Глава 1 Основа и природа монополии в рыночном хозяйстве
В общем виде термин «монополия» трактуется как рыночная структура, при которой на рынке присутствует только один продавец. О естественной монополии можно говорить, если эксклюзивное положение монополиста является результатом либо исключительного права на обладание некоторым ресурсом, либо настолько большой экономии на масштабах производства, что после того, как на рынке обосновалась данная фирма, доступ конкурентов становится невозможен[1].
Понятие «монополия» можно представить не только как фирму но и как экономический рынок, на котором имеется один продавец вместе с условием, названным запретом на вход, который делает невозможным или неприбыльным для других продавцов вход на этот рынок.
Большой экономический словарь трактует термин «монополия» как «1) исключительное право, предоставляемое государству, предприятию, организации или физическому лицу на осуществление какой-либо деятельности; 2) крупные компании (фирмы, корпорации) и (или) их объединения (картели, тресты, концерны, консорциумы, конгломераты). Монополии сосредотачивают в своих руках значительную часть производства и сбыта товаров и услуг, что позволяет установить им господствующее положение на рынке и диктовать потребителю условия, вплоть до установления монопольной цены, являющейся основой монопольной прибыли»[2].
В самом общем виде монополия — это состояние рынка, при котором экономия на масштабе производства одному хозяйствующему субъекту позволяет удовлетворить спрос на рынке, на котором возникновение конкуренции является экономически нецелесообразным.
По мнению Дж. Ю. Стиглица естественная монополия возникает вследствие отсутствия на рынке конкуренции, причиной чего является экономия на масштабе. Учёный выделяет два сценария функционирования рассматриваемых рынков: 1) государство должно субсидировать отрасль и требовать установления цены за товары и услуги равные предельным издержкам; 2) создаются условия, при которых естественные монополисты будут самофинансируемыми. В первом случае создаются условия для монополистов, при которых убыток от хозяйственной деятельности восполняется субсидиями, так как предельные издержки ниже средних издержек производства. Второй же случай имеет противоречие получения монопольной прибыли с общественными интересами, так как отдельный потребитель вынужден платить за субсидирование частного товара, необходимого только части населения или необходимого различным людям в разной степени[3].
Монополия, таким образом, это состояние рынка, при котором одна компания является единственным производителем товара на рынке, где нет близких заменителей этого товара, и не сталкивается с неизбежной угрозой конкуренции. На основании этих взглядов строится понимание состояния несовершенной конкуренции в настоящее время, происходит осознание объективных причин возникновения, функционирования и ухода с рынка монопольных структур.
Монополии принято разделять на три типа: государственные (административные), естественные и на монополию на определенный ресурс. В качестве государственных монополий выступают структуры, обеспечивающие национально-государственную целостность, т.е. это оборона, таможенная служба, внутренние службы безопасности, а так же фискальную функцию государства с алкогольной и табачной продукции, операций экспорта и импорта.
[1] Экономика. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000.URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/9278
[2] Большой экономический словарь. Общая редакция А.Н. Азрилиана.- М,: фонд «правовая культура», 1994, с. 235
[3] Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора/ Пер. с англ.- M.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997. С.181.