Оборотные средства коммерческого предприятия

СОДЕРЖАНИЕ: Сущность, состав, структура оборотных средств коммерческого предприятия. Показатели эффективности использования оборотных средств. Планирование потребности в оборотных средствах коммерческого предприятия. Определение запасов предприятия по прочим активам.

РЕФЕРАТ

по курсу Экономика коммерческого предприятия

по теме: Оборотные средства коммерческого предприятия

1. Сущность, состав и структура оборотных средств коммерческого предприятия

Под финансовыми ресурсами понимают денежные средства, находящиеся в распоряжении коммерческих предприятий, включая имеющиеся у них резервы денежных средств.

Финансовые ресурсы, вложенные в основные фонды, называются основными средствами, а авансированные в оборотные фонды и средства называются оборотными средствами.

Оборотные средства коммерческого предприятия занимают ведущее место в совокупности всех активов, в связи с этим задача оптимального управления ими является основной.

Финансовые ресурсы, авансированные в оборотные средства, образуют оборотный капитал.

Оборотный капитал (или оборотные активы) представляют собой совокупность имущественных ценностей торгового предприятия, обслуживающих текущую хозяйственную деятельность и полностью потребляемые в течение одного торгово-производственного цикла. К ним относятся имущественные ценности со сроком использования до одного года и денежные средства.

К оборотным активам (средствам) предприятия торговли относятся:

запасы товаров готовой продукции, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП);

денежные средства (в кассе, на расчетном и валютном счетах предприятия и прочие);

дебиторская задолженность долгосрочного и краткосрочного характера;

краткосрочные финансовые вложения (включая ценные бумаги).

Оборотные средства - это прежде всего стоимостная категория. Являясь стоимостью в денежной форме, они не расходуются, не потребляются, а авансируются в оборотные фонды и фонды обращения и совершают непрерывный круговорот, в процессе которого меняют форму стоимости (денежная - товарная - денежная) и обслуживают процесс товарного обращения.

Авансирование - одна из отличительных черт оборотных средств. Временным критерием авансирования оборотных средств является не квартальный и годовой объем фондов, а один кругооборот, после которого они возмещаются и вступают в следующий кругооборот.

Структура оборотных средств коммерческих предприятий зависит от типа, товарной специализации и степени насыщенности рынка товарной массой.

В общем объеме всех финансовых средств коммерческого предприятия до 80% составляют оборотные средства, вложенные в товарные запасы.

В розничной торговле структура оборотных средств выглядит следующим образом:

товарные запасы - 66%;

МБП - 0,1%;

денежные средства - 31%;

расчеты с дебиторами - 2%.

Структура оборотных средств любого предприятия зависит от его финансового состояния на конкретную дату, соблюдения финансово - расчетной дисциплины.

Оборотные средства торговой фирмы формируются за сет собственных заемных и привлеченных источников финансирования.

В практике учета и планирования оборотных средств они подразделяются:

по принципу организации их планирования и финансирования на нормируемые и ненормируемые;

по источникам формирования на собственные, заемные и привлеченные.

К нормируемым оборотным средствам относятся: товарные запасы, денежные средства в кассе, производственные запасы (сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты), малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, расходы будущих периодов.

Размер нормируемых оборотных средств находится в непосредственной зависимости от объема товарооборота и скорости обращения товаров.

Финансовым планом устанавливаются определенные нормы запасов этих средств в пределах минимально необходимых для осуществления торговой деятельности.

К ненормируемым оборотным средствам относятся денежные средства на расчетном и других счетах, средства в расчетах с дебиторами, товары отгруженные и на ответственном хранении.

Ненормируемыми эти средства называются потому, что они не нормируются, в финансовом плане не предусматриваются нормативы остатков этих средств.

Источниками покрытия ненормируемых оборотных средств обычно являются прочие пассивы и средства временно свободных специальных фондов.

Величина оборотных средств коммерческого предприятия зависит от многих факторов. Основными из них являются:

Объем и ассортиментная структура товарооборота.

Условия и частота завоза товара.

Организация коммерческой работы.

Организация и формы расчетов с поставщиками товаров.

В условиях развития рыночных отношений важное значение имеет правильная организация оборотных средств, умелое управление ими и повышение эффективности их использования.

2. Показатели эффективности использования оборотных средств

Одной из важных задач управления оборотными средствами является повышение эффективности их использования и прежде всего путем ускорения оборачиваемости.

Чем быстрее оборачиваемость оборотных средств, тем меньше потребность в кредитах, соответственно меньше издержки обращения, больше прибыль за счет снижения расходов за пользование банковскими кредитами, по хранению товарных запасов, потерь товаров и др.

Эффективность использования оборотных средств характеризуют следующие показатели:

Оборачиваемость оборотных средств, которая измеряется продолжительностью одного оборота в днях и количеством оборотов оборотных средств за анализируемый период (коэффициент оборачиваемости).

Размер необходимых оборотных средств тесно связан с объемом товарооборота и скоростью их оборачиваемости. Чем больше товарооборот, тем больше требуется оборотных средств и наоборот.

Длительность одного оборота в днях измеряется по формуле:

Од = Со / Рдн или Одн = ( 1)

где, Со - средний остаток средств за анализируемый период, тыс. руб.; Рдн - однодневный розничный товарооборот по себестоимости, тыс. руб.; Д - количество дней в амортизационном периоде; Р - товарооборот за период.

Коэффициент оборачиваемости (Ко ), может быть исчислен двумя способами:

Ко = Рф / Со ; (2)

Ко = t / Од ; (3)

где, Рф - фактический товарооборот за анализируемый период по себестоимости, t - количество дней в анализируемом периоде, Од - оборачиваемость оборотных средств, в днях; Со - средний остаток оборотных средств в анализируемом периоде, тыс. руб.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств предприятия позволяет ему существенно снизить потребность в них, т.к. между скоростью оборота и размером этих средств существует оборотно-пропорциональная зависимость.

Сумму оборотных средств, высвобождаемых в процессе ускорения оборота можно рассчитать по формуле:

Эос = Офо* Рдн ( 4)

где Эос - достигаемая сумма экономии оборотных средств; Оф - фактическая оборачиваемость в днях; Оо - оборачиваемость в предшествующем периоде, в днях; Рдн. - однодневный объем реализации за рассматриваемый период.

2. Коэффициент эффективности использования оборотных средств, исчисляемый как отношение суммы прибыли (П) к средней сумме оборотных средств (Со ) за анализируемый период:

Кэ = П/Со , (5)

Этот показатель характеризует величину прибыли, полученную на единицу оборотных средств.

3. Коэффициент фондоотдачи, исчисляется по формуле:

Кф. о = Рфо , (6)


где, Рф - фактический товарооборот в розничных ценах.

Характеризует величину товарооборота, полученную на рубль оборотных средств.

4. Коэффициент фондоемкости (загрузки) оборотных средств (Кз ) определяется по формуле:

Кз = Соф (7)

Он показывает величину оборотных средств, приходящихся на рубль товарооборота. Чем меньше коэффициент загрузки, тем выше эффективность использования оборотных средств, меньше потребность в них.

Для того чтобы повысить эффективность использования оборотных средств, необходимо использовать следующие пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.

совершенствование товародвижения и нормализация размещения оборотных средств;

совершенствование расчетов с поставщиками и покупателями;

ускорение оборота денежных средств за счет инкассации торговой выручки и лимитирования денежных средств в кассах предприятия;

минимизация запасов хозяйственных материалов, МБП, инвентаря, расходов будущего периода;

недопущение дебиторской задолженности.

3. Планирование потребности в оборотных средствах коммерческого предприятия

Наиболее важным этапом разработки баланса доходов и расходов является расчет потребности предприятия в собственных оборотных средствах и их прироста на конец планируемого периода.

Расчет потребности в собственных оборотных средствах осуществляется по следующей формуле:

(8)

где Псос - общая потребность предприятия в собственных оборотных средствах на планируемый период, руб.;

Птз - потребность предприятия в собственных средствах, вложенных в товарные запасы на конец планируемого периода, руб.;

Пдс - потребность предприятия в денежных средствах в виде их остатков в кассе и денежных средств в пути, руб.;

Ппа - потребность в прочих активах предприятия - товарно-материальных ценностях, обеспечиваемых собственными средствами, руб.

Потребность в собственных средствах, вложенных в товарные запасы, определяется исходя из их расчетного норматива и реальной доли (удельного веса) собственных средств предприятия в нем.

С учетом того, что в нынешних условиях торговые предприятия испытывают недостаток собственных оборотных средств, их доля в расчетном нормативе товарных запасов составляет ниже 50%.

Поэтому величина собственных оборотных средств в товарных запасах может быть рассчитана на основе следующей формулы:

или (9)

где Птз - потребность в собственных средствах, вложенных в товарные запасы;

Нтз - норматив товарных запасов в днях;

Ро - однодневный объем реализации по себестоимости;

1/2, 1/3 - доля собственных средств предприятия в общей сумме потребности в товарных запасах на планируемый период.

Расчет потребности в переходящих остатках денежных средств в кассе предприятия возникает в связи с оплатой текущих расходов, выдачей сдачи покупателям.

Лимит оставляемых в кассе предприятия наличных денежных средств устанавливается коммерческим банком, обслуживающим предприятие, в определенном размере с учетом сроков сдачи и порядка инкассации торговой выручки.

Как правило, этот размер не превышает половину однодневной выручки реализации товаров по розничным ценам. Поэтому потребность в денежных средствах на эти цели может быть определена по формуле:

(10)

где Пдс - потребность в денежных средствах в виде остатков в кассе предприятия на планируемый период;

Рос - однодневный планируемый объем реализации товаров по розничным ценам.

Остатки денежных средств в пути возникают по причине несоответствия или разрыва временного лага между сдачей выручки инкассатору в конце рабочего дня и ее начислением на текущий счет предприятия на следующий день.

Поэтому расчетная норма остатков денежных средств в пути может быть, как правило, в пределах одного дня.

Расчет потребности в прочих товарно-материальных ценностях осуществляется по каждому их элементу исходя из необходимости их наличия в будущем периоде.

Эта потребность обеспечивается полностью собственными ресурсами.

На торговых предприятиях состав прочих активов включается: тара, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, материалы для хозяйственных целей (на предприятиях общественного (массового) питания), расходы будущих периодов и др.

Определение запасов по прочим активам (Ппа ) осуществляется по элементам каждой статьи на основе технико-экономических расчетов и методом прямого счета. Общая потребность в них рассчитывается как сумма стоимости этих предметов по рыночным ценам.

В балансе доходов и расходов торгового предприятия отражается не вся сумма собственных оборотных средств на планируемый период, а только сумма их прироста по сравнению с величиной собственных оборотных средств на начало планируемого периода по следующей формуле:

(11)

где Псос - сумма прироста собственных оборотных средств на планируемый период, руб.;

Псск - сумма собственных оборотных средств на конец планируемого периода, руб.;

Пссн - сумма собственных оборотных средств на начало планируемого периода, руб.

Список использованной литературы

1. Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Серия Учебники, учебные пособия. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Белоусова Е.А., Валевич Р.П., Давыдова Г.А., и др. Экономика предприятий торговли - Мн.: БГЭУ, 2007.

3. Байнев В.Ф. Экономика предприятия и организация производства: Учеб. пособие. - Мн.: БГУ, 2007.

4. Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Изд. Проспект, 2006.

5. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия, ред. - ЮНИТИ, 2004.

6. Карлик А.Е., Добрин Г.Н., Белов А.М. Экономика организации (предприятия). Практикум., - Инфра-М, 2006.

7. Раицкий К.А. Экономика предприятия, Издательско - торговая корпорация Дашков и К, 2008.

8. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия). - Экономистъ, 2006.

Скачать архив с текстом документа