Диагностика и формирование коммуникативной компетентности учащихся

СОДЕРЖАНИЕ: Глава 2. 1 «в» класса МОУ СОШ №34 §1. Организация базы исследования Цель: На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования создать и апробировать программу диагностики и формирования коммуникативной компетентности учащихся 1 «в» класса.

Глава 2. Диагностика и формирование коммуникативной компетентности учащихся 1 «в» класса МОУ СОШ №34

§1. Организация базы исследования

Цель : На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования создать и апробировать программу диагностики и формирования коммуникативной компетентности учащихся 1 «в» класса.

Гипотеза : Если учитель начальных классов в учебно-воспитательном процессе создает систему общения, направленную на развитие коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста, то это способствует нейтрализации признаков отклонения в поведении в частности неустойчивости поведения и агрессивности.

Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №34 г. Тверь февраль-март 2011 г.

Задачами нашего исследования являются:

1. Изучить уровень развития коммуникативной компетентности учащихся данного класса.

2. Создать и апробировать программу диагностики и формирования уровня коммуникативной компетентности у учащихся с проявлениями агрессивности и неустойчивости поведения.

3. Провести сравнительный анализ полученных результатов и интерпретировать их.

Программа исследования

Этап исследования Цель этапа Используемые методики Задачи используемых методик
Констатирующий этап Определить уровень развития (сформированности) изучаемого явления, а также причины, вызывающие нарушения. Социометрия ( Р.В.Овчарова)

Выявление «социометрических позиций», то есть соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказывается лидер группы и «отвергнутый».

Сформировать экспериментальную группу.

Беседа с учителем. Сформировать экспериментальную группу.
Тест «Потребность в общении» Диагностика потребности в общении

Опросник «Узнай себя»

Подласый И.П.

Составить представление наклонностях детей.

Наблюдение «Ребенок глазами взрослого»

Платонова Н.М.

Формирующий этап Разработать и апробировать программу, обеспечивающую устранение причин несформированности коммуникативных навыков.

Игровая психокоррекция трудностей общения младших школьников (Р.В. Овчаровой)

Реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками.

1) Игра «жмурки»

Создание положительного

эмоционального фона , устранение страхов, повышение уверенности в себе.

2)Игра «жучек»

Раскрытие Групповых отношений.

3) Игра «Ассоциации»

Воспитать Наблюдательность, воображение, умение Жестами изобразить другого человека.

4)Игра «Страшные сказки»

Развить смелость, уверенность в себе, снимается тревога.

5) Спортивная игра «Турнир»

Воспитывать произвольный контроль, корректировать аффективное поведение, развивать смелость, уверенность в себе,.

6) Игра «День рождения»

Для сплочения группы детям дается возможность показывать все обиды, снять разочарования.

7) Игра «Путаница»

Поддержать групповое единство

8)Игра «Мальчик (давочка) – наоборот

Развить произвольный контроль за своими действиями, снимается двигательная расторможенность, негативизм.

Коммуникативная беседа на тему: «

Контрольный

Этап. Сравнительный анализ результатов, полученных на констатирующем и формирующем этапах.

Сделать вывод об эффективности предпринятых мер(объяснить эффективность/неэффективность исходя из гипотезы) Социометрия (Р. В. Овчарова) Выявление «социометрических позиций», то есть соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказывается лидер группы и «отвергнутый».

Наблюдение

«Ребенок глазами взрослого»

Платонова Н.М.

Пронаблюдять изменение уровеня проявления такого параметра как агрессия

Характеристика 1 «в» класса .

Состав класса: мальчиков –16, девочек – 7

Ребята активно участвуют в жизни школы, в различных межшкольных мероприятиях. Это все благодаря активности детей-лидеров, сплоченности коллектива и работе классного руководителя..

Мотивация учения в классе: Большая часть учащихся старается запоминать новый материал, накапливать знания, применять их в своей практической деятельности.

Успеваемость: в классе большинство учащихся - «хорошисты», но есть ученики, которые вот-вот станут отличниками, если исправят некоторые предметы, это: Соня П., Соня Н., Сергей С., Даниил Л. Есть ученики, которые по предметам имеют оценки ниже 4 баллов, это: Валерия Ю., Леонид В., Даниил Г.

Дисциплина: класс очень активный, можно сказать «непоседы». На уроках учеников очень тяжело успокоить, они не всегда настраиваются на рабочий лад, ждут перемены, не хотят сидеть по рассадке классного руководителя. Но уже через 5-7 минут дети активно принимают участие на уроке, обсуждая пройденный материал и при изучении новой темы. Учащиеся с проявлениями признаков отклоняющегося поведения часто нарушают общую дисциплину в классе, это такие учащиеся как Валерия Ю., Даниил Г., Андрей Б. Имеют место конфликты с одноклассниками. Валерия Ю. часто грубит учителю.

Отношение к учению: Валерия Ю. и Илья М. не добросовестно готовятся к урокам. Но есть в классе и ученики, которые «открыв рот» слушают новую информацию. В целом, в классе, если создать благоприятную обстановку, а главное интересно преподносить новый материал, то ученики не будут отвлекаться на посторонние вещи и предметы. Андрей Б.. Илья М. и Даниил Г. зачастую не выполняют домашнее задание, не могут внятно объяснить причину своего неприлежного учения.

Интересы: ученики имеют схожие интересы. Большинство слушает одну и ту же музыку, увлекается похожими фильмами и телепередачами. Особенно активно дети обсуждают новые модели мобильных телефонов. Илья М, Даниил Г. Зачастую не разделяют общих интересов класса, на этой почве нередко возникают конфликты с другими учащимися.

Мотивация трудовой деятельности: Половина класса активно участвует. Добросовестно следят за чистотой своего кабинета. Помогают учителю в уходе за цветами.

Характер выполнения работы: Большая часть класса добросовестно относ ится к своей работе. При уборке территории не оставляют мусора и листьев.

В свободное от учебы время каждый ученик находит себе занятие. Сергей С., Данил Л., Ярослав С., Валим Л., Сергей М. посещает кружки при школе. София П. и Анна М. занимаются в музыкальных школах и т.д.

Актив класса находится в дружеских отношениях со своими одноклассниками, но с Ярославом С и Ильей М. отношения складываются не лучшим образом.

Неофициальным лидером можно назвать Вадима Ли и Сергея Михеева . Но их влияние на одноклассников временное, можно сказать носит эпизодический характер.

§2. Констатирующий этап. Диагностика уровня развития коммуникативной компетентности учащихся в общении и деятельности

Цель: провести диагностику уровня коммуникативной компетентности учащихся 1 «в» класса.

Задачи:

1. На основе изученной литературы по теме разработать и апробировать программу диагностики и развития коммуникативных компетенций младших школьников.

2. Выделить на основе проведенных методик экспериментальную группу.

3. Провести диагностику проявлений агрессивности и неустойчивости поведения.

4. Интерпретировать результаты исследования.

С целью проводимого исследования нами была проанализирована внеучебная деятельность данного класса, проводимая по плану классного руководителя. В классе внеучебная работа разнообразна и ярка; включает общешкольные мероприятия, работу с родителями (совместные поездки в походы, участие в организации воспитательных мероприятий), мероприятия проводимые в классе (поездки, экскурсии, дни здоровья, изготовление поздравлений и открыток, спортивные соревнования и др.). Но почти отсутствуют, игры, напрвленные на формирование коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте.

Методика диагностики межличностных отношений и межгрупповых отношений (социометрия) Р.В. Овчаровой выбрана не случайно. Целью применения данной методики было выявление «социометрических позиций», то есть соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказывается лидер группы и «отвергнутый».

Мы провели беседу с учителем, целью которой было выяснить, какой климат в классном коллективе, кто является лидером, а кто аутсайдером. Выделили экспериментальную группу.

Также нами были проведены диагностические тесты на определение потребности в общении, на изучение коммуникативных умений учащихся, анкетирование на выявление агрессивности учащихся экспериментальной группы.

Результаты исследования и их интерпретация

2.1 Социометрия.

Цель: Выявить социометрические позиции младших школьников.

Учащимся был задан вопрос: «Кого бы из класса ты пригласил на день рождения?».

Ученик мог выбрать любых одноклассников. Все выборы учащихся занесены в таблицу 1. (Приложение 1).

1) Высчитываем промежуточный коэффициент K:

K=a/N

Где a-число сделанных выборов всеми членами группы.

N-число человек, получивших хотя бы один выбор.

K=116/22=5.2

2) Рассчитываем социометрический индекс каждого члена группы:

– лидеры имеют число выборов больше чем 2*K (в данном случае больше, чем 10.4 ) таких учащихся не оказалось

- Предпочитаемые имеют выборов больше, чем K, и до 2*K включительно. ( это Даниил Л., Анна М., Вадим Л., Дмитрий М., Сергей М., Софья П., София Н., Арина С., Светлана Т., Александр Б.)

- Принятые имеют выборов больше чем, K/2 и до K включительно (в данном случае больше, чем 2.6 и до 5.2. Это Владислав Б., Леонид В., Артем Г., Матвей Г., Данила К., Дарья П., Сергей С., Никита Х.).

- Пренебрегаемые имеют выборов от одного до K/2 (Андрей Б., Даниил Г., Илья М., Ярослав С.)

- Отверженные не имеют ни одного выбора. (Валерия Ю.).

2.2 Протокол беседы с учителем

- Как давно работаете учителем с классом и насколько знаете его?

Учитель – Я веду данный класс с самого начала. Уже успела довольно хорошо изучить его.

- Как относятся учащиеся друг к другу?

Учитель – В целом в классе сложилась дружественная атмосфера. Несколько учащихся не сумели найти общий язык с остальными ребятами. Это Валерия Ю., Даниил Г., Илья М., Ярослав С..

- Как Вы думаете в чем причина?

Учитель – Валерия часто грубит одноклассникам, может ударить обидчика. Даниил и Илья не имеют общих интересов с остальными ребятами, держатся отдельно от класса.

- Каков актив класса: кто входит в его состав, насколько авторитетны его члены, каковы взаимоотношения учителя с активом, кто из ребят помогает лучше других, кто вызывает тревогу, почему?

Учитель – Вадим Ли очень популярный мальчик, он со всеми находит общий язык. Также очень коммуникабельные девочки, Соня Пасынкова, Соня Новикова. Эти учащиеся охотно мне помогают. Тревогу вызывает у меня Андрей Бабаян. Ребенок агрессивно настроен к окружающим его детям, часто ввязывается в драки. На помощь со стороны одноклассников реагирует агрессивно. В классных делах не принимает никакого участия, не выполняет поручения.

- Есть ли традиции в коллективе?

Учитель - Да, конечно есть. У детей принято на день рождения рисовать друг другу открытки. Именинник угощает всех конфетами.

- Привлекает ли учитель родителей учащихся к своей работе?

Учитель – Я стараюсь активнее сотрудничать с родителями. Они часто помогают мне организовать внеучебную деятельность.

- Как родители реагируют на неудачи учащихся в школе?

Учитель – Родители всех учащихся интересуются успеваемостью своих детей. Часто спрашивают у меня советы по воздействию на ребенка.

- данные социометрии показали, что низкий статус имеет Ярослав. Как вы думаете в чем причина?

Учитель – Ярослав учится в нашем классе не с самого начала. Я думаю, что ребенок не успел адаптироваться к атмосфере данного класса. Не смог наладить общение.

- Спасибо за беседу.

На основе социометрических данных и беседы с учителем нами была выделена экспериментальная группа. В нее вошли учащиеся с низким социальным статусом. Это Андрей Б., Даниил Г., Илья М.. Валерия Ю., Ярослав С.

2.3 Тест потребность в общении. (Автор Елисеев О.П.)

Целью данного теста является диагностика потребности младшего школьника в общении.

Учащимся раздали бланки, содержащие 33 вопроса. Необходимо было ответить «да» или «нет» на предложенные вопросы. Ответы учащихся занесены в таблицу 2 (приложение 2). В результате проведения теста мы получили следующие результаты:

Андрей Б. -18 баллов. Отсутствует склонность проявлять участие.Отсутствует способность отказаться от собственных удобств ради других

Даниил Г. – 18 баллов. Отсутствует стремление помогать другим. Не стремиться наладить хорошие отношения с окружающими.

Илья М. – 18 баллов. Не способен простить проступок ради восстановления хороших отношений. Первым начинает конфликт.

Валерия Ю. – 15 баллов. Не любит участвовать в совместных мероприятиях, целью которых является установление хорошего настроения и теплых взаимоотношений. Нет стремления установить добрые отношения со многими людьми

Ярослав С. – 15 баллов. Учащийся не стремиться к поддержанию хороших отношений с одноклассниками. Отсутствует стремление помогать другим.

В ходе проведения теста нами выявлено, что у учащихся экспериментальной группе низкая потребность в общении. Это проявляется в нежелании данных учащихся устанавливать дружеские отношения со сверстниками, нет стремления участвовать в совместных играх и мероприятиях.

2.4 Наблюдение « Ребенок глазами взрослого »

( схема наблюдения из пособия Платоновой Н.М.)

Цель - выявить насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка.

В протоколе наблюдения мы обозначали, в какой степени проявляются агрессивные реакции у ребенка. (Приложение 3)

Андрей Б. – 72 балла

Даниил Г. – 86 баллов

Илья М. – 100 баллов

Валерия Ю. – 66 баллов

Ярослав С. – 35 баллов

В ходе наблюдения мы выяснили, что Андрей Б., Даниил Г., Илья М., Валерия Ю. проявляют агрессивность. У учащихся есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; учащимся требуется помощь в овладении собственным поведением.

2.5 Опросник « Узнай себя » ( автор И.П. Подласый)

Целью проведения опроса является составление представления об агрессивных наклонностях детей.

Учащимся предлагается тест. Состоящий из 10 вопросов, за ответ «да» присваивается 1 балл, за отрицательный ответ – о баллов.

Ответы учащихся занесены в таблицу 3. (Приложение 4)

Андрей Б. – 5 баллов (средний уровень агрессивности.)

Даниил Г. – 4 балла (уровень агрессивности ниже среднего)

Илья М. – 2 балла (низкий уровень агрессивности)

Валерия Ю. – 1 балл (низкий уровень агрессивности)

Ярослав С. – 2 балла (низкий уровень агрессивности.)

Выводы

В ходе наблюдения мы выяснили, что у детей экспериментальной группы, слабо сформированы коммуникативные навыки, дети часто проявляют агрессию к сверстникам, мало испытывают потребности в общении. Необходимо включить учащихся в совместную деятельность, где они научаться терпимее относится друг к другу.

§ 3. Формирующий этап. Формирование коммуникативной компетентности у учащихся экспериментальной группы.

Цель: Сформировать Необходимые коммуникативные компетенции в коллективе младших школьников.

Задачи:

1. На основе данных, полученных на констатирующем этапе составить и апробировать программу формирования коммуникативной компетентности у учащихся экспериментальной группы.

2. Провести программу формирования коммуникативной компетентности в коллективе младших школьников.

Дата

Цель

Место

Задания, упражнения, игры

Количество

времени

10.02.11

· формировать у детей нравственное представление о “вежливости”.

· воспитывать умение использовать вежливые формы обращения в общении с людьми.

· воспитывать умение сопоставлять собственное мнение о своих качествах с мнением окружающих людей.

Кабинет. Урок литературного чтения. Урок вежливости 45 минут
11.02.11 Сплочение группы Рекреация Игра «День рождения»

10 минут

21.02.11 Поддержать групповое единство Рекреация Игра «Путаница» 5 минут
22.02.11 Развить произвольный контроль за своими действиями, снять двигательную расторможенность, негативизм Рекреация Игра «Мальчик (девочка) - наоборот 10 минут
24.02.11 Воспитать произвольный контроль, корректировать аффективное поведение, развивать смелость, уверенность в себе Спортивный зал. Урок физкультуры Спортивная игра « Турнир» 20 минут
25.02.11 Развивать смелость, уверенность в себе, снять тревожность Кабинет Игра « Страшные сказки» 30 минут
28.02.11 Воспитывать наблюдательность, воображение, умение жестами изобразить человека Рекреация Игра « Ассоциации» 10 минут
01.04.11 Создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе Спортивный зал. Урок физкультуры Игра «Жмурки» 20 минут
02.03.11 Раскрытие групповых отношений Кабинет Игра «Жучек» 5 минут

На данном этапе мы использовали элементы программыигровой психокоррекции трудностей общения у младших школьников Р.В. Овчаровой. (приложение 5). Так же нами была проведена беседа на тему «Вежливость».(Приложение 6). Цели беседы:

• формировать у детей нравственное представление о “вежливости”.

• воспитывать умение использовать вежливые формы обращения в общении с людьми.

• воспитывать умение сопоставлять собственное мнение о своих качествах с мнением окружающих людей.

Цель программы: устранение искажений эмоционального ре­агирования и стереотипов поведения, реконструкция полноцен­ных контактов ребенка со сверстниками.

Задачи программы:

1.Развитие внутренней активности детей.

2. Формирование социального доверия.

3. Обучение умению самостоятельно решать проблемы.

4. Формирование адекватной самооценки детей.

5. Развитие социальных эмоций.

6. Развитие коммуникативных навыков.

Предмет коррекции: коммуникативная и эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста.

Средства коррекции: детская игра, элементы психогимнасти­ки, специальные приемы неигрового типа, направленные на по­вышение сплоченности группы, развитие навыков общения, спо­собности к эмоциональной децентрации.

В процессе проведения игр и беседы нами велись протокольные записи. Результаты наблюдения занесены в таблицу 4. (Приложение 7)

Выводы.

Игровые методики способствуют развитию коммуникативных навыков и умений. Во время проведения игр дети охотно взаимодействовали друг с другом. Дети научились договариваться, приходить к общему решению. Учащиеся старались контролировать свои негативные эмоции. Так же мы наблюдали взаимопомощь между учащимися. Дети радовались как собственным успехам, так и успехам других. Благодаря проведенным играм учащиеся экспериментальной группы стали внимательнее относится друг к другу, пропала агрессия, тревожность, у учащихся повысилась самооценка.

§4 Контрольный этап. Сравнительный анализ результатов исследования полученных на констатирующем и контрольном этапах

Цель: Провести сравнительный анализ результатов исследования полученных на констатирующем и данном этапах.

На контрольном этапе мы повторили методики констатирующего этапа.

4.1 Социометрия.

Цель: Выявить социометрические позиции младших школьников.

Учащимся был задан вопрос: «Кого бы из класса ты пригласил на день рождения?».

Ученик мог выбрать любых одноклассников. Все выборы учащихся занесены в таблицу 5. (Приложение 8).

1) Высчитываем промежуточный коэффициент K:

K=a/N

Где a-число сделанных выборов всеми членами группы.

N-число человек, получивших хотя бы один выбор.

K=125/23=5.4

2) Рассчитываем социометрический индекс каждого члена группы:

– лидеры имеют число выборов больше чем 2*K (в данном случае больше, чем 10.8 таких учащихся нет,)

- Предпочитаемые имеют выборов больше, чем K, и до 2*K включительно. (Даниил Л., Анна М., Вадим Л., Дмитрий М., Сергей М., Софья П., София Н., Арина С., Светлана Т., Александр Б., Ярослав Б.)

- Принятые имеют выборов больше чем, K/2 и до K включительно (в данном случае больше, чем 2.9 и до 5.4 Это Владислав Б., Леонид В., Артем Г., Матвей Г., Данила К., Дарья П., Сергей С., Никита Х., Андрей Б., Данила Г., Илья М., Валерия Ю.).

- Пренебрегаемые имеют выборов от одного до K/2 ( В нашем случае таких учеников не оказалось)

- Отверженные не имеют ни одного выбора. (Таких учащихся нет).

4.2 Наблюдение « Ребенок глазами взрослого »

( схема наблюдения из пособия Платоновой Н.М.)

Цель - выявить насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка.

В протоколе наблюдения мы обозначали, в какой степени проявляются агрессивные реакции у ребенка. (Приложение 9)

Андрей Б. – 56 балла

Даниил Г. – 48 баллов

Илья М. – 60 баллов

Валерия Ю. – 32 баллов

Ярослав С. – 34баллов

Наблюдение показало, что учащиеся способны овладевать собственной агрессивностью, нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии.

Дети стали более терпимы по отношению друг к другу, их поведение стало менее тревожно, пропала застенчивость. Учащиеся охотно шли на контакт.

4.3 Анализ и интерпретация полученных результатов.

В ходе проведенной работы была проведена социометрия Овчаровой Р.В., в ходе которой было выявлено, что часть детей в классе имеют низкий социальный статус. Так же дополнительно была проведена беседа с учителем. На основе полученных данных была сформирована экспериментальная группа, куда вошли учащиеся, имеющие низкий социальный статус. При этом учитывались данные полученные при беседе с учителем.

Для более полного изучения экспериментальной группы дополнительно была проведена серия методик. Было установлено, что детям, вошедшим в экспериментальную группу присуще агрессивное и неустойчивое поведение. Так же у данных учащихся отсутствует потребность в общении.

На следующем этапе эксперимента мы провели игровую психокоррекцию трудностей общения младших школьников, в ходе которой велось наблюдение за проявлениями учащихся.

После проведения серии коммуникативных игр мы повторно провели социометрию и наблюдение. В результате проведенного исследования мы выявили, что по средствам коррекционной работы повысился социальный статус учащихся экспериментальной группы в классе. Дети стали терпимее относится друг к другу, пропала напряженность в общении со сверстниками, пропала агрессивность в поведении. Динамику полученных данных занесли в таблицу 6 (Приложение 10).

Из проведенного исследования можно сделать вывод, что систематическая, целенаправленная работа учителя по развитию коммуникативной компетентности учащихся способствует нейтрализации неустойчивости поведения и агрессивности.

Скачать архив с текстом документа