Либерализация внешней торговли в России в переходный период экономики

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание. Введение …..2-3 1. Политическая реформа во внешней торговле 4 2. Этапы либерализации внешней торговли .5-7

Содержание.

Введение…………………………………………………………………..2-3

1. Политическая реформа во внешней торговле…………………………4

2. Этапы либерализации внешней торговли……………………………….5-7

Заключение………………………………………………………………16-17

Список использованной литературы……………………………………18

ВВЕДЕНИЕ .

На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основой международных экономических отношений. Для экономического роста и развития слаборазвитых стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень важное значение имеет внешняя торговля.

Как проходила либерализация внешней торговли в России? Что вообще такое либерализация? Какую роль она сыграла в переходный период? На эти и ряд других вопросов я постараюсь ответить в своём реферате на тему “Либерализация внешней торговли ”.

На мой взгляд, эта тема очень актуальна, так как трансформация экономической системы и проведенные реформы в переходный период оставили свой исторический след в экономике, который, несомненно, отразился на ее развитии.

Почему я выбрала именно эту тему? Во-первых, мне было очень интересно самой разобраться в экономической жизни Росси, во-вторых, я думаю, что мне как россиянке гораздо легче понять и изучить экономические процессы, происходящие в России, нежели чем происходящие в какой-либо другой стране.

Переходный период в экономике - это исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов.

Одной из основных и относительно простых форм демонтажа прежней системы выступает либерализация, т. е. отмена ограничений и запретов, относящихся к хозяйственной деятельности(в моем случае - либерализация внешней торговли, т.е. отмена прежней государственной монополии внешней торговли).

Цель моего реферата - показать, как проходила либерализация внешней торговли в России в переходный период экономики.

Основные задачи:

1) ознакомится с этапами развития либерализации внешней торговли в России;

2) рассмотреть, как развивалась внешняя торговля после ее либерализации;

3) выявить, какую же роль либерализация сыграла во внешней торговле.

Либерализация внешней торговли.

1. Политическая реформа во внешней торговле.

В процессе перехода к рыночной экономике важное значение имело проведение ряда внутриэкономических реформ (либерализация, пере­стройка государственных финансов и банковской системы, приватиза­ция и т.д.) и, конечно же, макроэкономическая стабильность.

С одной точки зрения, либерализация внешней торговли помогала добиваться и макроэкономической стабильности, и последующей струк­турной перестройки экономики, тем самым приближая уровень внутренних цен к внешним, делая рынок внутри страны более конкурентно способным.

С другой точки зрения, большинство внутриэкономических проблем, с которыми в переходный период времени сталкивались различные страны - спад производства, следовательно, рост безработицы, кризисы в сфере платежей - прямым образом связано с действием факторов внешней эко­номики. Традиционные хозяйственные связи, которые десятилетиями складывались между республиками, входившими в состав СССР и между странами — членами СЭВ, разрушились, а отдельные технологические цепочки и некоторые единые рынки сбыта разрушили государственными границами. Для того чтобы восстановить старые и наладить новые связи, необходимо решать таможенные, валютные и другие внешнеторговые проблемы в торговле с ближним и дальним зарубежьем.

Исходя из рекомендаций международных экономических организаций и опыта многих стран, либерализация внешней торговли должна была стать действенным инструментом структурной перестройки экономики, повышением конкурентоспособности и эффективности научного произ­водств.

2. Этапы либерализации внешней торговли.

Либерализация внешней торговли прошла в своем развитии три этапа.

Первый этап(1991-1993гг.). Регулирование экспорта на данном этапе осуществлялось главным образом нетарифными методами (квотирование и лицензирование). импорта- преимущественно методами валютной политики.

Этот этап либерализации включал в себя:

1) Снятие ограничений на экспорт готовой продукции при сохранении количественных и тарифных ограничений на вывоз топливно- сырьевых товаров, установленных постановлениями Правительства РФ от 31.12.1991.г. №90 «о лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории РФ в 1992 году». Экспортные пошлины на топливно-сырьевые товары носили фискальный характер (учитывая громадный разрыв между внутренней и экспортной ценой, величина экспортных пошлин, составлявшая 20-30 % от мировой цены, была недостаточной для ограничения вывоза) и стали особым источником доходов государственного бюджета.

2) Либерализацию валютного курса в целях прекращения скрытого субсидирования импорта в ущерб отечественным производителям. На практике переход к единому курсу рубля привел к резкому его падению по отношению к доллару США.

3) Сокращение объема производства осуществляемых на централизованной основе экспортно-импортных операция, составившего в 1991 г.30 млрд.долл., в 1992 г.- 20млрд.долл.,а в 1993г.-15 млрд.долл.

4) Отмену таможенного тарифа СССР и введение нового таможенного тарифа РФ. Постановлением Правительства РФ от 15.01.1992 г. № 32 «О таможенных пошлинах на импортные товары» был отменен Таможенный тариф СССР, утвержденный постановлением Совета министров СССР от 27.04.1981г. №394. До введения в действие Таможенного тарифа России Государственному таможенному комитету РФ было постановлено пропускать ввозимые на территорию РФ товары без взимания пошлин и других сборов. Временный импортный таможенный тариф был введен 01.07.1992г. Данный тариф был слабо дифференцирован и носил фискальный характер. С 01.09.1992г. начали действовать уточненный тариф, а также перечень товаров для централизованных импортных закупок, включавший продовольственные товары, медикаменты, пряжу, ткани, некоторые виды сырья и материалов. С 01.12.1992г. был введен новый перечень товаров, подлежащих пошлинному обложению, и новые ставки экспортного тарифа.

5) Установление особого порядка экспорта стратегически важных сырьевых товаров Указом Президента РФ от 14.06.1992г. № 638 «О порядке экспорта стратегических важных сырьевых товаров».

6) Отмену обязательной регистрации хозяйствующих субъектов в качестве участников внешнеэкономических связей приказом МВЭС РФ от 17.06.1992г. №349 «О прекращении выдачи свидетельств участника внешнеэкономических связей».

С конца 1993г. Государство начало активнее регулировать внешнеторговую деятельность посредством разработки соответствующей нормативно- правовой базы, которая была призвана заложить качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики с внешним рынком.

Второй этап (1994-1998 гг.) завершает переход к новому внешнеторговому режиму на основе преимущественно экономических методов регулирования. На данном этапе была осуществлена полная либерализация российского экспорта; регулирование импорта осуществляется главным образом тарифными методами.

С 01.07.1994г. Указом Президента РФ от 23.05.1994г. №1007 «Об отмене квотирования и лицензирования поставок товаров и услуг на экспорт» было отменено квотирование российского экспорта, а Указом Президента РФ от 01.07.1994г. №1385 «О поставках нефти и нефтепродуктов на экспорт в 1994г.» до конца года были сохранены лишь квоты на экспорт нефти и нефтепродуктов. К началу 1995г. Квотами регулировалось около 5% объемов экспорта(товары, экспорт которых осуществлялся в соответствии с международными обязательствами РФ,- текстильные полуфабрикаты и готовые изделия, отдельные изделия из черных металлов).

В течение 1995г. Проводилась работа по снижению и постепенной отмене экспортных пошлин. С01.04.1996г. постановлением Правительства РФ №479 «Об отмене экспортных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет» были отменены вывозные таможенные пошлины на все товары, за исключением нефти. Пошлины на нефть, включая газовый конденсат, согласно п.2 указанного постановления, отменены 01.07.1996г.; с 01.04.1996 был введен акциз на нефть, включая газовый конденсат.

В 1997г. Российское правительство впервые прибегло к использованию нетарифных барьеров в области регулирования импорта.

В 1997-1998 гг. лицензирование импорта было введено в отношении крепких спиртных напитков, цветных телевизоров, сахара- сырца, сахара белого и патоки крахмального.

Второй этап завершился валютно-финансовым кризисом августа 1998г., который потребовал корректировки внешнеторговой политики России.

Третий этап( с 1998г.). Внешнеторговая политика на данном этапе была нацелена на выход из кризиса августа 1998г., после чего меры по регулированию экспорта были несколько ослаблены.

В связи с валютно-финансовым кризисом 1998г. В целях увеличения поступлений в федеральный бюджет экспортные пошлины на некоторые товары были восстановлены постановлениями Правительства РФ, а также было возобновлено лицензирование вывоза отдельных товаров.

Крупным изменением таможенного тарифа после финансово-экономического кризиса 1998г. Было снижение в среднем на 1/3 ставки ввозных таможенных пошлин на основные виды мяса, молоко, сливочное и подсолнечное масло, детское питание, происшедшее в октябре 1998г.

Так как в первые годы проведения реформ было вве­дено множество ограничений на экспорт, у которых была цель удержать товары внутри страны, а ограничения импорта, призванные защи­щать отечественных производителей, фактически отсутствовали. Боль­шинство стран не применяло лицензирование импорта, а импортные та­рифы были довольно низкими (по сравнению с мировой практикой). Так, в России полгода после начала либерализации тариф на импорт совсем отсутствовал, но потом его установили на умеренном уровне с последующей ликвидацией его медленного роста.

Таблица 1.

[1] Россия: средний взвешенный импортный тариф.

Двумя основными товарными группами в импорте являлись продовольственные товары машинное обо­рудование. Но в 1996 году их доля возросла. Структура российского импорта показана в таблице 2.

Таблица 2.

[2] Структура российского импорта (%).

1989* 1996**
Импорт 100 100
Продовольственные товары и с/х сырье 16,6 25,0
Мясо свежезамороженное 0,75 2,3
Зерновые культуры 3,8 1,0
Масло подсолнечное 0,34 0,2
Сахар-сырец 6,2 1,9
Сахар белый 0,11 0,2
Продукция химической промышленности 2,85 14,4
Медикаменты 2,53 3,4
Одежда 3,77 1,0
Обувь 1,64 0,9
Черные металлы 2,02 0,70
Трубы стальные 2,55 1,1
Машины и оборудование 25,2 36,8
Другие товары 42,84 16,7

* без учета межреспубликанских поставок.

** структура импорта из стран дальнего зарубежья, без учета неорганизованной тор­говли.

Определяется высокая насыщенность российского рынка продовольственными товарами и непродовольственными, на фоне сни­жения объемов производства в отечественного производителя в легкой и текстильной отраслях. Такой уровень зависимости от импорта предполагает необходимость защиты отечественных производителей, которая обеспечивается применением специальных компенсационных пошлин при установленных фактах недобросовестного импорта, введением в не­которых случаях количественных ограничений на импорт соответст­вующего товара и другие меры, которые способствуют предотвращению ущерба. На примере января 1996 года хорошо показан импорт важнейших товаров в этот месяц (см. таблицу 3).

Таблица 3.

[3] Импорт важнейших товаров России за январь 1996 года.

Код

ТН ВЭД

Наименование товара Всего Дальнее зарубежье СНГ

тыс.

тонн

млн.

долл.

тыс.

тонн

млн.

долл.

тыс.

тонн

млн.

долл.

Всего: - 3075,5 - 1908,9 - 1166,6
0201-0204 Мясо свежее и мороженое 50,5 71,2 37,1 50,6 13,4 20,6
0207 Мясо птицы свежемороженое 37,9 28,7 37,8 28,6 0,1 0,1
0302-0304 Рыба свежая и мороженная, филе рыб 25,6 17,6 24,8 17,0 0,8 0,6
0402 Молоко и сливки сгущенные 3,6 4,3 2,0 3,1 1,6 2,2
0405 Масло сливочное 7,8 17,3 5,4 11,1 2,4 6,2
0805 Цитрусовые 69,4 26,2 69,0 25,8 0,4 0,4
0901 Кофе 1,8 2,5 1,8 3,5 - -
0902 Чай - 17,6 - 17,5 - 0,1
10 Зерновые культуры - 97,1 - 47,3 - 49,8
1512 Масло подсолнечное 30,4 26,6 6,0 6,1 24,4 20,5
1602 Изделия и консервы из мяса 8,2 16,1 5,3 10,3 2,9 5,8
170111-170112 Сахар-сырец 83,8 31,6 78,4 28,7 5,4 2,9
170199100 Сахар белый 152,0 78,4 13,8 5,6 138,2 72,8
1801 Какао-бобы 6,8 11,0 6,8 11,0 - -
1806 Продукты, содержащие какао 11,2 19,6 10,7 18,5 0,5 1,1
22 Напитки алкогольные и безалкогольные - 118,7 - 12,7 - 106,0
2402 Сигареты и сигары - 21,2 - 14,6 - 6,6
2606 Руды и концентраты алюминиевые 20,1 5,8 20,1 5,8 - -
2701 Уголь каменный 2475,3 26,5 70,5 30,5 2404,8 23,0
2941 Антибиотики - 2,6 - 2,6 - 0,0
3003-3004 Медикаменты - 64,4 - 62,3 - 2,1
3808 Хим. средства защиты растений 1,5 4,9 1,4 4,9 0,1 0,0
4001-4002 Каучук натуральный и синтетический 1,2 1,9 1,2 1,9 0,0 0,0
5201 Волокно хлопковое нечесаное 12,2 22,4 - - 12,2 22,4
5208-5212 Ткани хлопчатобумажные 2,9 11,4 0,3 2,8 2,6 8,6
61-62 Одежда - 18,5 - 14,3 - 4,2
6403 Обувь кожаная, млн.пар 1,3 13,0 1,2 12,1 0,1 0,9
72 Черные металлы (кроме 7201-7204) - 82,1 - 14,6 - 67,5
7304-7306 Трубы 73,7 49,4 10,5 10,3 63,2 39,1
8490 Машины и оборудование - 859,5 - 696,9 - 162,6
9401-9403 Мебель - 29,1 - 27,1 - 2,0

С другой стороны, ограничения на экспорт были множественными и обширными, включая экспортное квотирование и лицензирование, на­логи на экспорт, ограничение числа экспертов, монопольное право госу­дарственных торговых организаций приобретать на внутреннем рынке экспортные товары, вынужденно экспортеров продать свою экспортную выручку по ниже рыночному курсу. Что касается России, то она имена квоты на экспорт нефти и нефтепродуктов, экспортные налоги на энерго­системы, природные ресурсы и другие ограничения экспорта.

Таблица 4.

[4] Показатели либерализации экспорта России (% от общего объема экспорта).

Период Квотирование Лицензирование не квотируемых товаров Общий объем лицензируемых товаров Режим «спецэкспорта» Тарифное регулирование
01-06.92 72 10 82 - 71
07-09.92 67 9 77 69 81
10-12.92 68 9 77 65 77
01-07.93 68 9 77 69 77
08-12.93 67 9 76 70 77
01-12.94 56 9 65 70 62
01-12.95 7 9 16 15 57
01-06.96 3 9 12 - 34
07-12.96 3 9 12 - -

Экспорт, кроме получения валютных средств, так же обеспечивает загрузку оте­чественных предприятий и сохранение рабочих мест. В связи с ростом внутренних неплатежей продолжается направленность многих видов продукции на внешний рынок.

Доля экспорта в объеме производства, практически всех конкурен­тоспособных товаров, возрастает (это видно по таблице):

Таблица 5.

[5] Доля экспорта в объеме производства (%).

1991 1992 1993 1994 1995 1996
Нефть 38,6 36,2 32,8 37,4 39,1 40,9
Бензин 10,3 9,3 7,9 6,9 8,0 19,6
Топливо диз. 27,4 21,0 23,8 29,1 38,6 45,1
Мазут топочный 16,5 16,3 16,8 18,5 23,3 22,0
Прокат черных металлов 17,6 22,2 31,9 49,0 54,0 61,0
Алюминий - 39,5 52,8 80,5 80,5 88,0
Медь - - - 62,9 64,9 56,6
Никель - - - 78,3 79,9 79,0
Мин. Удобрения - 51,6 54,1 65,2 72,5 74,0
Деловая древесина - 7,5 8,5 16,3 20,0 19,0
Пиломатериалы - 16,8 18,4 19,8 21,4 24,2
Целлюлоза товарная - 74,4 56,6 74,6 74,6 80,0
Бумага и картон - - - 44,1 47,0 49,0

В структуре экспорта по прежнему преобладают топливно-сырьевые ресурсы, на долю которых приходится более 70% российского экспорта, что отражает возрастающую зависимость сырьевых отраслей промышленности от спроса на внешнем рынке и вносит элементы неста­бильности в развитие экспорта, который основан на вывозе сырья, так как доля последнего в мировой торговле имеет тенденцию к снижению, а мировые цены на него подвержены резким колебаниям. С 1992 года экс­порт нефти и газа сократился примерно на 19%, а в последние годы ста­билизировался на уровне около 120 млн. тонн. Так как страны СНГ за­держивают платежи по этим продуктам, то прогнозируется сокращение им их поставок. Экспорт продукции этого комплекса показан в таблице 6:

Таблица 6.

[6] Экспорт нефти, нефтепродуктов и природного газа из России в 1990 -1996 гг.

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996
Нефть, млн.тонн:
Экспорт, всего 220,3 173,9 137,7 122,6 129,8 122,3 126,0
Экспорт в страны не члены СНГ 99,7 56,5 66,2 79,9 91,7 96,8 105,0
Экспорт в страны СНГ 120,6 117,4 71,5 42,7 38,1 25,5 21,0
Нефтепродукты, млн.тонн:
Экспорт, всего 50,6 46,1 43,0 47,4 47,3 45,4 57,0
Экспорт в страны не члены СНГ 35,0 27,0 25,3 35,3 39,1 42,1 55,0
Экспорт в страны СНГ 15,6 19,1 17,7 12,1 8,2 3,3 2,0
Природный газ, млрд. м­­ 3 :
Экспорт, всего 249,2 246,8 194,4 174,4 184,3 192,2 197,0
Экспорт в страны не члены СНГ 96,0 91,0 87,9 95,9 109,3 121,9 128,0
Экспорт в страны СНГ 153,2 155,8 106,5 78,5 75,0 70,3 69,0

Рост физических объемов и средних экспортных цен за 1996 год по сравнению с 1995 годом по странам дальнего зарубежья составил по нефти соответственно 9% и 21% по нефтепродуктам 26% и 25% по при­родному газу 5% и 11,6%. Удельный вес этих товаров, в общем объеме экспорта в страны дальнего зарубежья, достиг 18,2%, 9,8% и 15% против 16,1%, 7% и 14,8% соответственно в 1995 году.

Стабильный рост экспорта черных и цветных металлов с начала ре­форм привел к тому, что металлургия стала самой экспортно-ориентиро­ванной отраслью России - 37% продукция поставляется за рубеж.

Так как в период с 1991 года по 1996 год спрос на продукцию черной металлургии внутри страны снижается, то производители старались большую часть экспортировать.

Таблица 7.

[7] Структура экспорта черных металлов.

Руды и концентраты 6%
Сортовой прокат 13%
Стальные слитки 5%
Заготовки литые и катанные 25%
Чугун 5%
Прокат листовой 23%
Ферросплавы 4%

Так как к концу 1995 года цены на большинство изделий черной ме­таллургии поднялись выше мировых, то экспорт проката черных металлов, листовых сталей и стальных труб стал нерентабельным.

В 1996 году для экспорта цветных металлов на мировых рывках сло­жились неблагоприятные условия, то есть увеличение стоимости экс­порта происходило за счет увеличения физических объемов поставок при снижении экспортных цен,

В 1996 году возрос физический объем экспорта черных металлов на 10%, меди на 12%, никеля на 9%, алюминия на 16%. Доля черных и цветных металлов в общем объеме экспорта в страны дальнего зарубежья составила 18% против 17% в 1995 году.

Экспортно-импортная структура взаимной торговли России и стран СНГ остается постоянной: в экспортных поставках превалирует энергоносители, а импортные, по-прежнему, в основном состоят из продоволь­ствия.

Но, по-моему, э кспорт для России был и остается главным вопросом развития страны. Поэтому нужно говорить не только об отмене каких - либо ограничений экспорта, но и об активизации участия государства в реализация экспортных проектах, формировании преимуществ в продвижение отечественной продукции на мировом рынке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В своем реферате, как мне кажется, я выполнила все поставленные перед собой задачи, а самое главное – раскрыла и показала, как проходила либерализация внешней торговли в переходный период.

По моему мнению, либерализация внешней торговли сыграла стратегически важную роль в переходный период, которая в конечном итоге стимулировала процесс ста­новления рыночных отношений. Отсюда можно выделить несколько це­лей либерализации внешней торговли:

· реализация экономической самостоятельности предприятий и создание жизнеспособного частного сектора путем снижения сте­пени вмешательства государства в экономику и наделение всех экономических агентов правом осуществлять внешнеторговые операции;

· установление связи между внутренними и мировыми ценами, что позволяет отечественным производителям получать через рыночные цены необходимые сигналы для эффективного рас­пределения ресурсов и выявления сравнительных преимуществ страны;

· включение отечественных производителей в конкурентную борьбу на внешнем рынке и повышение международной конку­рентоспособности национального производства.

Но являясь одним из стратегических направлений экономических ре­форм в переходной экономике, либерализация внешней торговли не оз­начает, что воздействие государства на внешнеэкономическую сферу полностью прекращается. Новая роль государства во внешнеторговых отношениях заключается в создании необходимой нормативной базы и установление целей либерализации торговли.

Либерализация внешней торговли играет важную роль в экономике России в переходный период, так как помогает достичь мирового уровня рыночной экономики, поставить страну на один уровень развития внеш­неторговых отношений с другими более развитыми государствами мира.

Список использованной литературы.

1) Е.Г.Ясин: «Российская экономика; Истоки и панорама рыночных реформ» - Москва, 2002г.;

2) Б.М. Маклярский: «Экономика России» - Москва «Международные отношения», 2001г.;

3) С.Ф. Сутырин, В. И. Капусткина: «Экономика России» - С. –Петербург «Петрополис», 2000г.;

4) М. В. Леднева: «Российско-Германские торгово- экономические отношения. Современное состояние и перспективы» - Вологодское научное издательство, 2005г.;

5) У. В. Вавилова: «Международная торговля» - Москва «Гардарики», 2006г.;

6) Г.Ю. Волков, Г.П.Солодков: «Международная торговля» - Москва, 2001г.;

7) Е.Т. Гайдар: «Экономика переходного периода»- Москва,1998 г.;

8) Журнал: «Внешнеэкономический комплекс России: современное со­стояние и перспективы» № 1, 1997 г.;

9) Журнал: «Мировая экономика и международные отношения» № 1, 1998 г.;

10) В.С.Автономов «Экономика» - Москва, Вита-Пресс, 1998г.;

11) Журнал: «Экономика и жизнь», 1996 год, №11.;

12) Журнал: «Мировая экономика и международные отношения», «Состояние российской торговли», №8, 1999;

13) Гусейнов Р.: « История экономики России» - М.: ИВЦ Маркетинг, 000 Издательство ЮКЭА, 1999г.;

14) Конотопов М.В., Сметанин С.И. : «История экономики России» - Москва,Издательство: Палеотип, Логос, 2001г.;

15) http://ru.wikipedia.org.


[1] Журнал: «Мировая экономика и международные отношения» № 1, 1998 год.

[2] Источник: Е. Т. Гайдар «Экономика переходного периода», 1998 год.

[3] Источник: «Экономика и жизнь», 1996 год, №11.

[4] Источник: «Внешнеэкономический комплекс России: современное со­стояние и перспективы» № 1, 1997 год..

[5] Источник: Е.Т. Гайдар «Экономика переходного периода», 1998 год.

[6] Источник: Е.Т. Гайдар «Экономика переходного периода», 1998 год.

[7] Источник: Е.Т. Гайдар «Экономика переходного периода», 1998 год.

Скачать архив с текстом документа