0

Лекция 3 «ФОРМА ГОСУДАРСТВА»

Форма государства 1. Понятие формы государства От того, какие задачи решает государство, его аппарат управления, зависит положение людей. Сущность государства проявляется в его форме, типе. История показала, что во времена жестоких социально-полити ческих кризисов, чреватых национальными катастрофами, лишь форма государства, его внутренняя организация, если в ней оставались живые силы, спасала от гибели. На протяжении многих сотен лет, по традиции, идущей еще от античности, государственно-правовая наука дер жала в центре своего внимания два вопроса: 1- какие формы государства знает история и современность и 2- какая из извест ных государственных форм наилучшим образом подходит для данного народа в данное время. Форма государства имеет три грани своего выражения: а) форма правления особый порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления, распределение компетенции между ними (монархия и республика); б) форма государственного устройства способ территориального устройства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей (унитарное, федерация, конфедерация); в) политический режим методы и приемы осуществления государственной (политической) власти (демократический и антидемократический. В последние десятилетия в мире возникло множество форм экономического, политического, культурного и иного объединения государств: содружество, сообщество и др. К их числу относится Европейский союз, который ранее назывался Экономическим сообществом, затем — просто Сообществом. В результате усиле ния интеграционных процессов это объединение эволюционирует в сторону конфедерации. После распада СССР на его геополитичес ком пространстве возникло Содружество Независимых Государств из бывших союзных республик. 2. Форма государственного правления Понятие формы государственного правления Форма государственного правления характеризует структуру высших органов государ ственной власти, порядок их образования, распределение компетенции между ними, взаимо отношения этих органов друг с другом. Под формой правления подразумевают организацию вер ховной государственной власти, в особенности высших и цент ральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок обра зования этих органов, длительность их полномочий, взаимоот ношения с населением, степень участия последнего в их фор мировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле. В свое время Аристотель разграничивал формы правления в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристокра тия), всем населением (демократия). Формы правления различаются в зависимости от того, осущест вляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и две разновидности формы правления — монархию и республику. Монархия Монархия — это форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха — и передается им по наследству. Само слово монархия греческого происхождения, оно переводится как единовластие (monos — один, единый и arche — главенство, власть). Признаки монархии: 1. Монарх олицетворяет собой государство, выступая во внешней и внутренней политике как глава государства. 2. Монарх осуществляет единоличное правление. 3. Власть монарха объявляется священной, 4. Монарх формально независим в своей деятельности. 5. Создан особый порядок утверждения и принятия власти монархом. 6. Установлено бессрочное пожизненное правление монарха. Эти признаки являются базовыми в определении сущности монархии, что, безусловно, не исключает их видоизменения в связи с определенными историческими, культурными тра дициями, темпами и уровнем экономического и социально-политического развития того или иного государства. Виды монархий Виды монархий могут быть рассмотрены применительно к историческим параметрам или с позиций принадлежности власти. Древневосточная — Вавилон, Индия, Древний Египет Римская централизованная — Рим в I-III вв. н.э. Средневековая раннефеодальная — Древнерусское государство, монархия Меровингов Сословно-представительная — Земский собор в России, парламент в Англии, кортесы в Испании Абсолютная — Франция при Людовике XIV, Россия при Петре I, современная Саудовская Аравия Современная конституционная — Великобритания, Дания, Япония Традиционно монархии рассматривают двух видов: абсолютная и ограниченная. Абсолютная монархия — это форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было. (Например, Российская Империя времен Петра I, французская монархия времен Людо вика XIV). Ограниченная монархия выступает в виде дуалистической и парламентарной. Дуалистическая (двойственная) монархия возникает в переходные периоды, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять всю полноту политической власти в свои руки. Признаки дуалистической монархии 1. Наличие двухпалатной структуры парламента. Нижняя палата формируется вы борным путем и представляет интересы буржуазии, а верхняя назначается монархом. 2. Правительство при дуалистической монархии подчинено монарху, который по своему усмотрению назначает и отстраняет от должности членов правительства. 3. Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы. При парламентарной монархии король «царствует, но не правит». Его наличие обуслав ливается стечением исторических обстоятельств, силой традиций, особенностями политиче ского противоборства и т.д. Монарх лишь формально утверждает состав правительства, сформированного ставленником партии, победившей на парламентских выборах. Ни парла мент, ни правительство не подчинены монарху и не несут перед ним политической ответственности. Республика Республикой называется форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избира емыми населением на определенный срок — парламенту, президенту; наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление. Само слово происходит от латинского словосочетания respublicum, которое означает общее дело. Признаки республики: 1. Наличие высших выборных органов власти. 2. Возможность участия граждан в управлении делами государства 3. Разделение властей. 4. Определенная процедура принятия высшими органами власти своих решений. 5. Высокий авторитет судебной власти. Виды республик Республиканская форма правления известна человечеству достаточно давно и отмечалась в различные исторические периоды: Афинская демократическая — Афины V-IV вв. до н.э. Римская аристократия — Рим V-II вв. до н.э. Спартанская аристократическая — Спарта V-IV вв. до н.э. Средневековая — Города-республики: Венеция, Новгород, Союз немецких торговых городов Ганза Республики, как правило, бывают парламентскими или президентскими. В парламент ской республике главой государства является выборное должностное лицо президент. Его роль в формировании правительства, как и в управлении страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется и работает в том случае, если оно располагает поддержкой парламента, перед которым несет политическую ответственность. Признаки парламентской республики : 1. Верховенство власти парламента. 2. Правительство формируется Ставленником партии, победившей на парламентских вы борах. 3. Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность. 4. Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев. 5. Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, после чего правительство обязано уйти в отставку. В настоящее время парламентские республики существуют в Италии, Германии, Австрии и т.д. Президентская республика характеризуется тем, что высшим должностным лицом в стране является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы прави тельства. Признаки президентской республики: 1. Президент назначает правительство, которое несет перед ним политическую от ветственность. 2. Президент назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правитель ства. 3. Президент избирается не парламентом, а в результате референдума или колле гиями выборщиков. 4. Президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом. 5. Президент является главнокомандующим вооруженными силами страны. Классическим примером президентской республики являются Соединенные Штаты Америки. В некоторых государствах существует республиканская форма правления, носящая сме шанный характер, то есть сочетающая черты парламентской и президентской республики. К таким государствам, в частности, относится Франция. 3. Форма государственного устройства Понятие государственного устройства Под формой государственного устройства понимают адми нистративно-территориальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и сос тавляющими его частями, между отдельными частями государ ства, между центральными и местными органами. Форма госу дарственного устройства тесно связана не только с публичной властью, но и с еще одним существенным свойством государст ва территориальной организацией населения. При всей кажу щейся абстрактности форма государственного устройства са мым непосредственным образом касается, а то и напрямую определяет объем и качество прав и свобод граждан (поддан ных). Вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства в значительной мере обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование; напротив, неверно найденные формы устройства государства, не отвечаю щие его характеру и задачам, могут стать одной из причин его распада. С точки зрения государственного устройства государ ства можно подразделить на унитарные (единые государствен ные образования); федерации (союзы относительно самосто ятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, кантонов, штатов, земель и т.п.); конфедерации (государственно-правовые объ единения, союзы суверенных государств). Форма государственного устройства это способ территориального устройства государства, которое вносит определенный порядок во взаимоотношения центральной, региональ ной, местной властей. Виды форм государственного устройства Унитарное (единое, от лат. unus один ) государство отличается полным политическим единством. Унитарное государство неделимо. Отдельные административно-территориальные единицы не имеют своего собственного законодательства, судоустройства, не обладают суверенитетом. Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства. Признаки унитарного государства 1. Один Основной Закон. 2. Единые в масштабе всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы. 3. Единая система законодательства. 4. Единое гражданство. 5. Единая денежная единица. 6. Общая для всех административно-территориальных единиц налоговая и кредитная политика. 7. Составные части унитарного государства не обладают суверенитетом (не являются госу дарственными образованиями). Унитарное государство может быть многонациональным (Франция, Китай, Пакистан, Афганистан и т.д.) и однонациональным (Япония, Египет и т.д.). Федерация — соединенное, союзное государство (от лат. fedus со юз ), сложное государство, союз нескольких государственных образований. В федерации образуются общие высшие органы власти и управления, но сохраняются высшие органы власти и управления у каждого из государственных образований — членов федерации (республик, штатов и т.д.). Признаки федерации: 1. Территория федерации состоит из территорий ее субъектов. 2. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. 3. Компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союз ной Конституцией. 4. Субъекты федерации имеют свои конституции, свои высшие законодательные, исполни тельные и судебные органы. 5. Высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру (имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации и палата, представляющая интересы населения всей страны). Конфедерация это » государственный союз государств «, каждое из которых обладает государственным суверенитетом. Это союз не международно-правовой, а именно государственный, где объединяется и совместно осуществляется ряд направлений суверенной государственной деятельности (оборона страны, внешняя торговля, таможенное дело и т. д.). При конфедерации центр тяжести государственного суверенитета находится в самих го сударствах, объединяющихся в конфедерацию. Признаки конфедерации: 1. Конфедерация является союзом суверенных государств, объединившихся для достижения определенных целей. 2. Конфедерация — непрочное, как правило, временное образование. 3. Отсутствие единой территории (конфедерация состоит из территорий государств, то есть ее членов). 4. Отсутствие единого гражданства. 5. Право свободного выхода субъектов из конфедерации. 6. Бюджет конфедерации состоит из добровольных взносов ее членов. 7. В предмет ведения конфедерации входит незначительный круг вопросов (войны и мира, международной политики). 8. Армия состоит из воинских контингентов государств-членов конфедерации. Исторические факты подтверждают, что конфедеративные образова ния имеют нестойкий, переходный характер; они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию: Северная Америка конец XVIII века, Германия середины XIX века, конфедерация Египта и Сирии и т. д. 4. Государственный режим Понятие государственного режима Категория политический режим появилась в научном обороте в 60-е гг. прошлого века. Сущность государственной власти во многом выражается в средствах и способах властвования, в характере ее воплощения в жизнь. Все состав ные части политической системы: политические партии, общест венные организации, трудовые коллективы (а также и внеси стемные объекты: церковь, массовые движения и т.п.) ис пытывают значительное влияние государства, его сущности, ха рактера функций, форм и методов деятельности и т.д. Суть всего этого сосредоточена в понятии «государственный режим». Для характеристики формы государства име ет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком своем понимании (уровень гарантированности) демократических прав и политических сво бод личности, степень соответствия официальных конституци онных и правовых форм политическим реалиям, характер от ношения властных структур к правовым основам государствен ной и общественной жизни). Существен ное влияние на вид политического режима оказывают историчес кие традиции страны, может оказать воздействие и международная обста новка. Так, периоду рабовладения присущи деспотические, теократи чески-монархические, аристократические, олигархические ре жимы, режим рабовладельческой демократии. Во времена фе одализма характерными были режимы абсолютистский, режим своеобразной феодальной демократии , клерикально-фео дальный, милитаристско-полицейский или режим просвещен ного абсолютизма. При капитализме существуют либеральный, буржуазно-демократический или конституционный, бонапар тистский, военно-полицейский, фашистский, а также фашизмоподобный , например корпоративный или расистско-националистический, а также диктаторски-монополистический и мари онеточный, в некоторых исламских странах клерикально-фун даменталистский. Опыт социализма свидетельствует о возможности проявления народно-демократических, общенародных политических режи мов, либеральных, но одновременно и авторитарных, тоталитарных режимов, режима рабоче-крестьянской диктатуры. Виды политических режимов Видов политических режимов существует много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни и состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества. Все многообразие политических режимов можно свести к двум разно видностям: демократическому и антидемократическому. Демократический режим предполагает достаточно широкий круг реально обеспеченных прав и свобод человека и гражданина, защищенность личности от произвола и беззакония, осу ществление деятельности государства только на основе и в рамках закона и т.д. Демократия, т.е. народовластие, составляет сердцевину лю бых демократических политических режимов. Термином демо кратия обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нем представлена коллегиальным органом, выбранным народом, осуществляются закреплен ные законодательством широкие социально-экономические и политические права граждан независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания. Демократический политический ре жим может предусматривать прямое участие населения в реше нии государственных вопросов (прямая, или непосредственная, демократия) или участие в принятии политических решений с по мощью выборных представительных органов (парламентская, или представительная, демократия). Демократический полити ческий режим означает гарантированность провозглашенных прав и свобод, прочную законность и правопорядок, сущест вование различных форм собственности и плюрализм мнений. Демократический политический режим невозможен без много партийности, без достаточно высокого социально-экономичес кого уровня жизни широких масс населения, без эффективного контроля над преступностью, особенно ее наиболее опасными организованными формами. Практика демократического раз вития государственности различных исторических эпох дает са мые различные примеры демократических режимов. Либеральный режим — это переходный режим от недемократического режима к демократическому. Для либерального режима характерно отсутствие ста бильных политических структур, слабость социально-экономических программ, невысокая активность граждан в общественно-политической жизни, отсутствие гласности. Насильственные методы решения той или иной пробле мы не используются. Антидемократический режим отвергает демократические принципы и основывается на подавлении личности, установлении диктатуры одного класса, группы, партии; огосударствле нии общественных организаций; милитаризации общества и т.д. Антидемократические полити ческие режимы также отличаются разнообразием, однако их содержательная сторона во многом едина, она противоположна вышеперечисленным чертам режи ма демократии, а именно: господство одной политической пар тии или движения; одной, официальной идеологии; одной фор мы собственности; сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод; резкое расслоение населения по сословным, кастовым конфессиональным и другим признакам; низкий экономический уровень основных слоев наро да; акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике. Авторитарный режим — это власть одного человека или группы людей. При авторитарном режиме существенно ограничены демократические свободы граждан, запрещены оппози ционные партии и движения, оппозиционная пресса, зап рещены профсоюзы и т. п. Тоталитарный режим — крайняя форма авторитариз ма. При тоталитарном режиме существует одна партия, одна государственная идеология, осуществляется моно польный контроль над всеми сферами жизни общества, над личностью. Государству подчинена общественная и частная жизнь, отсутствуют гласность, плюрализм, уста навливается жесткий идеологический пресс над людьми, отсутствует принцип разделения властей и т.д. Тоталитарный режим можно подразделить на: фашистский, полуфашистский, военно-диктаторский. Они различаются степенью применения насильствен ных методов и средств осуществления власти, контроля за общественной жизнью населения. Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он выступает важной составной частью политического режима, который охватывает не только государство, но и другие элементы политической системы общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *