Церковная музыка

СОДЕРЖАНИЕ: Вплоть до 17 в. Церковь оставалась главным. Центром музыкального профессионализма; были созданы высокие художественные ценности, складывались музыкальные развивались теория музыки.

ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА

Музыка христианской церкви.

Вплоть до 17 в. церковь оставалась гл. центром муз. профессионализма; в рамках церк. культуры были созданы высокие художеств, ценности, складывались мн. муз. жанры, развивались теория музыки, нотация, педагогика. Для европ. культуры важен процесс взаимодействия церк. и светского иск-ва. Раннехрист. Ц. м. формировалась в тесной связи с традициями ряда культур Средиземноморья (иудейской, египетско-сиро-палестинской, позднеантичной). К синагогальному и храмовому богослужению восходит антифонная и респонсориальная псалмодия. Влияние антич. гимнотворчества ощутимо в гимнах. Складывалась и традиция чтения нараспев отрывков из Библии (литургич. речитатив). Важную роль в становлении осн. форм христ. богослужения сыграли т. н. агапы, или вечери любви, на к-рые собирались в память о Тайной вечере. Из них развились позднейшие формы литургии, всенощная. Постепенно сформировалась целостная система церк. богослужения с его суточным (гл. служба — обедня), недельным (с центр, воскресным богослужением), годовым (с неподвижными и подвижными праздниками) циклами, или “кругами”. Раннехрист. пение было одноголосным. Со временем участие женщин в обществ, богослужебном пении было запрещено; вплоть до кон. 1-го тыс. не допускалось и использование муз. инструментов.

Разделение церкви на зап. католическую и вост. православную официально закреплено “схизмой” 1054. В Зап. Европе возник ряд местных центров католицизма со своими вариантами литургии: римская, миланская (амвросианская), староиспанская (мозарабская), старофранцузская (галликанская), кельтская (британо-ирландская). Постепенно все региональные традиции вытеснил официальный рим. хорал (см. Григорианское пение). Все канонизиров. песнопения делились на 2 большие группы, принадлежащие мессе и оффицию. Создание новых напевов продолжалось вплоть до Тридентского собора (1545—63), запретившего ряд песнопений, в т. ч. тропы и мн. секвенции. Тропы стали одним из источников литургической драмы. Тексты и напевы церк. служб содержались в спец. книгах (см. Антифонарий, Градуал, а также Liberusualis}.

До 9 в. католич. церк. пение было одноголосным. В 9—13 вв. возникли разл. формы многоголосия — органум, дискант, гимелъ и др. Однако вплоть до 15—16 вв. многоголосие понималось как обработка одногол. григорианского напева. В практике школы Нотр-Дам эпохи Arsantiqua сложились осн. формы и жанры ср.-век. многогол. Ц. м. —• органум, мотет (не являлся сугубо церк. жанром), рондель, кондукт, клаузула, гокет. В эпоху Arsnova появились многогол. месса и изоритмич. мотет (см. Изоритмия; Филипп де Витри, Г. де Машо). Месса и мотет оставались ведущими жанрами в Ц. м. композиторов нидерландской школы (15—нач. 16 вв.).

2-я пол. 16—нач. 17 вв.—рубежный период в истории Ц.м., особенности к-рого обусловлены деятельностью Тридентского собора. Олицетворением строгого церк. стиля, классич. образцом эстетики римской школы (хор. пение а сарреИа, прозрачная полифония, опора на традиц. жанры) стало творчество Палестрины. Новый, конц. стиль сложился в Венеции. В соборе Сан-Марко во 2-й пол. 16 в. звучали многохорные композиции с богатым инстр. сопр. А. Вилларта, К. де Роре, К. Меруло, А. и Дж. Габриели. На рубеже 16—17 вв. Ц. м. испытала влияние нарождающегося оперного стиля: в церк. композициях?-появились генерал-бас (А. Банкьери, Л.Виадана), сольное ариозно-речитативное пение, возросла роль инстр. начала; была создана самостоят. инстр. лит-ра (прежде всего органная). Вершина новой Ц. м. в нач. 17 в. — произв. К. Монтеверди. В 18 — нач. 19 вв. с развив тием оперы и симфонии происходили драматизация и симфонизация церк. жанров; нередко произв. утрачивали свою богослужебную функцию и становились самостоят, конц. композициями. Про-изв, в разл. церк. жанрах были созданы композиторами венской классической школы. Особенно значительны последние мессы И. Гайдна, Реквием В. А. Моцарта, “Торжественная месса” Бетховена. К ним примыкают мессы, Stabatmater ряд “SalveRegina” и др. церк. соч. Ф. Шуберта. Романтич. трактовку получили церк. жанры в мессе и Реквиеме Р. Шумана, Реквиеме и Те Вент Берлиоза. В кон. 18—19 вв. григорианский хорал в церк. композициях почти не использовался. Реакцией на засилье оперно-конц. стиля явилось движение за восстановление строгой полифонии а сарреllа эпохи Палестрины и рим. хорала (“Объединение св. Цецилии” в Германии, “Схола канторум” во Франции). Эти тенденции проявились в поздних произв. Ф. Листа, в т. ч. в его Реквиеме. В 20 в. к церк. жанрам обращались И. Ф. Стравинский, П. Хиндемит, Б. Бриттен, Ф. Пуленк, О. Мессиан, 3. Кодай, К. Пендерецкий, Д. Лигети и др.

В результате Реформации 16 в. наряду с папской католич. церковью возникли обладающие автономией протестантские: кальвинистская, англиканская, лютеранская. Общинное пение кальвинистов ограничивалось псалмами. Кальвин опубликовал франц. перевод Псалтири с мелодиями Л. Буржуа и др. авторов; наиб. полно они представлены в т. н. Генфской (Женевской) псалтири 1562. Эти мелодии легли в основу многогол. хор. обработок Л. Буржуа, К. Гудимеля, К. Ле Жена, К. Жанекена (в 4-гол. хоральном складе); в Нидерландах эти напевы обрабатывали Клеменс-не-Папа, Т. Сузато, Я. П. Свелинк. Англиканская церковь отделилась от Рима при Генрихе VIII (1534). Перевод Псалтири на англ. язык осуществили Т. Стерн-холд и Дж. Хопкинс. Они же и нек-рые др. композиторы были авторами и новых мелодий. В елизаветинскую эпоху (2-я пол. 16 в.) Дж. Булл, К. Тай, Т. Таллис, Т. Морли, У. Бёрд создали много-гол. обработки псалмов, родственные произв. Гудимеля и Ле Жена. В Англии появился и специфически нац. церк. жанр — антем (Т. Морли, У. Бёрд, О. Гиббоне, Г. Пёрселл, Г. Ф. Гендель), но вместе с тем создавалась музыка в традиц. католич. жанрах на лат. тексты (месса, мотет). Первые переводы с латинского на нем. язык песнопений мессы и оффиция принадлежат Т. Мюнцеру. М. Лютер предложил новый порядок проведения службы; он отказался от большинства служб часов, от оффертория и канона в мессе, расширил общинное пение. В монастырях, Домских соборах, городах с лат. школами сохранилась лат. литургия с заменой отд. разделов нем. песнями общины. В небольших городах была введена месса, состоящая лишь из нем. духовных песнопений (см. Протестантский хорал). В 16— 17 вв. появились многочисл. сб-ки многогол. обработок хорала (И. Вальтер, Л. Озиандер, Л. Зенфль, X. Л. Хаслер, М. Преториус, И. Г. Шейн, С. Шейдт и др. — вплоть до И. С. Баха).

На протяжении 16—17 вв. осн. жанром многогол. протестантской музыки оставался мотет. В 18 в. он уступил ведущее место кантате. В странах нем. языка также получил распространение жанр “страстей (И. Бурк, Я. Галлус, Г. Шютц, Р. Кайзер, Г. Ф. Гендель, Г. Ф. Теле-ман, И. Маттезон, И.С.Бах). Нем. композиторы 17—18 вв. обращались и к католич. церк. жанрам; такова, напр., месса H-moll Баха — одна из крупнейших вех в истории Ц. м. В протестантском ритуале 17—18 вв. особенно существ, роль принадлежала органисту. Звучание органа (прелюдирование на хоральные темы) подготавливало общинный хорал, предваряло и завершало службу; по ходу литургич. действа исполнялись разл. пьесы (прелюдии, фантазии, фуги, ричеркары, токкаты). Нем. мастера 17 в. (С. Шейдт, Г. Бём, Д. Букстехуде, И. Пахельбель), опираясь на традиции орг. обработок григорианского хорала, создали свои формы композиций на хорал. В эпоху Просвещения церковь утратила ведущее значение в обществ, жизни. В 19 в. возникло движение за возрождение старых традиций Ц. м.; был обнаружен ряд памятников протестантской музыки. Нем. протестантские песнопения собраны в изд. “Evangelisches Kirchengasangbuch” (Hаnnоvег — [u. а.], 1952).

На Руси Ц. м. получила распространение вместе с принятием христианства по визант. образцу (см. Византийская музыка) в кон. 10 в. По системе жанров и составу словесных текстов песнопений рус. Ц. м. (как и византийская) принципиально отличалась от зап.-европейской и была исключительно вокальной. Её певч. жанры отражают сложность и богатство визант. гимнографии: стихира, тропарь, кондак, икос, акафист, канон, припевы, антифон, славословие, величание, киноник, гимн, аллилуарий, псалмы и др. Б. ч. распевов подчинялась системе осмогласия.

Знаменный распев — основа др.-рус. Ц. м. — господствовал в течение 11—17 вв. (поныне сохраняется у старообрядцев). Время подъёма др.-рус. певч. культуры— 16 в. В Москве, Новгороде и др. городах большую роль стали играть певч. школы, появились новые распевы — большой знаменный, путевой распев, демественный распев, а также многогол. строчное пение. Известны имена распевщиков 16 в.: Иван Нос, Фёдор Крестьянин, Маркел Безбородый, И. Т. Лукошко и .др. В 17 в. возникли новые авторские и местные распевы— Усрльский, Баскаков, Смоленский, Кирилловский, Опекалов, Киевский распев, Болгарский распев. Греческий распев. Развитию хор. пения способствовали 2 хора — государевых певчих дьяков и патриарших певчих дьяков (с 16 в.), на основе к-рых впоследствии были образованы соответственно Придв. певч. капелла в Петербурге и Синодальный хор в Москве. С сер. 17 в. под влиянием укр. и польск. культур распространилось многогол. партесное пение. Среди авторов: В. Титов, Ф. Редриков, Н. Бавыкин, Н. Калашников. Классич. тип рус. духовного концерта во 2-й пол. 18 в. был создан М. С. Березовским и Д. С. Бортнянским.

С нач. 19 в. центром духовной музыки стала Придв. певч. капелла, позднее — также Синодальное уч-ще церк. пения. Композиторы 19 в. создали многочисл. духовные концерты, служебные песнопения и обработки (гармонизации) др.-рус. распевов (А. Ф. Львов, Н. И. Бахметев, П. М. Воротников, Г. Я. Ломакин, П. И. Турчанинов, Н. М. По-тулов, Г.Ф.Львовский). К Ц. м. обращались также М. И. Глинка, М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов, А. С. Аренский. Новаторскими произв. стали “Литургия” и “Всенощная” Чайковского—первые в рус. Ц. м. монументальные циклич. произв., отличающиеся единством стиля. В кон. 19 — нач. 20 вв. в творчестве А. Д. Кастальского, П. Г. Чеснокова, А. В. Никольского, А. Т. Гречанинова, М. М. Ипполитова-Иванова, С. В. Панченко, В. И. Ребикова, Н. И. Черепнина проявились новые принципы обработки старинных распевов. Их соч. приобрели черты, близкие рус. нар. многоголосию. Вершиной развития Ц. м. этого времени явились “Литургия Иоанна Златоуста” и “Всенощное бдение” Рахманинова.

Список литературы

Разумовский Д. В., Церк. пение в России, в. 1—3, М., 1867—69; его же, Государевы певчие дьяки XVII в., М., 1881

Смоленский С., Азбука знаменного пения старца Александра Мезенца..., Казань, 1888

Иванов-Борецкий М., Очерк истории мессы, М., 1910

Металлов В. М., Богослужебное пение рус. церкви в период домонгольский, ч. 1—2, М., 1912

Никольский А., Краткий очерк церк. пения в период I—Х вв.. П., 1916

Преображенский А., Культовая музыка в России, Л., 1924

Беляев В. М., Др.-рус. муз. письменность, М., 1962

Успенский Н. Д., Др.-рус. певч. иск-во, М.., 1971

Бражников М. В., Др.-рус. теория музыки. Л., 1972

Друскин М., Пассионы и мессы И. С. Баха, Л., 1976

Проблемы истории и теории др.-рус. музыки. Л., 1979

Гофман Э. Т. А., Старинная и новая церк. музыка, в кн.: Муз. эстетика Германии XIX в., т. 2, М., 1982

Скачать архив с текстом документа