0

Тема 15 «ВЕЩНЫЕ И ИНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ»

1. Понятие вещных прав на землю Особенности и виды вещных прав на землю Как известно, в гражданском праве гражданские права делятся на вещные и обязательственные. Вещные права в земельном праве одна из правовых форм реализации отношений земельной собственно сти. Их обладателю они предоставляют возможность непосредствен но осуществить воздействие на земельный участок путем господства над ним. Право собственности на землю является главенствующим в системе вещных прав на земельные участки, поскольку только у собственника содержится полный набор правомочий по владению, пользованию и распоряжению землей. Однако наряду с правами соб ственности имеется ряд других правовых форм, составляющих титул прав на землю, которые легализированы в современном российском законодательстве в качестве вещных прав. Вещные права на землю выражаются в праве по жизненного наследуемого владения земельным участком; в праве по стоянного (бессрочного) пользования участком и в праве сервитута (ограниченного пользования соседним земельным участком). Анализ современного земельного и гражданского законодательства позволяет сделать следующие выводы. 1. Поскольку вещные права на землю являются производными от права собственности, то можно сделать вывод о том, что другие вещ ные права всегда уже права собственника. В частности, если собствен ник обладает полной свободой владения, пользования и распоряжения земельным участком, то землепользователь, к примеру, обязан испрашивать разрешение на аренду или безвозмездную временную переда чу используемого земельного участка другому лицу у собственника этого участка. 2. Вещные права обладают определенной зависимостью от право мочий собственника, без согласия которого не может осуществляться часть правомочий, принадлежащих обладателю вещных прав на зем лю. В частности, согласие собственника необходимо испрашивать на отдельные формы распоряжения земельным участком. 3. Вещные права на землю обладают определенной самостоятельностью, поскольку переход права собственности на зе мельный участок к другому лицу не является основанием прекраще ния вещных прав на этот участок (ч. 3 ст. 216 ГК РФ). Лицо, обладающее вещными правами на земельный участок, не яв ляется подчиненным собственнику и имеет право на защиту от вмеша тельства последнего, осуществляемого с нарушением закона, поскольку земельные правомочия осуществляются субъектами земельных право отношений своей волей, в своем интересе (ч. 2 ст. 1 ГК РФ) и по сво ему усмотрению (ч. 1 ст. 9 ГК РФ), а произвольное вмешательство в чьи-либо частные дела недопустимо (ч. 1 ст. 1 ГК РФ) и подлежит су дебной или административной защите (ст. 11 ГК РФ). Более того, лицо, обладающее вещными правами на землю, может предъявить иск о взыс кании убытков и денежной компенсации морального вреда, причинен ных незаконным вмешательством собственника земельного участка в дела лица, обладающего вещными правами на земельный участок. 4. В отношениях между отдельными представителями вещных прав они обладают таким же абсолютным характером, как и права собствен ности на земельный участок. Все лица, попавшие в сферу отношений по использованию земельного участка на основе вещных прав, обязаны соблюдать права лица, обладающего вещным правом на земельный участок: не допускать самовольного прохода или проезда по этому участку, если владелец его ясно не обозначил такой проход; распола гаться на этом участке или складировать какие-либо предметы и др. В силу этого вещные права: * вытекают из положений закона, а не из договорных и иных обя зательств, и не могут быть изменены соглашением сторон; * распространяются на всех лиц, оказавшихся в сфере правового регулирования вещных прав, а не только на лиц, связанных договор ными обязательствами, вытекающими из этих вещных прав. 5. Вещные права можно классифицировать по различным основа ниям: * по видам земель, принадлежащих тем или иным лицам на основе вещных прав; * по лицам, обладающим вещными правами на земельный участок; * по интересам, во исполнение которых предусмотрены данные вещные права; * по основаниям возникновения вещных прав. 6. Вещные права, как и право собственности на земельный участок, объектом своих правомочий имеют земельный участок, конкретно оп ределенный на местности и имеющий соответствующий кадастровый номер или статус. Поэтому возникновение, изменение и прекра щение вещных прав подлежат такой же государственной регистрации, как и прав собственно сти на данный участок. Поскольку вещные права на земельный участок осуществляются при одновременном наличии права собственности на этот участок, то происходит двойная регистрация данных земельных прав: первоначаль ная и производная. Характеристика вещных прав на землю 1. Право пожизненного (наследуемого) владения землей (ч. 1 ст. 216, ст. 266, 267 ГК РФ и ст. 21 ЗК РФ) отличается от иных вещ ных прав следующими основными особенностями: наибольшей стабильностью прав на земельный участок. Так, если право пользования земельным участком может быть временным, т.е. краткосрочным, то право владения принадлежит владельцу не только на протяжении всей его жизни: после жизни воля владельца в опре делении принадлежности земельного участка гарантируется к соблю дению принудительной силой государства, если наследник не отказался от наследства; наибольшей широтой самостоятельности правомочий землевла дельца в отношении использования земельного участка. Владелец вправе самостоятельно, без каких-либо специальных разрешений соб ственника земельного участка возводить на земельном участке здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности, если законом не предусмотрено иное; узким кругом субъектного состава правоотношений по владению земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения. Поскольку наследователем может быть только гражданин или физи ческое лицо, субъектный состав данного вида правоотношений огра ничивается именно этой категорией лиц. Право пользования земель ным участком может принадлежать и организациям, т.е. более широ кому кругу лиц; наличием в правомочиях по владению земельным участком кон ституционных положений о правах, свободах и обязанностях граждан, имеющих статус высшей ценности и составляющих смысл, содержа ние и применение российского законодательства (ст. 2, 18 Конститу ции РФ). Право пожизненного наследуемого владения было введено в зако нодательство как наиболее близкое к праву собственности на землю. 2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком имеет следующие отличительные черты: ? более широкий круг субъектов данного вида правоотношений — граждане и юридического лица (ч. 1 ст. 268 ГК РФ и ст. 20 ЗК РФ); ? более узкий круг оснований приобретения данного вещного пра ва; ? наличие производной связи между правом на земельный учас ток и правом на недвижимость, расположенную на данном участке; ? относительно меньшая стабильность отношений землепользова ния. Во-первых , право постоянного землепользования может быть пре кращено по тем же основаниям, по которым оно возникло, на ос новании решения уполномоченного государственного или муниципаль ного органа, принятого в установленном законом порядке; во-вторых , право землепользования может быть и временным, устанавливаемым на определенный срок. В отношении права постоянного землепользования не предусмот рено возможности передачи данных правомочий по наследству. 3. Сервитуты (п. 1 ст. 216, ст. 274 277 ГК РФ и ст. 23 ЗК РФ), выражающиеся в праве ограниченного пользования соседним земель ным участком и может быть: а. по источнику установления : — частный сервитут — уста навливается гражданским законодательством; — публичный сервитут — устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, субъекта РФ и органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государ ства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельного участка. Установление публичного сервитута осуществля ется с учетом результатов общественных слушаний. б. по сроку установления: временным или постоянным в. по субъекту установления : Сервитут может устанавливаться: = соглашением собствен ников земельных участков; = решением суда. Собственник земельного участка вправе требовать, в том числе в судебном порядке, предоставления сервитута для обслуживания свое го земельного участка. г. по цели установления: Сервитуты могут устанавливаться для: прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка для прокладки и ремонта коммунальных или индивидуальных инженерных, электри ческих и других линий и сетей; проведения дренажных работ на зе мельном участке, забора воды и водопоя на земельном участке; прого на скота через земельный участок; сенокоса или пастьбы скота на земельном участке в периоды, продолжительность которых соответству ет местным условиям и обычаям; временного пользования земельным участком для производства изыскательских, исследовательских и дру гих работ, ремонтно-строительной полосы на земельном участке; воз ведения здания, строения, сооружения определенной высоты на сосед нем земельном участке, создания на земельном участке защитных лес ных насаждений и иных природоохранных объектов; иные сервитуты. Сервитут должен осуществляться способом, наименее обремени тельным для земельного участка, в отношении которого он установ лен. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, впра ве требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установ лен сервитут, если иное не предусмотрено законом. За сервитуты, установленные в пользу сельских жителей и их объединений, плата не взимается. Сервитута подле жат государственной регистрации и сохраняется при перехо де земельного участка к другому лицу. По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения основа ний, по которым он был установлен. В случае, если земельный учас ток в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением земельного участка, собствен ник вправе требовать по суду прекращения сервитута. Особенности сервитута как вещного права следующие: ? если основанием возникновения прав пожизненного наследуемого владения и прав постоянного пользования земельным участком явля ется свободный от чьих-либо притязаний участок, то основанием сер витута всегда является наличие соседнего используемого участка, ин тересы надлежащей эксплуатации которого требуют вмешательства в пользование данным земельным участком; ? право сервитута представляет своего рода право безысходности, невозможности не затрагивать интересы соседних землепользовате лей. Если есть возможность обеспечить надлежащую эксплуатацию участка, не ущемляя прав соседних землепользователей, то право сер витута возникать не должно; ? право сервитута представляет собой узкоцелевое использование земельного участка, выделенного для прохода или проезда; его нельзя использовать под складирование имущества, размещение каких-либо объектов и т.д.; ? право сервитута не может быть самостоятельным предметом сде лок. В частности, его нельзя приобретать, вносить в качестве вклада в имущество хозяйственного общества и использовать в качестве самостоятельного объекта гражданских прав вне зависимости от зе мельного участка, для обеспечения рационального использования ко торого установлен данный сервитут; ? право сервитута носит придаточный характер к основному пра ву на земельный участок для лица, в пользу которого устанавливается данный сервитут. С прекращением права этого лица на данный зе мельный участок прекращается и право сервитута; ? право сервитута не порождает у лица, в пользу которого уста навливается данный сервитут, прав на земельный участок, служащий для сервитута (ограниченного пользования им), поскольку сервитут не влечет за собой лишения прав землепользователя на данный земель ный участок (п. 2 ст. 274 ГК РФ); ? сервитут устанавливается на период до устранения причин, породивших необходимость этого сер витута, с устранением которых прекращается дей ствие сервитута. 2. Иные права на пользование землей Право собственности на землю и вещные права на нее являются основными видами прав на землю, но не единственными. Помимо них существуют иные основания пользования земельными участками, не имеющими вещный характер — права на землю, основанные на обяза тельственных правоотношениях. Главными из них являются арендные обязательства (ст. 606 625 ГК РФ и п. 6 ст. 22 ЗК РФ). Обязательства как основания прав на пользование земельными участками имеют следующие особенности: относительный характер данного вида правоотношений, посколь ку они касаются не всех лиц, как это установлено законом относитель но вещных прав на землю, а только тех, которые находятся в сфере действия данных обстоятельств; свобода воли сторон обязательств, на основании которых возни кает право на пользование земельным участком; договорный характер обязательств по использованию земель ных участков; отсутствие специальных решений уполномоченных государ ственных и муниципальных органов на право пользования земель ными участками, как это имеет место при вещных правах на землю (на основе до говора (аренды и др.) и факта его государственной регистрации); установленные законом форма (сложная письменная (купчая), бланкетная) и процедура оформления обяза тельств как основания возникновения права на землепользование; возникновение прав на землю из договорных обязательств можно подразделить на права, дающие возможность осуществлять весь цикл использования земель, полученных по договору (широкие права), и права, дающие возможность осуществлять отдельные функ ции использования земель (узкие права). В литературе отмечается, что следует различать договор аренды и возникающее на его основании право аренды земли, которое предлагается рассматривать в качестве разновидности вещных прав. Если первый вид прав выражается в одном договоре аренды зе мельного участка, то второй вид прав может выражаться в различ ных видах договоров. Аренда земельного участка имеет значительное сходство с вещны ми правами на землю, отличаясь от них следующими основными при знаками: срочный характер правоотношений, поскольку аренда всегда пред полагает заключение арендных обязательств на определенный срок. Этим элементом арендные отношения по использованию земель в определенной мере сходны с правом временного землепользования, однако последнее не имеет, как правило, договорного характера и ос новывается на административно-правовом акте предоставления земель ного участка во временное пользование; возмездный характер использования земель. Возмездность землепользования на основе вещных прав имеет нормированный государством характер, а возмезд ность землепользования, вытекающая из договорных отношений, нор мируется сторонами в допустимых законом пределах. При этом плата за арендуемый земельный участок государству не прекращается, и ответственным по этим платежам остается лицо, обладающее земельным участком на праве собственности или на осно ве иных вещных прав на земельный участок; взаимная регламентация отношений по использованию земель сторонами договора аренды. В отличие от вещных прав на земельный участок, которые определены законом, регламентация арендных отно шений может устанавливаться и изменяться по взаимному согласию сторон при условии соблюдения законодатель ства (ст. 270 ГК РФ и ст. 46, 48 ЗК РФ). Установленные сторонами условия аренды земельных участков являются нормативными и имеют значение при решении споров, вы текающих из права землепользования; возможность взаимного воздействия (пр. неустойка) сторон договора аренды друг на друга в случае нарушения или неисполнения договорных обяза тельств, составляющих внутренний регламент аренды земельных уча стков. Иные же виды договоров, на основании которых возникает право пользования земельными участками, характерны наличием в них лишь возможностей осуществления определенного круга действий в отно шении этих земельных участков: изыска тельские работы, на осуществление поливов сельскохозяй ственных угодий, договоры на осуществление агрохимического обслу живания, договоры на компактную застройку земельных участков и т.д. Поскольку предметом договорных отношений является определен ная функция по использованию земель, такие договоры не подлежат обязательной государственной регистрации. Государственная оценка подобных функций осуществляется в другой форме в форме лицен зирования. В частности, лицензируется деятельность по мелиорации земель, по обследованию земель на предмет выявления деградирован ных сельскохозяйственных угодий и др. Основания прекращения права безвозмездного срочного пользова ния землей закреплены в ст. 47 ЗК РФ. 3. Основания и правовые последствия прекращения вещных прав на землю Юридические основания прекращения прав на землю В соответствии с действующим земельным законодательством зе мельный участок может быть изъят для государственных и муници пальных нужд, а также ввиду ненадлежащего использования. Для государственных и муниципальных нужд земельный участок может быть изъят у собственника путем выкупа его Российской Фе дерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием по решению, принятому органом исполнительной власти. Собственник должен быть уведомлен об изъятии за год, а также о дате регистрации. Выкуп час ти участка допускается только с согласия собственника. Выкупная цена, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собствен ником участка. В выкупную цену включаются: рыночная стоимость участка и находящегося на нем недвижимого имущества; убытки, причиненные собственнику, включая упущенную выгоду и убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами. По соглашению с собственником ему может быть предоставлен другой участок с зачетом его стоимости в выкупную цену. Если соглашение не достигнуто, то государственный орган, приняв ший решение об изъятии, предъявляет иск о выкупе участка в суд (не позднее двух лет с момента уведомления об изъятии). Собственник подлежащего изъятию участка владеет, пользуется и распоряжается участком до достижения соглашения о выкупе участка (до принятия решения судом). Право пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессроч ного) пользования, срочного пользования, аренды и другие права на земельные участки прекращаются по основаниям, предусмотренным договором, из которого они возникли, в порядке, установленном ЗК РФ. Расторжение договоров, их изменение производятся по согла шению сторон, а при недостижении соглашения в судебном по рядке. В случае заявления в письменной форме собственника, владельца, пользователя, арендатора земельного участка об отказе от своих прав на него этот земельный участок поступает в состав государственных или муниципальных земель по принадлежности. В отличие от добровольного отказа (ст. 53 ЗК РФ), принудитель ное прекращение (ст. 54) прав на земельный участок независимо от условий договора и форм собственности производится при: исполь зовании земельного участка не по целевому назначению или не по раз решенному использованию; неустранении нарушений, предусмот ренных ЗК РФ, в сроки, установленные предписанием специально уполномоченных органов государственной власти по контролю за использованием и охраной земель; неиспользовании всего земельного участка сельскохозяйственного назначения или его части, представлен ных сельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организаци ям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, садоводческим, животно водческим, дачным кооперативам и их членам, дачным подсобным хо зяйствам в течение года, а собственником земельного участка в течение трех лет, за вычетом времени на освоение земельного участ ка, мелиоративное строительство, восстановление после стихийных бедствий и иных обстоятельств, исключающих такое использование (ст. 284, 285 ГК РФ); неиспользовании всего или части предоста вленного для застройки земельного участка в течение двух лет, если сроки начала и окончания строительства не установлены договором; реквизиции земельного участка; конфискации земельного уча стка; изъятии (выкупе) земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 278 282 ГК РФ); отчуждении земель ного участка, который не может принадлежать данному лицу в соот ветствии с ЗК РФ; обращении взыскания на земельный участок по обязательствам собственника и арендатора этого участка; неуп лате земельного налога в течение двух лет и непогашении задолжен ности по уплате земельного налога в течение последующего года. Прекращение права собственности на земельный участок происхо дит в порядке выкупа, за исключением случаев, предусмотренных зе мельным законодательством. Выплата выкупных цен может произво диться в рассрочку. Сведения о выкупных ценах подлежат опублико ванию. Изъятие земельных участков для государственных и муниципаль ных нужд Основаниями для принятия решения об изъятии земельных участ ков у граждан и юридических лиц для государственных и муниципаль ных нужд являются генеральные планы поселений, планы зонирования земель и иная утвержденная в установленном порядке градостроитель ная или землеустроительная документация (ст. 49 52 ЗК РФ). Изъятием земельных участков с находящейся на них недвижи мостью или без нее для государственных и муниципальных нужд счи тается изъятие земельных участков в государственную или муници пальную собственность по решению федеральных органов исполни тельной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнитель ной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не вправе изымать земельные участки в принудительном порядке в целях пере дачи другим лицам. Изъятие земельных участков или их частей для государственных или муниципальных нужд у собственников этих участков осуществ ляется в порядке выкупа. При несогласии собственника земельного участка с предложенными условиями выкупа, в том числе с возмож ностью предоставления взамен другого земельного участка, соответ ствующий орган, принявший решение об изъятии и о выкупе земель ного участка, вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъя тии и выкупе. В случае изъятия части земельного участка, если собственник зе мельного участка не сможет использовать оставшуюся часть по преж нему целевому назначению или она менее минимальной нормы, выку пается весь земельный участок. Плата (выкупная цена) за земельный участок, изымаемый для государственных и муниципальных нужд, сроки и условия выкупа определяются соглашением с собственником земельного участка, а в случае его несогласия — в судебном порядке (ст. 279 281 ГК РФ). В соответствии с Положением О порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и аренда торам и потерь сельскохозяйственного производства , утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.1993 г. № 77 (в ред. от 07.05.2003), устанавливается порядок возмещения всем землеполь зователям убытков (включая упущенную выгоду), причиняемых изъ ятием или временным занятием земельных участков, ограничением их прав или ухудшением качества земель, а также потерь сельскохозяй ственного производства. Возмещению подлежат: ? стоимость жилых домов, объектов культурно-бытового назначе ния, производственных и иных зданий и сооружений или расходы по переносу их на новое место; ? стоимость плодово-ягодных, защитных и иных выращенных хозяй ством многолетних насаждений; ? стоимость незавершенного производства (вспашки, внесения удоб рений, посева и других работ); ? стоимость урожая сельскохозяйственных культур, а также другие убытки земле-пользователей, связанные с изъятием земельных участков или временным занятием их. В соответствии с ЗК РФ убытки, причиненные изъятием (выкупом) или временным занятием земельных участков для государственных, муниципальных и общественных нужд, а также ограничением прав пользователей земли (кроме случаев установления охранных зон и округов санитарной охраны земель, указанных в ЗК РФ) или ухудше нием качества земель в результате деятельности предприятий, учреж дений, организаций и граждан, подлежат возмещению в полном объ еме (включая упущенную выгоду) в расчете на предстоящий период, необходимый для восстановления нарушенного производства пользо вателями земли, понесшими эти убытки. Возмещение убытков, включая упущенную выгоду, производится предприятиями, учреждениями и организациями, которым отведены земельные участки, а также предприятиями, учреждениями, организа циями и гражданами, деятельность которых вызывает ограничение прав пользователей земли или ухудшение качества их земель (ст. 57). Потери сельскохозяйственного производства, вызванные изъятием сельскохозяйственных угодий для использования их в целях, не свя занных с ведением сельского хозяйства, подлежат возмещению в трех месячный срок после принятия решения о предоставлении земельно го участка либо изменения его целевого назначения (ст. 58). Потери сельскохозяйственного производства возмещаются: ? лицам, которым предоставляются сельскохозяйственные угодья из государственных или муниципальных земель для целей, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства; ? лицам, вокруг объектов которых устанавливаются охранные, са нитарные, защитные зоны, за исключением случаев, предусмотренных ЗК РФ. Потери сельскохозяйственного производства возмещаются в слу чаях, когда земельные участки предоставляются в постоянное (бессроч ное) пользование или в собственность бесплатно. В случаях прода жи или сдачи в аренду земельных участков, находящихся в государ ственной или муниципальной собственности, эти потери включаются в стоимость земельного участка. При расчете потерь используются нормативы стоимости освоения новых земель и улучшения существующих угодий с целью производ ства сельскохозяйственной и лесохозяйственной продукции в объеме, не менее получаемого на изымаемых земельных участках или ранее получаемого до снижения их качества. Порядок и размеры возмещения потерь сельскохозяйственного производства устанавливаются Правительством РФ. Средства, поступающие в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного производства, а также полученные от продажи или сда чи в аренду государственных, муниципальных земельных участков и земель запаса, зачисляются в бюджет субъекта РФ или местного са моуправления по принадлежности. Новые пользователи, которым предоставляются земельные участки, возмещают собственникам, землевладельцам, землепользователям и арендаторам расходы по освоению новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий. Убытки граждан, связанные с изъятием или временным занятием земельных участков, предоставленных им в пользование в сельских поселениях, возмещаются в порядке, установленном земельным зако нодательством (ст. 57, 62 ЗК РФ). При изъятии или временном занятии земельных участков для го сударственных и муниципальных нужд возмещаются: стоимость неиспользованных затрат (вспашки, внесения удоб рений, посева и других работ), определяемая по расценкам на ана логичные работы, действующим на государственных сельскохозяй ственных предприятиях, расположенных в данной, местности, и по розничным ценам на семена, минеральные удобрения и другие ма териалы; стоимость принадлежащих гражданам на праве частной собствен ности земельных участков, строений и устройств (домов, сараев, погре бов, колодцев и пр.) и подлежащих сносу в связи с отводом в поселе ниях земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Основой определения цены конкретных земельных участков и строе ний служат рыночные цены. В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 27.01.1984 О возмещении гражданам стоимости принадлежащих им жилых домов, строений и устройств, подлежащих сносу в связи с изъ ятием земельных участков для государственных и общественных надобностей и утверждения нормативов для определения плодово-ягодных насаждений и посевов , а также ст. 280 ГК РФ указанным лицам либо выплачиваются причитающиеся суммы городской, район ной администрацией или предприятиями, организациями и учрежде ниями, которым отведен земельный участок, либо по желанию граж дан и членов их семей им предоставляются квартиры по существу ющим нормам. Убытки, причиненные нарушением прав собственников, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в по рядке, предусмотренном гражданским законодательством (ст. 62 ЗК РФ). Собственнику земельного участка должна быть возмещена рыноч ная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплат но в собственность равноценный земельный участок (ст. 63 ЗК РФ). Некоторые вопросы возмещения убытков регламентируются в Жилищном кодексе РСФСР, который был принят 24 июня 1983 г. (в ред. от 28.03.1998). Возможность переноса домов и строений с учетом их техническо го состояния определяется в каждом отдельном случае городской, рай онной администрацией с учетом заинтересованных организаций. Снос жилых домов, принадлежащих гражданам на праве собствен ности, в связи с отводом земельных участков для государственных и муниципальных нужд допускается в каждом отдельном случае лишь с разрешения соответствующей краевой, областной администрации, администрации Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Граждане и их семьи, выразившие желание получить квартиры вза мен домов, принадлежащих им на праве собственности и сносимых в связи с отводом земельных участков для государственных и муници пальных нужд, получают квартиры только в благоустроенных домах. При этом жилая площадь предоставляемых квартир не должна быть меньше установленных норм жилой площади в расчете на одного че ловека. Независимо от возмещения стоимости сносимых строений или предоставления квартир, указанным гражданам выплачивается сто имость плодово-ягодных насаждений и посевов. В результате работы комиссии составляется акт с указанием раз мера убытков, подлежащих возмещению собственникам, земледельцам, землепользователям и арендаторам, и потерь сельскохозяйственного производства. Акт рассматривается и утверждается районной (город ской) администрацией. Фактическая передача изымаемого земельного участка и строе ний, сооружений, насаждений, находящихся на этом участке, новому собственнику, землевладельцу, землепользователю и арендатору (т.е. учреждению, предприятию или организации, в пользу которого изъя та земля) происходит, как правило, сразу же после утверждения акта описи и оценки изымаемого имущества. Если изъятие земли свя зано с переносом каких-либо строений, сооружений или насажде ний в другое место, земельный участок передается после заверше ния работ по этому переносу. Если объектом изъятия является не весь земельный участок, закрепленный за прежним пользователем, а только часть его, изымаемая земля ограничивается в порядке зем леустройства, фактическая передача изымаемой земли и находяще гося на ней имущества производится после завершения землеуст роительных действий. Возбуждение спора об оценке какой-либо части изымаемого иму щества не может служить основанием для приостановления фактиче ской передачи этого имущества. Право пользования землей у нового субъекта возникает после офор мления и выдачи ему государственного акта (договора) на соответству ющее право. Кроме изъятия земель для государственных и муниципальных нужд действующее законодательство допускает изъятие у пользователей землей излишков земельных участков, превышающих установленные размеры пользования в несколько раз, особенно после перехода к рыночным земельным отношениям. В случае принудительного изъятия излишков большемерных зе мельных участков землепользователи получают возмещение убытков в таком же порядке, как и при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд. Если на изымаемой части участка находятся какие-либо строения и насаждения, принадлежащие указанным субъек там, они имеют право по своему выбору либо перенести их на остав шуюся часть земельного участка, либо взыскать их стоимость с ново го пользователя, к которому перейдет земля. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и при иных об стоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок или его часть по решению органов государственной власти могут быть изъяты для государственных и муниципальных нужд у собственника земельного участка в порядке, установленном законом, с возмещением убытков (реквизиция). Лицо, у которого реквизированы земельный участок или его часть, вправе при прекращении действий обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему этого земель ного участка. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка собственнику возмещается стоимость этого земельного уча стка. Изъятие земельного участка в виде санкции за нарушение В случаях, предусмотренных законом, земельный участок может быть безвозмездно изъят у собственника, владельца, пользователя, арен датора по решению суда в виде санкции за совершенные преступле ния или иные правонарушения (конфискация). Конфискация может быть произведена в административном порядке в случаях, предусмот ренных ЗК РФ за следующие умышленные или систематические на рушения земельного законодательства: загрязнение земель радиоактивными и химическими веществами, производственными отходами, сточными водами, заражение бактериаль но-паразитическими и карантинными вредными организмами, засоре ние сорными растениями; невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой и водной эрозии, предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, а также использование земель способами, приводящими к порче и уничтожению плодородного слоя почвы, природных ресурсов, археологических объектов и объектов ис торико-культурного наследия; использование земель способами, приводящими к уничтожению или систематическому повреждению иных природных ресурсов; нарушение установленного режима использования земель при родоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреацион ного назначения, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загряз нению; использование земель способами, приводящими к причинению вреда здоровью людей или созданию реальной угрозы причинения такого вреда; неиспользование земельных участков сельскохозяйственного назначения в течение трех лет подряд и др. В соответствии с ЗК РФ ограничение прав собственников, владель цев, пользователей и арендаторов земельных участков в случаях воз никновения государственных или муниципальных нужд устанавли вается в соответствии с принятыми решениями о территориальном планировании использования земель, о зонировании земель, об уста новлении публичных сервитутов и в иных случаях, установленных за коном (ст. 27). Защита права собственности и других вещных прав Защита права собственности и других вещных прав осуществля ется в рамках гражданско-правовой защиты. Каждый вправе защи щать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными за коном (ст. 45 Конституции РФ). В зависимости от вида посягательства на права собственника мож но выделить следующие способы защиты: вещно-правовые, обязатель ственно-правовые и иные. Основным из них является вещно-правовой способ, который реа лизуется путем предъявления виндикационного иска, негаторного иска, а также (в том числе с предъявлением иска) возмещением ущерба, включая упущенную выгоду. Виндикационный иск (ст. 301 ГК РФ) иск собственника к не законно владеющему собственнику об изъятии имущества в натуре. Объектом иска является определенное спорное имущество, сохранив шееся в натуре. Истцом выступает собственник или титульный вла делец, утративший владение. Ответчиком является владелец имуще ства, незаконность владения которого предстоит доказывать. Негаторный иск (ст. 304 ГК РФ) иск об устранении препят ствий в осуществлении прав собственности, не связанных с лишени ем владения, т.е. иск о прекращении таких нарушений, которые хотя и не соединены с лишением собственника владения имуществом, од нако мешают ему в реализации других правомочий собственника. Объектом иска является устранение длящегося правонарушения. Ист цом будет являться собственник, а также титульный владелец (ст. 305 ГК РФ). Ответчиком станет лицо, которое своим противоправным по ведением создает препятствия, мешающие осуществлению прав соб ственности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *