4 Проблемы мотивации персонала на предприятиях сферы общественного питания
Сектор общественного питания является одним из самых быстрорастущих в российской экономике в сравнении как с другими отраслями внутри страны, так и с западными странами. Прежде всего, это связано с высокой ролью общественного питания в экономической жизни страны.
Начиная с 2000 г. и до 2008 г. сектор общественного питания рос ежегодно почти на 20-30%, а в 2014 г. этот показатель составил всего 8,3%. За это время в отрасли было создано более много новых рабочих мест, занятость выросла в 1,5 раза.
Ситуация в сфере общественного определяется воздействием финансово-экономического кризиса, носящего в России локальный характер и развивающегося как под давлением резко снизившихся цен на нефть, так и под воздействием санкций ведущих мировых держав из-за обострения ситуации в Украине. По оценке Росстата индекс физического объема валового внутреннего продукта за первые два месяца I квартала 2015 г. , снизился в годовом выражении на 1,1 процента, с исключением сезонного фактора. относительно соответствующего периода 2014 года. Такое падение подтверждает прогноз рецессии в виде 3 процентов. Значительное ухудшение показателей в 2015 году произошло не только в общественном питании но и в таких секторах, как транспорт, строительство, связь. Темпы роста в сфере общественного питания связаны с ростом реальной заработной платы. Динамичный рост в 2000-2008 годах как раз увязывался с быстрым ростом доходов населения, которые на 85% состоят из заработной платы.
Резкое ухудшение внешнеэкономических условий, отток капитала и сокращение прироста банковского кредита привели к значительному сокращению инвестиционной активности и спаду в промышленности по итогам 2014 года[1].
Одной из глубинных проблем текущего кризиса стало доминирование интересов капитализации над интересами повышения эффективности факторов производства (или роста производительности труда). Именно этот показатель в первую очередь интересует собственников-акционеров, по нему они оценивают эффективность менеджмента[2].
Показатель, формирующий целевую функцию, начал доминировать по отношению к другим параметрам деятельности – производительности труда, обновлению производства, которые играли важную роль, если не противоречили росту капитализации.
Рис. 7. Динамика среднемесячной номинальной начисленной заработной платы
Анализ динамики среднемесячной номинальной начисленной заработной платы показывает ее небольшой рост в течение всего 2012 и 2013 гг. При этом индекс реальной заработной платы несколько «просел» ниже
[1] Обзор макроэкономической ситуации URL: http://www.icss.ac.ru/userfiles/file/public_pdf1594.pdf
[2] Мау В. Глобальный кризис: опыт прошлого и вызовы будущего // www.iet.ru/files/text/policy/2009_4/mau.pdf