Информация. Информационные процессы

СОДЕРЖАНИЕ: Тема 2: ИНФОРМАЦИЯ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ Задание 1. Поставьте индивидуальную цель, используя схему построения – см. Приложение 1: Индивидуальная цель _

Тема 2: ИНФОРМАЦИЯ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Задание 1. Поставьте индивидуальную цель, используя схему построения – см. Приложение 1:

Индивидуальная цель _____________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Запишите общую цель занятия.

_________________________________________________________________________________________________________________________

Задание3 . Ознакомьтесь с определениями Информации и составьте выводное знание:

Д рево Понятия (ДП) ИНФОРМАЦИЯ (лат. Information – разъяснение, изложение)

… – это совокупность каких-либо сведений, данных, передаваемых устно (в форме речи), письменно (в виде текста, таблиц, рисунков, чертежей, схем, устных обозначений) либо другим способом (например, с помощью звуковых или световых сигналов, электрических и нервных импульсов, перепадов давления или температуры и т.д.)

…- это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств

… - это сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов

… - это мера устранения неопределенности в отношении исхода интересующего нас события

В ыводное З нание ИНФОРМАЦИЯ – это ____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 4 . Исследуйте понятие Информация по предложенной схеме и ответьте на поставленные вопросы.

Критерий исследования

Свойства критерия

Задания

Виды информации

По способу восприятия:

1. зрительная (визуальная)

2. звуковая (аудиальная)

3. тактильная (осязание, на ощупь)

4. вкусовая

5. обонятельная

Практически 90% информации человек получает при помощи органов зрения,
примерно 9% — посредством органов слуха и только 1% — при помощи
остальных органов чувств.

Определите виды подучаемой информации в предложенных ситуациях

1. Хищник догоняет добычу, при этом он получает: ____________________ ________________________________________________________________

2. Вы слушаете радио, при этом вы получаете _________________________

_________________________________________________________________

3. Когда едите пересоленный суп ____________________________________

___________________________________________________________________

По форме представления:

1.текстовая

2.числовая

3.графическая

a. растровая

b. векторная

4.звуковая

5.видео

Форма представления одной и той же информации может быть различной. Это зависит от цели, которую вы перед собой поставили.

1. Опишите форму представления музыкальной информации __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Опишите форму представления записи: (a2 +b2 )=a2 +2ab+b2 __________________________________________________________________

______________________________________________________

3. Опишите форму представления информации, указанной на рисунке: ___________________________________________________

___________________________________________________

4. Приведите примеры, в которых числовая информация используется вместе с текстовой, графическая вместе с числовой.

По общественному значению:

1.личная

· наследственность

· знания, умения, опыт

· эмоции, интуиции

2.массовая

· обыденная

· общественно-политическая

· эстетическая

3.специальная

· научная

· производственная

· техническая

· управленческая

Какой вид информации получает человек в приведенных ситуациях

1. При просмотре передачи Новости _________________________________

__________________________________________________________________

2. При изучении дисциплины Математика ____________________________

__________________________________________________________________

3. К какому виду информации можно отнести опыт всего человечества ____

_________________________________________________________________

4. К какому виду информации можно отнести умение человека разгадывать кроссворды _______________________________________________________

5. К какому виду информации можно отнести умение человека разбираться в искусстве и моде __________________________________________________

6. К какому виду информации можно отнести сферу деятельности человека (его профессиональные обязангности) _________________________________

Формы представления информации - кодирование информации

Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода, с целью сокращение записи, засекречивание (шифровка), удобство обработки и др.

Для кодирования информации используют:

Цифры, Буквы , Знаки, Символы

Для обмена информацией с другими людьми человек использует естественные языки (русский, английский, китайский и др.)

Наряду с естественными языками разработаны формальные языки (системы счисления, язык алгебры, языки программирования и др. ). Основное отличие формальных языков от естественных состоит в наличии строгих правил грамматики и синтаксиса .

Некоторые языки используют в качестве кодов не буквы и цифры, а другие символы, например химические формулы, ноты, изображения элементов электрических или логических схем, дорожные знаки, точки и тире (код азбуки Морзе) и др.

Для представления в ВТ числовой информации используют системы счисления: позиционную (двоичную, восьмеричную, и т.д) и непозиционную - аддитивную (римскую – набор 7 символов: I=1, V=5,X=10,L=50 C=100,D=500, M=1000). Для кодирования текстовой информации используют ASCII, ISO Универсальная система кодирования - Unicode

1.Установите соответствие форм представления с примерами

Формы представления

Примеры

цифры

Триста восемьдесят девять

буквы

= + -

знаки

$

символы

8 9 11 13

2. Определите, в каком случае используют естественный язык, в каком формальный:

a.

b. Quidquid latet apparebit.

c.

d. Японское письмо называется слоговым, там один значок обозначает слог

3. Представьте в математической форме следующее утверждение:

Если сумму чисел от одного до пяти разделить на разность чисел десять и семь, то в результате получится пять

______________________

Какая форма является использует формальный язык, какая естественный?

Свойства информации

Достоверность – не искажает истинного положения дел

Адекватность – создает образ объекта определенного уровня соответствия

Краткость – не содержит в себе не нужных сведений

Актуальность – несет необходимые сведения

Полнота – определен уровень достаточности для понимания и принятия решения

Ясность – выражена понятным языком для тех, кому она предназначена

Своевременность (оперативность) – не потеряла свою значимость

Ценность – мера совокупности сведений, которыми располагает потребитель

Доступность – мера возможности получить ту или иную информацию.

Объективность /субъективность

В следующих примерах определите свойства встречающейся информации :

1. Друг сообщает тебе: «На улице тепло» _______________________________

2. Идет вступительный экзамен по математике. Вы попросили у соседа его решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но ...не на русском языке. __________________________________________________

3. На следующий день вступительная комиссия вывесила правильные решения всех задач. ____________________________________________________

4. В 1 году - 12 месяцев _________________________________________________

5. Какая информация является своевременной и одновременно важной:

контрольная работа по математике состоится завтра;

неделю назад состоялись соревнования по футболу;

6.Приведите пример,в котором есть нарушение свойств информации:

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Способы передачи информации

Сигнал – это физический процесс, имеющий информационное значение

* Мимика

* Жесты

* Устная речь

* Письменное сообщение

* Радиоволны

* Химическая реакция

* Генетический год

Дискретный (прерывистый) сигнал - может принимать конечное число значений в конечное число моментов времени (Цифровой сигнал)


Примером дискретного сигнала является сигнал светофора

Аналоговый – непрерывно меняющийся во времени

Примером аналогового сигнала является снятие кардиограммы

  1. Впишите недостающие элементы в схему передачи информации
  2. Укажите, какими способами передавалась информация в первобытнообщинном обществе: ________________________________________________ __________________
  3. Укажите источники аналогового и дискретного сигнала, продолжив заполнение таблицы

Источник аналогового сигнала

Источник дискретного сигнала

Скрипка . Может издать звук любой высоты. Переход от тона к тону происходит плавно и непрерывно

Фортепиано. Нельзя исполнить звуки между нотами «ми» и «фа». Переход от ноты к ноте осуществляется скачком.

Телевизор. Луч кинескопа непрерывно перемещается по экрану, и яркость отдельных участков меняется плавно

Монитор. Яркость луча изменяется скачком – есть луч (яркая точка), нет луча (черная точка).

Процессы в природе (Температура воздуха, Атмосферное давление, Смена времен года, Смена дня и ночи) и т.п

Музыкальный проигрыватель компакт-дисков ( CD-плеер).

  1. Какие существуют способы передачи информации между двумя судами в океане (приведите все всевозможные примеры)

Действия над информацией

Это процесс обработки информации по заданному правилу с помощью инструмента:

- Мозг человека

-Вычислительная машина

Алгоритм обработки информации:

1. сбор информации – накопление информации

2. формализация– приведение в единую форму для сопоставления между собой, повышение уровня доступности

2. фильтрация – отсеивание лишнего

3. сортировка – упорядочение по заданному признаку

4. архивация – хранение в удобной форме

5. защита – комплекс мер по предотвращению утраты

6. преобразование – перевод из одной формы в другую, из одной структуры в другую

7. транспортировка - прием и передача между участниками информационного процесса

Информационные процессы – действия, выполняемые с информацией.

1. Перечислите действия с информацией, которые вы будете выполнять при написании реферата по дисциплине «Информатика»?

2. Приведите примеры ситуаций, в которых информация

а) создаётся

б) ищется

в) запоминается

г) передается

Единицы измерения информации

Прагматическая мера – измеряет ценность информации например, в экономике: как разность между ожидаемым экономическим эффектом при использовании информации, и тем же эффектом, но без ее использования

Семантическая мера – смысловое содержание сообщения (сообщение равно нулю, если его сведения уже известны или субъект не в состоянии его понять)

Это меры, предназначенные для качественного измерения.

Количественная мера – вероятностный подход :

i = log2 N

i – кол-во информации, содержащееся в сообщении, из N равновероятных событий.

Пример 1:

В корзине лежит 16 шаров разного цвета. Сколько информации несет сообщение, что достали белый шар?

т.к. N = 16 шаров, то I = log2 N = log2 16 = 4 бит.

В этом случае смысл сообщения не играет роли. Информация, которая не имеет смыслового значения называется данными .

1 бит – единичный объем данных

8 бит = 1 байт

1 Кбайт = 1024 байт

1 Мбайт =1024 Кбайт

1 Терабайт (Тб) = 1024 Гбайта,
1 Петабайт (Пб) = 1024 Тбайта.

В ВТ при вводе текста 1 символ = 1 байт (один пробел = 1 байт)

1 клетка черно-белого рисунка (2-х цветное изображение) = 1 пиксель = 1 бит. Для кодирования 4-цветного изображения требуется два бита на пиксель, для кодирования 8-цветного изображения требуется три бита памяти на один пиксель

Пример 2: книга содержит 100 страниц; на каждой странице – 35 строк, в каждой строке – 50 символов.

Объем информации, содержащийся в книге, рассчитывается следующим образом:

Страница содержит 35 50 = 1750 байт информации.

Объем всей информации в книге (в разных единицах):

1750 100 = 175 000 байт.

175 000 : 1024 = 170,8984 Кбайт.

170,8984 : 1024 = 0,166893 Мбайт.

1. Определите объем введенной фразы:

Информатика_–_прикладная наука.

Объем равен: __________

1. Определите объем черно-белого графического объекта. Объем равен: __________

2. Информационное письмо имеет размер 24576 байт. Его размер в килобайтах равен ___________

3. Объем текста составляет 984 бита, сколько символов было введено? ________

4. Укажите сообщения, семантическая мера которых для вас равна нулю:

a) Два умноженное на два равно четырем

b) Домен (фр. domaine ) — область; единица структуры. Домен (область) — владения короля либо какого-либо феодала в Средние века.

c)

d) ДРАЙВЕР (англ. driver — водитель, ведущий) — компьютерная программа, помогающая операционной системе работать с каким-либо устройством (например, управлять устройствами ввода-вывода, клавиатурой, принтером и т. д.).

5. Определить объем информации, содержащийся на 1 странице, если страница содержит 60 строк, на каждой строке по 40 символов

Ответ: ____________

6. В барабане для розыгрыша лотереи находится 32 шара. Сколько информации содержит сообщение том, что выпал номер 15? (Подсказка: ответ не зависит от того, какой именно выпал номер)

Ответ: ________________________________________________________

7. Информационный объем текста, подготовленного с помощью компьютера, равен 3,5 Кб. Сколько символов содержит этот текст?

Ответ: ________________________________________________________

8. Сколько Кб составляет сообщение, содержащее 12288 битов?

Ответ: _______________________________________________________

9. Сколько книг объемом в 350 Кбайт можно разместить на трех дюймовойдискете 1, 44 Мбайта?

Ответ: _____________________________________

Носители информации

Вещественные объекты : бумага, дерево, камень, оптический диск, кассета и т.д

Волны и поля различной природы : акустические, электромагнитные, электростатический заряд, гравитационное поле и т.д.

Состояние вещества : температура, давление, объем, концентрация раствора, состояние нервных волокон человеческого мозга и т.д.

1. Какой вид носителя дает нам информацию о боли? ____________________________________________________________

2. К какому виду носителей относится светофор? ___________________

____________________________________________________________

3.

Домашнее задание:

1. Подчеркните профессии тех людей, кто получает деньги за создание, хранение, передачу или обработку информации :

металлург, редактор, доярка, учитель, фотограф, переводчик, шофер, композитор, хирург, бухгалтер, директор, парикмахер, архитектор, художник, дворник, продавец, машинистка, балерина, поэт, программист.

2. Определите методы получения информации (ответ оформите в виде схемы):


3. . Заполните таблицу согласно ситуациям:

ситуация

Вид информации

Форма представления

Способ передачи

Источник

Вид носителя информации

a)

b)

c)

d)

a) Общение продавца с покупателем.

b) Ремонт оборудования

c) Просмотр телепередачи

d) Изучение результатов анализа молока при приемки его на молокозаводе

Скачать архив с текстом документа