0

Лекция 8 «ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА»

1. Понятие и признаки права Закономерность развития права Теория государства и права изучает общие законо мерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Она выделяет государство и право из всей системы общественных явлений и исследует их внутренние закономерности. Закономерности возникновения, развития и функционирования права — это научно-познанные, объективно обусловленные, объективно необходимые устойчивые тенденции, выражающие сущность права в процессе его возникновения, развития и функциони рования. Закономерности возникновения права: 1. Постепенное формирование права путем выделения в особую группу наиболее значимых для общества и личности обычаев, которым принадлежит авторитет абсо лютной непререкаемости, обеспечиваемый общественным мнением (обычное право); 2. Формирование права с приданием ему силы закона, на основе обычного права. Появление писаного права ; 3. Формирование права в многообразных формах — законы, декреты, декларации, как системы нормативных актов. Закономерности развития права: 1. Юридическое право как система законодательства по мере своего развития образует систему отраслей права; 2. Преемственность, заимствование правовых идей, правовых норм. Рецепция — восприятие институтов одной правовой системы другой правовой системой; 3. Повышение уровня общей, правовой, политической культуры; 4. Гуманизация права; 5. Демократизация права; 6. Дифференциация и интеграция правовых систем. Закономерности функционирования права: — Стимулирование социальной активности субъектов права; — Суверенность правового регулирования. Право выше всех социальных регуляторов; — Системное регулирование; — Усиление регулятивных свойств права; — Обеспечение баланса интересов всех социальных групп, личности и общества; — Правовое регулирование поведения субъектов пра ва осуществляется путем точного определения субъектов права, их юридических прав, обязанностей и гарантий. Право — это система общеобязательных, формаль но определенных юридических норм, устанавливае мых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Правовые нормы, установленные и санкционированные государством, называются позитивным правом. В теории права различают три основных способа пра вового регулирования общественных отношений: 1. Дозволение — предоставление лицу права на опре деление собственного поведения, совершение тех или иных действий (правомочия собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом); 2. Запрещение — возложение на лицо обязанности воздерживаться от определенного поведения, совершения тех или иных действий (переход улицы на красный свет); 3. Обязывание — это возложение на лицо обязанности определенного поведения, совершения тех или иных дей ствий (например, соблюдать Конституцию, возместить вред, уплатить долг). Посредством дозволений, запретов и обязываний через нормы конкретных отраслей пра во выполняет регулятивную и охранительную функции. В юридическом смысле различают: объективное и субъективное право. Объективное право — система общеобязательных, формально определенных юридических норм , устанавли ваемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Это правила поведения, существующие независимо от индиви дов, распространяющиеся на все подпадающие под них слу чаи и на всех индивидов. Субъективное право — мера юридически возмож ного поведения , призванная удовлетворять собственные интересы лица. Оно принадлежит конкретному индивиду, определяя меру его возможного поведения. Объективное право реализуется через субъективное право, поступки людей в пределах объективного права. Существует понятие публичного и частного права. Римс кие юристы считали, что публичное право имеет в виду интересы государства как целого, тогда как частное право — интересы индивида. Сущность права — это главное, основное содержа ние, выраженное во внешнем его проявлении. Существует несколько подходов к изучению сущности права: ~ При классовом подходе право определяется как си стема юридических норм, выражающих возведенную в за кон государственную волю экономически господствующего класса, при этом право используется в интересах господствующего класса. ~ При общесоциальном подходе право используется в более широких целях, как средство закрепления и реаль ного обеспечения прав и свобод человека, демократии. ~ При религиозном подходе интересы религии доми нируют в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и других нормативных документах. Сущность права это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности об щества, характером классов, социальных групп населения, от дельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей. Признаки права В отличие от других социальных норм право характеризуется следующими признаками: 1. Общеобязательность Право является единственной системой общественных норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства. Именно через обще обязательность правовые нормы вносят единые, устойчивые, руководящие начала в обще ственную жизнь. 2. Формальная определенность Правовые нормы представляют собой строгую реальность, воплощенную в правовых актах. Именно юридические нормы способны точно, в деталях отразить требова ния, предъявляемые к поведению людей. Только государство может устанавливать правовые нормы в официальных юридических актах (законах, указах), которые являются единственным источником юридических норм. 3. Системность Все правовые нормы логически взаимосвязаны и соподчинены, они выте кают друг из друга, образуя целостную систему, называемую сис темой законодательства. 4. Гарантированность и обеспеченность исполнения принудительной силой государства Если правовая норма не исполняется добровольно, государство принимает необходимые меры для их во площения: компетентные государственные органы применяют меры юридической ответст венности (уголовной, административной и т.д.). 5. Многократность применения Юридические нормы обладают определенной неисчерпаемостью, их применение рас считано на неограниченное количество случаев. Например, положения Конституции США 1787 года до сих пор успешно регулируют правовые отношения в этой индустриально-разви той стране. 6. Справедливость содержания юридических норм Право признано выражать общую и индивидуальную волю граждан, утверждать гос подство принципов справедливости в обществе в этом заключается его главное предназна чение. » Jus est ars boni et aequi» «Право есть искусство добра и справедли вости» — гласит известное римское изречение. 7. Нормативность Право состоит из норм, т.е. правил поведения общего характера, адресованных неопределенному кругу лиц, попадающих в ситуа цию, регулируемыми данными нормами. Потенциально действие правовой нормы может быть распространено на любого, кто находится на территории государства, хотя круг конкретных адре сатов правовых норм может быть различен: например, норма Кон ституции РФ, устанавливающая обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатст вам, касается всех, находящихся на территории России, а конститу ционная норма, закрепляющая обязанность заботиться о воспитании детей и обеспечить получение детьми основного общего образования имеет силу только в отношении родителей Право это система об щеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых государством, в которых отражены суще ствующие в обществе общественные отношения и интересы субъектов и которые регулируют поведение людей. Понятие и виды социальных норм Норма [от лат. norma ] это образец, правило поведения. Применительно к обществен ным отношениям, нормы приобретают социальный характер, упорядочивают отношения между людьми и организациями. Во всяком государственно-организованном обществе право действует вместе с другими социальными регуляторами нормами, образуя систему. Система нормативного регулирования это совокупность социаль ных норм, регулирующих поведение людей в обществе, отношения их ме жду собой в рамках объединений, коллективов, и социально-техниче ских, регламентирующих их взаимоотношения с природой. Социальные нормы это общие правила поведения, непрерывно дей ствующие во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев. Социальные нормы могут складываться стихийно или создавать ся; закрепляться и выражаться в устной или письменной форме. Виды социальных норм: правовые — устанавливаются и охраняются государством; экономические — регулируют отношения, связанные с производством и распределением материальных благ; политические — регулируют отношения между клас сами, социальными группами по поводу власти; технические — указывают, как человек должен обращаться с орудиями труда, машинами, как нужно реагировать на воздействие сил природы; моральные (нравственности) формируются на основе представле ний о добре и зле, справедливости; религиозные — поведенческие стандарты, регулирующие духовную и социальную жизнь в соответствии с вероисповедными предписаниями той или иной конфессии; обычаи — возникают в силу многократного повторения поступков и используемые в силу привычки, это сложившаяся практика; традиции — семейные, профессиональные, воен ные и др. ритуалы — национальные праздники, бракосоче тания, встречи государственных деятелей и др., для них характерны красоч ность и театрализованность; корпоративные (общественных организаций) — уставы, правила, кодексы чести и др. Их соотношение с пра вом на разных этапах истории, а также в условиях раз личных культур неодинаково. Связь права с другими социальными нормами А. Право и обычай Обычай появился раньше права уже в родовом обществе. Отношение государства к родовым обычаям не всегда было одина ковым: на некоторые обычаи оно не обращало внимания, предоставляя населению право самому решать, соблюдать их или нет (например, в Древней Руси государство не вмешивалось в проведение сельскохо зяйственных работ, здесь продолжал действовать календарь древ нейший обычай, определявший дни начала пахоты, сева и т. п.), дру гие, наоборот, стремилось изжить (в частности, обычай кровной мес ти, что нашло отражение, например, в ст. 33 Краткой Правды). Были и такие обычаи, в соблюдении которых государство было заинтересо вано настолько, что принуждало население к их исполнению. Нормы этих обычаев становились таким образом обычно-правовы ми и в совокупности составляли древнейший, первый по времени воз никновения источник права обычное право. Например, в Древней Руси нормы обычного права достаточно долго сохранялись в сфере имущественных отношений (особенно между купцами), в области публичного права (ими определялись порядок деятельности органов государства и их компетенция, порядок формирования войска, сбор налогов). Исключительно обычным правом регулировались в Древней Руси и семейно-брачные отношения. В раннеклассовом обществе обычай есть исто рически первая и единственная форма права. В странах, где сохранились раннеклассовые отноше ния (Тропическая Африка, Индия и т. д.), такой обы чай широко распространен. Историческое развитие пра ва означает постепенное сужение сферы действия обы чая за счет норм позитивного права. В развитых странах обычай играет вспомогатель ную роль в правовом регулировании. В нашей стране в советское время он практически не признавался в каче стве источника права. Современная российская право вая доктрина исходит из дуализма обычая, разделяя его на «просто» обычай и правовой обычай. Последний трактуется как обычай, получивший санкцию (защиту) государства. Так, например, в Гражданском кодексе РФ обычай делового оборота признается источником пра ва. Источники права в процессе перехода от родового строя к государ ственному возникали в следующей последовательности: сначала пра вовые обычаи, затем, по мере укрепления судебных учреждений судебные прецеденты, и, наконец, спустя столетия право законо творчества было признано за правителями (а в Вавилонии, Древней Индии и других странах также за храмами и жрецами), т. е. воз никло позитивное право. Мораль вклю чает взгляды, представления людей о добре и зле, чести, совести, долге и основанные на них нормы поведения. Это социальный регулятор, с которым право взаимодействует наиболее тесно. Мораль это сначала представления, идеалы, а уже потом нормы (правила) поведения. Следует подчеркнуть историческую изменчивость мораль ных взглядов и представлений и, соответственно, мо ральных норм, а также возможность неодинаковой мо ральной оценки тех или иных социальных явлений в различных слоях общества и отдельными людьми. Между правом и моралью имеются общие черты: = представляют собой разновидности единой системы социальных норм; = являются регуляторами поведения людей в обществе; = основаны на общности социально-экономических интересов и культуры общества; = могут выступать в качестве инст рументов политики определенных классов и социальных групп. Так, в Советском Союзе господствовала коллек тивистская мораль, признававшая первичность обще ственных интересов перед интересами личности. Этот же принцип находил правовое закрепление и использовался в официальной политике государства, особенно при массовых нарушениях законности. В постсоветской России, напротив, закреплен конституционный принцип высшей ценности прав и свобод человека, а в об ществе утверждается соответствующая индивидуалистическая мораль. Различия между правом и моралью можно проследить: 1. По времени возникновения — исторически мораль возникла раньше права 2. По способу образования — мораль формируется всем обществом на основе нравственных представлений людей о добре и зле, а правовые нормы устанавливаются государством 3. По форме выражения — моральные нормы содержатся в сознании людей и передаются ими из поколения в поколение, а правовые нормы содержатся в официальных государственных актах (законах, указах и т.д.). 4. По степени детализации — требования норм морали носят расплывчатый характер (будь честным, добрым, справедливым, не убий), а нормы права имеют строго определенное юридическое содержание. 5. По способу охраны от нарушений — выполнение норм морали обеспечивается общественным мнением и осуждением, а нарушение правовых норм влечет применение мер юридической ответственности, санкций закона. Право активно содействует утверждению общечеловеческих нравствен ных представлений, убеждений и принципов, в то время мораль укрепляет нравственную основу и авторитет права, наполняет его глубоким нравственным содержанием. В начальные периоды своей истории право неотде лимо от религии и выступает, как правило, в религиоз ных формах (иудейское право, римское право на его ранних стадиях, мусульманское право и т.д.). В даль нейшем право «сбрасывает» религиозную форму, одна ко на Востоке этот процесс и ныне не завершен. Соотношение права и религии зависит от того, одновременно ли с государством формировалась та или иная религиозная система или после его возник новения. У тех народов, где формирование госу дарства и религии шло одновременно, право стало со ставной частью соответствующей религиозно-философской системы (иудейское право, индусское право, мусульманское право и т.д.). Когда религия фор мировалась в условиях уже сложившейся государствен ности (например, христианство), новая религия заста вала уже действующее право, которое, как правило, оставалось светским. Религиозное право, сложившееся на почве такой религии, регулировало отношения, свя занные главным образом с деятельностью церкви (ка ноническое право в Западной Европе). В странах Востока и ныне не преодолена слитность права с религией (Иран), что обусловливает специфику соот ношения между ними. Фактор слитности права и религии приводит к отождествлению в глазах верующих государ ства и религиозной общины и порождает ряд проблем в области равенства граждан перед законом. Так, в со временных странах Востока в условиях государствен ного характера ислама немусульманин не может стать главой государства, ему весьма сложно стать депута том парламента и т.д. Влияние религии проявляется также в неравенстве в ряде стран правового статуса мужчины и женщины и т.д. Сохранение действия традиционного, то есть добуржуазного (в том числе религиозного), права в ряде раз вивающихся стран Азии и Африки обусловливает двой ственность правового статуса их граждан (Латинское слово status означает «положение».). В католических странах Европы и Америки наряду со светским правом возможно также применение кано нического права, имеющего ограниченную сферу дей ствия. Некоторые важнейшие правовые акты отражают влияние религиозного правопонимания. Авторы Декларации независимости США 1776 г. рассмат ривали права человека как создание творца. В этом же контексте упоминается Бог в преамбуле Конституции Швейцарской конфедерации 1999 г. и т. д. В России до 1917 г. источниками права признавались Устав Духовных Консисторий, Книга Правил Св. Синода, Кормчая Книга и др. В Германии каноническое право и ныне является частью национальной правовой системы). В наши дни характер взаи модействия правовых и религиозных норм определяется харак тером государства и зависит от того, является ли последнее светским или нет. Под корпоративными нормами понимают правила поведения, выработанные в рамках корпораций (фирм, производственных объединений и т. д.), кооперативов, общественно-политических образований (политических партий, профсоюзов и т. д.). Корпоративные нормы создаются «снизу», по воле членов соответствующих организаций, нормы права создаются по воле государства. Корпоративные нормы действуют в рамках отдельной организации, а действие норм права распространяется на всех лиц, находящихся на его территории. Нарушение корпоративных норм влечет за собой применение санкций, предусмотренных в уставах соот ветствующих организаций, а при пра вонарушениях применяются санкции правовых норм, обеспечиваемые принудительной силой государства. Право и закон не всегда совпадают, например, немецкие фашисты уничтожали людей в соответствии со своими за конами, но вопреки праву. За основу нового подхода берется принцип формального равенства, что означает независимость и свободу людей в их правовых отношениях. Этот принцип в абстрактной форме выражает справедливость. Смысл разграничения права и закона в том, чтобы раз граничить право и произвол, установить соответствие закона объективным требованиям права. Правовой закон характеризуется следующими признака ми: 1. Он есть выражение и закрепление объективированной в праве меры свободы людей. 2. Воплощает в себе принцип формального правового равенства, имеющего всеобщий характер справедливости. 3. Учитывает и охраняет интересы тех, кто стеснен в своих возможностях или не может в силу определенных причин защитить свои права (больные, престарелые, безра ботные). 4. Это не продукт воли и субъективного усмотрения законодателя, а необходимая составная часть объективно складывающегося в данном обществе права. 5. Правовой закон антипод произволу. Реальная жизнь закона возможна только в условиях правового государства. Следовательно, содержание права можно видеть в масш табе, в мере свободы. Значение права Право как регулятор общественных отношений высту пает важнейшим фактором социально-экономического развития общества. Социальное назначение права выражается в следующем: с помощью права обеспечивается устойчивый поря док в общественных отношениях; — право обеспечивает возможность плодотворной ак тивной правомерной деятельности человека, препятствуя незаконному вмешательству, при помощи механизмов юридической ответственности; — институты гражданского общества формируются на правовой основе (семья, школа, церковь, добровольные организации и союзы). Понятие ценности права призва но раскрыть его положительную роль для общества, отдельной личности. Ценность права это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справед ливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, об щества в целом. Право обладает инструментальной ценностью — оно придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспе чивает их подконтрольность, делает отношения цивилизо ванными. Ценность права заключается в том, что оно, воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отно шений, способствует развитию тех отношений, в которых заин тересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Высшая общественная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов. Ценность права и в том, что оно является выразителем и определителем (масштабом) свободы лично сти в обществе , определяет границы, меру этой свободы. Ценность права состоит в его способности быть выразителем идеи справедливости. Формула Протагора: Человек есть мера всех вещей может быть отнесена и к праву, ибо оно является средством социальной защищенности личности. Ценность права заключается и в том, что оно выступает фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного раз вития. Право в современных условиях приобретает планетарное значение, ибо является средством решения международных и межнациональных проблем и достижения социального мира и согласия , средством снятия напряженности в обществе. Право является также инструментом решения экологических проблем как внутри отдельно государства, так и в рамках мирового сообщества. 3. Теории права Типология права Типология права — это его специфическая клас сификация. Типы права формируются с позиции нескольких под ходов: формационный подход; цивилизационный подход; подход на основе конкретно-географических, нацио нально-исторических, религиозных, специально-юридичес ких и других признаков. При формационном подходе основными признаками выступают социально-экономические. Базис (тип произ водственных отношений) является при данном подходе решающим фактором общественного развития, на основе которого формируются соответствующие типы надстро ечных элементов — государство и право. В зависимости от типа производственных отношений выделяют следующие типы права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое. В рамках цивилизационного подхода выделяют право: древних государств; средневековых государств; современных государств; В зависимости от конкретно-географических, нацио нально-исторических, религиозных и других признаков выделяют следующие типы права: 1. Национально-правовая система — конкретно-исто рическая совокупность прав, юридической практики и гос подствующей идеологии отдельного государства. 2. Правовая семья — совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования: романо-германская (континентальное право); англо-американская (общее права); традиционно-религиозная: мусульманское, африканское право и др. Исторические теории сущности права В разных частях света, в группах государств или в отдельно взятой стране исторически складывалась своя система права, отличающаяся друг от друга. Обстоятельства места, времени и условий развития тех или других народов объективно формировали свои источники права. На каждом историческом этапе существовали определенные факторы, которые способствовали единообразию в представлениях о праве. Существующие в мире правовые системы и правовые семьи являются наглядным подтверждением этого. Наиболее известными являются следующие теории. 1. Теория естественного права Истоки естественно-правовых взглядов лежат в Древней Греции и Древнем Риме. Еще Сократ и Платон пытались выявить нравственные, справедливые начала в праве, за ложенные самой природой человека. Цицерон говорил, что закон государства, противо речащий естественному праву, не может рассматриваться как закон. Логически завершенную форму и распро странение эта концепция получи ла в XVII-XVIII веках в трудах Гоббса, Локка, Радищева и др. В ней разделяются такие понятия, как право и закон. Фундаментальную разработку эта теория по лучила в трудах Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев. Суть теории естественного права состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т. п.). Эти права принадлежат человеку от рождения и должны беспрепят ственно осуществляться, источник прав человека находит ся не в законодательстве, а в самой природе человека. 2. Историческая школа пра ва Основоположниками данной теории, сложившейся в конце XVIII — начале XIX в., считаются Г. Гуго, Г. Ф. Пухта, Ф. К. Савиньи — австрийские и немецкие юристы. Право ими рассматривается как выражение, продукт народно го духа, народного правового убеждения. Оно складывается подобно языку постепенно в ходе исторического процесса независимо от субъективной воли государства. Право всегда национально. Оно существует в виде живого представления правовых институтов, юристы же из него лишь извлекают нормы. Суть теории права, выдвинутой представителями школы, в том, что: право возникает само по себе и формируется посте пенно (подобно языку и нравам); основу права составляют сложившиеся и устоявшиеся правовые обычаи; официальные законы являются юридическим оформле нием (оболочкой) уже сложившихся обычаев. 3. Теория нормативистского права Нормативистская концепция права получила рас пространение в первой трети XX в. Ее авторами считают ся X. Кельзен — австрийский политик и правовед; Штаммер — немецкий юрист и социолог; Новгородцев русский ученый правовед. По мнению Кельзена, право представляет собой строй ную иерархическую пирамиду во главе с основной нор мой. Каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. В основа нии пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации. Г.Кельзен видел право в виде лестницы норм , на вершине которой стоит основная норма (конституция). Теория права должна быть свободной от идеологии и пред ставлять собой чистую науку. Право это система дол жного поведения людей, государственная воля, выраженная в обязательном норма тивном акте, обеспеченном принудительной силой государ ства. Суть нормативистской теории составляют следую щие положения: право является пирамидой норм; во главе данной пирамиды стоит «суверенная норма», определяющая смысл остальных норм (конституция); каждая норма в данной иерархии черпает юридиче скую силу от вышестоящей и, в конечном итоге, от суве ренной нормы; сила права зависит от разумности построения всей ие рархической правовой системы; право «живет» только в кодифицированных юридиче ских нормах, то есть не может быть права вне норм (на пример естественного); право необходимо изучать и воспринимать вне всякой связи с религией, философией, моралью, то есть «в чис том виде». Нормативное понимание права хорошо служит в условиях стабильного общества. В насто ящее время широкое признание получило требование соот ветствия позитивных законов государства правам человека. Утверждается приоритет прав и свобод личности. 4. Социологическая теория права Социологический подход концептуально сформировался во второй половине XIX в., в рамках школы свободного права. Авторами социологической теории права считаются Э. Эрлих, Г. Канторо вич, Муромцев, Г.Ф.Шешеневич и др. Идеологи нового правового мышления призвали к открытому и свободному судейскому правотворчеству. Отсюда тезис: Право следует искать не в нормах, а в самой жизни. Эта школа полагает, что нормы, записанные в законах и других актах государства, еще не есть само право. Гораздо важнее то право, которое складывается в жизни. Это живое право есть система правоотношений, поведения людей в сфере права. Отсюда на первое место выдвигается фигура судьи как творца права. Право сосуд, который следует наполнить, и это делают судьи и администраторы. Право, по их мнению, следует искать не в нормах, а в самой жизни. Эта школа имеет широкое распространение в Англии. Суть социологической теории составляют следую щие положения: право и закон нетождественны между собой; закон — писаное право; право — реализация закона (то есть правопорядок, юридическая практика, правоприменение). Теория прогрессивна с точки зрения либерализма и широкого понимания правопорядка. Разновидностью социологического направления выступа ет теория солидаризма Леона Дюги. Он выдвинул идею права, основанного на норме социальной солидарности, как внеш него выражения общественной жизни. Такая концепция ведет к отрицанию индивидуальных свобод и прав человека, к корпоративному государству. Популярна на Западе примирительная теория происхождения права. Смысл этой теории состоит в том, что право зародилось не внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Время от време ни между отдельными родовыми группами случались конфлик ты. Они влекли за собой кровную месть сородичей убитых, которая могла продолжаться до тех пор, пока не будут унич тожены последние члены конфликтующих групп. Чтобы из бежать невыгодных потерь людей в результате внутренних конфликтов, между родами при посредничестве совета старей шин подписывались договоры о примирении, из которых, как полагают приверженцы данной теории, впоследствии возник ло так называемое примирительное право. Сначала нормы этого права передавались из поколения в поколение изустно, а за тем были оформлены государством в форме законов, предусмат ривающих санкции за их нарушение. Одним из социологического направления является реалистическая теория права (Рудольф Иеринг). Эта школа примыкает к нормативистскому направлению. Она определяет право как защи щенный государством интерес личности. Государство выступа ет необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества и без государственной власти право есть пустой звук. Существует только позитивное право и содержание его составляет только защищенный интерес личности (Е.Трубецкой). 5. Психологическая теория права Логически завершенную форму теория получила в XX веке в трудах Л. И. Петражицкого, Г. Тарда, Рейснера, Росса и др. По данной концепции психика человека — это фактор, который определяет развитие общества. Понятие и сущ ность права определяются не через деятельность законо дателя, а через правовые эмоции, переживания людей. Эта теория подразделяет право на позитивное и интуитив ное. Позитивное право установленное государством, совокупность норм права. Интуитивное или неофициальное право результат внутреннего, интуитивного самоопределения индивида, это чисто психологическое явление, особое состояние души человека, вырабатываемое путем взаимного психического общения людей. Интуитивные переживания (интуитивное право) высту пает регулятором поведения человека и потому рассмат ривается как реальное, действительное право. Оно выс тупает критерием оценки позитивного права. В разладе между позитивным и интуитивным правом заключается главная причина социальных потрясений. Право здесь выступает как одно из явлений психической жизни общества и представляет собой императивно-атрибутивное (обязатель но-притязательное) переживание людей. Оно включает в себя правовое сознание. К основным положениям данной теории можно отнести следующие: причины появления права коренятся в психике людей; субъективные права возникли из чувства правомочия на что-либо; юридические обязанности произошли от психологиче ского чувства обязанности сделать что-либо; право делится на интуитивное (исходящее из личных пе реживаний) и позитивное (установленное государством); истинным авторы теории считали именно интуитивное право, так как именно оно побуждает человека к само стоятельным и волевым действиям. 6. Марксистская теория права Эта теория зародилась во вто рой половине XIX — начале XX в. и являлась господ ствующей в СССР и ряде социалистических стран вплоть до конца 80-х гг. XX в. Основоположники данной теории — К. Маркс (1818 — 1883); Ф. Энгельс (1820 — 1895); В. И. Ленин (1870 — 1924). В соответствии с этой теорией право есть выражение и закрепление воли экономически и политически господству ющего, правящего класса. Право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-норма тивное выражение. Право явление производ ное от государства, в полной мере определяется его волей, им устанавливается и охраняется. Подчеркивается экономическая обусловленность права, оно всегда выражало требования экономических отноше ний. Оно не могло быть выше, чем экономический и куль турный строй, породивший его. Одна из идей сторонников этого направления состоит в том, что всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не равны друг другу. Равное право, следовательно, оборачивается фактическим неравенством. Каждая концепция имеет свои достоинства и недо статки. 4. Принципы и функции права Принципы права Право строится и функционирует на основе определен ных принципов, которые выражают ею сущность и соци альное назначение, отражают главные свойства и особенно сти права. Принципы права это основные, исходные положения, юридически закрепляющие важнейшие закономерности об щественной жизни. Под принципами права понимаются исходные руководящие идеи, лежащие в основе права и находящие свое осуществление не только в юридической форме, но и в тех общественных отношениях, которые они отражают. Надо отметить три различных подхода к проблеме принципов права: романо-германский, ан глосаксонский и религиозно-традици онный (в частности, исламский). В романо-германском — общие принципы права сложились как источник ад министративного права. В странах англосаксонского права понятие общих принципов права исторически не сложилось. Дела в случае пробелов в праве изначально решались на основе принятых требований разума или прецедента, а так же понятий о справедливости. Многие ученые считают, что невозможно дать исчерпывающий перечень основных прин ципов права. В исламском — шариат (т.е. предписания ве рующим, что они должны делать и чего не должны) является основным источником законодательства. Принципы права являются стержнем всей системы права государства. Они могут специально закрепляться в общих юридических нормах (конституциях, преамбулах законов, кодексах) или составлять саму материю права, проникая во внутреннее содержание правовых норм. В зависимости от того, на какую область права они рас пространяются (сферы своего влияния), принципы делятся на три группы: общие ( общеправовые ), межотраслевые и отраслевые. К числу общих принципов относятся: Межотраслевые принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, такие руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родствен ных отраслей права: уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства, равного доступа к судебной защите и т.д. Отраслевые правовые принципы наиболее общие черты конкретной отрасли права (административно го, гражданского и др.), действующие в рамках только одной отрасли права. К ним относятся: в гражданском праве принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголов ном процессе презумпция невиновности и т.п. Классификация функций права Функции права связаны с функциями государства, это основные направления его воздей ствия на общественные отношения, на поведение людей: эко номическая, социальная, экологическая, законодательная, исполнительная, судебная, а также другие функции. Право призвано быть стабилизирующим фактором общественного развития. Социальное назначение права проявляется в его фун кциях. Функции права — это основные направления пра вового воздействия на общественные отношения и их упорядочение, определяемые сущ ностью и социальным назначением права в жизни общества. В извест ной степени условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права: 1) внешние, в соответствии с которыми выделяют так называ емые социальные функции права (политическую, экономичес кую, воспитательную), и 2) внутренние. Последние вытекают из самой природы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации. В этом случае выделя ют регулятивную и охранительную функции права. Особенности регулятивной функции заключаются в установлении позитивных правил поведения, в организа ции общественных отношений, в координации социальных взаи мосвязей. В рамках этой функции выделяют две ее разновиднос ти (подфункции) регулятивную статическую и регулятивную динамическую. Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. Решающее значение в проведении статической функции при надлежит институтам права собственности, институтам полити ческих прав и свобод граждан, отчетливо выра жена в авторском, изобретательском праве и др. Регулятивная динамическая функция выражается в воздей ствии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена в институтах гражданско го, административного, трудового права, опосредующих хозяй ственные процессы в экономике, и других сферах. Регулятивная функция права — это обусловленное социальным назначением на правление правового воздействия, выражающееся в установле нии позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан. Охранительная функция права это обусловленное соци альным назначением направление правового воздействия, наце ленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономичес ких, политических, национальных, личных отношений, их непри косновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю. В соот ветствии со своим назначением право вые нормы в обществе выполняют следующие функции: экономическая — упоря дочивает производственные и имущественные отношения, закрепляет формы собствен ности и т.п.; политическая (регламентирует политические отноше ния, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.); идеологическая , в рамках которой право способствует формированию в общественном сознании представлений о необ ходимых и желательных принципах и правилах поведения. регулятивная , которая проявляется в способности воз действовать на поведение членов общества правовыми средствами; охранительная , заключающуюся в способности охранять положительные, общественно полезные и вытеснять вредные отношения, т.е. направлена на охрану обществен ных отношений, а правоохранительная на охрану самого права; гуманистическая , которая выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе социальные противоречия и конфликты; воспитательная , отражающуюся в подготовке подрастаю щего поколения к, оказывает спе цифическое педагогическое воздействие на лиц, связана с формиро ванием у субъектов мотивов правомерного поведения и формирует у субъектов надлежащее восприятие существующих в обществе ценнос тей и идеалов; Функции права можно разделить на две основные группы с учетом их общесоциальной и специально-юридической направленности. — Общесоциальные функции — это основные направ ления правового воздействия на различные сферы обще ственной жизни — экономику, политику, духовные отноше ния, культуру и др. Различают следующие общесоциаль ные функции: — Специально-юридические функции — это правовое регулирование общественных отношений: — регулятивная (содействует развитию наиболее цен ных для общества и государства социальных связей, ре гулирует общественные отношения); — охранительная (производна от регулятивной функ ции, призвана ее обеспечивать, осуществляет право вое воздействие, направленное на охрану общезначимых и вытесне ние отношений, чуждых данному обществу, реализуется с помо щью правовых ограничений-обязанностей, запретов, наказаний и пр.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *