Олин В.Н.
СОДЕРЖАНИЕ: Литератор 1810-30-х годов, автор стихов, драм, прозаических сочинений.Валериан Николаевич Олин (ок. 1788-1840-е годы)
Литератор 1810-30-х годов, автор стихов, драм, прозаических сочинений
Олин родился в семье тобольского вице-губернатора и первоначальное образование получил в местном народном училище. Поступив в 1802 году на службу канцеляристом, он, несмотря на прилигаемые усилия, за всю свою жизнь так и не сумел выбиться из числа мелких чиновников.
Литературная деятельность Олина началась в кругу писателей Беседы любителей русского слова. Выступив по-началу в роли поэта, Олин постепенно переходит и к другим жанрам - в начале 1810-х гг. он, под руководством И. А. Дмитревского, создает свое первое драматургическое произведение - трагедию в стихах Изяслав и Владимир, которая получилась, мягко говоря, не очень удачной. Не обладавшему особым литературным даром Олину приходилось компенсировать его отсутствие огромным трудом - в Беседе он умудрялся помогать практически всем и каждому: В. В. Капнисту в переводах древних книг, И. М. Муравьеву-Апостолу в изучении античных источников...
Заведенные в Беседе контакты вскоре помогают Олину опубликовать свои первые переводы произведений античных авторов - 1813 году выходит его вольный перевод поэмы Сражение при Лоре Оссиана, за которым следуют более самостоятельные обработки отдельных фрагментов оссианического цикла; а в 1814-1819 годах выходят переводы нескольких антологических стихотворений, переводов поэзии Горация, прозы Овидия и сочинений римских историков и ораторов.
Олин переводил не только античных авторов, но и европейских романтиков: Шиллера, Мура, Вальтера Скотта, Ламартина, Виланда, Гете. Знакомство с их произведениями вдохновило Олина на создание собственных романтических поэм - Оскар и Альтос (1823), Кальфон (1824), Манфред (написанную под влиянием поэзии Байрона). Сюжет Корсара Олин перерабатывает в прозаическую трагедию Корсер (1826) по образцу французских книжных драм. В 1827 году он выпускает перевод Баязета Расина, сделанный в том же высоком ключе. Написанные прилизительно в тот же период собственные лирические стихотворения Олина, близкие по настроению к Медитациям Ламартина, публиковались им в альманахах, Литературных листках, Московском телеграфе и в изданиях А. Ф. Воейкова.
В лагере романтиков Олин занял место среди сторонников Жуковского, которые определяли романтизм как поэзию страстей и характеров, а романтическую поэму как роман в стихах. Будучи противником поэзии пушкинского направления, Олин считал важные поэмы Пушкина Полтава и Борис Годунов, не более чем лишенными плана подражаниями Байрону и называл их знамением заката поэтической звезды Пушкина.
Занимаясь переводами, Олин смог получить некоторую известность в литературных кругах, что помогло ему найти поддержку в своих издательских начинаниях. Начав с работы в Сыне отечества в 1814 году, он организует в 1818 году Журнал древней и новой словесности, одной из задач которого была пропаганда античной литературы. Однако тематика первого детища Олина оказалась случайной, и издание, не смотря на участие в нем многих известных поэтов того времени - Ф. Глинки, Н. Кутузова, Я. Н. Толстого, П. Колошина, успеха не имело, и было, по прошествии двух лет, прекращено. Предпринятая им два года спустя литературно-критическая газета Рецензент не просуществовала и половины этого срока. В 1829-1831 годах Олин издавал полупериодический альманах Карманная книжка для любителей русской старины и словесности, и литературную газету Колокольчик - малопредставительные по составу авторов издания, и, подобно прежним, прекратившиеся за недостатком подписчиков.
Последнее сочинение Олина, романтическая повесть Странный бал, часть задуманного им романа Рассказы на станции в стиле Гофмана и Ирвинга, появилась в 1838 году. К ней были приложены восемь последних стихотворений автора. Далее имя Олина теряется.
На долю Олина выпала тяжелая судьба. Писателю, не имевшему успеха на литературном поприще, катастрофически не везло и в отношениях с цензурой. В 1818 году была уничтожена его брошюра Письма о сохранении и размножении русского народа Ломоносова. Вслед за этим ему было запрещено заниматься переводами из иностранных изданий. Вскоре последовал полицейский выговор за выраженное автором недовольство цензурным постановлением о запрете его стихотворения Стансы к Элизе. В 1832 году был запрещен роман Олина Эшафот, или Утро вечера мудренее из эпохи Анны Иоанновны. Даже Картина восьмисотлетия России (СПб., 1833) за излишние похвалы Николаю I удостоилась личного неодобрения императора. Один из немногих писателей, пытавшихся жить литературным трудом, Олин прожил и кончил жизнь в крайней нищете.
Произведения Олина никогда не переиздавались.