Подходы к сравнительному анализу потенциальных поставщиков или контрагентов. Страницы 7-8

Подходы к сравнительному анализу потенциальных поставщиков или контрагентов. Страницы 7-8

Рейтинговая оценка соответствия поставщиков критериям/факторам[1] часто проводится по критериев выбора поставщика М. Р. Линдерса и Х. Е. Фирона (в порядке приоритета)[2]

 

Критерии, предложенные М. Р. Линдерсом и Х. Е. Фироном используются в основном зарубежными фирмами — производителями продукции при выборе (или предварительном отборе) поставщиков/контрагентов.  В российской практике такой комплексный подход встречается редко, так как принято ориентироваться больше на цену закупаемых продукции, материалов или товаров. Но при этом остаются за бортом многие важные параметры, которые могут дать преимущества в будущем, а их необходимость следует выявить, что под силу только квалифицированным специалистам.

В практике закупочных служб наиболее популярен метод рейтинговых оценок для выбора поставщика/контрагента. Для анализа этим методом проводится отбора критериев поставщиков/контрагентов и назначается экспертно их значимость. Рейтинг контрагента – это сумма произведений значений (удельного веса) критерия на экспертную балльную оценку (например, по 5-10-балльной системе). Контракт получают компании, набравшие наибольший рейтинг. Контракт распределяется между несколькими компаниями с самым высоким рейтингом.

Для полноты картины стоит охарактеризовать прочие способы отбора поставщиков, которые значительно реже рейтингового метода используются на практике.

Метод оценки затрат (затратно-коэффициентный) состоит в вычислении вариантов закупок с соответствующими затратами на каждый из них.  Ранжируются  варианты по соотношению денежных потоков – затрат и доходов. Доходами может быть экономия ресурсов или услуг.

Метод доминирующих характеристик сосредоточен на важнейшем параметре (критерии): наилучшим качеством, наиболее низкой ценой, графиком поставок, внушающим наибольшее доверие, и т.п. Преимущество этого метода — в простоте, а недостаток — в игнорировании остальных факторов — критериев отбора[3].

Метод категорий предпочтения строит алгоритм на выделение ключевых факторов, например, дополнительный сервис, возможность срочной поставки

[1] Оревинин И.Н., Пефтиев В.И. К вопросу о формировании критериев оценки поставщика // Методология экономической науки: проблемы и перспективы развития / Под ред. д.э.н., профессора А.И. Тяжова. – Кострома: Изд-во Костромского государственного технологического университета, 2006. – С. 248.

[2] Линдерс Майкл Р., Фирон Харольд Е. Управление снабжением и запасами. Логистика / Пер. с англ. СПб.: Полигон, 1999. С. 261.

[3]  Формирование взаимосвязи с поставщиками URL: https://www.belstu.by/Portals/0/userfiles/101/102/TEMA-7—FORMIROVANIE-VZAIMOSVYaZI-S-POSTAVSchIKAMI.docx

Comments are closed