0

Лекция 7 «ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО»

1. Возникновение и развитие учения о правовом государстве Идея правового государства возникла еще в древности и прошла долгий путь становления. Еще в Древней Греции античные мыслители — Сократ, Платон, Аристотель — сделали первые шаги по созданию учения о правовом государстве. Они высказали идею о верховенстве закона. Аристотель, например, утверждал, что там, где отсутствует власть закона, нет места и какой либо форме государственного строя , что закон должен властвовать над всем. Современные концепции правового государ ства основаны на идеях Канта (1724-1804гт.), Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей XVШ и XIX вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж. -Ж. Руссо. Учение о правовом государстве получило развитие в трудах ученых Нового времени. По Д.Локку государство устанавливает законы для уст ройства и учреждения собственности. Дж. Локк (1632 — 1704 гг.) положил начало теории разделения вла стей, по которой необходимо разделить государственную власть на несколько самостоятельных властей, не допустив, тем самым, сосредоточения всей полноты власти в одних руках, с целью исключения злоупотреблений. Ш. Монтескье (1689 — 1775 гг.) развивает теорию раз деления властей. Он выделяет законодательную, испол нительную и судебную власть. Путем разделения властей, а также системой сдержек и противовесов можно обес печить соблюдение прав и свобод граждан. Большой вклад в философское обоснование теории правового государства внесли Кант и Гегель. Кант рас сматривал государство как объединение множества лю дей, подчиненных правовым законам. И.Кант разработал философскую основу теории правово го государства, центральное место в которой занимает лич ность, человек, его свобода. Он полагал, что источником развития государства является социальный антагонизм между склонностью людей жить сообща и присущими им недоброжелательнос тью и эгоизмом. Разрешение этого противоречия, обеспече ние реального равноправия всех членов общества, по мнению И. Канта, возможно лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества, управляемого правовым государством. Правовое государство представляет собой державное соедине ние воли лиц, образующих народ. Им же формируется за конодательная власть. Исполнительная власть подчиняется законодательной и, в свою очередь, назначает судебную власть. Такой способ организации власти, по мнению И. Кан та, должен обеспечить не просто разделение властей, но и их равновесие. Гегель рассматривал государство и право как одно значные понятия. Г.Гегель считал, что государство есть наиболее совер шенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы. Цицерон говорил о государстве как о деле народа , как о правовом общении и общем правопорядке. Ж.Боден определял государство как правовое управление многими семействами, тем, что им принадлежит. Г.Гроций полагал, что существует право естественное и право волеустановленное. Источником первого является при рода человека, разум. Второе, исходящее от государства, должно соответствовать принципам естественного права. Борясь с феодальным произволом, он требовал нового пра ва, отвечающего законам разума. Б.Спиноза дал теоретическое обоснование демократичес кого государства, которое, будучи связано законом, обеспе чивает действительные права и свободы человека. Термин правовое государство в 1813 году впервые применил в своих работах немецкий ученый К. Велькер, а ввел его в научный оборот в 1832 г. также немецкий ученый Роберт фон Моль. Он рассматривал правовое го сударство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве. На протяжении последующих веков идеи правового госу дарства, сформулированные И. Кантом, постоянно привлека ли внимание философов, юристов и государствоведов. В конце XIX в. немецкий юрист Г. Еллинек выдвинул идею самоогра ничения государства создаваемыми им законами. Однако, государство может быть в равной степени связано как демократическими, так и авторитарными законами, возводящими в ранг права произвол и насилие. Проблема правового государства в России имеет глубо кие исторические корни. С середины XIV до конца XVIII века М.М.Сперанский, А.Н.Радищев, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев, А.И.Герцен за нимались вопросом о реорганизации Российского общества. Во время правления Александра II: 1861 г. — отменено крепостное право; 1864 г. — начало судебной реформы. После событий 1905 года новые шаги по реформирова нию: учреждение Госдумы, столыпинские реформы. Значительный интерес к теории правового государства был проявлен и российскими правоведами в конце XIX начале XX вв., когда перед Россией стояла проблема перехода от феодального, полицейского государства к буржуазному, основан ному на лозунгах братства, равенства и свободы. Так, знаменитый русский ученый-юрист, профессор Пе тербургского университета Н. М. Коркунов, рассуждая о ме ханизме обеспечения законности в государстве, развил теорию разделения властей: он полагал, что главным в ней является не просто обособление их друг от друга, а их взаимное сдер живание. Такого сдерживания, по мнению Н. М. Коркунова, можно достичь тремя путями: а) разделением отдельных функций между различными органами; б) совместным осуществлением одной и той же функции не сколькими органами (например, двумя палатами парламента); в) выполнением различных функций одним и тем же орга ном, но в различном порядке. Он ставил также вопрос о создании особых средств и органов надзора за соблюдением законности в дея тельности органов управления. Важной при этом является идея о всеобщем праве граждан на подачу петиций, т.е. жалоб. Идеи Н. М. Коркунова позволяют обеспечить реальную реализацию прав и свобод граждан. Одним из последователей Н. М. Коркунова был С. А. Котляревский. Он считал, что необходимые свободы граждан дол жны быть закреплены в конституции и обеспечены государ ством: свобода собраний и союзов, свобода слова и печати, свобода вероисповедания, лич ная неприкосновенность и др. Он предлагал и условия их реализации: орга низация судебной защиты против нарушения этих прав и политическая ответственность высших представителей влас ти перед представителями народа за правонарушения. Выдвинутые С. А. Котляревским идеи нашли свое отраже ние в современной концепции правового государства и форму лируются как принцип взаимной ответственности личности и государства. Российские ученые правоведы М.М.Ковалевский, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, С.А. Котлеровский, В.М. Рессен обобщили исторический опыт западноевропейских мыс лителей и создали концепцию правового государства, применимую к Российской действительности. Г.Ф.Шершеневич в понятие правового государства вклю чал: а) неотъемлемые права личности, б) правовое самоог раничение власти, в) принцип разделения властей, г) под чиненность государства стоящему над ним праву. Таким образом, идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей несколь ких столетий превратилась в стройную теорию, а впоследствии нашла свое практическое воплощение в ряде стран мира. 2. Основы и признаки правового государства Понятие правового государства Правовое государство — это такое государство, в котором созданы условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека. Возникновение правового государства выражает каче ственную грань, обозначающую переход от системы тотали таризма к гражданскому обществу. Прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как реакция на деспотизм, тиранию и пр. Со време ни возникновения государства и права и до сих пор че ловечество ищет оптимальные формы взаимоотношений между личностью, государством и обществом. По мере развития человеческой цивилизации государство постепенно превра щается из примитивного «варварского» принудительно-репрессивного образования в демо кратическую и гуманную организацию политической власти, основанную на верховенстве права. При этом право играет главенствующую роль лишь в том случае, когда оно является мерой свободы отдельного человека и всех членов общества, когда оно предстает воплощением нравственных, духовных и гуманных начал его государственной организации. Развитая правовая система государства еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, однако многие законы противоречили праву. Это проявлялось, прежде всего, в уголовном законодательстве, границы которого были существенно расширены. Уголовно-наказуемыми признава лись административные и дисциплинарные проступки (прогул или опоздание на работу влекли за собой применение мер уголовной ответственности), а также деяния, в силу своей малозначительности лишь формально несущие признаки преступления (хищение одного-двух килограммов зерна — несколько лет лагерей). Зачастую в законах попирались не только устоявшиеся справедливые и объективные правовые категории и принципы (например, осуществление правосудия только судом), но и общепризнанные моральные нормы (дети не отвечают за преступления своих родителей). Вопреки этому моральному принципу уголовным и уголовно-процессуальным законодатель ством СССР предусматривалась уголовная ответственность «членов семей изменников Роди ны», для которых создавались спецлагеря, например, печально известный АЛЖИР (Акмоли нский лагерь жен изменников Родины). Правовое государство это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Представление о правовом государстве ассоцииру ется с двумя основополагающими принципами: законодательный порядок в государстве и защищенность гражданина. Законная власть для своего утверждения и укрепления облекается в форму права. Как отмечал Л.Дюги, государство есть не что иное, как сила, отданная на служение праву. Государство, поставленное под контроль права, это и есть правовое государство, всеохва тывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Верховенство закона означает, что ни один государственный орган, партийная или общественная организация, предприятие или должностное лицо, ни один гражданин не освобождаются от обязанностей подчи няться закону, соблюдать и исполнять его. Это означает также, что все другие правовые акты, принимаемые различ ными государственными органами, должны основываться на законе, не противоречить ему. В этом смысл высшей юри дической силы закона в иерархии правовых актов. Принципиально важными предпосылками и условиями создания и упрочения правового государства являются следующие элементы, составляющие фундамент правового государства. Экономической основой правового государства являются определенные производственные отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности, свободном предпринимательстве, борьбе с экономическим монополизмом и т.д. Социальная основа правового государства предполагает: наличие граж данского общества, свободных граждан, равных перед зако ном, с широкими социальными правами. Создание в обществе условий, необходимых для реализации каждым человеком своих творческих и трудовых возможностей, обеспечение личных прав и свобод человека и их гарантированность. Нравственную основу правового государства образуют об щечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, ра венства перед законом и свободы личности, ее чести и достоинства. Политическая основа правового государства наиболее полно проявляется в его суверенитете. Правовое государство является суверенным, иными словами, оно концентрирует в себе суверенитет народа и наций, населяющих определенную страну. Целью существования современного правового государства является создание в рамках закона условий для оптимального разви тия личности, при безусловном соблюдении, обеспечении и защите прав и свобод человека. Принципы правового государства Правовое государство обладает чертами, которые присущи всякому государству. Одна ко, в дополнение к ним, правовое государство характеризуется реализацией следующих принци пов: 1. Демократизация общества; 2. Верховенство закона; 3. Правовая защищенность человека; 4. Разделение властей и установление правовых основ государственного строи тельства. Основу модели правового государст ва составляет совокупность нескольких положений: = признание человека высшей ценностью и целью госу дарства, а не средством решения тех или иных государст венных проблем; = реальность и приоритет прав и свобод личности во взаимоотноше ниях с государством; = народ, его суверенная воля — единственный источ ник государственной власти; = демократизм законотворчества, обеспечивающий закрепление в праве воли большинства с учетом интере сов меньшинства; = разделение властей в организации государственного управления; = соответствие внутреннего законодательства нормам международного права; = взаимная ответственность государства и личности; = реальный контроль общества за деятельностью органов государственной власти; = наличие развитого гражданского общества и др. Признаки правового государства С развитием государственно-правовых институтов, их теорети ческим осмыслением, главным, сущностным вопросом правово го государства становится проблема взаимоотношений власти и личности. Решение этого вопроса приводит к появлению идеи народного суверенитета, которая, по сути, и является главным признаком правового государства. Суверенитет народа означает, что только народ источник всей той власти, которой располагает государство. Эту очень смелую для своего времени мысль выдвинул известный ученый средневековья Марсилий Падуанский. Автор Защитника мира считал, что сувереном в государстве является народ-законода тель. Это было совершенно новое гуманистическое понимание человека созидателя и творца своей собственной судьбы. Эта концепция была воспринята Ж.-Ж. Руссо и получила свое дальнейшее развитие. Руссоистская трактовка суверенитета ос новывается на том, что государство (республика) является ре зультатом общественного договора. Суверенную власть следу ет понимать как выражение общественного интереса. В госу дарстве каждый человек приобретает гражданскую свободу в обмен на свою собственную независимость. У Руссо общая воля неизбежно приобретает правовой характер и укладывает ся в рамки естественного права. Причем суверенная власть находится на службе у права, и государство как политический организм перестает существовать, если суверен не выражает более общей воли. Государственное управление должно быть легитимным. Подобные теоретические посылки нашли свое от ражение и в некоторых правовых документах. В Декларации представителей Соединенных Штатов Америки, собравшихся на общий конгресс (более известной как Декларация независимос ти США) содержится следующее положение: Мы считаем самочевидными следующие истины: все люди созданы равными; они наделены их творцом определенными (прирожденными) неотчуждаемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, свободу и на стремление к счастью; для обеспечения этих прав люди создают правительства, берущие на себя спра ведливую власть с согласия управляемых…. Важно иметь в ви ду, что суверенитет народа составляет основу и источник госу дарственного суверенитета. Государственный суверенитет оз начает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства. Верховенство закона во всех сферах государственной и правовой жизни. С проблемой суверенитета связан и такой признак правового государства, как господство закона (права), поскольку сувере нитет предполагает правовую организацию верховной государ ственной власти, юридическую процедуру ее осуществления, принципы взаимоотношений личности и власти. Деятельность государства как юридически организованного общественного целого необходимо должна осуществляться лишь в правовых формах и согласно с правом. Это в полной мере относится и к законодательной, и к исполнительной, и к судебной власти. Государство устанавливает в законах общеобязательные правила поведения, которые должны учитывать объективные потребности общественного развития, быть воплощением справедливости. Поэтому в правовом государстве ни один государственный орган, долж ностное лицо или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они должны понести строгую юридическую ответственность. В правовом государстве предметом судебного разбирательства может стать не только юридический спор, но и сам закон. Для этого в государстве существует Конституцион ный суд. Следует добиваться соответствия внутреннего закона общепризнанным международным нормам, Всеобщей дек ларации прав человека , принятой ООН 10 декабря 1948 года, и др. международным правовым актам. Теоретически господство закона выражается в том, что он является не просто продуктом государственной воли, а представляет собой реализацию правовой идеи, сформированной правосознанием индивидов, с которыми государство состоит в публично-правовых отношениях. Условно генезис права в стра нах континентальной Европы происходит по следующей схеме: сначала в обществе появляются какие-то правовые идеи, кото рые затем получают свое закрепление в юридических нормах, а потом реализуются в конкретных правоотношениях субъектов права. Взаимная ответственность государства и личности. Государство, устанавливая в правовых законах меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в собственных решениях и действиях: «Все что не запрещено индивиду, ему дозволено » «Все, что не дозволено власти, ей запрещено «. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой мер, которые призваны ограничить ее произвол: ~ юридическая ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей; ~ политическая ответственность правительства перед органами государственной власти; ~ политическая ответственность депутатов перед своими избирателями и т.д. На тех же правовых основаниях должна строиться ответственность личности перед государством. Разделение властей. Одним из важных признаков демократического государства является разделение властей. Разделение властей — это правовой принцип, суть которого заключается в недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым предотвратить возмож ность злоупотребления властью. Основателем концепции разделе ния властей обычно принято считать известного французского просветителя Ш.-Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий, и в принципе на начале разделения властей было основано государственное ус тройство Римской республики. Идея о создании государственного механизма исключает со средоточение власти в одних руках. Каждая из властей в госу дарстве (законодательная, исполнительная, судебная) самосто ятельна, имеет свою компетенцию и не должна вмешиваться в дела других. «Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга», — утверждал выдающийся французский мыслитель Шарль-Луи Монтескье. Здесь речь идет о так называемой системе сдержек и противовесов, где равновесие законодательной, исполнительной и судебной власти определяется специальными правовыми мерами, обеспечивающими не только взаимодействие, но и взаи мное ограничение ветвей власти в установленных правом пределах. Один из вариантов концепции разделения властей предполагает создание так называемой системы сдержек и противовесов , когда каждая из властей имеет множество возможностей взаимного контроля и ограничения друг друга. Такой государст венно-властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной влас ти законодательной, что характерно, например, для Англии. В отличие от унитарного государства, в федеративном наряду с горизонтальным разделением властей проводится принцип вертикального разделения: между федерацией и ее субъек тами. Наряду с тремя традиционными ветвями государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) следует иметь в виду функционирование учредительной власти; власти общественного мнения (прессы); контрольной власти; матери альной власти, ассоциируемой с такими институтами государства, как армия, полиция, тюрьма и т.п. Реальное обеспечение прав и свобод личности и их гарантированность. Этот признак правового государства является чрезвычайно важным конституционным принципом, отраженным в ст. 2 Конституции РФ 1993 года: «Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Права человека это квинтэссенция правового государства, важнейший фактор в раз витии общества в целом. Знаменитый софист Протагор (481 811 гг. до н. э.) вывел чрезвычайно важную для последую щих эпох формулу: Мера всех вещей человек. Со време нем пришло понимание того, что лучшей гарантией прав челове ка может быть закон, который охраняет важнейшие интересы личности, облеченные в форму прав. В данной связи уместно вспомнить немецкого философа И. Канта (1724 1804 гг.), которого уже в первой трети XIX в. называли крупнейшим теоретиком правового государства. Канта отличает не политико-институциональное, а моральное обосно вание права. По Канту право не только формальное условие внешней свободы, но и сущностная форма его бытия. В континентальной Европе доминирует немецкая конструкция правового государства, базирующаяся на рационалистической традиции. Она делает упор на философию Канта и Гегеля. Последний понимал эволюцию человечества как по следовательное развитие свободы через преодоление произ вола. Немецкой юриспруденции, да и не только ей, свойственно интерпретировать право, государство, свободу как некие нераз рывные и в какой-то степени тождественные категории. Эта версия правового государства несет в себе огромный либераль ный потенциал. Отношения государства и гражданина должны строиться на твердых основах права и выступать как публично-правовые связи, предполагающие взаимное признание прав и свобод. К важным признакам правового государства можно отнести: наличие развитого гражданского общества; создание институтов политической демократии, препятствующих сосре доточению власти в руках одного лица или органа; верховен ство и правовое действие конституционного закона, установле ние в законе и проведение на деле суверенности государствен ной власти; возвышение суда как одного из средств обеспече ния правовой государственности; соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти и др. 3. Кон цепция господства права Разновидностью теории правового государства является кон цепция господства права , сложившаяся в основном в рамках либерального подхода, свойственного, прежде всего, англосак сонской правополитической традиции. Так сложилось, что сначала в Англии, а затем и в США идея господства права проявилась в институте сильного, неза висимого суда, который стал своеобразным буфером между индивидом и властью. На этой основе постепенно сформировалась идея ограничен ного государства. Концепция господства права весьма последовательно демон стрирует приверженность идеям классического либерализма. Дж. Локк, обосновав свою знаменитую триаду естественных прав человека на жизнь, на свободу, на собственность, объя вил тем самым естественными основные принципы частного права, доказывая их приоритетность по отношению к позитив ным законам. Задача государства ограничивается защитой этих принципов. Поэтому идеал Локка правовое общество, одним из условий существования которого является ограниченное госу дарство. Идея господства права порож дает гибкую к переменам правовую систему, которая, несмотря на свою сложность, является надежным гарантом против произвола властей. Идея господства права имеет гуманистическое значе ние. Это своего рода правовой ориентир, эталон, цель, к кото рой следует стремиться обществу и государству. 4. Предпосылки и условия формирования правового государ ства Идея правового государства всегда покоилась на дуализме Государства и Права. Но одновременно она опиралась на обще философское представление о Праве как высшей ценности, обладающей своим собственным содержанием. Категории общее благо , высшая справедливость в силу своей неопределенности уступают место как бы классическим признакам правового государства. Начало этому процессу, т.е. отказу от правового мифотворчества, положил известный госу дарственный деятель, оратор, выдающийся юрист М.-Т. Цице рон. Государство (respublica) Цицерон определяет как дело, достояние народа (res populi). С его точки зрения народ соединение многих людей, связанных между собой в вопросах права и общностью интересов. В основе права, по Цицерону, лежит справедливость, присущая не только природе в целом, но и человеческой в том числе. Конституция РФ в гл. 1. фиксирует, что Россия правовое государство. Но это еще не осуществленная реальность, а скорее направление движения, цель Россий ской Федерации. Предпо сылки формирования правового государства: 1. Обеспечение хороше го материального положения граждан. В ст. 25 Всеобщей декларации прав человека говорится: Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социаль ное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. 2. Проведение деэтатизации (разгосударствления) соци альной жизни, свертывание командно-административных методов руководства и управления. 3. Совершенствование законодательства и создание еди ной системы контроля и надзора за его проведением в жизнь. Усиление роли Конституционного суда. 4. Укрепление судебной системы, широкое введение суда присяж ных. 5. Выработка у граждан навыков сознательного участия в управлении государством и общественными делами. 6. Наличие в обществе прочного правопорядка, законно сти и конституционности. 7. Утверждение принципа плюрализма мнений и сужде ний, многопартийность. 8. Развитие системы самоуправления народа в центре и на местах. 9. Последовательное расширение и укрепление демокра тии во всех сферах жизни общества. Существуют и определенные условия формирования и функционирования правового государства. К ним относятся: а) Достижение высокого уровня политического и право вого сознания людей, хорошего культурного уровня. Следует отметить, что кроме закона есть еще культурный уровень, никакому закону не подчиняющийся. б) Создание внутренне единого, непротиворечивого зако нодательства. в) Строгое исполнение законов. Еще в Древней Греции Хилон говорил: Повинуйся законам. Слушайся законов больше, чем ораторов Пифагорийцы наихудшим для всех злом считали беззаконие, безвластие, анархию. г) Наличие в стране гражданского общества как условия и гаранта существования правового государства. 5. Особенности Российского правового государства Действующая Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г., конституировала Российскую Федерацию как демократическое правовое государство с феде ративной формой государственного устройства. В ней закреп лен и демократический режим и его основные институты, принцип верховенства Конституции и законов, принцип раз деления властей. Отдельная глава Конституции посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в со ответствии с нормами международного права. Однако процесс формирования правового государства в Рос сийской Федерации сталкивается со значительными трудностя ми, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В Рос сии пока еще не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных принципов правового государства. Более того, Конституция РФ сделала шаг назад по сравнению с ранее действовавшим Основным законом СССР: а) законодательный процесс вновь стал недоступен для граждан, поскольку прекратилась телевизионная трансляция заседаний Государственной Думы; 6) население лишилось права отзывать депутатов, не оправ давших их доверия; в) деятельность исполнительных органов власти фактически оказалась выведенной из-под общественного контроля. Все еще не изжиты случаи нарушения принципа верховен ства закона. Имеют место факты принятия представительны ми и исполнительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам. Значительная часть норм, закрепленных федеральным законо дательством, не реализуется, действует лишь формально. Часть населения лишена возможности иметь работу и получать дос тойное вознаграждение за свой труд. Государство оказывается неспособным обеспечить в должной мере права и свободы сво их граждан в сфере образования, науки, социального обеспе чения. Принцип разделения властей в Конституции закреплен таким образом, что законодательная власть не способна орга низовать действенный парламентский контроль за деятельно стью исполнительной власти по организации и обеспечению действия федеральных законов. Таким образом, для реального построения правового госу дарства в России необходимо: ~ устранить рассогласованность в системе права, как между отдельными федеральными законами, так и между феде ральными законами, с одной стороны, и законами субъек тов РФ с другой; привести все нормативно-правовые акты в соответствие с Конституцией РФ (в том числе подзакон ные акты в соответствие с законами РФ); ~ преодолеть правовой нигилизм как на нормотворческом и правоприменительном уровнях, так и в общественном сознании; воспитывать в обществе уважение к праву; ~ усилить контроль за исполнением уже принятых законов; ~ устранить декларативность прав и свобод, провозглашенных Конституцией, путем установления реального процессуаль ного порядка их судебной защиты, преодолеть идеологию недоверия к государству и его органам как институтам, противостоящим интересам индивида, способствовать фор мированию отношения к государству как гаранту и защит нику прав и законных интересов граждан. Решение этих вопросов и будет означать реализацию прин ципов правового государства и его фактическое создание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *