И.И.Крылов на Кавказских Минеральных Водах. Изучение проблемы

СОДЕРЖАНИЕ: И.И.КРЫЛОВ НА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОДАХ. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. Сообщение на научно-практической конференции «И.И.Крылов. Художник. Педагог. Гражданин».

И.И.КРЫЛОВ НА КАВКАЗСКИХ

МИНЕРАЛЬНЫХ ВОДАХ. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.

( Сообщение на научно-практической конференции

«И.И.Крылов. Художник. Педагог. Гражданин».

Новочеркасск. 9 июня 2004 года).

Символом Кавказских Минеральных Вод издавна стал Орел, терзающий змею. Он же является главной фигурой в гербе Кавказских Минеральных Вод. Основой этого символа давно уже стала скульптура Орла, установленного в Пятигорске на Горячевой горе в начале ХХ века. А так как она вскоре была «растиражирована» в скульптурах, рисунках, а затем стала символом, то местные краеведы, историки долгие годы утверждали, что скульптура Орла на месте выхода главного, Александровского источника, была установлена вовсе не случайно и появилась здесь в 1903 году, то есть к 100-летию Кавказских Минеральных вод. Символика скульптурной группы ясна: Орел – это лечебная мощь целебных минеральных источников, змея – болезни, которые побеждаются с помощью минеральной воды.

По последним разысканиям краеведа С.В.Боглачева, было установлено, что на самом деле скульптура Орла появилась на Горячей горе раньше – в 1901 году, когда Дирекция Кавказских Минеральных вод решила устроить на Горячей горе еще один курортный парк и украсить его различными скульптурами. Имя создателя Орла – местного скульптора Л.К. Шодкого хорошо известно на КМВ, так же как и его творчество. В последние годы достаточно неплохо прослежена биография Шодкого.

Но с появлением скульптуры Орла связано еще одно имя – художника И.И. Крылова – личности для местных историков совершенно неизвестной.

Занимаясь историей постройки казенных театров на Кавказских Минеральных Водах в начале ХХ века мы обратили внимание на то, что в оформлении сцен Лермонтовской в Пятигорске и Пушкинской в Железноводске галерей (то есть казенных театров) принимал также участие некий художник И.И. Крылов, которому затем была предоставлена возможность устроить в Пятигорске персональную выставку. Сопоставив время установки скульптуры Орла и устройство галерей – 1901-1902 годы мы высказали предположение, что в одном и другом случае речь идет об одном и том же человеке.

Из публикации в местной прессе о персональной выставке Крылова в Пятигорске удалось выяснить, что неизвестный нам художник учился в Петербургской Академии художеств.

Изучив фонды архива Академии в Санкт-Петербурге С.В.Боглачев смог выяснить некоторые детали биографии Крылова. Так в краевой курортной газете появилась публикация «Орел на Горячей горе», где автор опубликовал результаты своих исследований. Позже эта статья была включена в альманах «Наследие» «Кавказские Минеральные Воды» (2004 г.), как важный фактический материал для истории КМВ.

Однако никаких дополнительных сведений о пребывании этого художника нам не было известно. А имя его привлекло наше внимание еще и потому, что когда-то в Пятигорском музее «Домик Лермонтова» существовал портрет М.Ю. Лермонтова, написанный неким художником Крыловым. История портрета до сих пор остается загадочной, его следы затерялись уже в наше время. Однако портрет этот был очень значим для Пятигорска. В Государственном музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова хранится ряд фотографий разных лет: 1910-20-х годов с изображением различных торжеств, посвященных знаменательным лермонтовским датам. На некоторых из них запечатлены депутации с портретом одного и того же портрета Лермонтова. Нам было известно, что в Лермонтовской галерее долгие годы висел над сценой портрет поэта, вероятно, он же и запечатлен на фотографиях. Логично допустить, что его рисовал также И.И.Крылов, одновременно с декорациями.

Но для этого нужны документальные доказательства.

Наши поиски привели в Новочеркасск, на родину художника И.И.Крылова, в Музей истории Донского казачества. Для нас неожиданным оказался факт, что в Новочеркасске существует мемориальный музей художника.

Надеемся, что совместная научно-исследовательская работа с сотрудниками музея И.И.Крылова поможет стереть белые пятна и в истории Кавказских Минеральных Вод.

В заключение приводим публикации в пятигорской газете «Кавказские Минеральные Воды» за 1902 год о деятельности Крылова в нашем регионе. Думаем, что они могут быть интересны и для изучения биографии художника в Новочеркасске.

А.Н. Коваленко, зав.мемориальным

отделом Гос.музея-заповедника

М.Ю. Лермонтова, г. Пятигорск.

Приложение к сообщению.

«Театр и музыка».

На днях в «Лермонтовской галерее», г. Директором Минеральных вод с участием многих служащих в Управлении Кавказских Минеральных Вод, и при довольно многочисленной посторонней публике, состоялся осмотр и прием театральных декораций, изготовленных и написанных художником И.И.Крыловым. Осмотр декораций производился при электрическом свете, чтобы вернее судить о производимом ими вечером впечатлении, причем применялись эффекты красного, белого и синего света. Из осмотренных декораций, больше напоминающая картину, передняя занавесь, изображающая чудный уголок Адриатики с бело-мраморным дворцом на берегу моря, с красивой и воздушной панорамой на заднем плане.

Удивительно хороша полная жизненной природы и воздуха лесная декорация, задним планом которой служит занавесь с изображением таинственной лесной прогалины с застоявшимся прудом, местами подернувшимся зеленью с плавающими на нем водяными лилиями. Вода на этой декорации изображена с реальностью, доходящей до иллюзии. Прекрасное впечатление также оставляет декорация горной дали с воспроизведением грозно-величавой и мощно-красивой природой Кавказа. Вполне художественные вещи представляют из себя также декорации городской площади и внутренности тюрьмы. Остальные, - также не разрушают приятного впечатления, оставленного перечисленными уже декорациями. Невольно радуешься, что на долю этого театра выпала возможность иметь не пачкотню ремесленников-декораторов, а декорации, более чем наполовину, представляющие чисто художественный интерес. Этим же талантливым художником выполнены декорации и в театре Железноводской галереи.

Газета «Кавказские Минеральные Воды»,

1902 г., № 15, 15 мая, с.3.

«Обзор картинных выставок в Пятигорске».

К эстетическим наслаждениям кавказской природой, музыкой оркестров и театральным развлечением нынешний сезон прибавил в Пятигорске две выставки картин художников Крылова и Фетваджиана, иллюстрирующих своими произведениями красоты Кавказских гор, необозримый простор нашей матушки России и дающих своими жанровыми картинами сцены быта и нравов ее бесчисленных народностей.

Переходя к обзору каждой выставки отдельно, надо заметить, что г-н Крылов выставил по—преимуществу пейзажи и, как природный казак, из Петербургской академии художеств вынес искусство передавать бесконечные дали родных степей. Одна из капитальных его вещей: «Степь ковыльная», фигурировавшая на последней всемирной Парижской выставке, всего лучше передает зрителю это волнующееся море травы, переливающееся серебром, под горячими лучами летнего солнца, степные наездницы, гарцующие по-мужски в своих ярких халатах живописно оживляют киргизскую степь. «Объездчики» ранним утром приостановили своих коней и, кажется, залюбовались долиной реки тянущейся красивыми зигзагами куда-то далеко-далеко. «Пора домой» - интересный жанр: козел-вожак стада подошел к заснувшему пастуху и остановился в раздумьи, можно-ли обеспокоить своего отдыхающего повелителя. С соседнего холмика другой козлик наблюдает отважится ли старший вожак разбудить их общего хозяина, а стадо овец еще мирно пасется, предоставляя решить вопрос о возвращении на ночлег своим бравым вожакам. И снова на десятки верст расстилается травянистая степь.

Кавказ с его величавыми горными вершинами дает художнику богатый материал для солидных вещей; каковы: «утренняя заря», с блистающим снежным Казбеком, или «аул в ущельи» сохраняющий живописные контуры былых времен, когда не было еще настроено «дымных келий по уступам гор», или «долина Терека у Владикавказа», рисующая мирный уголок, окруженный грандиозными скалами.

Окрестности Пятигорска, Железноводска с мирным Машуком, грациозной Бештау, дают целую серию интересных воспоминаний; не забыта и матушка Москва, то в зимнем, то в летнем наряде: ее «Воробьевы горы», ее «Бутырки», переданы художником с характерно выбранных точек, москвичам не надо и в каталог заглядывать, чтобы узнать монастырь, вагон конки, ожидающей богомольцев, и разносчика, расставившего свой лоток около самого бульвара.

Перед нами не только картины, дающие абрисы известных местностей, но передающие чарующую природу, навевающие настроение, подмеченное артистом. Взгляните № 19: «Оттаяло», и этот весенний вечер переносит вас в иной мир, где вечерние золотистые переливающиеся тона окрашивают все окружающее и заставляют ярко блистать воду между растрескавшегося мелового льда. Картина эта была на Берлинской художественной выставке. Из значущихся в каталоге 70 номеров некоторые состоят из нескольких эпизодов, но это далеко не все, что создал художник, которого вещи ежегодно появляются на картинных выставках и украшают дворцы: так у Государыни императрицы Марии Федоровны имеются «Крымские берега у Ай-Тодора», у Великой княгини Ксении Александровны – картина «Весна»; этюд к которой подарен художником в пользу Пятигорского Благотворительного общества…

Газета «Кавказские Минеральные Воды»,

1902, № 84, 23 июля, с.2-4.

Скачать архив с текстом документа