Антикризисное государственное управление в странах с развитой рыночной экономикой
СОДЕРЖАНИЕ: Антикризисное государственное управление в странах с развитой рыночной экономикой Антикризисные аспекты государственного управления экономикой в различных странах выражаются в разных формах. В США, например, это проявляется в совершенствовании законодательства в области занятости, увеличении рабочих мест, особенно для молодежи, разработке региональных структурных программ и др.Антикризисное государственное управление в странах с
развитой рыночной экономикой
Антикризисные аспекты государственного управления экономикой в различных странах выражаются в разных формах. В США, например, это проявляется в совершенствовании законодательства в области занятости, увеличении рабочих мест, особенно для молодежи, разработке региональных структурных программ и др. Так, в параграфе 310 гл. 58 Свода законов США указывается, что эффективные мероприятия правительства должны включать специально разработанные программы по снижению высокого уровня безработицы, по уменьшению структурной безработицы в отдельных регионах и среди отдельных групп работников; уделять должное внимание увеличению роли экспорта и улучшению международной конкурентоспособности сельского хозяйства, промышленности и автомобилестроения.
В США законодательно закреплена (параграф 311 того же Свода законов) антициклическая политика по вопросам занятости. В рамках ее проведения предусматриваются ускоренное финансирование государством строительных работ, увеличение занятости в госсекторе, увеличение размеров и продолжительности страховых выплат по безработице, профессиональное обучение в частном и государственном секторах как мера общего оздоровления экономики и как дополнение к страхованию по безработице. Эта политика включает также реализацию программ обеспечения молодежи рабочими местами и программ развития, нацеленных на создание рабочих мест в отраслях, имеющих важное значение для штатов, населенных пунктов (включая сельские районы) и для страны в целом.
По мнению Конгресса США, на молодежь приходится большая доля имеющихся в стране безработных, и это в значительной степени способствует росту преступности, алкоголизма, наркомании и т. п.
При выработке мероприятий и программ по обеспечению работой молодежи американские законодатели предлагают правительству предусмотреть решение таких задач, как разработка практических методов сочетания работы с профессиональным обучением, стимулирование частного предпринимательства, практики получения профессионального образования без отрыва от производства.
Вторым важным направлением совершенствования антикризисного государственного управления в США является всесторонняя научно обоснованная координация усилий различных государственных ведомств по разработке и проведению экономической политики. В этих целях в 1984 г. создан Президентский совет по совершенствованию управления. Его важнейшей задачей является выработка решения проблем, встающих перед госаппаратом. В его деятельности выделяются следующие приоритетные направления:
· совершенствование управления финансовыми ресурсами;
· рационализация управленческих инструментов и процедур;
· координация деятельности генеральных инспекторов;
· усилия различных ведомств по сокращению числа преступлений и др.
Следует отметить, что антикризисное государственное управление значительно усиливается в периоды экстремального развития — от усиления государственного контроля над отраслями и предприятиями в период кризиса до централизованного администрирования в сферах производства и распределения продукции.
Например, в Японии в послевоенные годы экономический механизм характеризовался прямым государственным управлением подавляющего большинства отраслей и предприятий, системой фондового распределения, жесткого регулирования процессов обращения, ценообразования, политики доходов.
Усилия государственной экономической политики Японии того периода были направлены прежде всего на создание условий для рыночной конкуренции. В 1947 г. были приняты законы о ликвидации избыточной концентрации экономической мощи, о реорганизации фирм, о частных предпринимательских организациях. В последующие годы (1949—1950 гг.) продолжилась активная политика государства по демонополизации экономики, и лишь после достижения некоторых устойчивых позитивных изменений в этом направлении поэтапно отменяется государственное регулирование цен.
Волна резких перемен в японском управлении была связана с ускоренным освоением методов американского менеджмента в период после окончания второй мировой войны. Инициатива в изучении и внедрении американских методов управления исходила как от японских государственных органов, так и от американской администрации оккупационных войск. В 1950 г. Министерство труда Японии взяло на вооружение американскую систему «подготовки образцовых мастеров». Методы подготовки аудиторов-японцев, использовавшиеся дальневосточным штабом ВВС США, были заимствованы японским Министерством внешней торговли и промышленности для организации курса по «подготовке администрации», повышению квалификации управляющих.
Серьезную проблему для японского бизнеса в тот период представляло неудовлетворительное качество японских товаров. По инициативе Министерства внешней торговли и промышленности в 1950 г. в Японию был приглашен известный специалист в этой области профессор Э. Дёминг, который заявил японским предпринимателям, что «японское качество может стать лучшим в мире вместо худшего». Как известно, эти слова Дёминга стали пророческими.
В ряде стран государственные органы разрабатывают программы приватизации и их осуществление рассматривается как превентивные антикризисные меры, направленные на предотвращение или выход из кризиса отдельных предприятий и даже целых отраслей экономики. Цель такой приватизации — поиск новых, более совершенных структур предприятий, повышение их конкурентоспособности и эффективности.
Приватизация в каждой стране имеет свои особенности. Так, характерной чертой приватизации в Великобритании является постепенность, в Германии — осторожность, в Италии — ярко выраженный прагматизм. В Чешской Республике приватизация имела главную цель — уменьшить долю государства во владении собственностью и довести удельный вес государственной собственности до 10-15%.
В целом развитые страны Запада рассматривают приватизацию как средство создания смешанной экономики.
По мнению западных экономистов, смешанные предприятия в настоящее время признаны наиболее конкурентоспособными, наиболее гибкими, в то же время для большинства государственных предприятий во всех странах характерна низкая эффективность в результате издержек на единицу продукции. Как правило, государственные предприятия рассматриваются как инструмент экономической и социальной политики, а не как коммерческие предприятия.
В странах с развитой рыночной экономикой приватизация принимает следующие формы:
· продажа государственных предприятий частным инвесторам — физическим и юридическим лицам;
· создание совместных предприятий с долевым участием частного капитала;
· продажа части акций предприятий, являющихся государственной собственностью.
Приватизация в этих странах, как правило, осуществляется поэтапно: сначала предприятие подвергается санации (оздоровлению), затем оценивается экспертом-оценщиком и только потом продается частному капиталу. Такая последовательность позволяет максимизировать выручку от приватизации предприятия.
В Чешской Республике приватизация проходила в двух формах — малая приватизация и большая. Малая приватизация затрагивала предприятия сферы розничной торговли, бытового обслуживания, предприятия общественного питания и других подобных предприятий. Экономический и социальный эффект — стабилизация положения на крупных предприятиях, рассасывание безработицы, сохранение и даже увеличение рабочих мест.
Большая приватизация государственных промышленных предприятий осуществляется в два этапа. Первый этап проводится Министерством управления народным имуществом и приватизации. В его ходе осуществляются разработка, обсуждение и утверждение проектов приватизации. Второй этап связан с реализацией принятых проектов приватизации. Его проводит Фонд народного имущества. До конца 1993 г. Фондом было принято для реализации 7533 предприятия с разными формами приватизации: 23,6% — преобразование в акционерные общества; 30,8% — бесплатная передача населенным пунктам; 8,0% — общественные аукционы; 22,3% — прямые продажи; 6,7% — торги; 9,8% — реституции.
В Чехии в процессе приватизации активное участие принимали иностранные фирмы. Большой объем иностранных инвестиций приходился на фирмы Германии (31,2%), США (27,8%), Франции (12,7%), Бельгии (7,2%), Австрии (6,2%). Иностранных инвесторов предприятия Чехии привлекают относительно невысоким страновым риском, сравнительно высоким уровнем квалификации рабочей силы, более низкими затратами на заработную плату и материалы.
Итак, в странах с развитой рыночной экономикой накоплен богатый опыт как предотвращения, так и преодоления кризисных ситуаций на макро- и микроуровнях. Конечно, исторические и социально-экономические условия возникновения, развития различных типов кризисов в России и других странах по многим позициям не совпадают. Но это обстоятельство не умаляет необходимости тщательного изучения этого опыта и вдумчивого, творческого подхода к его применению в процессе управления хозяйственными организациями разного уровня.
Кризисные ситуации в экономике, неплатежеспособность и несостоятельность субъектов предпринимательства, приводят, прежде всего, к утрате вещных прав на имущество, на которое может быть наложено взыскание, в первую очередь, права собственности. Кризисный частный бизнес продается без государственного участия, государственный – с участием государственного собственника.
Отношение к социально-экономическим правам, прежде всего, к праву собственности, в различных странах неодинаково. Особое значение ему придается в государствах с переходной экономикой. В конституциях капиталистических государств это право чередуется наряду с другими правами. В ряде стран (Испания, Индия, Нигерия, Филлипины и др.) положения о праве собственности включены в разделы о директивных принципах политики государства и рассматриваются не как субъективные права, защищаемые судом, а лишь как ориентир для деятельности правительств. В конституциях зарубежных стран речь идет, в основном, об отношениях собственности, обеспечивающих жизненные потребности человека.
Государственно - монополистическое регулирование, государственное вмешательство в экономику происходит в кризисных ситуациях (в т.ч., во время войны) или при осуществлении крупных государственных работ. Капиталистическая частная собственность - основа национальной экономики большинства зарубежных стран.
В условиях экономического спада или кризиса правительства США и западноевропейских стран пытаются изменить ситуацию путем усиления государственного вмешательства в экономику, что естественно, при водит к увеличению государственных расходов и повышению доли ВНП, перераспределяемого через бюджет.
Увеличение правительственных расходов на управление экономикой сопровождается образованием дефицита бюджета и государственного долга. Либepaльнaя концепция монетаризма в США не предусматривает прямого вмешательства государства в экономику, а предусматривает лишь широкую государственную поддержку частного предпринимательства и рынка. В этом заключается государственное регулирование экономики в кризисных ситуациях.
Собственность крупных нефтяных, металлургических, автомобильных и иных компаний не «привязана» к определенным отраслям, анонимна в связи с использованием промежуточных финансовых институтов, владеющих акциями и распространяется на экономический потенциал национальных масштабов.
В Японии сложились сильные традиции вмешательства государства в экономику, в т.ч. посредством индикативного планирования.
В настоящее время в Японии государственное вмешательство наблюдается по многим направлениям:
· экономический рост и его темпы,
· структура промышленного производства,
· образование и наука,
· занятость и взаимоотношения труда и капитала,
· кредит и денежное обращение,
· ценообразование,
· внешнеэкономические связи,
· отраслевая структура,
· размещение производств,
· стимулирование инвестиций.
Развивается и поддерживается государством как крупный, так и мелкий бизнес.
Хозяйственные трудности преодолеваются при активной поддержке государства, использующего для этого фискальную и кредито - финансовую политику, а также меры прямого административного воздействия. Положительное влияние на экономику Японии оказал процесс приватизации неэффективных (в т.ч. неплатежеспособных и банкротов) государственных предприятий, которые даже в лучшие времена не достигали среднего уровня эффективности частного сектора.
Уникальным ресурсом японской экономики были и остаются сбережения предприятий и граждан, позволившие осуществить накопление и обновление капитала.
В структурной политике Европейского союза превалирует селективный подход, направленный на стимулирование деятельности конкретных компаний. Он состоит в том, что только частный бизнес может эффективно решать вопросы подъема депрессивных регионов и предприятий, причем не путем строительства крупных промышленных предприятий, а главным образом посредством создания малых и средних предприятий передовых отраслей.
Главной особенностью экономики Франции является значительный удельный вес государственного сектора в акционерной форме. Акции являются государственными непосредственно либо опосредованно - через финансовые институты. Государственные компании действуют преимущественно в автомобилестроении, авиакосмической, электронной, химической, нефтегазовой промышленности, черной металлургии, т.е. в отраслях имеющих ключевой значение для экономики страны:
• 446 государственных компаний - в промышленности (черной и цветной металлургии, химии машиностроении;
• 194 государственных компании - в транспорте и связи,
• 32 - в энергетике,
• 280 - в финансовой сфере.
Отличительной чертой экономики Франции является система государственного регулирования, включая индикативное (договорное) планирование на национальном уровне (например, по договорам концессии).
Приватизация в Великобритании проводилась исключительно на принципах платности и посредством торгов, с использованием различных форм административного регулирования. Особенность английской экономической политики - сдерживание производства, особенно при обострении проблем платежного баланса страны.
При рассмотрении вопросов государственного регулирования в скандинавских странах, необходимо различать государственную собственность и государственный сектор.
Доля госсобственности значительна только в Финляндии. Госсектор значителен во всех скандинавских странах.
Занятость в государственном секторе экономики скандинавских стран наиболее высока среди развитых стран: Швеция -32%; Норвегия и Дания - около 30%, Финляндия - 25%.
Государство в странах Скандинавии активно представлено в следующих сферах - образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, рынок труда и др. Помимо прямого участия государства в экономике, существуют косвенные методы регулирования с помощью мер кредитно - финансовой политики.
В азиатских странах масштабы участия государства в организации и управлении промышленностью, как правило, значительны. Формы и методы государственного вмешательства в экономику изменяются в зависимости от эволюции стратегии экономического развития. Тесная связь бизнеса и государственного аппарата имеет как позитивное, так и негативное воздействие на национальную экономику (пример Японии и Южной Кореи - в меньшей степени, пример Индии - в большей).
В экономической политике стран Латинской Америки до начала 80-х годов преобладало традиционное значительное государственное вмешательство в экономику.
На современном этапе развития преобладают либеральные рыночные системы с косвенным участием государства (в основном финансовые и фискальные) в экономическом регулировании. В Латинской Америке существенно сокращена доля государственного сектора, возросла степень открытости экономики.
Масштабная приватизация государственной собственности проведена в большинстве латиноамериканских стран (Чили, Аргентина, Бразилия и др.).
В Бразилии осуществлена приватизация в нефтяной промышленности, электроэнергетики. Тем не менее, государственные предприятия в начале 90-х годов доминировали в базовых отраслях: горнодобывающих, нефтехимии, металлургии, химии и фармацевтической промышленности.
В 1997 г. Бразилия вышла на первое место в мире по продаже госсобственности. Тем не менее, государственные предприятия занимают ведущее место среди крупнейших компаний Бразилии.
В Мексике проведена распродажа убыточных государственных предприятий. В программу приватизации включены крупнейшие предприятий горнорудной промышленности, черной металлургии, авиационного транспорта, принадлежавшие как федеральному правительству, так и местным органам власти. (Только за период 1990 -1994 гг. в латиноамериканских странах приватизировано 694 предприятия).
В государственной экономической политике стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) взят курс на разгосударствление и приватизацию государственной собственности, формирование свободных товаропроизводителей, которые являются собственниками не только производимой и продаваемой продукции, но и средств производства.
Тенденция развития – paзнообразие форм собственности.
Важным моментом является то, что государства Центральной и Восточной Европы четко определили границы приватизации, обозначив ту часть собственности, которая остается в руках государства.
Статус государственной собственности сохранили железные дороги, почта, телеграф, и некоторые другие предприятия, имеющие общественное значение.
В странах ЦВЕ имеет место процесс «реприватизации». Также развивается, в различной степени, процесс передачи собственности работникам предприятий.
Мировой опыт показывает, что собственность используется наиболее эффективно в тех странах, где степень либерализации хозяйственной деятельности выше, если это сочетается с высокой эффективностью государственных институтов, а также активной государственной поддержкой предпринимательства и политикой поощрения конкуренции на внутреннем рынке.