0

Лекция 31: «ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫХ ГОСУДАРСТВ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ»

История колонизации Америки Американский материк был открыт для завоевания и по следующей эксплуатации в 1492 году Христофором Колумбом, мореплавателем, состоявшим на испанской службе. Испанцы пришли первыми на эти богатые земли. Особенностью становления колониальных сис тем Испании и Португалии в Америке является то, что этот процесс начался еще в конце XV — начале XVI в., т.е. в эпоху средневековья. Завоевание «Индий» (так офи циально именовались испанские колонии) рассматривалось как миссия, обращение в христианст во язычников-индейцев, но оно осуществлялось военно-феодальными методами. Большая часть индейских племен жила еще первобытнообщинным строем. Только майя, ацтеки и инки перешли уже к земледельческой культуре, знали част ную поземельную собственность, классовое расслоение и некоторые атрибуты государственности. Используя свое военное превосходство и доверчивость индейцев, испанцы залили их кровью огромные территории — от Мексики до Огненной земли. Спустя несколько лет после завоевания практически все индейцы были истреблены. Там, где существовала традиционная индейская госу дарственность, она была уничтожена конкистадорами (у майя, инков, ацтеков и т.д.). Первый удар испанцев приняли на себя индейские племена Вест-Индии: Кубы, Гаити, Пуэрто-Рико. В 1518-1521 гг. испанский вооруженный отряд во главе с Кортесом захватил Мексику, разрушив древнее ацтекское общество и государство. Через несколько лет началось завоевание Южной Америки. Первой его жертвой сделалась империя инков, находившаяся на территории Перу. В XV же столетии в Южной Америке стали возникать первые португальские поселения, положившие начало порабощению Бразилии. К середине XVI века огромные пространства Южной Америки перешли к испан ской короне. Труднее всего Испании досталось завоевание Аргентины, где индейцы вели беспощадную борьбу с угнетателями. Северная Америка была колонизована позже, в XVII столетии. Ее поделили Англия и Франция. Принятая в Южной Америке (со времен Колумба) система принудительного труда давала право белому поселенцу держать у себя в хозяйстве такое количе ство рабов-индейцев, какое только он в состоянии захватить. Обоснование этой системе дала, конечно, церковь: будучи свободными, ин дейцы могут возвратиться к язычеству. Земля в колониях официально объявлялась собственностью короны, но фактически с XVI в. она переходит в руки колонизаторов-конкистадоров и като лической церкви. Широкое распространение получила сис тема энкомиенды, своеобразной разновидности полукрепо стнического, полурабского труда индейцев. Юридически считалось, что индейские общины, нахо дившиеся на захваченных территориях, передавались под «опеку» латифундистам-энкомендеро. Лишь в XVIII в. под влиянием зарождающегося капиталистического уклада на смену энкомиенде приходит пеонаж — долговая кабала, по строенная на полуфеодальных арендных отношениях. С началом XVIII века в испанских и португальских колони ях в Америке господствуют две формы землевладения: так назы ваемая асьенда и рабовладельческая плантация. Занятые в асьенде работники (батраки) были лично свободны, но они не имели земли и потому поступали в пожизненную или наследственную кабалу землевладельца. Асьенда представляла собой весьма устой чивый тип феодальной эксплуатации крестьянства, главным об разом индейского. Система колониального управления Колониальная администрация в Латинской Америке формировалась исторически по ходу самой территориаль ной экспансии Испании и Португалии. На вершине властной пирамиды стоял испанский король, общее руководство политикой Испании в колониях осуществляли Торговая пала та, а с 1524 г. — созданный при короле Совет по делам Индий, первый в мировой истории специализиро ванный центральный орган колониальной администрации. Высшую власть в самой Америке осуществляли вице-короли, которые олице творяли собой испанскую корону. К концу XVIII в. в Латинской Америке было создано четыре вице-королевства: — Новая Испания (столица Мехи ко — Мексика и Центральная Амери ка), — Новая Гранада (столица Богота — Венесуэла, Эквадор и Колумбия), — Перу (столица Лима — Перу и Чили), — Рио-де-ла-Плата (столица Буэнос-Айрес — Боливия, Парагвай, Уругвай и Ар гентина). В колонии, имевшие меньшее значение для испанской короны, назначались генерал-капитаны, которые номиналь но подчинялись вице-королям, но практически пользовались административной самостоятельностью и получали указа ния непосредственно от Совета по делам Индий. К концу XIX в. были образованы генерал-капитанства в Гватемале, Венесуэле, Чили и на Кубе. Впоследствии эти искусственно сложившиеся границы между вице-королевствами и генерал-капитанствами станут основой погранич ной демаркации для самостоятельных латиноамериканских государств. Важную роль в колониальном управлении играли соз даваемые при вице-королях или генерал-капитанах особые судебно-административные органы — аудиенции. В провинциях, на которые делились колонии, руково дство администрацией, судом, церковью осуществляли гу бернаторы , которым были подчинены коррехидоры , старшие алькальды. В XVIII в. при королях из династии Бурбонов для большей централизации системы управления в провинции назначались интенданты и субде легаты. Все высшие должности в колониальной администрации в Латинской Америке, в том числе и вице-королей, заме щались исключительно выходцами из числа испанской фео дальной знати, присылаемой в колонию на ограниченный срок (обычно на 3-6 лет). Считалось, что длительное пре бывание испанцев в колониях, внебрачные связи ведут к «порче крови». Огромную роль в колониальном управлении Латинской Америкой играла католическая церковь. Инквизиционные трибуналы сурово карали не только за отход от католической веры, но и за высказывание крамольных политических идей. Экономическая мощь церкви позволяла ей вступать в конфликты с самой колониальной администрацией, претен довать на самостоятельность в политической жизни. К концу XVIII в. в связи с ростом противоречий между метрополией и колониями вице-королевства и генерал-капитанства превратились в своеобразные квазигосударства, постепенно приобретающие самостоятельное политическое существование. 2. Образование новых государств в Латинской Америке Освободительное движение в Латинской Америке Политика метрополий порождала недовольство у раз личных слоев населения (индейцы, метисы, мулаты и т. д.). Но основная оппозиция колониальному ре жиму проистекала все же со стороны наиболее влиятель ной политической силы в колониях — латифундистов-кре олов, а также со стороны усиливающейся местной буржуа зии. В силу своего особого положения в колониальном об ществе (богатство, доступ к образованию, навыки военной и политической деятельности) креолы играли ведущую роль в растущем движении за независимость. Образование Соединенных Штатов и Великая француз ская революция два события всемирно-исторического значе ния положили начало освободительной революции во всем западном полушарии. Большое влияние на развитие освободительного дви жения в Латинской Америке оказала французская революция XVIII в. и ее кон ституционные документы. В ночь на 22 августа 1791 года черные рабы Гаити (французской части колонии Сан-Доминго) подняли восстание против угнетателей и Франции. Вождем восстания стал талантливый негр Туссен-Лувертюр. Армия Туссена раздавила сопротивление плантаторов, от била наступление Англии, пытавшейся прибрать к рукам Гаити, вынудила капитулировать французский экспедиционный корпус генерала Леклерка, посланный Наполеоном. В 1804 г. Гаити завоевала свободу и в 1806 г. провозглашена независимым го сударством. В последствии Туссен-Лувертюр, поверив генералу Леклерку, обещавшему мир, приехал для переговоров и был схвачен. Вскоре Туссен умер в одной из французских тюрем, закованный в кандалы. Война за независимость в Латинской Америке началась после того, как войска императора Наполеона I вторг лись в Испанию и сместили законного короля Фердинанда VII (династии Бурбонов). Колониальный аппарат на несколько лет фактически лишился связей с мет рополией. Война Франции против Испании, приведшая к воцарению в 1808 г. на испанском престоле одного из Бонапартов, создала благоприятные условия для национально-освободительной рево люции в испанских колониях. Революцию возглавили крупные зем левладельцы креолы, но основную массу сражающихся армий составили крестьяне ин дейцы и метисы. В 1810 г. начались антииспанские выступления в Каракасе, Буэнос-Айресе, Боготе и других городах. В 1810 году революция началась в Аргентине. Восставшие свергли ви це-короля. Руководство страной перешло в руки революционного совета хунты. В 1816 году Аргентина провозгласила себя независимой от Испании. Особенно трудной война с Испанией была в Мексике, где национально-освободительная программа дополнялась программой социальных преобразований: конфискации крупных поместий, отмены рабства, введения де мократических свобод. В 1821 году испанская армия была разбита и Мексика стала независимой. После трудной борьбы с испанской армией (к 1822 г.) добились независимости Эквадор, Венесуэла и Колумбия. Аргентинская повстанческая армия (около пяти тыс. человек) освободила Чили и высадилась в Перу. Здесь она некоторое время действует в союзе с армией Боливара. Венцом стратегического искусства революционных армий стал их общий фронт, объединивший по встанческую армию Севера (во главе с Сан-Мартином). Окончатель ный разгром испанской армии в Перу и вместе с тем полное изгнание Испании из Америки произошли в 1825-1826 гг. В 1825 году становится независимой Боливия. Освободительная война в колониях прошла два этапа (1810-1815 гг. и 1816-1826 гг.). К 1815 г. испанской короне после восстановления власти Фердинанда VII удалось вновь установить свою власть на всей территории Латинской Аме рики, исключая Ла-Плату. С этой целью он использовал метод уступок и распространил на колонии либерально-де мократическую Кадисскую конституцию 1812 г., принятую в Испании, но все-таки основной упор им был сделан на использование не испанской конституции, а на военные силы. Уже на первом этапе освободительной войны создава лись правительственные хунты, которые не просто руково дили движением патриотов, но и становились ядром новой зарождающейся государственности. В хунтах выдвинулись такие талантливые военные предводители и государственные деятели, как С. Боливар, X. Сан-Мартин, X. Артигас и др. В ходе борьбы с испанской армией патриоты вырабаты вали конкретные формы организации политической и госу дарственной власти, которыми заменяли старую колониаль ную администрацию. По мере успехов освободительной войны (главным об разом на втором ее этапе) правительственные хунты или специальные учредительные конгрессы провозглашали не зависимость отдельных колоний. Как правило, это происхо дило путем принятия специальных деклараций о независи мости. К концу освободительной войны на месте бывших ис панских и португальских колоний возникли 10 независи мых государств: Аргентина, Боливия, Бразилия, Великая Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Центрально-Амери канская федерация, Чили, Уругвай. Таким образом, все бывшие испанские колонии (за исключением островных вла дений — испанская часть Сан-Доминго, Куба и Пуэрто-Рико) стали политически самостоятельными государствами. Война за независимость в Латинской Америке, в виде антиколониального движения, дала толчок этнической интеграции и формированию в после дующем самих наций (мексиканской, аргентинской, венесуэльской и т.д.) и соответствующей им национальной государственности. Помещичьи и клерикальные силы, ставшие у власти в новых государствах, сумели сохранить свои основные тра диционные привилегии и прежде всего огромные земель ные латифундии. Буржуазные и разночинные элементы, слишком слабые, тесно связанные с церковными и поме щичьими кругами, не способны были самостоятельно бо роться за осуществление на практике демократических преобразований. Даже многие выдающиеся лидеры освободи тельного движения (например, С. Боливар) проявили осто рожность и непоследовательность при подходе к решению политических и особенно социальных вопросов. Государства Центральной Америки Центральная Америка (Никарагуа, Гватемала и др.) добились независимости в 1821 году. Отделение Бразилии от Португалии совершилось иным пу тем. Оно было декретировано сверху , но под давлением снизу (в 1822 г.). Сын и наследник португальского короля Педро, оказавшийся в Бразилии, отка зался подчиниться приказу португальского парламента о возвращении на родину и заявил об отделении Бразилии: день 9 января 1822 года вошел в историю Брази лии под названием Я остаюсь. Португалия была слишком слаба, чтобы настаивать на своих правах. Национальные революции в Южной Америке имели сво им результатом возникновение республик: Парагвая, Перу, Уруг вая, Чили, Боливии, а после распада Великой колумбийской республики Колумбии, Венесуэлы и Эквадора. В Центральной Америке с 1819 года обрели независимое существование (почти без борьбы) республики: Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор. Бразилия (ставшая на некоторое время империей ) сохра няла монархический режим до 1889 года. С этого времени сдела лась республикой и она. В 1844 году добивается национальной независимости Доми никанская республика. В 1898 году становится независимым государством Куба, в 1903 году Панама. Панама обязана своим существованием решению Соединенных Штатов про ложить канал, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Колумбия, которой принадлежали перешеек и примыкавшая к нему территория, отвергла условия, предложенные правительством США, как невыгодные. В ответ на это США совершают в Панаме национальную революцию и, как это затем стало обычаем, посылают свой флот для ее защиты. Колумбии ничего не оставалось, как смириться. Вместе с Мексиканской республикой и республикой Гаити образовалось двадцать Латиноамериканских государств. В колониальной зависимости оставались следующие американские террито рии: английская, французская и голландская часть Гвианы, а также многие острова Вест-Индии (Мартиника, Ямайка и др.). Новые конституции (всюду писаные) были построены по типу конституции Североамериканских штатов: президент, две палаты, узкий круг избирателей. Вместе с тем сохранялось рабство негров и индейцев, а еще более пеонаж как система крепостнической (полукрепостнической) эксплуатации крестьянства в асьендах. Формальная отмена рабства заняла в Латинской Америке почти целое столетие: с 1811-го (Чили) до 1888 года (Бразилия). Свержение монархии и освобождение промышленности от феодальных ограничений, некоторое ослабление пеонажа (по сравнению с предшествующим периодом) позволяют считать латиноамериканские революции частью общего процесса перехо да от феодализма к капитализму. Самый распад испанских колоний на множество республик был результатом местного сепаратизма, свойственного всякому феодальному землевладению. Основой для политического дробления послужили старые испанские провинции, составлявшие в своей совокупности какое-либо вице-королевство Но вую Испанию (Мексика и Центральноамериканские области, а также Куба и Гаити), Новую Гренаду (северные провинции Южной Америки) и т.д. Территориальное размежевание было совсем не мирным. В особенной степе ни трудным оказалось упрочение национальной независимости Уругвая (на кото рый претендовали две мощные державы Аргентина и Бразилия) и Парагвая. По окончании войн за независимость страны Латинской Америки оказались в руках определенных политических клик, возглавляемых диктаторами каудильо. Существование консти туций не имело ни малейшего значения, тем более что их непре станно изменяли и переделывали применительно к нуждам дан ного режима или сообразуясь с понятиями данного каудильо. По подсчетам У.Фостера ( Очерк политической истории Америки ), в Венесуэ ле за сто лет конституции менялись 15 раз, в Эквадоре 13, в Боливии 19. С началом экономического проникновения в Латинскую Америку Соединенные Штаты используют революции и каудилизм в своих интересах. Диктатуры, установленные с помощью Вашингтона, неизменно оказываются наиболее антинародными, наиболее продажными, наиболее террористическими (в Венесуэле Панаме, на Гаити и др.). Конституция Бразилии 1891 г. копирует по форме консти туцию США: государственный строй и даже федеральное устройство. Каждый из ее 20 штатов рас полагает некоторой административной и судебной автономией. Официальным названием государства сделалось Соединенные Штаты Бразилии. Демократические войны США в Латинской Америке Среди войн (более ста), которые США с мо мента своего образования вели, большая часть приходится на Латино американские страны. Первой крупной агрессией США явился захват северных провинций Мексики в 1846 году. Сначала правительство США спровоцировало переворот в Техасе (принадлежавшем Мексике), затем самовольно присоединило эту территорию к своей; после того был предпринят провокаци онный набег на Мексику, а когда последняя попробовала защи щаться, США объявили ей войну. Авраам Линкольн, будущий президент США, осудил эту войну, президент США Грант назвал ее одной из самых несправедливых войн, которую когда-либо сильная нация вела против слабой. Но дело было сделано. На захваченной у Мексики территорий выросли штаты Техас, Кали форния, Аризона и др. С 1876 года в Мексике установился реакционный режим президента Диаса индейца по происхождению. Восстание 1910 года, переросшее в националь но-освободительную, буржуазно-демократическую революцию, свергло режим Диаса. В 1917 году Национальный конгресс выработал новую кон ституцию Мексики, буржуазно-демократическую по своему со держанию. Конституция создавала демократическую республику с всеобщим мужским избирательным правом, она провозгласила отделение церкви от государства. В 1898 году настала очередь Кубы и Пуэрто-Рико, двух по следних колоний Испании в Западном полушарии. США искали повод к войне с Испанией и нашли его, когда в порту Гаваны был неожиданно потоплен крейсер Мэн. После кратковременной военной кампании Испания должна была отказаться от Кубы и других своих владений, включая Фи липпины. Они перешли к США. Приблизительно в тот же период Соединенные Штаты на чинают экономическое завоевание Латинской Америки, вытесняя Англию. Американские компании захватывают добычу ценных металлов, а затем и нефти. Несколько отвлекаясь от темы, но, имея в виду постоянные вопросы, задаваемые на лекциях, прибавим следующее. В 1867 году Соединенные Штаты заключили сделку с царским правительством России. За ничтожно малую сумму — 7,2 млн. долларов — они купили у нее Аляску, открытую русскими мореплавателями. На этой территории было добыто затем (по данным У.Фостера) на 400 млн. долларов золота и на такую же сумму меди и серебра. 3. История власти латиноамериканских государств в XIX в. Партии Латинской Америки в борьбе за власть История латино американских республик в XIX в. после завоевания ими независимости характеризуется острой социально-полити ческой борьбой, определившей все своеобразие их государственно-правового развития. В первых конституциях были воспроизведены основные принципы конституционализма передовых стран того времени. Но в XIX в. лишь немногие из них действительно соблюдались на практике. Незавершенность демократических преобразований, сохранение крупных латифундий и полуфеодальных, а в Бразилии рабовладельческих форм эксплуатации, социаль ная и духовная подавленность большей части населения (осо бенно индейского и негритянского) способствовали застой ности общества и длительной консервации политической власти в руках помещичье-клерикальных кругов. Уже в 20-30-х гг. XIX в. в большинстве латиноамери канских республик в связи с формальным установлением конституционного строя и организацией периодических выборов в органы государственной власти (президент, конгресс и т. д.) стали возни кать соперничающие группировки. На их базе в последую щие десятилетия сложились две политические партии, получившие со временем название «исторических». После завоевания независимости бывшие монархисты, унитаристы и приверженцы бюрократического управления получили название консерваторов и объединялись обычно в консервативную партию . Эта партия в большинстве стран стала наиболее последовательным защитником интересов крупных землевладельцев и католической церкви. Консер ваторы были открытыми сторонниками сохранения особых привилегий (фуэрос) армии и церкви. Те круги латифундистов, которые были заинтересова ны в торгово-промышленном развитии своих стран, верхуш ка буржуазии, а также давние противники унитаризма и бюрократической централизации (федералисты) составили ядро либеральной партии . Либералы в XIX в. в Латинской Америке, как правило, не были склонны к радикализму и не стремились к коренному изменению существующего общества. У них были не всегда принципиальные разногласия с консерваторами по отдельным и относительно второстепенным вопросам общественной жизни. В целом различия между историческими партиями были достаточно условными. Но они становились существенны ми, когда речь шла о борьбе за государственную власть. Консерваторы и либералы в XIX в. не шли на компромиссы, отвергали политический центризм, безжалостно расправ лялись с политическими противниками. Поскольку консерваторы более откровенно выражали интересы господствующей политической элиты, они в XIX в. в целом чаще нахо дились у власти. В XIX веке латиноамериканская двухпартийная систе ма лишь чисто внешне напоминала свой английский прото тип. И консерваторы, и либералы были в это время партия ми только в условном смысле. Они не имели какой-либо стройной и прочной организации, а оставались лишь груп пировками. Их политическое кредо выра жалось не в программных документах, а в откровенной ставке на определенного сильного лидера (каудильо), видящего пе ред собой одну-единственную цель — захват власти и соз дание авторитарного режима. Нередко и сами каудильо, опираясь на собственные вооруженные отряды, делали ставку на одну из двух со перничающих партий. В том случае, если тот или иной кау дильо добивался поста президента республики, он рассмат ривал государственный механизм как свою вотчину и без всяких стеснений назначал на государственные должности своих партийных сторонников, расплачиваясь тем самым за оказанные ему политические услуги. Но и каудильо в борьбе за президентскую власть не полагались только на партийную поддержку. Сама по себе оппозиционная партия на выборах заведо мо не имела шансов на победу. Действующий президент и правящая партия использовали любые средства для того, чтобы не уступить своим политическим противникам госу дарственную власть во время выборов. Они использовали все правовые и неправовые средства давления на избирателей, шли на подкупы, убийства политических про тивников, на фальсификацию итогов выборов и т.д. Именно поэтому каудильо делали основную ставку не на выборы и свою «карманную» партию, а на захват власти насильственным путем, прежде всего на государственные перевороты (пронунсиаменто). Трудящиеся массы, низы на селения оставались равнодушными к государственным переворотам и к судьбе демократических институтов в целом. Каудилизм и власть Политические партии в XIX в. в лати ноамериканских государствах были не инструментом пар ламентаризма и демократии, а частью специфической сис темы — каудилизма. Последняя строилась по существу не на конституционно-правовой основе, а на грубой силе, на традициях и на харизматическом авторитете предводителя-каудильо. Практически повсеместно каудилизм стал тем полити ческим фактором, который тормозил становление демокра тических форм общественной жизни, придавал ей застой ный характер, порождал политическую нестабильность. Большинство диктаторов-каудильо не могли долго сохранить в своих руках государственную (президентскую) власть. На насилие со стороны каудильо и правительства политиче ские оппоненты также отвечали насилием. В результате лишь сравнительно небольшое число президентов в XIX в. сохраняли свой пост до истечения срока и были свергнуты в ходе очередного перево рота, а многие убиты. Феномен каудилизма неразрывно связан в Латинской Америке с теми исключительными привилегиями, которые сохранила за собой армия еще с эпохи войны за независи мость. Авторитарные и диктаторские режимы базировались на милитаризме, который уходил своими корнями в коло ниальное прошлое, в период борьбы за независимость, когда был высок авторитет военных. Политическая нестабильность ставила армию в исклю чительное положение, делала ее часто арбитром в полити ческих конфликтах. Армия не считала себя связанной кон ституцией. В XIX веке благодаря активному вмешательству ар мии в политическую жизнь государственные перевороты стали обычным явлением в подавляющем большинстве ла тиноамериканских республик. С момента завоевания независимости и до конца XIX в. более ста переворотов в Латинской Америке закончились победой мятежников и свержением старых пра вительств. Пресловутые латиноамериканские пронунсиаментос были не «революциями», а типично военными переворотами, сопровождавшимися простой сменой у власти различных фракций правящего блока. Новые каудильо мало что меня ли в существующей социальной и политической системе. Одной из черт каудилизма, как и любого авторитаризма, построенного на силе государства и на умении харизматического лидера использовать в политике свои личные качества, была его неустойчивость. Президент-каудильо, как правило, быстро растрачивал свой политический авторитет, социальная база его господства неумолимо сужалась, а сам он становился жертвой нового заговора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *