II. раздел особенности современного международно-правового регулирования проблемы распределения, использования и охраны международных водотоков
СОДЕРЖАНИЕ: Особенности современного международно-правового регулирования проблемы распределения, использования и охраны международных водотоков
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
I. ВВЕДЕНИЕ |
4 |
II. РАЗДЕЛ 1. Особенности современного международно-правового регулирования проблемы распределения, использования и охраны международных водотоков |
13 |
1.1.Проблема пресноводных ресурсов как одна из глобальных международных проблем современности |
13 |
1.2.Международно-правовые источники и принципы права международных водотоков |
32 |
1.3. Роль международных организаций в определении международно-правового режима международных водотоков |
55 |
III. РАЗДЕЛ 2. Основные характеристики правового режима международных водотоков в национальных законодательствах, двусторонних, субрегиональных и региональных соглашениях |
79 |
2.1. Воздействие национального законодательства на развитие права международных водотоков |
79 |
2.2. Развитие права международных водотоков в двусторонних и субрегиональных международных договорах |
98 |
2.3. Роль региональных соглашений в развитии права международных водотоков ненавигационного использования |
112 |
VI. РАЗДЕЛ 3. Современное состояние, тенденции и перспективы правового урегулирования проблемы международных водотоков ближневосточного региона |
132 |
3.1. Особенности правового режима общих водных ресурсов, установленного израильско-палестинскими и иордано-израильскими соглашениями |
132 |
3.2. Международно-правовые аспекты урегулирования режима рек Нила, Иордана, Тигра и Евфрата. |
149 |
3.3.Возможные модели и перспективы правового урегулирования проблемы водного режима реки Иордан |
157 |
V. ВЫВОДЫ |
176 |
VI. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
187 |
Для заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте http://www.mydisser.com/search.html
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современных условиях развития международных отношений, которые характеризуются широкими и разноаспектными контактами между государствами, одним из приоритетных направлений международно-правового регулирования становится проблема международных пресноводных ресурсов и, в качестве ее составной части, вопросы устойчивого управления международными водотоками (МВ).
В последние годы международное регулирование различных аспектов МВ приобретает особую актуальность в контексте транснациональных последствий создания водных и энергетических систем, политических составляющих ситуации, связанной с нехваткой водных ресурсов в «горячих точках», а также в аспекте взаимосвязи вопросов МВ с другими глобальными проблемами современности.
В связи с этим, вопросы справедливого распределения, разумного использования и охраны международных водотоков становятся предметом пристального внимания международного сообщества, обусловливая динамику и количественный рост норм, регулирующих указанные аспекты.
Научная актуальность темы исследования определяется интересом современной международно-правовой доктрины к изучению тенденций развития новых нормативных общностей с целью определения их места в общесистемных связях, к вопросам кодификации и систематизации нормативного массива новых отраслей и международного права в целом.
Актуальность темы диссертационной работы обусловлена, среди прочих факторов, тесной связью теоретических проблем права международных водотоков (ПМВ) с практикой межгосударственного взаимодействия, с необходимостью разрешения международных споров по поводу справедливого и разумного распределения частей МВ. Ущерб, причиненный водотоку, нередко становится причиной межгосударственного конфликта, обострения политических отношений между государствами бассейна.
Международно-правовой анализ вопросов становления и развития ПМВ представляет научную актуальность вследствие их взаимосвязи с актуальными аспектами международного экологического права. Актуальность проблемы получает нормативное выражение в универсальной рамочной Конвенции о праве несудоходных видов использования международных водотоков 1997г. и в европейских конвенциях 1990-х годов, в которых принцип ненанесения ущерба, выделяясь в качестве одного из центральных принципов права международных водотоков, раскрывается и истолковывается в двух аспектах: ненанесения ущерба государств бассейна интересам друг друга; ненанесения ущерба водотоку.
В связи с этим, научная актуальность темы исследования обусловлена задачами обобщения нового правового материала, а также доктринальных и новых подходов к толкованию обычных и договорных норм, регулирующих устойчивое управление международными водотоками.
Всесторонний анализ норм ПМВ, регулирующих экосистемное развитие и устойчивое управление МВ, имеет определенную научную актуальность в аспекте исследования полисистемных принципов и норм международного права, в том числе связанных с новыми аспектами раскрытия полисистемной категории «общего наследия человечества».
В последние годы проблема соотнесения национальных доктрин управления водными ресурсами с международно-правовыми аспектами совместного управлениями МВ приобретает особое значение для Украины и Иордании, что определяется особенностями гидрологического и географического положения обеих стран.
В частности, Иордания делит с несколькими ближневосточными государствами такие международные водотоки, как реки Иордан и Ярмук, а также источник грунтовых вод Арава. В этой связи, научное обобщение договорной практики различных государств, принципов и норм универсального и региональных соглашений, двусторонних и субрегиональных моделей правового урегулирования водных конфликтов в различных частях мира определяет практическую актуальность темы исследования для ближневосточных стран, готовящихся к подписанию субрегионального соглашения о справедливом распределении ресурсов МВ региона.
Изучение международно-правовых аспектов несудоходного использования международных водотоков представляет определенную научную актуальность и для Украины, которая не только владеет частями бассейнов международных рек, но и находится в низинах дельты Дуная, что в правовом плане предопределяет ее непосредственную заинтересованность в разноаспектном международном урегулировании проблем МВ.
Актуальность темы диссертационного исследования определяется недостаточным уровнем изученности проблемы международно-правового регулирования международных водотоков, отсутствием специальных монографических исследований, посвященных вопросам становлення и развития права международных водотоков как новой нормативной общности современного международного права.Вопросы становления и развития права международных водотоков как новой совокупности международно-правовых принципов и норм до настоящего времени не служили объектом отдельного исследования.
Отдельные аспекты проблемы освещаются в работах Ю.А. Баскина, А.Ф. Высоцкого, Л.В. Корбута, ПитераХ. Глайха, П. Йолла, Люсиуса Кафлища, Стефана Мак Кафри, Роберта Энгельмана и Памелы ле Рой и других исследователей. Определенный интерес для нашего исследования представляли работы, посвященные анализу политики международных организаций в отношении регулирования международных водотоков и разработки проектов, касающихся водных путей. Этим аспектам посвящены работы Бранко Боснякович, Радж Кришны, С. Кирмани, П. Рэнджели.
Для решения проблем диссертационной работы важными являются также научные результаты, полученные авторами исследований в сфере двустороннего, субрегионального и регионального урегулирования международных водотоков. Среди ученых, обобщивших и проанализировавших практику заключения подобных соглашений, следует назвать Бен Гроу, Рэйнер И. Эндерлайн, С. Ягата, Т. Клина, Филиппа Л. Фрадкина, Й. Вотебэри, Мамун Мустафа Фта-Эль-Манан и др.
Среди источниковой базы, привлекавшейся при анализе аспектов нашего исследования, особое место занимают работы арабских и израильских юристов, рассматривавших вопросы урегулирования ближневосточного водного конфликта. Это, в частности, монографические исследования Шарифа С. Эльмусы, Насера Абири, Гамаля Аболи, Самира Абу Гуши, научные статьи Старр Джойс Ширы, Халеха Хатами и других юристов.
Исходя из того, что правовой режим международных водотоков регулируется не только международными соглашениями, но и внутренним законодательством, нами привлекались работы, анализирующие водные и экологические кодексы различных стран, в частности, исследования С.А.Боголюбова, Д.Винтера, Н.А. Робинсона и других юристов.
Среди представителей общей теории международного права, работы которых имели определенное воздействие в определении методологических основ диссертации, необходимо, прежде всего, назвать исследования В.А.Василенко, А.Ф. Высоцкого, В.А.Денисова, В.И.Евинтова, М.И.Лазарева, А.С.Тимошенко, Л.Деттера, С.Дженкса, Ш.Фишера, Г.Шварценбергера и др. ученых.
Вместе с тем, несмотря на наличие научных исследований, которые затрагивают проблему международно-правового регулирования международных водотоков в аспекте их ненавигационного использования, тема, избранная в диссертации, до настоящего времени не была объектом отдельного специального исследования в украинской и арабской международно-правовой литературе.
Связь работы с научными программами, планами, темами.
Диссертация выполнена в русле общей научно-исследовательской работы Института государства и права им. В.М. Корецкого НАН Украины по исследованию актуальных вопросов развития международного права в рамках темы: «Применение норм международного права в Комплекcных отраслях законодательства Украины» (государственная регистрация №
(PK 0100U000800).
Целью диссертационного исследования является анализ особенностей становления и развития права несудоходных видов использования международных водотоков как новой отрасли современного международного права.
В соответствии с целью исследования основное внимание в диссертации сосредоточено на решении следующих задач:
· рассмотреть проблему пресноводных ресурсов в контексте других глобальных международных проблем современности;
· выявить международно-правовые источники и принципы формирующего права международных водотоков;
· обосновать роль международных организаций в определении международно-правового режима международных водотоков ненавигационного использования;
· рассмотреть особенности развития права международных водотоков в двусторонних, субрегиональных и многосторонних договорах с учетом значения этих соглашений для разработки модели регулирования МВ ближневосточного региона; проанализировать воздействие на становление новой отрасли норм национальных законодательств;
· проанализировать современное состояние, тенденции и перспективы правового урегулирования проблемы международных водотоков ближневосточного региона;
· предложить наиболее эффективную модель двух-, трех- и многостороннего урегулирования вопросов распределения и использования региональных международных водотоков ближневосточного региона.
Объектом исследования является комплекс правоотношений, которые возникают между государствами по поводу распределения и несудоходного использования международных водотоков.
Предметом исследования являются международно-правовые нормы, регулирующие различные аспекты межгосударственных отношений по совместному управлению международными водотоками, включая универсальную рамочную конвенцию, региональные, субрегиональные и двусторонние договора; водное и экологическое законодательство различных стран, а также источники, принципы и нормы права международных водотоков как формирующийся отрасли в системе международного права.
Методы исследования. В целях достижения научной объективности результатов диссертации в работе используется комплекс общенаучных и специальных методов исследования, применяющихся в современной международно-правовой науке.
В процессе анализа эволюции таких специальных принципов права международных водотоков, как принцип справедливого и разумного использования и принцип ненанесения ущерба автор работы исходит из объединения естественно-правового и позитивно-правового подходов.
При сопоставительном анализе особенностей развития права международных водотоков в универсальной и европейских конвенциях, в двусторонних и субрегиональных договорах использовался сравнительно-правовой метод.
В процессе рассмотрения политико-правовых, социально-экономических и историко-культурных факторов становления и развития права международных водотоков, при характеристике национальных систем водного права и при определении проблемы пресноводных ресурсов как одной из глобальных проблем современности использовалась общая теория научного познания общественно-правовых явлений.
Использование исторического, формально-юридического и сравнительно-правового методов дало возможность проанализировать историю, особенности и перспективы правового урегулирования проблемы международных водотоков ближневосточного региона.
Логико-юридический метод использовался при истолковании норм права международных водотоков в аспекте определения их нормативного содержания и юридической силы.
Теоретическая значимость исследования определяется взаимосвязью научных результатов работы с такими теоретическими проблемами современной международно-правовой доктрины, как критерии и принципы выделения отраслей, проблема содержательно-целевого толкования международно-правовых норм, вопросы систематизации и кодификации МП, выявления структурообразующей роли специальных принципов в нормативно-содержательной организации отраслей.
Практическое значение полученных результатов. Результаты исследования могут быть полезны при разработке двусторонних и региональных соглашений по вопросам справедливого распределения, разумного использования и охраны общих международных водотоков ближневосточного региона, включая распределение и охрану трансграничных грунтовых вод. Результаты диссертационного исследования могут быть также использованы в целях усовершенствования водных и экологических законодательств арабских государств и Украины в соответствии с прогрессивной мировой практикой.
Значимыми являются следующие аспекты практического использования диссертационного исследования:
· Научно-исследовательский: в сфере систематизации норм права ненавигационного использования международных водотоков;
· Образовательный: в процессе преподавания общих вузовских курсов по международному праву, а также отдельных спецкурсов по праву международных водотоков;
· Правоприменительный: предложены конкретные рекомендации государственно-правовым органам стран Ближнего Востока с целью подготовки соответствующих двусторонних и региональных соглашений по справедливому распределению и охране общих водных ресурсов.
Научная новизна диссертации. Данная диссертация является первым в Украине монографическим исследованием, посвященных комплексному анализу современного состояния и перспектив развития права ненавигационного использования международных водотоков.
Научная новизна полученных результатов нашла свое отражение в таких выводах и предложениях:
· в обосновании значения проблемы международных пресноводных ресурсов как одной из глобальных проблем международного сообщества; в определении факторов, препятствующих решению этой проблемы, а также возможных направлений ее международно-правового урегулирования;
· в авторской концепции права ненавигационного использования международных водотоков как новой, динамично формирующейся отрасли современного международного права; в осуществлении комплексного анализа основных и вспомогательных источников права международных водотоков, определении юридического содержания категорий и терминов, основополагающих для установления видов правоотношений формирующейся отрасли международного права;
· в осуществлении сравнительного анализа разноуровневых международных соглашений, регулирующих вопросы ненавигационного использования международных водотоков; в раскрытии юридического содержания и обосновании роли специальных принципов права международных водотоков в нормативно-содержательном структурировании формирующейся отрасли; в выявлении тенденций и перспектив дальнейшего развития новой нормативной совокупности;
· в авторской концепции норм и нормативных комплексов, которые имеют полисистемный характер и определяют связь формирующейся отрасли с ценностными приоритетами современного международного права;
· в обосновании наиболее эффективной модели двух-, трех- и многостороннего урегулирования вопросов распределения и использования региональных международных водотоков ближневосточного региона на основе анализа палестино-израильских, иордано-израильских договоров 1990-х годов, имеющихся проектов международно-правового регулирования водного конфликта на Ближнем Востоке и сопоставления результатов анализа с современным уровнем развития ПМВ;
· в авторской концепции двухэтапности решения проблемы установления международно-правового статуса общих водных ресурсов государств бассейна реки Иордан включает в себя два основных аспекта: вопрос распределения поверхностных водных ресурсов между всеми прибрежными государствами бассейна реки Иордан и вопрос совместного управления общими израильско-палестинскими подземными водами;
· в пропозициях относительно возможности использования в качестве юридической основы соглашения о справедливом распределении и совместном управлении поверхностными ресурсами бассейнов рек Иордан и Ярмук обычных и конвенциональных принципов и норм современного права международных водотоков, норм двусторонних израильско-палестинских соглашений и иордано-израильского Договора; в качестве материальной основы справедливого распределения квот – положений Плана Джонсона, учитывающем факторы гидрологических и географических особенностей стран бассейна, их социально-экономических потребностей, роста населения и урбанизации; в авторских пропозициях в отношении современной редакции Плана Джонсона и замены фиксированного распределения квот процентным распределением;
· в авторской концепции, пропозициях и предложенной модели многосторонней экологической конвенции по охране, защите и восстановлению рек Иордан и Ярмук;
· в пропозициях относительно возможности использования в качестве юридической основы ближневосточного соглашения о совместном управлении общими подземными водами модели правового регулирования, разработанной в рамках международных неправительственных организаций.
Апробация результатов диссертации. Основные положения диссертационного исследования прошли апробацию на заседании отдела международного права и сравнительного правоведения Института государства и права им. В.М. Корецкого НАН Украины; докладывались в выступлениях на научно-практических конференциях.
Публикации. Основные положения диссертации изложены автором в четырех публикациях в соответствующих специальных научных изданиях.
Структура и объем диссертации. Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех разделов, выводов и списка использованных источников. Общий объем работы составляет 203 страниц. Список использованной литературы – страниц (200 позиций).
Для заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте http://www.mydisser.com/search.html
ВЫВОДЫ
Проблема справедливого распределения международных водотоков и устойчивого управления ими, длительное время носившая локальный характер (вследствие специфики объекта регулирования), в последние годы приобретает особую актуальность как одна из глобальный и универсальных проблем современности.
Универсальный характер проблемы обусловлен ее взаимосвязью с проблемой сокращения и загрязнения мировых пресноводных ресурсов, актуальной для стран всех уровней экономического развития. Глобальный характер сокращения и загрязнения мировых пресноводных ресурсов выявляется в геологическом, историческом, футурологическом контекстах, что определяет воздействие этого процесса на экономические, политические, демографические, социально-культурные составляющие антропогенного развития.
Концептуальной основой современного этапа международно-правового регулирования международных водотоков является подход к водотоку как к экосистемному целому, рассмотрение поверхностных и подземных вод как составляющих единого гидрологического цикла, вследствие чего МВ является частью субрегиональной, региональной и, опосредованно, глобальной системы пресных вод.
Необходимость комплексного международно-правового урегулирования международных водотоков в рамках экосистемного подхода определяется такими трансграничными последствиями нерационального управления этими природными ресурсами, как истощение мировых запасов пресной воды, загрязнение и заражение трансграничных вод и морских пространств, опустынивание, нарушение гидрологического режима рек и естественного экологического цикла вследствие истощения невозобновляемых грунтовых вод, обеднение почв, голод, наводнения, сокращение биологической продуктивности водоемов и др.
Актуальность разработки моделей урегулирования статуса конкретных МВ на основе универсальных и общепризнанных международно-правовых норм мотивирована участившимися водными конфликтами между прибрежными государствами за право владения своей частью водотока, поскольку обладание пресноводными ресурсами является важной составляющей экономического и геополитического развития государств.
Проблема использования международно-правовых моделей урегулирования ВМ в отношении распределения их ресурсов и предотвращения водных конфликтов является одной из центральных проблем для государств Ближнего Востока, поскольку ни одно из достигнутых двусторонних соглашений в регионе не учитывает интересы других прибрежных стран.
Не менее заинтересованной стороной в международном урегулировании проблемы использования и охраны международных водотоков является Украина, которая находится в низинах дельты реки Дуная, что делает ее особенно уязвимой стороной в условиях увеличения «антропогенной нагрузки на Дунай и его притоки» [9, с.279].
Принимая во внимание вышеизложенное, комплексный анализ становления и развития ПМВ, включая определение тенденций дальнейшей эволюции отрасли, предпринятый в настоящем диссертационном исследовании, представляет особый интерес, позволяя выявить наиболее эффективные модели международно-правового и национального управления международными водотоками.
Этот анализ позволил нам прийти к следующим выводам:
1. Проблема справедливого распределения и экосистемного использования международных водотоков становится в настоящее время одной из глобальных вопросов современности, требующей комплексного международно-правового урегулирования на основе универсальных общедемократических принципов современного международного права.
2. Среди факторов, усложняющих урегулирование проблемы на универсальном и региональных уровнях, в работе выделяются следующие: характеристики международного водотока как «разделяемого» природного ресурса, подпадающего под сферы действия национального водного права каждого из прибрежных государств; коллизионные отношения принципа суверенитета каждого из государств бассейна над своей частью МВ с принципом учета интересов других государств и ненанесения ущерба их деятельности по использованию водотока; взаимосвязь проблемы регулирования МВ с проблемой истощения и нехватки пресноводных ресурсов в мировом масштабе, которая не может быть урегулирована международным сообществом на современном уровне развития технологий; противоречие между задачей охраны и защиты водотоков и необходимостью расширения транснациональной деятельности по созданию водных и энергетических систем и проч.
3. В настоящее время ПМВ формируется как отрасль международного права, которая характеризуется специфическим кругом регулируемых международных отношений по охране и использованию МВ, собственной структурой, своеобразием источников норм и способов их создания, наличием специальных отраслевых принципов и формирующихся институтов (навигационного использования, грунтовых вод, экосистемной охраны МВ и т.д). Преимущественными источниками ПМВ являются: нормы обычного права, а также включающиеся в его сферу прецедентное право федеративных государств и ряд общеправовых принципов; нормы двусторонних, субрегиональных и региональных договоров, принципы и нормы рамочной конвенции о праве несудоходных видов использования международных водотоков как универсального кодифицирующего акта ПМВ; акты «мягкого» права международных межправительственных организаций; различные кодексы рекомендуемой практики при разработке государствами бассейна национальных правил; решения и консультативные заключения международных арбитражных судов и Международного Суда ООН.
4. Исходя из специфики международных водотоков как транснациональных природных ресурсов, определенное воздействие на формирование или конкретизацию норм ПМВ, значительная часть которых носит рекомендательный характер и нуждается в расширении сферы своего действия, имеют национальные законодательства, выступающие вспомогательным источником для подтверждения существования норм ПМВ, прежде всего, при инкорпорации норм водного права ЕС и соответствующих европейских конвенций в водные кодексы государств-участников.
5. Анализ предметной сферы двусторонних и субрегиональных договоров, устанавливающих правовой режим конкретных МВ, позволил прийти к выводу о том, что нормами этих соглашений разграничиваются понятийные составляющие принципа «справедливого и разумного использования», устанавливающего содержательно различные обязательства прибрежных государств.
Если принцип «разумного» использования водотоков связан с обязательствами контролируемой и экономной добычи и охраны вод из общего водоносного слоя, их пополнением и защитой от загрязнения, то принцип «справедливого» использования выражен в договорных нормах, регулирующих аспект равного, пропорционального и паритетного водопользования, а именно: обязательства отпуска вышерасположенными государствами фиксированного (или установленного пропорционально естественному стоку) количества воды государствам, находящимся в низовьях; компенсацию расходов на строительство гидросооружений совместного пользования; компенсационное возмещение энергоресурсами за фиксированный отвод воды, обязательства компенсации в случае фиксированного отвода вод одним из государств, распределение участков реки для производства и потребления гидроресурсов каждой из сторон, обязательства долевого распределения гидроресурсов общих водотоков независимо от того, построены ли гидросооружения совместно либо одной из сторон.
Являясь одновременной реализацией двух специальных принципов ПМВ – принципа справедливого использования и принципа ненанесения ущерба при распределении видов использования МВ – нормы двусторонних и субрегиональных соглашений заменяют негативное правило о ненанесении ущерба позитивным правилом, устанавливающим паритетное распределение ресурсов МВ среди конкурентных видов использования и пользователей.
6. Конвенционально закрепленными отраслевыми принципами, регулирующими специальный международно-правовой режим МВ, являются принцип ненанесения ущерба международным водотокам, принцип справедливого и разумного его использования и принцип информирования потенциально затрагиваемых государств о планируемых мерах в отношении международного водотока.
За исключением норм европейских конвенций, содержание обязательств по ПМВ сформулировано в стилистике «мягкого права», что позволяет приспосабливать их к потребностям государств, различных в географическом, гидрологическом и социально-экономическом отношении. Разноаспектное толкование норм универсальной рамочной конвенции позволило сделать вывод о том, что недостаточная конкретность нормативного содержания этого документа мотивирована задачами расширения уровня «квалифицированной» универсальности Конвенции за счет участия в ней государств, от которых зависит эффективность достижения целей этого документа.
Современный уровень экосистемного управления и устойчивого развития международных водотоков воплощен в новых специальных отраслевых принципах, которые закреплены в европейских конвенциях и имеют обязательную юридическую силу для государств-участников: принятия мер предосторожности; «загрязнитель платит»; устойчивого управления международными водотоками; участия общественности в процессе принятия решений относительно деятельности, причиняющей или способной причинить ущерб международным водотокам.
Ряд новых принципов и норм ПМВ находится в стадии своего формирования и концептуального оформления. Это принципы, закрепляющие аспекты концепции ответственности за загрязнение трансграничных вод; принципы и нормы, определяющие судебный механизм защиты интересов государств (и лиц), которые пострадали или могут пострадать от загрязнения МВ.
7. Глобальный и универсальный характер проблемы международных водотоков обусловливает увеличение роли институционального сотрудничества государств в вопросах разработки проектов договоров, регулирующих аспекты права ненавигационного использования МВ, в рамках и под эгидой международных организаций.
Постоянно действующим механизмом для обсуждения и оперативного решения государствами-членами проблем, связанных с установлением правового режима международных водотоков, служит Генеральная Ассамблея ООН и Комиссия международного права ООН, в рамках которой осуществляется кодификация и унификация правового режима ненавигационных видов использования международных водотоков.
Отдельные аспекты международно-правового режима МВ разрабатываются в рамках ЮНЕП, ПРООН, а также под эгидой ВОЗ, ФАО, ЮНЕСКО, ВМО в соответствии с предметной компетенцией этих международных органов и межправительственных организаций.
На процесс нормообразования в сфере регулирования МВ оказывают воздействие стратегические принципы, оперативные правила и процедуры Всемирного Банка, разрабатываемые в связи с финансированием проектов по совместному использованию МВ. Основной стратегический принцип Банка, рекомендуемый государствам при достижения соглашений о совместном использовании водотоков – принцип ненанесения ущерба водотоку и интересам прибрежных государств, не обусловленный правом на справедливое использование, – постепенно стал конвенциональной нормой и основным отраслевым принципом ПМВ. В настоящее время правовая основа регулирования международных водотоков, разрабатываемая оперативной политикой Банка, расширяется за счет принципов, учитывающих комплексный характер рационального использования трансграничных водных ресурсов как единой экосистемы, взаимосвязь между различными видами деятельности по использованию международных водотоков и меры по предотвращению и сокращению различных проблемогенерирующих факторов.
Развитие права международных водотоков является одним из направлений деятельности региональных экономических Комиссий ООН, и, прежде всего, Экономической комиссии ООН для Европы, выполняющей исследовательскую, консультативную, нормотворческую функции в вопросах разработки политики и принятия решений в сфере охраны и использования региональных международных водотоков. Нормы и руководящие принципы ЭКЕ имеют не только обязательную юридическую силу для государств-членов, но могут служить моделью решения проблемы ненавигационного использования международных водотоков на универсальном уровне. В настоящее время ЭКЕ осуществляется кодификация международного законодательства в области подземных вод, разрабатываются проекты общей и компенсационной ответственности за нанесение фактического и потенциального ущерба трансграничным водам.
На процессы систематизации и кодификации ПМВ определенное воздействие оказала деятельность международных неправительственных организаций, которыми на основе обобщения локальной, договорной и обычной практики прибрежных государств разработан комплексный подход к международным водотокам как единой гидрологической и экосистеме, включающей подземные и поверхностные воды, подготовлены кодексы права ненавигационного использования поверхностных и подземных вод международных водотоков.
8. Комплексное урегулирование совместных израильско-палестинских водных ресурсов в аспекте распределения и совместного управления водными ресурсами Западной части реки Иордан и бассейна реки Иордан невозможно без решения проблемы, связанной с вопросами оккупации Израилем палестинских земельных и водных ресурсов.
Временной правовой основой урегулирования израильско-палестинского водного конфликта является Декларация принципов 1993г. и последующие имплементационные соглашения 1994-1996гг., в которых сформулированы задачи совместного управления и создания соответствующих институционных механизмов на основе договорно закрепленных принципов справедливого использования и совместного управления, включая передачу Палестинской Автономии полных прав на управление водными ресурсами на территориях ЗБРИ, находящихся под ее юрисдикцией, и частичных полномочий на управление водными ресурсами на территориях Сектора газа и Иерихона; более пропорциональное распределение общих подземных вод на основе увеличения квоты палестинской стороны; совместное израильско-палестинское управление водными ресурсами палестинского сектора.
Основными факторами, препятствующими эффективной имплементации договорных положений о распределении и совместном управлении общими водными ресурсами, является отсутствие в договорах количественных и качественных критериев распределения квот двух сторон и обусловленность водных соглашений результатами политического урегулирования палестино-израильского кризиса.
Основой для количественного уточнения квот израильской и палестинской сторон могут служить усовершенствованные положения Плана Джонсона, которые приобрели на Ближнем Востоке статус норм международного обычного права.
9. Эффективная модель урегулирования двустороннего водного конфликта, основанная на принципах и нормах современного ПМВ, установлена Мирным Договором между Иорданией и Израилем 1994г., в котором получили закрепление принципы справедливого и разумного использования, ненанесения ущерба водотоку и интересам друг друга, а также взаимного информирования о планируемых мерах в отношении бассейна реки Иордан.
Ни в одном из немногочисленных двусторонних договоров стран Ближнего Востока, посвященных урегулированию правового режима совместных МВ или затрагивающих аспекты такого урегулирования, не зафиксирован принцип учета интересов других пользователей.
В работе сделан вывод о том, что в будущих многосторонних соглашениях, устанавливающих правовой режим рек Иордан и Ярмук, особое значение для обеспечения интересов всех государств-пользователей и предотвращения потенциальных водных конфликтов имело бы нормативное закрепление и раскрытие принципа сотрудничества государств бассейна в той редакции, которая предложена в Универсальной рамочной Конвенции 1997 г., в европейских конвенциях 90-х годов и в египетско-суданском Договоре 1959г., формально признающем права всех государств нильского бассейна на участие в переговорах о водных ресурсах и получение квот на справедливой и разумной основе.
10. Проблема установления международно-правового статуса общих водных ресурсов государств бассейна реки Иордан включает в себя два основных аспекта: вопрос распределения поверхностных водных ресурсов между всеми прибрежными государствами бассейна реки Иордан и вопрос совместного управления общими израильско-палестинскими подземными водами.
В качестве юридической основы соглашения о справедливом распределении и совместном управлении бассейном рек Иордан и Ярмук могут служить обычные и конвенциональные принципы и нормы современного права международных водотоков, нормы двусторонних израильско-палестинских соглашений и иордано-израильского Договора.
Материальной основой ближневосточного соглашения о распределении поверхностных водных ресурсов могут стать положения Плана Джонсона, который признан Израилем и Лигой арабских государств и в котором учтены факторы гидрологических и географических особенностей стран бассейна, их социально-экономических потребностей, роста населения и урбанизации, сохраняющие сегодня актуальность в качестве критериев справедливого распределения квот.
Редакции должны быть подвергнуты положения плана, касающиеся фиксированного распределения квот и его замены процентным распределением, опыт нормативного закрепления которого имеется в двусторонней договорной практике государств других регионов (например, в договоре между Индией и Бангладеш 1996г.). Учитывая колебания в выпадении осадков и различные сезонные факторы годового распределения квот, процентное распределение содержит более конкретные материальные критерии исполнения обязательств, связанных с принципом справедливого и равного использования общего водотока.
Исходя из того, что ограниченность водных ресурсов ближневосточного региона усугубляется их загрязнением и внедрением в них морской соли, в работе сделан вывод о необходимости заключения многосторонней экологической конвенции по охране, защите и восстановлению рек Иордан и Ярмук, моделью которой могли бы стать современные соглашения африканских государств. Опыт договорного сотрудничества по «экологическим» аспектам правового режима международных водотоков и создание в этой связи жизнеспособных структур и механизмов способен стать фактором взаимодействия государств в ходе последующих договоренностей по поводу более конфликтной проблемы – распределения пропорциональных прав на свою часть водных ресурсов.
В качестве юридической основы ближневосточного соглашения о совместном управлении общими подземными водами может использоваться модель правового регулирования, разработанная в рамках международных неправительственных организаций: Проект Беллажио и Монреальские правила, а также модель урегулирования, предложенная в отношении подземных вод в иордано-израильском Договоре 1994г.
11. В целом проведенное в работе исследование особенностей становления и развития права ненавигационного использования международных водотоков позволило сделать вывод о формировании новой отрасли современного МП, которая имеет ряд полисистемных норм с международным морским и международным экологическим правом, но отличается от этих отраслей объектом, предметом, источниками международно-правового регулирования, имеет специальные принципы и нормы, сформулированные в разноуровневых международных договорах, определивших субъектно-пространственные пределы действия норм ПМВ и институционные механизмы контроля за их применением.
Принципы и нормы ПМВ характеризуются устойчивым количественным ростом, способностью адаптироваться к потребностям заинтересованных государств и могут служить международно-правовой основой соглашений с различным уровнем географического охвата и числа участников, в том числе основой субрегионального соглашения придунайских государств о несудоходных видах использования реки Дунай, ее притоков и озер.
Для заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте http://www.mydisser.com/search.html
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Анцилотти Д. Курс международного права: Пер. с ит. – М.: ИЛ., 1961. – Т. 1 – 447 с.
2. Аль Садик Абу Хейф. Международное публичное право. - Каир: 1995 (на араб. яз.). – 1043 с.
3. Абдель Азиз Сархан. Международное публичное право. - Каир: 1975 (на араб. яз.).
4. Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для вузов. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. – М.: Издат. Группа Норма-Инфра, 1999. – 448с.
5. Бранко Боснякович. Стратегия ЕЭК ООН в области охраны окружающей среды в отношении международных водотоков: Конвенции Хельсинки и Эспо // Международные водотоки: Расширение сотрудничества и урегулирование конфликтов (научные редакторы – С.М.Салман и Л.Б.Шазурн). Нью-Йорк; Женева: ООН. 2000 г. – 207 С. – С.41-53.
6. Буткевич В.Г. Соотношение внутригосударственного и международного права. – К.: Вища школа, 1981. – 311 с.
7. Василенко В.А. Государственный суверенитет и международный договор // Ежегодник международного права. 1971. – М.: Наука, 1973. – С. 60-76.
8. Василенко В.А. Основы теории международного права. К.: Выща школа. 1988. – 288 с.(51)
9. Висоцький А.Ф. Питання реалізації морської правосуб’єктності України//Суверенітет України і міжнародне право (відповідальні редактори – док. юрид. наук В.Н.Денисов, В.І.Євінтов). К., 1995. – С.258-285 (158).
10. Гицу М.А. Правовое положение судов в иностранных внутренних водах и портах // Современное морское право и практика его применения. – М., 1985. – С. 62-73.
11. Дело, касающееся проекта Габчиково-Надьмарош (Hung./Slovk.), 1997 I.C.J. 92 (Sept, 25), 37 I.L.M. 162 (1998), para. 150. – 69 р.
12. Денисов В.Н. Развитие теории и практики взаимодействия международного права и внутреннего права. В кн.: Реализация международно-правовых норм во внутреннем праве (отв. ред. – В.Н.Денисов, В.И.Евинтов). К., 1992. – 243 c. – С. 7-24.
13. Денисов В.Н. Методологические проблемы теории государства и права. – М.: Изд-во Москов. ун-та, 1975. – 118 с.
14. Денисов В.Н. Коллизионные вопросы применения международного права во внутреннем праве // Матеріали міжнародної науково-практичної конференції “Колізії у законодавстві України: проблеми теорії і практики”. К., 1996. С. –95-97.
15. Денисов В.Н. Проблеми створення публічного порядку в зовнішньополітичній діяльності України // Суверенітет України і міжнародне право. К., 1995. – с. 7-36.
16. Денисов В.Н. Статус міжнародних договорів в Конституції України // Вісник Академії правових наук України. Харків, 1997. - № 1 – с. 29-36.
17. Евинтов В.И. Международное сообщество и правопорядок. – К.: Наукова думка, 1990. – 127 с.
18. Евинтов В.И. Международный и внутренний правопорядок в структуре международного сообщества // Реализация международно-правовых норм во внутреннем праве. К., 1992.-с. 25-40.
19. Евінтов В.І. Україна у міжнародному співтоваристві // Суверенітет України і міжнародне право (відповідальні редактори – доктори юрид. Наук В.Н. Денисов, В.І.Евінтов). К., 1995. – с. 37-58.
20. Зайцева О.Г. Международные организации: принятие решений. – М.: «Наука», 1989. – 160 с.
21. Заключительный доклад целевой группы по общей ответственности (responsibility) и компенсационной ответственности (liability) в случае загрязнения трансграничных вод // ENWA/R. 45. – 1990. – 20 Nov. – 90 с.
22. Израильские военные приказы. – Т.1.- Иерусалим, 1986. – 324 c. (на иврите).
23. Каламкарян Р.А. Концепция «господства права» и требование о соблюдении государствами международных обязательств вне зависимости от их возникновения на основе принципа добросовестности // Государство и права. – 1995. - № 9. – С. 80-90.
24. Киселев В.А. Некоторые вопросы регулирования допуска иностранных судов в порты // Морское право и международное судоходство. – М., 1985. – С. 3-24.
25. Комментарий к водному кодексу Российской Федерации (С.А.Боголюбов (отв. ред.), В.Г.Емельянова, Ю.Г.Жариков и др.); Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. – М.: Юр. Дом Юстиции, 1997. – 336 с.
26. Корбут Л.В., Баскин Ю.Я. Международно-правовой режим рек: история и современность. М.: Наука, 1987. – 160с.
27. Корбут Л.В., Баскин Ю.Я. Международно-правовой режим подземных вод // Советский ежегодник международного права. 1988. М.: 1989. – С. 247-250.
28. Корецкий В.М. Очерки англо-американской доктрины и практики международного частного права. – М.: Госюриздат, 1948. – 396 с.
29. Корецкий В.М. «Общие принципы права» в международном праве. – К.: Изд-во АН УССР, 1967. – 52 с.
30. Курс международного права: в 7 т. (Редкол.: В.С.Кудрявцев (гл. ред.) и др.). АН СССР. Институт государства и права. – М.: Наука, 1989. Т.1: Понятие, предмет и система международного права (Ю.А.Баскин и др.; отв. Ред.: Р.А.Мюллерсон, Г.И.Тункин). – 358 с.
31. Левин Д.Б. Основные проблемы современного международного права. – М.: Госюриздат, 1985. – 275 с.
32. Литовченко О.И. Ратификация международных договоров // Учёные записки Саратов. юрид. ин-та им. Д.И. Курского. – Саратов. – 1970. – Вып. 19, ч. I. – С. 83-90.
33. Лукашук И.И. Суверенная власть государства в механизме международно-правового регулирования // Советский Ежегодник международного права 1977. – М.: Наука. –1979. – С. 127-144.
34. Лукашук И.И. Механизм международно-правового регулирования. – К.: Вища школа, 1980. – 165 с.
35. Лукашук И.И. Международное право в судах государств. – СПб.: СКФ «Россия-Нева», 1993. – 300 с.
36. Лукашук И.И. Осуществление международного права: Суд, личность, общественность // Московский журнал международного права. – 1993. - № 1. С. 113-128.
37. Лукашук И.И. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН в практике судов государств // Государство и право. – 1993. - № 7. – С. 119-126.
38. Лукашук И.И. Конституция России и международное право // Московский журнал международного права. – 1995. - № 2. С. 29-41.
39. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. Учебник. – М.: издательство БЕК, 1996. – 371 с.
40. Люсиус Кафлиш. Регулирование видов использования международных водотоков // Международные водотоки: Расширение сотрудничества и урегулирование конфликтов (научные редакторы – С.М.Салман и Л.Б.Шазурн). Нью-Йорк; Женева: ООН. 2000 г. – 207 С. – С. 3-14.
41. Мави В. Действие норм международного права во внутреннем праве по вопросам окружающей среды // Реализация международно-правовых норм во внутреннем праве. К., 1991. – с. 123-124.
42. Малинин С.А. К вопросу о правовой классификации водных пространств // Информационный сборник ЦНИИМФ. – Вып. 46. – М., 1960. – С. 13-19.
43. Мамед-Заде П. Партнерство ради воды// Азия и Африка. 2002. - № 1. – С. 37-38.
44. Мамун Мустафа Атта-Эль-Манан. Международно-правовые аспекты регулирования режима реки Нил. Автореф. дис. …канд. юридич. наук. МГУ им. В.М. Ломоносова. - М., 1987. – 22 с.
45. Международное воздушное право. – Кн.I. – М., 1980. – С. 48.
46. Международное и внутригосударственное право: Проблемы сравнительного правоведения / Отв. ред. Г.В. Игнатенко. – Свердловск: СЮИ, 1984. – 131 с.
47. Международное право / Тункин Г.И., Талалаев А.Н., Шибаева Е.А. и др. / Отв. ред. Г.И. Тункин. – М.: Юридическая литература, 1994. – 511 с.
48. Международное право: Учебник для вузов / Игнатенко Г.В., Суворова В.Я., Туинов О.И. и др. / Под ред. Г.В. Игнатенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1995. – 399 с.
49. Международные водотоки: Расширение сотрудничества и урегулирование конфликтов (научные редакторы – С.М.Салман и Л.Б.Шазурн). Нью-Йорк; Женева: ООН. 2000 г. – 207 С.
50. Миронов Н.В. Международное право: нормы и их юридическая сила. – Юридическая литература, 1980. – 159 с.
51. Міжнародне право: Підручник / За загальною ред. І.І. Лукашука, В.А. Василенка. – К.: Вища школа, 1971. – 280 с.
52. Мовчан А.П. Кодификация и прогрессивное развитие международного права. – М.: Юридическая литература, 1972. – 216 с.
53. Мовчан А.П. Об основных принципах международного морского, воздушного и космического права//Международное морское, воздушное и космическое право. М., 1992. – С.8-25.
54. Молодцов С.В. Международное морское право. М.: Международные отношения, 1987. – 272 с.
55. Мухаммед Талал Аль-Тунейми. Общие принципы международного права. – Каир. – 1982. (на араб. языке). – 380 с.
56. Мухаммед Абдул Хамид, Мустафа Хусин. Международное публичное право. - Бейрут. – 1988. (на араб. языке). – 398 с.
57. Муххамед Азиз Шукри. Принципы международного публичного права. – Египет. – 1985. (на араб. языке). – 402 с.
58. Мухаммед Аль-Дакака. Международное право: Источники и субъекты. –1992. (на араб. языке). – 245 с.
59. Муравецкий В. Функции международной организации. – М.: Прогресс, 1976. – 384 с.
60. Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. – М.: Прогресс, 1974. – 256 с.
61. Нечаев Б.Н. Статус исторических вод (доктрина и практика) // Океан, техника, право. – М., 1972. – С. 44-51.
62. Общепризнанные нормы в современном международном праве. – К.: Наукова думка, 1984. – 269 с.
63. Оперативное руководство Всемирного Банка. Оперативная политика. Проекты по международным водотокам. ОП 7. 50. Октябрь 1994 г. – 207 с.
64. Оппенгейм Л. Международное право: Пер. с англ. – М.: ИЛ, 1984. – Т. 1: Мир, полутом 1. – 408 с.
65. Охрана трансграничных вод: Руководящие принципы для разработки политики и принятия решений//Европейская Экономическая Комиссия. – Нью-Йорк-Женева: ООН. Серия публикаций по водным проблемам. – 1996. – № 3. – 100 с.
66. Радж Кришна. История и условия развития политики Банка в отношении проектов, касающихся международных водных путей // Международные водотоки: Расширение сотрудничества и урегулирование конфликтов (научные редакторы – С.М.Салман и Л.Б.Шазурн). Нью-Йорк; Женева: ООН. 2000 г. – 207 С. – С.27-37.
67. Рашад Аль- Саид. Принципы в международном публичном праве. – Амман. – 1985. (на араб языке). – 232 с.
68. Реализация международно-правовых норм во внутреннем праве / Отв. ред. В.Н. Денисов, В.И. Евинтов. – К.: Наукова думка, 1992. – 241 с.
69. Советский ежегодник международного права. 1988. М.: 1989.
70. Стефан Мак Кафри. Конвенция Организации Объединенных Наций о праве несудоходных видов использования международных водотоков: перспективы и недостатки // Международные водотоки: Расширение сотрудничества и урегулирование конфликтов (научные редакторы – С.М.Салман и Л.Б.Шазурн). Нью-Йорк; Женева: ООН. 2000 г. – 207 С. – С. 15-24.
71. Талалаев А.Н. Право международных договоров. – М.: Международные отношения, 1985. – 294 с.
72. Территориальная юрисдикция Международной комиссии по реке Одер, решение № 16, 1929 г. PCU. (Ser. A). No 23 – 27 с.
73. Тимошенко А. С. Экологическая безопасность и международное право // Советский ежегодник международного права. 1988. М.: 1989. – С. 23-37.
74. Усенко Е.Т. О системе международного права //СГП. 1988. –№ 4. - С. 123-124.
75. Ушаков Н.А. Субъекты современного международного права // Советский Ежегодник международного права 1964-1965. – М.: Наука. – 1966. – С. 60-75.
76. Ушаков Н.А. Суверенитет и его воплощение во внутригосударственном и международном праве // Московский журнал международного права. –1994. - № 2. – С. 5-19.
77. Фердросс А. Международное право: Пер. с нем. – М.: ИЛ, 1959. – 652 с.
78. Черниченко С.В. Объективные границы международного права и соотношение международного и внутригосударственного права // Советский Ежегодник международного права 1984. – М.: Наука. – 1986. – С. 81-104.
79. Черниченко С.В. Государство как личность, субъект международного права и носитель суверенитета // Российский ежегодник международного права 1993-1994. – СПб.: Наука. – 1995. – С. 20-37.
80. Шишко А.А. Международное природоохранительное сотрудничество и реализация суверенитета государства. В кн.: Реализация международно-правовых норм во внутреннем праве (Отв. ред. В.Н.Денисов, В.И. Евинтов). – К., 1992. – С. 129-150. – C. 138-145.
81. Шуршалов В.М. Основные вопросы теории международного договора. – М.: Изд-во АН СССР, 1959. – 472 с.
82. Adriaanse, M.J. Van de Kraats, P.G.Sticks, R.c. Ward. Proceedings, Monitoring Tailor-made, an international workshop on monitoring and assessment in water management. 20-30 Sept. 1994. Beekbergen (Netherlands). 1995. – 122 p.
83. Annuaire de l’Institut de droit International. Bale, 1980. – P. 196-211.
84. Annuaire francais de droit international. – T. XXVIII. – 1982. – P. 820-828.
85. Ben Crow. Sharing the Ganges – The Politics and Technology of River Development.- L., 1995. – 342 p.
86. Ben Gurion University of the Negev with Tahal Consulting Engineering. Israel Water Study for the World Bank. Report R-94-36 (1). Washington: World Bank.1994. – P.P. 2.6-2.7.
87. Biswas A. Indus Water Treaty. The Negotiating Process. 17 Water Int. 1992. – 201 p.
88. Bowen J. Economics and Demography. L., 1976. – 128p.
89. David A. Hodell, Jason H. Curtis. Possible Role of Climate in the Collapse of Classic Maya Civilization. Nature. June 1. 1995. – P. 391-395.
90. Detter Le Lupis T. The concept of international law. – Stockholm. – 1987. – 320 р.
91. Dinstein Y. The Interaction of International Law and Justice // Israel Yearbook on human rights. 1986- vol.16.-p.9-42.
92. Dupuy R.-J., Vignes D. Traite du nouveau droit de la mer. – Paris : Vers. 1985. – 352p.
93. Earth faces Water Crisis. World Bank press release. August - № 6. 1995. – 96 р.
94. Elmusa, Sharif S. Water conflict: economics, politics, law and Palestinian-Israeli water resources. Institute for Palestine Studies. N-Y., 1997. – 362p.
95. Environmental protection and sustainable development. Legal principles and recommendations. L.,Dordrecht; Boston, 1987. – 125 p.
96. Gamal Abouali. An Analysis of the Status of Palestinian Water under International Law. Yaie University Law School. 1996. – P. 7-14.
97. Gruen G. The Water Crisis. The next Middle East Conflict. IUP.1992 – 240p.; Naseer Aburi. The Obstruction of Peace: The United States, Israel, and the Palestinians.1995 – 326 p.; Tessler, M.A. History of the Israeli-Palestinian Conflict. Bloomington: Indiana University Press. 1994. – 402p.
98. German Environmental Law: Basic texts and introduction. Ed. By G. Dordrecht etc.: Kluwer. 1994. 387 p.
99. Haddad, Marwan, Samir Abu Ghusha. “Consumption of Water in the West Bank: Past, Present and Future”. Nablus: Department of Civil Engineering, al-Najah National Univ. 1992. – 325p. (in Arabic).
100. Hakapaa Kari. Marine Pollution in International Law (Materials Obligations and Jurisdiction). – Helsinki, 1981. – 202 p.
101. Hayton, A.E. Atton. “Transboundary Groundwaters: The Bellaggio Draft Treat”, Natural Resources Journal, Summer. L., 1989. – P.P. 663-722.
102. International Association for Water Law: Recommendations of the Caracas Conference. L., 1977. – P. 9-30.
103. International Law Association: Montreal Conf., 1982: Committee on International Water Resources Law. L., 1982. – P. 6 -10.
104. International Law Association. Seoul Conference, 1986. Committee on International Water Resources. L., 1986. – P. 21-43.
105. Jagat S., Mehta. The Indus Water Treaty: A case Study in the Resolution of an International River Basin Conflict // Natural Resources Forum, L., 1988. – P. 69-90.
106. Jerusalem Post (international edition), 28 August 1996.
107. Kimche D. The Arab-Israel Peace Process. – “Security Dialogue”, June 1996. – Vol. 27. – No. 2. – P. 115-142.
108. S.Kirmani, R. Rangeley. International Inland Waters: Concepts for a more active World Bank Role // World Bank Technical Paper. - No. 239, 1994. - P. 40-62.
109. Lauterpacht H. The Development of International Law by the International Court. L., 1958.
110. Lowi Miriam L. Water and Power: The Politics of a Scarce Resource in the Jordan River Basin. London. Cambrige Univ. Press. 1993. – 384p.
111. Making the Most of the Least. Alternative Ways to Development. N.Y. – L., 1980. – 132p.
112. Mann A. Foreign Affairs in English Courts. Oxford, 1986. – 103 р.
113. Naff T., Matson R.C. Water in the Middle East: Conflict or Cooperation? Boulder, Colorado: Westview Press.1984. – 230p.
114. Peter H. Gleick, Peter Yolles and Haleh Hatami. Water. War and Peace in the Middle East // Environment. April. N.Y., 1994. – P. 6-23.
115. Peter H. Gleick. Water in Crisis: A Guide to the World’s Fresh Water Resources. N.Y. – L., 1993. – 122p.
116. Philip L. Fradkin. The River of Diminishing Returns. Los Angeles Times Magazine. October 29. N.Y. – L., 1995. P. – 18-25.
117. Rainer E. Enderlein. Managing Transboundary Waters in Europe: Lessons learned and future prospects; in Proceedings of the International Conference “Management of Transboundary Waters in Europe” (Marcel T.J. Kok. Ed.). 1996. – 246 p.
118. Rao P. Ch. The new law of Maritime Zones. – New Delhi. – 1983. – P. 247-253.
119. Robert Engelman and Pamela Le Roy. Sustaining Water: An Update. Population Action International. January. L., 1995. – P. 8-19.
120. Rousseau Ch. La Constitution de 1958 et les traites internationaux // Hommage d`une generation de jurister au president Basdevant. Paris. 1960. – 467 р.
121. Scobbie Iain.”H2O after Oslo: Legal Aspects of Water in the Occupied Territories”. In.: The Palestine Yearbook of International Law. The Hague: Kluwer Law International in association with Al-Shaybani Society of International Law. 1996. – P. 79-110.
122. Sergei Vinogradov. Transboundary Water Resources in the former Soviet Union: Between Conflict and Cooperation, Natural Resources J. – 1995. - № 36 – P. 393-411.
123. Senior Advisers to ECE Governments on Environmental and Water Problems, Economic Commission for Europe. Bilateral and Multilateral Agreements in Europe and North America on the Protection and use of Transboundary Waters. – L., 1993. – 324 p.
124. Sharma, Et al. African Water Resources: Challenges and Opportunities for Sustainable Development. World Bank Technical Paper. No. 331. 1996. – 83 p.
125. Schwarz, J. “Water resources in Judea and Samaria and the Gaza Strip.” Judea Samaria and Gaza, ed. By J.D. Elazer. Washington: American Enterprise Institute. 1982 – 280p.
126. Starr Joyce Shira. Covenant over Middle Eastern Waters: Key to World Survival.- L., 1998 – P.122-137.
127. Sustaining Water: Population and the Future of Renewable Water Supplies. In.: Population Action International. N.Y., 1993. – 236 p.
128. Taking a stand. From Stockholm 1972 to Nairobi 1982. Declarations on the world environment. Vienna, 1982. – 283 p.
129. Teclaff, Utton. International groundwater law. N. Y., 1981. – 220 p.
130. The Mitchell’s Fact-Finding Committee Report // Palestinian National Authority. The Official Website. 2001. – P. 1-10.
131. Tim Cline. Sink or Swim: Population Pressures Threaten the Nation’s Water // The ZPG Reporter: September/October 1995. – P. 6-12.
132. United Nations. Environmental Data Report, 1993-1994. L., Cambridge, Mass: Blackwell Publishers for UN Environmental Programme. – P. 218-219.
133. Virally M. La distinction entre textes internationaux ayant une portee juridique dans les relations mutuelles entre leurs auteurs et textes qui en sont depourvue. Annuaire de L’Institut de Droit International. 1983. – Vol. 60. NI. – P. 5-24.
134. Vischer Ch. Methode et systeme en droid international. – Recueil des cours. – 1973. Leyden. – t. 138.
135. Yearbook of International Law Commission. N.Y., 1974. – Vol. 2, pt. 2. – P. 356-377.
136. Water: Flowing Uphill // The Economist. August 12. 1995. – P. 20-36.
137. Water Resources Cooperation in the Ganges – Brahmaputra River Basin. Lyndon Johnson. School of Public Affaire, Policy Research Project Report Number 101, 1998 – 180 p.
138. Waterbury J. Hydro politics of the Nile. Syracuse: Syracuse University Press. – 1979. – P. 63-115.
139. Winter G. Internationale Bezuge in der Vorchriften des UGB// Iahrbuch des Umwelt und Technikrechts 1998. B. 1998. – S. 137-159.
140. World Bank, Kenya, Tanzania, Uganda: Lake Victoria Environmental Management Project (Report No. 15541-AFR), 1996. – 102р.
141. World Bank. Water Resources Management (Policy Paper), 1993. – 90 p.
142. World Resources Institute. World Resources 1994-1995. . N.Y., 1995. – P. 6-7.
143. Zhou Qingchang. Water Resources of the Middle East. Beijing Review. November 15. 1993. – P. 11-15.
144. Бацанов С.Б., Ефимов Г.К., Кузнецов В.И. и др. Словарь международного права. – М.: Международные отношения, 1986. – 432 с.
145. Венская конвенция о праве международных договоров // Международное право в документах. – М.: Международные отношения, 1982 – с. 69-98.
146. Водний кодекс України: Офіційний текст станом на 1 вересня 2000р./Міністерство Юстиції України. – Офіц. Вид. – К.: Вид. Дім “Ін. Юре”, 2000 – 96 с. (Кодекси України).
147. Движение неприсоединения в документах и материалах. М.: Наука. 1989. – 494 с.
148. Док. ООН. А/5409. Pt 2. 1963. – P. 266-277.
149. Док. ООН Е.73.11.А.14. 1972.
150. Док. ООН А/СN 4/274. – Vol. 2. 1974. – P. 207-262.
151. Док. ООН. А/CN, 4/274. Vol. 3. – P. 260.
152. Док. ООН. ST/LEG/Ser. B/12. – P. 928, 831, 534.
153. Док. ООН А/5409. Vol. 1.- P.P. 123-124; 129-130; 149; 369.
154. Док. ООН А/5409. Vol. 2. – P. 250-390.
155. Док. ООН Е.77.11.А.12. 1977.
156. Док. ООН ТД/В/1305 от 9 августа 1991 г. – С. 13.
157. Док. ООН А/CONF. 15115/Rev. 1/13 June 1992.
158. Док. ООН А/51/869 от 11 апреля 1997 г., 36 I.L.M.700 (1997).
159. Доклад Комитета по мирному использованию дна морей и океанов за пределами действия национальной юрисдикцию Генеральная ассамблея ООН. Официальные отчеты. Двадцать седьмая сессия.. Дополнение № 21 (А/8721). - Нью-Йорк, 1972. – С. 95-98.
160. Европейская Экономическая Комиссия. Кодекс поведения при аварийном загрязнении трансграничных вод, принятый Европейской экономической комиссией на ее 45-й сессии (1990 г.) решением С (45) в сотрудничестве и при поддержке ЮНЕП. ООН, 1991. – 41с.
161. Европейская экономическая комиссия. Законодательство в области подземных вод в регионе ЕЭК. ООН, Нью-Йорк (Доклад, подготовленный под руководством Комитета ЕЭК по водным проблемам), 1986. – С. 10-37.
162. Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков от 21 мая 1997 г. // Международные водотоки: Расширение сотрудничества и урегулирование конфликтов (научные редакторы – С.М.Салман и Л.Б.Шазурн). Нью-Йорк; Женева: ООН. 2000 г. – 207 С. – С.145-160.
163. Морское право. Официальный текст Конвенции ООН по морскому праву с приложениями и предметным указателем. – Нью-Йорк, 1984. – С. XXXIII – XXXIX.
164. Приказ № 2 от 1 августа 1967 г. В кн.: Израильские военные приказы. – Т.1.- Иерусалим, 1986. – 324 c. (на иврите).
165. Проект Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте//ENWA/AC. 3/R. 5/Rev. 1. – 80 с.
166. Протокол по проблемам воды и здоровья от 17 июня 1999 г. к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 17 марта 1992 г.// Международные водотоки: Расширение сотрудничества и урегулирование конфликтов (научные редакторы – С.М.Салман и Л.Б.Шазурн). Нью-Йорк; Женева: ООН. 2000 г. – 207 С. – С. 189-207.
167. САПП РФ, 1993, № 48. ст. 4641.
168. САПП РФ, 1992. № 4. – Ст. 196.
169. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М.: Международные отношения, 1967.– Вып.22. – Действующие договоры, вступившие в силу между 1 января 1961г. и 31 декабря 1962г. – 512 с.
170. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М.: Международные отношения, 1970. Вып. 23. – 661 с.
171. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М.: Международные отношения, 1978. - Вып. 32. – Действующие договоры, вступившие в силу между 1 января 1975г. и 31 декабря 1976г. – 583 с.
172. Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 7. Ст. 450.
173. Собрание постановлений Правительства РФ. 1993. № 35. Ст. 3389.
174. Уголовный кодекс ФРГ: М., 1996. – С. 189.
175. Устав Лиги арабских государств и Договор о совместной обороне и экономическом сотрудничестве. Текст документов. – Каир: Изд. ЛАГ. – 1975 (на араб. языке). – 203 с.
176. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1986. – 590 с.
177. Юридический энциклопедический словарь (под ред. А.Я. Сухарева). – М.: Советская энциклопедия, 1984. – 415 с.
178. Constitutions, Electoral laws, Treaties of States in the Near and Middle East (ed. by. A.M. Davis). – 1955 . - T. XXX. – 556 с.
179. Doc. A/40/1923. – 1985. – 27 Sept. – p.31.
180. Doc. A/41/1986. – 1985. – 28 Oct. – p.31.
181. Doc. A/AC.138/SC III/SR 29. – 15 July 1972.
182. Doc. A/AC. 138/C/II/L/18. – 1973. – 27 Mars.
183. Doc. A/Conf.62/L 145. – 29Apr. 1982.
184. Doc. A/Conf.62/L 150, L 155 and L 159. – 27 Sept. 1982.
185. Doc. A/AC.138/SC III/SR 29. – 15 July 1972.
186. Doc. IMO_SN/Circ.126/Add.1. – 1985. – 1 June.
187. Doc. Informal Meeting/2/Rev.1. – 1979. – 16 Aug.
188. Док. ООН А/СN, 4/274. – Vol. 2. – P. 275.
189. Documents on Palestine. Vol. II. Ed by Mahdi F. Abdul Hadi. PASSIA, Jerusalem. – 1993. P. 142-320.
190. Economic Commission for Europe. Convention on Access to Information, Public Participation in Decision-making and Access to Justice in Environmental Matters of 25 June 1998. – United Nations. 1999. – 85 p.
191. 36. I. L. M. 523 (1997).
192. India-Pakistan, India Bilateral Treaties and Agreement. – Vol. 3, 427. D., 1997. – 280 p.
193. Latin American and Caribbean Summit Declaration of Brazilia on the Environment // International Legal Materials. – 1989. – No 28. – P. 1311.
194. Law of the Sea. Bulletin. – No 1. – 1983. – Sept. – P. 14-20.
195. Law of the Sea. Bulletin. – No 7. – 1986. – Apr. – P. 53-66.
196. OAU Secretariat, Addis Ababa (CM/205).Африканская конвенция об охране природы и природных ресурсов. В кн.: Организация Африканского Единства (Сб. док.). – Вып. 2 (1966-1969). М., 1973. – С.205-217.
197. Reports of International Arbitral Awards: Lake Lannoux (Spain v. France), 12 R. I. A. A., 1957. – P. 281.
198. Reports of International Arbitral Awards: Trail Smelter (U.S. v. Can.) (1941), 3 R. I.A.A. 1905 (1949). – P. 1911-1965.
199. The Amazon Declaration //International Legal Materials. – 1989. – No 28. – P. 1303.
200. Treaty of Peace between the State of Israel and the Hashemite Kingdom of Jordan: 26 October 1994. – Jerusalem. Ministry of foreign affairs. 1994 – Art. 6; Annex II.
Для заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте http://www.mydisser.com/search.html