Холодная война.Последняя схватка 1979-1985 -новый этап обострения международной напряженности
СОДЕРЖАНИЕ: Творческая работа по всеобщей истории по теме «Холодная война.Последняя схватка (1979-1985)-новый этап обострения международной напряженности».Творческая работа
по всеобщей истории
по теме
«Холодная война.Последняя схватка (1979-1985)-новый этап
обострения международной напряженности».
Выполнила: Калинина С.С Учитель: Ушакова О.И
Тула 2008г.март-апрель.
План.
«Холодная война»,термин, обозначающий состояние военно-политической конфронтации государств и групп государств, при которой ведётся гонка вооружений, применяются экономические меры давления (эмбарго, блокада экономическая и т. п),осуществляется организация военно-стратегических плацдармов и баз. «Холодная война» возникла вскоре после Второй мировой войны. В основном закончилась во второй половине 1980-х-начале 1990-х гг. главным образом в связи с демократическими преобразованиями во многих странах бывшей социалистической системы.
После Второй мировой войны единство стран-победительниц не могло сохраняться долго. СССР, с одной стороны, и США, Великобритания и Франция-с другой, представляли различные социальные системы. Обе стороны стремились к расширению территории, в которых были распространены именно их общественные порядки. СССР стремился получить доступ к ресурсам, которые прежде контролировались капиталистическим странами. Прокоммунистические и просоветские партизанские движения развернулись в Греции, Иране, Китае, Вьетнаме и других странах. США и их союзники стремились сохранить своё господство в Западной Европе, Азии, Африке и Латинской Америке.
Двадцатилетний период-1965-1985 гг. -развитие Советского Союза, несмотря на предпринимаемые попытки стабилизировать систему с помощью определенных реформ, не принес ожидаемых результатов. В стране сохранялись основы партийно-государственного монополизма, и это вело к стагнации в экономике. Накапливались противоречия в социальной сфере и в общественной жизни, а с ними и предпосылки для всестороннего, системного кризиса.
Во время разрядки были приняты важные документы по Ограничению стратегических вооружений. Однако, ограничив общие объемы ядерного оружия и ракетной техники, эти соглашения почти не касался размещения ядерного оружия. Между тем сверхдержавы могли сконцентрировать больше количества ядерных ракет в наиболее опасных точках мира, даже не нарушая согласованные общие объемы ядерных вооружений. Это привело к ракетному кризису 1979-1987 гг. Окончательно разрядку похоронило вторжение советских войск. В Афганистан в ходе Афганской войны в декабре 1979. Еще больше отношения между блоками ухудшились после подавления профобъединения «Солидарность» в Польше. В 1980-1982 гг. США вели против СССР серию экономических санкций. В 1983 президент США Р.Рейган назвал СССР «империей зла» и призвал ликвидировать ее. Началась установка новых американских ракет в Европе. В ответ на это генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов прекратил все переговоры с США. Мир подошел к грани третьей мировой войны почти также близко, как и во время Карибского кризиса. В 1983 Рейган выдвинул идею «звездных войн»- космических систем, которые могли бы защитить США от ядерного удара. Эта программа осуществлялась в обход договора по ПРО. У СССР не было технических возможностей для создания такой же системы. Несмотря на то, что США тоже были далеки от успеха в этой области коммунистические лидеры осознали, что могут проиграть «холодную войну».
К середине 1980-х гг. страны«реального социализма» вошли в полоску кризиса. Бюрократическая экономика уже не могла обеспечить растущие потребности населения и с трудом выдерживали гонку вооружений. СССР всё труднее было нести бремя «холодной войны»,поддерживать союзные режимы по всему миру, вести войну в Афганистане. Всё более заметным и опасным было техническое отставание СССР от капиталистических стран. В марте 1985 к власти в СССР пришел новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев. В 1985-1986 гг. он провозгласил политику широких преобразований, известных как перестройка. Эти преобразования предполагали улучшение отношений с капиталистическими странами на основе равноправия и открытости ( «новое мышление»). Горбачев пытался добиться улучшения отношений со странами Запада. В ноябре 1985 он встретился с Рейганом в Женёве и предложил значительно сократить ядерные вооружения в Европе. Решить проблему было ещё нельзя, потому что Горбачев требовал отмены СОИ, а Рейган не уступал. Но два президента лучше узнали друг друга, что помогло им договориться позднее. После неудачной встречи в Рейкьявике в 1986 два президента, наконец, пришли к соглашению в Вашингтоне в декабре 1987: американские и советские ракеты среднего радиуса действия выводились из Европы. В 1989 в ходе Восточноевропейских революций 1989 г. «железный занавес» рухнул.
Советское руководство выдвинуло с 1971 по 1981 г. ряд положений, которые оно объявило Программой мира. Основные положения Программы мира охватывали следующий круг задач Советского государства на международной арене:
· Запрещение ядерного, химического, бактериологического оружия;
· Ядерное разоружение всех государств, обладающих им;
· Прекращение гонки вооружений и сокращение ядерного и обычного оружия;
· Ликвидация военных очагов и прекращение региональных конфликтов;
· Обеспечение коллективной безопасности в Европе и других регионах планеты;
· Обеспечение свободы и независимости народов мира;
· Углубление и укрепление сотрудничества со всеми государствами.
Установление военно-стратегического равенства позволило значительно укрепить позиции реалистически мыслящих теоретиков и политиков Запада, широких слоев народных масс. Изменение общественно-психологического климата было важнейшим фактором, стимулировавшим поиск правящими кругами капиталистических стран, в том числе и Соединенных Штатов Америки, трезвых и реалистических решений, открывавших путь к разрядке международной напряженности.
Вступая на пост президента, Р. Никсон в 1969 г. подчеркнул: «Поскольку народы хотят мира, а лидеры боятся войны, пришло время добиваться мира. Давайте спокойно говорить друг с другом…»
Переход от конфронтации и международной напряженности между СССР и США к поискам совместных решений означал крутой поворот в международных отношениях. Несмотря на годы «холодной войны», опыт совместного военного и экономического сотрудничества во Второй мировой войне оставался в памяти советского и американского народов. Установление линии прямой связи между Москвой и Вашингтоном (а также Лондоном и Парижем) было дополнено рядом принципиальных договоренностей и соглашений. В результате визитов президента Р.Никсона в Москву (1972 и 1974 гг.) и Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева в США (1973) были подписаны «Основы взаимоотношений между СССР и США», соглашения по ограничению гонки вооружений, по мирному использованию атомной энергии в области сельского хозяйства, транспорта, науки, техники, культуры, образования, здравоохранения, строительства и т.п. Особую роль в укреплении международных отношений сыграло «Соглашение о предотвращении ядерной войны», в котором впервые было сформулировано положение, что в ядерной войне не может быть победителей.
«Сейчас в мире имеется примерно равное соотношение сил двух лагерей. Здесь вопрос не в арифметике, а в другом. Вновь напомню слова президента Кеннеди: «Мы, Соединенные Штаты Америки, располагаем термоядерным оружием, которым можем дважды уничтожить Советский Союз. Но и Советский Союз располагает термоядерным оружием, которым он может уничтожить США единожды, так что второго раза уже не понадобится». Вот признание нашей силы». (Воспоминания Н.С. Хрущева)
Несмотря на публичные декларации, продолжались секретные акции в оборонной сфере. Так, Программа мира провозглашала запрещение химического оружия. СССР же, имея его, долгое время уклонялся от прямого ответа о его наличии; стороны по-разному толковали положения подписанных документов. СССР отстаивал принцип самоконтроля за вооружениями, а Запад требовал обязательных международных инспекций. Стратегический паритет стал пониматься не в соответствии с принципами оборонной достаточности, а как стремление иметь тяжелые баллистические ракеты «про запас».
Разрядке в политической сфере предшествовало и укрепляло ее улучшение торгово-экономических связей между социалистическими и капиталистическими государствами. В 60-е-начале 70-х гг. был заключен целый комплекс соглашений по расширению торговых, экономических, финансовых связей, научно-технического сотрудничества, широких обменов в области культуры и образования.
Если период 60-х-середины 70-х гг. был отмечен значительной международной активностью и ослаблением напряженности, то с конца 70-х до середины 80-х гг. разрядка сменилась новым витком невиданной гонки вооружений. Мир подошел к одному из самых опасных рубежей военной конфронтации.
К середине 80-х гг. совершенствование ядерного и обычного оружия достигло критической отметки. Эта подлинная революция в технике вооружений привела к возможности уничтожения человеческой цивилизации
Наращивание количества ядерного оружия привело к невозможности его использования. Если бы кому-нибудь взбрело на ум его применить, то необходимости в ответном ядерном ударе не было бы. Он бы умер медленной смертью от последствий собственных взрывов ядерного оружия даже не на своей, а на чужой территории.
Итак, в конце 70-х-начале 80-х гг. сложившиеся реальности ядерного века требовали новых подходов в международных отношениях, как со стороны Советского Союза, социалистических стран, так и со стороны Соединенных Штатов Америки, капиталистических стран. Однако развитие событий пошло по пути нагнетания страха, уничтожения доверия, подрыва достижений разрядки. Обострение отношений сопровождалось опасным и дорогостоящим взлетом гонки вооружений.
Серьезным подрывом доверия к Советскому Союзу, его мирным устремлениям явилось решение СССР о введении советских войск в Афганистан (декабрь 1979). Спецчасти КГБ захватили дворец Х.Амина, Президента Афганистана, достаточно лояльно настроенного к СССР, но подозреваемого в симпатиях к Китаю.
Нарушения Советским Союзом международных обязательств в области соблюдения прав человека вызывали недовольство в странах Запада, но все же воспринимались как внутреннее дело СССР. Однако события в Анголе, Эфиопии, Никаруга и Афганистане стали источником серьезного беспокойства в странах Запада. Они полагали, что СССР использует разрядку в корыстных целях, выполняет лишь те положения согласованных документов, которые ему выгодны. Особую озабоченность вызвало начавшееся перевооружение советских войск в Восточной Европе новыми ракетами СС-20 с повышенной точностью наведения.
Всё свидетельствовало о том, что в своей главной, ключевой проблеме советская внешняя политика, декларируемая как миролюбивая, зашла в тупик. Выход из него попытались найти лишь во второй половине 80-х гг.
Важнейшей составляющей международных отношений середины 80-х гг. явилось существование двух сверхдержав (СССР и США), двух групп государств-союзников, двух ведущих военных блоков (НАТО и ОВД), которые определяли и поддерживали биполярную конструкцию мира. В этих условиях было важно продолжить регулярные советско-американские встречи на высшем уровне. Горбачев и Р. Рейган встречались в Женеве (ноябрь 1985 г.), в Рейкьвяке (октябрь 1986 г.), Вашингтоне (декабрь 1987 г.), Москве (июль 1988 г.). В ходе бесед и переговоров главным являлось обсуждение необходимости исключить военную силу как средство решения международных проблем и важности диалога между заинтересованными сторонами как основы международной политики. Реальным воплощением новой внешнеполитической линии стали советский мораторий на испытания ядерного оружия, введенный в августе 1985 г. и продлеваемый периодически до начала 1987 г., советско-американские переговоры об ограничении и последующем прекращении ядерных взрывов (1987). На рейкьявикской встрече стороны договорились о «50-процентном сокращении стратегических наступательных вооружений».
Меры, предпринятые руководством СССР по улучшению отношений с США и союзными им странами, дали реальный результат. В 1988 г. президент США Р.Рейган заявил, что отказывается от своего взгляда на СССР как «империю зла». Мысль о том, что «холодная война» фактически завершилась, в 1988-1990 гг. высказывалась на Западе неоднократно.
Большое влияние на международный климат оказала позиция, занятая СССР в 1990 г. в связи с падением Ирака на Кувейт и захватом им этой богатой нефтью страны. Несмотря на традиционную близость к национально-патриотическим силам Ирака (в 1972 г.СССР заключил с ним договор о дружбе и сотрудничестве), советская дипломатия поддержала в Совете Безопасности ООН решение о применении санкций, включающие военные, против Ирака, как страны, совершившей агрессию.
СССР стремился убедить руководство Ирака уступить требованиям международного сообщества. Поскольку это не было сделано, 29 ноября 1990 г. Совет Безопасности ООН принял решение о начале военной операции против Ирака, если он до 15 января 1991 г. не выведет войска из Кувейта. СССР поддержал эту резолюцию и после отказа Ирака от ее выполнения не стал возражать против проведения США и их союзниками военной операции.
Это был первый случай со времен антигитлеровской коалиции, когда СССР признал правомерным использование Соединенными Штатами военной силы против третьей страны. Итогом оказалась проведенная США (1991) операция «Буря в пустыне», приведшая к освобождению Кувейта.
Список используемой литературы:
· Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия
· История России новейшее время 1945-1999 гг.
Под редакцией доктора исторических наук, профессора А.Б.Безбородова.
· Воспоминания Никиты Сергеевича Хрущева.
· История Отечества XX век.
Н.В.Загладин, С.Т.Минаков, С.И.Козленко, Ю.А.Петров.