Федеральное Собрание Российской Федерации, его состав и полномочия

СОДЕРЖАНИЕ: Федеральное собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом РФ. Организация и деятельность Совета Федерации, порядок его формирования; основные комитеты и постоянные комиссии. Порядок принятия Регламента.

Содержание

1. Федеральное Собрание Российской Федерации, его состав и полномочия. 2

2. Практическое задание. 12

Список использованной литературы.. 15

1. Федеральное Собрание Российской Федерации, его состав и полномочия

В соответствии с Конституцией РФ Федеральное собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Аналогичная структура парламента получила значительное распространение в мире благодаря двум преимуществам: возможности обеспечить, наряду с общим представительством интересов всей нации, особое представительство коллективных интересов населения крупных регионов (в федеративном государстве — субъектов федерации) либо интересов иных групп общества.

Федеральное Собрание является учреждением парламентского типа, функционирует в механизме «горизонтального» и «вертикального» разделения властей, является постоянно действующим органом, состоит из политической элиты страны.

Конституция РФ признает за Федеральным Собранием исключительность этого органа как законодательного. Это означает, что Конституция признает за органом, представляющим народ и соответственно за самим народом, основную возможность воздействия на общественную жизнь в виде принятия законов.

Особое положение Федерального Собрания выражается в статусе депутатов Государственной Думы и Совета Федерации, которые обладают неприкосновенностью: не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также не могут быть подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации является палатой Федерального Собрания, которая формируется на основе представительства региональных интересов.

Организация и деятельность Совета Федерации осуществляется на основании Конституции РФ от 12.12.1993 г., Федерального закона от 08.05.1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»», Федерального закона от 05.08.2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», Постановления Совета Федерации ФС РФ от 30.01.2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

По Конституции РФ 1993 г. (ст. 102) к ведению Совета Федерации относятся:

· утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

· утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

· утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

· решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

· назначение выборов Президента Российской Федерации;

· отрешение Президента Российской Федерации от должности;

· назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

· назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

· назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

В Совет Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 95 Конституции Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Порядок формирования Совета Федерации до 8 августа 2000 г. был определен Федеральным законом от 5 декабря 1995 г. № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации » (Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50. Ст. 4869): палата состояла из 178 представителей субъектов Российской Федерации — глав законодательных (представительных) и глав исполнительных органов государственной власти (по должности). Все члены Совета Федерации совмещали исполнение обязанностей в палате федерального парламента с обязанностями в соответствующем субъекте Российской Федерации.

8 августа 2000 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32. Ст. 3336). Теперь палата состоит из представителей, избранных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации или назначенных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

Заседания Совета Федерации проводятся в городе Москве, в период с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря, и являются открытыми. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено, а также может быть проведено закрытое заседание.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Кроме того, Председатель Совета Федерации Е.С.Строев, прекративший свои полномочия, был избран почетным Председателем Совета Федерации (это звание является пожизненным). Е.С.Строеву, а также Председателю Совета Федерации первого созыва В.Ф.Шумейко были отведены специальные места в зале заседаний Совета Федерации и рабочие помещения в здании палаты, выданы специальные удостоверения и нагрудные знаки, они наделены правом совещательного голоса и некоторыми другими правами.

Совет Федерации образует комитеты, постоянные и временные комиссии из числа членов палаты. Совет Федерации вправе создавать, упразднять и реорганизовывать любые комитеты и комиссии.

Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. Все члены Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, входят в состав комитетов. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты, при этом в состав комитета должны входить не менее семи членов Совета Федерации. Состав комитета, комиссии утверждается палатой. В Совете Федерации образованы и действуют следующие комитеты и постоянные комиссии:

· Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству;

· Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам;

· Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике;

· Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления;

· Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности;

· Комитет Совета Федерации по бюджету;

· Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению;

· Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации;

· Комитет Совета Федерации по международным делам;

· Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств;

· Комиссия Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности;

· Комиссия Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации;

· Комитет Совета Федерации по социальной политике;

· Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;

· Комитет Совета Федерации по делам молодежи и спорту;

· Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности;

· Комитет Совета Федерации по промышленной политике;

· Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям;

· Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды;

· Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике;

· Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов;

· Комиссия Совета Федерации по информационной политике;

· Комиссия Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации.

Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации имеют равные права и несут равные обязанности по реализации конституционных полномочий палаты: осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам, а также по федеральным конституционным законам; разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты и проекты иных нормативных правовых актов, организуют проведение парламентских слушаний и т.д.

Деятельность временных комиссий ограничивается определенным сроком или конкретными задачами.

Совет Федерации принимает Регламент , в котором детально определяются органы и порядок работы Совета Федерации, участие палаты в законодательной деятельности, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации (действующая редакция Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации утверждена постановлениями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 33-СФ и от 29 марта 2002 г. № 173-СФ с изменениями). Последние изменения — постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 марта 2006 г. № 85-СФ, постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 6 октября 2006 г. № 308-СФ.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации является палатой Федерального Собрания — парламента Российской Федерации. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается сроком на четыре года. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Организация и деятельность Государственной Думы осуществляется на основании: Конституции РФ от 12.12.1993 г., Федерального закона от 08.05.1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»», Федерального закона от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Постановления Государственной Думы ФС РФ от 22.01.1988 г. № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

В соответствии с Конституцией РФ депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой.

К ведению Государственной Думы относятся:

· дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

· решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

· назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

· назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

· назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

· объявление амнистии;

· выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Структура Государственной Думы создается в соответствии с «Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В Государственной Думе образованы следующие органы: Совет Госдумы, депутатские объединения, комитеты и комиссии во главе с аппаратами комитетов и комиссий Госдумы.

Регламентом определяются полномочия Председателя Госдумы, его заместителей. Председатель Государственной Думы: ведет заседания палаты; б) ведает вопросами внутреннего распорядка палаты в соответствии с Конституцией Российской Федерации и полномочиями, предоставленными ему настоящим Регламентом; организует работу Совета Государственной Думы; осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы; назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы и по представлению Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, назначает на должность и освобождает от должности первого заместителя Руководителя Аппарата; представляет палату во взаимоотношениях с Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и пр.

Ст. 20 Регламента Госдумы и дополнения к ней предписывают, что Государственная Дума может образовывать и любые комитеты. По настоящему Регламенту Госдума образует следующие комитеты:

· Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству;

· Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;

· Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике;

· Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам;

· Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам;

· Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму;

· Комитет Государственной Думы по собственности;

· Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям;

· Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи;

· Комитет Государственной Думы по обороне;

· Комитет Государственной Думы по безопасности;

· Комитет Государственной Думы по международным делам;

· Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками;

· Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике;

· Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления;

· Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы;

· Комитет Государственной Думы по информационной политике;

· Комитет Государственной Думы по охране здоровья;

· Комитет Государственной Думы по образованию и науке;

· Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей;

· Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам;

· Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию;

· Комитет Государственной Думы по экологии;

· Комитет Государственной Думы по культуре;

· Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций;

· Комитет Государственной Думы по делам национальностей;

· Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи;

· Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока;

· Комитет Государственной Думы по делам ветеранов.

Образование или ликвидация комитета Государственной Думы, а также изменение его названия производится путем принятия постановлений Государственной Думы о внесении соответствующих изменений в ч. 1 настоящей статьи (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 июня 2005 г. № 1978-IV ГД (Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 25. Ст. 2480).

Правовое, организационное, информационное, документационное, аналитическое, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов Госдумы, депутатских объединений, Совета Госдумы, комитетов и комиссий Госдумы, Председателя Госдумы, его заместителей осуществляет Аппарат Государственной Думы, который формируется в соответствии с ФЗ от 27.07.2004 г. № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и имеет статус юридического лица». Контроль за деятельностью Аппарата ГД осуществляет Комитет ГД по Регламенту и организации работы Государственной Думы.

Законодательная власть в РФ — это исключительное право и способность устанавливать общие правила поведения, издавать нормативные правовые акты, имеющие высшую юридическую силу. Во главе законодательной ветви власти в РФ действуют федеральные государственные органы законодательной власти РФ: Федеральное собрание, состоящее из двух палат — Совета Федераций и Государственной Думы.

2. Практическое задание

Задача

Туристическая организация «Нева» приобрела в торговой фирме «Восток» 5 компьютеров с гарантийным сроком 1 год. По истечении месяца со дня покупки 2 компьютера вышли из строя.

Вопросы к задаче

1. Какие требования вправе предъявить туристическая организация «Нева» торговой фирме «Восток» в связи с поломкой компьютеров?

2. В каком порядке покупатель должен известить продавца о ненадлежащем исполнении договора купли-продажи?

3. Будет ли отвечать торговая фирма «Восток» за недостатки предоставленного товара, если будет доказано, что компьютеры сломались по вине электрика, проводившего ремонтные работы в туристической организации? В каких случаях продавец отвечает за недостатки проданного товара?

Решение:

Для решения задачи в первую очередь необходимо обратиться к «Закону о защите прав потребителей», «Гражданскому кодексу РФ».

1. Согласно «Закону о защите прав потребителей», если потребитель обнаружит недостатки в технически сложном товаре, а именно в таких как:

• автотранспортное средство;

• мотоцикл, мотороллер;

• снегоход;

• катер, яхта, лодочный мотор;

• холодильник и морозильник;

• стиральная машина автоматическая;

• персональный компьютер;

• трактор сельскохозяйственный, мотоблок, мотокультиватор;

то потребитель в вправе:

1) отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы;

2) предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.

Таким образом, туристическая организация «Нева» в связи с поломкой компьютеров вправе предъявить торговой фирме «Восток» выше названные требования.

2. Согласно ст.483. Извещение продавца о ненадлежащем исполнении договора купли-продажи:

Покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи о количестве, об ассортименте, о качестве, комплектности, таре и (или) об упаковке товара в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором, а если такой срок не установлен, в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара.

В случае невыполнения правила, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, продавец вправе отказаться полностью или частично от удовлетворения требований покупателя о передаче ему недостающего количества товара, замене товара, не соответствующего условиям договора купли-продажи о качестве или об ассортименте, об устранении недостатков товара, о доукомплектовании товара или о замене некомплектного товара комплектным, о затаривании и (или) об упаковке товара либо о замене ненадлежащей тары и (или) упаковки товара, если докажет, что невыполнение этого правила покупателем повлекло невозможность удовлетворить его требования или влечет для продавца несоизмеримые расходы по сравнению с теми, которые он понес бы, если бы был своевременно извещен о нарушении договора.

Если продавец знал или должен был знать о том, что переданные покупателю товары не соответствуют условиям договора купли-продажи, он не вправе ссылаться на положения, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи.

3. Согласно ст. 476. Гражданского кодекса РФ «Недостатки товара, за которые отвечает продавец»: 1. Продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента. 2. В отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.

Таким образом, если будет доказано, что компьютеры сломались по вине электрика, проводившего ремонтные работы в туристической организации «Нева», то торговая фирма «Восток» за недостатки предоставленного товара не будет отвечать.

Список использованной литературы

1. Байнова М.С. История государственного управления в России: Учеб.пособие. М., 2005.

2. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М., 2006.

3. Государственное управление в России: Учебник. /Под ред. А.Н.Марковой. М., 2002.

4. Даниленко В.И.Современный политологический словарь. М., 2000.

5. Исаев И.А. История государства и права России. М.: Учеб., 1996.

6. Коржихин Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. М., 2005.

7. Куликов В.И. История государственного управления в России: Учебник. М., 2003.

8. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М.: Юрист, 2004.

9. Угрюмова М.В. Современная организация государственных учреждений России: Учебно-методическое пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.

10. Закон о защите прав потребителей.

11. Гражданский кодекс РФ.

Скачать архив с текстом документа