Историческое прошлое русского народа в повести Карамзина Наталья, боярская дочь
СОДЕРЖАНИЕ: Н.М. Карамзин известен читателям как писатель и историк. «История государства Российского» была главным произведением последнего периода жизни писателя, но еще в некоторых своих повестях, более ранних, он также обращается к истории России. На историческом материале построена и повесть «Наталья, боярская дочь».Н.М. Карамзин известен читателям как писатель и историк. «История государства Российского» была главным произведением последнего периода жизни писателя, но еще в некоторых своих повестях, более ранних, он также обращается к истории России. На историческом материале построена и повесть «Наталья, боярская дочь».
В конце XVIII – начале XIX века в русском обществе широко распространилась галломания – подражание образу жизни и обычаям французов. Н.М. Карамзин хотел противопоставить этому славное историческое прошлое России, как патриот, пытается бороться за национальную самобытность русской жизни и русской литературы. Во вступлении к повести он говорит: «Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное платье свое наряжались, ходили своею походкой, жили по своему обычаю, говорили… как думали».
Нельзя сказать точно, чье именно царствование и какая эпоха изображены в повести. Все довольно условно, упоминаются бунты и волнения, которые возмущали благополучие царства лет за тринадцать до происходящих событий. Говорится о мусульманской стране где-то в Поволжье, где умер отец Алексея. Происходит война с литовцами, оканчивающаяся победой русского войска. Непонятно даже, какой же это век, но для автора это и не важно. Он рисует допетровскую Россию, где правит некий идеальный царь. Этот царь тоже имеет врагов и должен разбирать интриги своих подданных, но он милостив и великодушен. Он справедлив и добр. Главное для него – установить истину, заботиться о благополучии своего народа. Он доверяет боярину Матвею, называя его «правым глазом своим». Боярин Матвей решает все тяжбы по совести, не ищет каких-либо привилегий и выгоды для себя лично. Автор называет его «заступником бедных соседей», «верным другом человечества». Эта ситуация, конечно же, противопоставлена веку Екатерины II, где фавориты брали взятки и разворовывали казну государства.
Война с литовцами вызывает во всем народе прилив патриотизма. Люди готовы «умереть или победить». Такие чувства возникают в минуты особой опасности для Родины, что позже проявилось и в войне 1812 года. Люди ушли сражаться, те, кто не мог, молились о победе русских войск. Москва опустела. И как же радостно встречает она потом победителей! Народ ликует, славя имя царя.
Историческое прошлое России приукрашено автором. Н.М. Карамзин идеализирует допетровскую Россию, противопоставляя ее современности, давая читателю возможность сравнения. И конечно, это сравнение не в пользу самодержавной России конца XVIII века.