0

Правовое регулирование внутренних государственных займов. Страницы 3-4

1          Понятие внутреннего государственного займа

Государственные внутренние займы являются важнейшей составной частью государственного кредита. Внутренний заем — долговое обязательство, как правило государственное, по облигациям, выпущенным на внутренний рынок[1]. Так С.Д. Сафина общественные отношения при осуществлении государственных внутренних займов относит к регулируемым нормами финансового права. Нормы финансового права определяют порядок и условия эмиссии государственных займов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, порядок их размещения, порядок учета в бюджете поступающих денежных средств и расходуемых из бюджета при осуществлении государственных займов; полномочия ЦБ РФ по обслуживанию государственного внутреннего долга; порядок обеспечения затрат на размещение, рефинансирование, выплату доходов и погашение государственных займов Российской Федерации и т.д[2].

Общее понятие государственного (публичного) долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ[3]. В зависимости от заемщика публичный долг подразделяется на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг.

Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну.

Под муниципальным долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы. Для погашения своих обязательств и обслуживания долга органы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня используют все полномочия.

В экономической науке государственный долг принято определять как все непогашенные долговые обязательства государства (включая процентные платежи) по отношению к частным лицам и институтам внегосударственного сектора, а также к иностранным государствам.[4]

Таким образом, государственный (муниципальный) долг это совокупность долговых обязательств РФ или субъекта РФ (муниципального образования), т.е. долг органов государственной власти разного уровня (органов местного самоуправления):

  • перед другими секторами народного хозяйства;
  • перед другими государственными органами и органами местного самоуправления;

долг, который может возникнуть в будущем вследствие наличия обязательств органов государственной власти и местного самоуправления по гарантированию обязательств третьих лиц – в

[1] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. –М., ИНФРА-М, 2010.

[2] Сафина С.Д. Государственные внутренние займы (финансово-правовой аспект). М., Норма, 2011. С. 18.

[3] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.12.2014, с изм. от 08.03.2015) // Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, N 31, ст. 3823,

[4] Головачев Д.Л. Государственный долг. Теория, российская и мировая практика. -М., 2013. С.31.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *