Таможенно-тарифная политика России. Протекционизм и фритредерство
СОДЕРЖАНИЕ: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Петербургский государственный университет путей сообщенияГосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Петербургский государственный университет путей сообщения
________________________________________________________________
Кафедра Экономическая теория
Курсовая работа
По дисциплине: Мировая экономика. Часть 2.
На тему:«Таможенно-тарифная политика России. Протекционизм и фритредерство».
Выполнила студентка
группы ФМ-807
факультета ЭСУ
Тихомирова М.Г.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2011
Оглавление
2 Понятие, цели и задачи таможенно-тарифного регулирования РФ.. 7
2.1 Цели и задачи таможенно-тарифного регулирования РФ.. 8
3 Виды таможенно-тарифного регулирования в РФ и их характеристика. 9
3.1 Таможенный тариф и таможенные платежи. 9
4 Нетарифное регулирование. 12
4.1 Меры прямого ограничения.13
5 Современна таможенно-тарифная политика и выбор России. Фритредерство или протекционизм?18
Список использованной литературы.. 25
Введение
Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования тесно связано с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития.Таможенно — тарифное регулирование внешней торговли России является одним из важнейших экономических методов управления.
Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов, что можно наблюдать в области импорта автотранспорта в России.
Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли России является одним из важнейших методов регулирования экономической политики государства. Эффективно действующий механизм таможенно-тарифного регулирования является неотъемлемым условием для проведения Россией активной и целостной таможенной политики, а также решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов. Создание Таможенного Союза безусловно повлияло на таможенно-тарифную политику Российской Федерации. Необходимо изучить произошедшие перемены, так как они напрямую влияют на изменение темпов экономического роста России.
Актуальность данной темы очевидна. Российская Федерация встала на путь перемен в области таможенного регулирования. Необходимо рассмотреть выгоды для России от создания Таможенного Союза. Стирания формальных таможенных границ между странами-участницами приведет к увеличению объемов экспорта и росту экономики станны в целом.
Цель данной курсовой работы: изучить таможенно-тарифное регулирование и методы его осуществления в России в рамках Таможенного Союза.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, цели и основные методы таможенно-тарифной политики;
- проанализировать эффективность создания таможенного союза с Россией и перспектив вступления в ВТО;
- раскрыть понятия протекционизма и фритредерства и определить выбор современной России.
Предмет исследования в данной работе – таможенно-тарифное регулирование в рамках Таможенного Союза.
Объект исследования – таможенно-тарифное регулирование России в рамках Таможенного Союза.
1 Россия и таможенный союз
Таможенный союз (Custom union) – тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран;образование единой таможенной территории. Таким образом, таможенный союз - это более глубокий тип интеграции, чем зона свободной торговли.
В соглашении о создании таможенного союза оговариваются следующие моменты:
· снятие внутренних таможенных границ между странами-членами союза;
· перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;
· устранение таможенных процедур во взаимной торговле товарами национального производства;
· унификацию форм и методов сбора внешнеторговой статистики;
· согласование форм и методов предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности;
· введение общей для всех стран-участниц таможенного союза системы тарифного и нетарифного регулирования при торговле с третьими странами;
· создание общей системы преференций.
Страны договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Обычно они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.
В 2000 году Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан образовали Евразийское экономическое сообщество /ЕврАзЭС/ - международную экономическую организацию, цель которой состоит в формировании общих внешних таможенных границ, выработке единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих общего рынка. Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан 10 октября 2000 года в Астане, вступил в силу 30 мая 2001 года.
Создавая ЕврАзЭС, пять государств заявили, что перед новым объединением поставлены три основные задачи - обеспечение режима свободной торговли, формирование Таможенного союза /ТС/, образование единого экономического пространства и введение единой валюты. Важнейшей задачей обновленной организации было провозглашено совместное вступление стран - участниц во Всемирную торговую организацию /ВТО/.
В августе 2006 года на неформальном саммите ЕврАзЭС трем государствам - России, Белоруссии и Казахстану как наиболее развитым странам сообщества - было поручено подготовить пакет необходимых документов для создания ТС. Было решено, что остальные страны ЕврАзЭС будут присоединяться к нему по мере своей готовности.
Россия, Белоруссия и Казахстан, на территории которых проживают около 180 млн человек, обладают почти 83 проц. экономического потенциала бывшего СССР, и их объединенная экономика может существенно возрасти за счет снятия таможенных ограничений. Совокупный ВВП трех стран составляет 2 трлн. долларов, а совокупный товарооборот - 900 млрд долларов. По мнению президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, экономический эффект от создания Таможенного союза для России оценивается в 400 млрд долларов, для Белоруссии и Казахстана - более чем в 16 млрд долларов. Кроме того, Таможенный союз может занять ключевые позиции на мировом энергетическом и зерновом рынках, т.к. совокупные резервы нефти трех стран составляют 90 млрд баррелей, а доля в мировом экспорте пшеницы - 17 проц.
Таможенный союз - единая таможенная территория, в пределах которой во взаимной торговле действует единый таможенный тариф, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В отличие от зоны свободной торговли, в Таможенном союзе предусмотрена единая таможенно- тарифная и торговая политика в отношении стран, не входящих в союз. В связи с этим государствам-участникам ТС необходимо унифицировать свои торговые отношения с третьими странами. Так, у России насчитывается порядка 120 базовых торговых договоров с другими странами, у Казахстана - 50, у Белоруссии - 40.
6 октября 2007 года в Душанбе Россия, Белоруссия и Казахстан подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, а также утвердили План действий по его созданию. Для обеспечения условия функционирования и развития союза был создан единый наднациональный регулирующий орган - Комиссия Таможенного союза.
9 июня 2009 года в Москве главы правительств России, Белоруссии и Казахстана одобрили предложения по этапам и срокам создания единой таможенной территории. Согласно принятым документам, ТС формально начал свою работу с 1 января 2010 года, когда вступил в силу Единый таможенный тариф /ЕТТ/, предусматривающий одинаковые для трех стран ставки ввозных пошлин. На следующем этапе, с 1 июля 2010 года начал действовать единый Таможенный кодекс. И на третьем этапе формирования ТС - 1 июля 2011 года - весь таможенный контроль планируется вынести с внутренних границ стран - участниц ТС на внешний контур союза.
При распределении таможенных платежей Россия будет получать 87,97 проц. собираемых платежей, Белоруссия - 4,7 проц., Казахстан - 7,33 проц.
19 декабря 2009 года в Казахстане на неформальном саммите СНГ президенты России, Белоруссии и Казахстана договорились достигнуть к 1 января 2012 года самого высокого уровня экономической интеграции - создать в рамках ТС единое экономическое пространство. Президенты поручили переговорным группам разработать необходимые документы для ЕЭП к 1 июля 2011 года.
28 мая 2010 года на заседании Высшего органа Таможенного союза премьер- министры России и Казахстана Владимир Путин и Карим Масимов подписали соглашение, согласно которому Россия и Казахстан создают с 1 июля текущего года Таможенный союз на двусторонней основе. Таможенный кодекс Таможенного союза /ТКТС/ ратифицирован двумя странами.
Третье государство Таможенного союза - Белоруссия - не принимала участие во встрече 28 мая. Белорусская сторона объяснила это некоторыми нерешенными спорными вопросами в рамках ТС, самым острым из которых является экспортные пошлины на российскую нефть и нефтепродукты, поставляемые в Белоруссию. Вместе с тем, Белоруссия заявила, что не отказывается от участия в Таможенном союзе. Буквально за день до сегодняшнего саммита в Астане белорусский лидер Александр Лукашенко, сообщил, что Белоруссия ратифицировала все соглашения, касающиеся Таможенного союза, в том числе Таможенный кодекс. Таким образом, Таможенный союз снова складывается в формате тройки, как это было задумано изначально, а не российско-казахстанской двойки, как это получалось из-за сохраняющейся особой позиции Минска по пошлинам на нефтепродукты. Мы на сегодняшний день ратифицировали все договоры и соглашения, касающиеся Таможенного союза, - сказал Лукашенко перед приездом в Астану. - Таможенный кодекс мы ратифицировали. Мы сейчас находимся в той же системе координат, что и они /Россия и Казахстан/.
Еще одним спорным вопросом при разработке Таможенного кодекса были пошлины на ввоз автомобилей физическими лицами. В Белоруссии эти сборы ниже, чем в России и Казахстане. Стороны решили до июля 2011 года установить переходный период, в который каждая страна, по крайней мере, на год сохранит свои ставки.
Таможенный кодекс - один из важнейших документов Таможенного союза. Его правила основаны на нормах Международной конвенции об упрощении и согласовании таможенных процедур /Киотской/.
Новый ТКТС со всеми поправками вступил в силу в России 1 октября 2010 года. До этого времени будет действовать Таможенный кодекс РФ, за исключением тех норм, которые противоречат кодексу Таможенного союза. Для России ТКТС кодекс означает изменение правил ввоза физическими лицами товаров, приобретенных за рубежом. Если раньше без уплаты сборов можно было ввезти 35 кг товаров общей стоимостью в 65 тыс рублей, то теперь норма повышается до 50 кг, а общая стоимость товаров не должна превышает 1,5 тыс евро /примерно 57 тыс рублей/. Изменяются с 1 июля и правила ввоза алкоголя: 5 литров вместо прежних 10-ти, а объем беспошлинного алкоголя увеличился с двух до трех литров. Для декларирования товаров личного пользования теперь действует только один документ - пассажирская таможенная декларация; все остальные формы декларации упразднены.
Таможенное оформление товаров на казахстанско-российской границе с 1 июля отменено, остается лишь таможенный контроль. Он сохранится на т.н. переходный период для товаров, по которым стороны договорились. Так, по просьбе Казахстана переходный период сохранен по 409 позициям Единого таможенного тарифа.
Таможенная граница и таможенное оформление между Белоруссией и Россией сохраняется, пока Белоруссия не ратифицирует ТКТС и не присоединится к союзу трех стран в полном формате. [13]
Следующим этапом интеграции может стать создание общего рынка.
Общий рынок — форма экономической интеграции стран, предполагающая свободное перемещение товаров, работ и услуг, а также факторов производства — капитала, трудовых ресурсов — через границы стран, являющихся членами общего рынка.
Общий рынок включает три основных элемента.
Первый элемент – это таможенный союз, который охватывает всю торговлю товарами, предусматривает запрещение импортных и экспортных пошлин и любых сборов с равнозначным эффектом в торговых отношениях между государствами-членами, а также введение общего таможенного тарифа в их отношениях с третьими странами.
Второй элемент предопределяет то, что кроме таможенных пошлин и количественных ограничений на товарооборот, внутри общего рынка подлежат ликвидации и другие препятствия конкуренции и взаимодействия экономик государств-членов. Условия, при которых эти ограничения устранены, получили название «принципы общего рынка» или «свободы общего рынка»: свобода движения товаров, свобода движения лиц, свобода движения услуг, свобода движения капиталов.
Третьим элементом общего рынка является так называемая «позитивная интеграция» (в отличие от «негативной интеграции», направленной на разрушение экономических барьеров) – проведение государствами-членами через органы Европейского сообщества общих политик: аграрной. антимонопольной, торговой и т.д.[6]
2 Понятие, цели и задачи таможенно-тарифного регулирования РФ
Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.
Таможенно-тарифная политика современного государства осуществляется посредством использования широкого арсенала средств и способов целенаправленного воздействия на структуру, направления, характер и иные количественные и качественные параметры внешнеторговых отношений. [12]
2.1 Цели и задачи таможенно-тарифного регулирования РФ
Таможенно-тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли, применяемым с давних пор. Целями применения мер таможенно-тарифного регулирования могут быть:
1. Протекционистская функция - защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции.
2. Фискальная функция - обеспечение поступления средств в бюджет
Нельзя говорить о целях таможенно-тарифного регулирования РФ, если не брать в расчет создание Таможенного Союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном.
27 ноября 2009 года в Минске лидеры этих трех государств подписали ряд документов, которые дают старт практической реализации Таможенного союза с 1 января 2010 года.
С этой даты в странах Таможенного союза вводится в действие Единый таможенный тариф и единая система нетарифного регулирования, а полномочия по его формированию делегируются решением глав трех государств наднациональному органу – Комиссии Таможенного союза. В компетенцию комиссии входит регулирование внешней торговли Таможенного союза посредством применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, мер технического, санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля и других, которые обязательны к исполнению во всех государствах – членах Таможенного союза.
Кроме того, с 1 июля 2010 года начал действовать Таможенный кодекс Таможенного союза и функционировать единая таможенная территория трех государств. Это означает, что со второй половины 2011 года будет устранено таможенное оформление на внутренних границах между нашими странами. Товары, в первую очередь казахстанского, белорусского и российского производства, начнут перемещаться свободно в том смысле, что не будут обременяться сборами и таможенными пошлинами.
В Таможенном союзе вводится единая система таможенного администрирования на основе Таможенного кодекса Таможенного союза, которая позволит:
· сократить транзитные издержки производителей товаров,
· увеличить объемы взаимной торговли,
· повысить конкурентоспособность товаров и национальных экономик в целом.
Устранение таможенных и торговых барьеров во взаимной торговле будет способствовать экономическому росту стран Таможенного союза. В частности, по мнению экспертов, в странах, создающих Таможенный союз, экономический рост к 2015 году обеспечит дополнительный прирост ВВП государств -– членов Таможенного союза на 15–18%. По оценкам Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, ожидается, что чистый прирост экономической активности за счет создания Таможенного союза к 2015 году может составить не менее $400 млрд. Кроме того, создание Таможенного союза будет дополнительным конкурентным преимуществом для Белоруссии, Казахстана и России. [8]
3 Виды таможенно-тарифного регулирования в РФ и их характеристика
С точки зрения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности таможенно-тарифное регулирование является одной из двух групп методов регулирования государством этой сферы деятельности наряду с нетарифными методами.
Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:
* Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин
* Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу
* Таможенный режим
* Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. [1]
3.1 Таможенный тариф и таможенные платежи
Таможенный тариф - систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых с грузовладельцев при прохождении товаров через таможенную государственную границу. Обычно таможенный тариф содержит:
- детализированные названия товаров, облагаемых таможенными пошлинами;
- ставки пошлин с указанием их метода исчисления;
+ перечень товаров, пропускаемых беспошлинно.
На основе таможенного тарифа определяется размер таможенного платежа.
Объект обложения таможенными пошлинами, налогами и база (налоговая база) для исчисления таможенных пошлин, налогов
1. Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.
2. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).
3. Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза. [14]
Таможенные платежи - таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, платы и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами РФ. [9]
По Таможенному Кодексу Таможенного союза можно выделить следующие виды таможенных платежей, таможенных пошлин и их ставок.
К таможенным платежам относятся:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
5) таможенные сборы.
Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для взимания ввозной таможенной пошлины, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Виды ставок таможенных пошлин
Ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие виды:
1) адвалорные – установленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
2) специфические – установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик);
3) комбинированные – сочетающие виды, указанные в подпунктах 1) и 2) настоящей статьи. [14]
3.2 Таможенные режим
Таможенный режим — таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами. Участник внешнеэкономической деятельности вправе в любое время выбрать любой таможенный режим либо изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны назначения или страны происхождения товара.
По Таможенному Кодексу Таможенного Союза выделяют следующие виды таможенных процедур:
1) выпуск для внутреннего потребления;
2) экспорт;
3) таможенный транзит;
4) таможенный склад;
5) переработка на таможенной территории;
6) переработка вне таможенной территории;
7) переработка для внутреннего потребления;
8) временный ввоз (допуск);
9) временный вывоз;
10) реимпорт;
11) реэкспорт;
12) беспошлинная торговля;
13) уничтожение;
14) отказ в пользу государства;
15) свободная таможенная зона;
16) свободный склад;
17) специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами).
2. Таможенные процедуры, указанные в подпунктах 15) и 16) пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются международными договорами государств – членов Таможенного союза.
3. Специальная таможенная процедура устанавливается законодательством государства – члена Таможенного союза в соответствии с условиями и в отношении категорий товаров, определенных решением Комиссии Таможенного союза. [14]
4 Нетарифное регулирование
Нетарифные ограничения – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующие проникновению иностранных товаров на внутренние рынки.
Мероприятия по нетарифным ограничениям делят на 5 групп:
1) Отражает участие государства во внешнеторговых операциях;
2) Объединяет таможенные и административные импортные формальности, включая методы оценки таможенной стоимости и определения страны происхождения товара, формы товаросопроводительных документов и требования к их оформлению, товарную классификацию тарифов;
3) Состоит из стандартов и требований, связанных с нормами безопасности для потребителей и экологии, с санитарно-ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара;
4) Количественные и валютные ограничения импорта и экспорта;
5) Ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей – импортные депозиты, изменение учетной ставки, пограничный налоговый режим и скользящие сборы.
Вышеуказанные мероприятия реализуются путем финансового воздействия и использования инструментов административного регламентирования.
Задачи и цели введения нетарифного регулирования:
- Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка
- Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров
- Выполнение международных обязательств
- Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер
- Защита общественной морали и правопорядка
- Защита культурных ценностей
- Обеспечение национальной безопасности
Следует отметить, что до настоящего времени не выработано единой классификации нетарифных методов регулирования. Однако наибольшее распространение получила классификация, разработанная Секретариатом ГАТТ/ВТО, в соответствии с которой нетарифные ограничения подразделяются на пять основных групп:
- количественные ограничения импорта и экспорта;
- таможенные и административные импортно-экспортные формальности;
- стандарты и требования к качеству товаров;
- ограничения, заложенные в механизме платежей;
- участие государства во внешнеторговых операциях. [15]
4.1 Меры прямого ограничения.
К мерам прямого воздействия относятся:
· Квотирование
· Лицензирование
· Добровольное ограничение экспорта
· Экспортная субсидия
· Торговое эмбарго
Квотировани е означает ограничение экспортных и/или импортных поставок количеством товаров (количественные квоты) или их суммарной стоимостью (стоимостные квоты) на установленный период времени.
Квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи путем снижения цен.
Квотирование является более гибким и оперативным инструментом политики, поскольку изменение тарифов обычно регламентируется национальным законодательством и международными соглашениями.
Использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям и отраслям.
Виды квот:
• Общая, определяемая для государственных нужд;
• Естественная, связанная с ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, терминалов в портах и т.д.;
• Исключительная, вводимая в особых случаях, связанных с обеспечением национальной безопасности государства.
• Тарифная квота, представляет собой разрешение на ввоз в страну определенного количества товара беспошлинно или по пониженным ставкам.
• Экспортная квота, ограничивает количество продукции, разрешенной для вывоза.
• Импортная квота, ограничивает количество продукции, разрешенной для ввоза.
Рассмотрим пример:
О Б Ъ Е М Ы тарифных квот на 2010 - 2012 годы
Наименование продукта | 2010 | 2011 | 2012 |
Мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, указанной в товарной позиции 0105, свежие, охлажденные или замороженные (товарная позиция 0207 ТН ВЭД России) | 780 | 600 | 550 |
В том числе: | |||
Европейский союз | 144,3 | 111 | 101,75 |
США | 600 | 446,4 | 409,2 |
Другие государства | 35,7 | 42,6 | 39,05 |
Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию).
Лицензирование устанавливается в следующих случаях:
· Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;
· Реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан и т.д.;
· Предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;
· Выполнение международных обязательств.
Механизмы распределения лицензий: | ||
открытый конкурс | явное предпочтение | затратный метод |
лицензию получает фирма, предложившая за нее наивысшую цену | означает предоставление лицензий правительством наиболее авторитетным фирмам без предварительных заявок и переговоров. | передача лицензий в зависимости от наличия у претендентов производственных мощностей, квалифицированного персонала и других ресурсов. |
Лицензирование, как самостоятельный инструмент государственного регулирования.
1. разовая лицензия — письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;
2. генеральная лицензия — разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок;
3. глобальная лицензия — разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;
4. автоматическая лицензия — разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.
Квота, вводимая страной-экспортером, а не страной-импортером, представляет добровольное ограничение экспорта.
Оно может навязываться путем, например, убеждения или угрозы применения санкций; такая форма урегулирования лишь внешне представляется добровольной.
Существуют соглашения России с ЕС о добровольном ограничении нами экспорта некоторых видов черных и цветных металлов, химической продукции, текстильных изделий.
Под экспортной субсидией понимается оказание правительством или государственным органом страны финансовой помощи предприятиям и отраслям экономики на ее территории для поддержки отечественных экспортеров и косвенной дискриминации зарубежных импортеров.
Различают несколько видов субсидий:
Прямые -непосредственно выплачиваемые государством его экспортерам в различных формах: -выплата надбавок (премий) за экспорт -возврат экспортеру разницы между внутренней и мировой цен -финансирование государством некоторых затрат экспортера |
Косвенные - предоставляемые посредством участия в капитале предприятий, взносов в финансовые фонды, предназначенные для поддержки предприятий и отраслей, в виде различных льгот с целью снижения затрат экспортера или получения им доходов в иных сферах: налогообложении, кредитовании, страховании. |
Торговое эмбарго – запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров. Страна вводит эмбарго, как правило, по политическим мотивам.
Административные и таможенные формальности
Импортные налоги и сборы
Импортные налоги (не следует их смешивать с импортными пошлинами):
· пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы;
· сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества;
· другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и т.п.).
Импортные депозиты представляют собой денежный залог, под оплату таможенных пошлин который импортер должен внести в местной или иностранной валюте в уполномоченный банк, перед закупкой иностранного товара. Сумма импортного депозита устанавливается в виде определенного соотношения к стоимости импортируемого товара.
Сертификация
Ввозимые на территорию страны товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в данной стране.
Запрещается ввоз товаров, которые не соответствуют указанным выше стандартам и требованиям, не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в предусмотренных законодательством случаях, запрещены к использованию как опасные потребительские товары.
Прочие нетарифные методы
Валютные ограничения и валютный контроль.
Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Основные понятия, права и обязанности, положения, регулирующие валютное обращение и контроль содержатся в законе РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” и других нормативных актах.
Меры поддержки экспорта
· кредитование участников внешнеторговой деятельности;
· функционирование системы гарантий и страхования экспортных кредитов;
· организацию торговых выставок и ярмарок,
· проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров.
· финансовая поддержка,
· налоговое стимулирование,
· таможенно-тарифное стимулирование,
· меры общеэкономического характера. [3]
Демпинг (от англ. dumping — сброс) — продажа товаров по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги. Демпинг проводится с различными целями: проникновение или укрепление на новом рынке, вытеснение конкурентов. Демпинг осуществляется государством и компаниями в расчете на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счет демпинга будет достигнуто желаемое положение на рынке. Однако довольно часто и фирмы, и государство прибегают к демпингу как разовому мероприятию: монетизируют складские запасы, реализуют неликвидную продукцию; при острой и срочной потребности в денежных средствах, когда существует угроза больших убытков, чем потери при демпинге. В некоторых странах принято считать демпинг негативным явлением и бороться с ним применяя антидемпинговые законы, хотя в случае демпинга потребитель может выиграть, заплатив более низкую цену.
Современное законодательство развитых стран различает два основных типа демпинга:
* ценовой демпинг — или продажа на экспортном рынке товара по цене, которая ниже его цены на национальном рынке;
* стоимостный демпинг — продажа товара на экспортном рынке по цене, которая ниже его стоимости.
Правилами Всемирной торговой организации демпинг запрещен. Демпинг нарушает правила справедливой конкуренции и влечет убытки местных производителей. В мировой экономической практике, в ряде стран принято противостоять демпингу путем применения антидемпинговых законов, установления специальных противодемпинговых пошлин. Государство имеет законное право облагать антидемпинговыми пошлинами товары, которые продаются по ценам ниже справедливых и наносят материальный ущерб отрасли государства-импортера. [17]
Примеры демпинга в России
Из интервью министра финансов РФ Алексея Кудрина: «Россию обвиняют в том, что она продает сталь по заниженным ценам, что приводит к антидемпинговым мерам.» [11]
Антидемпинговые меры
В результате демпинга страдают не только национальные производители и продавцы, но и правительство. Ведь за счет снижения цен уменьшаются и налоговые поступления в бюджет. Это и поднимает власти на открытую борьбу с демпингом.
В странах, вступивших в ВТО, проблемы демпинга решаются коллективно. Здесь регулярно разрабатываются законодательные проекты, препятствующие демпингу в международной торговле. Кроме того, ведется активная борьба с созданием олигополий – ситуаций на рынке, когда несколько крупных производителей вытесняют более мелких. Применяемые методы борьбы с демпингом в какой-то мере себя оправдывают, но всё равно они недостаточно сильны.
Демпинг синдром продолжает охватывать все рыночные сферы. Ведь, как говорилось выше, доказать демпинг практически невозможно. Поэтому вопрос того, как бороться с демпингом останется открытым еще долгое время. А отрицательные и положительные последствия демпинга в мировой торговле будут оцениваться самыми выдающимися экономистами с одной лишь целью: максимально снизить его влияние на экономику страны. [16]
5 Современна таможенно-тарифная политика и выбор России. Фритредерство или протекционизм?
Россия на протяжение последних лет провела большую работу по приспособлению своего механизма внешнеторгового регулирования к требованиям ГАТТ/ВТО. К настоящему времени осуществлены следующие основные меры в этом направлении:
1. Признание принципа свободы торговли, права каждого юридического и физического лица заключать экспортно-импортные сделки;
2. Признание основным регулятором внешней торговли таможенного тарифа, сведение к минимуму других средств регулирования;
3. Признание принципа наибольшего благоприятствования во внешней торговле (в настоящее время соответствующий режим предоставлен более чем 120 государствам, включая всех участников международной торговли);
4. Признание принципа национального режима в отношении импортных товаров (сертификация этих товаров осуществляется на основе российских стандартов, а также применение равного подхода к товарам импортного и отечественного производства в отношении налогов).
5. Признание принципа национального режима в отношении прав интеллектуальной собственности (российское законодательство на равных основаниях охраняет права резидентов и нерезидентов);
6. Отказ от субсидированного экспорта.
7. Утверждение общепринятой номенклатуры таможенного тарифа, основанной на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров;
8. Утверждение системы таможенного контроля, базирующийся в основном на принципах ГАТТ, включая порядок декларирования, проверки, таможенного оформления товаров, определения их таможенной стоимости на основе реальной стоимости контракта.
9. Разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров.
Возможность повышения импортных пошлин с началом переговоров о вступлении в ВТО сузились. Средний уровень ставок пошлин российского таможенного значительно превышает 10%. Между тем в развитых странах этот уровень составляет порядка 4 - 5%, а на готовые изделия - 6,2%. Согласно требованиям ВТО средний уровень ставок национальных таможенных пошлин не должен повышаться, а может только понижаться. Повышение пошлин на импорт одного товара, следовательно, должно будет сопровождаться понижением тарифов на другой товар. Россия пока не является членом ВТО, однако она имеет с подавляющим большинством стран мира соглашения о взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования в торговле. [4]
Для попытки выяснить выбор современной России необходимо рассмотреть эти два понятия.
ФРИТРЕЙДЕРСТВО (англ, free trade - свободная торговля) - либеральное направление в экономической теории и политике, основанное на принципе свободы торговли и невмешательстве государства в частную предпринимательскую деятельность. В современных условиях фритрейдерство, являющееся альтернативой протекционизма, осуществляется в связи с деятельностью Всемирной торговой организации (ВТО), Конфедерации по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международной торговой палаты (МТП), Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и других международных сообществ и организаций. [1]
ПРОТЕКЦИОНИЗМ (от лат. protectio - прикрытие, покровительство) - политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка, с одной стороны, и активное поощрение выхода национальных компаний на внешние рынки - с другой. Возник в эпоху первоначального накопления капитала в Европе (XVI-XVIII вв.). Теоретические основы разработаны меркантилистами, связывающими благополучие государства исключительно с активным балансом внешней торговли. Впоследствии начал уступать место принципу свободной торговли. Обоснование дано в работах классиков политической экономии А. Смита и Д.Рикардо. В современных условиях доминирующей тенденцией является либерализация внешней торговли, хотя отдельные элементы протекционизма, особенно в области защиты сельского хозяйства, сохраняются до сих пор. [1]
На сегодня в рамках трех государств – Белоруссии, Казахстана и России – приняты международные договоры, определяющие органы управления Таможенным союзом, механизм присоединения к нему других государств, создание единой таможенной территории.
В договоре о создании единой таможенной территории закреплена решимость сторон с момента создания единой таможенной территории отказаться во взаимной торговле от таможенных пошлин, количественных ограничений и эквивалентных им мер, за исключением защитных, антидемпинговых и компенсационных. Договором исключается возможность введения в торговле с третьей стороной таможенного режима более благоприятного, чем тот, что будет сформирован между странами – членами Таможенного союза.
Таможенный союз создает механизмы глубокой экономической интеграции. Расширение свободного рынка товаров всегда благо для всех стран. При этом необходимо обратить внимание на то, что чем меньше страна, тем больше для нее выгод, так как за счет единой территории происходит расширение рынка товаров. [8]
В рамках общих норм, касающихся рыночных экономик, каждая страна, в том числе и Россия, регулирует степень своей открытости, которая не может быть ни полной (без каких-то элементов протекционизма), ни нулевой (т.е. полностью закрытой). В значительной мере это определяется спонтанным развитием экономики России и ее приспособлением к реалиям конкуренции в рамках мировой системы. Но в определенной мере это является и результатом сознательного регулирования, которое каждое государство должно осуществлять в интересах прежде всего своей экономики. Было бы странно, если бы государство больше заботилось об интересах иностранных фирм, чем об интересах отечественных.
Открытие российской экономики, поставившее фирмы страны перед необходимостью соперничать с иностранными конкурентами как на внешнем, так и на внутреннем рынках, не стало импульсом обновления технологий, снижения издержек и цен и улучшения качества продукции в масштабах народного хозяйства, изменения структуры хозяйства в пользу имеющих перспективы развития отраслей.
В настоящее время внешнеторговый оборот России состоит менее 10% от уровня США, 14% - от уровня Германии, 19% - от уровня Японии и 36% - от уровня Канады.
Сопоставление результатов развития внешнеэкономических связей России с общемировыми тенденциями показывает, что страна включается в мировое хозяйство в качестве аутсайдера, поставщика топливно-сырьевых ресурсов и потребителя готовой продукции. Она слабо использует возможности международной экономической интеграции и главное, своих экономических ресурсов. Это не отвечает ни ее долгосрочным экономическим интересам, ни основной цели реформ, в качестве которой выявлено формирование высокотехнологичного, эффективного конкурентоспособного народного хозяйства, опирающегося на собственный потенциал и использование преимущества международного разделения труда. Какой вывод можно сделать из вышесказанного? Если страна постоянно теряет в конкурентной способности, возникает стремление поддержать через государство создание отраслей с высокой конкурентоспособностью на внешнем и внутреннем рынках. Все подобного рода требования создают необходимость в выработке политики выборочного протекционизма.
Глобальный кризис, к сожалению, дал толчок протекционизму во всем мире, и российские пошлины на ввоз машин здесь держат пальму первенства: это была самая крупная протекционистская мера во всем мире за весь период кризиса. Однако усиленное использование протекционистских мер – не в интересах России. [10]
Исходя из того, что Россия находится на пути вступления в ВТО необходимо отметить принципы данной организации, которые не полагаются на протекционизм.
Цели и принципы
. Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.
Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.
С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. К настоящему времени проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и продолжается девятый. Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.
Основополагающими принципами и правилами
ГАТТ/ВТО являются:
- взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;
- взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;
- регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
- отказ от использования количественных и иных ограничений;
- транспарентность торговой политики;
- разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.
Членами Всемирной торговой организации являются уже 153 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:
* Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
* Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
* Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
* Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО,в частности, в банковской сфере;
* Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
* Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
* Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. Это приведет к политики фритредерства в РФ. [18]
Для России с ее нынешней структурой внешней торговли при вступлении в ВТО крайне ограничены как выгоды от снижения торговых барьеров, так и возможности масштабного выхода на рынки продукции обрабатывающих отраслей.
Выгоды от вступления страны в ВТО определяются, в конечном счете, относительной конкурентоспособностью производимых товаров и услуг. Снижение торговых барьеров стимулирует рост внешнеторгового оборота как в части экспорта, так и в части импорта. Грубо говоря, если суммарный рост экспорта вследствие вступления станы в ВТО окажется больше, чем суммарный рост импорта - страна в выигрыше.
На данный момент структура экспорта и импорта такова: [7]
Экспорт важнейших товаров:
2010г. | В том числе декабрь 2010г. |
Справочно 2009г. |
|||||
млн. долларов США |
в % к 2009г. |
в % к итогу |
млн. долларов США |
в % к ноябрю 2010г. |
в % к 2008г. |
в % к итогу |
|
Экспорт | 396442 | 131,4 | 100 | 41167 | 118,4 | 64,5 | 100 |
из него: | |||||||
топливно-энергетические товары | 267735 | 133,1 | 67,5 | 28498 | 124,0 | 62,6 | 66,7 |
из них: нефть сырая | 134634 | 133,8 | 34,0 | 14118 | 122,6 | 62,4 | 33,4 |
газ природный | 47579 | 113,5 | 12,0 | 5625 | 122,5 | 60,4 | 13,9 |
металлы и изделия из них | 41904 | 125,1 | 10,6 | 4041 | 107,8 | 61,4 | 11,1 |
Импорт важнейших товаров:
2010г. | В том числе декабрь 2010г. |
Справочно 2009г. |
|||||
млн. долларов США |
в % к 2009г. |
в % к итогу |
млн. долларов США |
в % к ноябрю 2010г. |
|||
в % к 2008г. |
в % к итогу |
||||||
Импорт | 228953 | 136,8 | 100 | 24848 | 108,5 | 62,7 | 100 |
из него: | |||||||
машины, оборудование и транспортные средства | 101716 | 140,0 | 44,4 | 11987 | 110,1 | 51,6 | 43,4 |
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье для их производства | 36410 | 121,3 | 15,9 | 4328 | 118,6 | 85,3 | 17,9 |
Для России с ее нынешней структурой экспорта и импорта возможные выгоды от снижения торговых барьеров носят гипотетический характер. Существенно увеличить экспорт сырьевых отраслей мы вряд ли сможем, масштабный выход на рынки обрабатывающих отраслей в ближайшие годы также маловероятен, учитывая, что даже девальвация 1998 года - экономически гораздо более значимый фактор, чем вступление в ВТО - не привела к росту экспорта продукции с высокой степенью переработки. Исключение составляет, пожалуй, только металлургия, страдающая от анти-демпинговых санкций, но и для нее вступление в ВТО вряд ли решит проблему, поскольку, как показывает опыт политики США, членство в ВТО не гарантирует ни одну страну от введения ограничений со стороны импортера. [5]
Без протекционизма, без поддержки государства многие российские отрасли не могут на данный момент составить конкуренцию иностранным производителям. Хотя в мире просматривается тенденция к либерализации, страны активно применяют как тарифные, так и все более использующиеся сейчас нетарифные методы протекционизма для достижения различных целей - защиты национальной промышленности, сохранения рабочих мест и т.д. И от протекционизма не собираются отказываться. России также не следует пренебрегать разумным протекционизмом.
Заключение
Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли России является одним из важнейших методов регулирования экономической политики государства. Эффективно действующий механизм таможенно-тарифного регулирования является неотъемлемым условием для проведения Россией активной и целостной таможенной политики, а также решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов.
Пройденный исторический путь российской таможни свидетельствует о том, что в России таможенное дело, таможенная политика сложились как важнейшая сфера политики государства, инструмент защиты национальных интересов.
В связи с созданием и развитием Таможенного союза таможенно-тарифное регулирование в России претерпело значительные изменения, поскольку таможенный тариф теперь единый и определяется на уровне союза. Меры таможенно-тарифного регулирования применяются после достаточно длительной процедуры согласования на всех уровнях Таможенного союза.
В заключении необходимо отметить, что создание Таможенно Союза привело к упрощению таможенно-тарифного регулирования между странами-участницами. Безусловно, это пойдет на пользу нашему государству, так как данные перемены способствуют увеличению экспорта и упрощению его перемещения по территории Таможенного Союза, а все это ведет к росту экономики нашей страны и сокращению сроков выхода их экономического кризиса. Сто касается вступления России в ВТО, то это очень спорный вопрос. Ученые и политологи спорят на эту тему. Россия стремится к вступлению в ВТО, что принесет ей множество перспектив для роста экономики, но в то же время, к сожалению, пока некоторые отрасли российского производства не могут на должном уровне составить конкуренцию зарубежным, и это вступление в ВТО может привести к их «вымиранию». Наша страна, вступаю в ВТО, всевозможными способами пытается защитить этот сектор экономики, что можно охарактеризовать разумным протекционизмом в политике России.
Список использованной литературы :
1) Федеральный закон №5003-1. О таможенном тарифе.
2) http://abc.informbureau.com
3) www.bankreferatov.ru/
4) http://www.bibliofond.ru/
5) http://www.budgetrf.ru/
6) http://www.ecsocman.edu.ru/
7) http://www.gks.ru/
8) http://www.glazev.ru/
9) http://www.glossary.ru/
10) http://revolution
11) http://www.rosbalt.ru/
12) http://smsreferat.ru/
13) http://tass-ural.ru/
14) http://www.tsouz.ru/
15) www.vch.ru/
16) http://vproryv.ru/
17) http://ru.wikipedia.org
18) www.wto.ru/