0

Тема 19 «ЗЕМЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»

Земельный процесс 1. Понятие и общая характеристика земельного процесса Процесс (от лат. processus продвижение) представляет собой совокупность последовательных действий, направленных на достиже ние чего-либо. Земельный процесс как правовое явление охватывает правопри менительную деятельность государственных органов исполни тельной власти всех уровней и органов местного самоуправления, заключающуюся в решении конкретных задач земельно-правово го регулирования, и сопровождается определенной процессуальной формой. Каждому разделу материально-правовых норм земельного права соответствуют процессуаль ные земельно-правовые нормы. Отсутствие у материальных земельно-правовых норм обеспечитель ных процессуальных норм оставляет первые пустой декларацией. Отношения материального права возникают по поводу самого объекта земельных отношений. Основная функция материальной нормы прямая регламентация поведения граждан, их коллективов, органов государства. Земельно-процессуальные нормы служат необходимым условием действия на практике материальных земельно-правовых норм. Процессуальная норма способствует реализации норм материального права, соблюдению законности при осуществлении организациями и лицами своих прав и обязанностей. Процессуальная норма представляет собой установленное или сан кционированное государством общеобязательное правило поведения государственных органов и их организаций, а также граждан при уча стии их в процедуре, имеющей целью достижение определенного пра вового результата, или применение норм материального права. Предоставление и изъятие земельных участков совершается в опре деленном процессуальном порядке, который определен в земельно-правовых нормах. Установлен порядок возбуждения дела о предоставлении земельного участка, определены органы и сро ки рассмотрения ходатайства, порядок подготовки документации об изъятии и предоставлении участка, форма и содержание принятого решения, права и обязанности сторон при рассмотрении вопроса и др. Соотношение материальных и процессуальных норм, в земель ном праве выражается в следующем: процессуальные нормы являются производными от материальных; материальные и процессуальные нормы имеют один объект регулирования отношения по поводу земли, хотя есть и различия; земельно-процессуальные отношения отличаются от материаль ных тем, что первые связаны непосредственно с порядком организа ции деятельности органов по применению материальных норм земель ного права. 2. Виды земельного процесса Основания классификации земельного процесса Каждой материальной земельно-правовой норме соответствует про цессуальная земельно-правовая и иная норма. Например, предоставле ние земельного участка (реализация права на него, предусмотренного материальной земельно-правовой нормой) осуществляется по опреде ленной процедуре: подача заявки, рассмотрение заявки, принятие ре шения, реализация решения на практике, обжалование решения заин тересованными лицами и т.п. Разделение земельного процесса на виды осуществляется в зависимости от вида земельно-процессуальных норм. Материальные земельно-правовые нормы в правовой науке классифи цируются на регулятивные и охранительные , таким же образом можно классифицировать процессуальные нормы. К числу регулятивных земельно-процессуальных норм , а значит и к регулятивному виду земельного процесса, следует отнести те, кото рые регулируют применение материальных земельно-правовых норм с диспозициями, не имеющими охранительного характера, например пе ревод земель из одного вида угодья в другое; стимулирование земле пользователей к повышению плодородия почв и мелиорации исполь зуемых земельных угодий; организация и проведение землеустроитель ных действий и т.п. К числу охранительных земельно-процессуальных норм можно отнести те, которые регулируют применение материальных земельно-правовых норм, содержащих санкции за нарушение или направленные на пресечение нарушений и восстановление нарушенных земельных отношений (возмещение убытков, причиненных нарушением земельного законода тельства; отмена незаконных решений по земельным вопросам; изъ ятие самовольно занятых земельных участков и др.). Виды земельного процесса Регулятивные земельно-процессуальные нормы и виды земельного процесса можно классифици ровать по следующим основным направлениям. 1. Нормы, регулирующие порядок веде ния земельного учета, земельного кадастра. 2. Нормы, регулирующие порядок пла нирования и программирования использования земель. Определяющие компетенцию федеральных, государственных и муниципальных органов в данной сфере; порядок составления планов и программ по исполь зованию и охране земель; порядок принятия и исполнения их, отчета и отчетности органов, ответственных за реализацию этих планов и программ. 3. Нормы, регулирующие отношения по предоставлению и изъятию земель (распределению и перераспреде лению земельных участков). Данная группа земельно-процессуальных норм подразделяется на группы: а) нормы, регулирующие порядок предоставления земельных участ ков, которые в свою очередь можно подразделить на: нормы, регулирующие административный порядок предоставле ния , когда местная администрация в соответствии с установленной процедурой передает лицу, физическому или юридическому, земель ный участок в собственность, аренду или на ином титуле использо вания земли; нормы, регулирующие гражданский порядок предоставления зем ли, когда земельные участки продаются физическими и юридически ми лицами друг другу или сдаются в аренду и субаренду по соответ ствующим договорам, регистрируемым в местной администрации; б) нормы, регулирующие изъятие земельных участков, осуществля емое по основаниям, определенным в законе; в) нормы, регулирующие изменение правового режима земель в связи с генеральными планами поселений и их изменением в установ ленном порядке. 4. Нормы, регулирующие правовое обес печение использования земель, выражающиеся в при менении установленных агротехнической, эколого-правовых и иных норм при хозяйственной эксплуатации земельных участков. 5. Нормы, регулирующие порядок осу ществления государственного контроля за использованием земель. В данной группе норм содержатся не только регулятивные, но и охра нительные процессуальные нормы, земельного и других отраслей права. 6. Нормы, регулирующие охранитель ную государственную функцию в отношении использования и ох раны земель. Несмотря на преимущественно охранительный характер норм данной группы, в ней содержатся и регулятивные нормы. Напри мер, нормы, регулирующие порядок обращения в суд и арбитражный суд за защитой нарушенных прав, больше тяготеют к регулятивной, чем к охранительной природе. Охранительные земельно-процессуальные нормы можно подразде лить на нормы, регулирующие применение наказаний (КоАП РФ, УПК РФ) и регулирующие порядок разрешения земельных споров (ГПК РФ, АПК РФ). 3. Структура земельного процесса Понятие и виды земельного процесса Земель но-процессуальным нормами, составляющими самостоятельные институты земельного права, регулируются общественные отношения, возникающие в ходе определенного вида производства или процесса. В земельном праве можно выде лить следующие виды производства (земельного процесса): о предоставлении земельного участка; об изъятии земельного участка; землеустроительное производство. Его можно рассматривать в качестве составной части производства по делам о предоставлении и изъятии земельного участка; по разрешению земельных споров; по осуществлению государственного контроля за рациональным использованием и охраной земель. Предоставление и изъятие земель Предоставление земель осу ществляется в форме землеотводного процесса. Изъятие земель в форме процесса по изъятию. Эти процессы состоят из ряда стадий, последовательность проведения которых определена в законе. Землеотводный процесс включает следующие стадии: 1. утверждение акта о предварительном согласовании места раз мещения объекта; 2. проведение проектных изыскательских работ; 3. принятие постановления о предоставлении земельного участка; 4. установление границ земельного участка на местности и составление его плана или чертежа; 5. государственная регистрация и выдача документов, удостоверя ющих право на землю. Таким образом, предоставление земель это правовой землеотвод ный процесс наделения субъектов права пользования землей опреде ленными правами и гарантиями. Необходимо различать действия по предоставлению земли в соб ственность, владение, пользование или аренду от оснований возникно вения права собственности, землепользования, землевладения, включа ющего сложный фактический состав: решение о предоставлении земли в собственность, владение, пользование или аренду, а также в субаренду и сервитут; отвод земли в натуре; юридическое оформление этого права. Для возникновения права пользования землей необходимо наличие указанных трех юридических фактов. Если хотя бы один из них от сутствует, то указанные права не могут считаться возникшими. В некоторых случаях необходимым условием для возникновения права пользования землей помимо указанных трех юридических фак торов является также заключение социального соглашения (имену емого актом или договором о предоставлении в пользование земель ного участка) между органом, отводящим землю, и будущим субъектом права. При этом в сложный фактический состав, порождающий это право, входят не только названные выше юридические факты, но и заключение указанного выше соглашения и выдача землепользователям специальных документов, оформляющих их права, и государствен ная регистрация земельных участков. Иногда эти документы были в виде двусторонних письменных со глашений, заключаемых между органами, предоставившими в пользо вание земельные участки, и землепользователями. В большинстве случаев они назывались актами о предоставлении в пользование земельных участков. Иногда эти согла шения получали название договоров. Юридическое значение всех перечисленных видов документов за ключается в том, что они являются основными и наиболее бесспорны ми доказательствами наличия у их держателей права собственности, владения, пользования или аренды земельных участков. Наряду с предоставлением в собственность, земля предоставляет ся в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, во временное пользование, в аренду. Землеустроительное производство Землеустройство это правовой процесс, в соответствии с которым собственники и другие землепользователи наделяются определенными материальными и про цессуальными правами. Землеустроительный процесс делится на стадии. Стадии землеус троительных работ это определенная группа землеустроительно-процессуальных действий по каждому виду землеустройства. Землеустроительный процесс состоит из следующих стадий: 1. подготовительные работы к составлению землеустроительного процесса; 2. разработка прогнозов, схем, проектов землеустройства; 3. рассмотрение и утверждение проектной документации; 4. перенесение проекта в натуру (на местность); 5. оформление и выдача землеустроительных материалов и доку ментов; 6. осуществление авторского надзора за выполнением землеустрой ства собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами; 7. государственная экспертиза землеустроительной документации (ст. 6 указ ФЗ). Производство по разрешению земельных споров Земельные споры порой очень трудно отличить от гражданских спо ров, объектом которых является имущество. Согласно ГК РФ земля стала недвижимостью и, как любое имущество, активно участвует в гражданском обороте. В зависимости от вида земельного спора, где речь идет о земле как объекте права собственности или когда спор касается порядка пользования земельным участком, применяются как гражданско-процессуальные, так и земельно-процессуальные нормы. Важная отличительная особенность гражданских споров заключа ется в том, что они разрешаются только судами (или в арбитраже), в то время как некоторые земельные споры могут быть разрешены в ад министративном порядке. Производство по осуществлению государственного контроля за охраной земель В соответствии с Поло жением о государственном земельном контроле в Российской Феде рации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.11.2002 № 833, этот контроль осуществляется органами местного самоуправ ления и администрациями, а также специально уполномоченными на то государственными органами в соответствии с действующим зако нодательством. Задачей государственного контроля является обеспечение соблю дения всеми землепользователями требований земельного законода тельства в целях эффективного использования и охраны земель. Специально уполномоченные государственные органы: = осуществля ют контроль за использованием и охраной земель в соответствии со своей компетенцией; = организуют проверку и экспертизу изменения качественного состо яния земель; = принимают меры по устранению нарушений земельного законода тельства; = вносят в установленном порядке предложения о консервации де градированных и загрязненных земель, дальнейшее использование ко торых может привести к негативным экологическим последствиям и загрязнению сельскохозяйственной продукции; = информируют население о состоянии земельного фонда и прини маемых мерах по охране земель; = участвуют в работе комиссии по приемке мелиоративных, рекуль тивируемых и других земель, на которых проведены мероприятия по улучшению их качественного состояния, а также объектов, сооружен ных в целях охраны земель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *