Таможенное оформление и таможенный контроль при перемещении валюты и ценных бумаг физическими ли
СОДЕРЖАНИЕ: 2010г. Введение 2 1 Таможенное оформление при перемещении валюты и ценных бумаг физическими лицами через границу РФ 3 i. Понятие валюты и ценных бумаг 42010г.
[1] .
2 Таможенный контроль при перемещении валюты и ценных бумаг физическими лицами через границу РФ
Таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле[2] .
Таможенные органы являются агентами валютного контроля[3] . Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам.
2. 1Проведение таможенного контроля
В связи с осуществлением валютного контроля должностные лица таможни наделяются правом в пределах своей компетенции: проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства, не производить выпуск товаров в случае представления паспорта сделки, оформленного с нарушениями установленных требований, а также другими правами, предусмотренными российским законодательством.
Таможенные органы при осуществлении ими функций валютного контроля имеют право:
· не производить выпуск товаров в случае представления ненадлежаще оформленных документов, необходимых для валютного контроля;
· осуществлять в пределах своей компетенции проверки валютных операций экспортеров;
· запрашивать у экспортера и банков документы и информацию об осуществляемых ими валютных операциях, связанных с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.
2.2 Органы таможенного контроля
Распределение компетенции по валютному контролю производится между следующими структурными подразделениями таможенных органов:
· таможенным постом (отделом таможенного оформления и таможенного контроля при его наличии в структуре таможенного поста), акцизным таможенным постом (отделом таможенного оформления и таможенного контроля при его наличии в структуре акцизного таможенного поста);
· отделом таможенного оформления и таможенного контроля и отделом таможенной стоимости и валютного контроля таможни (в т.ч. таможни центрального подчинения);
· отделом таможенной стоимости и валютного контроля регионального таможенного управления.
· Управлением валютного контроля Государственного таможенного комитета.
2.3 Ответственность за нарушение валютного законодательства
Юридическая ответственность - это важная мера защиты интересов личности, общества и государства. Она наступает в результате нарушения предписания правовых норм и проявляется в форме применения к правонарушителю мер государственного принуждения. Ответственность за нарушение валютного законодательства предусмотрена административным, таможенным и уголовным законодательством РФ.
В соответствии с административным законодательством[4] :
1.Осуществление незаконных валютных операций - влечет наложение штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.
2. Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ - влечет наложение штрафана граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ, на должностных лиц - от пятидесяти до ста МРОТ, на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи МРОТ.
3. Невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки - влечет наложение штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке.
4. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ - влечет наложение штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.
5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ товары, невыполненные работы, неоказанные услуги - влечет наложение штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных, средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.
6. Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям - влекут наложение штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти МРОТ; на юридических лиц -от четырехсот до пятисот МРОТ.
7. Нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в РФ и из РФ валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме - влечет наложение штрафа на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ; на должностных лиц - от десяти до двадцати МРОТ; на юридических лиц - от пятидесяти до ста МРОТ.
Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в пунктах 1, 3, 4 и 5, применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В соответствии с уголовным законодательством невозвращение в крупном размере (более пяти миллионов рублей) из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации наказывается лишением свободы на срок до трех лет[5] .
Основные виды ответственности установлены п.1 ст. 14 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»:
· взыскание в доход государства всего полученного по недействительным в силу настоящего Закона сделкам;
· взыскание в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.
Резиденты и нерезиденты несут ответственность за следующие виды нарушений валютного законодательства:
· отсутствие учёта валютных операций;
· ведение учёта валютных операций с нарушением установленного порядка;
· непредставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации, за что нарушители несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая:
- не была учтена;
- была учтена ненадлежащим образом;
- по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке.
При повторном нарушении указанных правил, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты и нерезиденты несут ответственность в виде:
· взыскания в доход государства сумм, указанных в п.1 ст. 14 Закона, а также штрафов в пределах 5-кратного размера этих сумм, осуществляемого Центральным банком РФ в соответствии с законами РФ;
· приостановления действия или лишения резидентов или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;
· других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.
Взыскание, предусмотренных настоящей статьей, санкций производится по решению соответствующих органов валютного контроля, в том числе по решению, вынесенному на основании представления агентов валютного контроля, с физических лиц в судебном порядке, а с юридических лиц применительно к порядку, установленному Кодексом РСФСР об административных нарушениях.
Постановление о применении санкций за нарушение валютного законодательства может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в судебном порядке[6] .
Жалоба на постановление о применении санкций за нарушение валютного законодательства может быть подана в течение 10 дней со дня вручения указанных постановления и предписания и должна быть рассмотрена правомочными на то органами в течении 10 дней со дня её поступления.
Взыскиваемые суммы должны быть уплачены не позднее 30 дней со дня вступления постановления о применении санкций за нарушение валютного законодательства в законную силу, а в случае обжалования указанного постановления - не позднее 15 дней со дня оставления указанной выше жалобы без удовлетворения.
В случае необжалования постановления о применении санкций за нарушение валютного законодательства и неуплаты взыскиваемых сумм за нарушение валютного законодательства добровольно в установленные сроки взыскание указанных санкций производится без применения судебной процедуры.
Взыскание штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля:
· с юридических лиц - в бесспорном порядке;
· с физических лиц - в судебном порядке.
3 Ввоз и вывоз валюты через границу таможенного союза
3. 1Основные понятия
Используемые термины определяются в Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза.
Наличные денежные средства - денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монет, за исключением монет из драгоценных металлов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах-членах таможенного союза или иностранных государствах (группе иностранных государств), включая изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки.
Денежные инструменты - дорожные чеки; векселя; чеки (банковские чеки); ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.
Дорожный чек - это ценная бумага с указанием номинала и местами для двух подписей владельца (первая подпись ставится при покупке чека, а вторая при обмене чека на наличные). Чеки выпускаются номиналом в 20, 50, 100, 500 и 1000 долларов США и 50, 100 и 500 Евро.
Для приобретения дорожных чеков, необходимо прийти с паспортом в банк. Комиссионные при покупке чеков банками не взимаются. При обмене чека на доллары США или Евро комиссия также не взимается.
Каждый чек имеет номер и серию. При утрате или повреждении чек подлежит замене в течение 24 часов.
Иные термины, используемые в Договоре, применяются в значениях, установленных таможенным законодательством таможенного союза, а в случаях, не установленных таможенным законодательством таможенного союза, – законодательством государств - членов таможенного союза.
3.2 Ввоз наличных денежных средств и (или) дорожных чеков
Порядок ввоза и вывоза наличных денежных средств и (или) дорожных чеков определен Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза.
1.При единовременном ввозе физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, равной либо не превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США, ввозимые наличные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию;
2. При единовременном ввозе физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США, ввозимые наличные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию.
Единовременный ввоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, равной либо не превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США, может быть задекларирован в письменной форме по желанию физического лица.
Ввоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путём подачи пассажирской таможенной декларации.
3.3 Вывоз наличных денежных средств и (или) дорожных чеков
1.При единовременном вывозе физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, равной либо не превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США, вывозимые наличные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме;
2. При единовременном вывозе физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США, вывозимые наличные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путём подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму вывозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.
Вывоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путём подачи пассажирской таможенной декларации.
3.4 Особенности декларации
Порядок заполнения пассажирской таможенной декларации утвержден Решением комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 г. N287.
Бланк пассажирской таможенной декларации состоит из основного формуляра и дополнительного формуляра «Декларация наличных денежных средств и (или) денежных инструментов».
Дополнительный формуляр заполняется физическими лицами, достигшими 16-летнего возраста, при перемещении:
· наличных денежных средств (банкноты и монеты, за исключением монет из драгоценных металлов) и дорожных чеков, в сумме превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США;
· иных денежных инструментов в документарной форме (вексель, чеки (банковские), ценные бумаги на предъявителя, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата). При заполнении формуляра указываются сведения о всех перемещаемых наличных денежных средствах, дорожных чеках и денежных инструментах.
Также необходимо учитывать следующие особенности:
1.При заполнении формуляра указываются сведения о всех перемещаемых наличных денежных средствах, дорожных чеках и денежных инструментах.
2. Декларация наличных денег заполняется в двух экземплярах и подписывается декларантом. Дополнительно декларантом проставляется дата заполнения формуляра.
3. Один экземпляр декларации наличных денег совместно с основным формуляром остается в таможенном органе. Второй экземпляр декларации наличных денег с соответствующей отметкой таможенного органа остается у декларанта.
4. В пункте 1 декларант указывает сведения о себе. Адрес места пребывания (регистрации) на территории таможенного союза и реквизиты документа, подтверждающего право пребывания на территории таможенного союза (при наличии), заполняются лицами, не являющимися лицами государств-членов таможенного союза
5. В пункте 2.1 указывается сумма для каждого вида перемещаемой валюты, в том числе валюты государств-членов таможенного союза, в единицах валюты.
6. В пункте 2.2 декларант указывает номинальную стоимость либо соответствующую сумму в валюте государства – члена таможенного союза или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент. В случае отсутствия номинальной стоимости и невозможности определить сумму в валюте государства – члена таможенного союза или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент, указывается количество вывозимых денежных инструментов.
7. В пункте 3 декларант проставляет отметку «иное лицо» в случае перемещения наличных денежных средств (денег), не являющихся собственностью физического лица. В случае указания «иного лица» в пункте 3.1 декларант указывает наименование и адрес местонахождения (юридический адрес) предприятия, компании или организации, которой принадлежат перемещаемые денежные средства и (или) денежные инструменты.
8. В пунктах 4 или 5 в случае, если декларантом указано «прочее», необходимо указать источник доходов или предполагаемое использование декларируемых наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.
9. В пункте 6 декларант в графе «Страна убытия» указывает начальный пункт маршрута (страну, из которой вывозятся либо были вывезены декларируемые наличные денежные средства и (или) денежные инструменты), а в графе «Страна прибытия» - страна, являющаяся конечным пунктом следования декларанта. Соответственно, датой убытия является дата выезда из страны убытия, а датой прибытия – дата прибытия в конечный пункт маршрута.
10. В пункте 6.1. декларант указывает вид транспорта, которым он прибыл на территорию таможенного союза либо убывает с территории таможенного союза.
Кроме того, в целях обеспечения противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в пассажирской таможенной декларации должны быть дополнительно указаны сведения об источнике наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, их владельцах (в случаях перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, не являющихся собственностью декларанта), а также о предполагаемом использовании.
Заключение
На сегодняшний день в Российской Федерации сформирована система валютного регулирования и валютного контроля. Существует нормативно-правовая база, определяющая правила валютного регулирования, функционируют органы контроля, к нарушителям применяются санкции. Так как по роду объекта регулирования сфера валютного регулирования и валютного контроля затрагивает многие отрасли права, довольно часто из-за несоответствия норм права возникают правовые коллизии, которые тем более опасны, что ответственность слишком высока.
Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является Федеральный закон Российской Федерации № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле». Закон устанавливает основные принципы проведения операций с валютой РФ и с иностранной валютой на территории РФ, разграничивает полномочия органов власти и определяет функции банковской системы в валютном регулировании и валютном управлении валютными ресурсами.
Валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства.
Список используемой литературы
1.Федоров М.В. Валюта, валютные системы и валютные курсы.-М.:ПАИМС,1999. С. 122.
2. Ханов А. Новое валютное регулирование // Внешняя торговля. 1998. № 11 -12.
3. Федеральный закон № 90 от 18 июля 2005 года (ред. от 27.12.2009) О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации
4. Федеральный закон РФ № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. О валютном регулировании и валютном контроле, ст. 10
5. Таможенный кодекс Российской Федерации (№ 61-ФЗ от 28.05.2003 г.) (вступил в силу с 01.01.2004 г.). ст. 403.
6. Грачёва Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России. - М.: ТЕИС, 1995.
7. Финансовое право (конспект лекций) - М.: издательство ПРИОР, 2001., 166-167с.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ(ред. от 25.10.2004), ст. 15.25
9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 26.07.2004), ст. 193
10. Финансовое право. Сборник нормативных актов. Учебное пособие. - М.: «Издательство ПРИОР», 2002. - 350с.
11. Российская газета от 20 июля 2005 года, N 156
12. Письмо ФТС РФ от 26.07.2005 N 01-06/25300 О порядке перемещения валюты и ценных бумаг
13. Приказ ФТС от 30 ноября 2007 г. N 1485 г. Москва Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка ее заполнения, вступил в силу: 23 апреля 2008 г.
14. Письмо ГТК РФ от 17.06.2004 N 01-06/21948 О ввозе и вывозе валюты и ценных бумаг
15. Решение комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года N 287 Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации
16. Решение Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010 года N 271 О проекте Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза
[1] Уголовный Кодекс РФ от 18 декабря 1996 года, ст. 188
[2] п. 7 ст. 403 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28.05.2003 г
[3] часть 3 ст. 22 ФЗ О валютном регулировании и валютном контроле от 10.12.2003 г
[4] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 25.10.2004), ст. 15.25.
[5] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 26.07.2004), ст. 193.
[6] Финансовое право. Сборник нормативных актов. Учебное пособие. - М.: «Издательство ПРИОР», 2002. - 350с.