Оценка эффективности технических средств в области двигателестроения. Критерии принятия решения Страницы 21-22

Оценка эффективности технических средств в области двигателестроения. Критерии принятия решения Страницы 21-22

Следует, помнить, что одной из альтернатив может быть альтернатива вообще не принимать никакого решения до тех пор, пока один из факторов не исключит, эту альтернативу из списка.

  1. Оставшиеся альтернативы используются для сокращения списка факторов, часть которых теперь уже можно не рассматривать. Другие факторы могут в одинаковой степени относиться ко всем оставшимся альтернативам, и поэтому их тоже не нужно больше рассматривать.
  2. После выполнения перечисленных выше шагов получим один из вариантов:
  • если больше не осталось альтернатив, то нужно составить новый, более полный список;
  • если исключены все факторы, влияющие на выбор альтернатив, следует воспользоваться случайным выбором, чтобы остановиться на одной альтернативе из числа оставшихся;
  • если осталась только одна альтернатива, то, скорее всего, данное решение в значительной степени субъективно, так как на практике такое случается достаточно редко. Скорее всего, альтернативы и факторы были исключены необъективно. Если такая ситуация неприемлема, то необходимо вернуться на стадию оценки альтернатив и оценить их с иной точки зрения;
  • если остается только один фактор, влияющий на выбор, то обычно не представляет труда отыскать наилучшую альтернативу. Если факторы исключались взвешенно и объективно, то можно считать, что решение принято.

Идеальная схема процесса принятия решения предполагает последовательные поэтапные действия. Однако в условиях временных ограничений, что характерно для реальной ситуации, некоторые этапы могут проходить одновременно.

 

 

Заключение

Процесс принятия решения по оценке эффективности технических средств относится к категории инновационной деятельности и во многом связан с высокой неопределенностью внешней среды. Мы знаем – что требуется от нового двигателя, но можем не иметь и скорее всего – не имеем информации о разработках конкурентах, о том, как поведет себя двигатель после запуска в массовое производство. Поэтому мы имеем высокую степень риска при принятии конкретного решения. Цена риска может быть не только материальные и денежные потери – но и человеческие жертвы.

Тем не менее, есть определенные способы принятия и подобных решений. В этой области, как желательно чтобы и в любой другой, они связаны с необходимостью принятия именно рационального решения. Проблема рациональности с философской точки зрения в отсутствии объективного критерия рациональности, так как любой лицо принимающее решение субъективно в своих выводах.

Снизить субъективность могут определенные процедуры или методы принятия рационального решения. Теорий и моделей рационального поведения столько же сколько и исследователей в этой области. Тем не менее проблема рационализации выбора не исчерпана и поиски продолжаются. В самом общем виде поиск рационального решения сводится к задаче отбора среди альтернатив такой, которая при всех прочих равных условиях принесла бы максимальный выигрыш или, другими словами, была бы более полезна. Рассмотрение с точки зрения полезности носит универсальный характер, но вот принципы отбора самой рациональной из альтернатив – самые разнообразные. Существуют различные исследования, посвященные процессу принятия технического решения в условиях риска, но тем не менее каждый раз ввиду нерациональности  человеческой психики повторяется история с выбором не самого оптимального решения. Но это не всегда беда, так как выбор альтернатив с оглядкой на их наибольшую вероятность производства эффекта не может купировать все риски,

Comments are closed