Информация. Информационные процессы
СОДЕРЖАНИЕ: Тема 2: ИНФОРМАЦИЯ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ Задание 1. Поставьте индивидуальную цель, используя схему построения – см. Приложение 1: Индивидуальная цель _Тема 2: ИНФОРМАЦИЯ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Задание 1. Поставьте индивидуальную цель, используя схему построения – см. Приложение 1:
Индивидуальная цель _____________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Запишите общую цель занятия.
_________________________________________________________________________________________________________________________
Задание3 . Ознакомьтесь с определениями Информации и составьте выводное знание:
Д рево Понятия (ДП) ИНФОРМАЦИЯ (лат. Information – разъяснение, изложение) |
|||
|
|||
… – это совокупность каких-либо сведений, данных, передаваемых устно (в форме речи), письменно (в виде текста, таблиц, рисунков, чертежей, схем, устных обозначений) либо другим способом (например, с помощью звуковых или световых сигналов, электрических и нервных импульсов, перепадов давления или температуры и т.д.) |
…- это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств |
… - это сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов |
… - это мера устранения неопределенности в отношении исхода интересующего нас события |
В ыводное З нание ИНФОРМАЦИЯ – это ____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 4 . Исследуйте понятие Информация по предложенной схеме и ответьте на поставленные вопросы.
Критерий исследования |
Свойства критерия |
Задания |
|||||||||||||
Виды информации |
По способу восприятия: 1. зрительная (визуальная) 2. звуковая (аудиальная) 3. тактильная (осязание, на ощупь) 4. вкусовая 5. обонятельная Практически 90%
информации человек получает при помощи органов зрения, |
Определите виды подучаемой информации в предложенных ситуациях 1. Хищник догоняет добычу, при этом он получает: ____________________ ________________________________________________________________ 2. Вы слушаете радио, при этом вы получаете _________________________ _________________________________________________________________ 3. Когда едите пересоленный суп ____________________________________ ___________________________________________________________________ |
|||||||||||||
По форме представления: 1.текстовая 2.числовая 3.графическая a. растровая b. векторная 4.звуковая 5.видео Форма представления одной и той же информации может быть различной. Это зависит от цели, которую вы перед собой поставили. |
1. Опишите форму представления музыкальной информации __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. Опишите форму представления записи: (a2 +b2 )=a2 +2ab+b2 __________________________________________________________________ ______________________________________________________ 3. Опишите форму представления информации, указанной на рисунке: ___________________________________________________ ___________________________________________________ 4. Приведите примеры, в которых числовая информация используется вместе с текстовой, графическая вместе с числовой. |
||||||||||||||
По общественному значению: 1.личная · наследственность · знания, умения, опыт · эмоции, интуиции 2.массовая · обыденная · общественно-политическая · эстетическая 3.специальная · научная · производственная · техническая · управленческая |
Какой вид информации получает человек в приведенных ситуациях 1. При просмотре передачи Новости _________________________________ __________________________________________________________________ 2. При изучении дисциплины Математика ____________________________ __________________________________________________________________ 3. К какому виду информации можно отнести опыт всего человечества ____ _________________________________________________________________ 4. К какому виду информации можно отнести умение человека разгадывать кроссворды _______________________________________________________ 5. К какому виду информации можно отнести умение человека разбираться в искусстве и моде __________________________________________________ 6. К какому виду информации можно отнести сферу деятельности человека (его профессиональные обязангности) _________________________________ |
||||||||||||||
Формы представления информации - кодирование информации |
Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода, с целью сокращение записи, засекречивание (шифровка), удобство обработки и др. Для кодирования информации используют: Цифры, Буквы , Знаки, Символы Для обмена информацией с другими людьми человек использует естественные языки (русский, английский, китайский и др.) Наряду с естественными языками разработаны формальные языки (системы счисления, язык алгебры, языки программирования и др. ). Основное отличие формальных языков от естественных состоит в наличии строгих правил грамматики и синтаксиса . Некоторые языки используют в качестве кодов не буквы и цифры, а другие символы, например химические формулы, ноты, изображения элементов электрических или логических схем, дорожные знаки, точки и тире (код азбуки Морзе) и др. Для представления в ВТ числовой информации используют системы счисления: позиционную (двоичную, восьмеричную, и т.д) и непозиционную - аддитивную (римскую – набор 7 символов: I=1, V=5,X=10,L=50 C=100,D=500, M=1000). Для кодирования текстовой информации используют ASCII, ISO Универсальная система кодирования - Unicode |
1.Установите соответствие форм представления с примерами
2. Определите, в каком случае используют естественный язык, в каком формальный: a. b. Quidquid latet apparebit. c. d. Японское письмо называется слоговым, там один значок обозначает слог 3. Представьте в математической форме следующее утверждение: Если сумму чисел от одного до пяти разделить на разность чисел десять и семь, то в результате получится пять ______________________ Какая форма является использует формальный язык, какая естественный? |
|||||||||||||
Свойства информации |
Достоверность – не искажает истинного положения дел Адекватность – создает образ объекта определенного уровня соответствия Краткость – не содержит в себе не нужных сведений Актуальность – несет необходимые сведения Полнота – определен уровень достаточности для понимания и принятия решения Ясность – выражена понятным языком для тех, кому она предназначена Своевременность (оперативность) – не потеряла свою значимость Ценность – мера совокупности сведений, которыми располагает потребитель Доступность – мера возможности получить ту или иную информацию. Объективность /субъективность |
В следующих примерах определите свойства встречающейся информации : 1. Друг сообщает тебе: «На улице тепло» _______________________________ 2. Идет вступительный экзамен по математике. Вы попросили у соседа его решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но ...не на русском языке. __________________________________________________ 3. На следующий день вступительная комиссия вывесила правильные решения всех задач. ____________________________________________________ 4. В 1 году - 12 месяцев _________________________________________________ 5. Какая информация является своевременной и одновременно важной: контрольная работа по математике состоится завтра; неделю назад состоялись соревнования по футболу; 6.Приведите пример,в котором есть нарушение свойств информации: __________________________________________________________ __________________________________________________________ |
|||||||||||||
Способы передачи информации |
Сигнал – это физический процесс, имеющий информационное значение * Мимика * Жесты * Устная речь * Письменное сообщение * Радиоволны * Химическая реакция * Генетический год Дискретный (прерывистый) сигнал - может принимать конечное число значений в конечное число моментов времени (Цифровой сигнал) Примером дискретного сигнала является сигнал светофора Аналоговый – непрерывно меняющийся во времени Примером аналогового сигнала является снятие кардиограммы |
|
|||||||||||||
Действия над информацией |
Это процесс обработки информации по заданному правилу с помощью инструмента: - Мозг человека -Вычислительная машина Алгоритм обработки информации: 1. сбор информации – накопление информации 2. формализация– приведение в единую форму для сопоставления между собой, повышение уровня доступности 2. фильтрация – отсеивание лишнего 3. сортировка – упорядочение по заданному признаку 4. архивация – хранение в удобной форме 5. защита – комплекс мер по предотвращению утраты 6. преобразование – перевод из одной формы в другую, из одной структуры в другую 7. транспортировка - прием и передача между участниками информационного процесса Информационные процессы – действия, выполняемые с информацией. |
1. Перечислите действия с информацией, которые вы будете выполнять при написании реферата по дисциплине «Информатика»? 2. Приведите примеры ситуаций, в которых информация
|
|||||||||||||
Единицы измерения информации |
Прагматическая мера – измеряет ценность информации например, в экономике: как разность между ожидаемым экономическим эффектом при использовании информации, и тем же эффектом, но без ее использования Семантическая мера – смысловое содержание сообщения (сообщение равно нулю, если его сведения уже известны или субъект не в состоянии его понять) Это меры, предназначенные для качественного измерения. Количественная мера – вероятностный подход : i = log2 N i – кол-во информации, содержащееся в сообщении, из N равновероятных событий.
Пример 1: В корзине лежит 16 шаров разного цвета. Сколько информации несет сообщение, что достали белый шар? т.к. N = 16 шаров, то I = log2 N = log2 16 = 4 бит. В этом случае смысл сообщения не играет роли. Информация, которая не имеет смыслового значения называется данными . 1 бит – единичный объем данных 8 бит = 1 байт 1 Кбайт = 1024 байт 1 Мбайт =1024 Кбайт 1 Терабайт (Тб) = 1024 Гбайта, В ВТ при вводе текста 1 символ = 1 байт (один пробел = 1 байт) 1 клетка черно-белого рисунка (2-х цветное изображение) = 1 пиксель = 1 бит. Для кодирования 4-цветного изображения требуется два бита на пиксель, для кодирования 8-цветного изображения требуется три бита памяти на один пиксель Пример 2: книга содержит 100 страниц; на каждой странице – 35 строк, в каждой строке – 50 символов. Объем информации, содержащийся в книге, рассчитывается следующим образом: Страница содержит 35 50 = 1750 байт информации. Объем всей информации в книге (в разных единицах): 1750 100 = 175 000 байт. 175 000 : 1024 = 170,8984 Кбайт. 170,8984 : 1024 = 0,166893 Мбайт. |
1. Определите объем введенной фразы: Информатика_–_прикладная наука. Объем равен: __________ 1. Определите объем черно-белого графического объекта. Объем равен: __________ 2. Информационное письмо имеет размер 24576 байт. Его размер в килобайтах равен ___________ 3. Объем текста составляет 984 бита, сколько символов было введено? ________ 4. Укажите сообщения, семантическая мера которых для вас равна нулю: a) Два умноженное на два равно четырем b) Домен (фр. domaine ) — область; единица структуры. Домен (область) — владения короля либо какого-либо феодала в Средние века. c) d) ДРАЙВЕР (англ. driver — водитель, ведущий) — компьютерная программа, помогающая операционной системе работать с каким-либо устройством (например, управлять устройствами ввода-вывода, клавиатурой, принтером и т. д.). 5. Определить объем информации, содержащийся на 1 странице, если страница содержит 60 строк, на каждой строке по 40 символов Ответ: ____________ 6. В барабане для розыгрыша лотереи находится 32 шара. Сколько информации содержит сообщение том, что выпал номер 15? (Подсказка: ответ не зависит от того, какой именно выпал номер) Ответ: ________________________________________________________ 7. Информационный объем текста, подготовленного с помощью компьютера, равен 3,5 Кб. Сколько символов содержит этот текст? Ответ: ________________________________________________________ 8. Сколько Кб составляет сообщение, содержащее 12288 битов? Ответ: _______________________________________________________ 9. Сколько книг объемом в 350 Кбайт можно разместить на трех дюймовойдискете 1, 44 Мбайта? Ответ: _____________________________________ |
|||||||||||||
Носители информации |
Вещественные объекты : бумага, дерево, камень, оптический диск, кассета и т.д Волны и поля различной природы : акустические, электромагнитные, электростатический заряд, гравитационное поле и т.д. Состояние вещества : температура, давление, объем, концентрация раствора, состояние нервных волокон человеческого мозга и т.д. |
1. Какой вид носителя дает нам информацию о боли? ____________________________________________________________ 2. К какому виду носителей относится светофор? ___________________ ____________________________________________________________ 3. |
Домашнее задание:
1. Подчеркните профессии тех людей, кто получает деньги за создание, хранение, передачу или обработку информации :
металлург, редактор, доярка, учитель, фотограф, переводчик, шофер, композитор, хирург, бухгалтер, директор, парикмахер, архитектор, художник, дворник, продавец, машинистка, балерина, поэт, программист.
2. Определите методы получения информации (ответ оформите в виде схемы):
3. . Заполните таблицу согласно ситуациям:
ситуация |
Вид информации |
Форма представления |
Способ передачи |
Источник |
Вид носителя информации |
a) |
|||||
b) |
|||||
c) |
|||||
d) |
a) Общение продавца с покупателем. |
b) Ремонт оборудования |
c) Просмотр телепередачи |
d) Изучение результатов анализа молока при приемки его на молокозаводе |