Монетарная политика 3

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 1.Сущность, цели и виды монетарной политики 1.1. Понятие монетарной политики, ее цели и объекты 1.2. Виды монетарной политики 1.3 Воздействие монетарной политики на экономику

Содержание

Введение

1.Сущность, цели и виды монетарной политики
1.1. Понятие монетарной политики, ее цели и объекты
1.2. Виды монетарной политики
1.3 Воздействие монетарной политики на экономику

1.4 Преимущества и недостатки монетарной политики

2. Методы монетарной политики
2.1. Операции на открытом рынке
2.2. Политика учетной ставки (дисконтная политика)
2.3. Изменение нормы обязательных резервов
2.4. Селективные методы денежно- кредитной политики
3. Монетарная политика в современной России
3.1. Основные мероприятия ЦБ РФ в области денежно-кредитной политики.
3.2. Прогноз состояния монетарной сферы и пути совершенствования монетарной политики

Заключение

Список литературы

Введение

Совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита получила название денежно-кредитной политики. Ее главная цель - регулирование экономической активности в стране и борьба с инфляцией.

Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается биржевой горячкой, спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить перегрев конъюнктуры с помощью ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.

Цель данной работы – рассмотрение основных целей, направлений и инструментов денежно-кредитной политики.

Актуальность работы заключается в том, что денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся оставшаяся денежная масса.

1. Сущность и цели монетарной политики

Монетарная (кредитно-денежная) политика пред­ставляет собой меры по регулированию денежного рынка с целью стабилизации экономики. Монетар­ная политика поэтому является разновидностью стабилизационной (антициклической) политики. Она направлена на сглаживание циклических колебаний экономики и используется для воздействия на эко­номику прежде всего в краткосрочном периоде. Цели монетарной политики — обеспечение:

• стабильного уровня совокупного выпуска (ВВП);

• полной занятости ресурсов;

• стабильного уровня цен;

• равновесия платежного баланса.

Монетарная политика влияет на экономиче­скую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный ры­нок, и прежде всего денежная масса .Монетарную политику определяет и осущест­вляет центральный банк.

Тактическими целями (целевыми ориентира­ми) монетарной политики центрального банка мо­жет выступать контроль за: предложением денег (денежной массой),уровнем ставки процента, валютным курсом национальной денежной единицы.

Изменение предложения денег (М) центральный банк может осущест­влять посредством воздействия на резервы коммерческих банков — R (и поэ­тому на их кредитные возможности — К) и на банковский мультипликатор mult =1/ rr

М =K mult

В современных условиях регулирование предложения денег центральным банком происходит путем воздействия на величину банковских резервов.

Фактический объем денежной массы является результатом операций коммерческих банков по приему депозитов и выдаче кредитов.

1.1 Понятие монетарной политики, ее цели и объекты
Денежная политика государства традиционно рассматривается как важнейшее средство государственного регулирования экономики.
Монетаристская поли­тика предполагает развитую рыночную экономику, эффективные институциональную и юридическую инфраструктуры, укоренив­шуюся предпринимательскую психологию, т. е. массовое логичное с хозяйственной и юридической точки зрения поведение эконо­мических субъектов, высокую степень зависимости юридических и физических лиц от кредита, низкие и прогнозируемые показатели инфляции или полное ее отсутствие.
Мероприятия денежной политики осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры.
Важнейшая цель кредитно-денежной политики – обеспечение стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объёма ВВП. Денежная политика ориентируется на более мелкие, конкретные цели для реализации данной, глобальной. Фиксация денег, находящихся в обращении, определение уровня обязательных резервов, и т. д.
В большинстве стран имеется официальное учреждение, которое наделено функцией контроля за денежной массой, находящейся в экономике, и кредитом. Кроме того, т. к. внутренний денежный рынок связан с внешним, то ЦБ проводит политику стерилизации, т.е. увеличивает или уменьшает денежную массу посредством операций с валютой.

Между ЦБ и Министерством финансов (казначейством) складывается разделение обязанностей, его конкретные формы в разных странах отличаются друг от друга, чаще всего ЦБ является независимым госу­дарственным учреждением, отвечающим за стабильность денежного обращения. Министерство финансов сосредота­чивается на сборе налогов и распределении бюджетных средств, проводит первичное размещение государственных ценных бумаг.
Центральный банк публикует обычно сводный баланс по следующей схеме:
Активы (размещение средств) Пассивы (привлечение средств) 1. Валютные ценности (золото, инвалюта) 1. Выпуск банкнот 2. Ссуды (кредиты) 2. Вклады: казначейства, ком­мерческих банков, иностранные депозиты 3. Покупка ценных бумаг правительства (облигаций), казначейских билетов) 3. Другие пассивы 4. Чеки на инкассацию 5. Хранение ценных бумаг 6. Банковские помещения и прочие активы
ЦБ предоставляет коммерческим банкам кредиты рефинансирования, кроме них существуют так называемые ломбардные кредиты Центробанка, которые предоставляются под залог ценных бумаг. Тема взаимоотношений центрального банка и министерств-финансов довольно деликатна. Во многих странах центральный банк является реально независимым от правительства учреждением (ФРС в США, Бундесбанк в Германии). Банк Англии: традиционно находится в ведении казначейства, но в мае 1991г. он получил право самостоятельно устанавливать учетную ставку.
ЦБ и министерство финансов совместно занимаются исполнением государственного бюджета.
В России Центральный банк, как мы знаем, представляет на рассмотрение правительства проект своей деятельности на предстоящий год и в мае — годовой отчет.
Министры финансов и экономики (или их заместители) участвуют в заседаниях Совета директоров Банка с правом совещательного голоса. Банк России консультирует министерство финансов по вопросам выпуска государственных ценных бумаг и по гашения государственного долга с учетом воздействия этих акций на состояние банковской системы и приоритетов кредитно - денежной политики. Банк России не должен предоставлять кредиты правительству для погашения бюджетного дефицита или купать государственные ценные бумаги при их первичном размещении (кроме случаев, специально оговоренных в законе о федеральном бюджете).

В Банке России хранятся средства государственного бюджета и внебюджетных фондов. Банк проводит операции с этими средствами, не взимая комиссионных сборов.
Также следует отметить, что когда-то проведенная централизация эмиссии не могла не усилить государственного или полугосударственного характера ЦБ. Следует отметить, что ЦБ не может не подчиняться соответствующим директивам правительства, однако правительство высоко ценит его мнение и прислушивается к его советам.
Объектами денежной политики выступают спрос и предложение на денежном рынке. Центральный банк в основном формирует предложение денег высокой эффективности (Mh), т.е. наличности, обращающейся в экономике в совокупности с объёмом резервов, хранимых банками в центральном банке.
Деньги высокой эффективности – только один из агрегатов, измеряющий денежные остатки населения. Имеются более широкие агрегаты М1, М2, М3.

1.2 Виды монетарной политики

Различают два вида монетарной политики: стимулирующую и сдержи­вающую.

Стимулирующая монетарная политика ( expansionary money policy ) проводится в период спада, имеет целью взбадривание экономики, стиму­лирование роста деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей.

Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении цент­ральным банком мер по увеличению предложения денег, которыми являются:

• снижение нормы обязательных резервов;

• снижение учетной ставки процента;

• покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Рис 1. Виды монетарной политики

Рост предложения денег (рис 1,а) ведет к увеличению совокупного спроса (сдвиг кривой совокупного спроса вправо от А D 1 до А D 2 ). Это обеспечивает рост выпуска от Y 1 до потенциального объема выпуска Y * и, сле­довательно, служит средством преодоления рецессии и использования ре­сурсов на уровне их полной занятости.

Сдерживающая монетарная политика ( contractory money ро li су) про­водится в период бума, перегрева экономики и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Сдерживающая монетарная политика состоит в использовании цент­ральным банком мер по уменьшению предложения денег, к которым отно­сятся:

• повышение нормы обязательных резервов;

• повышение учетной ставки процента;

• продажа центральным банком государственных ценных бумаг. Уменьшение предложения денег (рис. 1б) сокращает совокупный

спрос (сдвиг влево кривой совокупного спроса от А D 1 до AD 2 ), что обеспе­чивает снижение уровня цен от P 1 до Р 2 (поэтому выступает антиинфляци­онной мерой) и возвращение величины выпуска У 1 к своему потенциально­му уровню Y *.

1.3 Воздействие монетарной политики на экономику

Механизм воздействия изменения предложения денег на экономику на­зывается механизмом денежной трансмиссии или денежным передаточным механизмом. Он показывает, каким образом изменение ситуации на денежном рынке влияет на изменение ситуации на рынке товаров и услуг (реальном рынке). Связующим звеном между денеж­ным и товарным рынками выступает ставка процента. Так как равновесная ставка процента формируется на денежном рынке по соотношению спроса на деньги и предложения денег, то, изменяя предложение денег, централь­ный банк может влиять на ставку процента. Зависимость между ставкой процента и предложением денег обратная. Если предложение денег умень­шается, ставка процента растет (см. рис. 2а). Соответственно, если пред­ложение денег увеличивается, ставка процента падает (рис. 2 б). Являясь ценой заемных средств (ценой кредита), ставка процента воздействует на инвестиционные расходы фирм. Чем выше ставка процента, тем меньше кредитов берут фирмы и тем меньше величина совокупных инвестиционных расходов, а поэтому меньше совокупный спрос и, следовательно, объем вы­пуска.

Рис 2. Механизмы денежной трансмиссии при стимулирующей монетарной политике («политика дешевых денег»)

Механизм денежной трансмиссии в период спада (рис. 2) может быть представлен следующей цепочкой событий. В экономике рецессия = цен­тральный банк покупает государственные ценные бумаги = резервы ком­мерческих банков увеличиваются = банки выдают больше кредитов = предложение денег мультипликативно увеличивается (сдвиг кривой предло­жения денег вправо от М 1 s до М s 2 на рис 2.а) = ставка процента (цена кредита) падает (от R 1 , до R 2 ) = фирмы с удовольствием берут более де­шевые кредиты = величина инвестиционных расходов растет (от I 1 , до I 2 на рис. 2.6) = совокупный спрос увеличивается (сдвиг вправо кривой совокупного спроса от А D 1 до А D 2 на рис. 2.в) = объем выпуска растет

(от Y 1 , до Y *). Эта политика, проводимая в период спада, называется по­литикой дешевых денег * и соответствует стимулирующей монетарной по­литике, направленной на рост деловой активности и уровня занятости.

Политика, проводимая центральным банком в период бума (перегрева) и направленная на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией, называется политикой дорогих денег и соответствует сдержи­вающей монетарной политике. Графически этот вид монетарной политики изображен на рис.3 и может быть представлен следующим образом. Эко­номика перегрета =» центральный банк продает государственные ценные бумаги =» резервы коммерческих банков сокращаются = кредитные возмож­ности банков уменьшаются = предложение денег мультипликативно сокра­щается (сдвиг кривой предложения денег влево от М 1 s доM 2 2 на рис. 4,а) = ставка процента (цена кредита) растет (от R 1 до R 2 ) = спрос на дорогие кредиты со стороны фирм падает = величина инвестиционных расходов сокращается (от I 1 до I 2 на рис. 3 б) = совокупный спрос уменьшается (сдвиг влево кривой совокупного спроса от А D 1 до А D г на рис. 3,в) = объем выпуска сокращается, возвращаясь к своему потенциальному уров­ню Y *, а уровень цен падает (от Р 1 , до Р 2 ).

Рис 3. Механизмы денежной трансмиссии при сдерживающей монетарной политике (политика «дорогих денег»)

В обоих описанных случаях происходит стабилизация экономики.

1.4 Преимущества и недостатки монетарной политики

К преимуществам монетарной политики относятся следующие.

• Отсутствие эффекта вытеснения. В отличие от сти­мулирующей фискальной политики, стимулирующая де­нежно-кредитная политика приводит к снижению процен­тной ставки, а это не вытесняет, а стимулирует инвести­ции и другие автономные расходы, чувствительные к из­менению ставки процента» что ведет к мультипликатив­ному росту выпуска.

• Эффект мультипликатора. Денежно-кредитная по­литика имеет мультипликативный эффект воздействия на экономику. Действует банковский мультипликатор (он обеспечивает процесс депозитного расширения или мультипликативное увеличение денежной массы). Что приводит к росту предложения денег, и, соответственно, сово­купного выпуска.

• Отсутствие внутреннего лага. Внутренний лаг — это период времени между моментом осознания экономичес­кой ситуации в стране и моментом принятия мер по ее улучшению. Решение о покупке или продаже государ­ственных ценных бумаг Центральным банком принима­ется быстро. Эти бумаги являются высоколиквидными, падежными (даже безрисковыми), поэтому у Центрального банка не возникает проблем с реализацией домашним хозяйствам, фирмам и банкам.

Конечно же кроме преимуществ у кредитно- денежной или монетарной политики имеются существенные недостатки.

Большая вероятность инфляции. Необходимо отметить, что к инфляции проводит стимулирующая денежно- кредитная политика. Рост предложения денег ведет к инфляционным процессов, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах.

Противоречивость целей монетарной политики. Центральный банк не может одновременно регулировать предложение денег и процентную ставку. Если целью Центрального банка является поддержание ставки процента на определенном неизменном уровне, то про повышении спроса на деньги он должен увеличивать предложение денег т.е фактически он теряет контроль над денежной массой(а соответственно и над уровнем цен). Наоборот, если целью является контроль денежной массы (уровня инфляции), то теряется контроль над процентной ставкой . В результате денежно- кредитная политика может привести к дестабилизации экономики.

Наличие внешнего лага в связи со сложностью и возможными сбоями в механизме денежной трансмиссии. Внешний лаг период времени от момента принятия мер по стабилизации экономики (принятия решения Центральным банком по изменению величины предложения денег) до момента появления результата их воздействия на экономику (выражаемого в изменении величины выпуска). Покупка и продажа ЦБ государственных ценных бумаг осуществляется быстро (быстро изменяются кредитные возможности коммерческих банков). Однако механизм денежной трансмиссии является долгим процессом, состоящим из нескольких ступеней, на каждой из которых возможен сбой. Например, стимулирующая денежно-кредитная политика может обеспечить коммерческие банки дополнительными резервами, что расширяет кредитные возможности банков, однако банки могут не воспользоваться этим и не увеличить объемы кредитов или домашние хозяйства и фирмы решат не брать кредиты (допустим, ожидая еще большего их удешевления) Или, снижение ставки процента в результате роста предложения денег может не привести к серьезному увеличению инвестиционных расходов, в результате чего домашние хозяйства и фирмы решат не брать кредиты. Нарушение в любом звене передаточного механизма могут существенно ослабить воздействие монетарной политики на экономику.

Наличие побочных эффектов, вызываемых изменением предложения денег, которые снижают эффективность монетарной политики . Если ЦБ увеличивает денежную массу , то ставка процента падает, таким образом происходит снижение альтернативных издержек хранения наличных денег. В этих условиях население может предпочесть перевести средства с депозитов в наличные. Падение же ставки процента приведет к уменьшению заинтересованности банков в выдаче кредитов, что приводит к увеличению избыточных резервов , а это ослабляет эффект воздействия монетарного импульса на экономику.

Потеря ЦБ контроля над предложением в условиях зависимости денежно- кредитной политики от фискальной. Если деятельность ЦБ направлена на обеспечения финансирования роста государственных расходов или финансирования дефицита государственного бюджета, то денежно кредитная политика становится полностью подчиненной решению проблем фискальной политики. Увеличение государственных расходов и дефицит государственного бюджета могут финансироваться за счет эмиссии денег, покупки государственных ценных бумаг ЦБ, домашними хозяйствами и фирмами, займов у иностранного сектора. Если невозможно обеспечить финансирование роста государственных расходов или дефицита государственного бюджета посредством долгового финансирования, то приходится решать проблему при помощи дополнительной эмиссии. Это провоцирует инфляционные процессы, а так же лишает ЦБ самостоятельности в определении направлений монетарной политики.

Таким образом, денежно-кредитная политика может быть зависимой от фискальной политики. Можно сделать вывод о том, что проблема стабилизации экономики является одной из самых сложных задач , стоящих перед правительством всех государств. Не стоит использовать методы только фискальной или только кредитно-денежной политики. Лучшие результаты буту достигнуты при применении инструментов как одного, так и другого вида политики.

2. Методы монетарной политики

Реализация денежно - кредитной политики осуществляется с использованием нескольких основных методов:

1. проведение операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами;

2. изменение резервной нормы коммерческих банков;

3. управление учетной ставкой процента.

Различные школы по - разному определяют роль денежно - кредитной политики и методы ее реализации. В 70 - е - 90 - е годы в индустриальных странах, особенно в США и Великобритании, видное место в разработке и проведении денежно - кредитной политики стал занимать монетаризм. Как школа в экономической науке, монетаризм в основу рыночных отношений ставит денежно - кредитные отношения.

В отличие от кейнсианцев, которые отводят деньгам второстепенную роль в определении экономической активности, монетаристы считают, что денежное предложение является важнейшим фактором, воздействующим на уровень производства, занятость и цены. Кейнсианцы выступают за широкое вмешательство государства в интересах стабилизации экономики, а монетаристы являются сторонниками свободного рынка с ограниченным государственным регулированием. Сторонники монетаристского направления акцентируют внимание на “стабильном спросе на деньги”, то есть на постоянстве темпов роста денежной массы. При достижении устойчивой взаимной связи между количеством денег, находящихся в обращении, и совокупным спросом, постоянный рост денежной массы позволяет совокупному спросу синхронно реагировать на рост естественного уровня реального объема производства. В этом случае в долгосрочном плане будет достигнута полная занятость и стабильность цен. Монетаристы отводят при этом важную роль центральному банку в поддержании устойчивых и предсказуемых темпов роста банковских резервов и предложения денег.

Следует иметь в виду, что конкретная денежно - кредитная политика той или иной страны не основывается в чистом виде на положениях одной экономической школы. Приоритетная роль монетаризма в разработке и проведении денежно - кредитной политики за последние десятилетия в странах Запада привела к сокращению вмешательства государства в банковско - кредитную сферу.

Почти во всех странах Запада главную ответственность за денежно - кредитную политику несет Центробанк, который стремится воздействовать на макроэкономические процессы различными, достаточно гибкими, косвенными методами:

· регулирование количества денег в обращении;

· регулирование банковских резервов;

· регулирование размеров ссуд и кредитов, предоставляемых коммерческим банкам;

· регулирование ставки процента и т.д.

2.1 Политика учетной ставки( дисконтная политика)

Учетная (дисконтная) политика является старейшим методом кредитного регулирования. Возникновение этого метода было связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Учетная ставка про­цента — это ставка процента, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки прибегают к займам у центрального банка, если они неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного пополнения резервов или для выхода из сложного финансового положения. Денежные средства, полученные в кредит у центрального банка (через дисконтное окно) по учетной ставке, представляют собой дополнитель­ные резервы коммерческих банков, основу для мультипликативного увели­чения денежной массы.

Коммерческие банки рассматривают учетную ставку как издержки, свя­занные с приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше займов берут коммерческие банки у центрального банка и поэтому тем меньше величина резервов, которые они могут выдать в кредит. А чем мень­ше кредитные возможности банков, тем меньший объем кредитов они пре­доставляют и, следовательно, тем меньше денежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у центрального банка для увеличения своих резервов. Их кредит- меньший спрос на них предъявляют экономические агенты. Равновесная ставка процента — это ставка, при которой спрос на деньги равен предло­жению денег. Большое значение в денежно - кредитной политике отводится размеру ссудного процента и регулированию его ставки. Размер ссудного процента зависит от многих факторов:

· уровня учетной ставки процента Центробанка по предложению ссуд коммерческим банкам. Центральный банк увеличивает или уменьшает учетную ставку в зависимости от экономической конъюнктуры и необходимости расширения или сокращения денежной массы. Размер учетной ставки влияет на объем кредиторов, получаемых у центрального банка коммерческими банками, и на их возможности кредитования предприятий и населения;

· срока ссуды. Как правило долгосрочные ссуды выдаются под более низкий процент;

· спроса на деньги и предложения денег;

· темпов инфляции. В условиях высокой инфляции растет ссудный процент. В целях ограничения инфляции вводится еще более высокий процент;

· фазы экономического цикла. В период спада производства Центробанк для облегчения доступа к ссудному капиталу снижает учетную ставку процента в целях ускорения выхода из кризисной ситуации.

Графически ее величина определяется в точке пересечения кривой спроса на деньги с кривой предложения денег.

Когда центральный банк повышает учетную ставку процента, денежная масса сокращается (сдвиг влево кривой предложения денег от М 1 до М2 )а рыночная ставка процента растет (от до R (рис. 4а).

а)Уменьшение денежной массы б) Увеличение денежной массы

Поэтому, даже если центральный банк только объявляет о возможном повышении учетной ставки процента, экономические агенты знают, что эта мера должна привести к уменьшению денежной массы, — экономика быст­ро реагирует, коммерческие банки повышают ставку процента по своим кредитам, деньги (кредиты) становятся дорогими, и денежная масса со­кращается.

В настоящее время за рубежом учетная ставка колеблется в достаточно широких пределах - от 2 до 15 % 1 , отражая как общие тенденции экономического развития, так и циклические колебания конъюнктуры. Но в целом значение этого метода регулирования по сравнению с другими существенно снизилось. В России подобную функцию выполняет ставка рефинансирования Центробанка РФ, то есть предоставление кредитных ресурсов в форме прямых кредитов, переучета векселей, ссуд под залог ценных бумаг, а также организации кредитных аукционов . При установлении данной ставки учитывается влияние процентной политики на формирование производственных затрат и на применение уровня доходности вкладов физических лиц в коммерческих банках. Со 24 января 2000 года ставка рефинансирования составила 45 % годовых против 21 % в период с 7 августа по 16 февраля 2003 года. На 24 апреля 2009 г по Указанию ЦБ РФ от 23.04.2009 № 2222-У О размере ставки рефинансирования Банка России составляет 12, 5 %, что на 2 % больше данного периода 2008 г

2.2 Операции на открытом рынке

Этот инструмент монетарной политики является наиболее важным и самым оперативным сред­ством контроля за денежной массой в развитых странах. Операции на откры­том рынке представляют собой покупку и продажу центральным банком госу­дарственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг. (Деятельность центрального банка на первичных рынках ценных бумаг, как правило, запре­щена законом.) Объектом операций на открытом рынке служат преимущест­венно казначейские векселя и краткосрочные государственные облигации.

Центральный банк покупает и продает государственные ценные бумаги коммерческим банкам (банковскому сектору), а также населению — домо-хозяйствам и фирмам (небанковскому сектору).

Покупка центральным банком государственных облигаций и в первом, и во втором случае увеличивает резервы коммерческих банков, что ведет к увеличению предложения денег.

Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму его резервов, что повышает кредитные возможности банка и ведет к депозитному (мультипликативному) расширению. Предполо­жим, что норма обязательных резервов равна 20% ( о6яз = 0,2%). Если цент­ральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка на 1000 дол., то резервы банка, а поэтому его кредитные возможности увеличатся на всю сумму 1000 дол., выдача которых в кредит (К = 1000) приведет к увеличе­нию предложения денег на 5000 дол.

М =K mult = K =1000х = 1000x5 = 5000.

Если центральный банк покупает ценные бумаги у населения (домохо-зяйств или фирм) и если продавец вкладывает полученную у центрального банка сумму на свой счет в коммерческом банке, резервы коммерческого банка увеличатся и предложение денег возрастет на ту же величину, как в случае, когда центральный банк покупает государственные ценные бумаги у коммерческого банка. Однако механизм увеличения предложения денег в этом случае иной. Предположим, что продавцом государственных ценных бумаг выступает частное лицо, которое кладет полученные от центрального банка 1000 дол. на свой депозит в коммерческом банке (= 1000). В ре­зультате кредитные возможности коммерческого банка возрастут на 800 дол. (= 800), поскольку на 200 дол. банк должен увеличить обязательные ре­зервы (К обяз = х rr обяз = 1000 х 0,2 = 200), и сумма депозитов, созданная системой коммерческих банков, составит

М= K mult = K =800х = 800x5 = 4000.

Однако к этой сумме следует добавить 1000 дол., появившихся благода­ря оплате (увеличению количества наличных денег), сделанной централь­ным банком продавцу государственных ценных бумаг, и положенных им на депозит в коммерческий банк. Таким образом, общее изменение предло­жения денег в экономике в результате этой операции составило 5000 дол. (4000 создала система коммерческих банков и 1000 создал центральный банк).

Таким образом, операции на открытом рынке, как и изменение учетной ставки процента, влияют на изменение предложения денег, воздействуя лишь на величину резервов и поэтому кредитных возможностей коммерческих бан­ков. Изменения величины банковского мультипликатора не происходит.

Покупка ценных бумаг центральным банком используется как средство оперативного воздействия на экономическую ситуацию в период спада. Ес­ли же экономика перегрета, то в целях борьбы с инфляцией центральный банк должен продавать государственные ценные бумаги на открытом рын­ке. Это существенно ограничивает кредитные возможности коммерческих банков, сокращая их резервы, что ведет к мультипликативному сжатию де­нежной массы и в том случае, когда центральный банк продает государст­венные ценные бумаги коммерческим банкам, и тогда, когда покупателями выступают домохозяйства и фирмы, и оказывает сдерживающее влияние на экономическую активность.

Возможность проведения операций на открытом рынке обусловлена тем, что покупка и продажа государственных ценных бумаг центральным банком выгодна коммерческим банкам и населению. Если центральный банк хочет уменьшить предложение денег, он начинает продавать государ­ственные ценные бумаги. Предложение ценных бумаг увеличивается, и их цена падает. Низкие цены на государственные облигации делают их покуп­ку привлекательной для коммерческих банков и населения. И наоборот, ес­ли центральный банк решает увеличить предложение денег, он начинает по­купать государственные ценные бумаги, спрос на них возрастает, поэтому цена повышается. Владельцы государственных облигаций (и коммерческие банки, и население) начинают продавать их центральному банку, посколь­ку это позволяет получить доход за счет разницы между более низкой ценой, по которой облигация была куплена, и более высокой ценой, по которой она теперь может быть продана центральному банку.

В России под операциями на открытом рынке понимается купля - продажа Центральным банком РФ государственных ценных бумаг, которые не некоторого времени обладали высокой степенью ликвидности и доходности 1 . Коммерческие же банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности. Итак, инъекции в банковские резервы, как результат покупки, и изъя­тия из них, как результат продажи центральным банком государственных ценных бумаг, приводят к быстрой реакции банковской системы, действу­ют более тонко, чем другие инструменты монетарной политики, поэтому операции на открытом рынке представляют собой наиболее эффективный, оперативный и гибкий способ воздействия на величину предложения денег.

2.3 Установление норм обязательных резервов.

Обяза­тельные резервы — это часть депозитов коммерческих банков, которую они не имеют права выдавать в кредит и должны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке . Величина обязательных резервов ( R ) определяется в соответствии с нормой обязательных резервов ( rr ), которая устанавливается центральным банком в виде процента от общей суммы депозитов коммерческого банка ( D ):

R = D rr

Для каждого вида депозитов (до востребования, сберегательные, сроч­ные) устанавливается своя норма обязательных резервов, причем, чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма. Например, для депози­тов до востребования норма обязательных резервов более высокая, чем для срочных. Если центральный банк повышает норму обязательных резервов, то пред­ложение денег сокращается по двум причинам:

• во-первых, сокращаются резервы и, следовательно, кредитные воз­можности коммерческих банков — сумма, которую они могут выдать в кре­дит, поскольку при росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк не имеет права использовать на це­ли кредитования, увеличивается. Так, если сумма депозитов в коммерче­ском банке увеличивается на 1000 дол., то при норме обязательных резер­вов 10% ( rr =0,1) его кредитные возможности составят

К 1 =D-R = D -= D -( D )=1000-1000=900

а при норме обязательных резервов 12,5% == 0,125)

К 2 = D - R = D -( D )=1000-1000 x 0,125 = 875;

• во-вторых, норма обязательных резервов определяет величину бан­ковского мультипликатора, который равен

mult =1/rr

Рост нормы обязательных резервов с 10 до 12,5% сокращает величину банковского мультипликатора с 10 (1/0,1) до 8 (1/0,125).

Таким образом, изменение нормы обязательных резервов оказывает влияние на денежную массу по двум каналам:

через изменение резервов и поэтому кредитных возможностей коммер­ческих банков;

через изменение величины банковского мультипликатора.

В результате даже незначительные изменения нормы обязательных ре­зервов могут привести к существенным и непредсказуемым изменениям де­нежной массы. В нашем примере при норме обязательных резервов 10% ( = 0,1) изменение предложения денег составит

М 1 = К 1 = 900 х 10 = 9000

а при норме обязательных резервов 12,5% ( rr = 0,125) изменение предло­жения денег будет равно

М 2 = К 2 = 875x8 = 7000.

Кроме того, стабильность нормы обязательных резервов служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками. Изменение нормы обязательных резервов происходит лишь в случаях, когда центральный банк намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы (например, в США этот инструмент последний раз использовался в период кризиса 1974—1975 гг.). В России с 1 августа 1996 года нормативы обязательных резервов по рублевым счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 составили 18 % , по срочным обязательствам от 31 до 90 дней - 14 %, и по срочным обязательствам свыше 91 дней - 10 %. Что касается нормативов резервирования по счетам в иностранной валюте, то они были на уровне 2,5 %.В отличие от операций на открытом рынке и учетной политики этот механизм денежно - кредитного регулирования затрагивает основы банковской системы и способен оказывать сильное воздействие на финансово - экономическую систему в целом.


3.1 Развитие экономики России и денежно-кредитная политика

в 2008 году

В первом полугодии 2008 года объем ВВП увеличился на 8,0% по сравнению с 7,8% в аналогичный период 2007 года. Наибольший вклад в прирост производства внесло увеличение выпуска в оптовой и розничной торговли, обрабатывающем производстве; существенно увеличился вклад строительной деятельности.

Увеличение внутреннего спроса являлось основным фактором роста производства. Повышение заработной платы и социальных гарантий обусловило дальнейшее увеличение денежных доходов населения, что, в свою очередь, сказалось на росте потребительских расходов. В январе - сентябре 2008 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в реальном выражении увеличились, по оценке, на 12,2% по сравнению с 13,9% в аналогичный период 2007 года. Сохранились условия для роста инвестиций в основной капитал - по итогам девяти месяцев они возросли, по оценке, на 12,8% (в январе - сентябре 2007 года - на 21,3%).

Нарастание кризисных явлений в мировой экономике привело во второй половине 2008 года к увеличению оттока капитала из страны.

В январе - сентябре 2008 года сохранялся высокий рост потребительских цен.

рост цен ускорился практически на все основные виды товаров и услуг, что свидетельствует о действии фундаментальных причин повышения инфляции. В краткосрочный период сдерживание роста цен исключительно мерами Банка России, учитывая лаги воздействия на экономику инструментов денежно-кредитной политики, ограничено. Риск сохранения относительно высоких темпов роста цен до конца года поддерживается неопределенностью перспектив завершения мирового финансового кризиса, изменением поведения инвесторов и ценовой политики производителей. В сложившихся условиях целевой ориентир по инфляции, установленный в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год (6 - 7%), будет превышен и, по оценкам Банка России, инфляция составит около 13%.

Платежный баланс в январе - сентябре 2008 года в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры оставался устойчивым. Вместе с тем нестабильная ситуация на мировых финансовых рынках обусловила изменение тенденций в движении капитала.

Положительное сальдо счета текущих операций, по предварительным данным, по сравнению с январем - сентябрем 2007 года возросло в 1,7 раза - до 91,2 млрд. долларов США . Экспорт товаров, по оценке, составил 372,0 млрд. долларов США, что было больше, чем в январе - сентябре 2007 года, в 1,5 раза. Его динамика была обусловлена повышением экспортных цен в среднем на 49% при незначительном приросте вывоза в физическом выражении - на 1,9%. Импорт товаров, по предварительным данным, вырос со 153,9 млрд. долларов США в январе - сентябре 2007 года до 218,7 млрд. долларов США в январе - сентябре 2008 года. Увеличение импорта на 42,1% было обусловлено как ростом его физических объемов (на 21,9%), так и повышением цен (на 16,6%). Дефицит баланса услуг увеличился с 14,1 до 19,4 млрд. долларов США.

Отрицательное сальдо баланса оплаты труда в условиях интенсивного роста спроса экономики России на иностранную рабочую силу увеличилось по сравнению с январем - сентябрем 2007 года в 2,4 раза - до 12,6 млрд. долларов США.

В 2008 году курсовая политика Банка России проводилась с учетом необходимости сдерживания инфляционных процессов и предотвращения неоправданно резких колебаний в динамике обменного курса рубля. При этом реализация режима управляемого плавающего валютного курса позволяла смягчить влияние внешнеэкономической конъюнктуры на состояние российской финансовой системы в условиях сохраняющейся нестабильности на мировых финансовых рынках.

Состояние внутреннего валютного рынка в первом полугодии 2008 года определялось динамикой потоков средств от внешнеторговых операций и операций с капиталом. В условиях благоприятной ценовой конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей наблюдался устойчивый приток валютной выручки от экспорта. Однако в I квартале 2008 года увеличившееся предложение валюты на внутреннем рынке было в определенной степени компенсировано чистым оттоком частного капитала, что определило существенное снижение объема валютных интервенций Банка России и повышение волатильности рыночной стоимости бивалютной корзины.

Вместе с тем в апреле 2008 года возобновление чистого притока частного капитала обусловило усиление тенденции к укреплению рубля и, соответственно, активизацию операций Банка России на внутреннем валютном рынке.

В целях совершенствования механизма реализации денежно-кредитной политики и формирования условий для введения режима таргетирования инфляции Банк России с 14 мая 2008 года приступил к осуществлению операций по плановой покупке иностранной валюты на внутреннем рынке.

Проведение подобных операций создает благоприятные условия для повышения гибкости курсообразования, что в перспективе позволит осуществить переход к плавающему курсу рубля.

В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации предусматривался рост потребительских цен на 6 - 7%. Поставленной цели по общему уровню инфляции соответствовала базовая инфляция 5 - 6%. Темпы экономического роста предполагались в интервале 5,4 - 6,7% в зависимости от вариантов прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

В 2008 году Банк России при реализации денежно-кредитной политики учитывал влияние совокупности макроэкономических факторов на динамику спроса на деньги и денежного предложения.

Темпы роста спроса на деньги, ожидаемые в 2008 году, скорее всего будут ниже, чем в 2007 году, вследствие некоторого снижения темпов экономического роста по сравнению с предыдущим годом, более высоких темпов инфляции, замедления процессов дедолларизации, существенного снижения темпов роста цен на активы.

Снижение инфляции в период до апреля 2007 года способствовало процессу накопления населением финансовых активов в национальной валюте.

Снижение темпов роста цен на активы, а вместе с ним и менее интенсивное снижение скорости обращения денег оказывают сдерживающее влияние на прирост спроса на деньги в 2008 году.

На динамику денежного предложения в 2008 году оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. К важнейшим из них относятся высокая волатильность мировых цен на энергоносители, ряд продовольственных и сырьевых товаров; усиление нестабильности и нарастание кризисных тенденций на международных финансовых рынках, определяющих интенсивность и направления потоков капитала.

По сравнению с первыми девятью месяцами 2007 года темп прироста денежного агрегата М за январь - сентябрь 2008 года снизился более чем в 3 раза - с 27,8 до 8,3%, а годовой темп его прироста (на 1 октября по отношению к той же дате предыдущего года) - с 48,3 до 25,0%.

Однако, несмотря на снижение со второго полугодия 2007 года темпов роста денежной массы, фактический рост денежного предложения на протяжении последних полутора лет превышал рост спроса на деньги, поддерживая повышение внутреннего спроса в экономике. Это сказалось на высоких темпах инфляции в 2007 - 2008 годах.

Изменение условий реализации денежно-кредитной политики в 2008 году по сравнению с предусмотренными в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год, в том числе изменение динамики ряда макроэкономических и денежно-кредитных показателей, определяют необходимость уточнения основных параметров денежной программы на 2008 год.

Банк России принял решения о временном снижении нормативов обязательных резервов: с 18.09.2008 они были снижены на 4 процентных пункта по каждой категории резервируемых обязательств .

По решению Совета директоров Банка России с 15.10.2008 снижены процентные ставки по кредитам Банка России . Одновременно были приняты меры, направленные на дестимулирование оттока капитала из России.

В октябре 2008 года приняты федеральные законы, позволяющие реализовать комплекс дополнительных мер по поддержке финансовой системы Российской Федерации, предусматривающие

- наделение Государственной корпорации Банк развития внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) (далее - Внешэкономбанк) правом предоставлять кредитным и нефинансовым организациям кредиты и займы в иностранной валюте для погашения и обслуживания иностранных кредитов, полученных ими до 25.09.2008. Предусмотрено, что Банк России разместит во Внешэкономбанке депозиты на общую сумму не более 50 млрд. долларов США сроком на один год с возможностью пролонгации;

- предоставление Банку России права заключать с банками соглашения, в соответствии с которыми он обязуется компенсировать таким банкам часть убытков, возникших у них по кредитам, выданным другим кредитным организациям, у которых в указанный срок была отозвана лицензия на осуществление банковских операций;

- поэтапное предоставление субординированных кредитов российским банкам на общую сумму до 950 млрд. рублей на срок до 31 декабря 2019 года (в том числе Банком России Сберегательному банку Российской Федерации на сумму не более 500 млрд. рублей, а Внешэкономбанком за счет средств Фонда национального благосостояния, размещенных на депозиты в указанной государственной корпорации на общую сумму не более 450 млрд. рублей, - другим банкам);

- предоставление Банку России права предоставлять в порядке и на условиях, установленных Советом директоров Банка России, кредиты без обеспечения российским кредитным организациям на срок не более шести месяцев.

Операции Банка России с собственными облигациями служат инструментом воздействия на ставки денежного рынка на срок 3 - 6 месяцев. В соответствии с Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год усиление влияния процентной политики Банка России на формирование рыночных процентных ставок относится к приоритетным направлениям реализации денежно-кредитной политики.

3.2 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов

В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой, и определяются меры денежно-кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей. Временной горизонт совпадает с горизонтом планирования федерального бюджета.

Установление целевых ориентиров прироста потребительских цен в рамках трехлетнего скользящего периода, превышающего продолжительность основных лагов в действии трансмиссионного механизма денежной политики, позволяет учитывать влияние динамики денежного предложения и решений о корректировке его годовой траектории на инфляцию за пределами одного календарного года. Кроме того, объявление среднесрочной стратегии денежно-кредитной политики способствует стабилизации инфляционных ожиданий экономических агентов, в том числе в условиях непредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических факторов конъюнктурного характера.

Банк России и Правительство Российской Федерации в вариантах развития российской экономики в 2009 году и в период 2010 и 2011 годов исходят из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие три года основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции до 5 - 6,8% в 2011 году (из расчета декабрь к декабрю).

Банк России намерен в указанный период в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов.

Общемировая тенденция существенного роста цен на продукты питания и энергоносители, а также опережающий рост внутреннего спроса уже в 2007 году обусловили более высокую, чем предполагалось ранее, инфляцию в России. Поэтому Банком России осуществлялись действия по возвращению инфляции на траекторию снижения.

Однако решение этой задачи было осложнено влиянием на российский финансовый рынок кризисных явлений на мировых финансовых рынках, спровоцированных проблемами в экономике США. В результате Банк России был вынужден перенести акцент с контроля над инфляцией на поддержание стабильности банковской системы. Были усилены меры по увеличению ликвидности банков и поддержанию бесперебойности проведения расчетов.

Ускорение инфляции, а также ожидаемые в предстоящий период внешние и внутренние макроэкономические условия подтверждают необходимость осуществления более гибкой курсовой политики и активного использования процентной политики. Динамика денежных агрегатов будет оставаться важным индикатором для оценки монетарных условий и среднесрочного тренда инфляции.

Банк России продолжит движение к режиму свободно плавающего валютного курса, последовательно ослабляя жесткость привязки рубля к бивалютной корзине и допуская большую волатильность ее стоимости.

Режим свободно плавающего валютного курса необходим для введения таргетирования инфляции в полном объеме. При этом одновременно с сокращением участия Банка России в курсообразовании потребуется реализация комплекса мер по превращению процентной ставки Банка России в главный инструмент денежно-кредитной политики, влияющий на инфляционные ожидания экономических агентов и формирующий монетарные условия функционирования экономики.

При разработке денежно-кредитной политики на период 2009 - 2011 годов Банк России принимает во внимание возможные изменения мировых цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на энергоносители. В случае снижения этих цен при продолжении увеличения импорта высокими темпами, поддерживаемого внутренним спросом, может произойти существенное сокращение положительного сальдо торгового баланса и даже образование его дефицита.

Поскольку в этом случае ослабнет действие одного из факторов, определяющих укрепление рубля, Банк России может сократить покупки валюты на внутреннем рынке, осуществляемые в целях сдерживания темпов укрепления национальной валюты. Решения о характере и объеме интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке в основном будут обусловлены целями денежно-кредитной и бюджетной политики.

Ожидаемое сокращение валютных интервенций может существенно уменьшить роль чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования как основного источника роста денежного предложения. С целью обеспечения соответствия денежного предложения спросу на деньги Банк России продолжит активно использовать операции по рефинансированию банков. Это также будет способствовать повышению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции.

Для обеспечения соответствия динамики инфляции целевой траектории Банк России будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики. На успешность проведения денежно-кредитной политики будут влиять в определенной степени как бюджетные механизмы аккумулирования дополнительных доходов от экспорта нефти и газа при высоких ценах мирового рынка энергоносителей, так и проведение консервативной бюджетной политики.

Процентная политика Банка России будет осуществляться исходя из состояния экономики и динамики инфляции. Важной задачей процентной политики будет постепенное сужение коридора процентных ставок по собственным операциям Банка России и снижение волатильности ставок денежного рынка. При этом все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки по рыночным инструментам рефинансирования банков, прежде всего по операциям прямого РЕПО.

Основным фактором риска для российского банковского сектора в условиях международного финансового кризиса является существенное ограничение доступа к ресурсам с международных рынков капитала и сокращение возможностей внешнего рефинансирования ранее привлеченных заимствований в связи со значительным подорожанием привлеченных средств для первоклассных заемщиков и фактическим исключением такой возможности для других заемщиков.

Следствием влияния указанного фактора является введение российскими банками более консервативных подходов при кредитовании и при оценке кредитного риска. В свою очередь, это ведет к снижению темпов роста кредитных вложений в экономику и снижению финансового результата (прибыли) кредитных организаций. Одновременно это обусловливает относительное увеличение в портфелях кредитных организаций доли проблемных активов, как накопленных в период кредитной экспансии, так и отражающих ухудшение экономического положения предприятий при ужесточении условий привлечения кредитов.

В этой ситуации на состояние банковского сектора будет оказывать влияние качество функционирования внутрибанковских систем оценки и управления рисками, включая кредитный риск, риск ликвидности, рыночный, операционный и репутационный риски. Наряду с вопросами поддержания ликвидности банки должны уделять внимание вопросам поддержания достаточности капитала, в том числе и за счет дополнительных инвестиций собственников и новых инвесторов.

В целях снижения негативного влияния международных финансовых потрясений на экономику и финансовые рынки России реализуется комплекс мер по частичному замещению выбывших кредитных ресурсов банков и восстановлению нормального кредитного цикла. Эти меры направлены на исключение системной угрозы устойчивости банковского сектора.

В рамках системы управления ликвидностью банковского сектора Банк России продолжит улучшать условия доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования, что должно способствовать снижению трансакционных издержек и рыночных рисков. При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка, его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике.

Решения по использованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут приниматься в зависимости от динамики основных макроэкономических показателей и состояния финансового рынка.

Для перехода к режиму таргетирования инфляции в полном объеме Банк России будет участвовать в работе по созданию необходимых условий институционального характера, способствовать повышению глубины и ликвидности российского финансового рынка, добиваться роста эффективности своей процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковского сектора, развивать систему анализа денежно-кредитной политики, макроэкономического моделирования и прогнозирования.

Особое значение Банк России придает формированию доверия общества к осуществляемой денежно-кредитной политике, повышению ее открытости и прозрачности, разъяснению общественности своих целей, задач и принятых мер.

Заключение

В заключение работы необходимо отметить, что цель, определенная в начале исследования достигнута. В работе были рассмотрены основные инструменты и направления современной денежно-кредитной политики. Подведем итоги:

Во-первых, необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Но, существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными.

Список литературы

1. Бункин М.К. «Монетаризм». М.: АО «ДИС», 1994.

2. Бартнев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. М.: Издательство БЕК, 1996.

3.Долан Э.Дж.,Колин Д.Кэмпбелл,Розмари Дж.Кэмпбелл Деньги,банковское дело и кредитно-денежная политика М. 2000

4. Матвеева Т.Ю Введение в макроэкономику, М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007

5.Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: Теория и практика: Учебное пособие для вузов, М: Экономистъ, 2005

6. Фетисов Г.Г Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации: национальный и региональные аспекты М 2006

7. Р. Дорнбуш, С. Фишер Макроэкономика М: МГУ ИНФРА-М 2001 г

8. Монетаризм и Россия, Вопросы экономики, 1997, №8

9. http://www.cbr.ru/

10. http://www.consultant.ru/


Скачать архив с текстом документа