Инновационная деятельность на предприятии 2

СОДЕРЖАНИЕ: Федеральное агентство по образованию Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования Омский государственный технический университет

Федеральное агентство по образованию

Государственное Образовательное

Учреждение Высшего Профессионального Образования

Омский государственный технический университет

Кафедра Менеджмент

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Инновационный менеджмент»

на тему : «Инновационная деятельность на предприятии

на примере

Выполнила : ст. гр. ЗМН-511

Быченко Н.Л.

Проверила : Яковлева Е.В.

Омск – 2005

Содержание

Введение

1. Сущность организации инновационной деятельности

2. Факторы, формирующие инновационную деятельность

3. Основание для разработки проекта

4. Характеристика организации, осуществляющей проект

5. Краткая характеристика инвестиционного проекта

Заключение

Библиографический список

Приложение

Введение

Инновации и инновационные процессы в современной экономике играют решающую роль в вопросе приобретения и поддержания сильных сторон предприятия в конкурентной борьбе. Инновации и отношение к ним в значительной мере определяют позиции, как крупных компаний, так и ма­лых предприятий, в том числе и начинающих.

Особенную важность приобретают инновационные проекты именно в случае начинающих фирм, находящихся на стадии входа в какую-либо отрасль. Это происходит потому, что в настоящее время даже в условиях российской экономической системы вход в отрасль - очень сложный процесс преодоле­ния барьеров, возведенных вследствие уже достаточного присутствия в от­расли конкурирующих компаний. Сделать возможным внедрение в здоро­вую конкуренцию нового предприятия позволяет реализация различного рода инноваций.

Однако известно, что основными характерными чертами инновационных проектов являются как правило высокий уровень риска, большие затраты и большая отдача. Уровень затрат на разработку и реализацию инновацион­ных проектов зачастую является непосильным для малых компаний, а осо­бенно для фирм, находящихся на стадии создания и становления.

Поэтому такие предприятия стоят перед необходимостью поиска источника финансирования. Ни для кого не секрет, что поиск инвестора в условиях России - задача сложная, а если при этом речь идет об инвестировании ин­новационных проектов, реализуемых в достаточно длительный период вре­мени компаниями, не имеющими никакой репутации на рынке, то подобная задача представляется абсолютно неразрешимой.

Принимая во внимание описанные причины, в этой работе предлагается рассмотреть пример инновационного проекта, который вполне пригоден для реализации малыми начинающими предприятиями.

1. Сущность организации инновационной деятельности

Организация инновационного процесса – деятельность по объединению усилий научно-технического персонала на основе соответствующих регламентов и процедур, направленная на ускорение и повышение эффективности инновационного развития. Цель организации – упорядочение инновационного процесса, улучшение его характеристик, ликвидация потерь, связанных с повторным проведением исследований и разработок, неполным использованием имеющихся открытий, медленным осуществлением процесса «исследование – производство».

Особенности организации инновационного процесса связаны с внутренне присущей ему неопределенностью. Неопределенность достижения цели, т.е. вероятность получения положительного результата, составляет на стадии фундаментальных исследований всего 5 – 10%, увеличиваясь на этапе прикладных исследований до 85 – 90%, а в процессе разработок – до 95 – 97%. Однако и на поздних стадиях инновационного цикла остается существенной неопределенность времени и затрат, необходимых для достижения эффекта. Жесткое нормирование сроков и затрат уменьшает вероятность получения заданного результата, а регламентация результата и сроков связана с допущением возможности значительного перерасхода средств. Организация инновационного процесса основывается на учете его вероятностного характера, статистической природы действующих здесь закономерностей.

Организация инновационного процесса в широком смысле включает организацию научно-производственного цикла (определение специализации и ответственности организаций, их размера, размещения, установление последовательности и порядка выполнения работ), организацию труда персонала и организацию управления.

Высокие темпы и эффективность обновления продукции, технологических процессов, их конкурентноспособность во многом определяются организационной составляющей инновационного механизма. При этом особую роль играют организации, в которых сосредоточены основные работы по созданию и освоению инноваций, - отраслевые научно-исследовательские и проектно-конструкторские инструменты, опытные и специальные конструкторские бюро, конструкторские бюро и отделы предприятий (объединений), акционерных обществ. В общем виде научные и научно-технические организации можно классифицировать следующим образом :

· научно-исследовательские институты (НИИ);

· конструкторские бюро (КБ);

· проектно-технологические институты (ПТИ);

· проектно-конструкторские институты (ПКИ);

· государственные проектные институты (ГПИ).

2. Факторы, формирующие инновационную деятельность предприятий

В условиях рынка каждое предприятие (фирма) самостоятельно осуществляет производственную и маркетинговую деятельность, оценивает уровень собственного научного потенциала и ресурсных возможностей, а также выбирает виды инновационных стратегий. Инновационная деятельность на предприятиях преследует разные цели и обусловлена факторами технического, финансово-экономического, политического, ресурсного и рыночного характера. Так инновационная деятельность может быть ответной реакцией на требования рынка, ограниченный доступ к передовым технологическим решениям, ресурсные ограничения, изменения в налоговой деятельностью на предприятиях эти факторы играют первостепенную роль.

Учитывая взаимосвязь целей инновационной деятельности и определяющих ее факторов, рассмотрим характер и содержание целей инноваций, осуществляемых на предприятиях. Эти цели могут быть подразделены на стратегические и тактические (конкретные). В современных условиях стратегическими целями являются выживание, увеличение прибыли, повышение конкурентноспособности, экспансия, завоевание новых рынков. В современных условиях около 30% инновационно-активных предприятий своей стратегической целью считают повышение конкурентноспособности продукции, в то время как у 25% инновационно-активных предприятий основная стратегическая цель – экспансия, завоевание новых рынков.

Тактические (конкретные) цели инновационной деятельности предприятий достаточно многообразны. Основные из них : замена устаревшей продукции, расширение ассортимента продукции, сохранение традиционных рынков сбыта и их расширение, снижение материальных и энергетических затрат, улучшение качества продукции, снижение загрязнения окружающей среды, повышение гибкости производства. При этом тактические цели инновационной деятельности носят комплексный

характер. Достижение этих стратегических и тактических целей во многом зависит от вышеуказанных факторов различного характера. При принятии управленческих решений по инновациям важны четкая классификация факторов и выявление их содержания. Факторы, формирующие инновационную деятельность предприятий, делятся на внутренние (относящиеся к предприятиям) и внешние (не зависящие от предприятий). В свою очередь, внешние факторы подразделяются на прямые и косвенные.

Эти факторы могут оказывать влияние на инновационную деятельность предприятий в комплексе и в различных комбинациях, что учитывается при принятии инновационных управленческих решений. Для предприятий внутренние импульсы к инновационной деятельности являются первоочередными. Такими могут быть моральный и физический износ оборудования, устаревшая технология, необходимость снизить энергозатраты, стремление расширить производственные мощности. Для современных предприятий внутренние импульсы к инновационной деятельностью важным является учет таких факторов, как инновационный климат в коллективе и восприимчивость его к нововведениям. На инновационную деятельность предприятий особое влияние оказывает их отраслевая принадлежность. Она в значительной мере создает привлекательность инноваций для частных, отечественных и иностранных интересов. При прочих условиях именно фактор отраслевой принадлежности повышает притягательность инвестиций. На предприятиях, где произошла смена собственника и их руководства, факторами инноваций стали институциональные перемены, а именно смена формы контроля.

3. Основания для разработки проекта

В настоящее время в городе Москва достаточно мощное развитие получила такая область бизнеса, как производство бытовых услуг населению. В дан­ной работе речь пойдет в частности о химической чистке тканей, изделий из кожи и ковровых покрытий, а также услугах прачечной.

Анализ рынка указанного вида услуг показал, что основная часть объёма продаж принадлежит четырём достаточно молодым предприятиям, исполь­зующим западное оборудование и технологию. Крупные комбинаты быто­вого обслуживания, оставшиеся с “советских” времен, обладающие изно­шенным оборудованием и устаревшими технологиями чистки оказались неконкурентоспособными.

Среди наиболее мощных представителей данного бизнеса находится и ЗАО “Диана” - фабрика-химчистка, обладающая современным итальянским обо­рудованием и новейшими технологиями чистки. Применение таких техноло­гий позволяет обслуживать примерно 3 миллиона заказов в месяц. Однако приёмный пункт фабрики не способен обеспечить полную загрузку произ­водственных мощностей, и в настоящий момент оборудование загружено только на 45 %, несмотря на то, что фабрика расположена в жилом “спальном” районе Москвы.

Поэтому одной из задач организации ЗАО «Даниэль» является обеспечить максимальную загрузку своих производственных мощностей для устранения недополученной прибыли.

Рассматриваемый инновационный проект предполагается реализовать в трех крупных городах Балашихинского района Московской области:

* г. Реутов;

* г. Балашиха;

* г. Железнодорожный.

Рассматриваемый инновационный проект принят к реализации со следующей миссией: «Обеспечение жителей крупных городов Балашихинского района качественными услугами по химической чистке и стирке».

Главной целью инновационного проекта по оказанию сбытовых услуг ЗАО «Даниэль» является получение прибыли компанией, реализующей проект - ООО «Лиана».

Однако ожидаемый от реализации проекта эффект подразумевает решение следующих задач:

1. Доведение объема производства ЗАО «Даниэль» до проектного значения (полная загрузка производственных мощностей);

2. Увеличение притока денег в городские бюджеты городов Балашиха, Реутов, Железнодорожный;

3. Повышение лояльности к местным органам власти путем снятия социальной напряженности, связанной с недостаточным бытовым обслуживанием жителей;

4. Сокращение расходов городских бюджетов, связанное с ликвидацией необходимости финансовых вложений в убыточные городские службы быта.

Основой реализации проекта является договор, заключаемый между двумя юридическими лицами:

* Закрытое акционерное общество «Даниэль»;

* Общество с ограниченной ответственностью «Лиана».

Согласно этому договору, ЗАО «Даниэль» приобретает следующие обязанности:

ООО «Лиана» приобретает следующие обязанности:

Указанный договор вступает в действие с момента его подписания и утрачивает силу по желанию одной из сторон.

Подписанию такого договора предшествует проведение работ по доказательству осуществимости проекта.

Руководству ЗАО «Даниэль» необходимо предоставить все необходимые расчеты по технико-экономическим параметрам проекта, а также документы, подтверждающие способность ООО «Лиана» обеспечить выполнение оговоренных обязанностей.

Очень важным правовым аспектом деятельности ООО «Лиана» является получение налоговых льгот.

В частности, источником получения налоговых льгот является тот факт, что фирма «Лиана» :

* является малым предприятием;

* функционирует в отрасли бытовых услуг;

* ведет реализацию по фиксированным ценам, обозначенным в прейскурантах.

Кроме означенного контракта реализация проекта обеспечивается и рядом сопутствующих документов, регламентирующих решениеспорных вопросов, а также прочих аспектов совместной деятельности.

4. Характеристика организации, осуществляющей проект

Для реализации рассматриваемого инновационного проекта предполагается создание нового юридического лица.

Организационно-правовой формой юридического лица решено избрать об­щество с ограниченной ответственностью, форма собственности - частная.

Фирменным наименованием создаваемого юридического лица является на­звание «Лиана».

ООО «Лиана» предполагается зарегистрировать в Регистрационной па­лате г. Железнодорожный. Уставный капитал общества составляет 8.394.000 рублей. Общество имеет банковский счет в железнодорожном отделении банка “Инком”.

Численность персонала ООО «Лиана» составляет 7 человек, что позволяет отнести предприятие к категории малых.

Организационная структура предприятия имеет следующий вид, представ­ленный на рисунке 1.


Рис. 1. Организационная структура ООО «Лиана»

Высшим органом управления в ООО «Лиана» является общее собрание участников - учредителей общества. Собрание решает стратегические во­просы, вопросы распределения прибыли общества, а также избирает Гене­рального директора.

Генеральный директор осуществляет общее управление обществом. Его не­посредственным заместителем является менеджер-исполнитель, который за­нимается текущими производственными вопросами, контролем деятельно­сти приёмных пунктов.

5. Краткая характеристика инвестиционного проекта

Сущность рассматриваемого проекта состоит в следующем.

Вследствие большой недозагруженности оборудования по производству химической чистки и стирки в ЗАО «Даниэль» и потребности в этих услугах насе­ления крупных городов Балашихинского района предполагается рассмот­реть возможность открытия приёмных пунктов от ЗАО «Даниэль» в этих го­родах.

Это позволит обеспечить дополнительный сбыт продукции ЗАО «Даниэль» и поставить необходимые услуги населению района.

Для реализации такого проекта предполагается создать самостоятельное юридическое лицо ООО «Лиана», зарегистрированное в регистрационной палате города Железнодорожного. ООО «Лиана» будет заниматься ока­занием закрытому акционерному обществу «Лиана» платной услуги по сбыту продукции последнего. Для этого будет составлен соответствующий договор, согласно которому ООО «Лиана» покупает продукцию ЗАО «Даниэль» со скидкой 25 % и получает разрешение реализовать её от имени «Даниэль».

Фактически, такой договор предполагает, что «Лиана» получает возмож­ность открыть удаленный от фабрики-химчистки пункт приёма белья. Вследствие отсутствия потребности в обширных площадях, такой пункт может быть расположен практически везде, в том числе появляется возмож­ность расположить его в удобном легкодоступном месте, в частности это может быть массово посещаемый торговый дом в центре города или рынок, в котором предполагается аренда торгового места или контейнера.

Приёмный пункт будет собственностью ООО «Лиана», и в течение дня займется обслуживанием клиентов. Полученные заказы в конце дня транс­портируются силами ООО «Лиана» на фабрику - химчистку, где и обслу­живаются. Затем готовые заказы возвращаются клиентам. Оплата услуг фабрики производится в конце месяца.

Таким образом, ООО «Лиана» имеет доход от разницы стоимости чистки и цены заказа (стоимость чистки составляет 75 % от цены), а ЗАО «Даниэль», решая проблему загруженности фондов, фактически избавлена от необхо­димости содержать при этом пункты приёма, что и позволяет ей предоставить 25 процентную скидку.

Резюмируя вышесказанное, можно выделить следующую сущность проекта: создание нового предприятия в Балашихинском районе по оказанию платных сбытовых услуг фабрике-химчистке «Даниэль».

Основой такого рода инновации является известная западная практика ра­боты службы быта. Она является общедоступной, что исключает возмож­ность юридического оформления барьеров для её использования.

Отсюда следует реальная возможность входа в отрасль новых конкурентов, что является реальной угрозой, так как сильно уменьшает привлекатель­ность подобного рода деятельности. Поэтому, предлагается считать этапом снятия проекта с реализации период проникновения на рынок новых конку­рентов.

Данный проект в связи с указанными причинами является краткосрочным, время его реализации составляет 1 год.

Рассматриваемая инновация предполагается к применению в сфере услуг, и сама представляет собой новую услугу. Появление этой инновации продик­товано потребностями рынка и по степени новизны инновацию можно отне­сти к типу усовершенствующих функциональное качество услуги.

Размер единовременных затрат на реализацию рассматриваемого инновационного проекта достаточно мал, и привлечение стороннего инвестора можно считать нецелесообразным.

Сумма единовременных затрат на реализацию проекта составляет 5127 $. Эти затраты в размере 5127 $ предлагается покрыть за счет собственных средств ООО «Лиана» (уставный капитал) (см. Приложение).

Проект имеет следующую потребность в единовременных затратах с учетом периодов:

На начало проекта 1127 $
1-й месяц предпроизводственного периода 3333 $
2-й месяц предпроизводственного пероида 667 $
Итого: 5127 $

Заключение

Обобщая результаты работы, можно сделать вывод о том, что удалось доказать во-первых существование, а во-вторых осуществимость и прибыльность инновационного проекта, который может быть реализован небольшим, и даже начинающим предприятием с весьма ограниченными инвестиционными возможностями.

Очевидно, что отдача от подобного рода проектов невелика, однако средств, поступающих от реализации может быть достаточно для становления компании и даже для её развития.

Реализация рассматриваемого проекта позволит начинающему предприятию решить основную задачу: преодолеть входные барьеры в отрасль. При этом, фирма столкнется с достаточно низким уровнем риска. Даже в случае провала проекта, масса потерь будет также невелика.

Библиографический список

1. Инновационный менеджмент : Учеб. для вузов / С.Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

2. Морозов Ю.Д., Гаврилов А.И., Городинов А.Г. Инновационный менеджмент. Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

3. Мухамедьянов А.М. Инновационный менеджмент : Учеб. пособ. – М. : ИНФРА-М, 2004.

4. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник, 2-е изд., - М. : ЗАО «Бизнес-школа Интел-синтез», 2000.

Приложение

Структура единовременных затрат на реализацию инновационного проекта по оказанию сбытовых услуг ЗАО «Даниэль»

Содержание затрат Сумма [руб]
1. Затраты на госрегистрацию ООО «Лиана»
1.1 Оплата 50 % уставного фонда 4174500
1.2 Оплата регистрационного сбора в Регистрационную палату г. Железнодорожного 1168860
1.3 Оплата госпошлины в Комитет по финансам и налоговой политике 500940
1.4 Оплата издержек по производству печати 700000
1.5 Прочие издержки 215000
Итого по п.1 6759300
2. Приобретение основных производственных фондов
2.1 Приобретение автомобиля ИЖ-2715 20000000
2.2 Приобретение персонального компьютера 4000000
Итого по п.2 24000000
Итого единовременных затрат [руб] 30759300
Итого единовременных затрат [$] 5126.55

Таблица единовременных затрат

ЕДИНОВРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ ПЕРИОДЫ
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1. Затраты на госрегистрацию ООО «Лиана»
1.1 Оплата 50 % уставного фонда 4174500
1.2 Оплата регистрационного сбора в Регистрационную палату г. Железнодорожного 1168860
1.3 Оплата госпошлины в Комитет по финансам и налоговой политике 500940
1.4 Оплата издержек по производству печати 700000
1.5 Прочие издержки 215000
Итого по п.1 6759300 (1127 $ )
2. Приобретение основных производственных фондов
2.1 Приобретение автомобиля ИЖ-2715

20000000

(3333 $)

2.2 Приобретение персонального компьютера

4000000

(667 $)

Итого по п.2 24000000 (4000 $)
Итого единовременных затрат [руб] 30759300
Итого единовременных затрат [$] 5127 $

Скачать архив с текстом документа