как в России оптовые цены сильно сократили отставание от цен зарубежных стран.
«Газпром» поставил цель достичь равнодоходности экспортных и российских поставок, в результате чего цены на внутреннем рынке будут всего на 40% ниже, чем для европейских потребителей. Это значит, что цены на газ для российских потребителей должны вырасти почти в 2,5 раза.
При этом «Газпром» не планирует такого бурного роста тарифов, так как уровень равнодоходности цен на европейском и внутреннем рынках не будет означать одинаковых цен. Это обусловлено тем, что при поставках на экспорт уплачивается экспортная пошлина, а также рядом других факторов. При этом в полной мере рыночные принципы будут действовать только в отношении промышленных предприятий: государство оставило за собой право регулировать оптовые цены на газ для населения.
На этом примере видно, что монополист Газпром ставит перед собой цель увеличение тарифов и весьма успешно осуществляет ее через государственные органы. Переход компании на принцип равнодоходности в текущих условиях не совсем понятен, так как не озвучивается роль издержек в прибылях компании. Таким образом получает подтверждение утверждение о том, что монополия в меньшей степени готова заботиться об общественном благе, так как использование выгод доминирующего положения перевешивает все остальные резоны трудиться производительнее и эффективнее в плане издержек. Не должным образом работают в условиях естественной монополии и законы конкуренции. Сейчас на внутреннем рынке России нет дефицита газа, все потребители имеют возможность получить столько газа, сколько им требуется, поэтому в условиях переизбытка цена не должна расти, но этого не происходит, поэтому можно констатировать, что в России в условиях любой естественной монополии цена товаров и услуг не определяется спросом.
Кроме того, в настоящее время на рынке много эффективных производителей, которые могут поставлять газ по более низким ценам. Однако газотранспортная система также принадлежит все тому же монополисту – Газпрому. В отличие от нефтепроводной системы «Транснефти», которая прокачивает нефть от большого числа нефтяных компаний, Газпром не склонен допускать сторонних производителей к контролируемой им газотранспортной системе, а, соответственно, конкурентной цены на газ не получить.
Однако из-за высоких цен естественных монополий страдает российская промышленность, теряя свое конкурентное преимущество. Плата за присоединение к электро- и газовым сетям создает серьезные барьеры для развития бизнеса. Очень высока стоимость подключения. При этом высокие цены не служат стимулом для увеличения энергоэффективности экономики и внедрения технологий сбережения ресурсов в самих естественных монополиях. Это им не нужно так как многие вопросы развития они привыкли решать за счет ускоренного роста доходов при повышении цен.
Все это ложится в основу причин текущего замедления экономического роста. В 2013 г. рост ВВП составил 1,3% против 3,4% в 2012 г. Рост промышленного производства – 100,8% декабрь к декабрю и 100,3% по итогам IV квартала. В секторе добычи полезных ископаемых ситуация аналогичная: показатели добычи фактически не растут, а в некоторых сегментах (нефть) даже снижаются.
Таким образом, роль монополий в экономике России неоднозначна. Монополии являются основой экономики, принося львиную долю экспортной выручки и в то же время это образец неэффективности, так как сопровождающий их деятельность рост тарифов не стимулирует монополии на совершенствование их бизнес-процессов.