Проектная разработка программы непрерывного образования
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 1. Аудит организации 1.1 Общая характеристика организации 1.2 Целевые ориентиры организации 1.3 Взаимодействие организации с внешней средойСодержание
Введение
1. Аудит организации
1.1 Общая характеристика организации
1.2 Целевые ориентиры организации
1.3 Взаимодействие организации с внешней средой
1.4 Функции организации
1.5 Организационная структура
1.6 Организационные процессы
1.7 Организационная культура
2. Диагностика основных проблем МОУ СОШ № 10
3. Проектная разработка программы непрерывного образования
3.1 Программа «школа-ВУЗ»
3.2 Внедрение программы
3.3 Дистанционное обучение
Заключение
Список литературы
Введение
Образование 21 века - на пути перемен. Объявленный Президентом Российской Федерации приоритетный национальный проект «Образование» уже дает результаты. Возможность проявить уникальность и востребованность появилась у каждого учебного заведения области и страны, и это, на наш взгляд, одно из главных достоинств проекта.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» (статья 26) впервые официально введен термин «дополнительное образование», определены задачи, образовательные программы, учреждения, однако готовой модели образовательной среды и педагогической деятельности в системе дополнительного образования Закон не определяет. Именно поэтому одной из приоритетных стала задача модернизации содержания, форм и методов обучения, создания новой системы организационных механизмов управления познавательной деятельностью детей. Переход на новую систему обучения потребует от педагогического персонала овладения активными методами обучения, способствующими развитию познавательного потенциала обучающихся.
У большинства старшеклассников существует потребность в дополнительном образовании. Многие из них рассматривают его как особую форму предпрофессиональной подготовки к поступлению в специализированные учебные заведения. Дополнительное образование постепенно превращается в социально значимый механизм адаптации молодежи к изменяющимся условиям жизни в российском обществе, поскольку не только предоставляет возможность и создает предпосылки для усвоения новых знаний, умений и навыков, но и формирует у учащихся потребности во всестороннем развитии личности.
Система дополнительного образования, приобретающая самостоятельность, развивающаяся зачастую параллельно основному образованию, отличается рядом преимуществ: свободой в выборе видов, содержания, форм деятельности, широкими возможностями для гибкого, оперативного реагирования на изменения потребностей в образовательных услугах, для реализации индивидуально-личностного подхода к управлению педагогическим процессом.
Важным показателем качества дополнительного образования выступает его результат, который напрямую зависит от образовательной среды учреждения дополнительного образования.
Объектом исследования является процесс проектирования познавательной среды для выпускников общеобразовательной школы в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: система дополнительного образования как средство проектирования познавательной среды для выпускников общеобразовательной школы.
Целью нашей работы является получение опыта организационного проектирования. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
- провести аудит и диагностику проблем организации,
- выбрать наиболее важную проблему,
- разработать инновационную идею, которая решит данную проблему.
1. Аудит организации
1.1 Общая характеристика организации
1. Официальное название организации: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» Волжского района города Саратова.
2. Организационно-правовая форма: Муниципальное бюджетное учреждение общего образования; школа обладает полной финансовой самостоятельностью, имеет гербовую печать и устав учреждения.
3.Основные функции: Создание условия для обучения в очной и заочной форме по государственным образовательным программам:
- реализация программ начального общего, основного общего и полного общего образования,
- воспитательная функция по формированию самостоятельности инициативы и социальной адаптации молодежи к окружающему миру.
4. История возникновения: Школа №10 возникла в 1937 году, располагалась в типовом 4-х этажном здании по адресу ул. Соколовая, 69 (ранее ул. Антонова - Саратовского). В годы ВОВ в здании школы находился эвакогоспиталь (у школы имеется мемориальная доска). До начала 80-х годов в этом же здании функционировала вечерняя школа или школа рабочей молодежи. С 1985 по 1988 г.г. шло строительство нового здания школы. С 1 сентября 1988 года открылось новое здание средней школы №10 по адресу ул. Рогожина, 24/32.
5. Масштабы организации: Школа расположена в здании площадью более 5 тысяч квадратных метров. В ней обучается около 600 учащихся, работает 40 педагогов. Ежегодно выпускается более 70 выпускников, а набирается около 50 первоклассников.
6. Место в отрасли: Школа занимает срединное положение в отрасли. После окончания школы, до 60% выпускников поступает в высшие учебные заведения, и успешно учатся в них. Школа является центром воспитательной работы в микрорайоне, в которой располагается и музыкально - хоровая школа.
7. Организации, оказывающие влияние: Целевые ориентиры для учреждения формируются учредителем, то есть администрацией Волжского района города Саратова. Контроль за деятельностью школы осуществляется как отделом образования администрации, так и комитетом по образованию города Саратова.
1.2 Целевые ориентиры организации
· Идеал (видение) – формирование позитивного имиджа образовательного учреждения, основанного на стремление удовлетворить потребности современного общества. Школа с комфортными и здоровыми условиями обучения для детей с различными уровнями способностей и возможностей.
· Миссия – заложение фундамента интеллигентного, воспитанного, хорошо образованного поколения путем оказания высококачественных образовательных услуг.
· Кредо – высокий уровень образованности школьника сегодня- это успешность общества завтра.
· Стратегическая цель – создание школы адаптивного типа, т.е. школы с неоднородными (гетерогенным) составом учащихся, но при этом с ориентацией на склонности, способности, потребности и жизненные планы учащихся.
· Тактическая цель – формирование классов, с учетом возможности учащихся.
· Оперативная цель – индивидуальный подход к каждому учащемуся с учетом его возможностей.
· Долгосрочная цель – организация гуманитарно-экономического лицея на базе лицейских классов с нормативным сроком обучения 3 года, создание на базе школы и лицея учебно-образовательного комплекса (10 лет).
· Среднесрочная цель – организация в школе лицейских классов с нормативным сроком обучения 3 года (10-12 классы) (5 лет).
· Краткосрочная цель – организация в школе лицейских классов с нормативным сроком обучения 2 года (10-11классы).
· Социальная цель – достижение социализации личности учащихся, формирование способности к саморазвитию и адаптации в социуме.
· Маркетинговая цель – привлечение спонсоров, способных обеспечить техническую оснащенность учреждения.
· Цель исследования – инновационные проекты, модернизация системы образования, с учетом требований современности.
· Цель входа – привлечение высоко квалифицированных специалистов (учителей), с целью повышения спроса на школу у учеников (их родителей).
· Цель процесса – обеспечение непрерывного образовательного процесса, поддержание его на высоком уровне.
· Цель выхода – конкурентоспособные выпускники – залог успешного будущего страны.
1.3 Взаимодействие организации с внешней средой
Правовой основой функционирования школы является Закон РФ «Об образовании». На МОУ СОШ №10 воздействие в форме приказов, распоряжений организационного характера оказывает учредитель – администрация Волжского района г. Саратова.
В процессе функционирования школа взаимодействует с различными учреждениями, перечислим основные:
-подростковый клуб «Дружба» (проведение мероприятий творческого характера),
-филиал библиотеки №2,
-музыкально – хоровая школа №2,
-Саратовский государственный социально-экономический университет,
-Московский Социальный Университет (филиал в Саратове),
-БТИ (в качестве организатора внешкольных мероприятий),
-ИП «Дубицкая» (организация питания),
-Городские Специальное Авто Технологическое Хозяйство (вывоз ТБО),
-ООО «Экологическая безопасность» (утилизация вредных веществ),
-Детский Сад №2,
- «СаратовВодоканал»,
-Детская комната милиции,
-Теплосети и Электросети,
-ООО «Теплоремонт» (установка и обслуживание тепловых счетчиков),
-МУ Меддизинфекция,
-Детская поликлиника №3,
- Поликлиника №3 и 9-ая Городская больница (диспансеризация персонала),
-Вневедомственная охрана,
-СпецТехСервис (пожарная инспекция),
-«ВолгаТелеком» (обеспечение школы интернетом и тефонной связью).
1.4 Функции организации
Школа выполняет множество функций, которые подразделяются на 3 основных категории:
-функции поддержания стабильного функционирования школы;
-функции управления развитием школы и инновационными процессами;
-функции управления функционированием и саморазвитием внутришкольного управления.
К основным функциям поддержания стабильного функционирования школы относятся:
-организация приема в школу новых контингентов учащихся;
-организация диагностики реальных учебных возможностей, воспитанности, развития, состояния здоровья школьников;
-организация приема на работу учителей и других сотрудников школы;
-расстановка педагогических кадров, распределение учебной нагрузки;
-тактическое и оперативное планирование внеклассной и внешкольной воспитательной работы;
-планирование и организация итоговой аттестации учащихся;
-представление интересов школы, школьного сообщества в муниципальной образовательной системе, местном сообществе, местных органах власти;
-организация взаимодействия школы с родителями учащихся, СМИ;
-организация выявления и распространения (в школе и за ее пределами) полезного опыта внутришкольной деятельности и т.д.
Функции управления развитием школы и инновационными процессами:
-стратегический анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа, требований общества к школе;
-мониторинг изменений в социальном окружении школы, образовательной политике, территориальной образовательной системе;
-системный анализ и оценка достижений школы, образов процесса, имеющегося у школы передового опыта, конкурент преимуществ;
-организация разработки нормативов качества образования в школе;
-планирование инновационной деятельности в школе;
-планирование, организация, руководство и контроль реализации целевой программы развития школы;
-стимулирование участия педагогов, школьников, родителей в развитии школы;
-организация ресурсного обеспечения инновационных процессов;
-анализ и оценка эффективности инновационной деятельности и т.д.
Функции управления функционированием и саморазвитием внутришкольного управления включают в себя действия по отношению к самой системе управления образовательным учреждением. К таким функциям относятся:
-мониторинг вероятных опасностей и негативных факторов, которые могут повлиять на управление;
-организация проектирования новой системы внутришкольного управления в целом и всех ее подсистем в частности;
-организация и координация взаимодействий субъектов управления школой;
-текущее планирование управленческой деятельности;
-координация стратегических и текущих планов управленческой деятельности;
-организация изучения общественного мнения, отношения участников образовательного процесса к управлению школой;
-поиск перспективных управленческих новшеств вне школы;
-анализ и обобщение собственного управленческого опыта;
-обеспечение преемственности политики руководства при смене членов школьной администрации;
-организация повышения квалификации членов школьной администрации (внутри школы и за ее пределами).
«Технологическое ядро» МОУ СОШ №10 г.Саратова.
1.5 Организационная структура
1. Учебная часть (заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя) - отвечают за организацию учебно-воспитательного процесса внутриурочной деятельности учащихся, работу с родителями и лицами их заменяющими. Ответственные за учебную часть должны следовать Закону РФ «Об образовании» в части доступности и обязательности обучения школьников.
2. Административно-хозяйственная часть (заместитель директора АХЧ, младший обслуживающий персонал) - отвечают за обеспечение санитарно-гигиенический условий обучения и воспитания; безопасность в ходе деятельности образовательного учреждения.
3. Научно-методическая служба (заместитель директора по научно-методической работе, Методический Совет школы; предметные методические объединения учителей-предметников) - ответственны за организацию инновационной деятельности коллектива, экспериментальных площадок; повышение квалификации и аттестации педагогических кадров; обобщение и распространение передового педагогического опыта (наставничество).
4. Социально-психологическая служба (соц. педагог; педагог- психолог; уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса) - психолого-педагогическое сопровождение обучающихся компенсирующего, профильного и предпрофильного уровня, учащихся с высоким уровнем учебной мотивации. Социальное адаптирование детей и семей, находящихся в социально опасном положении. Обеспечение государственных льгот и прав многодетных семей, семей с опекаемыми детьми, неполных семей.
5. Финансово-бухгалтерское обеспечение (гл. бухгалтер, экономист, бухгалтер) - формирование бюджета учреждения на финансовый год; контроль за фондом оплаты труда; целевое использование бюджета (постатейно); своевременное использование расходов на оплату тепло-энергоресурсов учреждения.
6. Информационно-коммуникативная служба ( зам. директора по информационно-коммуникативным технологиям, инженер вычислит техники, учитель информатики) – использование новых информационных технологий; обслуживание сайта учреждения; обеспечение бесперебойности работы локальной сети, электронной почты и выхода в Интернет; внедрение интернет - ресурсов в организационный и учебный процесс.
Органиграмма МОУ СОШ №10
1.6 Организационные процессы
Система управления в организации, ход властных и информационных потоков.
Высшим должностным лицом МОУ СОШ № 10является директор. Он принимает решения, которые разрабатываются совместно с Управленческим и Педагогическим Советами.
Информационные потоки в организации движутся в нескольких направлениях:
- с низших уровней к высшим (например, информация о результатах работы и необходимых ресурсах) и наоборот,
- горизонтальные потоки (например, информация от одного подразделения может быть получена другим, минуя директора), которые повышают эффективность деятельности, так как информация не теряет свою ценность.
Должностные обязанности сотрудников
Директор организует исполнение решений, принятых совместно с сотрудниками, а также руководит текущей деятельностью. Он заключает от имени школы договоры, принимает решения о назначении и увольнении работников, их поощрении и дисциплинарных взысканиях, отвечает за формирование всего учебного процесса организации, организацию документооборота, своевременное представление полной и достоверной отчетности о результатах проделанной работы в учебном году.
Директору подчиняются:
- Заместитель директора по воспитательной работе, который организует процесс внеучебной деятельности;
- Заместитель директора по учебно-воспитательной работе и информационно-коммуникативным технологиям, организующий и координирующий процесс обучения и коммуникаций;
- Заместитель директора по административно-хозяйственной части, отвечающий за санитарно-гигиеническое и хозяйственное обеспечение процесса обучения и воспитания;
- Заместитель директора по научно-методической работе, ответственный за организацию инновационной деятельности коллектива, экспериментальных площадок, повышение квалификации и аттестации педагогических кадров.
К должностным обязанностям учителей относятся не только обучение детей, в соответствии с образовательными программами, и воспитание подрастающего поколения, но и участие в методической деятельности школы.
Соотношение формального и неформального руководства
Различают формальное лидерство – когда влияние исходит от официального должностного лица, и неформальное – когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. Лидер выступает представителем рабочей группы в отношениях с остальной организацией или людьми за пределами организации. В большинстве случаев эти два вида лидерства переплетаются в большей или в меньшей степени.
В МОУ СОШ №10 формальный и неформальный лидер совпадает, это директор, имеющий большой опыт работы в сфере образования. Он является двигателем всех процессов в организации.
Кадровая политика, найм, увольнение, карьера сотрудников
Прием на работу в школу осуществляется по личному заявлению гражданина в соответствии с трудовым законодательством.
Работник вправе в любое время закончить свою трудовую деятельность в школе независимо от согласия руководства и персонала. При увольнении он подает письменное заявление директору. Если сотрудник нарушает свои обязанности, либо своими действиями (бездействиями) существенно затрудняет деятельность образовательного учреждения, то принимается решение о его увольнении.
Также необходимо отметить, что в организации есть возможность карьерного роста. Для этого нужно постоянно подтверждать, либо повышать квалификацию, иметь огромное трудолюбие и желание.
Коммуникации в организации осуществляются в двух направлениях: прямые и обратные, эти связи вертикальные, т.е. информация о результатах работы и необходимых ресурсах поступает от подразделений к директору, и от директора информация о необходимых действиях поступает к подразделениям. Также существуют и горизонтальные связи: незначительная информация может поступать от одного отдела к другому, минуя директора, для быстрого осуществления коммуникации.
1.7 Организационная культура
Существует несколько типов культуры:
1. Клановая организационная культура. Данный тип похож на большие семьи, они делают акцент на долгосрочной выгоде совершенствования личности. Организация поощряет бригадную работу.
2. Адхократическая организация – динамичное предпринимательское и творческое место работы.
3. Рыночная культура, этот тип культуры доминирует в организациях, ориентированных на результаты.
4. Бюрократический тип культуры характерен для образовательных учреждений, в том числе и для школы. Тем, что делают люди управляют процедуры. В данном типе ценится поддержание главного хода деятельности организации. Школу объединяют формальные правила и официальная политика. Организационная культура школы включает такие элементы, как:
1.Символы учебного заведения,
2.Герои школьного сообщества,
3.Язык организации,
4.Разделяемые убеждения в среде детей и взрослых,
5.Профессиональные и общечеловеческие ценности.
Организационная культура школы – это система ценностных ориентаций, принимаемая членами данной организации, которая служит им ориентиром в их мыслях, чувствах, поступках. Когда говорят об организационной культуре школы, имеют в виду ту общую психологическую атмосферу, которая создается в школе и в каждом ее классе.
МОУ СОШ №10 обращает внимание на влияние культуры школы на процесс социального становления личности школьника, на его интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие. Процесс сохранения и развития культурного потенциала школы зависит от деятельности каждого педагога, от его вклада в формирование нравственно-правовой, эстетической и организационной культуры учебного заведения, в развитие культуры речи и мышления учащихся, в обогащение культурными ценностями учебно-воспитательного пространства урока и внеклассного мероприятия.
Имидж школы
Целью формирования имиджа школы, является повышение конкурентоспособности образовательного учреждения. Школа, обладающая большим количеством ресурсов, становится более конкурентоспособной и повышает свою привлекательность для новых партнеров. Ее имидж становится все более позитивным и привлекает все больше партнеров.С понятием имиджа тесно связана и репутация школы, которая складывается и удерживается в массовом сознании долгие годы.
Имидж состоит из 4 основных частей:
Фундамент - это ваши принципы, ваша философия. Обладать безупречной репутацией - это значит следовать своим принципам.
Внешний имидж - это то, как вас воспринимает общество (родители), СМИ, инвесторы (социальные партнеры).
Внутренний имидж - отношение к школе ее учеников, персонала, педагогов и руководителей; сотрудники, довольные работой и коллективом, полны энергии.
Неосязаемый имидж - строится на ощущениях (отношение персонала к работе и его эмоциональный настрой), это атмосфера, «дух» школы.
Что влияет на формирование имиджа в глазах общественности?
• Информирование общественности о школе.
• Общественная деятельность школы, благотворительность.
• Взаимоотношения со СМИ (особенно местными).
• Поведение учащихся вне школы.
• Отзывы родителей и выпускников.
2. Диагностика основных проблем МОУ СОШ № 10
В процессе проведения аудита организации были выявлены следующие проблемы (организационные патологии):
1. Проблема повышения мотивации учащихся – невысокий уровень познавательных интересов учащихся препятствует осознанному усвоению школьниками знаний.
Причины:
• снижение ценности образования в обществе;
• отсутствие связи между образованием и благополучием в жизни после окончания школы;
• бесконтрольность детей в семье;
• отклонения в состоянии здоровья;
• недостаточная дифференциация и индивидуализация обучения на основе учета диагностических данных.
2. Проблема низкого качества знаний учащихся по отдельным предметам.
Причины:
• отсутствие индивидуальной работы учителя-предметника с учащимися;
• отсутствие системной целенаправленной работы с сильными детьми;
• отсутствие дифференцированных заданий слабым ученикам;
• бесконтрольность детей в семье;
• ухудшение состояния здоровья за время обучения в школе;
• «усредненный» подход к обучению и воспитанию учащихся.
3. Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Причины:
• наблюдается повышенный уровень учебных и других перегрузок учащихся;
• укреплению здоровья учащихся препятствует слабая организация лечебно-оздоровительной работы в школе;
• слабая материальная база, обеспечивающая содержание и организацию спортивно-оздоровительной работы в школе;
• социальная и экономическая нестабильность в обществе;
• рост детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья; детей, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции.
4. Проблема обеспечения самореализации учащихся в различных видах учебной и социальной деятельности.
Причины:
• влияние социальных и экономических факторов;
• недостаточно выделяются в содержании учебного материала вопросы, касающиеся понимания учащимися социальной и практической значимости изучаемого материала, осознания личностной значимости осваиваемого содержания;
• недостаточна и слаба диагностика учебных и личностных возможностей учащихся;
• слабая ориентация на творческое развитие каждого ученика.
5. Проблема несоответствия материально-технической базы школы современным требованиям и качественной подготовке учащихся.
Причины:
• остаточный принцип финансирования не позволяет оснащать школу современными ТСО, компьютерами, наглядными и дидактическими средствами обучения.
6. Проблема нерационального использования ресурсов.
Причины:
· Неслаженная работа персонала
· Неправильное распределение полномочий между персоналом
· Господство структуры над функцией
7. Проблема конкурентоспособности выпускников.
Причины:
· Разница между школьными и ВУЗовскими стандартами образования
· Отсутствие индивидуального подхода к каждому ученику.
В рамках проекта мы считаем невозможным рассмотрение всех вышеперечисленных проблем. Исходя из этого, мы решили акцентировать внимание на наиболее важной, на наш взгляд, проблеме – проблеме конкурентоспособности выпускников.
3. Проектная разработка программы непрерывного образования
3.1 Программа «школа-ВУЗ»
Целью нашей проектной разработки является обеспечение высокого уровня поступления выпускников в высшие учебные заведения.
Для достижения данной цели нам необходимо решить следующие задачи:
- создание условий преемственности программ начального, основного общего и среднего (полного) общего образования;
- введение среднего профессионального образования по экономико-правовым специальностям СГСЭУ;
- создание структуры образовательных процессов, которые формируют единое информационно-образовательное пространство школа-ВУЗ,
- организация в школе лицейских классов с нормативным сроком обучения 2 года (10-11классы) и др.
Мы перечислили только самые основные задачи, остальные мы будем перечислять в процессе проведения нижеизложенных мероприятий.
Новшеством для МОУ СОШ №10 будет программа «школа-ВУЗ». Создание и внедрение такой образовательной программы позволит решить проблему преемственности программ начального, основного общего и среднего (полного) общего образования и программ среднего профессионального образования по экономико-правовым специальностям СГСЭУ.
Данная образовательная программа, названная нами программой непрерывного профессионального образования учащихся средних школ, обеспечивает преемственность по данной модели-схеме.
Для реализации модели-схемы требуется разработать и осмыслить политику, базирующуюся на новой модели общеобразовательного учреждения и новой, структуре образовательного процесса которые формируют единое информационно-образовательное пространство школа-ВУЗ.
При внедрении в педагогическую практику программы непрерывного профессионального образования необходимо соблюдать следующий алгоритм перехода:
1. Определяются стратегические и тактические направления развития образовательной политики школы, для чего требуется: разработать структуру и содержание образования, которые формируют необходимую информационно-образовательную среду. В ее рамках будет функционировать программа непрерывного профессионального образования учащихся.
2. В соответствии с изменением образовательной программы модернизируется учебный план.
3. Разрабатывается программа поэтапного перехода школы к реализации системы непрерывного профессионального образования учащихся.
Суть планируемой работы заключается в следующем: начиная с 2009-2010 учебного года на базе школы будут проводиться дополнительные занятия для старшеклассников, желающих поступить в СГСЭУ. Проводить занятия по русскому, английскому языкам и обществознанию будут педагоги школы, используя программы и методики, разработанные сотрудниками ВУЗа. Введением старшеклассников в профильные предметы, такие как экономика, право, будут заниматься преподаватели ВУЗа с использованием дистанционных технологий.
3.2 Внедрение проектных предложений
При разработке образовательной политики школы особое внимание уделяется переходу школы в режим развития. Целью такого перехода является:
- обеспечение оптимальной возможности для получения учащимися широкого образования на основе включения в учебный план дисциплин гуманитарного блока образовательных программ высших учебных заведений;
- осуществление общеобразовательной допрофессиональной подготовки учащихся в высшие учебные заведения на основе углубленного изучения основных дисциплин путем интеграции программ школы и подготовительных курсов ВУЗов;
- получение учащимися профессиональной подготовки и частично среднего профессионального образования;
- реализация принципа непрерывности образования;
- реализация профессиональной ориентации и получение учащимися начальной профессиональной подготовки по выбранной специальности;
- внедрение новых образовательных технологий, повышающих мотивацию обучения.
Стратегическим направлением развития школы является постепенный переход через поэтапное внедрение программ непрерывного профессионального образования к другой модели школы.
Ниже представлены этапы формирования модели общеобразовательного учреждения, которая обеспечивает эффективное управление учебным процессом с целью активизировать его и повысить мотивацию учебной деятельности учащегося. По мере формирования новой модели школы и конкретизации структуры и содержания образования формируется сама образовательная программа непрерывного профессионального образования и выбираются образовательные технологии.
Этапы реорганизации школы при внедрении системы непрерывного профессионального образования:
1. Организация в школе лицейских классов с нормативным сроком обучения 2 года (10-11классы). В учебный план лицейских классов вводятся предметы углубленного изучения и программа дополнительного образования профессиональной подготовки СГСЭУ (по дистанционной технологии).
2. Организация в школе лицейских классов с нормативным сроком обучения 3 года (10-12 классы). В учебный план лицейских классов дополнительно вводятся дисциплины гуманитарного и естественно-научного циклов (с частичным использованием дистанционной технологии) и программы дополнительного образования на основе учебных планов специальностей среднего и высшего профессионального образования СГСЭУ (по дистанционной технологии).
3. Организация гуманитарно-экономического лицея на базе лицейских классов с нормативным сроком обучения 3 года.
4. Включение в состав экономико-правового лицея школы 1-9 классов или организация на базе школы и лицея учебно-образовательного комплекса.
В учебном плане в полном объеме реализуется принцип непрерывного образования, когда в программу включаются предметы экономико-правового профиля для подготовки учащихся к поступлению в лицей.
Процесс поэтапного изменения структуры и содержания образовательной программы представляет собой интеграцию базисной составляющей образовательной программы среднего (полного) общего образования со специальными (профильными) программами углубленного изучения отдельных предметов, дополнительными программами по предметам гуманитарного цикла среднего и высшего профессионального образования и дополнительными образовательными программами.
Специальный (профильный) компонент программы непрерывного профессионального образования органично включает в себя базисные программы по основным предметам вступительных экзаменов в ВУЗ с программами подготовительных курсов ВУЗов по этим предметам.
Содержание вариативных частей школьной программы и программ дополнительного профессионального образования соответствует образовательному стандарту среднего профессионального образования, что позволяет допустить выпускника 12 класса после получения аттестата зрелости к государственному экзамену в экономико-правовой колледж СГСЭУ для получения диплома по выбранной специальности.
В соответствии с новой структурой образовательной программы модернизируется учебный план. Особенностями специального (профильного) компонента учебного плана являются:
- введение в учебный план начальной школы экономики и основ информатики для реализации развивающей программы и подготовки учащихся к освоению программ непрерывного профессионального образования;
- введение в классах дополнительных часов за счет вариативной части учебного плана для углубленного изучения основных дисциплин общеобразовательного цикла, необходимых для освоения программы общеобразовательной допрофессиональной подготовки в ВУЗ;
- разделение учебного плана последней ступени на два варианта обучения: 10-11 и 10-12 классы.
3.3 Дистанционное обучение
Реализация данной образовательной программы и структуры учебных планов возможна только с применением дистанционной технологии обучения. Это обусловлено, прежде всего, тем, что дистанционное обучение ориентировано, главным образом, на самостоятельную работу учащихся. Она позволяет: во-первых, сократить количество аудиторных часов; во-вторых, построить новую модель взаимоотношений обучающихся и обучающих, что в свою очередь, приводит к повышению мотивации обучения, к активизации и интенсификации деятельности учащихся.
Соответственно и образовательный процесс, как средство достижения целей образовательной политики, строится на применении дистанционной технологии обучения. Преподавание по дополнительным дисциплинам гуманитарного цикла, включающим в себя стандарты среднего и высшего профессионального образования, ведется учителями школы, сертифицированными в СГСЭУ, под руководством главных преподавателей ВУЗа, с использованием элементов дистанционной технологии.
В образовательном процессе, построенном на применении дистанционной технологии, при сохранении всех основных форм учебных занятий (лекций, семинаров, консультаций, лабораторных и курсовых работ, зачетов, экзаменов), обучающий и обучаемый в основном контактируют только при проведении консультаций и лабораторных работ, поскольку лекции даются учащимся в текстовом виде в учебно-практических пособиях (УПП). В УПП же включены вопросы для самоконтроля. Текстовая же лекция имеет следующие преимущества. У учащегося есть возможность многократного обращения к непонятным при чтении местам, чередования чтения с обдумыванием, анализом. Кроме того, в тексте легче увидеть общую структуру содержания.
Благодаря использованию учебно-практических пособий создается новая модель взаимоотношений преподавателя и учащихся, которая предполагает помощь, организацию и стимулирование со стороны преподавателя процесса саморазвития личности.
Взаимодействие учащихся с преподавателем строится на основе рассмотрения наиболее значимых и сложных вопросов в ходе консультаций. К консультации учащийся уже накопил свои вопросы, которые возникли у него в ходе усвоения лекционного материала и выполнения тестов для самоконтроля, поэтому функцией преподавателя становится индивидуальная консультация учащегося, преподаватель становится организатором, а учащийся - инициатором процесса обучения. Кроме этого, весьма важным в формировании и развитии активной творческой личности является раннее приобщение к активной индивидуальной научно-исследовательской работе. К ней учащиеся приобщаются при написании курсовых работ.
Подводя итоги, хочется отметить, что экспериментальная отработка оптимальной модели непрерывного профессионального образования еще далеко не закончена. Отработан только теоретический аспект функционирования модели, а вопросы согласования общеобразовательных и профессиональных программ на уровне содержания и формы образования еще предстоит проработать. Непрерывность процесса образования должна обеспечивать непрерывность интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, таким образом, каждый этап перерастания общеобразовательной школы в лицей с 3-годичным обучением на последней ступени ставит всё новые вопросы, ответы на которые далеко не однозначны.
Разработанная нами программа «школа-ВУЗ» не требует привлечения больших дополнительных средств. Необходима лишь доплата к заработной плате учителей и преподавателей ВУЗа, которая будет производиться из средств местного бюджета.
Заключение
В процессе написания данного курсового проекта мы не только закрепили свои теоретические знания, полученные в процессе изучения «Теории организации», но и сумели применить их на практике. Проведя аудит, мы поняли, как функционирует организация, и обнаружили возможности для ее роста, в результате чего сделали следующие выводы.
Для образования внедрение инноваций является основным путем повышения эффективности, а поэтому буквально все страны стремятся вводить в системе образования как можно больше новшеств.
Необходимость постоянного процесса образования, которое сейчас называют непрерывным образованием, заставляет развивать в системе образования не только учебные заведения среднего профессионального и высшего профессионального образования. Непрерывное образование предполагает и развитие широкой системы образовательных учреждений, усовершенствования и переквалификации уже имеющих образование и работающих людей.
Обобщая весь изложенный материал, следует еще раз подчеркнуть основные достоинства разработанного нами проекта «школа-ВУЗ»:
1. У школьников появляется гораздо больше шансов поступить в ВУЗ.
2. Подготовка школьников без отрыва от занятий к поступлению в ВУЗ дает дополнительный стимул старшеклассникам учиться.
3. Поднимется рейтинг школы по сравнению с другими образовательными учреждениями.
4. В дальнейшем школа может переименовать себя в лицей, что даст ей возможность более широко использовать свои возможности.
Список литературы
1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 (ред. от 24.04.2008) «Об образовании» / Консультант плюс: Высшая школа.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Уч. Пособие для студентов ВУЗов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- 624 с.
3. Активная познавательная деятельность в целостном педагогическом процессе / Под ред. Ю.П. Правдина. - М.; Уфа, 2001. - 154 с.
4. Андреев А.А. Педагогика высшей школы (прикладная педагогика): Учеб. пособие: В 2 кн. - М., 2000. - Ч. 2. - 293 с.
5. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Сускова Г.В. Педагогические технологии / Под ред. В.С. Кукуликина. - Ростов н/Д., 2002. - 344 с.
6. Вербицкая Н.О., Бодряков В.Ю. Учебный процесс: информация, анализ, управление / Отв. ред. М.А. Ушакова. - М., 1998.
7. Воротников А.И., Кремнев Т.Л. Активные методы и приемы самостоятельной работы: Словарь-справочник. - Тамбов, 2000.
8. Теория организации и организационное проектировании (пособие по неклассической методологии): Учебное пособие / Под ред. Т.П. Фокиной, Ю.А. Корсакова, Н.Н. Слонова. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1997. – 240 с.