Возникновение марксистского направления
СОДЕРЖАНИЕ: К началу 80-х годов 19 века в России уже имелись объективные социально-экономические и идейно-политические предпосылки для распространения марксистской идеологии. Во-первых, это сравнительно быстрое развитие капитализма и связанный с этим рост рабочего движения, во-вторых, высокий уровень развития общественно-политической мысли и революционно-демократического движения и, наконец, широкие интернациональные связи русских революционеров.К началу 80-х годов 19 века в России уже имелись объективные социально-экономические и идейно-политические предпосылки для распространения марксистской идеологии. Во-первых, это сравнительно быстрое развитие капитализма и связанный с этим рост рабочего движения, во-вторых, высокий уровень развития общественно-политической мысли и революционно-демократического движения и, наконец, широкие интернациональные связи русских революционеров.
Знакомству с марксизмом русская общественность и была обязана как раз представителям революционной демократии и народничества, проживавшим в эмиграции. Многие из них — Г. Лопатян, М. Бакунин, П. Лавров, Н. Утин и др. — являлись членами I Интернационала, созданного К. Марксом и Ф. Энгельсом. Народник Н. Даниельсон и непоколебимый сторонник Н. Чернышевского—Г. Лопатин были первыми переводчиками на русский язык “Капитала” Маркса.
В 1870 году возникла русская секция I Интернационала, в состав которой входили Н. Утин, А. Трусов, Е. Дмитриева и другие представители революционно-демократической интеллигенции. По их просьбе почетным секретарем-корреспондентом этой секции стал К. Маркс.
В 1883 году в Женеве (Швейцария) бывшими народниками-эмигрантами во главе с Г. В. Плехановым была создана первая российская социал-демократическая организация — группа “Освобождение труда”. Она объявила о своем окончательном разрыве с народничеством и приступила к изданию “Библиотеки современного социализма”.
Изданием “Библиотеки” группа ставила перед собой несколько задач: распространение идей социализма путем перевода на русский язык произведений Маркса и Энгельса, написание собственных популярных марксистских произведений, критику народнических взглядов и разработку важнейших вопросов русской жизни с позиций марксизма.
28 1
Члены группы П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич, В. Н. Игнатов имели значительный опыт борьбы с царизмом. Вера Ивановна Засулич (1849—1919 гг.) с семнадцати лет участвовала в революционном движении, была в ссылке, сидела в Петропавловской крепости. В 1878 году в знак протеста против телесного наказания политического заключенного стреляла в петербургского градоначальника Трепова. С 1879 года она — член организации “Черный передел”. Имя Засулич было очень популярно среди русских революционеров и социал-демократической общественности Западной Европы. Она была первой русской женщиной-марксисткой, верным соратником Г. В. Плеханова.
Павел Борисович Аксельрод (1850—1928 гг.) — один из организаторов первых народнических кружков в Киеве. В 1874 году, будучи за границей, он сблизился с бакунистами, редактировал их журнал “Община”, участвовал в работе Международного социалистического конгресса в 1881 году. Уже в эти годы наметился его отход от народнических взглядов и поворот к марксизму. После эмиграции Плеханова (1880 г.) возглавлял организацию “Черный передел”.
Лев Григорьевич Дейч (1855—1941 гг.) с конца 70-х годов был одним из самых активных пропагандистов-народников на юге России. В 1878 году совершил побег из киевской тюрьмы, куда был брошен за попытку поднять крестьян на восстание (“Чигиринское дело”).
Василий Николаевич Игнатов (1854—1885 гг.) “ходил в народ”, был членом “Земли и воли”. За участие в студенческих выступлениях неоднократно высылался из центральных городов России.
Основатель и руководитель группы “Освобождение труда” — Георгий Валентинович Плеханов (1856—1918 гг.) еще студентом Петербургского горного института присоединился к бунтарскому направлению народничества и стал одним из организаторов общества “Земля и воля”. В 1876 году после выступления на площади у Казанского собора был вынужден перейти на нелегальное положение. Активно участвовал в петербургских стачках конца 70-х годов, поддерживал тесные связи с руководителями “Северного союза русских рабочих”.
29алантливый публицист и пропагандист, Плеханов выделялся среди революционных народников серьезным отношением к теории, стал одним из признанных теоретиков народнического движения. В 1880 году из-за преследований полиции был вынужден эмигрировать в Швейцарию.
За границей Плеханов серьезно изучал произведения Маркса и Энгельса, внимательно знакомился с рабочим движением в странах Западной Европы, что и помогло ему по-новому подойти к оценке революционной борьбы в России,
Первые шаги деятельности группы “Освобождение труда” были сопряжены с немалыми трудностями. “Народная воля” все еще пользовалась глубокими симпатиями в революционной России, а небольшую, никем не признанную марксистскую группу осуждали вначале все течения революционного движения “за измену старым заветам”.
Члены группы вели активную литературную деятельность. За пять лет было переведено и опубликовано 15 марксистских произведений. Среди них такие фундаментальные работы Маркса и Энгельса, как “Наемный труд и капитал”, “Нищета философии”, “Развитие социализма от утопии к науке” и др. Примечательно, что эти переводы осуществлялись при ближайшем содействии Энгельса, с которым члены группы состояли в переписке, а позднее получили возможность общаться и лично. Благодаря этим переводам идеи Маркса и Энгельса в 80—90-х гг. стали достоянием широких кругов русской общественности.
Группа вела дискуссии с народниками. Это было продолжением споров внутри революционной демократии России о путях прогрессивного развития страны. Плеханов и его соратники использовали марксизм для объяснения специфики социально-экономического развития России и обоснования целей и задач российского рабочего движения.
Одновременно с переводами работ Маркса и Энгельса Плеханов и члены группы “Освобождение труда” издавали собственные сочинения. В 1883 году вышла книга Плеханова “Социализм и политическая борьба”. В ней доказывалась
теоретическая и практическая несостоятельность народничества, вскрывались причины его неизбежного краха в новых исторических условиях России. На основе конкретно-исторического материала Плеханов показал, что с развитием капи-
30
тализма в России обостряются классовые противоречия, что пролетариат вовлекается в политическую борьбу и становится главной революционной силой.
Народники подвергли резкой критике это первое марксистское произведение Плеханова, пытаясь доказать то, что уже было отвергнуто временем. Он ответил на эту критику яркой публицистической брошюрой “Наши разногласия”, в которой убедительно доказал, что Россия уже встала на путь капиталистического развития, что “инициативу коммунистического движения” может взять на себя лишь рабочий класс и его самостоятельная политическая партия, ближайшей целью которой должно стать ниспровержение абсолютизма.
Плеханов опроверг народнические утверждения о том, что Россия находилась накануне социалистической революции. Он первым из русских марксистов пришел к выводу, что назревавшая в России революция будет не социалистической, а буржуазно-демократической, и справедливо считается основоположником русского марксизма. На его произведениях воспитывалось первое поколение русских марксистов.
Плеханов был автором двух вариантов программы русской социал-демократии. Во втором, более совершенном, варианте была четко определена роль промышленного пролетариата как основной силы в борьбе за социализм, намечались главные средства политической борьбы: агитация и распространение среди рабочего класса социалистических идей, создание революционных организаций. Неизбежным условием переустройства общества, отмечалось в проекте программы, должно быть завоевание рабочим классом политической власти, а конечной целью борьбы — переход средств производства в общественную собственность.
Будучи в течение 20 лет признанным лидером российской социал-демократии, Плеханов был убежденным приверженцем западноевропейского пути развития, считая его единственно возможным для всех стран. И в течение всей своей последующей жизни развитие конкретных событий в России соотносил с этим тезисом.
Историческое значение деятельности группы “Освобождение труда” состояло в том, что она положила начало марксистскому направлению в общественной жизни России,
31
теоретически основала русскую социал-демократию и сделала первый шаг навстречу рабочему движению,.
Наряду с группой “Освобождение труда” марксистские кружки и группы создавались и в самой России. Главным содержанием их деятельности также являлось распространение марксизма и привлечение на свою сторону авангарда пролетариата. Они сыграли важную роль в подготовке условий для создания марксистской партии. Это были социал-демократические (марксистские) кружки Д. Благоева .(Партия русских социал-демократов, 1884 г.), П. Точисского (Товарищество Санкт-Петербургских мастеровых, 1885 г.), группа М. Бруснева, возникшая в 1889 году из остатков разгромленного жандармами кружков Благоева и Точисского.
Утвердившись в основном на социал-демократических позициях, кружки и группы еще не вполне освободились от традиций прошлого. По признанию Д. Благоева, их тогдашние взгляды представляли собой “смесь марксизма с лассальянством и с остатками старых утопических взглядов...”!.
Кроме Петербурга и Москвы, марксистские кружки и группы были созданы в Нижнем Новгороде, Казани, Одессе, Харькове, Киеве, Екатеринославле (Днепропетровск) и других городах, а также в Грузии, Польше, Литве, Латвии, Белоруссии. В 1888 году в работе одного из казанских кружков Н. Е. Федосеева принимал участие молодой Владимир Ульянов. К середине 90-х годов в 24 губерниях действовало более 50 марксистских организаций и 10 групп переходного характера2 .
С появлением первых марксистских организаций российская социал-демократия стала органической частью международного социалистического рабочего движения. Более десяти лет занял период (1884—1894 гг.) становления российской социал-демократии как самостоятельной политической партии. Это было время, когда социал-демократия существовала еще как идейное течение, не была связана с рабочим движением и делала только первые шаги, т. е. переживала, как отмечал В. И. Ленин, период “утробного раз-
Ц1ЕТИЯ”3.
г См.: История СССР. — М., 1968, с. 464. 2 См.: Вопросы истории КПСС, № 10, 1984, с. 109. з См : Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 6, с. 180.
32