0

Тема 16 «ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬХОЗНАЗНАЧЕНИЯ»

1. Общая характеристика и элементы правового режима земель сельхозназначения Понятие правового режима земель сельхозназначения Бесценность биопотенциала земли не может быть выражена ника кой денежной оценкой, ни в какой валюте. Ущерб, нанесенный немецки ми оккупантами в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг. путем вывоза из России в Германию верхнего почвенного слоя земли, был огромен. В результате в тех местах, где до войны получали высо кие урожаи, земледелие сократилось на 45%. Лишь к 1953 г. сель ское хозяйство России с трудом достигло довоенного уровня, а затем вступило в полосу застоя. Земли сельскохозяйственного назначения в силу своей особой значимости нуждаются в особой защите. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, другие земли, предназначенные для этих целей в соответствии с тер риториальным планированием использования земель. Земли сельскохозяйственного назначения как объект право вого режима имеют тройственную правовую характеристику: общий объект (часть земельного фонда), на который распрост раняется общий правовой режим использования земли; родовой объект (категория земель земельного фонда), на который распро страняются правила особого правового режима, предназначенные для земель сельскохозяйственного назначения, а также непосред ственный объект (как сельскохозяйственное угодье), на который распространяется действие норм земельного, финансового, и иных отраслей права. Перечень земель сельхозназначения открытый и обозначен в ст. 77 82 ЗК РФ не является закрытым. Они включают в себя сель скохозяйственные угодья, земли, занятые зданиями и сооружениями, необходимыми для ведения сельского хозяйства и др. К сельскохозяй ственным угодьям относят сенокосы, пашни, пастбища, залежи и иные угодья. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначе ния это установленный законом порядок их учета, кадастра, мониторинга, использования и охраны. По виду объекта правового регули рования, выделяют три вида правового режима использования земель: общий, особенный и специальный. Общий правовой режим распрост раняется на все земли и его элементами является использование зе мель по их целевому назначению. Под целевым использованием земель сельскохозназна чения понимается основное предназначение земель данной категории. Кроме этого различают конкретное целевое назначение — вид использования земли, который исключает иные формы ее хозяйственной эксплуатации, нельзя возводить ника ких строений или сооружений, так как пахотные земельные угодья предназначены исключительно для посева сельскохозяйственных куль тур и выращивания корнеплодов и овощей. Требование рационального использования земли неотделимо от ее охраны. Нерациональное использование земли, потребительское и бесхозяйственное отношение приводит к нарушению выполняемых ею функций, снижению ее природных свойств. Поэтому целью охраны земель является предупреждение истощения почв, загрязнения повер хности земли, повышение плодородия почв и сохранение их природ ных качеств и свойств. Право вой режим земель сельскохозяйственного назначения это установлен ный порядок использования земель, закрепленный законодательством для наиболее ценной, категории земельного фонда РФ. Правовой режим земель устанавливается государством только на уровне общего и родового объекта. Неоднородность в правовом режиме (общий, особенный и специальный) обусловлена: видами земель сельскохозяйственного назначения, их экономичес кими и экологическими свойствами; юридическим статусом субъектов, осуществляющих использова ние земель; иными объективными обстоятельствами. Элементы правового режима земель сельскохозяйственного назначения К элементам правового режима этих земель относятся: 1. Объект правового регулирования: общий (элемент земельного фонда), родовой (земля определена категорией этого фонда) и конкретный (земельное угодье) Общий объект правового регулирования — земля как часть окружающей среды, обладающая бесценным биопотенциалом в виде плодородия почв. Родовой объект правового режима — категории земель. Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой осо бую категорию земель, т.е. ту часть земельного фонда РФ, которая пред назначена и используется по основному назначению. Конкретный объект правового регу лирования — земельное угодье, представляющее собой земельный участок, используемый по непосредственному целевому назначению. Сельскохозяйственные угодья пашни, сенокосы, пастбища, зале жи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградни ками и др.) в составе земель сельскохозяйственного назначения. Они имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Для земель сельскохозназначения характерен особый правовой режим, выражающийся в их использовании для сельскохо зяйственных целей. Особый правовой режим вводится для истощен ных и деградированных земельных угодий, для восстановления угодий и недопущения их разрушения в будущем. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, выделен ных физическим лицам, может быть изменен, чему способствуют дей ствия собственников земельных участков, землевладельцев и землеполь зователей, обладающих правом самостоятельного хозяйствования на земле. 2. Государственный орган, специально уполномоченный по регулиро ванию правового режима земель. Регулирование правового режима земель как общего объекта право вого режима осуществляют государственные органы общей компетен ции Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, его тер риториальные органы и Министерство имущественных отношений РФ. Регулирование правового режима отдельных категорий земель и земель ных угодий осуществляют органы управления специальной компетенции. 3. Круг субъектов по использованию земель данной категории. Не все физические и юридические лица могут обладать правом соб ственности на земельные участки различных категорий, а лишь те, которые в соответствии со своим правовым статусом могут осуществ лять тот или иной вид эксплуатации земли. граждане, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственные общества и товарищества, производствен ные кооперативы, государственные и муниципальные унитарны е предприятия, иные коммерческие организации; некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации; казачьи общества; опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учеб но-производственные хозяйства научно-исследовательских учреж дений, образовательных учреждений высшего профессионального, сред него профессионального и начального профессионального образования сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений; общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока для обеспечения их традиционного образа жизни, тра диционного хозяйствования и традиционных промыслов (ст. 78 ЗК РФ). 4. Права и обязанности субъектов правоотношений по использованию земель. Права и обязанности субъектов зависят от используемого объекта (особенности зем ли), и от правового статуса субъектов. Содержание прав и обязанностей зависит и от иных обстоятельств (ст. 40 43 ЗК РФ). 5. Правовой механизм, обеспечивающий правовой режим использования земель. К правовому и правоприменительному механизмам относятся: наличие правовых норм, исполнение которых предотвращает нарушение правового режима земель и обеспечивает приоритет земель сельскохозяйственного назначения перед другими землями; разработка таких правовых норм, применение которых позволи ло бы устранить условия, способствующие нарушению правового ре жима земель; санкции за нарушение право вого режима земель; порядок, позволяющий устранить нарушения режима использования земель. Субъекты землепользования и их правомочия Все субъекты правоотношений по использованию земель сель скохозяйственного назначения можно подразделить: = на субъекты в широком смысле обладающие титулом на пра во использования земель (собственники, землевладельцы, землеполь зователи, арендаторы); = субъекты в узком смысле осуществляющие непосредствен ную эксплуатацию сельскохозяйственных угодий на законных ос нованиях без наличия титула на право их использования (работ ники сельскохозяйственных предприятий, лица, работающие по договору и т.п.). Перечисленные субъекты обладают определенными право мочиями по использованию земель сельскохозяйственного назна чения, круг которых различен в зависимости от статуса этих субъектов: граждане, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственные общества и товарищества, производствен ные кооперативы, государственные и муниципальные унитарны е предприятия, иные коммерческие организации; некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации; казачьи общества; опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учеб но-производственные хозяйства научно-исследовательских учреж дений, образовательных учреждений высшего профессионального, сред него профессионального и начального профессионального образования сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений; общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока для обеспечения их традиционного образа жизни, тра диционного хозяйствования и традиционных промыслов (ст. 78 ЗК РФ). Все правомочия субъектов по использованию земель сель хозназначения выражаются в трех основных функ циях: владение, пользование и распоряже ние земельными участками. Правомочия субъектов конкретизируются в каждом конкрет ном случае использования земель. 2. Земли сельскохозяйственного назначения как объект правового режима Особенности земли как объекта регулирования Подразделение поня тий земли на общий, родовой и конкретный объект имеет теоретическое и приклад ное значение, поскольку правовой режим использования земли подраз деляется на общий, особенный и специальный. Земля как общий объект Любой земельный участок имеет природные особен ности , свойственные всем видам земель: 1. Это территория , на которой располагаются природные объекты (водоемы, растительность) и объекты имущественного характера (строения, сооружения, другое недвижимое и движимое имущество). В силу этого первой обязанно стью собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов является осуществление рациональной организации тер ритории своих участков. Рациональная организация террито рии предполагает наличие в этой обязанности следу ющих признаков: — рациональное размещение и совмещение природных и имуще ственных объектов на территории земельного участка; — устранение отрицательных последствий от размещенных сосед ствующих объектов. 2. Это неперемещаемый объект , что является особенностью его правового режима и отличает его от режима обычного имущества: если право собственности, владения, аренды на обычный имуще ственный объект возникает путем передачи имущества, то аналогичные права в отношении земель ного участка возникают после установления границ этого участка на местности и выдачи документов, удостоверяющих право собственнос ти, владения, пользования, аренды этим участком; поскольку при участии земли в гражданском обороте перемеща ется не земля, а пограничные линии, распределяющие и перераспреде ляющие права собственности, землевладения, землепользования и арен ды, то в ходе использования земель неизбежно возникают отношения соседства. Земельно-соседские правоотношения имеют, как правило, две сто роны: право на требование соседа определенных ограничений при надлежащих ему правомочий и обязанность подчиниться законным требованиям соседа об ограничении собственных правомочий в от ношении использования своего участка. 3. это часть окружа ющей природы , является элементом экосистемы, а поэтому находится в сфере эколого-правового режима регулирования. 4. это сложное природное образова ние с зональными и региональными особенностями, обладающее устой чивой природной неоднородностью, которая является необходимым, а не случайным явлением. 5. Любому земельному участку, как и всякому имуществу, присуща порча , как от естественных природных процессов, так и от деятельнос ти людей. В отличие от обычного имущества, которое, в конечном счете, изна шивается, устаревает, заменяется более ценным, земля не может быть заменена какими-то другими объектами и не устаревает, она вечно значима для человеческого общества. Однако ее использование обя зательно сопряжено с охраной, и функция охраны земли является неотъемлемой частью функций использования земель: охрана земель планируется в государственном масштабе и явля ется неотъемлемой функцией государственного регулирования земле пользования; охране земель придан статус системы правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование, защиту от вредных воздействий, восстановление про дуктивности земельных угодий; система охраны земель включает в себя комплекс правовых ме роприятий, позволяющих государству осуществлять всестороннее пра вовое воздействие на негативные формы хозяйственной эксплуатации земель. Это: нормирование предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных, паразитарно-бактериальных и радиоактив ных веществ в почве; запрещение осуществления воздействия на землю без положи тельного заключения специальных экспертиз, дающих оценку отрица тельного влияния на состояние земель и эффективности предусмот ренных защитных мероприятий при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов, строений, сооружений и технологий; экономическое стимулирование охраны земель; запрещение финансирования проектно-изыскательных работ для объектов, деятельность которых наносит вред земле. Земля как родо вой объект — характеризует в качестве категории земельного фонда. Согласно ЗК РФ на категории делится весь земельный фонд РФ, т.е. нет земель вне категории. Земли сельскохозяйственного назначения как категории земель ного фонда нельзя отождествлять с землями сельскохозяйственного использования земельными угодьями, которые могут находиться и в дру гих земельных категориях. Сельскохозяйственное назначение охватывает как выращивание сельскохозяйственной продукции, так и весь связанный с этим цикл. Следовательно, все земли, обслуживающие этот цикл, подпадают под понятие земли сельскохозяйственного назначения. Непосредственное сельскохозпроизводство (выращива ние сельхозкультур, откорм скота) невозможно без соответствующей инфраструктуры (дорог, жилых зданий, мастерских, складов и т.п.). Чисто сельскохозяйственными землями (сельскохозяйственными угодьями) являются земельные участки, используемые под выращива ние сельскохозяйственных культур. Эти угодья подразделяют на биоценозы (естественные уго дья) не подвергнутые окультуриванию пастбища, сенокосы, луга и т.п. и агроценозы (окультуренные человеческим трудом) пашня, многолетние насаждения, окультуренные (мелиорированные) пастби ща, сенокосы и другие сельхозугодья. Все виды названных угодий являются природной машиной, которая либо сама, без вмешательства человека (естественные пастбища, сено косы) производит сельскохозяйственную продукцию (кормовые травы), либо человеческий труд на ней позволяет получить сельскохозяйствен ные продукты (зерно, плоды, корнеплоды и т.п.). 3. Правовое регулирование земель сельскохозяйственного назначения Функции правового управле ния режимом земель сельхозназначения Государственное управление землей сельскохозяйственного на значения осуществляется преимущественно экономико-правовы ми, а не административно-командными методами. Государство осуществляет следующие функции правового управле ния режимом земель сельскохозяйственного назначения. 1. Функция ведения учета и наблюдения за состоянием кате гории земель сельскохозяйственного назначения, который ведется в форме: а) земельного кадастра , позволяющего получить систему необходи мых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределе нии по собственникам, землевладельцам, землепользователям и аренда торам, о качестве и ценности земель. Организация ведения земельного кадастра возложена на органы местного самоуправления, а обеспечение работ по ведению кадастровой работы на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости; б) мониторинга земель , представляющего собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда, который позволяет своевременно вы явить изменения, возникшие в нем, дать оценку негативным процессам, обеспечить предупреждение и устранение их последствий; в) выявление сельскохозяйственных земель, используемых не по целевому назначению, либо используемых неэф фективно, либо выбывших из оборота, либо переведенных в менее ценные угодья. 2. Функция планирования использования земельного фонда. Федеральная служба земельного кадастра России осуществляет экспертизу программ, схем и проектов в части развития землевладе ния, землепользования, землеустройства и рационального использова ния земель. Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ совмест но с органами местного самоуправления разрабатывают и выполняют федеральные программы по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплек се с другими мероприятиями. 3. Функция распределения и перераспределения земель и создания специального фонда перераспределения земель (ст. 80 ЗК РФ). 4. Функция управления порядком хозяйственной эксплуа тации земель сельскохозяйственного назначения, которая осу ществляется путем: применения и совершенствования налогообложения лиц, исполь зующих земли сельскохозяйственного назначения; установления повышенных цен за экологически чистую продук цию, выращиваемую на землях сельскохозяйственного назначения; частичной компенсации расходов землепользователей из средств бюджета за снижение дохода, возникшее в результате временной кон сервации земель не по вине лиц, использующих эти земли; осуществления государственной экспертизы при размещении объектов, могущих отрицательно влиять на состояние земель и окру жающей природной среды; организации выявления мнения населения через формы непосредственной демократии; установления нормативов предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных, паразитно-бактериальных и радио активных веществ в почве. 5. Функция контроля, задачей которого является обеспечение соблюдения всеми гражданами, организациями, должностными лицами и государственными органами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель. Государственный контроль осуществляется органами местного са моуправления, Федеральным агентством кадастра объектов недвижи мости и его органами на местах и другими государственными органа ми. Функции санитарного контроля за технологией использования сельскохозяйственных земель осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Функции общего конт роля за охраной окружающей среды осуществляются органами МПР России и т.д. Непосредственные контрольные функции на местах осуществляют специалисты-землеустроители Росземкадастра. 6. Охранительная функция обеспечения правового режима использования сельхоз земель. Основная работа по реализации этих функций возложена на федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и орга ны, местного самоуправления (и их администрацию). Правовые методы и формы осуществления оборота земель сельхозназначения Правовые методы осуществления оборота земель сельскохозяй ственного назначения можно подразделить на два основных вида: административно-правовые и гражданско-правовые. Административно-правовой метод применяется в случаях: а) использования сельхозугодий с нарушением законодатель ства; б) при применении санкций (конфискация) за противоправное поведение собственников сельскохозяйственных угодий, т.е. даже и при правильной эксплуатации этих угодий (деяние совершено за пределами сферы сельскохозяйственной деятельности); в) при обстоятельствах, обязывающих государство осуществ лять это административно-правовое вмешательство; г) при временно-вынуждающих обстоятельствах (реквизиция земельного участка). Административно-правовые методы выражаются в том, что: ~ от имени российского государства соответствующие государ ственные органы вправе осуществлять перераспределение этих земель, если они используются с нарушениями закона; ~ органы государственной власти субъектов РФ осуществляют принудительное перераспределение сельскохозяйственных угодий между собственниками, если в результате оборота этих угодий возник нут обстоятельства, требующие государственного вмешательства; ~ принудительное вмешательство в оборот земель сельскохозяйствен ного назначения может иметь и временно-вынужденный характер и пре кращается с устранением обстоятельств, которые вызвали потребность в этом вмешательстве; д) органы судебно-исполнительного производства (судебные приставы-исполнители) осуществляют конфискацию сельскохозугодий на основании судебного решения в порядке санкции за совершение преступления (ст. 50 ЗК РФ) в спе циальном порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 № 119-ФЗ Об исполнительном производстве (в ред. от 10.01.2003). Гражданско-правовой метод применяется в регулировании оборота земель сельскохозяйственного назначения путем регули рования двусторонних сделок: а) купли-продажи сельхозугодий, при которой участок перехо дит к другому собственнику за деньги, передаваемые в ходе совер шения этого договора; в общем порядке (ст. 454 491, 549 558 ГК РФ); в специальном порядке (приватизация, продажа с публичных торгов и т.д.). б) мены (ст. 567 571 ГК РФ), при которой либо происходит обмен угодьями, либо об мен угодий на определенные объекты недвижимости; в) ренты (ст. 583 605 ГК РФ), отличающейся от договора купли-продажи в основ ном рассроченными формами расчета за приобретенный земельный участок. Платежи по договору ренты бывают двух основ ных видов: бессрочная рента при продаже земельного участка по дого вору постоянной ренты (ст. 589 595 ГК РФ). Приобретать земель ные участки по такой форме ренты недопустимо у собственников коммерческих организаций и допустимо лишь у граждан либо у та ких некоммерческих организаций, которым закон не запрещает совер шать подобные сделки и их совершение соответствует целям устав ной деятельности этих организаций (п. 1 ст. 589 ГК РФ). Договор бессрочной (постоянной) ренты, таким образом, представ ляет собой возможность покупки земельного участка с рассрочкой платежа за него на неопределенное и длительное время; пожизненная рента (ст. 596 605 ГК РФ) применима лишь к случаям приобретения земельных участков у граждан (п. 1 ст. 596 ГК РФ) и определяется в договоре как денежная сумма, периодически выплачиваемая получателю ренты (бывшему собственнику участка) в течение его жизни (п. 1 ст. 597 ГК РФ). г) дарения (ст. 572 582 ГК РФ) и наследства, являющихся односторонними сделка ми, но отличающимися различной правовой природой. д) приобретение сельскохозяйственных угодий по наследству (ч. 3 ГК РФ): ~ осуществляется в форме односторонней сделки за вещания наследодателя (ст. 1118 1140 ГК РФ) или по основаниям, указанным в законе (ст. 1141 1151 ГК РФ); ~ эта форма оборота одно из конституционных прав (п. 4 ст. 35 ГК РФ); ~ переход с/х угодья по наследству может осу ществляться из частной формы собственности в частную и из частной формы собственности в публичную, но не наоборот; ~ переход наследственных прав на с/х угодье осуществляется в особом наследственно-процессуальном порядке, пре дусмотренном законом; е) аренды (ст. 606 625 ГК РФ), представляющей собой форму регулирования оборо та земель сельскохозяйственного назначения, при которой вклю чаемые в сферу частного капитала земельные участки не теря ют титула публичной собственности. Правовые ограничения в обороте земель сельхозназначения Согласно п. 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землями сельскохозяйственного назначения осуществляются свободно, если это не входит в противоречие с публичными интересами. Противоречие частных интересов публичным обусловлено тем, что земля представляет собой основу жизни и деятельности прожи вающих на ней народов (п. 1 ст. 9 Конституции РФ), а значит, и пра вовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначе ния должно осуществляться с учетом интересов настояще го и всех будущих поколений. Правовые ограничения в обороте земель сельхозназначения обусловлены: а) особой значимостью земель сельхозназначения, в связи с чем оборот допускается при условии обеспечения целевого, рационального и эффективного использования этих земель; б) недопустимостью оборота иных сельскохозяйственных земель, внешне сходных с землями сельскохозяйственного назначения; в) недопустимостью возникновения в результате этого оборота латифундизма и минифундизма, т.е. концентрации земель сельскохозяй ственного назначения в частной собственности отдельных лиц и чрезмерного дробления земельных участков в качестве объектов собствен ности; г) недопустимостью нарушения прав третьих лиц при осуществле нии оборота земель сельскохозяйственного назначения и обязанности лиц, осуществляющих оборот этих земель, компенсировать потерпев шим стоимость понесенных ими убытков; д) потребностью в обеспечении приоритета публичных интересов: российских граждан и юридических лиц перед иностранными; приоритетного права в покупке земель сельскохозяйственного назначения субъектами РФ и органами местного самоуправления; исключения из оборота тех видов земель сельхозназначения, которые имеют особую публичную значимость; е) потребностью привлечения к эксплуатации земель сельхозназначения наиболее эффективных хозяйствующих субъ ектов; ж) обеспечением равного доступа хозяйствующих субъектов к зем лям сельхозназначения и исключения монополизма; з) обеспечением эффективного государственного контроля за обо ротом земель сельхозназначения, включающего в себя: — федеральный контроль за осуществлением оборота этих земель региональными (субъектами РФ) и муниципальными органами; — государственный учет земель, соблюдение ценовой дисцип лины при их обороте и т.д. Охрана земель сельскохозяйственного назначения Правовая охрана земель сельскохозяйственного назначения — система правовых и иных мероприятий, направленных на их рациональное использование, защиту от вредных воздействий и ухудшения качественного состояния (ст. 12, 13 ЗК РФ). Целями охраны земель являются: = предотвращение деградации, загрязнения и захламления, наруше ния земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной дея тельности; = обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, нарушению или другим неблагоприятным воздействиям в результате хозяйственной деятельности. Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и др. мероприятий, направленных на их рациональ ное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, на воспроизводство и повышение плодородия почв. Виды ответственности в земельном праве Административная ответственность. В статьях ЗК РФ и КоАП РФ установлено, что данный вид ответственности наступает за совершение таких правонарушений, как самовольное занятие земель ных участков, загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами и отходами, порча и уничтожение плодородного слоя зем ли, искажение сведений о состоянии и использовании земель, порча сельскохозяйственных и иных земель, захламление земель и иные виды. Уголовная ответственность. В ЗК РФ указано, что уголов ная ответственность устанавливается УК РФ. Гражданско-правовая (имущественная) ответственность наступает по факту нарушения земельного законодательства, связан ного с причинением вреда землям, охраняемым законом, правам и ин тересам собственников, землепользователей и арендаторов земли не зависимо от привлечения виновных к другим видам ответственности. Она наступает при соблюдении нескольких условий: ущерб должен причиняться противоправным поведением виновного; при возникнове нии имущественного вреда; если имеется вина причинителя. Дисциплинарная ответственность регулируется трудовым законодательством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *