Формы и виды ценообразования

СОДЕРЖАНИЕ: 9. Типовые примеры решения задач по курсу “Цены и ценообразование” Типовой пример 1 Используя метод балловой оценки, определить оптовую цену предприятия на изделие “А”. Для расчета себестоимости одного балла принято изделие “Б”. Имеется оценка в баллах параметров изделий “А” и “Б”.

9. Типовые примеры решения задач по курсу “Цены и ценообразование”

Типовой пример 1

Используя метод балловой оценки, определить оптовую цену предприятия на изделие “А”. Для расчета себестоимости одного балла принято изделие “Б”. Имеется оценка в баллах параметров изделий “А” и “Б”.

Изде­лие
Параметры Всего
I II III IV V баллов
А 90 20 10 15 5 140
Б 110 25 12 18 9 174

Себестоимость базового изделия “Б” равна 5700 руб.

Норматив рентабельности – 25 %.

Решение:

Для определения оптовой цены предприятия методом балловой оценки необходимо сначала определить себестоимость нового изделия. Для этого необходимо подсчитать общее число баллов, в которое оценены изделия “А” и “Б”. Затем определить себестоимость одного балла через себестоимость изделия “Б”. Зная себестоимость одного балла и количество баллов, в которое оценено изделие “А”, можно определить себестоимость нового изделия:

5700

174
Себестоимость изделия “А” = 32,8 140 = 4592 руб.

Второй элемент оптовой цены – прибыль, которую можно определить, умножив норматив рентабельности и себестоимости на себестоимость изделия “А”:

Оптовая цена изделия “А” = 4592 + 1148 = 5740 руб.

Типовой пример 2

Определить розничную свободную цену на сахар исходя из следующих данных:

себестоимость сахара 1 кг = 2500 руб.;

рентабельность от себестоимости = 15 %;

снабженческо-сбытовая надбавка = 30 %;

торговая надбавка = 25 %;

НДС = 20 %.

Решение:

Розничная цена = оптовая цена + НДС + снабженческо-сбыто вая надбавка + торговая надбавка.

себестоимостьрентабельность
100 %
2500 + 15 %
100 %

НДС = 2875 x 20 % = 575 руб.

Снабженческо-сбытовая надбавка = (2875 + 575) 30 % = 1035 руб.

Торговая надбавка = (2875 + 575 + 1035) x 25 % = 1121 руб.

Розничная цена = 2875 + 575 + 1035 + 1121 = 5606 руб.

Типовой пример 3

Определить минимальную цену реализации и розничную свободную цену одной плитки импортного шоколада, если ее таможенная стоимость равна 300 руб., таможенная пошлина равна 20 % к таможенной стоимости, снабженческо-сбытовая надбавка равна 35 %, торговая надбавка – 20 %, НДС – 20 %.

Решение:

Минимальная цена реализации = таможенная стоимость + таможенная пошлина + НДС.

360 руб. 20 % = 72 руб. 360 + 72 = 432 руб.

Свободная розничная цена определяется как сумма минимальной цены реализации + снабженческо-сбытовая надбавка + торговая надбавка.

Снабженческо-сбытовая надбавка определяется в процентах к минимальной цене реализации:

432 руб. 35 % = 151 руб.

Торговая надбавка определяется в процентном отношении к сумме минимальной цены реализации и снабженческо-сбытовой надбавки:

(432 + 151) 20 % = 116 руб.

Розничная цена равна 432 + 151 + 116 = 699 руб.

Типовой пример 4

Определить оптовую цену 1 т молока для производства творога, оптовую цену 1 т творога, разницу между оптовой ценой молока для молочной промышленности и закупочной ценой.

Известно: розничная цена 1 т творога равна 950 руб., расходы по производству и доставке готовой продукции – 100 руб., рентабельность производства составляет 12 % себестоимости творога, стоимость используемых отходов – 20 руб., торговая скидка – 8 % розничной цены, расход молока на 1 т творога – 6 т, закупочная цена 1 т молока – 360 руб.

Решение:

Определяем оптовую цену 1 т творога как разницу между розничной ценой и 1 т творога и торговой скидкой. Оптовая цена творога 1 т равна:

Обозначим оптовую цену 1 т молока для производства творога через х, тогда оптовую цену 1 т творога можно выразить следующим образом:

874 = (6х – 20 + 100) + 0,12 х (6х – 20 + 100).

Решаем уравнение относительно х. Оптовая цена 1 т молока для производства творога будет равна 117 руб.

Разница между оптовой ценой молока для молочной промышленности и закупочной ценой составит 360 – 117 = 243 руб.

Типовой пример 5

Определить единую оптовую цену 1 т ржи (цену, по которой она продается с элеватора), единую оптовую цену 1 т ржаной муки для мукомольных предприятий, единую оптовую цену 1 т ржаной муки для сбытовых организаций, оптовую цену 1 т муки с НДС для хлебопекарных предприятий, оптовую цену 1 т печеного ржаного хлеба.

Известны: средняя расчетная цена 1 т ржи – 120 руб., расходы элеваторов по приобретению и хранению зерна – 10 руб., рентабельность элеваторов определена в размере 20 % расходов по хранению ржи, расходы мукомольных предприятий по помолу и реализации муки – 8 руб., рентабельность мукомольных предприятий – 10 % полной себестоимости 1 т муки, оптово-сбытовая скидка на муку установлена – в 7 руб., НДС – 10 % от оптовой цены муки, расходы хлебопекарной промышленности – 10 руб., рентабельность – 5 % полной себестоимости печеного хлеба.

Выход муки из зерна – 95 %, расход муки на 1 т хлеба – 0,6 т.

Решение:

Единая оптовая цена 1 т ржи (цена, по которой она продается с элеватора) определяется как средняя расчетная цена 1 т ржи + расходы элеваторов по приобретению и хранению зерна + прибыль элеваторов (рентабельность элеваторов х на расходы элеваторов по хранению ржи) равна 120 + 10 + 0,2 х 10 = 132 руб.

Единую оптовую цену 1 т ржаной муки для мукомольных предприятий определяем как затраты на сырье (зерно) для производства 1 т муки. необходимо определить расход зерна на 1 т муки из заданной нормы выхода муки из зерна. Составим пропорцию. Из нее следует, что для получения 1 т муки необходимо 1,05 т зерна.

Тогда себестоимость 1 т муки для мукомольных предприятий будет равна (1,05 132 + 8) = 146,6 руб., а оптовая цена 1 т муки = 146,6 + 0,1 146,6 = 161 руб.

Единая оптовая цена 1 т муки для сбытовых организаций равна 161 – 7 = 154 руб.

Оптовая цена 1 т муки с НДС для хлебопекарных предприятий равна 154 1,1 = 169,4 руб.

Оптовая цена 1 т печеного хлеба состоит из затрат на сырье (муку), расходов хлебопекарной промышленности по выпечке хлеба, прибыли хлебопекарной промышленности.

Так как расход муки на 1 т хлеба составляет 0,6 т, то затраты на сырье составят 0,6 169,4 = 101, 4 руб.

Оптовая цена 1 т печеного ржаного хлеба (101,4 + 10) 1,05 = 117 руб.

Типовой пример 6

Определить фактическую производственную себестоимость пальто женского демисезонного по следующим данным:

1) на пошив пальто были израсходованы прикладные материалы (ткань карманная, бортовая) – 3100 руб.;

2) израсходована швейная фурнитура (пуговицы, кнопки, крючки, нитки) – 1900 руб.;

3) транспортно-заготовительные расходы по израсходованным материалам – 130 руб.;

4) основная зарплата производственного персонала, занятого изготовлением – 17200 руб.;

5) дополнительная зарплата – 4800 руб.;

6) отчисления на социальное страхование – 8140 руб.;

7) общепроизводственные расходы – 3400 руб.;

8) общехозяйственные расходы – 5200 руб.

Решение:

Для определения фактической себестоимости необходимо просуммировать затраты по всем статьям. Фактическая себестоимость будет равна 43870 руб.

Типовой пример 7

Определить расчетный коэффициент (в процентах к прямой зарплате) и определить стоимость ремонтно-строительных работ по заказам населения, если известны:

1) затраты по статье “прямая зарплата” – 100 %;

2) доплаты за особые условия – 28 %;

3) дополнительная зарплата – 8 %;

4) отчисления на социальное страхование – 7,5 %;

5) накладные расходы – 135,5 %;

6) рентабельность – 15 %.

Решение:

Производственная себестоимость в процентной и прямой зарплате будет складываться из следующих элементов: затраты по прямой зарплате + доплаты за особые условия, дополнительная зарплата + отчисления на социальное страхование + накладные расходы = 100 + 28 + 8,0 + 7,5 + 135,5 = 279 %. Цена в процентах к прямой зарплате равна: производственная себестоимость + прибыль = 279 % + (15 % + 279 %)/100 % = 320,86 %.

Расчетный коэффициент для определения стоимости ремонтно-строительных работ по заказам населения будет равен 3,2.

Типовой пример 8

Определить годовой план прибыли по фабрике ремонта и пошива одежды, если известно:

выручка от реализации услуг по пошиву одежды за 1 полугодие составила – 2012,5 тыс. руб.; прибыль – 332,5 тыс. руб.; по ремонту одежды – 235,2 тыс. руб.; прибыль – 31,1 тыс. руб. Плановый объем услуг по пошиву одежды на год – 3512,5; по ремонту одежды – 502,3 тыс. руб.

Решение:

Общий объем реализации услуг за 1 полугодие составил 2012,5 + 235,3 = 2297,7 тыс. руб.; прибыль равна 332,5 + 31,1 = 363,6 тыс. руб.; следовательно, себестоимость услуг составила 2247,7 – 363,6 = = 1884,1 тыс. руб. Выручка от реализаии услуг должна быть равна 3512,3 + 502,3 = 4014,8 тыс. руб. Норматив рентабельности к себестоимости за 1 полугодие определим как отношение прибыли к себестоимости: 363,6 / 1884,1 = 0,19. Выручка от реализации за год может быть разложена на себестоимость и прибыль, исчисленную как произведение норматива рентабельности на себестоимость. Тогда получим:

4014,8 = себестоимость + 0,19 % себестоимости,

себестоимость = 4014,8 / 0,19 = 3373,8 тыс. руб.

4014,8 – 3373,8 = 641 тыс. руб.

Скачать архив с текстом документа