Процесс ? стратегического? ? управления? в? энергетической? компании? должен? представлять? собой ? последовательность? действий? компании? по? разработке? и? реализации? общекорпоративной? стратегии,? включая? постановку? долгосрочных? целей,? выработку? стратегических? инициатив,? определение? необходимых? ресурсов? для? их? выполнения? и? эффективное? взаимодействие? со? стейкхолдерами,? которые? позволяют? компании? добиваться? поставленных? целей. Таким? образом,? компании? ОАО? «ТГК-1»? нужно? создать? структуру? второго? уровня? управления,? подчиненную? непосредственно? генеральному? директору? и? занимающуюся? формированием? процесса? стратегического? управления.? Видение? схемы? процесса? стратегического? управления? ОАО? «ТГК-1»? предлагается? следующее? (рис.? 2.2).
Кри- терий | Низкие затраты
(по? сравнению? с? конкурентами) |
Дифференциация
(придание? товару? специфики) |
Широкий масштаб
(охватывает? весь? рынок) |
Стратегия лидерства по издержкам
— участие? в? спот-рынке? ГЭС? и? АЭС,? ТЭЦ? в? теплофикационном? режиме,? конденсационного? предложения? эффективных? ГРЭС? и? ТЭЦ; — стратегии? снижения? издержек? по? сравнению? с? ближайшими? конкурентами? (электроэнергия,? мощность); — заключение? свободных? договоров? без? приоритета? по? отношению? к? какой-либо? определенной? группе? контрагентов? (электроэнергия,? мощность); — стратегии? ТГК? на? рынках? тепла. |
Стратегия дифференциации -? использование? поставщиком? специфической? возможности,? предоставленной? внешней? средой? –? сетевых? ограничениях? на? переток? с? соседними? зонами,? что? приводит? к? монопольному? положению? поставщика? в? данной? зоне? и? повышению? цены? для? всех? ее? потребителей. |
Узкий масштаб
(охватывает? только? один? сегмент) |
Стратегия фокусирования на издержках — заключение? свободных? договоров? преимущественно? с? определенной? группой? покупателей, в? т.ч.? аффилированными? структурами? (электроэнергия,? мощность) — стратегии? ГК? на? рынках? тепла. |
Фокусирование на дифференциации
— использование? поставщиком? исторически? сложившейся? специфической? возможности? –? заключение? свободных? договоров? «в? продолжение? регулируемых»? с? определенными? контрагентами,? находящимися? в? не? смежных? с? зоной? свободного? перетока? поставщика? зонах? или? в? другой? ценовой? зоне; — индивидуальная? работа? с? потребителем? электроэнергии? и? мощности,? тепловой? энергии? и? заключение? не? стандартизированных? договоров — индивидуальные? тарифы? по? договорам? с? отдельными? потребителями? тепловой? энергии,? в? т.ч.? долгосрочные. |
Рис.? 2.2.? Схема? стратегий? по? М.? Портеру? для? выбора? стратегии? ОАО? «ТГК-1»
Как? это? видно? из? рис.? 2.3? процесс? стратегического? управления? ОАО? «ТГК-1»? многоступенчатый? и? происходит? на? двух? уровнях? -? корпоративном? и? функциональном,? при? этом? на? каждом? из? уровней? стратегического? управления? разрабатываются? несколько? сценариев? корпоративной? и? функциональных? стратегий,? что? дает? возможность? быстро? реагировать? на? изменения? во? внешней? среде.
В? генерирующих? компаниях,? работающих? на? энергетических? рынках,? структура? конкурентного? окружения? отличается? относительным? постоянством,? поэтому? для? ОАО? «ТГК-1»? следует? выбор? узкого? масштаба? конкурентного? окружения? (охватывающего? только? один? сегмент? рынка)? (рис.? 2.3).? Расширение? рынков? в? условии? государственного? регулирования? не? будет? целесообразным.? Существующие? проблемы? в? экономике? диктуют? необходимость? концентрации? на? низких? издержках.? Поэтому? для? ОАО? «ТГК-1»? рекомендуется? подстратегия? фокусирования? на? издержках,? заключающаяся? в:
- заключение? свободных? договоров? преимущественно? с? определенной? группой? покупателей,? в? т.ч.? аффилированными? структурами? (электроэнергия,? мощность)
- стратегии? ГК? на? рынках? тепла.
Основные? направления? стратегии? ОАО? «ТГК-1»? как? поставщика? на? оптовом? рынке,? охарактеризованы? на? рис.? 2.3.? Следует? отметить,? что? важнейшим? направлением? реализации? стратегии? минимизации? издержек? ОАО? «ТГК-1»? является? проблема? вывод? на? прибыльность? ТЭЦ.? Тепловая? генерация? в? целом? у? ОАО? «ТГК-1»? пока? убыточна.? Поэтому? следует? рекомендовать? осуществление? следующих? мероприятий? в? целях? экономии? на? издержках:
- Повышение? эффективности? работы? станций;
- Вывод? неэффективного? оборудования? из? эксплуатации;
- Вывод? убыточных? станций? за? контур? ОАО? «ТГК-1»? и? получение? для? них? отдельных? тарифных? условий.