Пути повышения инвестиционной привлекательности отечественной экономики
СОДЕРЖАНИЕ: Сущность и виды иностранных инвестиций. Правовой аспект регулирования иностранных инвестиций в РФ. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России. Причины и следствия иностранных инвестиций. Меры на ближайшую перспективу.План
Введение
Глава 1. Теоретический аспект иностранных инвестиций в РФ
1.1Сущность и виды иностранных инвестиций
1.2 Правовой аспект регулирования иностранных инвестиций в РФ
Глава 2. Иностранные инвестиции в экономике РФ
2.1Причины и следствия иностранных инвестиций
2.2 Состояние инвестиционного климата
2.3 Иностранные инвестиции в условиях кризиса 2009-2010 гг
Глава 3. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России
3.1 Меры на ближайшую перспективу
3.2 Меры на среднесрочную и долгосрочную перспективу
Заключение
Список литературы
Приложение (Иностранные инвестиции в РФ в 2009 году)
Введение
Россия чрезвычайно богата природными ресурсами и обладает давними научно-исследовательскими, промышленными и культурными традициями. Актуальность использования иностранных капиталовложений в экономике Росси сегодня очевидна. Стремление к открытости экономики, повышение конкурентоспособности национального производства, завоеванию доверия на мировом рынке, участию в международном финансовом обмене обуславливает необходимость создания условий для привлечения иностранных инвестиций.
Привлечение иностранных инвестиций важно для России не только с точки зрения возможности увеличить реальные активы. Может быть, для нашего времени еще большее значение имеет тот факт, что иностранные инвесторы привносят с собой новую, более высокую культуру бизнеса. Для российской экономики они являются как бы пришельцами из завтрашнего дня.
Тем не менее, Россия встретилась с серьезными проблемами, которые – если подходить к их решению необдуманно – могут повлечь за собой крупные социальные и этнические конфликты на всей ее территории. Для преодоления этих трудностей российским политикам необходимо сконцентрироваться на создании стабильного макроэкономического климата, что подразумевает снижение инфляции, поддержку частного сектора и минимизацию воздействия на российскую экономику экономического кризиса. Именно сейчас, когда экономический кризис ставит под угрозу вложение капитала во многих развитых странах, когда казавшиеся надёжными вложения находятся под угрозой, есть шанс привлечь инвесторов в собственную экономику, что будет развивать и воспитывать человеческий, научный и интеллектуальный потенциал России.
В курсовой работе рассматриваются проблемы, динамика иностранных инвестиций, их основные виды, отраслевое и региональное распределение, состояние инвестиционного климата и другие аспекты, связанные с иностранными инвестициями в Российской экономике. Некоторые данные приведены в таблицах.
Глава 1. Теоретический аспект иностранных инвестиций в РФ
1.1 Сущность и виды иностранных инвестиций
Иностранные инвестиции - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных и неимущественных прав, а также услуг и информации.[1]
По источникам происхождения можно выделить следующие виды иностранных инвестиций: государственные и частные инвестиции. [6]
Государственные инвестиции (официальные)- это средства из госбюджета, которые направляются за рубеж или принимаются оттуда по решению либо непосредственно правительств, либо межправительственных организаций. Это государственные займы, ссуды, гранты (дары), помощь, международное перемещение которых определяется межправительственными соглашениями.
Под частными инвестициями понимаются инвестиции, которые предоставляют частные фирмы, компании или граждане одной страны соответствующим субъектам другой страны. Инвестиционные отношения настолько сложны и многообразны, что нередко отношения между государствами тесно связаны с отношениями между частными лицами.
Возможна и более сложная конструкция отношений, когда материальные обязательства государства-должника по полученным им кредитам (например, выплата процентов) удовлетворяются за счет полной или частичной стоимости имущественных прав частного инвестора в стране должника (например, представление прав на разработку собственных ресурсов).
В перечень иностранных инвестиций входят: недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права, включая право залога; денежные средства; акции, вклады, облигации или любые другие формы участия в товариществах, предприятиях, в том числе и в совместных; право требования по денежным средствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей, или услугам, имеющим экономическую ценность; права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную (в том числе и промышленную) собственность; права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, включая, в частности, права на разведку и эксплуатацию природных ресурсов.
По срокам размещения заграничные капиталовложения делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
По характеру использования зарубежные капиталовложения бывают ссудными и предпринимательскими.
Ссудные инвестиции означают предоставление средств взаймы ради получения прибыли в форме процента. В этой сфере довольно активно выступают капиталы из государственных и вложения из частных источников.
Предпринимательскими инвестиции прямо или косвенно вкладываются в производство и связаны с получением того или иного объема прав на получение прибыли в форме дивиденда. Чаще всего речь идет здесь о вложениях частного капитала.
По целям предпринимательские капиталовложения делятся на прямые и портфельные.
Прямые инвестиции - основная форма экспорта частного предпринимательского капитала, обеспечивающая установление эффективного контроля и дающая право непосредственного распоряжения над заграничной компанией. Являются вложением капитала во имя получения долгосрочного интереса. По определению МВФ, прямыми иностранные инвестиции являются в том случае, когда иностранный собственник владеет не менее 25% уставного капитала акционерного общества. По американскому законодательству - не менее 10%, в станах Европейского Сообщества - 20-25%, а в Канаде, Австралии и Новой Зеландии - 50%.[11]
Прямые инвестиции делятся на две группы:
- трансконтинентальные капитальные вложения, обусловленные возможными лучшими условиями рынка, то есть тогда, когда существует возможность поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континента). Издержки играют здесь небольшую роль, главное- нахождение на рынке. Разница в издержках производства по сравнению с материнской компанией является меньшим фактором влияния на размещение производства на данном континенте. Издержки производства являются решающим для определения страны данного континента, в которой необходимо создать новые производственные мощности;
- транснациональные прямые вложения. Часто в соседней стране. Цель- минимизация издержек по сравнению с материнской компанией.
Черты, характерные для прямых инвестиций:
- при прямых зарубежных инвестициях инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка;
- большая степень риска и большая сумма, чем при портфельных инвестициях;
- более высокий срок капиталовложений, они более предпочтительны для стран-импортеров иностранного капитала.
«Портфельные» инвестиции - такие капитальные вложения, доля участия которых в капитале фирм ниже предела, обозначенного для прямых инвестиций. Портфельные инвестиции не обеспечивают контроля за заграничными компаниями, ограничивая прерогативы инвестора получением доли прибыли (дивидендов).
Повышение роли портфельных инвестиций в последнее десятилетие связано с возможностью проведения спекулятивных операций, наращиванию масштабов которых способствовал ряд факторов: интернационализация деятельности фондовых бирж, снятие ограничений на допуск иностранных компаний на многих крупнейших фондовых биржах, расширение международных операций банков с ценными бумагами пенсионных фондов и других сберегательных учреждений.
Прочие инвестиции - группа инвестиций, в которую в основном входят международные займы и банковские депозиты.
До конца не ясно, какие формы инвестиций важнее с точки зрения управления реальным производством. Но все более признается приоритетное значение прямых инвестиций как наиболее удачно объединяющих национальные (или государственные) интересы различных слоев общества. К тому же они преимущественно связаны с конкретными международно-оперирующими факторами, финансово-промышленными группами, поэтому они более управляемы, их «правила игры» более определенны, что особенно важно с позиций обеспечения реальных конкурентных стандартов для национальной экономики.
1.2 Правовой аспект регулирования иностранных инвестиций в РФ
Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации, рассматриваются основные понятия инвестиционной деятельности.
Одним из важнейших законодательных актов, регулирующих иностранные инвестиции в РФ стал новый Федеральный закон т 29.04.2009 N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», который ограничил участие иностранцев в 42 секторов экономики.
В соответствии с данным законом иностранный инвестор будет обязан получить разрешение у властей РФ, если в результате сделки станет владельцем более 25 процентов акций предприятия, относящегося к стратегической отрасли, и 10 и более процентов акций стратегического предприятия, использующего недра федерального значения.
В соответствии с Федеральным конституционным закономот 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 30.12.2009с изм. и доп., вступившими в силу с 10.01.2010) «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного инвестиционного сотрудничества.
В целях последовательной и скоординированной деятельности по активизации привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации Постановлением Правительства от 29 сентября 1994 г. № 1108 был образован Консультативный совет по иностранным инвестициям в России под руководством Председателя Правительства Российской Федерации. Важной составной частью рабочего механизма Консультативного совета являются рабочие группы. В настоящее время действуют девять рабочих групп:[20]
1. «Государственное регулирование экономики России».
2. «Совершенствование налоговой, валютной политики, системы бухгалтерского учета и отчетности в России».
3. «Развитие банковского сектора и финансовых рынков России».
4. «Повышение эффективности использования природных ресурсов России».
5. «Развитие пищевой промышленности и сельского хозяйства в России».
6. «Развитие промышленности, строительства и высоких технологий в России».
7. «Улучшение инвестиционного имиджа России».
8. «Совершенствование таможенных процедур».
9. «Развитие государственно - частного партнерства в транспортном секторе экономики России».
Основная форма работы Консультативного совета - это прямой диалог между Правительством Российской Федерации и иностранными компаниями, банками и фирмами, входящими в состав Совета, по вопросам, связанным с созданием благоприятного инвестиционного климата в России, а также и по другим проблемам продвижения иностранных инвестиций в российскую экономику.
Глава 2. Иностранные инвестиции в экономике РФ
2.1Причины и следствия иностранных инвестиций
Иностранные инвестиции играют важную роль в развитии экономики любой страны, включая Россию. Импорт капитала является объективной необходимостью и обусловлен следующими причинами:
1) технологическое лидерство;
2) уровень квалификации рабочей силы;
3) преимущества в рекламе;
4) экономика масштаба;
5) размер корпорации;
6) степень концентрации производства;
7) потребность в капитале;
8) количество национальных филиалов;
9) издержки производства;
10) уровень защиты внутреннего товарного рынка;
11) размер рынка;
12) прочие факторы.
Иностранные инвестиции способствуют: [11]
1) ускорению экономического и технического прогресса;
2) внедрению новых форм управления;
3) обновлению и модернизации производственного аппарата;
4) активизации конкуренции;
5) развитию малого и среднего бизнеса;
6) подготовке кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики;
7) расширению экспортного потенциала страны;
8) замене импортозамещающего производства;
9) созданию новых рабочих мест, повышению уровня занятости, снятию социальной напряженности;
10) повышению конкурентоспособности отечественного производства;
11) решению проблем реформирования экономики.
Существуют страна I, имеющая в своем распоряжении капитал в размере АК, и страна II, имеющая в своем распоряжении капитал в размере АК. В целом капитал, которым располагают обе страны, составляет КК. Прямые S1 и S2 показывают рост стоимостного объема производства в зависимости от объемов вложения капитала, соответственно, в стране Iи стране П. Если международного движения капитала не существует, то страна I инвестирует весь имеющийся у нее капитал внутри страны и получает доход на капитал (например, процент, дивиденд и пр.) в размере КС, а страна II также инвестирует весь имеющийся у нее капитал у себя в стране и получает от этого доход КD). Объем производства страны I с помощью этого капитала составит сумму сегментов a+b+c+d+e+f из которого прибыль владельцев капитала составляет а+f, а остальное представляет собой доход владельцев других факторов производства, таких как земля и труд. Объем производства страны II составляет i+j+k, из которого прибыль владельцев капитала составляет j+k, а остальное представляет собой доход владельцев других факторов производства. То, что КС КD), означает, что прибыльность вложения капитала в стране I ниже, чем в стране II.
Предположим, что обе страны сняли ограничения на свободное передвижение капитала. Поскольку прибыльность инвестиций в двух странах различна, часть капитала АВ переместится из страны I в страну II, в результате чего их прибыльность в обеих странах сбалансируется на уровне ВR. С одной стороны, объем производства с помощью капитала, как оставшегося в стране I, так и инвестированного в страну II, составит в результате a+b+c+d+e+f+h, причем продукт а+b+c+dпроизводится за счет инвестиций внутри страны, а h+e+fза счет зарубежных инвестиций в страну II. При этом в результате более продуктивного использования капитала за счет его инвестирования в страну II (что сказалось на росте прибыльности его вложения с КС до КЕ=ВR) совокупный продукт, произведенный с помощью того же объема капитала, оказывается больше, чем изначальный, на величину сегмента h. Доход владельцев капитала возрастает до a+b+d+e+f+h, тогда как доходность остальных факторов производства сокращается до сегмента g.
С другой стороны, приток капитала из страны I в страну II привел к снижению прибыльности вложения капитала в ней с КD до КF=ВR. Однако в то же время за счет инвестирования как своего капитала, так и иностранного капитала, пришедшего из страны I, в стране II произошло расширение объема внутреннего производства с i+j+k до i+j+k+g+h+e+f. Правда, сегменты h+e+f являются продуктом, произведенным за счет иностранного капитала, который в результате надо отдать в виде прибыли иностранным инвесторам из страны I. Таким образом, чистый рост внутреннего производства составит только сегмент g. Из-за падения прибыльности вложения капитала в стране II доходы владельцев капитала в этой стране сократятся с j+kсва до k, а доходы владельцев других факторов производства увеличатся с iдо i+g+j. С точки зрения всего мира, в результате перемещения капитала из одной страны в другую совокупный объем производства возрос с [а+b+с+d+е+f]+[k+j+i] до [а+b+с+d]+[е+f+g+h+i+j+k], то есть на размер заштрихованных сегментов g+h, из которых h принадлежит стране I и возникает из-за более эффективного использования капитала страны I в результате его инвестирования в страну II, а gпринадлежит стране II и возникает в результате увеличения объема капитала, который инвестируется страной II в результате его притока из страны I.
Таким образом, международное передвижение капитала приводит к увеличению совокупного мирового производства за счет более эффективного перераспределения и использования факторов производства. При этом в стране, вывозящей капитал, доходы владельцев капитала увеличиваются, а доходы владельцев других факторов производства (прежде всего труда и земли) сокращаются. В стране, ввозящей капитал, доходы владельцев капитала уменьшаются, а доходы владельцев других факторов производства увеличиваются.
2.2 Состояние инвестиционного климата
В России создан инвестиционный климат, который является одним из лучших в мире. Такое мнение высказал 20.05.2009 глава представительства Еврокомиссии в РФ Марк Франко, выступая на конференции «Россия в мировой экономике» организованной Ассоциацией европейского бизнеса в РФ. «Последние годы экономика России неуклонно растет и показывает очень хорошие результаты», - отметил Франко. – «Россия становится более интегрированной в мировую экономику и играет активную роль на международной арене. Но, к сожалению, основные потоки европейских инвестиций сконцентрированы на топливно-энергетической, торговой и строительной сферах, рост инвестиций в высокотехнологичное производство заметно снижен, хотя именно эта сфера является ключевой для модернизации экономики». «Необходимо, чтобы Россия скорее стала членом такой важной международной организации, как ВТО, что необходимо для дальнейшего устойчивого развития страны», - цитирует ПРАЙМ-ТАСС слова Франко.[21]
Инвестиционный климат - это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых, климатических, природных, инфраструктурных и других факторов, которые предопределяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.[7]
Критерием привлекательности национальной экономики для иностранных инвесторов является уровень риска предпринимательской деятельности и рентабельность инвестиционных проектов. При этом учитываются следующие факторы: политическая стабильность, емкость и спрос внутреннего рынка, доступ к природному сырью, развитие правового регулирования деятельности иностранных инвесторов в стране, макроэкономическая политика и перспективы экономического роста, издержки производства и качество рабочей силы, кредитоспособность субъектов хозяйственной деятельности.
Совершенствование инвестиционного климата предопределяет необходимость:[5]
1) улучшения макроэкономической конъюнктуры (снижение инфляции, процента за долгосрочный банковский кредит, укрепление финансового положения предприятий);
2) развития системы гарантий, обеспечения прав инвесторов, защиту их собственности;
3) развития организационно-правовых условий, включающих целевое использование амортизации, налоговые стимулы для капитализации прибыли, развитие вторичного рынка ценных бумаг, страхование инвестиций, залоговое право, ипотеку (земли, жилья), использование накоплений населения;
4) проведения реформы налоговой системы по снижению налогового бремени на инвесторов и стимулирования инвестиционной деятельности;
5) введения мер для предотвращения утечки капитала за рубеж и стимулирование возврата отечественного капитала в страну.
Неблагоприятно на состояние инвестиционного климата в России влияют следующие факторы:
- отсутствие научно-обоснованной экономической и социальной концепции развития страны;
- правовая нестабильность, сопровождающаяся постоянным принятием новых законодательных актов;
- неэффективное земельное законодательство;
- высокий уровень инфляции, нестабильность обменного курса рубля;
- низкий уровень развития рыночной инфраструктуры;
- изношенность производственной и транспортной инфраструктуры;
- непрогнозируемость таможенного режима;
- слабое информационное обеспечение иностранных инвесторов о возможных объемах, отраслевых и региональных направлениях инвестирования;
- сильная бюрократизация страны, коррупция, преступность и др.
Оценивая инвестиционный климат России в целом по международным стандартам можно констатировать, что практически по всем этим параметрам Россия уступает большинству стран мира.
2.3 Иностранные инвестиции в условиях кризиса 2009-2010 гг
В условиях финансового кризиса различные агентства и авторитетные экономисты делают прогнозы по поводу привлечению иностранных инвестиций. По результатам последнего квартала 2009 года по данным ООН объем иностранных инвестиций в развивающиеся странны сократился на 10%, а в 2010 году сократится на треть.
Прогноз ВБ свидетельствует о том, что давление на развивающиеся экономики из-за оттока капитала в 2010 году не только не ослабеет, но и приобретет более фундаментальный характер. В ВБ считают, что снижение притока инвестиций в текущем году усилится из-за того, что мировой кризис заставит транснациональные корпорации снизить вложения в заводы и рудники. Это подтверждает, что крупные корпорации скептически оценивают перспективы обрабатывающих производств в развивающихся странах.
Если прогноз ВБ реализуется, это будет означать, что шансы на скорое преодоление влияния глобального экономического кризиса резко уменьшатся. «Снижение инвестиций – это снижение возможностей наращивать производственный потенциал и привлекать новые технологии», – поясняет главный экономист ФК «Открытие» Данила Левченко.
В 2010 году «Россия мало чем будет отличаться от других развивающихся стран и тенденции будут аналогичны», уверен Левченко. По всем прогнозам, рост ее экономики в этом году будет отрицательным, а рубль относительно доллара с начала года уже успел подешеветь на 13,7%. И ситуация с инвестициями также вряд ли улучшится.
«В 2009 году отток капитала из РФ составил $130 млрд, и вполне вероятно, что в наступившем году эта цифра не станет меньше, – предвидит Шафир. – Говорить в этих условиях о притоке новых крупных прямых иностранных инвестиций нереально».
«Это неизбежно приведет к снижению темпов экономического развития, сокращению производства и прибылей», – рассуждает начальник аналитического отдела страхового брокера «Малакут» Тимур Шафир.
Объем инвестиций в основной капитал в России в январе 2010 года упал на 15,5% к январю 2009 года. При этом, как объявил Минпромторг, по отношению к декабрю 2009 года этот показатель рухнул на 72,2%. «Динамика инвестиций в основной капитал в январе 2010 года составила 84,5% к январю 2009 года».
Думаю, что в 2010 году рынок будет закрыт для привлечения инвестиций. Может быть, в конце года некоторое ослабление тех ограничений, которые сегодня есть. Но этот год, это не тот год, когда можно будет привлекать новые ресурсы, - заявил Греф в интервью телеканалу Russia Today.
По его словам, ставка рефинансирования в настоящее время является запретительной для инвестиций, для длинных вложений денег. Но на сегодняшний день пока нет большой альтернативы для снижения этой ставки. Думаю, что еще какой-то период времени эта ставка будет находиться на достаточно высоком уровне. Потом, если инфляция не будет такой высокой, то вполне возможно ее снижение. Она должна быть на уровне ниже 10%, чтобы можно было возобновить инвестиционный процесс. Но в этом году, я думаю, что она на такой уровень не уйдет, - считает Греф.
9 декабря 2009года вышел доклад Всемирного банка Глобальные экономические перспективы - 2010. Выводы доклада не утешают, мировая экономика сейчас проходит фазу от роста к глубокой депрессии. Нефть в 2010 году будет стоить в среднем 75$ за баррель. Финансовый кризис 2010 повлияет и на темпы роста ВВП в России, причем сильнее из всех стран БРИК. Из-за кризиса 2010 года прогнозируется сокращение роста ВВП в 2 раза, с 6% в 2009 году до 3% в 2010 году. Отток капитала из России во время финансового кризиса в 2010 году составит по прогнозам банка 100 млрд. долларов, что в 2 раза больше чем в 2009 году. Здесь можно проследить явную взаимосвязь оттока инвестиции с темпами роста ВВП. Инфляция в 2010 году составит 12% (очень оптимистичный прогноз). Оживление экономики после кризиса прогнозируется в 2010 году. В качестве комментария к этому прогнозу можно сказать, что это один из самых оптимистичных прогнозов по финансовому кризису 2010 года. В 2010 году произойдет резкое сокращение объемов прямых иностранных инвестиций в экономики развивающихся стран – на $180 млрд, или 31%, прогнозирует Всемирный банк (ВБ). Урон развивающихся стран, в том числе и России, от мирового экономического кризиса может оказаться больше, чем ожидалось.
Глава 3. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России
3.1 Меры на ближайшую перспективу
1. Налоги. Представляется, что простая, понятная система налогообложения удовлетворяла бы налогоплательщиков и позволяла бы соблюсти государственные интересы.
- верхнюю ставку подоходного налога надо понизить хотя бы до 30%; в более длительном периоде до 20%.
- необходимо существенно уменьшить ставку совокупных отчислений в социальные фонды хотя бы до 30%;
- для того чтобы, налоговые каникулы действительно использовались на инвестиции в перевооружение производства, положение о предоставлении этой льготы должно быть конкретизировано;
- требуется реальная жесткая регламентация перечня налогов, а также ограничение суммарного налогового бремени по этим налогам;
- важно прекратить практику хаотичного внесения поправок в налоговое законодательство, увеличив период действия стабильных правил хотя бы до года. Поправки, ухудшающие положение налогоплательщиков, должны вноситься строго в соответствии с регламентом, предписанным законодательством;
- улучшить информирование налогоплательщиков, сократить возможности сотрудников фискальных служб произвольно толковать неопределенные положения налогового законодательства. [13]
2. Банки и финансовая система. В кратчайшие сроки нужно реализовать программу реструктуризации банковской системы:
- банкротство несостоятельных коммерческих банков, недопущение их деятельности после отзыва лицензии, до тех пор, пока эти банки не осуществят выплаты по долгам;
- создание благоприятных условий для увеличения присутствия в России иностранных банков;
- повышение прозрачности банковской системы, совершенствование системы банковского надзора, предупреждения банкротств банков, стимулирование повышения квалификации банковских менеджеров, завершение введения новой системы бухгалтерского учета, базирующейся на международных принципах;
- ускорить принятие закона о гарантиях вкладов граждан.
3. Внешнеэкономическая и таможенная политика.
- активизировать усилия по вступлению в ВТО. Новые акты, затрагивающие сферу внешней торговли и таможенного режима, следует разрабатывать с учетом требований ВТО;
- ускорить создание зоны свободной торговли со странами СНГ.[9]
4.Защита прав собственности.
- необходимо создать прецеденты пресечения действий мажоритарных инвесторов и менеджеров компаний по ущемлению прав собственности в отношении меньшинства акционеров (особенно в вопросах доступа к информации, организации собраний акционеров и представительства в совете директоров), а также внести соответствующие изменения в закон «Об акционерных обществах», исключающие злоупотребления со стороны большинства инвесторов и совета директоров;
- необходимо ввести дополнительные меры защиты добросовестных приобретателей ценных бумаг от действий органов власти. Недопустимо признавать ценные бумаги недействительными, если отчет об итогах выпуска данных бумаг прошел в установленном порядке регистрацию в соответствующем регистрирующем органе. Недопустимо налагать арест на ценные бумаги, приобретенные добросовестным приобретателем, даже если один из предыдущих переходов прав собственности произошел с нарушением законодательства, иначе за ошибки регистрирующих органов будут нести ответственность инвесторы;
- стимулировать создание компенсационных фондов профессиональными участниками рынка ценных бумаг и саморегулируемыми организациями, за счет средств которых компенсировались бы потери инвесторов, возникшие по вине инфраструктурных институтов;
- срочно доработать правовые основы мероприятий, связанных с банкротством предприятий;
- ужесточить уголовную и административную ответственность за действия (или бездействия), приводящие к нарушению интересов инвесторов, в первую очередь прямых иностранных инвесторов. Практика показывает, что во многих случаях неотвратимость - более действенная угроза, чем степень тяжести возможного наказания;
- уделить особое внимание защите прав интеллектуальной собственности. Требуется не только защищать зарегистрированные торговые марки, выданные патенты, осуществлять защиту от подделки продукции, но и ввести преследование за подражание названию, цвету, дизайну, как это предусмотрено законодательством. Требуется повысить эффективность деятельности правоохранительных органов в этой сфере.
5. Свобода входа на рынок.
Необходимо упростить процедуры по организации бизнеса.
Надо создать технологию, базирующуюся на принципе «одного окна», когда предпринимателю достаточно обратиться в одну инстанцию и за относительно короткий отрезок времени, исчисляемый несколькими днями, получить разрешение или четко аргументированный отказ. Одновременно требуется создание независимого института для апелляций. Конечно, для внедрения подобной процедуры потребуется изменение местных законодательных актов. Барьеры входа на рынок должны быть прозрачны, предприниматель должен точно представлять, сколько ему потребуется инвестировать для того, чтобы открыть дело. В частности, требуется принятие закона о регистрации юридических лиц.[6]
6. Борьба с коррупцией.
В условиях России наиболее эффектным путем сокращения масштабов коррупции является дальнейшая либерализация, ограничение возможностей вмешательства чиновников в хозяйственные процессы, сокращение сфер администрирования и регулирования. Там же, где они необходимы, должны быть разработаны предельно простые и прозрачные процедуры исполнения административных функций, а также контроля над их исполнителями. Необходимо последовательно устранять неопределенность и противоречивость в законодательстве, оставляющие возможности разных толкований и связанных с ними злоупотреблений.
Следует рассмотреть вопрос о законодательном введении запрета на профессии в отношении руководителей и сотрудников органов власти, уличенных в коррупции.
7. Бухгалтерский учет.
Надо стремиться говорить с миром на понятном языке. Для бизнеса - это язык финансовых стандартов, где уровень прозрачности, полноты и достоверности отчетности, а также оперативность ее предоставления влияют на степень доверия инвесторов. Необходимо принимать срочные меры как в плане повышения качества работы над российскими стандартами учета, так и в плане организации контроля над процессом разработки и принятия стандартов. В этой связи необходимо:
- пересмотреть состав и полномочия Межведомственной комиссии по реформе бухгалтерского учета и финансовой отчетности (далее - Комиссия);
- предложить Международному центру по реформе системы бухгалтерского учета провести срочную экспертизу принятых нормативных документов с целью выявления несоответствия данных документов международным стандартам;
- повысить роль института профессиональных бухгалтеров.
3.2 Меры на среднесрочную и долгосрочную перспективу
1. Структурные реформы.
По сути, важнейшими составляющими структурных реформ являются:
- защита прав собственности;
- укрепление корпоративного управления;
- усиление дисциплины исполнения контрактов;
- развитие банковской системы и институтов финансового рынка;
- реформирование естественных монополий;
- проведение земельной реформы.
Дальнейшие структурные реформы потребуют существенного совершенствования законодательного обеспечения. На сегодняшний день законопослушное поведение для инвестора нерационально, поэтому, несмотря на очевидные достижения, законодательство следует менять.
Следует устранить противоречивость и дублирование трех основных законов – «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об осуществлении инвестиций в форме капитальных вложений», регламентирующих инвестиции, для чего, может быть, следует принять единый закон об инвестициях. Также следует устранить противоречия между законодательными актами, регламентирующими различные аспекты хозяйственной деятельности. В частности, необходимо гармонизировать положения федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и положения Налогового кодекса.[8]
Необходимо содействовать развитию различных форм организаций производителей (ассоциаций, союзов), вырабатывающих стандарты и правила корпоративного поведения. Требуется разработка законодательства, полностью регулирующего создание и деятельность холдинговых компаний. Необходимо привести в соответствие с мировыми стандартами систему налогообложения внутри холдингов. Необходимо создать полноценную инвестиционную инфраструктуру, прежде всего распределительную и накопительную системы: банки, страховые компании, паевые и пенсионные фонды, фондовый рынок и т.д.
2. Укрепление институтов государственной власти.
Важнейшее направление перспективных действий по улучшению инвестиционного климата - преодоление слабости государства. Тут необходимы следующие меры:
- осуществление судебной реформы с целью обеспечения независимости судов, увеличения эффективности и пропускной способности судебной системы; укрепление федерализма путем более четкого разграничения прав и ответственности между федеральным центром и регионами, обеспечения исполнения федеральных законов;
- необходимо произвести разделение государственного аппарата по функциональному принципу: структуры, занимающиеся производством благ (оказанием услуг), должны быть отделены от регулятивных органов, а политические подразделения - от технологических. Во всех естественных монополиях должны быть выделены в независимые компании те технологические сегменты, которые позволяют организовать конкурентную среду, и те хозяйственные подразделения, которые не связаны непосредственно с производством. Производство услуг, для которых участие государства не является обязательным фактором, должно передаваться в частный сектор, где производитель определяется на открытом конкурсе;
- Правительство должно демонстрировать готовность решать проблемы, наиболее привлекающие внимание инвесторов: защиту прав собственности (в том числе и интеллектуальной), выполнение контрактных обязательств. Следует рассмотреть вопрос о территориях тех субъектов Федерации, которые противодействуют исполнению федеральных законов, вводят в действие местные законы.
3. Среди мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией, в среднесрочной перспективе следует выделить следующие:
- формирование межведомственной антикоррупционной структуры;
- разработка антикоррупционных программ на муниципальном и региональном уровнях, объединяя их в федеральную программу;
- взаимодействие с предпринимательским сообществом России, профессиональными организациями и международными антикоррупционными структурами и разработка акций при их участии;
- подписание международных антикоррупционных конвенций;
4. Финансы и государственный долг.
Долгосрочная бюджетная политика должна строиться исходя из того, что для достижения высоких темпов развития экономики государственные расходы не должны превышать 25-30% ВВП. Прежде всего, необходимо достигнуть всеобъемлющего урегулирования государственного долга. Требуется срочное создание современной системы управления государственным долгом, которая учитывала бы временную структуру обязательств, возможные источники их покрытия, способность экономики обслуживать долг, текущую конъюнктуру рынка, а также оптимизацию соотношения между внутренним и внешним долгом. Необходима законодательная конкретизация правовых норм, регламентирующих заимствования государства. Требуется установить более жесткие и конкретные, чем в Бюджетном кодексе и законах о бюджете, ограничения по заимствованиям государством, в том числе.
Одновременно следует повысить уровень обеспечения государственных ценных бумаг, снизив тем самым риск инвестиций. В этом направлении, во-первых, необходимо осуществить переход функций эмитента государственных ценных бумаг от Министерства финансов РФ к Казначейству, ценные бумаги которого были бы обеспечены конкретным имуществом Казначейства; во-вторых, необходимо создать четкую и эффективную систему обращения взысканий на государственное имущество в случае неисполнения государством своих обязательств по займам.
Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.[9]
Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:
достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;
ускорение работы Государственной думы над Гражданским кодексом и уголовным законодательством, создание в стране некриминального рынка;
- радикализация борьбы с преступностью;
- торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
- пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
- мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
- внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
- запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
- предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности.
В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:
- срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;
- принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
- создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок под ключ;
- создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;
Заключение
Необходимость создания в России привлекательного инвестиционного климата уже давно ни у кого не вызывает сомнения. В последнее время, большое внимание справедливо уделяется вопросам культуры корпоративных отношений: взаимодействия акционеров, менеджмента, персонала и общества. Потенциальные инвесторы нуждаются в информационном поле. Инвесторы должны получить четкое представление об экономической стратегии государства и готовящихся изменениях в законодательной базе.
Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Приток инвестиций способствует выходу из современного общественно-экономического кризиса, преодолению спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают.
Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов.
Рассмотрев проблему привлечения иностранных инвестиций в экономику России, можно сделать следующие выводы:
1. Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества с высоким качеством жизни населения.
2. Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт.
3. В сложных условиях мирового экономического кризиса нужно сделать всё возможное, чтобы не допустить масштабной экономической рецессии и разумно распорядиться всем имеющимся в стране капиталом, включая иностранный.
Список литературы
1. Абрамов С.И. Инвестирование. – М.: ИНФРА-М, 2004.
2. Булатов А.С. Экономика внешних связей России. М.: БЕК, 2005.
3. Валдайцев С.В., Воробьев П.П. под ред. Ковалёва В.В. Инвестиции: учебник. М.: «Проспект». 2005.
4. Вахрин П.И. Организация и финансирование инвестиций: Практикум. - М.: Маркетинг, 2006.
5. Глазьев С. Пути преодоления инвестиционного кризиса. Вопросы экономики №11, 2006г.
6. Жданов В.П. Организация и финансирование инвестиций. – М.: Наука, 2000.
7. Корчагин Ю.А. Инвестиционная стратегия. Р-н-Д: Феникс, 2006.
8. Литвинцев И.П. Инновационный путь развития экономики России как условие дальнейшего экономического роста // Экономические науки №4, 2007.
9. Магденко В. Что мешает иностранным инвесторам в России? // Инвестиции в России. – М., № 2, 2005.
10. Перская В. Экономическая идеология и внешнеэкономическая политика. - М.: Анкил, 2007.
11. Попков В. П., Семенов В. П. Организация и финансирование инвестиций. СПб.: Питер, 2000.
12. Романчикова О.В. К определению социально-экономической эффективности прямых иностранных инвестиций // Вопросы статистики, 2006, № 2.
13. Статистический сборник «Россия в цифрах 2009». – М.: 2009.
14. Уринсон Я. О мерах по оживлению инвестиционного процесса в России // Вопросы экономики”, №1, 2000г.
15. Филатов К. Иностранные инвестиции в экономику России // Статистическое обозрение 2007.- № 2.
16. www.gks.ru официальный сайта Федеральной службы государственной статистики
17. www.economy.gov.ru официальный сайта Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
18. www.minfin.ru официальный сайт Министерства финансов РФ
19. www.mid.ru официальный сайт Министерства иностранных дел РФ
20. www.ey.com oфициальный сайт международного консалтингового инвестиционного агентства «ErnstandYuoung»
21. portnews.ru oфициальный сайт информационного агенства PortNews
Приложение
Иностранные инвестиции в РФ в 2009 году
Данные взяты с официального сайта Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru.
По состоянию на конец 2009г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 264,6 млрд. долларов США, что на 19,9% больше по сравнению с предыдущим годом. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 51,6% (на конец 2007г. - 50,2%), доля прямых инвестиций составила 46,3% (46,7%), портфельных - 2,1% (3,1%).
В 2009г. в экономику России поступило 103,8 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 14,2% меньше, чем в 2007 году. В I квартале 2009г. поступило иностранных инвестиций 17,3 млрд. долларов США (на 29,9% меньше соответствующего периода предыдущего года), во II квартале - 29,3 млрд. долларов США (меньше на 18,0%), в III квартале - 29,2 млрд. долларов США (больше на 6,1%), в IV квартале - 28,0 млрд. долларов США (меньше на 15,2 %).
Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в 2009г. 68,0 млрд. долларов, или на 16,3% больше, чем в 2007 году. В I квартале 2009г. объем погашенных инвестиций составил 14,3 млрд.долларов США (на 18,0% меньше соответствующего периода предыдущего года), во II квартале - 20,0 млрд.долларов США (больше на 54,2%), в III квартале - 13,8 млрд. долларов США (меньше на 5,7%), в IV квартале - 19,9 млрд.долларов США (больше на 6,9%). [15]
Поступление иностранных инвестиций по типам
2009г. | Справочно2007г. в % к | ||||
млн.долларовСША | в % к | ||||
2007г. | итогу | ||||
2006г. | итогу | ||||
Инвестиции | 103769 | 85,8 | 100 | в 2,2р. | 100 |
из них: | |||||
прямые инвестиции | 27027 | 97,2 | 26,0 | в 2,0р. | 23,0 |
в том числе: | |||||
взносы в капитал | 15883 | 107,4 | 15,3 | 168,7 | 12,2 |
из них реинвестирование |
618 | 176,0 | 0,6 | 80,7 | 0,3 |
лизинг | 168 | в 2,0р. | 0,2 | 91,9 | 0,1 |
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций | 9781 | 83,9 | 9,4 | в 3,0р. | 9,7 |
прочие прямые инвестиции | 1195 | 95,1 | 1,1 | 136,4 | 1,0 |
портфельные инвестиции | 1415 | 33,7 | 1,4 | 131,8 | 3,5 |
из них акции и паи |
1126 | 27,8 | 1,1 | 140,5 | 3,4 |
прочие инвестиции | 75327 | 84,7 | 72,6 | в 2,3р. | 73,5 |
в том числе: | |||||
торговые кредиты | 16168 | 115,4 | 15,6 | 151,3 | 11,6 |
прочие кредиты | 57895 | 78,5 | 55,8 | в 2,6р. | 61,0 |
из них: | |||||
на срок до 180 дней | 6617 | 193,0 | 6,4 | 112,2 | 2,8 |
на срок свыше 180 дней | 51278 | 72,9 | 49,4 | в 2,8р. | 58,2 |
прочее | 1264 | 107,8 | 1,2 | в 2,2р. | 0,9 |
Иностранные инвестиции по видам экономической деятельностимлн. долларов США
2009г. | Накоплено на конец 2009г. |
||||
поступило | погашено (выбыло) |
Переоценкаи прочие изменения активови обязательств |
|||
всего | в % к итогу |
||||
Всего | 103769 | 67954 | -5771 | 264599 | 100 |
в том числе: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
862 | 467 | 6 | 1827 | 0,7 |
рыболовство, рыбоводство | 27 | 56 | 0,2 | 139 | 0,1 |
добыча полезных ископаемых | 12396 | 5000 | 144 | 50235 | 19,0 |
обрабатывающие производства | 33914 | 19770 | -3817 | 79254 | 30,0 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 3394 | 317 | -1375 | 4448 | 1,7 |
строительство | 3387 | 968 | 11 | 7391 | 2,8 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 23905 | 26298 | 84 | 55666 | 21,0 |
гостиницы и рестораны | 188 | 160 | 4 | 606 | 0,2 |
транспорт и связь | 4861 | 3396 | -195 | 18875 | 7,1 |
финансовая деятельность | 4977 | 3044 | 19 | 12948 | 4,9 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 15378 | 8286 | -656 | 31515 | 11,9 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 26 | 65 | 1 | 46 | 0,0 |
образование | 0,0 | 4 | 0,2 | 4 | 0,0 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 20 | 5 | 7 | 167 | 0,1 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 434 | 118 | -4 | 1478 | 0,5 |
Основные страны-инвесторы в 2009г. - Кипр, Соединенное Королевство (Великобритания), Нидерланды, Германия, Люксембург, Франция, Виргинские (Британские) острова. На долю этих стран приходилось 77,0% общего объема накопленных иностранных инвестиций, 79,4% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.
Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике Россиипо основным странам-инвестораммлн. долларов США
Накоплено на конец 2009г. | В том числе | Справочнопоступило в 2009г. | ||||
всего | в % к итогу |
прямые | портфельные | прочие | ||
Всего инвестиций | 264599 | 100 | 122392 | 5627 | 136580 | 103769 |
из них по основным странам-инвесторам | 226203 | 85,5 | 101523 | 5271 | 119409 | 83353 |
в том числе: Кипр |
56902 | 21,5 | 40732 | 1728 | 14442 | 19857 |
Нидерланды | 46346 | 17,5 | 35931 | 41 | 10374 | 14542 |
Люксембург | 34402 | 13,0 | 1217 | 273 | 32912 | 7073 |
Соединенное Королевство (Великобритания) | 30811 | 11,6 | 4647 | 2339 | 23825 | 14940 |
Германия | 17425 | 6,6 | 7275 | 26 | 10124 | 10715 |
Ирландия | 9662 | 3,7 | 480 | 0,4 | 9182 | 2903 |
Франция | 9542 | 3,6 | 1927 | 1 | 7614 | 6157 |
США | 8769 | 3,3 | 3193 | 662 | 4914 | 2773 |
Виргинские острова (Брит.) | 8267 | 3,1 | 5470 | 200 | 2597 | 3529 |
Япония | 4077 | 1,6 | 651 | 1 | 3425 | 864 |
Поступление иностранных инвестицийпо отдельным странам-инвестораммлн. долларов США
Поступило в 2009г. | В % к итогу по виду экономической деятельности | В том числе | |||
прямые | портфельные | прочие | |||
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 862 | 100 | 503 | 0,1 | 359 |
из них Кипр | 259 | 30,0 | 149 | - | 110 |
Австрия | 195 | 22,6 | 172 | - | 23 |
Япония | 143 | 16,6 | 4 | - | 139 |
Добыча полезных ископаемых | 12396 | 100 | 4979 | 98 | 7319 |
из них Нидерланды | 5784 | 46,7 | 2532 | - | 3252 |
Кипр | 1877 | 15,1 | 952 | 98 | 827 |
США | 1058 | 8,5 | 1 | - | 1057 |
из итога по добыче полезных ископаемых: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых | 9868 | 100 | 4645 | 98 | 5125 |
из них Нидерланды | 4809 | 48,7 | 2532 | - | 2277 |
Кипр | 1525 | 15,4 | 877 | 98 | 550 |
США | 1058 | 10,7 | 1 | - | 1057 |
Обрабатывающие производства | 33914 | 100 | 5918 | 229 | 27767 |
из них Германия | 5051 | 14,9 | 1032 | 31 | 3988 |
Соединенное Королевство (Великобритания) | 4731 | 13,9 | 526 | 21 | 4184 |
Нидерланды | 3385 | 10,0 | 296 | - | 3089 |
из итога по обрабатывающим производствам: производство пищевых продуктов, включая напитки и табака | 3974 | 100 | 1060 | 33 | 2881 |
из них Кипр | 822 | 20,7 | 333 | 0,2 | 489 |
Люксембург | 782 | 19,7 | 0,5 | - | 781 |
Германия | 566 | 14,3 | 259 | - | 307 |
Нидерланды | 559 | 14,1 | 65 | - | 494 |
обработка древесины и производство изделий из дерева | 812 | 100 | 566 | 0,0 | 246 |
из них Финляндия | 213 | 26,3 | 177 | - | 36 |
Польша | 89 | 10,9 | 89 | - | 0,1 |
производство кокса и нефтепродуктов | 3272 | 100 | 15 | 26 | 3231 |
из них Соединенное Королевство (Великобритания) | 1034 | 31,6 | - | 20 | 1014 |
Беларусь | 946 | 28,9 | - | - | 946 |
Нидерланды | 502 | 15,3 | - | - | 502 |
химическое производство | 2518 | 100 | 324 | 7 | 2187 |
из них Швейцария | 1151 | 45,7 | 104 | 0,4 | 1047 |
Нидерланды | 611 | 24,3 | 94 | - | 517 |
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий | 14499 | 100 | 782 | 62 | 13655 |
из них Германия | 2404 | 16,6 | 98 | 0,0 | 2306 |
Соединенное Королевство (Великобритания) | 2246 | 15,5 | 32 | 0,3 | 2214 |
Франция | 2163 | 14,9 | 15 | - | 2148 |
Люксембург | 1951 | 13,5 | 0 | 0,1 | 1951 |
Нидерланды | 1611 | 11,1 | 70 | - | 1541 |
Кипр | 1471 | 10,1 | 25 | 2 | 1444 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 3394 | 100 | 2332 | 813 | 249 |
из них Нидерланды | 2143 | 63,2 | 2143 | - | - |
Кипр | 589 | 17,3 | 183 | 405 | 1 |
Соединенное Королевство (Великобритания) | 350 | 10,3 | 3 | 145 | 202 |
Строительство | 3387 | 100 | 958 | 1 | 2428 |
из них Кипр | 1183 | 34,9 | 447 | 0,2 | 736 |
Франция | 1156 | 34,1 | 31 | - | 1125 |
Финляндия | 418 | 12,3 | 334 | - | 84 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 23905 | 100 | 3994 | 25 | 19886 |
из них: | |||||
Соединенное Королевство (Великобритания) | 5846 | 24,5 | 159 | 0,1 | 5687 |
Кипр | 4278 | 17,9 | 328 | 25 | 3925 |
Германия | 3563 | 14,9 | 2352 | 0,1 | 1211 |
Люксембург | 2431 | 10,2 | 25 | 0,0 | 2406 |
Транспорт и связь | 4861 | 100 | 1282 | 14 | 3565 |
из них Ирландия | 1838 | 37,8 | 188 | - | 1650 |
Кипр | 718 | 14,8 | 183 | 11 | 524 |
Германия | 494 | 10,2 | 15 | 0,0 | 479 |
из итога по транспорту и связи связь |
1320 | 100 | 126 | 2 | 1192 |
из них Германия | 383 | 29,0 | - | - | 383 |
Люксембург | 198 | 15,0 | - | 1 | 197 |
Кипр | 189 | 14,3 | 2 | 0,3 | 187 |
Швеция | 157 | 11,9 | 11 | - | 146 |
Соединенное Королевство (Великобритания)Австрия | 138 | 10,5 | - | 0,0 | 138 |
Финансовая деятельность | 4977 | 100 | 1713 | 33 | 3231 |
из нихКипр | 1663 | 33,4 | 533 | - | 1130 |
Ирландия | 543 | 10,9 | - | - | 543 |
Швеция | 464 | 9,3 | 4 | - | 460 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 15378 | 100 | 5043 | 200 | 10135 |
из них Кипр | 6131 | 39,9 | 3094 | 193 | 2844 |
Соединенное Королевство (Великобритания) | 2649 | 17,2 | 178 | 0,3 | 2471 |
Франция | 1319 | 8,6 | 69 | - | 1250 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 434 | 100 | 212 | 0,0 | 222 |
из них США | 241 | 55,5 | 80 | - | 161 |
Виргинские о-ва (Брит.) | 66 | 15,2 | 66 | - | - |
Кипр | 52 | 11,9 | 40 | - | 12 |
__________________ 1) Информация приводится по видам экономической деятельности, в которые осуществлены наиболее крупные иностранные инвестиции. |
Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец 2009г. составил 53,8 млрд. долларов США. В 2009г. из России за рубеж направлено 114,3 млрд. долларов США иностранных инвестиций, или на 53,1% больше, чем в 2007году. Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 103,2 млрд. долларов США, или на 76,3% больше, чем в 2007 году.
Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом млн. долларов США
Накоплено на конец 2009г. | В том числе | Справочно направлено в 2009г. | ||||
всего | в % к итогу | прямые | портфельные | прочие | ||
Всего инвестиций | 53759 | 100 | 32108 | 2823 | 18828 | 114284 |
из них в страны - крупнейшие получатели инвестиций | 48511 | 90,2 | 30457 | 1801 | 16253 | 92501 |
в том числе: Кипр | 15679 | 29,2 | 9994 | 115 | 5570 | 15519 |
Нидерланды | 11219 | 20,9 | 9787 | 40 | 1392 | 8368 |
Виргинские о-ва (Брит.) | 6405 | 11,9 | 1453 | 1163 | 3789 | 1995 |
США | 5454 | 10,1 | 4669 | - | 785 | 5262 |
Германия | 2824 | 5,2 | 513 | 0,0 | 2311 | 1431 |
Швейцария | 2777 | 5,2 | 1189 | 0,1 | 1588 | 45994 |
Беларусь | 1505 | 2,8 | 1323 | 0,1 | 182 | 5946 |
Украина | 1098 | 2,0 | 123 | 463 | 512 | 2398 |
Соединенное Королевство (Великобритания) | 873 | 1,6 | 730 | 20 | 123 | 5143 |
Армения | 677 | 1,3 | 676 | 0,0 | 1 | 445 |