0

Лекция 9 «ТИПОЛОГИЯ СИСТЕМ ПРАВА»

1. Классификация систем права В каждой стране действует свое право своя нацио нальная (национально-государственная) система позитивно го права, имеющая свою специфику и индивидуальные особенности. Эти национальные системы права можно объединить в группы (правовых общностей, типов), каждая из которых включает в себя несколько «родственных» национальных систем права. Известный французский юрист Р. Да вид, специалист в области сравнительного права, подобные группы пози тивного права определил как «правовые семьи», «семьи систем права». В своей классификации си стем права Р. Давид исходит из двух критериев: 1) юридико-технического крите рия (источники права, структура действующего права, юридическая терминология, правовые принципы, концеп ции, конструкции, методы и практика работы юристов и т.д.) и 2) идеологического критерия (философские, полити ческие и экономические принципы, мировоззрение и об щественные идеалы, на которые опирается соответствую щее национальное право). С учетом этих критериев им в начале 60-х годов прошлого века была предложена следующая классифи кация «правовых семей» современного мира: 1) романо-германская правовая семья, 2) семья общего права, 3) се мья социалистических систем права, 4) философские или религиозные системы. Существуют и другие подходы к классификации раз личных национальных систем права. К. Цвайгерт и Г. Котц в своей классификации исходят из такого критерия, как «правовой стиль» национального права, который оп ределяется пятью факторами: происхождением и эволюцией соответствующей системы права, своеобразием юридичес кого мышления, специфическими правовыми институтами, природой источников права и способами их толкования, идеологическими особенностями. Исходя из этого, они объе диняют различные системы права, обладающие единством «правового стиля», в следующие «правовые круги» (груп пы): романский, германский, скандинавский, англо-амери канский, социалистический, исламский, индусский. Критерий уровня правовой развитости национальных систем позитив ного права имеет значение для характе ристики систем права и классификации отдельных национальных в правовые группы («семьи») различной степени развитости, а также для определения со временного состояния и тенденций развития права в от дельных странах, регионах и в мире в целом. Исторически сложилось так, что право получило наиболь шее развитие первоначально в европейской части мира (в начале в Древней Греции, Древнем Риме, затем в стра нах Западной Европы). В последствие европейское право оказало значительное вли яние на развитие права во всем мире (в стра нах Америки, Азии, Австралии и Африки). В силу разновременности возникновения и развития права в разных странах и регионах мира, а также цело го ряда других факторов, различные национальные систе мы права в современном мире отличаются различным уровнем правовой развитости, т.е. различной степенью и мерой наличия и выражения в них общеправовых начал и положений. И сегодня национальные системы действующего пра ва стран Западной Европы (и их модификации в целом ряде европо-язычных стран — в США, Канаде, Австра лии, Новой Зеландии и др.) отличаются наиболее высоким уровнем правовой развитости. Они все еще остаются ори ентиром для остальных национальных систем права и про должают определять направления дальнейшего развития права во всем мире. Одним из существенных результатов происходивших в XX в. глобальных исторических преобразований во всем мире стало появление на правовой карте мира большого числа государств, национальные системы права которых могут быть по уровню их развития в целом охарактеризо ваны как среднеразвитые (страны Латинской Америки, Восточной Европы, ряд азиатских стран Индия, Япо ния, Южная Корея, Сингапур). Значительные прогрессивно-правовые преобразова ния, связанные с переходом от архаичных и традиционных форм регуляции (локальные обычаи и т.д.) к общенацио нальным (общегосударственным) системам права, в XX в. были осуществлены и в группе слаборазвитых в правовом плане стран (большое число молодых государств Черной Африки и Азии). 2. Характеристика современных систем права Романо-германская правовая семья Романо-германская (континентальная) правовая семья включает в себя национальные системы права стран кон тинентальной Европы — Франции, Германии, Италии, Испании, скандинавских стран и т.д. К этой правовой се мье примыкают системы действующего национального права и некоторых неевропейских стран. Романо-германская правовая семья возникла на осно ве римского права. Важную роль в развитии этой правовой семьи сыграли коди фикация Юстиниана (VI в.), процесс рецепции римского права (в средние века и в Новое время), юридические концепции и доктрины, разрабатывавшиеся в XII XVI вв. в различных европейских университетах (Болонском, Падуанском, Парижском и др.), рационалистические учения о естественном праве XVII XVIII вв. Заметное влияние на идеи и концепции романо-германской правовой семьи оказали французская «Декларация прав человека и граж данина» 1789 г. и другие правовые акты послереволюци онной Франции, особенно новые кодексы Наполеона (Гражданский кодекс 1804 г., Торговый кодекс 1807 г., Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г., Уголовный кодекс 1810 г.). Единые исторические корни и основополагающие правовые принципы, присущие формам нацио нального права, входящим в романо-германскую правовую семью, определили другие схожие черты систем нацио нального права: имеют идентичную структуру. де ление права на частное и публичное. включают в себя сходные отрасли права, которые делятся на близкие по своему содержанию правовые институты. система законодательства соответствует доктринальным положениям о системе права. одинаковое понимание природы, смысла и зна чения нормы права как абстрактно-всеобщего правила поведения, регулирующего однородную совокупность об щественных отношений. Абстрактной всеобщно стью норма романо-германского права отличается от казу истического правила (правила для данного казуса, отдель ного случая), определяющего судебное решение по кон кретному делу в системе прецедентного права (в правовой семье общего права). Благодаря своему абстрактно-нормативному содержа нию действующее право стран романо-германской семьи отличается большой четкостью, определенностью, просто той, обозримостью и доступностью. Его можно легко реформировать в нужном направлении. Романо-германское право — это писаное право, со стоящее в основном из письменно оформленных норматив но-правовых актов (законов и подзаконных актов). Основной источник права во всех национальных сис темах права романо-германской правовой семьи — это закон, принимаемый высшим представительным органом или путем референдума. Высшей юридической силой в системе нормативных актов здесь обладает писаная конституция (основной закон государства), которая является правовой основой для всех остальных (конституционных и обычных) законов и подза конных актов. Контроль за конституционностью обычных законов и подзаконных актов осуществляют специальные конституционные суды (Федеральный конституционный суд в ФРГ, Конституционный суд в Италии) или высшие общесудебные и иные государственные институты. Важную роль в системе источников пра ва в романо-германской правовой семье играют кодифицированные нормативно-правовые акты от раслевого характера. Большое влияние на всю последующую кодификаци онную деятельность в странах романо-германского права оказали наполеоновские кодексы (Гражданский кодекс 1804 г., Торговый кодекс 1807 г., Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г., Уголовный кодекс 1810 г.). Принятые поз же гражданские кодексы Бельгии и Люксембурга во мно гом соответствуют французскому образцу. Заметным свое образием отличаются Германское гражданское уложение 1896 г. и Гражданский кодекс Швейцарии (1881 1907 гг.). Значительную роль в качестве источника права в ро мано-германской правовой семье играют нормативно-пра вовые акты, принимаемые различными органами испол нительной власти (декреты, постановления, циркуляры, инструкции, регламенты и т.д.). К особому виду нормотворчества исполнительной вла сти относится так называемое делегированное законода тельство, когда те или иные органы исполнительной вла сти наделяются полномочиями на самостоятельное нормативно-правовое регулирование определенной сферы отно шений. Обычай играет в системе источников романо-германского права в основном вспомогательную роль, дополняя в необходимых случаях действующее законодательство. Существенное значение в романо-германской правовой семье имеет юридическая доктрина (теория права, науч ные работы по общим и конкретным вопросам правотвор чества и правоприменения). Это имеет давние исторические корни, поскольку именно университетская юридическая наука в XIII XIX вв. разработала основные идеи, принци пы и конструкции романо-германского права, и научная доктрина права (так называемое «право юристов») в тече ние столетий в системах континентального права играла роль основного источника права, пока эта роль (с XIX в.) не перешла к закону. Каждой национальной системе права романо-герман ской правовой семьи присущи свои специфические черты. Заметным своеобразием отличаются системы права скан динавских стран, где римское право не имело такого большого влияния, как во Франции, Германии, Италии и Австрии. Еще в XVII XVIII вв. в каждой скандинавской стра не (в Дании в 1683 г., в Норвегии в 1687 г., в Швеции и Финляндии в 1734 г.) был принят один кодекс, включав ший в себя все действующее право. В дальнейшем уста ревшие части этих кодексов были отменены, но приня тые вместо них новые крупные законодательные акты действовали автономно и не были включены в старые кодексы. Для систем права этих стран характерно и то, что в них судебной практике уделяется большее значение, чем в других национальных системах права романо-германской правовой семьи. Системы права латиноамериканских стран тоже по строены в целом по романо-германскому образцу. Уже в период европейской колонизации Южной Америки в стра нах этого региона начало распространяться европейское право (прежде всего — испанское, португальское). Дей ствующее право этих стран в настоящее время кодифици ровано в основном по французской модели. Для национальных систем права Латинской Америки характерен определенный дуализм: в сфере частного пра ва они сходны с системами романо-германского права, а в сфере публичного права они восприняли ряд основных положений конституционного права США. Это обусловлено тем, что по форме правления латиноамериканские страны являются президентскими республиками по американскому образцу. Модернизация традиционного права Японии в XIX в. осуществлялась под воздействием романо-германского права. Кодификация осуществлялась по континентально-европейским образцам. Так, Уголовный и Уголовно-процес суальный кодексы Японии (1880 г.) построены по француз ской модели, а Гражданский кодекс (1898 г.) — по герман ской модели. Здесь, как и в романо-германской правовой семье, нет прецедентного права. Основные источники пра ва — закон и подзаконные акты. Судебная практика не яв ляется источником права. После Второй мировой войны японское право испы тало заметное влияние американского права, что нашло свое отражение в Конституции Японии 1946 г., в уголов но-процессуальном законодательстве (1948г.), антитрес товском законодательстве и т.д. Социалистические системы права Возникновение этих систем связано с появлением в XX в. социалистических стран и соответствующего законо дательства — сперва в России (1917 г.), а после Второй мировой войны и в целом ряде стран Восточной Европы, Азии и Латинской Америки. В литературе при ха рактеристике различных национальных систем законода тельства социалистических стран (СССР и других зарубеж ных социалистических стран) обычно говорят о «социали стическом праве», «семье социалистического права» и т.д. Влияние на содержание и характер на циональных систем законодательства в разных социалисти ческих странах оказывали их правовое прошлое, уровень их правовой развитости, сложившиеся правовые традиции и т.д. В этом плане законодательство послевоен ных социалистических стран Восточной Европы отличалось от за конодательства азиатских социалистических стран, где пра во и до перехода к социализму находилось в неразвитом состоянии и не играло существенной роли в жизни общества. Право дореволюционной России, как и досоциалисти ческое право социалистических стран Восточной Европы, развивалось в целом в рамках романо-германской правовой семьи. Влиянием этого прошлого обуслов лены общая терминология и приемы юридической техники, во многом одинаковые конструкции в области системы источников действующего «позитивного права» и деление на отрасли, институты и нормы, аналогичные представления о норме и норма тивных актах, отсутствие прецедентного права, отрица ние значения судебной практики в качестве источника права, незначительная роль обычая и т.д. С начала 90-х гг. после распада мировой социалистической системы («соцлагеря») на позициях социализма остались Китай, Вьетнам, Северная Корея и Куба. В современных условиях в этих странах (за исключением Северной Кореи) проводятся определенные экономичес кие преобразования и изме нения в действующем законодательстве. Экономические реформы и обновления законодатель ства более интенсивно и успешно протекают в Китае. Не которые более умеренные преобразования в экономике и законодательстве осуществляются во Вьетнаме и на Кубе. Правовая семья «общего права» Эта правовая семья включает в себя национальные системы права Англии, США, Северной Ирландии, Кана ды, Австралии, Новой Зеландии. В нее входят и системы права азиатских и африканских стран — бывших английских колоний. По своему происхождению данная правовая семья вос ходит к английскому праву, относящемуся к периоду пос ле нормандского завоевания Англии (1066 г.). В истории английского права принято выделять четыре периода: 1. период англосаксонского права — до нормандского заво евания Англии; в это время в каждой части страны дей ствовало свое местное право и отсутствовало «общее пра во» (общее для всей Англии право, общеанглийское право) (Не следует поэтому «общее право» называть «англосаксонским».); 2. период становления «общего права» (от 1066 г. до установления династии Тюдоров в 1485 г.), которое сопро вождалось преодолением местного обычного права; 3. пе риод утверждения и расцвета «общего права» (1485 1832 гг.); в это время возникает и так называемое «право спра ведливости»; 4. период сочетания «общего права» с госу дарственным законодательством (с 1832 г. до наших дней). Общее право сформировалось судебной практикой королевских судов Англии (Вестминстерскими судами по месту их заседания с XIII в. в Вестминстере). Общее право это совокупность казусных правил, лежащих в основе конкретных судебных решений, которые имеют значение прецедента, обязатель ного для других судов при разрешении аналогичных дел. В процессе формирования общего права королевские суды использовали некоторые положения местных право вых обычаев, преобразуя и приспосабливая их к строгим требованиям новой судебной процедуры и процессуальной формы. Римское право и основанное на нем (первоначаль но также и в Англии) университетское юридическое об разование не оказали сколько-нибудь заметного влияния на процесс создания общего права. В XV XVI вв. параллельно с общим правом сложилось так называемое «право справед ливости». Оно представляло собой совокупность решений лорда-канцлера по конкретным делам на основе доктрины «справедливости», которая дополняла или корректировала правовые принципы и правила общего права. После судеб ной реформы 1873 1875 гг. общее право и «право справед ливости» были объединены в единую систему прецедентного права, а все английские суды стали применять нормы как общего права, так и «права справедливости». Прецедентное право обладает таки ми достоинствами, как конкретность и гибкость, но они ка зуистичны, лишены ясности и четкости абстрактно-общих норм романо-германского права. Это препятствует кодификации прецедентного права по образцу романо-германских кодексов. С учетом сложившейся в Англии иерархии судебных инстанций действует «правило прецедента», согласно ко торому: 1) решения палаты лордов (высшей судебной ин станции) составляют обязательные прецеденты для всех других английских судов (но не для нее самой); 2) реше ния Апелляционного суда составляют обязательные пре цеденты для него самого и для всех нижестоящих судов; 3) решения Высокого суда составляют обязательные пре цеденты для всех нижестоящих судов; хотя эти решения не являются строго обязательными для различных отде лений самого Высокого суда, однако они имеют для них важное значение и, как правило, учитываются ими; 4) ок ружные и магистратские суды обязаны следовать преце дентам всех вышестоящих судов, а их собственные реше ния не создают прецедентов. Судья, решая дело, обязан следовать имеющемуся прецеденту. При этом он пользуется большой свободой ус мотрения в трактовке вопроса о сходстве рассматриваемо го дела с уже разрешенными делами. При отсутствии над лежащего прецедента и соответствующей нормы статутно го права (законодательства) судья сам определяет право применительную норму (казусное правило) для решения рассматриваемого дела. После судебной практики (прецедентного права судов) в качестве второго источника английского права признает ся статутное право законы и подзаконные акты. В Англии нет писаной конституции, и под «английской конституцией» имеется в виду совокупность норм закона и прецедентного права, определяющих систему и правомо чия органов государственной власти, права и свободы под данных. Закон (акт парламента), согласно английской тради ции и сложившейся юридической доктрине, считается вто ростепенным источником права, который вносит лишь ряд поправок и дополнений к праву, созданному судебной практикой (т.е. к прецедентному праву). Формально закон может изменить или отменить норму прецедентного пра ва, и при коллизии с прецедентом приоритет принадлежит закону. Но фактически само действие закона осуществля ется в русле и в контексте его судебно-прецедентного тол кования и применения. Подзаконные акты («во исполнение закона») издаются органами исполнительной власти лишь в порядке реализа ции правомочий, делегированных им парламентом. При этом суды обладают правом в надлежащих случаях отме нять акты исполнительной власти. Определенное значение в качестве источника англий ского права имеет и обычай. Юридически обязательными считаются так называемые старинные местные обычаи (уже действовавшие до 1189 г.) и торговые обычаи. Государственно-правовая практика придерживается множества других обычаев (сложившихся традиций) в сфере конституционного права, уголовного права, трудо вого права и т.д. Английское общее, прецедентное право, получило большое распространение в мире, претерпев изме нения под воздействием местных условий и традиций в других странах. На территории Северной Америки английское общее право начало действовать с 1607 г. (дата образования там первой английской колонии). При этом было установлено (судебным решением по делу Кальвина в 1608 г.), что английское право применяется в колониях только в той мере, в какой его нормы соответствуют условиям колоний. После достижения независимости в США некоторые штаты отказались от английского права и приняли кодексы по романо-германскому образцу. Но потом в целом возоб ладала традиция, и США остались в системе общего пра ва, за исключением штата Луизиана, право которого тя готеет к романо-германской правовой семье. Право США, как и английское право, — это право судебной практики, т.е. прецедентное пра во. Законы и подзаконные акты играют вспомогательную роль в качестве дополнения к прецедентному праву. Существенное отличие американского права от анг лийского состоит в том, что Конституция США (1787 г.) в качестве основного закона страны возвышается над общим правом и определяет основы американского общества и государства и всего действующего права. Значительные отличия американского права от анг лийского обусловлены и федеративным устройством США, наличием и федеративного законодательства, и законода тельства отдельных штатов. Кроме того, каждый штат имеет и свое прецедентное право. Все это порождает мно гочисленные коллизии между системами права отдельных штатов, между ними и федеральной системой права и т.д. В США иначе, чем в Англии, действует и правило прецедента. Так, Верховный суд США и Верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям и могут изменять свою практику. Кроме того, правило пре цедента относится к компетенции штатов и действует в пределах судебной системы соответствующего штата. Кодексами в США именуются различные система тизированные собрания действующего федерального зако нодательства или законодательства отдельных штатов. Такие кодексы не включают в себя нормы прецедентного права. Кодексы европейского образца имеются только в шта те Луизиана, где сохраняется романо-германская традиция. Индусское право Индусское право основано на религии индуизма (брахманизма) и регулирует поведение членов индусской общины. Его не следует смешивать с системой права Индии. Индусские общины, где действует индусское право, имеются не только в Индии, но и во многих других стра нах Юго-Восточной Азии (Пакистане, Малайзии, Сингапу ре, Непале, Шри-Ланке) и Восточной Африки (Кении, Танзании, Уганде). Идеи индуизма (брахманизма) нашли свое выражение уже в древнеиндийских памятниках II тысячелетия до н.э., именуемых «Ведами». В «Ведах» обосновывается деление общества на четыре варны (касты, сословия) на варны брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшиев (земле дельцев, ремесленников, торговцев) и шудр (представите лей нижнего слоя общины). Господствующее положение в этой иерархической кастовой системе занимают члены двух первых варн, прежде всего, — брахманы. Члены различных варн, согласно «Ведам» и другим источникам брахманизма, должны следовать божественно предустановленной для их варны дхарме закону, дол гу, обычаю, правилу поведения. Толкованием смысла дхарм, их систематизацией и со ставлением соответствующих сборников (дхармашастр) за нимались различные брахманистские школы. К числу наи более важных дхармашастр, составленных во II в. до н.э. III в. н.э., относятся «Законы Ману», «Законы Яйна-валка», «Законы Нарада». В «Законах Ману» подчеркива лось, что все, включая и царя, должны следовать советам и наставлениям брахманов в вопросах дхармы и следовать установленной для них дхарме. За нарушение дхармы пре дусматривались не только суровые земные наказания, но и загробные кары. Все дхармашастры рассматриваются как равноценные части единого индусского права. Важным источником индусского права (после дхарма шастр) являются нибандхазы сборники комментариев к дхармашастрам, составленные в XII XVII вв. Дхармашастры и комментарии к ним придают большое значение «хорошему обычаю», соответствующему дхарме (ее божественной истине и извечному порядку). В этом смысле обычаи являются источником позитивного индусско го права. Причем каждая индусская община, каждая кас та (и многочисленные подкасты) и даже каждая семья име ет свои обычаи. Возникающие споры решаются собранием членов касты (или подкасты) на основе ее обычаев. В тех случаях, когда нет заранее установленных пра вил, индусское право рекомендует индивидам и судьям руководствоваться требованиями разума, совести и спра ведливости. Индусское право не признает таких источников права, как государственное законодательство и судебная практика. Многие положения модернизированного индусского права, действующие в современной Индии, не распростра няются на индусские общины вне Индии, где продолжают действовать нормы традиционного индусского права. Система национального права Индии в значительной мере формировалась и развивалась под большим воздей ствием английского права, и в настоящее время она вхо дит в правовую семью общего права. Мусульманское право Под «мусульманским правом» (шариатом) имеется в виду правовой аспект исламской религии, возникновение которой связано с именем пророка Мухаммеда (VII в.). Ша риат («путь следования») это религиозный закон, диктуемый верующим, т.е. совокуп ность предписаний о том, что они должны делать и чего они не должны делать. В основе шариата, как и других религи озно-нормативных систем (индусского права, иудейского права, права ряда стран Дальнего Востока), лежит идея религиозных обязанностей человека, а не его прав. Процесс становления мусульманского права в Араб ском халифате занял несколько веков (VII X вв.) и про ходил в условиях формирования раннефеодального строя. Источниками мусульманского права являются: 1) Ко ран священная книга ислама и основа мусульманского права; 2) сунна совокупность преданий о высказывани ях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое зна чение; 3) иджма общее (единое) мнение авторитетных правоведов ислама; 4) кияс суждение по аналогии в вопросах права. Коран и сунна основные исторические источники мусульманского права, непосредственно связанные с име нем Мухаммеда. После смерти Мухаммеда (в 632 г.) содер жание мусульманского права в VII в. было дополнено его сподвижниками целым рядом новых положений на основе толкования Корана и сунны. В своем толковании Корана и сунны мусульманские правоведы разных школ (толков) опирались на поощряв шийся пророком принцип «иджтихад» свободное усмот рение судьи в случаях умолчания других источников от носительно рассматриваемого дела. Толкование мусульманскими правоведами Корана и сунны на основе этого принципа фактически сопровождалось установлением ими новых норм шариата. Были сформулированы основные принципы и конкретные нор мы (по преимуществу казуистического характера) му сульманского права. В качестве общепринятого приема толко вания и применения шариата мусульманскими правоведа ми был признан кияс способ суждения о праве по ана логии. Важное значение кияса состоит в том, что он позволя ет восполнить пробелы казуистического мусульманского права и «найти» в самом шариате необходимую норму для решения по аналогии любого дела, как бы не создавая новой нормы и не нарушая тем самым фикции мусульманско-правовой доктрины о беспробельности шариата. К XI в. окончательно складывается иджма (общее, со гласованное мнение мусульманских правоведов, догма шариата) и прекращается период так называемого «абсо лютного иджтихада» время прямого толкования Кора на и сунны и создания основных толков мусульманского права. С XI в. начинается период так называемого «таклида» действия шариата на основе уже сложившейся традиции и догмы иджма. С этого времени признается пра вом только то, что принято и одобрено иджмой. В после дующие века применение положений шариата с учетом «условий, места и времени» допустило применение в практике не противоречащих исламу обычаев, соглашений сторон, административных регла ментов. Мусульманское право основано на мусульманской религии — исламе. Мусульманское право рассматривается как единая исламская система социально-нормативного регулирования, которая включает как юридические нормы, так и неправовые регуляторы, в первую очередь религиозные и нравственные, а также обычаи. Первым корнем мусульманского права является Коран — собрание изречений пророка Мухаммеда. Коран состоит главным образом из положений, касающихся нравственности и носящих слишком общий характер. Второй корень — сунна, то есть рассказы о жизнедеятельности пророка, явилась итогом толкования Корана после смерти пророка. Третий корень — иджма: согласие, достигнутое всем мусульманским сообществом по вопросу об обязанностях мусульманина, то есть правоверного. Четвертый корень — аналогия (кияс), то есть применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, сунной или иджмой. В ходе дальнейшего развития учения в эту схему внесли лишь одно изменение, повысившее ее практическое значение: предложение, принятое однажды правоведами всех или даже одной школы, считается правилом. Из четырех корней важнейшее значение имеет согласованное заключение правоведов (иджма), поскольку в конечном итоге именно оно определяет с использованием аналогии (кияс) и без нее, какое справедливое правило закона можно извлечь из Корана или сунны. Появление этих источников было в юридическом плане обусловлено тем, что Коран не был полным сводом юридических норм, а сунна, наоборот, представляла собой громадное множество (многие тысячи) хадисов, которые зачастую противоречили друг другу и в которых простые мусульмане и даже судьи практически не могли самостоятельно разобраться. Государственная власть, согласно исламу, — не гос подин, а слуга права (шариата), поэтому она не может посредством своего законодательства изменять шариат и творить новое право. Но она должна следить за соблюде нием требований шариата и в целях охраны общественного порядка может принимать соответствующие решения и акты. Мусульманское право как особое религиозное право общины верующих исламистов не следует смешивать с си стемой национального права той или иной мусульманской страны. Возникнув на основе шариата, нацио нальные системы позитивного права этих стран значитель но отличаются друг от друга. Существенную роль в отхо де в XIX XX вв. этих национальных систем права от традиционного шариата сыграли такие факторы, как раз витие современных форм социально-экономической, поли тической и духовной жизни, рецепция некоторых положе ний европейского права, усиление объема и значения го сударственного законодательства, ликвидация в ряде стран специальных судов, применявших шариат, и т.д. Соответствующие законодательные реформы осуще ствлялись сперва (в XIX I половине XX в.) в области тор гового, морского, уголовного и налогового права, а затем (во II половине XX в.) и в остальных сферах правовой жизни, включая вопросы семейного права, наследования, личного статуса и т.д. Процесс модернизации национальных систем права сопровождался принятием во многих мусуль манских странах (Египте, Турции, Сирии, Тунисе, Марок ко, Иордании и др.) гражданских, уголовных и некоторых других кодексов по романо-германскому образцу. Влияние западного права (европейского и американ ского) на национальные системы права мусульманских стран особенно усилилось в условиях современного меж дународного сотрудничества различных государств и раз вития интеграционных процессов в области экономики, экологии, борьбы против международной преступности, защиты мирового правопорядка и т.д. Однако эта общая позитивная тенденция к модерни зации национальных систем права в духе западного пра ва в целом ряде случаев прерывается попятными движе ниями, усилением в тех или иных мусульманских странах фактора исламского фундаментализма, роли традиционно го шариата, реанимацией шариатского суда, шариатских форм правления и т.д. Существенную роль исламский фундаментализм играет и во многих других странах (Афганистане, Пакистане, Судане и др.). Заметное оживление и усиление исламского факто ра и роли традиционного шариата происходит и в ряде постсоциалистических стран и регионов с мусульманским населением (некоторые бывшие советские республики и автономии с мусульманским населением, Албания, район Косово и т.д.). Обычное право Африки Под «обычным правом» Африки, Мадагаскара и ряда других регионов имеются в виду местные обычаи от архаичных (доправовых) форм доколони ального периода до более развитых форм колониального и послеколониального периодов. В доколониальный период в странах Черной (эквато риальной) Африки (в Эфиопии, Сомали, Того, Бенине, Заире, Кении, Танзании, Конго, Мали, Уганде и др.) и на Мадагаскаре действовали различные местные обычаи, со ответствовавшие коллективистским, родоплеменным представлениям о правилах, формах и порядке общинной жизни людей. Эти архаичные обычаи существовали в уст ной форме и передавались из поколения в поколение без заметных изменений. Каждая из многочисленных общин имела свои обычаи, которые выражали и подтверждали ее единство, самобытность и самостоятельность. Обычаи де тально регламентировали весь строй жизни общины, по ведение ее членов и предусматривали соответствующие санкции за их нарушения. Споры, возникавшие в связи с нарушениями обыча ев, в основном рассматривались старейшинами общины, племенными вождями и т.д., а там, где сложилась систе ма централизованной власти, — соответствующими офици альными судебными инстанциями. Рассмотрение споров преследовало цель восстановить нарушенное единство в данной социальной группе, достиг нуть согласия и взаимопонимания между членами общины. В колониальный период традиционные обычаи пре терпели существенные изменения под влиянием европей ского права и законодательных реформ, проводившихся колониальной администрацией. По общему правилу, зна чение местных обычаев признавалось колониальной адми нистрацией и судами лишь в той мере, в какой они не противоречили нормам европейского права и судебного процесса, а нормы европейского права и судопроизводства (английского, французского, бельгийского, португальско го и т.д.) распространялись на население колоний в той мере, в какой это соответствовало местным условиям и возможностям. Коллизии между традиционными обычаями и установленными для колоний нормами европейского пра ва решались в основном в пользу европейского права. Рецепция европейского права и трансформация тра диций местных обычаев в процессе их приспособления к новым условиям привели, в конечном счете, к тому, что в колониях утвердились системы права их метрополий. Так, бывшие английские колонии (Золотой Берег, Гамбия, Кения, Нигерия, Уганда, Танганьика, Родезия, Сьерра-Леоне и др.) стали странами общего права, а бывшие французские, бельгийские, португальские колонии (Мада гаскар, Мали, Конго, Того, Бенин, Заир и др.) стра нами романо-германского права. После достижения независимости развитие нацио нального права молодых государств Африки продолжалось на базе уже сформировавшихся в этих странах соответ ствующих европейских систем права. Вместе с тем поли тика вытеснения традиционных обычаев и их замены нор мами современного права претерпела в новых условиях значительные изменения, связанные с ростом националь ного самосознания освободившихся народов Африки. Это отчетливо проявилось в их стремлении увязать процесс модернизации своих общественных и государственно-пра вовых форм с реабилитацией своих традиционных ценно стей. В сфере права такой подход нашел свое выражение как в признании обычного права самостоятельным источ ником национального права в независимых африканских государствах, так и в интеграции (посредством законода тельства и судебной практики) ряда норм и институтов традиционного обычного права с действующими в этих странах положениями европейского права.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *