Таможенный режим Отказ в пользу государства
СОДЕРЖАНИЕ: Понятие, условия и требования таможенного режима отказ в пользу государства. Принципы и правовое регулирование перемещения товаров на границе. Порядок совершения отдельных таможенных операций: контроль, применение пошлин, налогов и ограничений.ОГЛАВЛЕНИЕ
Ведение
I Содержание и общая характеристика таможенного режима отказ
в пользу государства
1.1 Понятие и условия помещения товаров под таможенный
режим отказ в пользу государства.
1.2 Принципы таможенного режима отказ в пользу
государства и его правовое регулирование
IIСовершение отдельных таможенных операций при помещении
товаров под режим отказа в пользу государства
2.1 Таможенное оформление товаров, помещенных под режим
отказа в пользу государства
2.2 Таможенный контроль товаров, помещенных под режим
отказа в пользу государства
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Таможенный режим – это процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин и налогов, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории России либо за ее пределами.
С помощью таможенного режима определяется сам порядок перемещения товаров через таможенную границу в зависимости от их назначения и целей такого перемещения, условия нахождения товаров на либо вне таможенной территории России, права и обязанности бенефициара (заявителя) таможенного режима, дополнительных требований, предъявляемые в отдельных случаях к статусу товаров либо лицу, их перемещающему.
Таможенным кодексом РФ предусмотрен 21 вид таможенных режимов, поделенных на 4 группы: основные таможенные режимы, экономические таможенные режимы, завершающие таможенные режимы и специальные таможенные режимы.
В данной курсовой работе мною был подробно рассмотрен таможенный режим отказ в пользу государства, который является завершающим таможенным режимом.
Главной целью является раскрытие основных особенностей таможенного режима отказ в пользу государства.
К задачам данной курсовой работы можно отнести:
1. изучение нормативно – правовой базы режима отказ в пользу государства;
2. подробное изучение принципов и условий помещения товаров и транспортных средств под режим отказа;
3. изучение особенностей таможенного оформления и таможенного контроля товаров, помещенных под таможенный режим отказ в пользу государства;
4. понимание сущности таможенного режима отказа и необходимости его применения на практике.
В курсовой работе я попыталась осветить каждый из перечисленных положений, более подробно рассмотрев содержание и особенности таможенного режима отказ в пользу государства, опираясь на Таможенный Кодекс РФ, а также учебную литературу и Приказ ГТК России от 27 ноября 2003г. № 1342 «Об утверждении инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима отказа в пользу государства» (в ред. Приказа ФТС России от 08.09.2006 № 865).
ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННОГО РЕЖИМА ОТКАЗ В ПОЛЬЗУ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие и условия помещения товаров под таможенный режим отказ в пользу государства
Отказ в пользу государства – таможенный режим, при котором товары безвозмездно передаются в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин, а так же без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Данный таможенный режим может заявить лицо, перемещающее товары или таможенный брокер.
Положения ТК РФ о данном режиме в целом соответствует международно-правовым стандартам по данному вопросу. В главе З Протокола изменений к Международной конвенции об упрощении гармонизаций таможенных процедур (Брюссель, 26 июля 1999 года.) содержится правило 3.44, которое гласит: «В случаях, когда товары не выпущены для свободного обращения или когда они не помещены под другую таможенную процедуру и при условии, что не выявлено никаких правонарушений, соответствующему лицу не предъявляется требование уплаты таможенных пошлин и налогов или уплаченные им таможенные пошлины и налоги подлежат возврату в следующих случаях:
- если по просьбе заинтересованного лица такие товары под таможенным контролем и с разрешения таможенной службы передаются государству или уничтожаются либо доводятся до состояния утраты коммерческой ценности, причем все связанные с этим затраты относятся за счет заинтересованного лица...»
Использование режима отказа от товара в пользу государства напрямую связано с невозможностью или неэффективностью реализации иностранного товара на российском рынке. Внешнеторговая практика чаще всего сталкивается со случаями отказа от товара в пользу государства в связи со значительным повышением ставок таможенных платежей. Резкое увеличение размера таможенных платежей может сделать иностранный товар неконкурентоспособным по сравнению с аналогичной продукцией отечественного производства. К такому же результату могут привести и непредвиденные длительные транспортные простои при морских и железнодорожных перевозках. Штрафы, уплачиваемые железной дороге, портовой администрации, ведут к значительному удорожанию товара. Определив рентабельность внешнеторговой сделки в изменившихся условиях (с учетом новых таможенных тарифов, штрафов транспортным организациям и т.д.), импортер может посчитать нецелесообразной реализацию товара на российском рынке.
Если вывоз такого товара с таможенной территории РФ также оказывается невыгодным, участник внешнеторговой деятельности, смирившись с потерей товара, стремится свести материальные убытки к минимуму и освободиться от таможенных платежей. Для этого он может выбрать таможенный режим отказа от товара в пользу государства.
Безвозмездная передача товара в собственность государства может положительно сказаться и на деловой репутации импортера.
Правительством РФ может устанавливаться перечень товаров, помещение которых под режим отказа в пользу государства не допускается.
Условиями помещения товаров под режим отказа в пользу государства не допускается:
1.отказ от товаров в пользу государства не должен повлечь для государственных органов Российской Федерации какие-либо расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализации товаров;
2.под таможенный режим отказа в пользу государства не могут помещаться товары, оборот которых запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3.проведение таможенного досмотра товаров, помещаемых под этот таможенный режим является необходимой формой таможенного контроля.
4.товары не входят в перечень товаров, которые не могут помещаться под таможенный режим отказа в пользу государства, устанавливаемый Правительством Российской Федерации. В настоящее время такой перечень не установлен.
Важнейшим условием помещения товаров под таможенный режим отказа в пользу государства является соблюдение принципа материальной выгоды для государства от использования режима отказа в пользу государства, который не предусматривает каких – либо денежных выплат за помещение товаров под таможенный режим отказ в пользу государства.
1.2 Принципы таможенного режима отказ в пользу государства и его правовое регулирование
Таможенное законодательство выделяет несколько принципов таможенного режима отказа в пользу государства:
1. Принцип материальной выгоды означает, что таможенный орган отказывает в предоставлении режима отказа в пользу государства, если:
1)выручка от продажи товаров не сможет покрыть расходов таможенного органа, связанных с их реализацией;
2)возможность реализации товаров таможенными органами невозможна либо ограничена (оборудование узкоспециализированного назначения; товары, сроки реализации которых менее 6 месяцев, и т.п.).
2. Принцип иммунитета нового собственника - государства от возможных претензий к нему со стороны третьих лиц.
Этот принцип означает, что:
- во-первых, всю ответственность за правомерность распоряжения товарами путем их помещения под таможенный режим отказа в пользу государства несет только декларант;
- во-вторых, таможенные органы не возмещают каких-либо имущественных претензий лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, от которых декларант отказался в пользу государства.
Так, любые претензии собственников товаров, перевозчиков, владельцев складов, на которых товар хранился, и т.п. могут быть предъявлены только декларанту.
3. К специальным принципам режима отказа в пользу государства относят:
а) запрет изменения режима отказа в пользу государства на любой другой таможенный режим;
б) принцип материальной выгоды для государства от использования режима отказа;
в) освобождение таможенных органов от удовлетворения каких-либо имущественных требований третьих лиц в отношении товаров и транспортных средств, от которых декларант отказался в пользу государства.
Также, среди общих принципов отказа, можно выделить следующие:
Во-первых, использование этого режима не должно повлечь для государства каких-либо расходов (ст.106 ТК).
Во-вторых, декларирование режима отказ в пользу государства допускается только с разрешения таможни (ст.105 ТК).
В-третьих, всю ответственность за правомерность заявления режима отказ пользу государства несет декларант.
Следует отметить и нечеткое правовое урегулирование вопроса о возможности помещения товара под режим отказа в пользу государства с указанием на конкретный орган или цель, ради которой происходит фактическая уступка товара. Необходимость устранения пробелов законодательства по этому вопросу объясняется тем, что сейчас наряду с таможенными аукционами могут использоваться и другие способы реализации товаров, в отношении которых состоялся отказ в пользу государства.
Правовое регулирование таможенного режима отказа.
Применение режима отказа в пользу государства регулируется x4 главы 20 Таможенного Кодекса РФ (далее ТК РФ), а так же приказом Государственного Таможенного Комитета России (далее ГТК) от 27 ноября 2003 г. № 1342 «Об утверждении Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании режима отказа в пользу государства»[1] .
В основание правового регулирования таможенного режима отказа в пользу государства положен разрешительный принцип.
Для того чтобы получить разрешение на помещение товара под режим отказа, декларант, которым может быть как лицо, перемещающее товар, так и таможенный брокер, должен подать соответствующее заявление либо заполнить грузовую таможенную декларацию (ГТД). В том случае, если декларант пишет заявление, таможенный орган все же оформляет ГТД на помещенный под режим отказа товар в целях ведения таможенной статистики. Заявление адресуется начальнику структурного подразделения таможенного органа (либо лицу, его замещающему), который вправе дать разрешение на использование режима отказа в пользу государства.
В заявлении декларант указывает наименование товара (транспортного средства), его индивидуальные признаки и количественные характеристики, а также причины отказа.
Разрешение на помещение товаров под режим отказа оформляется с помощью надписи: Отказ разрешен - на заявлении (либо на ГТД, если вместо заявления подается грузовая декларация), которая заверяется подписью начальника структурного подразделения таможенного органа и его личной номерной печатью.
Таможня обязана отказать в предоставлении данного режима в отношении:
1) товаров и транспортных средств, запрещенных к ввозу в Россию и вывозу из нее;
2) товаров, выпущенных для свободного обращения на территории России или заявленных к реимпорту;
3) вооружения, боеприпасов, военной техники, ракетно-космических комплексов, систем связи военного назначения, урана, наркотических средств и ядовитых веществ, отходов радиоактивных материалов и взрывчатых веществ, электрической энергии и других веществ.
Таможенный орган может не предоставить режим отказа в пользу государства. Таможенники имеют право действовать фактически по собственному усмотрению, ссылаясь на наличие достаточных оснований для отказа в предоставлении режима.
Лицо, отказавшееся от своих товаров в пользу государства, обязано за свой счет доставить эти товары в место, определенное таможенным органом.
Свидетельством, подтверждающим факт смены собственника товара, выступает акт передачи. Он является документом строгой финансовой отчетности и составляется по просьбе декларанта в двух экземплярах, один из которых хранится в таможенном органе, а другой передается лицу, отказавшемуся от товаров в пользу государства.
Акт должен содержать следующие сведения:
1. дату составления документа;
2. наименование организации, предприятия, передавших товар;
3. наименование таможенного органа, принявшего товар;
4. наименование, индивидуальные признаки и количественные характеристики передаваемых товаров.
Акт заверяется подписями и печатями принимающей и передающей сторон, при этом акт от имени таможенного органа подписывает лицо, занимающее материально ответственную должность.
К финансово-правовым особенностям режима отказа следует отнести право декларанта требовать возврата некоторых денежных сумм.
Во-первых, возвращаются суммы, внесенные на депозит таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.
Во-вторых, государство должно вернуть декларанту импортные пошлины, налог на добавленную стоимость и акцизы, уплаченные при помещении товаров под таможенные режимы реэкспорта и переработки на таможенной территории.
В-третьих, возврату подлежат суммы экспортных таможенных пошлин, уплаченные при помещении товаров под режим переработки вне таможенной территории.
Наконец, декларант вправе рассчитывать на получение сумм экспортных пошлин, уплаченных им при заявлении режима экспорта и временного вывоза в случае, если товары не были фактически вывезены с российской таможенной территории.
При этом импортные пошлины, НДС и акцизы с временно ввезенных товаров, помещенных впоследствии под режим отказа, не подлежат возврату.
Товары, помещаемые под таможенный режим отказа, с учетом соблюдения всех требований, установленных в отношении таких товаров, обращаются в федеральную собственность.
ГЛАВА IIСОВЕРШЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ ПРИ ПОМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ПОД РЕЖИМ ОТКАЗА В ПОЛЬЗУ ГОСУДАРСТВА
2.1 Таможенное оформление товаров, помещенных под режим отказа в пользу государства
Таможенное оформление товаров и транспортных средств, помещаемых под таможенный режим отказа в пользу государства, производится в таможенном органе, в регионе деятельности которого находятся товары и транспортные средства, если специальными нормативными актами ГТК России не установлено иное.При помещении товаров и транспортных средств под таможенный режим отказа в пользу государства в таможенный орган декларантом представляются следующие документы:- грузовая таможенная декларация, либо заявление лица. Если лицо декларирует товары или транспортные средства путем представления указанного заявления, должностное лицо таможенного органа в целях ведения таможенной статистики переносит на бланк грузовой таможенной декларации заявленные сведения;- разрешения иных государственных органов, если товары и транспортные средства подлежат контролю этих органов;- грузовые и товаросопроводительные документы на товары и транспортные средства (накладные, коносаменты, спецификации, счета-фактуры и т.д.);- сертификат - в отношении товаров и транспортных средств подлежащих обязательной сертификации;- иные документы, необходимые для производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля.Разрешение таможенного органа на помещение товаров и транспортных средств под таможенный режим отказа в пользу государства оформляется начальником структурного подразделения таможенного органа либо лицом, его замещающим, путем совершения надписи Отказ разрешен, заверяемой подписью и личной номерной печатью, в графе Д грузовой таможенной декларации либо на заявлении лица.Представление в таможенный орган грузовой таможенной декларации или заявления лица о помещении товаров или транспортных средств под таможенный режим отказа в пользу государства, не требуется в отношении товаров и транспортных средств, являющихся предметом залога, в случае, если залогодатель заявил в договоре о залоге, о помещении товаров и транспортных средств, переданных в качестве предмета залога, под таможенный режим отказа в пользу государства. Такое выраженное в договоре заявление залогодателя является упрощенной формой декларирования, а заключение указанного договора таможенным органов рассматривается как разрешение этого органа на помещение товаров и транспортных средств под таможенный режим отказа в пользу государства.Товары, при завершении таможенного оформления в соответствии с таможенным режимом отказа в пользу государства, при условии выполнения всех требований, установленных в отношении таких товаров, обращаются в федеральную собственность.
Лицо, отказавшееся от своих товаров в пользу государства, обязано за свой счет доставить эти товары в место, определенное таможенным органом.
Свидетельством, подтверждающим факт смены собственника товара, выступает акт передачи. Он является документом строгой финансовой отчетности и составляется по просьбе декларанта в двух экземплярах, один из которых хранится в таможенном органе, а другой передается лицу, отказавшемуся от товаров в пользу государства.
Акт заверяется подписями и печатями принимающей и передающей сторон, при этом акт от имени таможенного органа подписывает лицо, занимающее материально ответственную должность.
Местом таможенного оформления товаров, помещенных под режим отказа, становится место расположения таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся данные товары. Законодательство устанавливает, что при заявлении режима отказа в пользу государства сбор за таможенное оформление не взимается.При таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом отказа в пользу государства проводится инвентаризация товаров, заявленных под данный режим.
В соответствии со ст. 428 ТК РФ товары, от которых отказываются в пользу государства, обращаются в федеральную собственность со дня передачи таможенным органам товаров по акту приема-передачи товаров, заявленных под таможенный режим отказа в пользу государства. С момента передачи таможенным органам товаров, от которых лицо отказалось в пользу государства, такие товары приобретают статус товаров, находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ. Иными словами, с указанного момента товары, в отношении которых состоялся отказ в пользу государства, считаются свободными от любых запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами, установленных ТК РФ.Ответственность за правомерность распоряжения товарами путем их помещения под таможенный режим отказа в пользу государства несет декларант. Таможенные органы не возмещают каких-либо имущественных претензий лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, от которых декларант отказался в пользу государства.Любые претензии собственников товаров, перевозчиков, владельцев складов, на которых товар хранился, и т.п. могут быть предъявлены только в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 мая 2003 года №311 «Об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства»[2] . Имущество, обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке передаче Российскому Фонду Федерального имущества (его отделениям) для учета, оценки и реализации имущества, изъятого из оборота, которое передается уполномоченным федеральным органам исполнительной власти или организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Для передачи имущества, обращенного в собственность государства, таможенный орган уведомляет Российский фонд федерального имущества (его отделение) либо соответствующий федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), о наличии и месте нахождения этого имущества, обращенного в собственность государства. Переход осуществляется по акту приема-передачи, подписываемому уполномоченным лицом государственного органа, владеющего таким имуществом, и уполномоченным лицом Российского фонда федерального имущества (его отделения) либо соответствующего федерального органа исполнительной власти.В случае передачи имущества, обращенного в собственность государства, без установленной учетной стоимости Российский фонд федерального имущества (его отделение) либо соответствующий федеральный орган исполнительной власти в срок не позднее месяца со дня передачи имущества организует его оценку в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.2.2 Таможенный контроль товаров, помещенных под режим отказа в пользу государства
Порядок совершения таможенных операций при применении таможенного режима отказа в пользу государства установлен приказом ГТК РФ от 27.11.2003 № 1342 Об утверждении Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима отказа в пользу государства[3] .
Декларирование товаров в соответствии с таможенным режимом отказа в пользу государства осуществляется путем представления декларантом в таможенный орган, правомочный на принятие таможенной декларации, грузовой таможенной декларации (ГТД), заполненной в соответствии с правилами заполнения грузовой таможенной декларации при декларировании иностранных товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации и (или) выпускаемых для свободного обращения, за исключением случаев, когда иными нормативными правовыми актами установлено применение или допускается возможность применения письменной таможенной декларации иной формы, и заявления по образцу, приведенному в приложении N 1 к Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима отказа в пользу государства.
При декларировании товаров в соответствии с таможенным режимом отказа в пользу государства в таможенной декларации должны быть указаны сведения и представлены документы, необходимые для таможенного оформления в соответствии с указанным таможенным режимом.
При декларировании и совершении иных таможенных операций товары должны быть предъявлены декларантом таможенному органу, которым принята таможенная декларация на помещение декларируемых товаров под таможенный режим отказа в пользу государства, в месте, определяемом таможней.
Проведение таможенного досмотра товаров, помещаемых под таможенный режим отказа в пользу государства, является необходимой формой таможенного контроля. При таможенном досмотре товаров по требованию уполномоченного должностного лица таможенного органа обязаны присутствовать декларант либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, или их представители. По результатам таможенного досмотра составляется акт таможенного досмотра (осмотра) в установленном порядке.
Решение о разрешении помещения товаров под таможенный режим отказа в пользу государства принимает начальник таможни либо лицо, его замещающее.
Разрешение оформляется путем наложения резолюции на заявлении Отказ в пользу государства разрешается с указанием места, определенного для размещения товаров, от которых лицо отказывается в пользу государства. Резолюция заверяется подписью начальника таможни либо лица, его замещающего, и оттиском печати таможни.
При выявлении таможней в ходе проверки таможенной декларации, иных документов, представленных при декларировании, и декларируемых товаров несоблюдения условий выпуска, предусмотренных статьей 149 Таможенного кодекса Российской Федерации, выпуск товаров не осуществляется.
Таможня незамедлительно направляет декларанту уведомление по форме, установленной согласно приложению 1 к Приказу ГТК России от 02.10.2003 N 1096.
Принятие решения об обращении в федеральную собственность товаров, заявленных к таможенному режиму отказа в пользу государства, оформляется путем проставления в графе Д ГТД оттиска штампа Товар поступил с указанием даты, подписываемого должностным лицом таможенного органа и заверяемого оттиском его личной номерной печати, с одновременным составлением акта приема-передачи товаров, помещенных под таможенный режим отказа в пользу государства и обращаемых в федеральную собственность.
Акт приема-передачи оформляется в день выпуска товаров в соответствии с таможенным режимом отказа в пользу государства на основании акта досмотра товаров, составленного при помещении товаров под таможенный режим отказа в пользу государства.
Акт приема-передачи подписывает должностное лицо таможенного органа, лицо, отказывающееся от товара в пользу государства, или его доверенный представитель и представитель организации (склада временного хранения, таможенного склада и т.д.), принявший товары, помещенные под таможенный режим отказа в пользу государства.
Акт приема-передачи утверждает начальник таможни, в которой производилось таможенное оформление товаров в соответствии с таможенным режимом отказа в пользу государства, или лицо, его замещающее.
Акт приема-передачи оформляется в трех экземплярах, которые распределяются следующим образом:
- первый экземпляр акта приема-передачи прилагается к первому листу (экземпляру) таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещены под таможенный режим отказа в пользу государства;
- второй экземпляр прилагается к четвертому листу (экземпляру) таможенной декларации, в соответствии с которой товары были помещены под таможенный режим отказа в пользу государства, и передается в отдел бухгалтерского учета и контроля таможни;
- третий экземпляр передается лицу, отказавшемуся от товара в пользу государства, или его доверенному представителю, о чем делается отметка в первом экземпляре акта приема-передачи, прилагаемому к первому листу (экземпляру) таможенной декларации.
По завершении приема-передачи товаров, от которых лицо отказалось в пользу государства, должностное лицо таможни под номером 2 в графе А грузовой таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещены под таможенный режим отказа в пользу государства, указывает номер и дату утвержденного акта приема-передачи товаров.
Со дня передачи таможне товаров по акту приема-передачи товары считаются обращенными в федеральную собственность на основании отказа лица в пользу государства в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 428 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Товары, обращенные в федеральную собственность, учитываются на забалансовом счете таможней, производившей таможенное оформление товаров в соответствии с таможенным режимом отказа в пользу государства. Постановка на учет товаров производится на основании акта приема-передачи товаров и четвертого листа (экземпляра) таможенной декларации, в соответствии с которой товары были помещены под таможенный режим отказа в пользу государства, в течение трех рабочих дней со дня завершения таможенного оформления товаров.
ЗАКЛЮЧЕИЕ
Режим отказ в пользу государства обособленно стоит в таможенном законодательстве. Таможенный Кодекс ограничился несколькими небольшими статьями, дающими самую общую характеристику его правового регулирования. Детально порядок его применения регламентирован в соответствующих положениях, утвержденных приказами ГТК РФ.
Непосредственно из текста нормативных актов трудно уяснить привлекательность этого таможенного режима. С первого взгляда он даже может показаться бесполезным и лишенным для коммерсанта практического смысла. Не сразу найдешь примеры таких ситуаций, когда владелец отказывается от своего товара, передавая его в собственность государства.
Чаще всего таможенный режим отказа в пользу государства применяется в выставочном деле: стоимость обратной транспортировки может оказаться выше стоимости самих стендов, рекламного оборудования и даже некоторых экспонатов, что и побуждает уничтожать их под таможенным контролем либо передавать в собственность государства.
Просто оставить на таможенной территории РФ эти предметы участник выставки или ярмарки не может, так как ввозил их на российскую таможенную территорию под обязательство обратного вывоза, а следовательно, если не состоится перемещение груза за пределы таможенной территории России, его владелец должен будет уплатить причитающиеся таможенные пошлины, налоги и сборы. Легальной возможностью не вывозить груз обратно и в то же время не уплачивать таможенные платежи является представление в таможенный орган надлежащим образом оформленного акта об отказе от товара в пользу государства.
Таможенный режим отказ в пользу государства является альтернативой таможенному режиму уничтожения в отношении товаров, использование которых на таможенной территории Российской Федерации, а также вывоз с этой территории, нецелесообразны или коммерчески невыгодны.
Декларант, помещая товары под таможенный режим отказа в пользу государства, утрачивает права собственности на такие товары, передавая в последнем случае такие права государству.
Под таможенный режим отказа в пользу государства могут быть помещены как иностранные товары, ввозимые либо ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, так и российские товары.
В соответствии со статьей 251 ТК РФ ответственность перед третьими лицами за отказ от товаров в пользу государства несет декларант. Таможенные органы не возмещают каких-либо имущественных претензий лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, от которых декларант отказался в пользу государства.
Проанализировав проделанную работу, хотелось бы отметить, что, на мой взгляд, таможенный режим отказ в пользу государства не достаточно полно разработан и представлен нашим законодательством. Не всегда таможенный орган использует возможность поместить товар или транспортное средство под данный таможенный режим. Это связано с тем, что режим отказа в пользу государства, на первый взгляд представляющийся нам одним из самых простых в оформлении режимов, на самом деле обладает рядом особенностей, понять которые можно только при более глубоком изучении режима.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1. Конституция РФ (принятая всенародным голосованием 12.12.1993г.) // Российская газета 1993 - № 273
2. Таможенный Кодекс РФ // от 28.05.2003 № 61 – ФЗ/ ред. от 30.10.2007, с изм. от 06.12.2007// СЗ РФ – 2003. - № 22. – Ст. 2066.
3. Приказ ГТК России от 27 ноября 2003 г. № 1342 «Об утверждении Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании режима отказа в пользу государства» (в ред. Приказа ФТС России от 08.09.2006 № 865).// Российская газета № 107, 05.12.2003
4. Постановление Правительства РФ от 29 мая 2003 года №311 «Об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства». // Российская газета № 57, 03.06.2003
5. Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 184с.
6. Тимошенко И.В. Таможенное право России. – Учебник. – СПб. «юридический центр Пресс», 2006.
7. Халипов С.В. Таможенное право. Учебник – М.: ИКД «Зеркало – М», 2004
8. Онуфриевич Э.А. Отказ от товаров в пользу государства.// Юрист, №7, 2005
[1] Российская газета №107, 05.12.2003.
[2] Российская газета, № 57, 03.06.2003
[3] Российская газета №107, 05.12.2003