0

Лекция 34: «МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ»

1. Природа международных конфликтов Причины и функции международных конфликтов Прошлое столетие насыщено международными конфликтами. Наиболее масштабными из них были две мировые войны. С распадом колониальной системы между новыми государствами стали возникать военные противобор ства на этноконфессиоиальной и социально-экономической основе. После окончания холодной войны казалось, что мир вошел в ста дию длительного бесконфликтного существования. Эту позицию выразил в своих работах Ф.Фукуяма как эре соперничества идей и утверждения либеральных принципов организации человеческого общества. Однако в действительности количество локальных и региональных конфликтов резко увеличилось, они ужесточились и усложнились. Усилилась тенденция к размыванию границ между внутренними и международными конфликтами. В условиях глобализации конфликты создают серьезную угрозу мировому сообществу в связи с возможностью их расширения, опас ностью экологических и военных катастроф, высокой вероятностью массовых миграций населения, способных дестабилизировать ситуа цию в сопредельных государствах. С крахом биполярной системы участие в региональных конфликтах и процессе их урегулирования превратилось в ключевую проблему деятельности крупнейших международных организаций, в одно из важнейших направлений внешней политики ведущих мировых держав. Резко возросли масштабы международных операций по поддержа нию мира, а сами эти операции имеют преимущественно военизиро ванный характер и направлены на силовое умиротворение проти воборствующих сторон. На протяжении длительного времени международные конфликты изучались главным образом исторической наукой, вне сравнения с другими видами социальных конфликтов. В 40-60-х годах прошлого века в рабо тах К. Райта и П. Сорокина оформился подход к международным конфликтам как к разновидности социальных конфликтов. Представители так называемой общей теории конфликтов (К. Боулдинг, Р. Снайдер и др.) не придают существенного значения специ фике международного конфликта как одной из форм взаимодействия между государствами. К этой категории они нередко относят многие события внутренней жизни в отдельных странах, влияющие па меж дународную обстановку: гражданские волнения и войны, государст венные перевороты и военные мятежи, восстания, партизанские дей ствия и пр. Причинами международных конфликтов ученые называют: конкуренцию государств; несовпадение национальных интересов; территориальные притязания; социальную несправедливость в глобальном масштабе; неравномерное распределение в мире природных ресурсов; негативное восприятие сторонами друг друга; личную несовместимость руководителей и пр. Для характеристики международных конфликтов используется различная терминология: враждебность , борьба , кризис , во оруженное противостояние и пр. Общепринятого определения ме ждународного конфликта пока не существует из-за многообразия его признаков и свойств политического, экономического, социального, идеологического, дипломатического, военного и международно-пра вового характера. Одно из признанных в западной политической науке определений международного конфликта дано К. Райтом в середине 60-х годов: Конфликт есть определенное отношение между государ ствами, которое может существовать на всех уровнях, в самых различ ных степенях. В широком смысле конфликт может быть подразделен на четыре стадии: 1. осознание несовместимости; 2. возрастающая напряженность; 3. давление без применения военной силы для раз решения несовместимости; 4. военная интервенция или война для навязывания решения. Конфликт в узком смысле относится к си туациям, в которых стороны предпринимают действия друг против друга, т.е. к двум последним стадиям конфликта в широком смысле. Достоинством этого определения является рассмотрение между народного конфликта как процесса, который проходит определенные стадии развития. Понятие междуна родный конфликт шире понятия война , которая является част ным случаем международного конфликта. Для обозначения такой фазы в развитии международного кон фликта, когда противостояние сторон сопряжено с угрозой его пере растания в вооруженную борьбу, нередко используется понятие между народный кризис. По своим масштабам кризисы могут охватывать отношения между государствами одного региона, различных регио нов, крупнейшими мировыми державами (например, Карибский кризис 1962 года). При неурегулированности кризисы либо перерас тают в военные действия, либо переходят в латентное состояние, ко торое в дальнейшем способно порождать их вновь. В период холодной войны понятия конфликт и кризис явля лись практическим инструментарием для решения военно-политиче ских проблем противостояния СССР и США, снижения вероятности ядерного столкновения между ними. Существовала возможность сочетать конфликтное поведение с сотрудничеством в жизненно важных областях, находить пути деэскалации конфликтов. Исследователи различают положительные и отрицательные функ ции международных конфликтов. К числу положительных относят: предотвращение стагнации в международных отношениях; стимулирование созидательных начал в поисках выходов из слож ных ситуаций; определение степени рассогласованности интересов и целей госу дарств; предотвращение более крупных конфликтов и обеспечение ста бильности путем институционализации конфликтов малой интен сивности. Деструктивные функции международных конфликтов усматри ваются в том, что они: — вызывают беспорядок, нестабильность и насилие; — усиливают стрессовое состояние психики населения в странах-участницах; — порождают возможность неэффективных политических решений. Концепция Хантингтона о столкновении цивилизаций В статье «Столкновение цивилизаций» (1993) С.Хантингтон отмечает, что если XX столетие являлось веком столкновения идеологий, то XXI столетие станет веком столкновения цивилизаций или религий. При этом конец холодной войны рассматривается как исторический рубеж, разделяющий старый мир, где преобладали национальные противоречия, и новый мир, характеризуемый столкновением цивилизаций. В научном плане эта статья не выдерживает критики. В 1996 г. С.Хантингтон опубликовал книгу «Столкновение цивилизаций и перестройка мирового порядка», которая явилась попыткой привести дополнительные факты и аргументы, подтверждающие основные положения и идеи статьи и придать им академический вид. Основной тезис Хантингтона состоит в следующем: «В мире после холодной войны самые важные различия между народами — не идеологические, политические или экономические, а культурные». Люди начинают идентифицировать себя не с государством или нацией, а с более широким культурным образованием — цивилизацией, ибо цивилизационные различия, сложившиеся столетиями, «более фундаментальны, чем различия между политическими идеологиями и политическими режимами… Религия разделяет людей сильнее, чем этническая принадлежность. Человек может быть полуфранцузом и полуарабом и даже гражданином обеих этих стран (Франции и, скажем, Алжира — К.Г.). Куда сложнее быть полукатоликом и полумусульманином». Хантингтон выделяет шесть современных цивилизаций — индуисткую, исламскую, японскую, православную, китайскую (sinic) и западную. В дополнение к ним он считает возможным говорить еще о двух цивилизациях — африканской и латиноамериканской. Облик нарождающегося мира, утверждает Хантингтон, будет определяться взаимодействием и столкновением этих цивилизаций. Хантингтоном озабочен прежде всего судьбами Запада, и главный смысл его рассуждений состоит в противопоставлении Запада всему остальному миру по формуле «the west against the rest», т.е. Запад против остального мира. По Хантингтону господству Запада приходит конец и на мировую арену выступают незападные государства, которые отвергают западные ценности и отстаивают собственные ценности и нормы. Продолжающееся сокращение материального могущества Запада еще больше уменьшает притягательность западных ценностей. Потеряв могущественного врага в лице Советского Союза, который служил мощным мобилизующим фактором консолидации, Запад настойчиво ищет новых врагов. По мнению Хантингтона, особую опасность для Запада представляет ислам в силу демографического взрыва, культурного возрождения и отсутствия центрового государства, вокруг которого могли бы консолидироваться все исламские страны. Фактически ислам и Запад уже находятся в состоянии войны. Вторая серьезная опасность исходит из Азии, особенно из Китая. Если исламская опасность связана с неуправляемой энергией миллионов активных молодых мусульман, то азиатская опасность вытекает из господствующих там порядка и дисциплины, способствующих подъему азиатской экономики. Успехи в экономике укрепляют самоуверенность азиатских государств и их стремление влиять на судьбы мира. Хантингтон выступает за дальнейшее сплочение, политическую, экономическую и военную интеграцию западных стран, расширение НАТО, вовлечение Латинской Америки в орбиту Запада и предотвращение дрейфа Японии в сторону Китая. Поскольку же главную опасность представляют исламская и китайская цивилизации, Западу следует поощрять гегемонию России в православном мире. Виды международных конфликтов В научной литературе клас сификация конфликтов проводится по разным основаниям и их различают в зависимости: от количества участников различают конфликты двусторонние и многосторонние, от геогра фического распространения локальные, региональные и глобаль ные, от времени протекания краткосрочные и длительные, от ха рактера используемых средств вооруженные и невооруженные, от причин территориальные, экономические, этнические, религиоз ные и пр. по возможности урегулирования конфликтов — конфликты с противоположны ми интересами, в которых выигрыш одной стороны сопровождается проигрышем другой (конфликты с пулевой суммой ), и конфликты, в которых существует возможность компромиссов (конфликты с не нулевой суммой ). Факторы и особенности международных конфликтов В истории человечества международные конфликты, включая войны, вызывались экономическими, демографическими, геополи тическими, религиозными и идеологическими факторами. Внешне нынешняя конфликтность проистекает из прекращения конфронтации двух военно-политических блоков, каждый из которых был организован и иерархизирован сверхдержавами. Ослабление блоковой дисциплины , а затем и крах биполярности способствовали увеличению числа горячих точек на планете. Конфликтогенным фактором является этническое самоутверждение , более жесткое, чем прежде, самоопределение на основе категорий мы и они. Наиболее полно объяснение природы современных конфликтов, предложен С. Хантингтоном. Он считает, что истоки нынешней конфликтности в мире следует искать в соперничестве семи-восьми цивилизаций западной, славяно-православной, конфуцианской, исламской, индуист ской, японской, латиноамериканской и, возможно, африканской, отличающихся своей историей, традициями и культурно-религиоз ными признаками. Позицию Хантингтона во многом разделяют и не которые отечественные ученые (С. М. Самуилов, А. И. Уткин). Самые масштабные конфликты последних десятилетий, влияние которых выходит далеко за локальные рамки, это конфликты, во зникшие на религиозной основе. Наиболее значимые из них сле дующие. Конфликты, вызванные исламским фундаментализмом , превра тившимся в политическое движение и использующим религиоз ные догмы для установления во всем мире исламского порядка. Многолетняя война с неверными ведется во всех уголках пла неты с широким применением террористических методов (Алжир, Афганистан, Индонезия, Соединенные Штаты, Чечня и т. д.). Межконфессиональные конфликты в Африке. Война в Судане, унесшая жизни 2 млн человек и вынудившая 600 тыс. стать бе женцами, была вызвана прежде всего противостоянием между властью, выражавшей интересы мусульманской части населе ния (70%), и оппозицией, ориентированной па язычников (25%) и христиан (5%). Религиозный и этнический конфликт между хри стианами, мусульманами и язычниками в самой крупной стране континента Нигерии. Война на Святой земле , в которой главный объект спора (Иеруса лим) имеет огромное значение не только для непосредственных участников конфликта мусульман и иудеев, но и для христиан. Конфликт между индуистами и исламистами , возникший со вре мени раздела в 1947 году Индии па Индийский союз и Пакистан и таящий угрозу столкновения двух ядерных держав. Противостояние сербов и хорватов по религиозному признаку, сыгравшее трагическую роль в судьбе Югославии. Взаимное истребление на этнорелигиозной почве сербов и албан цев , проживающих в Косово. Борьба за религиозную и политическую автономию Тибета , на чавшаяся с присоединения к Китаю в 1951 году этой территории, бывшей тогда независимой, и приведшая к гибели 1,5 млн че ловек. Внутри цивилизаций нации не склонны к воинствующему са моутверждению и, более того, стремятся к сближению па общей цивилизациоппой основе, вплоть до образования межгосударственных союзов. Внутрицивилизационная интеграция отчетливо проявилась в преобразовании Европейского сообщества в Европейский союз и расширении последнего за счет государств, имеющих общие с ним культурно-религиозные ценности; в создании Североамериканской зоны свободной торговли; в резком ужесточении ЕС въездных квот для выходцев из стран Азии, Африки и Латинской Америки с весьма категоричной мотивировкой культурная несовместимость. Инте грационные процессы нашли выражение в образовании российско-белорусского союза, в формировании единого экономического про странства с участием России, Белоруссии, Украины и Казахстана. Современные конфликты на межцивилизационной основе имеют ряд особенностей. Первая — в ожесточенности конфликтов ввиду противостояния формировавшихся веками различных систем ценностей и образов жизни. Вторая — в под держке участников со стороны стоящих за ними гигантских цивилизационных зон. Практическую безграничность ресурсов цивилиза ции ощущают Пакистан и Индия в споре из-за Пенджаба и Кашми ра, палестинцы па Ближнем Востоке, христиане и мусульмане в бывшей Югославии. Поддержка исламом чеченского сепаратизма стимулирует этнополитический конфликт на Северном Кавказе. Третья — в фактической невозможности достижения в них победы. Цивилизационная принадлежность участников столкновений, гарантирующая им солидарность глобального масштаба, стимулирует решительность, а порой и жертвенность участников борьбы. Четвертая — цивилизационный фактор может сочетаться с национально-территориальным геополитическим по своему су ществу. Так, участники сербо-мусульмано-хорватского конфликта в Югославии часто меняли союзников в зависимости от изменения ситуации: хорваты-католики вступали в союз с мусульманами против православных сербов, сербы становились союзниками мусульман против хорватов. Германия поддерживала хорватов, Великобри тания и Франция симпатизировали сербам, а США боснийцам-мусульманам. Вовлечение в конфликт различных государств стирает грань между внутренним и международным конфликтами. Пятая — практическая невозможность четкого определения агрессора и его жертвы. Когда происходят такие цивилизационные катаклизмы, как распад Юго славии, где оказываются затронутыми ткани трех цивилизаций славяно-православной, западной и исламской, характер суждений о причинах кризиса и о его инициаторах во многом зависит от пози ций аналитика. Конфликты внутри одной цивилизации, как правило, менее интенсивны и не имеют столь выраженной тенденции к эскалации. Принадлежность к одной цивилизации уменьшает вероятность на сильственных форм конфликтного поведения. Таким образом, окончание холодной войны явилось завершением одной взрывоопасной полосы в истории человечества и началом новых коллизий. Крушение двухполюсного мира вызвало не стрем ление народов воспринять ценности постиндустриального Запада, во многом обеспечившие ему нынешнее лидерство, а тягу к собствен ной идентичности на цивилизационной основе. Источники конфликтов в современном мире Столкновения стран и народов в современном мире, как правило, происходят не только и не столько из-за приверженности идеям Иисуса Христа, пророка Мухаммеда, Конфуция или Будды, а в силу вполне прагматических факторов, связанных с обеспечением национальной безопасности, национально-государственного суверенитета, реализации национальных интересов и т.д. Как показывает исторический опыт, особой ожесточенностью характеризуются гражданские войны. В своем исследовании войн К.Райт пришел к выводу, что из 278 войн, имевших место в период с 1480 по 1941 г., 78 (или 28%) являлись гражданскими. А в период 1800-1941 гг. одна гражданская война приходилась на три межгосударственные. По данным германских исследователей, за период с 1945 по 1985 г. в мире произошло 160 вооруженных конфликтов, из которых 151 — в странах третьего мира. За этот период только 26 дней мир был свободен от какого-либо конфликта. Общее число погибших составило от 25 до 35 млн человек. В течение примерно последних 200 лет в качестве главных акторов международных отношений выступали государства, в особенности великие державы. Хотя некоторые из этих государств принадлежали к разным цивилизациям, это не имело особого значения для понимания международной политики. Культурные различия имели значение, но в сфере политики они воплощались главным образом в национализме. Более того, национализм, обосновывающий необходимость предоставления всем нациям права создавать собственное государство, стал важнейшим компонентом политической идеологии. В последние десятилетия наблюдается две тенденции геополитического процесса: = с одной стороны — интернационализации, универсализации и глобализации; = с другой — фрагментации, локализации, ренационализации. В процессе реализации первой тенденции как раз происходит размывание культурных и цивилизационных особенностей при одновременном формировании общих для большинства стран и народов земного шара экономических и политических институтов. Суть второй тенденции состоит в возрождении национальных, этнических, местнических приверженностей внутри стран, регионов, цивилизаций. После развала СССР и завершения холодной войны между США и СССР ослабло влияние сверхдержав на третьи страны, скрытые конфликты проявились в полной мере в различного рода войнах. По некоторым данным из 34 конфликтов в 1993 г. большинство велись за власть и территории. Ученые предполагают, что в ближайшем будущем различные локальные и региональные конфликты станут наиболее вероятной формой силового решения территориальных, этнонациональных, религиозных, экономических и иных споров. Некоторые геополитики (Я.Накасоне) не исключают новой формы противостояния Востока и Запада, а именно: между Юго-Восточной Азией, с одной стороны, и Европой вместе с США — с другой. В азиатской экономике более заметную роль играют правительства стран региона. Структура рынка этих стран ориентирована на экспорт. Здесь практикуется стратегия так называемого неомеркантилизма, суть которого состоит в ограничении импорта с помощью протекционистских мер в пользу отечественных конкурентоспособных производств и поощрении экспорта их продукции. Быстрые технологические изменения в области производства вооружений с большой долей вероятности могут привести к гонке вооружений локального или регионального масштаба. Растет число стран, особенно развивающихся, которые производят современные боевые самолеты, баллистические ракеты, вооружения новейших типов для сухопутных войск. Вызывают опасения факты производства многими странами химического и бактериологического оружия на заводах, маскирующихся под выпуск мирной продукции. Агрессивная активность меньшинств, феноменальная «сила слабых» проявляется в их способности шантажировать крупные государства и международные организации, навязывать им собственные «правила игры». Растет число стран и регионов, охваченных разветвленными межнациональными преступными картелями торговцев оружием и наркотиками. В итоге наблюдается тенденция к криминализации политики и политизация преступного мира. Распространяющийся по всему миру терроризм может принять характер заменителя новой мировой войны. Терроризм, становясь поистине глобальной проблемой, вынуждает национальные или национально-государственные властные структуры прибегать к жестким мерам, что в свою очередь выдвигает на повестку дня вопрос о расширении их прерогатив и полномочий. Все это может служить основой для постоянных конфликтов национального и субнационального характера. Новые технологии (генная инженерия), вызывая непредвиденные, непредсказуемые и в то же время необратимые последствия, постоянно ставят под сомнение будущее человечества. Современные технологии не только способствуют усилению процессов глобальной взаимозависимости, но и лежат в основе революций, направленных против динамических перемен, которые в наиболее очевидной форме реализовались в Иране и некоторых других странах исламского мира. Взаимозависимость бывает позитивной и негативной. Технология может быть использована как врагами, так и террористами, как сторонниками демократии, так и приверженцами диктатуры. Дипломатия не успевает за развитием технологии. Пока разрабатывается механизм регулирования одной системы вооружений, возникает уже другая система, которая требует дальнейшего и более глубокого изучения всех деталей для создания адекватного механизма ее контролирования. Другой фактор — ядерная «асимметрия» разных стран, значительно затрудняющая достижение соглашения о контроле над стратегическими вооружениями. В основе усиления противоречий, конфликтов между странами и народами может оказаться фактор убывающих возможностей земли. В течение всей истории человечества, от Троянской войны до операции «Буря в пустыне», природные ресурсы составляли одну из ключевых проблем международных отношений. Поэтому при определении основных векторов общественно-исторического развития все большее значение приобретают пути и формы взаимоотношений человека с окружающей средой. Оскудение природных ресурсов влечет за собой появление множества проблем, которые не могут быть решены развитием науки и технологии. Вероятность, а возможно и неизбежность превращения этой сферы в арену будущих мировых конфликтов определяется тем, что разные народы будут по-разному воспринимать вызовы и ограничения природы, разрабатывать и искать собственные пути решения экологических проблем. Непрекращающийся рост населения, массовые потоки беженцев могут стать важными источниками разнообразных этнических, религиозных, региональных и иных конфликтов. В условиях дальнейшего нарастающего закрытия мира с его обострением ресурсного кризиса, т.е. истощением сырьевых запасов, усилением экологического императива, ростом численности населения, территориальная проблема не может не быть в центре мировой политики. Территория, которая всегда была главным достоянием и опорой любого государства, отнюдь не перестала играть эту роль, поскольку является основой природно-сырьевых, производственно-экономических, сельскохозяйственных, людских ресурсов и богатства страны. Именно условия завершенности или закрытости (хотя и не полной) мира, его полной поделенности, по-видимому, способствовали масштабности, ожесточенности и беспрецедентной жестокости мировых войн. 2. Урегулирование международных конфликтов Подходы к урегулированию международных конфликтов Важное место зани мает проблема предотвращения, ограничения и урегулирования кон фликтов. В качестве наиболее эффективных способов урегулирования кон фликтов рассматриваются: — переговорные процессы; — посреднические процедуры; — арбитраж; — сокращение и прекращение поставок оружия сторонам конфликта; — организация свободных выборов. Увеличение числа горячих точек па планете ставит перед мировым сообществом В конце прошлого века выработано несколько подходов к предотвраще нии и мирному урегулированию международных конфликтов. Конфликты должны выявляться и разрешаться на возможно более ранних стадиях. Крайне важно начать урегулирование до того, как стороны окажутся втянутыми в вооруженную борьбу. После начала вооруженных действий ход событий, как показывает практика, развивается по двум сценариям. Первый сценарий предполагает относительно быструю победу одного из участников и поражение другого. Именно на победу рас считывает каждая из сторон, вступая в вооруженную борьбу. Будучи не удовлетворенной исходом, побежденная сторона, собравшись с силами, может снова развязать конфликт, и тогда начинается новый виток конфликтных отношений. Второй сценарий реализуется, когда силы сторон приблизительно равны. В этом случае конфликт приобретает характер длительного вооруженного противостояния. Он может расширяться, вовлекая в свою орбиту новых участников, среди которых нередко оказываются и те, кто пытался его урегу лировать в качестве посредников. Зачастую расширяется и предмет спора. Для урегулирования длительного конфликта стороны должны прийти к выводу о бесперспективности продолжения вооруженной борьбы. Принципиальная возможность урегулирования конфликтов обес печивается тем, что противоборствующие стороны почти всегда имеют определенные совпадающие интересы. Существуют еще и нейтральные интересы, которые могут различным образом увязы ваться и также приобретать значимость для сторон, стимулируя поиски путей разрешения конфликтов. На это обстоятельство еще в 60-е годы прошлого века обратил внимание один из основателей конфликтологии Т. Шеллинг, заметив, что чистый конфликт , когда интересы сто рон полностью противоположны (так называемый конфликт с нуле вой суммой), представляет собой особый случай. Он может возникнуть в войне, направленной на взаимное уничтожение. Принципы мирного урегулирования конфликтов Одним из подходов является принцип разведения интересов сторон. Во время переговоров по мирному урегулированию проблемы в 1978 году интересы между Египтом и Израилем, казалось, были несовместимы. Однако анализ интересов сторон показал, что Израиль был заин тересован в контроле над Синаем для обеспечения своей безопасности, которая ему представлялась надежной при наличии буфера между вооруженными силами обоих государств. Египет же не мог сми риться с отторжением территории, принадлежавшей ему с древности. Разрешение конфликта оказалось возможным благодаря возврату Синая под полный суверенитет Египта и его демилитаризации, гаран тировавшей безопасность Израиля. Компромисс в урегулировании конфликта дости жим на основе различения значимости объектов соперничества для участников конфликта и благодаря их взаимным уступкам. Принцип взаимных уступок может быть реализован путем обраще ния сторон к независимым экспертам для выработки соответствую щих предложений. В качестве таких экспертов могут привлекаться общественные деятели, ученые, международные организации. Разра ботка нескольких вариантов решений позволяет выбрать из них опти мальный или интегрировать различные идеи. В определенных ситуациях противоречия между участниками конфликта могут оказаться трудноразрешимыми или вовсе не разре шимыми. В конфликте между Израилем и палестинцами просматривается тен денция его перерастания из территориального в израильско-исламист ский, а в худшей перспективе в западно-исламистский. Во многих конфликтах обмен уступками крайне затруднен вслед ствие значимости объектов спора для интересов сторон и их нежела ния идти на уступки. Но и в этом случае возможно снижение остроты конфликта путем временного отказа от обсуждения наиболее сложных вопросов и достижения договоренностей по остальным. В результате применения принципа вынесения за скобки во многих случаях до стижимо частичное соглашение, позитивно влияющее на взаимоотно шения сторон. Вынесе ние за скобки вопросов внутреннего устройства страны способ ствовало достижению независимости Намибии от ЮАР. Выбор формы внутреннего устройства был осуществлен волеизлъявлением народа (под контролем ООН). Для разрешения конфликтов с ненулевой суммой его участни кам могут быть полезны принципы поведения, сформулированные в середине 80-х годов американским исследователем Р. Аксельродом применительно к отношениям между США и СССР. Следует ориентироваться не на то, сколько в итоге получит про тивоположная сторона, а насколько будут удовлетворены ваши интересы. Не следует первым выбирать конкурентное поведение. Это рис кованно, так как может привести к ответным действиям и кон фронтации в дальнейшем. Целесообразно отвечать тем же самым ходом, что и партнер: на кооперативное поведение кооперативным, на конкурентное конкурентным, причем сразу. Если в ситуациях с нулевой суммой важно сохранять в тайне свои замыслы, то в ситуациях с ненулевой суммой , напротив, лучше показать, что вы будете отвечать тем же, что и партнер. Поиску конкретных вариантов разрешения конфликта, как прави ло, должно предшествовать снижение уровня напряженности. Этой цели может служить принцип деэскалации, который состоит в выдви жении и реализации одной из сторон конфликта мирных инициатив, имеющих целью побудить противостоящую сторону последовать сво ему примеру. В современной международно-правовой практике субъектами территориальных споров признаются только государства. Борьба на ций за самоопределение и образование самостоятельных государств на определенной территории не рассматривается как территориальный спор. Для территориальных конфликтов характерно наличие разногласий по во просу о границе и суверенитете над определенной территорией. На практике большинство решений по территориальным спорам подтверждали статус-кво. Устав ООН предусматривает мирное раз решение таких споров посредством региональных организаций и ор ганов. На европейском континенте роль регионального соглашения, регулирующего поддержание международного мира и безопасности, играет Заключительный акт Совещания по безопасности и сотруд ничеству в Европе 1975 года. В этом документе провозглашен прин цип нерушимости границ государств-участников. Хотя документ не содержит прямого запрещения территориальных притязаний, все под писавшие его государства выражают намерение воздерживаться от них. Часто территориальный спор является конфликтом с нулевой суммой , т.е. в результате его разрешения одна из сторон теряет тер риторию, а другая ее приобретает. Но в трех случаях конфликт не имеет нулевой суммы. 1. В ходе конфликта население оспариваемой территории, руковод ствуясь принципом самоопределения наций, создает новый субъект международного права. В споре относительно какой-либо заселенной территории появляется третья сторона. 2. В результате спора достигается соглашение о совместном владении территорией. Вариантом такого случая является ситуа ция, когда государство-суверен не лишается данной территории, но предоставляет государству-претенденту различные льготы относительно деятельности на данной территории. Например, создание общей экономической зоны для рыболовства. Такой путь решения территориального спора, видимо, может быть применен для урегулирования проблемы Курил. 3. Исчезает сам предмет спора. Например, в 60-е годы объектом спора между СССР и Китаем был остров Даманский. В результа те демаркации границы между РФ и Китаем остров Даманский стал частью китайской территории. Тем самым исчезло основание для территориальных претензий. Важным фактором урегулирования конфликтов могут быть неофициальные контакты между противоборствующими сторонами. Они способствуют преодолению стереотипа врага и уста новлению доверия, являются важнейшим источником информации о позициях сторон, каналом обмена мнениями и проработки вариантов решений. Участники таких контактов могут позволить себе большую свободу суждений, чем официальные лидеры противоборствующих сторон. Это повышает вероятность нахождения нестандартных ре шений, устраивающих обе стороны. Неофициальные контакты имеют двойную направленность воз действия на население (прежде всего через СМИ) и на лидеров противоборствующих сторон. Возможности, открываемые неофици альными контактами участников конфликта, превращают их во вто рое направление дипломатии. В рамках второго направления дипломатии наибольшее распро странение получили семинары-переговоры между представителями конфликтующих общин. Принципы, методы и способы мирного урегулирования междуна родных конфликтов зависят от их характера, условий протекания, социокультурных факторов. Конфликты могут иметь несколько ва риантов решения, но оптимальным является тот, который наиболее полно отвечает интересам противоборствующих сторон. Посредни чество в поисках мирного урегулирования требует высокого уровня профессионализма, осторожности и такта. Существенную роль в снижении уровня конфликтогенности совре менных международных отношений может сыграть миротворческая деятельность мирового сообщества и ее модификация принуждение к миру. Миротворчество включает в себя все формы действий по прекращению вооруженных конфликтов и установлению мира. Традиционное миротворчество осуществляется с согласия кон фликтующих сторон с целью прекращения военной фазы конфликта. Оно заключается в физическом разъединении сторон путем введения в зону конфликтов международных наблюдателей, создании инфра структуры для урегулирования конфликтов (место встреч, транспорт, связь, техническое обеспечение). Миротворчество предполагает ока зание конфликтующим сторонам помощи кадрами, финансовыми средствами, поставками продовольствия и медикаментов, обучением персонала, содействием в проведении выборов и референдумов, обес печением контроля за соблюдением соглашений. Принуждение к миру применимо в более сложных ситуациях, когда как минимум одна из сторон стремится продолжать конфликт военными средствами, активно противодействуя усилиям по его по литическому урегулированию. Такое миротворчество носит воени зированный характер и допускает подавление субъекта (субъектов) конфликта, широкомасштабное вмешательство во внутренние дела противоборствующих сторон. Если традиционное миротворчество но своей сути является посредничеством в политическом урегулиро вании конфликта, то принуждение к миру силовая операция, направленная па прекращение вооруженных столкновений и уста новление мира. Миротворческие процедуры были апробированы ООН в период войны в Корее (1950-1953), в операциях на Кипре, в Конго (Заир), на Ближнем Востоке. С окончанием холодной войны опасения по поводу возможных неблагоприятных последствий военного вмешательства в локальные конфликты значительно уменьшились. Вместе с тем возросло стрем ление единственной сверхдержавы Соединенных Штатов к ис пользованию во внешней политике силовых методов для распростра нения своего влияния на обширные регионы, установления контроля над зонами конфликтов (Балканы, Ближний Восток и др.). Поэтому перед мировым сообществом стоит задача выра ботки новой технологии урегулирования и разрешения международ ных конфликтов, по своему содержанию и характеру протекания су щественно отличающихся от конфликтов прошлого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *