0

Формирование исследовательской компетентности младших школьников при использовании проектного метода. Страницы 35-36

школьник оста­ется в рамках первоначально найденного способа решения; ситуативный ин­терес учащегося к внешней стороне явлений, к занимательным фактам.

Ситуативно-инициативный уровень характеризуется средним уровнем развития мотжационно-регуляторного компонента: сочетание внешних и внутренних мотивов исследовательской деятельности; ученик пытается до­вести познавательное действие до конца, но может остановиться на полпути, если возникают трудности при решении сложной задачи; эпизодическое про­явление школьником положительных эмоций; ученик обладает исходным ар­сеналом личностных качеств, обусловливающих стремление к познанию ок­ружающей действительности, но их выраженность и сформированность не­достаточны для проявления и реализации исследовательской компетентности; средним уровнем развития операционального компонента: зависимость самостоятельности действий обучающегося от эмоциональных побуждений, ожидание учеником помощи при познавательных затруднениях; активность в деятельности требует побуждений педагога; наличие умений, связанных с поиском информации в книгах, умения работать с текстом, выделять главное; способность выбрать оригинальную тему, интересно представить результат работы; ученик выбирает более сложное задание, руководствуясь социально-значимым мотивом; ученик использует ранее найденные способы действия для разрешения сложной задачи, выбирая из них достаточно надежный спо­соб работы; средним уровнем развития когнитивного компонента: ребенок нуждается в предварительных инструкциях.[1]

Инициативно-личностный уровень характеризуется высоким уров­нем развития мотивационно-регуляторного компонента: устойчивые внут­ренние познавательные мотивы; ученик целенаправленно выполняет ряд последовательных действий, приводящих к конечному результату, который за­тем соотносится с поставленной целью; активное проявление школьником положительных эмоций; ученик обладает необходимыми личностными каче­ствами, обеспечивающими реализацию познавательных потребностей, со­стояние готовности и постоянство стремлений к освоению новой информа­ции; высоким уровнем развития операционального компонента: интенсивная творческая самостоятельная деятельность ученика, самостоятельное преодо­ление школьником познавательных затруднений, посвящение школьником свободного времени предмету интереса; использование учеником доступных исследовательских методов; умения, связанные с поиском информации в библиотеке, Интернете, приемами ее фиксации и обработки, графическим представлением полученной информации; умение делать выводы; способ­ность проявлять оригинальность в выборе темы, методов поиска, форм пред­ставления результата, высказывать много идей для решения проблем, смот­реть на проблему с новой позиции; ученик добросовестно выбирает заведомо более сложное и новое задание; анализируя свою деятельность, ученик со­поставляет между собой отдельные задачи, что приводит к открытию новых способов решения сложного задания; высоким уровнем развития когнитив­ного компонента: ребенок достаточно овладел своими интеллектуальными операциями; обычно сразу видит, какой способ действия надо использовать; обнаруженная школьником эмпирическая закономерность становится для не­го не творческой находкой, формальным приемом, а самостоятельной про­блемой; интерес обучающегося к сущности явлений и процессов, к уста­новлению причинно-следственных связей, закономерностей.

Обращение ученых к проблеме инициативности у детей разного воз­раста выдвинуло в разряд остроактуальных вопросы изучения такого психи­ческого феномена, как исследовательская инициативность, поскольку она, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, в зна­чительной мере способствует эффективному становлению ребенка как субъ­екта познавательно-исследовательской и учебной деятельности.[2]

[1] Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 288 с.

[2] Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учебн. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия». – 2008. – 288с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *