Нравственное воспитание на уроках русской литературы

СОДЕРЖАНИЕ: Нравственное воспитание на уроках русской литературы Филатова Е.М. “Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах”.

Нравственное воспитание на уроках русской литературы

Филатова Е.М.

“Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах”. Так говорил Аристотель. Пройдет время; и другой философ - Гегель - сформулирует эту мысль так: “Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетель; он добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера”.

Сегодня высокая нравственность - едва ли не самая важная и необходимая для человека и общества в целом и, к великому сожалению, самая “немодная” черта характера, “непопулярная”. По мнению некоторых ученых - социологов, нынешнее молодое поколение мы потеряли: под натиском развращающего воздействия телевидения, под оглушающую пропаганду “сладкой” наркотически-сексуальной жизни только 7% процентов молодых людей называют нравственность жизненно важным качеством.

Человек, если он хочет быть достойным этого звания, не может жить без морали и нравственности. Качества эти не врожденные, не генетический код передает их из поколения в поколение. Есть множество примеров, когда дети весьма интеллигентных, высокообразованных, честных и порядочных родителей становились подонками общества. И, наоборот, в неблагополучных семьях вырастали яркие личности с чистыми помыслами, с неутомимой страстью к добрым делам, скромные и очень строгие к себе. Старшее поколение склонно видеть в младшем и даже несколько преувеличивать недостатки возраста. Правда, к сожалению, не без оснований говорим мы иногда о том, что ребята не приучены к труду, не берегут добро, ждут “всего и сразу от своих предков”. Да только кто же виноват в этом? Семья? Школа? Улица? Да. Каждый по отдельности и все вместе.

Да, нужно воспитывать в детях убежденность, что добро победит. Да, нужно учить их воевать за эту победу. Да, нужно чтобы они не боялись в процессе борьбы набить себе синяков и насмешек. Но самое главное - самим нам соответствовать этим принципам. Мы, учителя , должны помнить: на нас смотрят свои и чужие дети, по нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Они сменят нас завтра в классе, за пультами управления, но основы их взглядов и привычек закладываются сегодня. И уроки гуманных взаимоотношений они усваивают сегодня. Дома, в школе, в частности, на уроках литературы.

О гуманизме уроков литературы следует сказать особо. Ведь, несмотря на многолетние споры о формах и методах преподавания литературы, сегодня ясно, как день, что главное назначение современного словесника — быть источником нравственного влияния. “Ничто, кроме литературы, - говорил П.М. Неменский, - не может передать опыт чувств многих человеческих жизней. Так, можно через литературное произведение пережить унижение раба или горечь одиночества старости, оставаясь при этом молодым человеком нашего времени.

Именно такое воздействие и формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества”.

Еще К.Д.Ушинский, один из лучших русских педагогов полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. “В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом”, - писал он.

Если умение воспитывать своим предметом было достоинством еще в XIX веке, то сегодня, в веке XXI, во времена дефицита человеческих ценностей, оно приобрело ещё большую значимость и необходимость.

Иногда учителей сравнивают по тому, кто напичкает головы своих учеников наибольшим объемом знаний. Поэтому они изощряются в изобретении способов, как эффектней и эффективней эти знания преподнести, чтобы запомнились впрок. Я считаю, что эти знания нужны, но важнее снабдить ученика объемом нравственных представлений, ведь смысл труда преподавателя литературы - в воспитании высокогуманной личности, настоящего Человека.

Порой мы, педагоги, видим и чувствуем, что основная масса наших учеников просто по долгу службы отсиживает положенное и отвечает на уроках. А ведь очень хочется, чтобы на уроках литературы учащиеся горевали или смеялись, удивлялись или возмущались, хочется научить школьников понимать поведение человека, самого себя, окружающих его людей, т.е. узнавать в литературных героях себе подобных, помочь ученику разрешить собственные проблемы средствами литературы, понять, что такое хорошо и плохо, учить бороться с “плохо”, ставить и ставить перед учениками вопросы, искать вместе с ними ответы, беседовать, спорить о жизни, о людях.

Предметом каждого изучаемого произведения является человек, его жизнь и поведение в разных ситуациях. Как бы далеки ни были события, о которых нам рассказывают Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Толстой, Достоевский, нравственные проблемы, поднятые ими в их произведениях, звучат злободневно в наше бурное, сложное время. Счастье и несчастье, верность и предательство, чувство долга и карьеризм, истина и ложь, подвиг и трусость, человек и общество, любовь и дружба - эти и многие другие нравственные проблемы являются вечными и поэтому должны волновать сердца наших учеников.

Достойно продолжают классические традиции и пополняют сокровищницу нашего национального словесно-художественного творчества, открывают новые возможности для формирования читательской культуры и гуманистических идеалов школьников современные писатели Ю. Казаков, В. Шукшин, А. Платонов, В. Солоухин, К. Паустовский, А. Рыбаков, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Распутин и другие. Их произведения - благодатная почва, на которой можно вырастить высоконравственных людей, откуда можно впитать представления о хорошем и плохом, о честном и порочном, об обыденном и высоком из всего множества явлений, из которых складывается наша жизнь.

А она требует творческого развития ребенка, формирования его активности, самостоятельности, готовности и умения брать ответственность за собственную судьбу, за происходящее в обществе.

Это предполагает и новые принципы анализа произведений - необходимо всемерно стимулировать самостоятельность суждений учащихся, решительно отказаться от навязывания сделанных кем - то однозначных оценок относительно эпизода, события, поступка персонажа, содержащихся в художественном произведении.

Постижению истины в литературно-художественных текстах, авторской гуманистической позиции помогает система вопросов и заданий. В качестве подтверждающего примера можно привести урок по теме “Я нужен людям” (А. Платонов, 8 класс, “Юшка”). Рассказ читает учитель. После нескольких предложений становится ясно, что главный герой - больной, неряшливо и неопрятно одетый помощник кузнеца. Чтение прекращается.

- Нравится ли вам главный герой? (Нет).

- Как вы думаете, почему автор сделал его главным героем? Сделали бы вы это, будь на месте автора? Почему?

- Если бы вы такого человека встретили на улице, то:

а) подали бы руку?
б) прошли бы молча мимо?
в) брезгливо усмехнулись бы?
г) не обратили бы внимания, чтобы не испортить себе настроения?

Картина получается безрадостная.

Знакомясь с главным героем больше, дети понимают, что за внешне не очень приятным человеком - настоящий человек, просто он не умеет сердиться, гневаться, постоять за себя, не похож на других своей неряшливостью.

С одной стороны - добрый, кроткий Юшка; с другой - озлобленные люди. Несчастье просто не могло не произойти. Юшка погиб. Ученики слушают с огромнейшим вниманием текст, потом очень активно, перебивая друг друга, отвечают на вопросы.

- Что же за человек Юшка?

- Почему вы “забыли” о его неопрятной внешности?

- Какая черта его характера выходит на первый план?

- Почему дети издеваются над Юшкой? (Не дает сдачи)

- За что взрослые обижают Юшку? (Не похож на них).

- Разве плохо быть не похожим на других? Почему?

- А каким нужно? Почему? Любил ли он людей? А они его?

- Почему Юшка терпит унижение и оскорбление?

- Если бы среди вас оказался такой человек, как бы к нему относились?

- Представьте, что он — ваш родственник. Смогли бы его защитить от злых людей? Как?

- Попробуем вкратце подвести итог о взаимоотношениях:

- Можно ли быть таким? (Нет)

- А каким? (Нужно уметь постоять за себя, не обижая и не унижая других).

- Как Юшка относится к природе? (Нежно, трепетно)

- О каких качествах характера Юшки свидетельствует его трепетное отношение к природе?

(Доброта, искренность, беззлобие).

- Зря ли прошла жизнь Юшки? Пропало ли его добро?

(Нет. Добро не пропало, т.к. после его смерти появился добрый человек -дочь, которая продолжит его дело).

- Поняли ли люди свою ошибку?

- Изменилось ли их отношение к нему хотя бы после смерти? (Да. Они сказали: “Прости нас, Юшка”).

- Теперь скажите, почему Платонов главным героем своего рассказа сделал такого непривлекательного внешне человека?

(Идет беседа о духовной красоте).

Система вопросов рассчитана на то, что учащийся должен сам определить собственное отношение к отдельным персонажам, гуманистическим идеалам, которые несут персонажи, аргументировать точку зрения конкретными фактами. На уроке звучат различные доводы в защиту или обвинение того или героя, происходит столкновение мнений, коллективный поиск оптимальных выводов, а это - основа формирования активного, творчески мыслящего читателя.

Изучается рассказ В. Шукшина “Волки”. Герои рассказа - обыкновенные люди, два простых русских мужика Наум и Иван – тесть и зять. По ходу чтения составляется характеристика литературных героев:

Наум – нестарый, обаятельный, трудолюбивый, расторопный, хозяйственный.

Иван (зять Наума) – молодой, беспечный, чуть ленивый, своенравный.

- Кто из героев вам нравится? Почему? Похож ли он на ваших родителей? Чем? (Наум, он похож на наших отцов, дедов своей хозяйственностью и трудолюбием). Сюжет прост. Наум и Иван поехали в лес за дровами, а на них напали голодные волки. Вдвоем они бы отбились от волков, но Наум струсил, убежал, оставив Ивана одного. Он оказался в большой опасности, волки растерзали его лошадь. Только смелость Ивана спасла его, он выжил, пришел в деревню и решил отомстить тестю за предательство.

- Как вы теперь относитесь к героям? Почему вам нравится ленивый Иван?

- Какие людские недостатки страшнее, чем беспечность, леность? (Подлость, предательство).

- Встречали ли вы таких людей?

- Что хотел сделать Иван после возвращения?

- Кто ему помешал и почему? Что бы вы сделали на месте Ивана? Милиционера?

- Не похожи ли чем - то в данном эпизоде герои-люди на волков? (Да, Иван хочет отомстить, отплатить злом за зло).

В. Шукшин не делит своих героев на четкие нравственные категории - этот положительный герой, а тот - отрицательный. Он, показывая несовершенство человека, преступающего законы морали, старается избежать назойливой назидательности, “лобовой атаки”.

Многие произведения современных авторов, включенные программу по литературе, заставляют задуматься над жизнью, побуждают формировать характер, помогают ответить на вопросы: что в тебе хорошего, а что плохого? Может ли быть человек без единой отрицательной черты? Как это определить самому?

Работая над проблемой “Нравственное воспитание на уроках литературы”, я убедилась, как по-разному воспринимают учащиеся произведение, поэтому нужно осторожно относиться к их суждениям, стремиться к тому, чтобы личность писателя, его моральный облик, образы, созданные его творческой натурой, стали для ребят близкими и понятными. Ведь каждый человек, кто раньше, а кто позже, задумывается - каким человеком быть? Какие нравственные ценности взять с собой из стен школы? Мы же, учителя, стараемся помочь им своими уроками литературы как можно раньше осознать себя личностью, сделать свой нравственный выбор. Каждому учителю-словеснику всегда надо помнить, что литература - это искусство слова, и следует видеть в классике средство воспитания души, гуманизма, духовности, общечеловеческой нравственности, сделать книгу средством познания себя и окружающих людей, максимально приблизить ее к современности, к миру ребенка и тем самым дать толчок к самостоятельности.

Скачать архив с текстом документа