0

Лекция 4 «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ И МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА»

1. Понятие механизма государства Понятие государственного механизма и государственной власти Для обеспечения выполнения функций в любом государ стве существует государственная власть и государственный аппарат, который олицетворяет материальную силу государ ственной власти, механизм государства. Государственная власть выражается в способности офици альных структур подчинить поведение людей воле всего общества или его части при помощи государственного при нуждения. Как подчеркивал Н.М.Коркунов, государствен ная власть не есть чья-либо воля, а сила, вытекающая из сознания гражданами их зависимости от государства. Власть реализуется в определенных отношениях, которые называются властными отношениями. В соответствии с про грессивными гуманистическими доктринами функциониро вание государственной власти должно основываться на следующих принципах: представительство интересов граж дан в органах власти; разделение властей; гласность и от крытость; профессионализм и компетентность; законность; демократизм. В юридической науке понятия государственный аппа рат и механизм государства различаются, но суще ствует точка зрения, согласно которой эти понятия можно использовать как синонимы. Различие заключается в том, что в понятие механизм государства включаются и материальные придатки (вооруженные силы, милиция, исправительно-трудовые учреждения и т.п.). Если политический режим выражает содержание государственной власти, средства и способы властвования (демократические, авторитарные, тоталитарные), то само «тело», или «вещество», из которого состоит государство, — это аппарат власти, государственные орга ны, учреждения и организации. Механизм государства — это система государственных органов, учреждений, организа ций, осуществляющих практическую работу по реализации охранительной и регулятивной функции государства. Механизм государства главное и опре деляющее звено политической системы, может оказывать положитель ное и отрицательное воздействие на процессы, про исходящие в обществе. Структура механизма государства многообразна и изменчива, в нее входят госу-дарственные органы управ ления, обладающие властными полномочиями, государ ственные учреждения, не обладающие властными полно мочиями, организационные и финансовые средства и принудительная сила (милиция, войска, исправительно-трудовые учреждения). Элементом (ячейкой) механизма государственной власти явля ется человек (личность) субъект (носитель) государственной власти. Элементы механизма различным образом объединяют ся, формируя институты (органы, формы непосредственной демократии и т.д.). Это государственные институты, и поэтому — в них не включаются институты гражданского общества, в том числе политические партии, группы давления , средства мас совой информации оказывают влияние (реально существующее) на процесс формирования и осуществления государственной власти. Но чтобы стать государственной, политическая власть должна стать публичной, т.е. политической волей, отражающей господствующие в обществе социально-групповые интересы. Ей должен быть придан общеобязательный, юридически закреп ленный характер. Политическая воля должна быть проведена через нормы права, установленные государством. Механизм современного государства отличается вы сокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений. Обобщая подходы к изучению механизма государства, можно выделить три наиболее значи тельные концепции относительно понятия механизм государства. Первая из них это концепция широкого и узкого толкования меха низма государства, определяющая его в узком смысле как аппарат го сударственной власти, а в широком как политическую систему общества. Вторая концепция традиционная, рассматривающая механизм государства только как аппарат государственной власти. Третья концепция расширительная, характеризующая механизм государства как систему всех государственных органов, организаций, предприятий и учреждений. Механизм государства обладает следующими признаками (свойствами): = Чиновничий аппарат как специфическая часть общества. Он состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества, не совпадает с ним и для которой управление — основное занятие. Они наделены властными полномочиями, обладают специальной подготовкой и подчиняются специальным нормам, установленным государством. = Единство и Соподчиненность структурных элементов. Составляющие его органы, несмотря на различную компетенцию, структуру, являются частями одного цело го, взаимосвязаны, образуют систему. Иерархичность подразумевает построение государст венного механизма в виде пирамиды, где вышестоящие органы имеют больше полномочий, чем нижестоящие, и способны оказывать влияние на их деятельность, а ниже стоящие органы, обязаны выполнять решения вышестоя щих. Взаимоотношения между государственными органа ми могут строиться на началах координации (меж ду Федеральным Собранием — парламентом РФ и законо дательными органами субъектов РФ) и на началах субординации (органы прокуратуры). Обособление отдельных звеньев механизма и превращение их в доминирующую силу является показателем кризиса политической власти в государстве. = Особые властные полномочия. Каждый орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями. Выступая от собственного имени, государственный орган действует как орган государственного властвования. = Наличие аппарата принуждения. Обязательно наличие организационных и материальных ору дий принуждения. Аппарат принуждения — «силовые структуры»: армия»; органы внутренних дел; Федеральная служба безопасно сти; разведка, контрразведка; пограничная служба; аппа рат судебных исполнителей; система исполнения наказа ний; иные органы, исполняющие функции принуждения. = Единство целей и задач для всех составных частей механизма государства. Он создается для осуществления функций государства, и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкретной структуре государственного аппарата. Государственный механизм можно назвать государственной вла стью или публичной властью. Теория разделения властей Механизм (аппарат) современного правового государ ства строится и функционирует по принципу разделения государственной власти на три самостоятельные ветви власти — на законодательную, исполнительную и судеб ную власти. Советской наукой теория разделения властей рассматривалась как буржуазная (реакционная), как нелепость вроде квадратуры круга и по этой причине отрицалась. Принцип разделения властей — это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства, как частей единой власти, че рез систему сдержек и противовесов. Наиболее полное и последовательное отражение данный принцип нашел сначала в конституциях штатов (Вирджи нии в 1776 г., Массачусетса в 1780 г. и др.), а затем и в федеральной Конституции США в 1787 г. Основоположниками классического варианта теории разделения властей называют Дж.Локка и Ш.Монтескье. Джон Локк (1632 — 1704 гг.) — английский философ. Он в своих произведениях, в частности О государстве , разделил государственную власть на законодательную, ис полнительную и союзную. Законодательная власть при надлежит парламенту, издающему законы, исполнительная — королю, который обеспечивает исполнение законов, а также осуществляет союзную (федеративную) власть, т.е. решает вопросы войны и мира , международные отноше ния. Джон Локк не выделяет отдельно судебную власть. Дж.Локк писал: Когда законодательные и исполнительные силы объединены в одном и том же человеке или в одном и том же органе магистратуры, то свобода невозможна, так как могут возник нуть опасения, что тот же самый монарх или сенат сможет ввести тиранические законы, использовать их тираническим об разом. Шарль Монтескье (1689 — 1775 гг.) — французский мыслитель, который в своих трудах ( О разделении вла стей ) обосновал идею, что для обеспечения политиче ской свободы необходимо разделение властей на зако нодательную, исполнительную и судебную. Он выделяет судебную власть, как одну из ветвей государственной вла сти. Все три власти имеют противовесы и сдерживают друг друга. Главное требование принципа разде ления властей, сформулированное Д.Локком и Ш.Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупот ребления властью со стороны какой либо социальной груп пы или отдельного лица, необходимо разделить государ ственную власть на законодательную — избранную народом, призванную вырабатывать стратегию развития общества и регулировать общественные отношения, исполнительную — назначаемую законодательным органом и занимающуюся реализацией принятых законов, судебную — выступающую гарантом восстановления нарушенных прав. Причем каждая из этих властей, являясь самостоятель ной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществ лять свои функции посредством особой системы органов. Среди высших государственных органов, осуществля ющих свою деятельность на основе указанного принципа, должен быть орган, занимающий лидирующее положение. Это необходимо для устранения возможности борьбы между ними за лидерство, поскольку борьба и раздоры могут ослабить государственную власть. Основоположники теории разделения властей отдавали пальму первенства законодательным ( представительным ) органам. Исполнительную власть осуществляют глава госу дарства (президент, конституционный монарх, шах, эмир и т.д.), пра вительство, различные министерства и другие централь ные учреждения (комитеты, комиссии, ведомства, инс пекции, службы, бюро и т.д.), местные государственные органы исполнительной власти. Основная функция исполнительной власти — организация исполнения зако нов, принимаемых законодательной властью. Президент и правительство руководят системой подчиненных им орга нов государственного управления и других органов ис полнительной власти, обеспечивают исполнение Консти туции и законов, а также выполняют другие функции, возложенные на них Конституцией и законом. В отличие от законодательной власти, носящей первичный, верховенствующий характер, исполнительная (административ ная) власть имеет по своей сути вторичный, производный харак тер. Это, кстати, вытекает из этимологии понятия админист рация ( administrare служить для ; ministrare глагол, производный от ministris слуга , формы родительного па дежа от основы minus минус ). Корень минус свиде тельствует, что администрация всегда находится в подчиненном положении, над ней есть некто, кому принадлежит власть. Зада чи администрации остаются неизменными по своей природе и состоят в исполнении поручений, данных ей носителями власти, и в разрешении сообразно с этим частных вопросов. Существенные признаки исполнительной власти это ее уни версальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют не прерывно и везде, на всей территории государства. Этим они отличаются и от законодательных, и от судебных органов. Дру гой признак означает, что исполнительная власть, также в от личие от законодательной и судебной, имеет другое содержа ние, поскольку опирается на людские, материальные, финан совые и иные ресурсы, использует инструмент служебных про движений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила, ведь существование государст венной власти находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Среди этой силы особая роль принадлежит вооруженным формированиям: армии, органам безопасности, милиции (полиции). Судебная власть — это система независимых госу дарственных органов — судов, призванных от имени государства осуществлять правосудие, разрешать в судебных заседаниях все возникающие споры и конфликты. В систему органов судебной власти входят суды об щей юрисдикции, конституционные и арбитражные суды. Судьи незави симы и подчиняются только конституции и закону. Зако нодательство в правовом государстве, как правило, пре дусматривает несменяемость и неприкосновенность судей. В системе органов государственной власти суд зани мает особое место. Это особое место определяется са мими задачами суда, его назначением, а также принципа ми организации и осуществления судебной деятельности. Существенная особенность судебной власти, которая и оп ределяет ее справедливость, состоит в особой процедуре (ме тодах) осуществления. Она сводится к тому, чтобы, как писал видный русский государствовед Б. Н. Чичерин, держать весы, равные для обеих сторон, разобрать права и требования каждой и окончательно постановить свой приговор. Суд выполняет исключительную и специфическую (принадлежащую толь ко ему) государственную функцию — осуществление пра восудия. Он рассматривает в установленном законом порядке уголовные и гражданские дела, решает вопрос о виновности привлеченных к ответственности лиц. Как правило, результатом судебной деятельности является применение мер государственного принуждения к право нарушителям. Таким образом, суд обеспечивает исполне ние норм права, причем присущими только ему специфи ческими средствами и методами. Судебная власть — независимая ветвь государствен ной власти, осуществляемая путем гласного, состязатель ного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме раз деления властей состоит в сдерживании двух других вла стей в рамках конституционной законности, прежде всего, путем осуществления конституционного надзора и судеб ного контроля. Принцип разделения властей не абсолютен, государствен но-правовые формы его реализации зависят от национальных традиций в широком смысле, от конкретной социально-экономи ческой и политической ситуации. Подводя итог рассмотрению механизма государства, построенного на основе принципа разделения властей, можно сформулировать следующие организа ционно-правовые черты: единая суверенная власть принадлежит народу; отсутствует орган, в котором концентрировалась бы вся полнота государственной власти законодательной, исполни тельной и судебной; независимость трех ветвей государственной власти и ре ализующих ее государственных органов относительна; система сдержек и противовесов ограничивает власть каждого органа государства и препятствует сосредоточению власти в рамках какой-либо ветви власти в ущерб двум другим ветвям. 2. Аппарат (органы) государства Понятие и признаки государственного аппарата Механизм государства является материальным выра жением государства, в основе которого находится государственный аппарат — система государственных органов. Как подчеркивал К. Маркс: Существование государственной власти находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое назначение. Государственный аппарат — это воплощение, выражение государ ственной власти подобно тому, как атрибуты монархической формы правления (трон, скипетр, корона) являются ее признаками. Модели построения государственного аппарата Современная юридическая наука выделяет три основные модели построения государственного аппарата: централизованно-сегментарная, в которой органами госу дарственной власти являются только центральные органы, функционирующие в масштабе всего государства (президент, парламент, правительство), а также их представители на мес тах. Местные выборные органы рассматриваются в данной системе как органы местного самоуправления и имеют особую сферу деятельности. Такая модель характерна для современных демократических государств. Она особенно эффективна в ус ловиях политической стабильности в стране; моноцефальная (лат. моно один, цефалс голова), в которой вся система государственных органов едина. Во гла ве ее стоит лицо или орган, обладающий всей полнотой власти и наделяющий ею все нижестоящие органы; преобладает назначаемость нижестоящих органов вышестоящими; структура носит жестко иерархический характер. Вся система государ ственных органов персонифицирована и пирамидальна по своей структуре. Местные органы власти представляют собой не орга ны местного самоуправления, а органы государства. Подобная модель характерна для диктаторских режимов и удобна для осуществления массового террора. Моноцефальная система складывается обычно в условиях политической нестабильнос ти в послереволюционные периоды либо в результате военных переворотов; монотеократическая, в которой сочетается единовластие гла вы государства, основанное на религиозных догмах, и длитель ное сохранение родовых порядков. Глава государства является одновременно и высшим духовным лицом. Отсутствует разде ление властей и парламентаризм. Такая модель характерная для государств, провозглашающих ислам государственной ре лигией (Иран, Саудовская Аравия, Катар). Цело стную систему государственного механизма составляют государственные органы, учреждения и предприятия. Государственный аппарат это часть механизма государства, пред ставляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти. В структуру механизма государства кроме государственного аппарата вхо дят государственные учреждения и государственные предприятия. Государственные учреждения это такие государственные органи зации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятель ность по выполнению функций государства в различных сферах: эко номической, социальной, культурной, охранительной и т.п. Очень часто считают, что государственные учреждения осуществляют социально-культурные функции в сфере науки, образования, здравоохранения. Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо ее обеспечения, выполнения различных работ и оказания много численных услуг для удовлетворения потребностей общества, част ных лиц, извлечения прибыли. Среди организаций и учреждений, от носящихся к числу «государственных», есть и неспецифическая часть — организаций и уч реждений, которые выполняют хозяйственные, научные, социально-культурные задачи, но которые не имеют властных полномочий. Особенно велик неспецифический блок учреждений и организаций в обществах, где государство выполняет непосредственно хозяйственную и со циально-культурную деятельность. Государственный аппарат специально предназначается для осуществления государственной власти, на его структуру и принципы формирования оказывают влияние различные факторы экономического, политического, исторического, религиозного и ино го характера, функциональные изменения с неизбежностью требуют преобразования государственного аппа рата, появления новых органов государства. Государственному аппарату присущи характерные черты: ? наделен специальными полномочиями по принудитель ному исполнению воли государства; ? имеет в своем распоряжении специально обученный личный состав и технические средства; ? имеет разветвленную структуру, каждое подразделение которой выполняет определенные функции; ? строится на основах четкой внутренней организации и же сткой дисциплины; ? действует на основе Конституции и законов в том слу чае, когда принуждение необходимо; ? находится под контролем государства. Принципы организации государственного аппарата Вся сложная, многообразная система государственного аппарата взаимосвязана общими принципами организа ции и деятельности. Принципы организации и деятельности госу дарственного аппарата — это основные идеи, исходные положения, определяющие подходы к формированию и функционированию государственных органов. Можно выделить следующие основные принципы: 1. Принцип приоритета прав и свобод человека — предполагает обязан ность государственных органов, их служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы граждан. В со временном демократическом государстве человек, с его правами и свободами, является высшей ценностью госу дарства, и поэтому оно ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного раз вития личности. 2. Принцип демократизма — широкое и активное участие граждан в формировании и организа ции деятельности органов государственного аппарата. Демократизм обеспечивает равные возможности, с учетом личностных качеств человека, для участия в управле нии государством, вне зависимости от политических, ре лигиозных и иных взглядов. 3. Принцип законности — выражает такое состояние общества, при котором органы государства и граждане обязаны строго соблюдать Консти туцию, законы и подзаконные акты. Толкование и приме нение правовых актов на всей территории государства должно быть единообразным. Все нормативные право вые акты должны быть подчинены Конституции и законам. Гарантия прав и свобод человека отражает состоя ние законности. 4. Принцип профессионализма. При помощи этого принципа создаются благоприят ные условия для подбора и использования наиболее квалифицированных работников в государственном аппа рате. Наличие высокопрофессиональных служащих, про грессивная организация их труда обеспечивают высокую эффективность деятельности органов государственного аппарата. 5. Принцип разделения властей — предусматривает разделение государ ственной власти на: законодательную; исполнительную; судебную. Тем самым создаются механизмы, противодействую щие произволу, беззаконию и со стороны тех или иных органов государственного аппарата. Юридическая наука называет еще ряд принципов, та ких как легитимность, научность, учет и контроль и др. Формы деятельности государственного аппарата Государственный аппарат осуществляет свою деятельность в двух формах: организационной и правовой. Организационная форма деятельности государственного аппарата носит не правовой характер и направлена на внедрение в деятельность органов государст ва научных и эффективных методов организации труда, выработку и реализацию рекомендаций по совершенствованию такой деятельности, распространение и обмен опытом работы и т. п. Правовая форма деятельности государственного аппарата носит властный ха рактер и реализуется в общеобязательных предписаниях, адресованных соответствующим адресатам. Основными правовыми формами деятельности механизма государства является право творческая, правоисполнительная и правоохранительная деятельность Правотворческая деятельность — это особая форма деятельности компетентных органов государства, в ходе которой разрабатываются, устанавливаются нормы права, посредством издания, из менения или отмены правовых актов. Правоисполнительная деятельность заключается в реализации требова ний правовых норм, в ходе которой государственные органы организу ют и контролируют соблюдение юридических норм. Правоохранительная деятельность является особой разновидностью государственной правовой деятельности, которая осуществляется специально уполномоченными государственными органами с целью обеспечения законности и правопорядка в обществе, охраны и защиты права путем применения юридических мер воз действия к правонарушителям. Государственному аппарату повсеместно присуща тенденция к отчуждению от простых людей, народа и общества, к бюрократизму и корпоративизму, к злоупот реблению своим положением и игнорированию действу ющего законодательства, к подмене общегосударствен ных дел своими собственными аппаратными делами и интересами. Отмеченные недостатки присущи и формирующемуся в России постсоветскому государственному аппарату. Основными формами и направлениями борьбы против традиционных и новых пороков государственного аппарата являются: развитие правовых начал, форм и процедур в организации и деятельности всех звеньев государствен ного механизма; совершенствование процесса подготов ки и переподготовки квалифицированных кадров для государственного аппарата; повышение уровня требова ний к профессиональным и нравственным качествам и правовой культуре государственных служащих; усиление мер юридической ответственности работников государ ственного аппарата за совершаемые ими правонаруше ния; повышение правовой активности граждан и их об щественных объединений в борьбе за свои права и за конные интересы; постоянное совершенствование форм и методов общественного и государственного контроля за деятельностью всех государственных органов, учреж дений и должностных лиц. 3. Государственный орган Признаки государственных органов Механизм государства состоит из различных частей и блоков, где основным элементом является орган государства, который: ? занимает определенное место в иерархической системе механизма государства; ? выполняет определенные функции; ? имеет свою структуру; ? наделен властными полномочиями. Государственный орган выступает в качестве системообразующего элемента механизма государства, связанного с формированием и реализацией государственно-управляющего воздействия и, следовательно, организационной структуры государственного управления. Государственный орган — это наделенный власт ными полномочиями элемент механизма государства (государственного аппарата), участвующий в осуществлении функций государства. Это первичное и важнейшее звено механизма госу дарства, играющее ведущую роль в реализации задач и исполнении функций государства. Существуют различные характеристики государственного органа: Государственный орган представляет собой формально созданную государством структуру власти, для осуществления определенных функций государства и наделением её властными полномочиями государства. В связи с этим надо различать государственный орган, который создает и реализует управленческие решения, и государственные учреждения, организации и предприятия, осуществляющие и создающие материальные, социальные и духовные продукты и услуги. Для государственного органа характерны определен ные признаки: Система государственных органов строится по иерар хическому принципу подчинения нижестоящих органов вышестоящим. Это обусловлено необходимостью выраже ния суверенной власти государства в виде соподчиненных компетенций различных государственных органов, воз главляемых высшими органами, которые наделяются су веренными государственно-властными правомочиями. Возглавляют систему государственных органов: Прези дент РФ; Правительство РФ; Федеральное Собрание — пар ламент РФ (Госдума и Совет Федерации); Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; Высший арбитражный суд РФ. Иногда граждане, занятые управлением государством, наделены самостоятельными властными полномочиями и име нуются должностными лицами (например, капитан корабля). Компетенция государственного органа (учреждения, должностного липа) это совокупность его государственно-властных правомочий, т.е. его права и обязанности. Права государственного органа (учреждения, должно стного лица) одновременно и его обязанность дей ствовать в соответствии с данными ему правами, совершать соответствующие государственно-властные действия. Основания формирования государственных органов В формировании определенного типа государственных органов используется несколько организационных оснований: — Линейное основание создается строго формализованная структура с преобладанием вертикальной подчиненности государственных органов в виде строгой иерархической пирамиды, с наличием строгого единоначалия и единства распорядительства, устойчивая и эффективная для проведения властных требований. — Функциональное основание образуются государственные органы специально приспособленные к ведению конкретных функций управления, что позволяет подбирать высоко профессиональных специалистов. — Линейно — функциональное основание сочетание двух предыдущих оснований дает возможность создавать структуру, в которой одни органы принимают и властно проводят в жизнь управленческие решения, а другие обеспечивают их информацией консультативного, статистического, координационного и другого свойства, что позволяет повысить уровень государственного управления. — Программно-целевое основание в основе создания структуры лежит какая-либо цель (совокупность целей), комплексная программа, выполнению которых подчиняются все элементы структуры и их взаимосвязи, это способствует интеграции интеллектуальных, природных, производственных, информационных и иных ресурсов для решения актуальных общественных вопросов. — Матричное основание тип структур, связанный с территориальным управлением. Сочетает в себе линейное и программно-целевое управление. Обеспечивает комплексный подход в управлении на определенной территории и дает возможность гибкого, быстро приспосабливаемого подхода к активно развивающимся и динамичным управляемым объектам. По структуре или спо собу организации государственные органы классифицируются на простые и сложные. Простые не имеют внутренних подразделений (нотариат). Слож ные, обладают внутренней организацией (министерства и ведом ства и др.). По субъектам или порядку формиро вания — представительные органы и органы, формируемые другими органами государства , или иначе первоначальные и производные. В зависимости от территориальной сферы деятельности органы государства подразделяются на федеральные , органы субъектов Российской Федерации, местные , территориальные. По объему властных полно мочий выделяются: высшие и местные органы государства. — Высшие органы государства осуществляют власт ные полномочия на территории всего государства. — Местные органы государства осуществляют свою деятельность в пределах административно-территориаль ных единиц. По характеру компетенции (полномочий) — общей и специальной компетенции. — К органам общей компетенции, например, можно от нести правительство, поскольку оно решает широкий спектр вопросов. Правительство участвует в осуществ лении всех функций государства. — К органам специальной компетенции можно отнес ти министерства, которые осуществляют один вид дея тельности, выполняют одну функцию государства (МВД, министерство юстиции, Прокуратура, ФСБ). По сфере распространения полномочий — общей, отраслевой и межотраслевой (функциональной) компетенции. По порядку осуществления компетенции — коллегиальные и единоначальные. * К коллегиальным органам относится парламент (Федеральное Собрание РФ). * К единоначальным органам относится президент. По срокам полномочий — постоянные и вре менные. — Постоянные органы государства создаются без ог раничения срока действия. — Временные органы создаются для выполнения крат косрочных задач и для достижения краткосрочных целей. По характеру выполняемых задач или по принципу разделения властей — представительные (законодательные), исполнительные и судебные (правоохранительные). — К законодательным органам относится высший пред ставительный орган государства — парламент, основной функцией которого является принятие и издание законов. — К исполнительным органам относится правительство, которое непосредственно управляет государством. Свою многостороннюю деятельность правительство осуществляет с помощью многочисленных органов государства. — К судебным органам относятся суды различных компетенций, которые реализуют правосудие посред ством судопроизводства. По соподчиненности органов между собой — вышестоящие и нижестоящие. По форме реализации государственной деятельности выделяют контрольно-надзорные органы государства. По источнику финансирования — бюджетные и внебюджетные , экономически самостоятельные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *