деятельность предприятий основывается на специальных принципах, основными из которых являются: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная ответ ственность, финансовая заинтересованность, конкуренция. На основе целостности, гибкости, динамичности и открыто сти финансовой системы было выведено основное правило ее деятельности (system theory): всегда следует стремиться к фи нансовой устойчивости системы в целом, а не тех или иных ее звеньев и субинститутов. Это предполагает усиление и углубление связей финансовой системы с внешней средой, постоянный обмен информацией. Сложность финансовой системы определяется разнообразием составля ющих ее элементов, разнохарактерностью связей между ними, их структурным различием. Государственная финансовая система в развитых капиталис тических странах состоит из четырех звеньев: = государственные бюджеты, = местные финансы, = специальные внебюджетные фон ды, = финансы корпораций. Для указанных финансовых систем характерен принцип фискального федерализма, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различ ными уровнями системы. Правительство полностью независи мо в целях, касающихся государственных вопросов в целом: расходов на оборону, космос, внешние отношения. Местные органы власти финансируют развитие школ, охрану обществен ного порядка, уборку территорий и т. п. Местные финансы в капиталистических странах состоят из: = местных бюджетов; = финансов муниципальных предприятий; = автономных местных фондов. Основное значение имеют местные бюджеты. В унитарных государствах местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюд жет, а в федеративных государствах бюджеты местных сооб ществ не входят в бюджеты членов федерации, последние не включаются в государственный федеральный бюджет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *