Васнецов В.М.
СОДЕРЖАНИЕ: Мастер исторического и мифологического жанров, представитель неорусского стиля в русском модерне.Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) - русский живописец.
Мастер исторического и мифологического жанров, представитель неорусского стиля в русском модерне.
Творческая биография Васнецова отчетливо делится на два больших периода. В первом он следует принципам передвижнического социально-критического жанра. Подъем общественного интереса к национальным древностям в последние десятилетия 19 века приводит к решительным сдвигам в творчестве художника. Обращаясь к темам фольклорной мифологии, он радикально реформирует русский исторический жанр. У русских и зарубежных ценителей (напр., у А. А. Блока и Р. М. Рильке) творчество нового, эпического Васнецова находит горячий отклик как выражение нового русского стиля.
Родился в Вятке, образование получил в местной духовной семинарии, в 1868 - 73 годах учился в академии художеств, по окончании которой ездил за границу. Выставлять картины начал с 1869 г., сначала на академических, затем на передвижных выставках. Творчество Васнецова обнимает жанр, народный эпос, историю и религиозные сюжеты.
К картинам Васнецова бытового характера принадлежат, например, С квартиры на квартиру (1876, Третьяковская галерея), Военная телеграмма (1878), Книжная лавочка (1876, там же), Балаганы в Париже (1877, Музей Александра III).
Из былинных и исторических картин Васнецова выдаются: Витязь на распутье (1882, Музей Александра III), После побоища Игоря Святославича с половцами (1880, Третьяковская галерея), Иван Царевич на Сером Волке (1889, там же).
Наибольшей известности достиг Васнецов в области религиозной живописи. Особенно замечательны его работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения в Санкт-Петербурге. Акварельные рисунки и подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира хранятся в Третьяковской галерее и в Музее Александра III; в последнем хранятся также оригиналы для мозаики в храме Воскресения, для Дармштадтской церкви, а также Плащаница (1896).
Религиозная живопись Васнецова ознаменовала собою начало нового движения в этой области и повела к созданию своеобразного васнецовского стиля, которому многие стараются подражать, но большею частью безуспешно.
Не менее велики заслуги Васнецова в области воссоздания древнерусского декоративного искусства. Васнецов сумел проникнуться его высоким, благородно-спокойным, монументальным, а подчас уютным и затейливым характером. Таковы, например, его различные декоративные наброски, его узоры во Владимирском соборе, постановки Снегурочки (для С. И. Мамонтова). Главное достоинство декоративных работ Васнецова - их красочный эффект, сказывающийся в чисто русских сочетаниях и оттенках сочных, полных и спокойных красок.