Программа молодежного физкультурно-спортивного движения Олимпийские надежды Беларуси
СОДЕРЖАНИЕ: Программа молодежного физкультурно-спортивного движения Олимпийские надежды Беларуси Программа рассчитана на разновозрастной контингент от 6 до 18 лет. В программу включены мероприятия для учащихся специализированных учебных заведений: детских дошкольных домов, школ-интернатов для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов.Программа молодежного физкультурно-спортивного движения Олимпийские надежды Беларуси
Программа рассчитана на разновозрастной контингент от 6 до 18 лет. В программу включены мероприятия для учащихся специализированных учебных заведений: детских дошкольных домов, школ-интернатов для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов.
Программа объединяет общей идеей оздоровления нации и повышения качества личности средствами физической культуры возростно-половые и социальные группы в массовое физкультурное движение под девизом Следуй олимпийским идеалам — добьешься успеха, здоровья и долголетия.
Цели задачи программы:
Программа предполагает повышение эффективности физкультурно-массовой работы в учебных заведениях и по месту жительства. Она вводит в практику образовательных учреждений методологию олимпийского воспитания и образования, целью которой является всестороннее развитие личности учащегося, укрепление его здоровья, подготовка жизни.
В ходе реализации программы решаются следующие задачи:
1. Совершенствование форм и методов физкультурномассовой работы.
2. Привлечение дошкольников, школьников и учащихся ПТУ и ССУЗов к систематическим занятиям различными формами физической культуры и спортом.
3.Улучшение физического воспитания учащихся и молодежи, укрепление их здоровья, повышение уровня физической подготовленности.
4. Привитие устойчивого интереса и потребности учащихся и студентов к повседневным занятиям физически ми упражнениями и спортом.
5. Широкая пропаганда физической культуры и спорта среди подрастающего поколения.
6. Проведение конкурсов на лучшую постановку спортивной и физкультурно-оздоровительной работы среди учебных заведений, регионов.
Участники программы.
В физкультурно-спортивном движении участвуют дошкольники, школьники, учащиеся средних учебных заведений. Педагоги, тренеры, методисты, родители, работники ЖЭСов привлекаются в состав организаторов физкультурно-спортивного движения под патронажем администраций района, города.
Этапы программы:
I и II этапы включают внутриучебные, районные и городские мероприятия. Создаются клубы юных олимпийцев, организуются проведение олимпийских зачетов, олимпийских фестивалей, олимпийских уроков, массовых спортивных соревнований, спортивных праздников, Дней бегуна, здоровья, встреч спортсменов различных поколений, спортивно-концертных мероприятий, тематических выпусков стенгазет, лекций, бесед на олимпийскую тему, олимпийских выставок, конкурсов на лучшую постановку работы по олимпийскому образованию и других мероприятий.
III этап — районные, городские, областные, г. Минска мероприятия (соревнования, конкурсы, фестивали и т.п.).
IV этап — республиканские мероприятия.
Перечень республиканских физкультурно-спортив ных мероприятий, проводимых в рамках молодежного физкультурно-спортивного движения Олимпийские надежды Беларуси
I . Детские дошкольные учреждения
—Республиканский фестиваль дошкольных сиротских
домов Олимпийцы среди нас.
—Республиканские соревнования дошкольников.
II. Учащиеся школ
—Республиканские соревнования-смотр уровня физической подготовленности учащихся (юноши, девушки)
Олимпийская смена.
—Республиканские соревнования по хоккею Золотая шайба.
—Республиканские соревнования по футболу Кожаный мяч.
—Республиканская спартакиада районов, пострадавших от аварии Чернобыльской АЭС.
—Республиканский фестиваль Спорт и искусство (для детей-сирот).
—Республиканский спортивный слет Рождественские встречи (для детей-сирот).
— Республиканские открытые соревнования Тренинг дэй.
III . Средние специальные учебные заведения и профтехучилища
— Республиканские соревнования-смотр уровня физической подготовленности учащихся Олимпийская смена.
— Спартакиада средних специальных учебных заведений.
— Спартакиада профессионально-технических учебных
заведений.
IV . Высшие учебные заведения
— Республиканский смотр-конкурс на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений среди ВУЗов.
V — перечень мероприятии республиканского уровня (прилагается).
В гиды проведения Олимпийских игр в состав мероприятий I-III этапов могут входить конкурсы по номинациям. Организуют конкурсы оргкомитеты, в состав которых входят представители отделов и управлений образования, спорта и туризма, ведущие специалисты и спортсмены.
Конкурсы по номинациям проводятся:
1. На лучшую постановку спортивной и физкультурно-оздоровительной работы среди административных районов.
2. На лучшую общеобразовательную школу и учреждение профессионального образования по постановке спортивной и физкультурно-оздоровительной работы и проведению олимпийского зачета.
3. На лучшую организацию олимпийских конкурсов.
НОМИНАЦИЯ 1
В конкурсе участвуют административные районы Республики Беларусь.
Областной клуб подводит итоги и определяет место районных и городских клубов по следующим показателям:
— количество детей и учащихся, регулярно занимающихся физической культурой и спортом в секциях, группах при образовательных учреждениях, клубах, в спортшколах, на спортсооружениях и т.п. с учетом наиболее эффективных форм и методов работы;
— количество образовательных учреждений, которые проводят работу по физическому воспитанию учащихся на основе олимпийского зачета (указать процент учащихся, имеющих высокий, средний и низкий уровни физической подготовленности по каждому из тестов, относительно общего числа учащихся);
— количество созданных клубов юных олимпийцев;
— материально-спортивная база для занятий физической культурой по месту жительства;
— создание физкультурно-оздоровительных клубов для детей и подростков, число занимающихся в них;
— уровень финансирования спортивной и физкультурно-оздоровительной работы.
НОМИНАЦИЯ 2
В конкурсе участвуют образовательные учреждения Республики Беларусь всех типов.
До 10 апреля районные отделы образования направляют в представительства НОК Беларуси в областях и г. Минске представления на пять лучших образовательных учреждений района со следующими показателями:
— число учащихся, сдавших олимпийский зачет в процентном отношении к числу учащихся (школ, дошкольных учреждений и средних специальных учебных заведений);
— отчет о работе Клуба юных олимпийцев;
— пропаганда олимпийских форм работы;
— участие физкультурного актива учащихся, педагогического актива, родительской общественности в подготовке и проведении мероприятий Конкурса;
— участие в соревнованиях и мероприятиях, проводимых по областным и районным календарям;
— программа одного из лучших спортивных праздников День бегуна, Спортивная семья, Ловкие и смелые, День здоровья и т.п.
— содержание спортивных залов, площадок, наличие спортинвентаря;
— наличие секций по интересам учащихся;
— число учащихся, имеющих высокий показатель по физической подготовленности в начальной, базовой и средней школе в процентном отношении к общему числу учащихся в рамках Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь.
НОМИНАЦИЯ 3
Право на участие имеют все участники Конкурса.
Конкурсы проводятся в трех возрастных группах: 1-я группа — 6-9 лет; 2-я группа — 10-13 лет; 3-я группа — 14-18 лет.
Условия конкурсов
Конкурсы проводятся как в учебных заведениях, так и в районах.
Содержание конкурсов:
1. На лучший рисунок, плакат, сувенир по олимпийской тематике.
2. На лучшего знатока истории Олимпийских игр среди учащихся.
3. На лучшую олимпийскую символику и атрибутику учебного заведения.
4. На лучший сценарий олимпийского фестиваля учебного заведения.
5. На лучшее сочинение Мои Олимпийские игры, Если бы я был президентом МОК, Если бы я был президентом Олимпийского комитета Беларуси.
6. На лучший клуб юных олимпийцев.
7. На лучшую спортивную фотографию.
Областные конкурсы проводятся в апреле.
Победители и призеры номинации областных конкурсов награждаются за:
1-е место — дипломом и официальным знаком НОК Беларуси;
2-е место — дипломом и официальным знаком НОК Беларуси;
3-е место — дипломом и официальным знаком НОК Беларуси.
Призерам вручаются специальные призы.
Юные олимпийцы, сдавшие олимпийский зачет, награждаются дипломом НОК РБ с вручением нарукавной нашивки с изображением олимпийских колец.
Пять лучших образовательных учреждений и пять лучших районов награждаются переходящими флагами Национального олимпийского комитета с вручением диплома НОК Беларуси.
Примерный типовой Устав и структура клуба юных олимпийцев
Общие положения
Клуб юных олимпийцев, именуемый в дальнейшем Клуб, создается на базе учебных заведений или по месту жительства на добровольных началах по инициативе учащихся, учителей, родителей, спонсоров, шефов.
Работа клуба строится в соответствии с Уставом Клуба, принципами государственной системы физического воспитания при широкой инициативе общественности.
Клуб может быть полноправным или ассоциированным членом городских, районных, областных, республиканских и международных общественных организаций, деятельность которых способствует реализации его уставных задач, международных соглашений и актов в области физической культуры и спорта.
Клуб осуществляет свою работу на основе демократии, гласности, инициативы и самодеятельности своих членов, выборности и их отчетности перед коллективом.
В Клубе не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций.
Основой спортивной жизни Клуба является комплекс мероприятий и соревнований в рамках Программы молодежного физкультурно-спортивного движения Олимпийские надежды Беларуси.
Клуб имеет свою эмблему, символику и атрибутику с изображением официальных знаков НОК Беларуси.
Основные цели и задачи Клуба
Главной целью Клуба является олимпийское воспитание учащихся: гармоничное развитие Духа — Тела — Интеллекта.
Задачи Клуба: введение в практику для членов клуба, в рамках Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса, спортивно-массовой работы, Олимпийского зачета — системы критериев становления и развития личности учащегося, соответствующей его возрасту. Олимпийский зачет является нормативной базой, покорение которой позволяет получить высшую награду — диплом НОК Республики Беларусь и нарукавную нашивку с изображением олимпийских колец.
Организация клубных занятий в спортивных секциях и группах оздоровительной направленности.
Проведение массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий с использованием олимпийской символики и атрибутики.
Проведение олимпийских фестивалей, массовых спортивных соревнований, различных спортивных праздников, учебно-тренировочных сборов по подготовке юных олимпийцев к соревнованиям и походам.
Организация школы юного тренера, исходя из принципа — Умеешь сам — научи товарища и младшеклассника.
Оказание помощи в постановке спортивной работы в других образовательных учреждениях и по месту жительства.
Создание условий для гармоничного и равноправного развития различных видов и форм спортивно-оздоровительной деятельности.
Создание условий для гармоничного развития личности юного олимпийца, овладевающего видом спорта, воспитывающего в себе силу воли, мужество, способность ориентироваться в сложной обстановке, настойчивость в достижении поставленной цели.
Поощрение членов Клуба, Попечительского совета, общественного актива, добившихся высоких показателей.
Организация и открытие Клуба
Клуб создается по решению учредителей и регистрируются в установленном порядке в исполнительных комитетах по месту жительства.
Руководство Клубом
Общее руководство деятельностью Клуба осуществляет его Олимпийский совет, созданный из числа учеников и членов Попечительского совета Клуба. Высшим органом управления Клубом является Олимпийское собрание членов Клуба, на котором избираются Олимпийский совет, президент и до пяти вице-президентов Клуба, а также Генеральный секретарь Клуба. Олимпийское собрание принимает Устав Клуба. Организационно-методическое обеспечение работы Клуба осуществляется педагогическим коллективом образовательного учреждения, Попечительским советом, а также государственными органами и Олимпийским советом образовательных учреждений.
В составе Клуба могут работать постоянные комиссии по следующим направлениям деятельности:
— информационно-пропагандистская;
— олимпийских традиций;
— конкурсная по организации мероприятий;
— судейская по организации соревнований и т.д. Руководители комиссий входят в состав Олимпийского совета Клуба.
Олимпийский совет Клуба:
—осуществляет прием в члены Клуба и исключает из
—его состава;
—рассматривает и утверждает сметы расходов и совместно с Попечительским советом определяет источники финансирования мероприятий;
—принимает постановления о премировании и привлечении к ответственности за нарушения.
Секции, учебные группы, отделения и команды в Клубе комплектуются с учетом пола, возраста и уровня спортивной подготовленности. Зачисление в Клуб производится по личному заявлению и медицинской справке (допуск).
Занятия в Клубе проводятся в соответствии с графиком и расписаниями в форме уроков, тренировок, консультаций, соревнований, а также участия в мероприятиях.
Проведение занятий осуществляется учителями, методистами, инструкторами, тренерами с физкультурным образованием, в редких случаях — активистами общественниками из числа наиболее подготовленных членов Клуба под контролем дипломированного специалиста, а также тренерами-преподавателями платных (абонементных) групп.
За всеми занимающимися в Клубе устанавливается постоянный врачебно-физкультурный контроль.
Олимпийский совет клуба:
— не реже одного раза в месяц проводит заседания, на которых обсуждаются отчеты и информация о работе комиссий, секций, групп, команд;
— подводит итоги проведения мероприятий;
— рассматривает предложения по совершенствованию деятельности Клуба.
Попечительский совет оказывает помощь в работе Клуба. В его состав входят педагоги, родители, шефы, спонсоры.
Права Клуба
Клуб имеет право:
— награждать грамотами и дипломами, а также наградной олимпийской атрибутикой и памятными подарками спортивные коллективы, юных олимпийцев, тренеров и общественников;
— представлять в вышестоящие органы документы к награждению.
Права и обязанности Клуба
Членами Клуба могут быть учащиеся образовательного учреждения, признающие Устав Клуба, уплачивающие членские взносы, принимающие участие в мероприятиях Клуба и принявшие Клятву юного олимпийца.
Члену Клуба выдается членский билет, и он имеет право:
— избирать и быть избранным в выборные органы Клуба, принимать участие в мероприятиях, проводимых Клубом;
— пользоваться спортивным инвентарем и оборудованием, спортивными сооружениями, методическими пособиями;
— получать консультации, вносить предложения по улучшению работы Клуба.
Член Клуба обязан:
— выполнять установленный порядок, клятву юного олимпийца, Устав Клуба;
— бережно относиться к имуществу и инвентарю;
— личным примером формировать общественное мнение о пользе олимпийского воспитания на основе гармоничного развития Духа — Тела — Интеллекта.
Учет и отчетность
Учет всей работы Клуба ведется в журнале по следующим разделам:
— состав Олимпийского совета, комиссии, тренеров-преподавателей;
— состав занимающихся, расписание занятий, программный материал, посещаемость;
— проведение мероприятий и результаты участия в конкурсах, соревнованиях.
Реорганизация и прекращение деятельности Клуба
Реорганизация и прекращение деятельности Клуба производится решением общего олимпийского собрания членов Клуба.
На основе данного типового Устава Клуб разрабатывает свой устав, в котором конкретизируются задачи, уточняются формы деятельности и функции применительно к условиям и особенностям конкретного образовательного учреждения.
На основе законодательства Республики Беларусь о физической культуре и спорте создание условий для занятий физической культурой населения по месту жительства и в местах массового отдыха осуществляется местными исполнительными органами за счет средств местных бюджетов в соответствии с государственными нормативами финансирования программ развития физической культуры и спорта.
Составной частью конкурсной программы по номинациям является Олимпийский зачет.
ОЛИМПИЙСКИЙ ЗАЧЕТ по физической культуре среди учащихся всех типов и видов общеобразовательных учреждений
(содержание и требование)
Олимпийский зачет — это барометр здоровой жизни каждого учебного заведения. Он помогает Клубам юных олимпийцев организовать спортивную работу так, чтобы привлечь к занятиям физической культурой и спортом всех учащихся и дошкольников в районе, городе, республике.
Олимпийский зачет помогает юным олимпийцам проверить себя, вступая в мир олимпийского спорта.
Для подготовки и проведения олимпийского зачета приказом по учреждению образования, в микрорайоне которого находится Клуб юных олимпийцев, назначается приемная комиссия.
К выполнению требований зачета допускаются лица в возрасте от 6 до 18 лет. В программу Олимпийского зачета для лиц основной медицинской группы входят следующие тесты:
1. Бег на 1 стадий (192 м 27 см).
2. Гладкий бег на 1000 м.
3. Подтягивание на высокой перекладине хватом сверху из положения вис (юноши).
4. Подъем туловища за 30 сек.
5. Прыжок в длину с места.
Учащиеся подготовительной медицинской группы сдают на оценку комплексы оздоровительной, корригирующей, реабилитационной гимнастики, характерные для конкретной типологии заболеваний.
Учащиеся, освобожденные медицинским учреждением от программных занятий физической культурой, инвалиды детства сдают Олимпийский зачет на оценку по комплексу лечебной физкультуры с учетом имеющегося заболевания и выполняют доступные упражнения из Специальной тест-программы.
Сдача учащимися Олимпийского зачета происходит в сроки, установленные приемной комиссией. Результаты
Олимпийского зачета вносятся в зачетную книжку и в паспорт здоровья учащегося.
Зачет сдан, если: учащийся, отнесенный по состоянию здоровья к основной медицинской группе, набрал в сумме не менее 30 очков за все виды контрольных упражнений с обязательным получением зачетных очков за каждый из видов программы Олимпийского зачета. Учащиеся подготовительной и специальной медицинских групп считаются сдавшими зачет, если они приняли участие в сдаче контрольных упражнений, входящих в программу Олимпийского зачета, согласно требованиям настоящей программы.
Учащиеся, сдавшие Олимпийский зачет в спортивной школе и представившие в учреждение выписку из протокола о результатах сдачи зачета, заверенную печатью и подписью руководителя ДЮСШ, от зачета освобождаются.
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ Олимпийский зачет
1. Бег на стадий (стадиодром). Дистанция протяженностью 192 м, 27 см отмеряется на беговой дорожке. Бег проводится с высокого старта. Результаты с точностью до 0,1 сек. И оцениваются по таблице.
2. Гладкий бег на 1000 м (см. стр. 11). Проводится на беговой дорожке или ровной местности, на земляном или асфальтовом покрытии. Время засекается с точностью до 0,1 сек. и оценивается по таблице.
3. Подтягивание на высокой перекладине хватом сверху из положения вис (юноши).
4. Подъем туловища за 30 сек.
5. Прыжок в длину с места. Из исходного положения стоя носками на линии старта и приняв положение Старт пловца — махом рук вперед-вверх — прыжок на обе ноги. Результаты измеряются от линии старта до пятки сзади стоящей ноги. Из трех попыток — лучшая идет в зачет.
Результаты фиксируются с точностью до 1 см и оцениваются по таблицам 1-7.
Теория основы знаний по вопросам олимпийского движения и теории физического воспитания
(примерный перечень вопросов)
Вопрос 1
С какого года ведется отсчет первых Олимпийских игр Древней Греции? Варианты ответа
— 836 до н.э.
— 776 до н.э.
— 684 до н.э.
— 595 до н.э.
Вопрос 2
Почему античные Олимпийские игры называли праздниками мира?
Варианты ответа
— Олимпийские игры имели мировую известность;
— в Олимпийских играх принимали участие атлеты всего мира;
— в период проведения Игр прекращались войны;
— Игры отличались миролюбивым характером соревнований.
Вопрос 3
Укажите имя атлета, победившего в беге на один стадий (стадиодром) на I Олимпийских играх Древней Греции.
Варианты ответа
— Милон
— Гермоген
— Пелопс
— Короибос
Вопрос 4
В какой стране и в каком городе состоялись Игры XXVI Олимпиады?
Варианты ответа
— Барселона (Испания)
— Монреаль (Канада)
— Сеул (Ю. Корея)
— Атланта (США)
Вопрос 5
Какую награду получал победитель олимпийских соревнований в древней Греции?
Варианты ответа
— денежное вознаграждение
— медаль и кубок
— венок из ветвей оливкового дерева
— звание почетного гражданина
Вопрос 6
Кто из знаменитых ученых Древней Греции побеждал на Олимпийских играх в соревнованиях кулачных бойцов?
Варианты ответа
— Архимед (механик)
— Платон (философ)
— Пифагор (математик)
— Стробон (географ)
Вопрос 7
Как называется свод олимпийских законов?
Варианты ответа
— конституция
— правила
— устав
— хартия
Вопрос 8
Кому из перечисленных людей принадлежала идея и инициатива возрождения современных Олимпийских игр?
Варианты ответа
— Деметриусу Викеласу (Греция)
— Алексею Бутовскому (Россия)
— Анри де Байе-Латуру (Бельгия)
— Пьеру де Кубертену (Франция)
Вопрос 9
Назови ведущую организацию Международного олимпийского движения. Варианты ответа
— Ассоциация национальных олимпийских комитетов
— Международный олимпийский комитет
— Международная олимпийская академия
— Ассоциация МСФ по олимпийским видам спорта
Вопрос 10
В каком году и в каком городе состоялись Игры I Олимпиады современности?
Варианты ответа
— 1892 г. (Афины)
— 1896 г. (Афины)
— 1900 г. (Париж)
— 1904 г. (Лондон)
Вопрос 11
Решение об этом событии было принято уже после того, как оно состоялось, с какого года ведут отсчет и в каком городе начали проводиться зимние Олимпийские игры?
Варианты ответа
— 1916 г. (Осло)
— 1920 г. (Лейк-Плэсид)
— 1928 г. (Сен-Мориц)
Вопрос 12
В каком году и в каком городе состоялись Игры XXII Олимпиады?
Варианты ответа
— 1972 г. (Мюнхен)
— 1976 г. (Монреаль)
— 1980 г. (Москва)
— 1984 г. (Лос-Анджелес)
Вопрос 13
Укажите вид физической подготовки, который обеспечивает наибольший эффект, нацеленный на оздоровление человеческого организма.
Варианты ответа
— регулярные занятия оздоровительными физическими упражнениями на свежем воздухе с дозированной нагрузкой
— аэробика
— альпинизм
— велосипедный спорт
Вопрос 14
Укажите вид спорта, который обеспечивает наибольший эффект в развитии гибкости.
Варианты ответа
— акробатика
— тяжелая атлетика
— гребля
— современное пятиборье
Вопрос 15
Укажите вид спорта, который обеспечивает наибольший эффект в развитии силы.
Варианты ответа
— самбо
— баскетбол
— бокс
— тяжелая атлетика
Вопрос 16
Укажите вид спорта, который обеспечивает наибольший эффект в развитии скоростных способностей.
Варианты ответа
— виды борьбы
— бег на короткие дистанции
— бадминтон
— бег на средние дистанции
Вопрос 17
Укажите вид спорта, который обеспечивает наибольший эффект при развитии координационных способностей.
Варианты ответа
— плавание
— гимнастика
— стрельба
— лыжный спорт
Вопрос 18
Кто из представителей белорусского спорта завоевал 6 золотых наград на Олимпийских играх?
Варианты ответа
— А. Романьков
— В. Сидяк
— В. Щербо
— А. Курлович
Вопрос 19
Нарушение осанки чаще всего характеризует...
Варианты ответа
— высокий рост человека
— увеличение межпозвоночных дисков
— слабая мускулатура
Вопрос 20
Как называется вид спортивной программы Олимпийских игр древности, сочетавших борьбу с кулачным боем?
Варианты ответа
— долиходром
— панкратион
— пентатлон
— диаул
Вопрос 21
Назовите имя президента, возглавляющего Международный олимпийский комитет в настоящее время.
Варианты ответа
— 3. Эдстрем
— Э. Брендедж
— Х.А. Самаранч
— М. Килланин
Вопрос 22
В каком городе и в какой стране состоялись XVIII зимние Олимпийские игры?
Варианты ответа
— Нагано (Япония) —Калгари (США)
— Лиллехаммер (Норвегия)
— Саппоро (Япония)
-Вопрос 23
Какой вид программы соревнований в современных Олимпийских играх проводится в память о героизме греческих воинов, разгромивших армию персов у городка Марафон в 490 г. до н.э.?
Варианты ответа
— бег на дистанцию 42 км 195 м
— плавание на 1500 м
— конные состязания
— поединки борцов
Вопрос 24
Назовите имя великого ученого, который был удостоен высшей олимпийской награды в конкурсе искусств на 83-х Олимпийских играх (444 г. до н.э.).
Варианты ответа
— Пиндар (поэт)
— Харет (скульптор)
— Сократ (философ)
— Геродот (историк)
Вопрос 25
Имя первого президента Белорусского Национального Олимпийского Комитета (НОК), который был создан в 1991 г.
Варианты ответа
— А. Медведь
— Н. Заичков
— В. Малашенко
— В. Рыженков
Вопрос 26
Имена первых чемпионов Олимпийских игр современности, представителей Белоруссии.
Варианты ответа
— А. Павловский
— Т. Самусенко
— А. Чернушевич
— С. Гейштор
— В. Горяев
— С. Макаренко