0

Лекция 2 «ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА»

1. Признаки государства Несмотря на разнообразие типов и форм образования и развития государств все они имеют схожие элементы. Государство выделяется среди других социальных образований особыми, присущими только ему чертами, признаками. Государство — организация политической власти общества, охватывающая определенную территорию, вы ступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и особый механизм управления и подавления. Признаками государства являются: наличие публичной власти; суверенитет; территория и административно-территориальное деление; правовая система; гражданство; налоги и сборы. 1. Публичная власть включает в себя совокупность аппарата управления и аппарата подавления. Аппарат управления — органы законода тельной и исполнительной власти и другие органы, с по мощью которых осуществляется управление. Аппарат подавления — специальные органы, которые правомочны и имеют силы и средства для принудительно го исполнения государственной воли: = армия; = органы безопасности и полиция (милиция); = суды и прокуратура; = система исправительных учреждений (тюрьмы, колонии и т. д.). Особенности публичной власти: отделена от общества; не имеет общественного характера и непосредственно народу неподконтрольна (контроль за вла стью в догосударственный период); чаще всего выражает интересы не всего общества, а оп ределенной его части (класса, социальной группы и т.п.), не редко самого аппарата управления; осуществляется особым слоем людей (чиновниками, де путатами и т.п.), наделенных государственно-властными полномочиями, специально для этого подготовленными, для которых управление (подав ление) является основным видом деятельности, которые не участвуют непосредственно в об щественном производстве; опирается на писаное формализованное право; подкреплена принудительной силой государства. 2. Наличие специального аппарата принуждения. Только госу дарство имеет суд, прокуратура, ор ганы внутренних дел и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и проч.), которые обеспечивают реализацию государ ственных решений, в том числе по необходимости и принуди тельными средствами. Для выполнения функций государства одна часть аппарата обслуживает законодательствование, исполнение законов и судебную защиту граждан, а другая поддерживает внутренний правопорядок и обеспечивает внешнюю безопасность государства. Как форма общества государство выступает одновременно структурой и механизмом общественного самоуправления. Поэтому открытость государства обществу и степень вовлечения граждан в государственные дела характеризуют уровень развития государства как демократического и правового. 3. Государственный суверенитет — независимость вла сти данного государства от всякой иной власти. Государственный суверенитет может быть внутренним и внешним. Внутренний суверенитет — полное распространение юрисдикции государства на всю ее территорию и исклю чительное право принимать законы, независимость от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организациям. Внешний суверенитет — полная независимость во внеш неполитической деятельности государства, т. е. независимостью от других государств в международных отно шениях. Именно через государство поддерживаются международные отношения, и государство воспринимается на мировой арене как самостоятельная и независимая структура. Государственный суверенитет не следует путать с на родным суверенитетом. Народный суверенитет — исход ный принцип демократии, который означает, что власть принадлежит народу и исходит от народа. Государство может частично ограничивать свой суверенитет (вступать в международные союзы, организации), однако без суве ренитета (например, при оккупации) оно не может быть полноценным. 4. Разделение населения на территории Территория государства — то пространство, на кото рое распространяется его юрисдикция. Территория обычно имеет специальное деление, име нуемое административно-территориальным (области, провинции, департаменты и др.). Это делается для удоб ства управления. В настоящее время (в отличие от догосударственного периода) имеет значение принадлежность человека к оп ределенной территории, а не к племени или роду. В условиях государ ства население разделено по признаку проживания на опреде ленной территории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и с наилучшими условиями управления, поскольку разложение первобытнообщинного строя приводит к постоян ным перемещениям людей. Объединяя всех людей проживающих на одной территории, государство является выразителем общих интересов и определителем цели жизнедеятельности всего сообщества в границах государства. 5. Правовая система — юридический «скелет» государ ства. Государство, его институты, власть закреплены в пра ве и действуют (в цивилизованном обществе), опираясь на право и правовые средства. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты: законы, указы, поста новления и т.п. 6. Гражданство — устойчивая правовая связь лиц, про живающих на территории государства, с данным государ ством, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязан ностей и ответственности. Государство единственная организация власти в масшта бе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, общественная и т.п.) не охватывает всего населения. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определен ную связь с государством, становясь его гражданином или под данным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой право на покровительство и защиту государства. Институт гражданства в правовом смысле выравнивает людей между собой и делает их равноправными по отношению к государству. 7. Налоги и сборы — материальная основа деятельности государства и его органов — денежные средства, собирае мые с физических и юридических лиц, находящихся в государстве, на обеспечение деятельности публичной власти, социальную поддержку малоимущих и др. Сущность государства заключается в том, что: ~ это территориальная организация людей: ~ этим преодолеваются родоплеменные ( кровные ) взаимосвязи и заменяются на общественные отношения; ~ создается структура нейтральная к национальным, религиозным и социальным признакам людей. 2. Функции государства Понятие функций государства Термин функция с латинского обозначает круг деятельности , обязанность или исполнение. Функции государства представляют собой цельную, взаимосвязанную деятельность системы государственных органов, которая должна быть направлена на созда ние условий для гармоничного развития отдельной личности и всего общества в целом. В функциях государства выражается его назначение, главная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития. Функции государства историчны. Каждому государству в определенный исторический период развития присущи свои функции — основные формы дея тельности государства, выражающие его сущность. Созданию государства сопутствует стремление людей достичь каких-либо целей, осуществить свои конкретные интересы посредством специальной социальной организации общества. Функции государства должны соответство вать объективным потребностям общества. Поэтому на первый план в деятельности государства выдвигаются его общественные функции. Именно через общественные функции можно судить о сущности государства, его социальной направленности. Люди создают государство также для своей собственной защиты, защиты своих прав и личной свободы, что является социальной функцией государства. Необходимость решения этого вопроса вытекает из того, что люди, разные по своей природе, уровню развития и ряду других причин, воспринимают и используют жизненные ситуации каждый по своему, иногда в ущерб интересам других. Только властная сила государства с помощью права, закона способна обеспечить защиту и сохранность прав и свобод каждого гражданина. Государственные функции разнообраз ны, рассматривая их, можно выделить некоторые общие черты : содержание функций определяется происходящими в обществе процессами, в них отражены однородные аспекты государственной деятельности, они охватывают всю деятельность государства в целом, отличаются от функций отдельных органов государства, носят комплексный, собирательный характер, отличаются от методов их реализации (правотворчес кой, исполнительно-распорядительной и правоохранитель ной деятельности). Каждая функция имеет свой объект воздействия и содержание. Объект — это определенная сфера общественных отношений, на которую направлено государственное воздействие. Содержание показывает, что делает государство, чем занимаются органы государственной власти, какие вопросы они решают. Существует много классификаций функций государ ства. По продолжительности действия они делятся на: постоянные и временные. По значимости выделяют: основные и неосновные. По принципу разде ления властей основные внутренние функции: законодательная, исполнительная и судебная функции. По социальной структуре общества: классовые и общесоциальные (к общесоциальным можно отнести область национальной безопасности, ликвидации стихийных бедствий, социальная помощь нуждающимся, защита прав и свобод граждан и др.). Можно выделить генеральную функцию государства это реализация общих дел, обеспечивающих необходимые пред посылки существования человеческого общества. К их числу относятся: природные условия, обеспечение жизни, здоровья человека, нормальной среды его обитания, социально-культурные условия (свобода, образование, культура, творчество и др.), экономические условия (собственность, труд, предпри нимательство и т.п.), обеспечение необходимого уровня жизни, условий труда, его оплаты, условий быта. Сюда входят также социальная помощь нетрудоспособным, здра воохранение, жилье, транспорт, связь и др. политические условия (участие в политике, демокра тия, гласность и т. п.). Классификация функций государства В западной науке вопрос о функциях государства практически не рассматривается, речь идет о целях и задачах государства. В нашей науке функции государства обычно подразделялись на внутренние , которые осуществляются внутри страны и связаны с реализацией политической власти, и внешние , которые связаны с отношениями данного государства с другими странами. Внутренние функции эксплуататорских государств, в свою очередь, делились на основные (классовые) и дополнительные (неосновные, общесоциальные). Основные функции осущест вляются исключительно в интересах господствующих классов (охрана существующего государственного и общественного строя, господствующей формы собственности, подавление со противления эксплуатируемых классов и т.п.). Дополнительные реализуются в интересах всего общес тва (строительство дорог, ирригационных и иных общественных со оружений, борьба со стихийными бедствиями, осуществление социальных программ и т.п.). Главной внешней функцией экс плуататорских государств признавалась функция захвата чужих территорий, наряду с которой выделялись функции обороны и внешних сношений (дипломатическая). Применительно к социа листическому государству выделялись следующие внутренние функции: хозяйственно-организаторская, культурно-воспита тельная, регулирования меры труда и меры потребления, право охранительная, природоохранительная, социального обслужива ния населения. Указывалось и на то, что до начала 30-х гг. существовала функция подавления сопротивления эксплуататор ских классов, которая в дальнейшем отмерла в связи с лик видацией этих классов. Иным был и перечень внешних функций: поддержание мира, оборона страны, сотрудничество с другими социалистическими странами, помощь развивающимся странам, внешние сношения. Функциональная деятельность демократического государ ства имеет в виду достижение генеральной цели: обеспечение блага человека, его свободы, благополучия, социальной за щищенности. Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач. Внутренние функции характеризуют его внутреннюю политику. В свою очередь, внутренние функции делятся на охранительные и регулятивные. А) Регулятивные функции государства направлены на организацию общественного произ водства, экономики страны, на создание достойных условий для формирования полноценно развитой личности и общества в целом. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную, функцию финансового контроля. Экономическая функция — это обеспечение нор мального функционирования и развития экономики, которая сводится к формированию и исполнению бюдже та, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для функционирования различных форм собственности, установлению правовых основ и стиму лированию предпринимательской деятельности, ценовой политики и т. п. Функция финансового контроля в общем плане представляет собой выявление и учет доходов населения, направление их в государственный бюджет. Социальная функция — выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг и помощи членам общества, их социальном обеспечении и т.д. Это осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей всего населе ния, поддержанию необходимого уровня жизни, обеспече нию необходимых условий труда, его оплаты, быта и обес печение нормальных, достойных условий жизни для тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут полноценно трудиться (инвалиды, пенсионеры, студенты, безработные и пр.). Социальная функция зак лючается в поддержке государством общественно значимых отраслей — здравоохранения, жилищного строительства, общественного транспорта и т.п. Основания этой группы функций содержатся в Конститу ции России (ст. 7): «Рос сийская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечиваю щих достойную жизнь и свободное развитие человека». Культурно-просветительская , призванная обеспечить культурный и образо вательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования учреждениями и достижениями культуры. Идеологическая функция — это поддержка определенной идеологии, организация образования, поддержание культуры. Б) Охранительные функции заключаются в защите прав и свобод граждан, соблюдении режима законности и правопорядка, окружающей среды, словом, в обеспечении охраны всех установленных и регулируемых правом общественных отношений. Правоохранительная — направлена на укрепление законности и правопорядка в стране. От выполнения этой функции зависит соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Экологическая функция заключается в обеспечении правового режима природопользования. Экологическая функция в со временных условиях приобретает важнейшее значение, особенно для развитых стран. Это связано с тем, что деятельность человека приобрела поистине глобальные масштабы, и ее результаты загрязнение атмо сферы, воды, земли, накопление огромных запасов смертонос ного оружия и пр. угрожают существованию всего живого, в том числе и самого человечества. Внешние функции — основные направ ления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач. Внешние функции выступают в виде международного сотрудничества и обороны страны от нападения извне и проявляются в его взаимоотношениях с другими странами. Международное сотрудничество направлено на установление и развитие экономических, научно-технических, политических, культурных и других отношений. В свою очередь, международное сотрудничество осуществляется по двум основным направлениям: внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельности. Поддержание мира проявляется в деятельности государства по предотвращению войн, разоружению, участие в регулиро вании межгосударственных, внутригосударственных и др. конфликтов, борьба за мир и мирное существование. Оборона страны — это обеспечение достаточного уров ня обороноспособности, защита суверенитета и территори альной целостности, экономической независимости, оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ, борьба с терроризмом и др. Эта функция осуществляется экономическими, дипломатическими и военными средствами. Оборона страны подразумевает: оборонительную доктрину, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и др. Экологическая функция — взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды и созда нию необходимых условий для экологического выживания мирового сообщества. Функции современного Российского государства: Внутренние : обеспечение народовластия; экономическая; социальная функции; налогообложение; экологическая функция; функция охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка. Внешние: функция внешнеэкономического партнерства; интеграция в мировую экономику; обороны страны; поддержка мирового правопорядка; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, продовольственной, энергетической, демографической и др.). 3. Формы и методы осуществления функций государства Реализация функций осуществляется в опре деленных формах (чаще в правовых) и особыми метода ми, присущими государственной власти. Формы осуществления функций государства делятся на: правовые и организационные. Организационные формы: = организационно-регламентирующая (текущая деятельность государственных структур по обеспечению функциониро вания органов государства, связанная с подготовкой проек тов документов, организацией выборов и т. д.); = организационно-хозяйственная (оперативно-техническая хо зяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т. д.); = организационно-идеологическая (повседневная идеологическая работа, связанная с разъяснением вновь изданных нор мативных актов и формированием общественного мнения). Правовые формы: правотворческая, правоисполнительная, правоохранительная. Правотворческая форма выражается в подготовке и издании нормативно-правовых актов. Правоисполнительная форма выражается в исполне нии правовых норм исполнительно-распорядительными органами (издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.). Правоохранительная форма выражается в правопри менительной деятельности по охране правопорядка, прав и свобод граждан (контроль и надзор за соблюдением и исполнением норм, а также применение принудительных мер к их нарушителям). Методы осуществления функций государства многообразны. При выполнении какой либо функции государство использует соответствующие этой функции методы. На пример, при выполнении правоохранительной функции государство использует методы убеждения и принуждения, при реализации экономической функции применяется множество экономических методов и т.д. Правоустановительная функция это деятельность государства по установлению всех источников и норм дей ствующего права (издание законов и иных нормативно-правовых актов, установление прецедентов, санкциониро вание обычаев, официальное признание и закрепление приоритетного позитивно-правового значения естественных прав и свобод человека и т.д.), Государство так же невозможно без права, как и право без государства. Поэтому по своему внутренне му смыслу правоустановительная функция это одно временно и государствоустановительная функция. Конституирование государства означает, прежде всего, его правовое оформление, т.е. определение правового положе ния людей и власти в условиях государственно-организо ванной жизни. Правореализаторская функция это деятельность государства по претворению в жизнь установленного пра ва. Смысл этой функции состоит в том, чтобы установлен ное в государстве право постоянно и неуклонно действо вало, чтобы право было подлинно действующим правом. Вся деятельность государства (всех его органов и должностных лиц) носит характер правореализующих дей ствий. Уже сама правоустановительная деятельность (зако нодательство и т.д.) представляет собой форму реализации правомочий соответствующих государственных органов и должностных лиц на издание в установленном порядке определенных нормативно-правовых актов и т.д. В форме реализации права протекает также исполнительно-распо рядительная и правозащитная деятельность государства. Правозащитная функция — это деятельность госу дарства по защите прав и свобод человека и гражданина, утверждению законности и правопорядка во всех сферах общественной и политической жизни. Важным аспектом правозащитной деятельности явля ется борьба с правонарушениями и преступностью, осуществление соответствующих профилактических мероприя тий. Осуществление правозащитной функции одна из главных обязанностей государства. Согласно Конституции России (ст. 2) «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека обязанность государ ства». Государство может осуществлять свои функции и в внеправовых формах, т. е. помимо права и даже вопреки ему, в частности, добиваться своих целей с помощью насилия, угроз, т. е. не издавая и не реализуя правовые нормы. Для современных правовых демократических государств это несвойственно. Из числа неправовых следу ет выделить: — экономические (дотации, госзаказы, кредитование, регулирование цен и др.), — политические (согласование пози ций различных политических течений, международные перегово ры и пр.), — идеологические (обращения к населению, призывы и т.п.), — собственно организационные (планирование, програм мирование, контроль и др.). Важно, что неправовые методы нередко реализуются через правовое регулирование (напри мер, утверждение плана приказом, нормативное закрепление цен и т.п.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *