Возникновение марксистского направления

СОДЕРЖАНИЕ: К началу 80-х годов 19 века в России уже имелись объ­ективные социально-экономические и идейно-политические предпосылки для распространения марксистской идеологии. Во-первых, это сравнительно быстрое развитие капитализма и связанный с этим рост рабочего движения, во-вторых, высо­кий уровень развития общественно-политической мысли и революционно-демократического движения и, наконец, ши­рокие интернациональные связи русских революционеров.

К началу 80-х годов 19 века в России уже имелись объ­ективные социально-экономические и идейно-политические предпосылки для распространения марксистской идеологии. Во-первых, это сравнительно быстрое развитие капитализма и связанный с этим рост рабочего движения, во-вторых, высо­кий уровень развития общественно-политической мысли и революционно-демократического движения и, наконец, ши­рокие интернациональные связи русских революционеров.

Знакомству с марксизмом русская общественность и была обязана как раз представителям революционной демо­кратии и народничества, проживавшим в эмиграции. Мно­гие из них — Г. Лопатян, М. Бакунин, П. Лавров, Н. Утин и др. — являлись членами I Интернационала, созданного К. Марксом и Ф. Энгельсом. Народник Н. Даниельсон и непо­колебимый сторонник Н. Чернышевского—Г. Лопатин были первыми переводчиками на русский язык “Капитала” Маркса.

В 1870 году возникла русская секция I Интернациона­ла, в состав которой входили Н. Утин, А. Трусов, Е. Дмит­риева и другие представители революционно-демократичес­кой интеллигенции. По их просьбе почетным секретарем-кор­респондентом этой секции стал К. Маркс.

В 1883 году в Женеве (Швейцария) бывшими народни­ками-эмигрантами во главе с Г. В. Плехановым была созда­на первая российская социал-демократическая организация — группа “Освобождение труда”. Она объявила о своем окончательном разрыве с народничеством и приступила к изданию “Библиотеки современного социализма”.

Изданием “Библиотеки” группа ставила перед собой несколько задач: распространение идей социализма путем перевода на русский язык произведений Маркса и Энгельса, написание собственных популярных марксистских произве­дений, критику народнических взглядов и разработку важ­нейших вопросов русской жизни с позиций марксизма.

28 1

Члены группы П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. И. За­сулич, В. Н. Игнатов имели значительный опыт борьбы с царизмом. Вера Ивановна Засулич (1849—1919 гг.) с сем­надцати лет участвовала в революционном движении, была в ссылке, сидела в Петропавловской крепости. В 1878 году в знак протеста против телесного наказания политического заключенного стреляла в петербургского градоначальника Трепова. С 1879 года она — член организации “Черный пе­редел”. Имя Засулич было очень популярно среди русских революционеров и социал-демократической общественности Западной Европы. Она была первой русской женщиной-марксисткой, верным соратником Г. В. Плеханова.

Павел Борисович Аксельрод (1850—1928 гг.) — один из организаторов первых народнических кружков в Киеве. В 1874 году, будучи за границей, он сблизился с бакунистами, редактировал их журнал “Община”, участвовал в работе Международного социалистического конгресса в 1881 году. Уже в эти годы наметился его отход от народнических взгля­дов и поворот к марксизму. После эмиграции Плеханова (1880 г.) возглавлял организацию “Черный передел”.

Лев Григорьевич Дейч (1855—1941 гг.) с конца 70-х годов был одним из самых активных пропагандистов-народ­ников на юге России. В 1878 году совершил побег из киев­ской тюрьмы, куда был брошен за попытку поднять кресть­ян на восстание (“Чигиринское дело”).

Василий Николаевич Игнатов (1854—1885 гг.) “ходил в народ”, был членом “Земли и воли”. За участие в студен­ческих выступлениях неоднократно высылался из централь­ных городов России.

Основатель и руководитель группы “Освобождение труда” — Георгий Валентинович Плеханов (1856—1918 гг.) еще студентом Петербургского горного института присоеди­нился к бунтарскому направлению народничества и стал од­ним из организаторов общества “Земля и воля”. В 1876 го­ду после выступления на площади у Казанского собора был вынужден перейти на нелегальное положение. Активно уча­ствовал в петербургских стачках конца 70-х годов, поддер­живал тесные связи с руководителями “Северного союза русских рабочих”.

29алантливый публицист и пропагандист, Плеханов вы­делялся среди революционных народников серьезным отно­шением к теории, стал одним из признанных теоретиков на­роднического движения. В 1880 году из-за преследований полиции был вынужден эмигрировать в Швейцарию.

За границей Плеханов серьезно изучал произведения Маркса и Энгельса, внимательно знакомился с рабочим дви­жением в странах Западной Европы, что и помогло ему по-новому подойти к оценке революционной борьбы в России,

Первые шаги деятельности группы “Освобождение тру­да” были сопряжены с немалыми трудностями. “Народная воля” все еще пользовалась глубокими симпатиями в рево­люционной России, а небольшую, никем не признанную марксистскую группу осуждали вначале все течения револю­ционного движения “за измену старым заветам”.

Члены группы вели активную литературную деятель­ность. За пять лет было переведено и опубликовано 15 марк­систских произведений. Среди них такие фундаментальные работы Маркса и Энгельса, как “Наемный труд и капитал”, “Нищета философии”, “Развитие социализма от утопии к науке” и др. Примечательно, что эти переводы осуществля­лись при ближайшем содействии Энгельса, с которым члены группы состояли в переписке, а позднее получили возмож­ность общаться и лично. Благодаря этим переводам идеи Маркса и Энгельса в 80—90-х гг. стали достоянием широ­ких кругов русской общественности.

Группа вела дискуссии с народниками. Это было про­должением споров внутри революционной демократии Рос­сии о путях прогрессивного развития страны. Плеханов и его соратники использовали марксизм для объяснения спе­цифики социально-экономического развития России и обос­нования целей и задач российского рабочего движения.

Одновременно с переводами работ Маркса и Энгельса Плеханов и члены группы “Освобождение труда” издавали собственные сочинения. В 1883 году вышла книга Плехано­ва “Социализм и политическая борьба”. В ней доказывалась

теоретическая и практическая несостоятельность народниче­ства, вскрывались причины его неизбежного краха в новых исторических условиях России. На основе конкретно-истори­ческого материала Плеханов показал, что с развитием капи-

30

тализма в России обостряются классовые противоречия, что пролетариат вовлекается в политическую борьбу и становит­ся главной революционной силой.

Народники подвергли резкой критике это первое марк­систское произведение Плеханова, пытаясь доказать то, что уже было отвергнуто временем. Он ответил на эту критику яркой публицистической брошюрой “Наши разногласия”, в которой убедительно доказал, что Россия уже встала на путь капиталистического развития, что “инициативу комму­нистического движения” может взять на себя лишь рабочий класс и его самостоятельная политическая партия, ближай­шей целью которой должно стать ниспровержение абсолю­тизма.

Плеханов опроверг народнические утверждения о том, что Россия находилась накануне социалистической револю­ции. Он первым из русских марксистов пришел к выводу, что назревавшая в России революция будет не социалисти­ческой, а буржуазно-демократической, и справедливо счита­ется основоположником русского марксизма. На его произ­ведениях воспитывалось первое поколение русских марк­систов.

Плеханов был автором двух вариантов программы рус­ской социал-демократии. Во втором, более совершенном, варианте была четко определена роль промышленного про­летариата как основной силы в борьбе за социализм, наме­чались главные средства политической борьбы: агитация и распространение среди рабочего класса социалистических идей, создание революционных организаций. Неизбежным условием переустройства общества, отмечалось в проекте программы, должно быть завоевание рабочим классом по­литической власти, а конечной целью борьбы — переход средств производства в общественную собственность.

Будучи в течение 20 лет признанным лидером россий­ской социал-демократии, Плеханов был убежденным при­верженцем западноевропейского пути развития, считая его единственно возможным для всех стран. И в течение всей своей последующей жизни развитие конкретных событий в России соотносил с этим тезисом.

Историческое значение деятельности группы “Освобож­дение труда” состояло в том, что она положила начало марксистскому направлению в общественной жизни России,

31

теоретически основала русскую социал-демократию и сдела­ла первый шаг навстречу рабочему движению,.

Наряду с группой “Освобождение труда” марксистские кружки и группы создавались и в самой России. Главным содержанием их деятельности также являлось распростра­нение марксизма и привлечение на свою сторону авангарда пролетариата. Они сыграли важную роль в подготовке ус­ловий для создания марксистской партии. Это были социал-демократические (марксистские) кружки Д. Благоева .(Пар­тия русских социал-демократов, 1884 г.), П. Точисского (То­варищество Санкт-Петербургских мастеровых, 1885 г.), группа М. Бруснева, возникшая в 1889 году из остатков раз­громленного жандармами кружков Благоева и Точисского.

Утвердившись в основном на социал-демократических позициях, кружки и группы еще не вполне освободились от традиций прошлого. По признанию Д. Благоева, их тогдаш­ние взгляды представляли собой “смесь марксизма с лас­сальянством и с остатками старых утопических взглядов...”!.

Кроме Петербурга и Москвы, марксистские кружки и группы были созданы в Нижнем Новгороде, Казани, Одессе, Харькове, Киеве, Екатеринославле (Днепропетровск) и дру­гих городах, а также в Грузии, Польше, Литве, Латвии, Бе­лоруссии. В 1888 году в работе одного из казанских кружков Н. Е. Федосеева принимал участие молодой Владимир Улья­нов. К середине 90-х годов в 24 губерниях действовало бо­лее 50 марксистских организаций и 10 групп переходного характера2 .

С появлением первых марксистских организаций рос­сийская социал-демократия стала органической частью меж­дународного социалистического рабочего движения. Более десяти лет занял период (1884—1894 гг.) становления рос­сийской социал-демократии как самостоятельной политичес­кой партии. Это было время, когда социал-демократия су­ществовала еще как идейное течение, не была связана с ра­бочим движением и делала только первые шаги, т. е. пере­живала, как отмечал В. И. Ленин, период “утробного раз-

Ц1ЕТИЯ”3.

г См.: История СССР. — М., 1968, с. 464. 2 См.: Вопросы истории КПСС, № 10, 1984, с. 109. з См : Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 6, с. 180.

32

Скачать архив с текстом документа