Маркетинг в биржевой деятельности
СОДЕРЖАНИЕ: 1. Развитие биржевой торговли 2. Виды биржевых контрактов и сделок в системе маркетинга 3. Маркетинг биржевых услуг 1. Развитие биржевой торговли Зарождение биржи связано с развитием торговых отношений. Первые собрания купцов в Японии относятся к 1 в.н.э., в Древнем Риме — к концу II в., во Флоренции — к XIII в.н.э.МАРКЕТИНГ В БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Развитие биржевой торговли
2. Виды биржевых контрактов и сделок в системе маркетинга
3. Маркетинг биржевых услуг
1. Развитие биржевой торговли
Зарождение биржи связано с развитием торговых отношений. Первые собрания купцов в Японии относятся к 1 в.н.э., в Древнем Риме — к концу II в., во Флоренции — к XIII в.н.э. К началу XVII в. в европейских государствах сложились регулярно действующие рынки оптовой торговли, которые по существу стали прямыми предшественниками современных бирж. Слово «биржа» приобрело нынешнее з начение благодаря меняле и маклеру Ван дер Бурсе, живше му в XV в. в г.Брюге (Нидерланды). На площади возле его дома находились гостиница и склад товаров, здесь собирались купцы из разных стран для торговли векселями, товарами, обмена инфо рмацией. Герб на доме менялы состоял из трех кошельков (позднелатинское bursa — кошелек).
Сначала торговцы привоз или свои товары непосредственно на биржевые склады. Затем биржевая оптовая торговля стала вестись по образцам. Помимо ценовых сде лок, на биржах проводились страхование товаров , а также торговые опе рации с векселями. Со временем биржи разделились на товарные и фондовые, хотя продолжают существовать и универсальные биржи, проводящие операции купли-продажи как товаров, так и ценных бумаг.
Если на заре своего существования биржа воспринималась бол ее всего как определенное место купли-продажи, то для современной биржи купля-продажа товаров не является пе рвостепенной задачей. Главными для биржи стали:
определение цен товаров на перспективу и обеспече ние ценовой гласности; согласование планового и фактического спроса и предложения; страхование от колебаний цен.
В настоящее время бирж а воспринимается как сложный функционально-информаци онный организм, предназ наченный для всесторонней организации рынка и рыночной деятельности. Инструментом, позволяющим определить перспективную цену в маркетинге, является биржа. Исходное тре бование к торгам на бирже — гласность. Цена, по которой на бирже заключаются контракты на поставку продукции, всегда определяется гласно. Благодаря гласному торгу выявленная цена сразу же поступает в компьютерную систему, и на сле дующий день экономические и финансовые газе ты публи куют цены, по которым заключались контракты по каждому биржевому товару. Каждый продаве ц и покупатель, в каком бы месте он ни находился, прежде че м заключи ть контракт на куплю-продажу продукции, может ознакомиться с це нами на крупне йших биржах мира.
Совреме нная биржа — это ме сто заключения планов-контрактов на по ставку про дукции исходя из прогнози руе мого спроса и предложения. Изменение п рогнозных оценок в зависимости от множе ства происходящих событий (климатических условий, экономических, политических, социальных процессов) выражается в продаже «лишних» планов-контрактов или приобретении новых.
2. Виды биржевых контрактов и сделок в системе маркетинга
В биржевом контракте оговариваются сроки поставки товара, цена товара, его каче ство и количество. Наличие товара на бирже в момент заключения сде лки не является необходимым условием.
В биржевой практике различаются два главных типа сде лок: сделки на реальный товар и фьючерсные сде лки. При осуществле нии сделк и на реальный товар продавец должен располагать товаром в наличии и предъявить его к поставке в срок, предусматриваемый в биржевом контракте. Поэтому сделки на реальный товар подразделяются на « кэш» -сде лки (или «спот») и « форварда -сделки. «К эш» -сделка представляет собой сделку на наличный товар. В этом случае продавец должен сдать товар на биржевой склад и получить специальное складское свидетельство — варрант. К покупателю варрант переходит после заключения сделки, по нему он получает товар с биржевого склада. При данном ви де сделки срок поставки товара со склада покупателю определяется биржевыми правилами от одного до 15 дней. « Форвард» -сделки, или сделки на срок, пре дусматривают поставку реального товара в будущем. При заключении бирже вого контракта в данном случае оговариваются цена товара и срок его поставки. Продавец поставляет товар на склад, получает варрант, оплачивает страхование своего товара и его хранение на складе . Когда истекает срок поставки, продавец передает варрант покупателю в обмен на чек.
Фьючерсные (срочные) сделки осуществляются с товарами, которых в момент заключения сделки в наличии нет. Фактически происходит акт купли-продажи права на будущий товар. При заключении фьючерсной сделки в контракте фиксируются цена товара и сроки его поставки. Сроки поставки определяются специально принятыми на биржах стандартами.
Контракты по фьючерсным сделкам появились в 1860 г. Фермерам в центральных и западных частях США приходилось отвозить свой урожай зерна на рынок в Чикаго осенью, при этом они стремились получить от торговцев зерном оптимальную цену. Естественно, что цены резко падали в условиях избыточной поставки, и фермерам зачастую приходилось сбрасыва ть свою продукцию в озеро Мичиган после неудачных попыток получить хоть какую-нибудь цену. К следующей весне поставки сокращались, а цена пшеницы поднималась.
Для создания более стабильных и выгодных условий торговли для себя группа торговцев из Чикаго организовала в 1848 г. Чикагскую Палату Торговли (ЧПТ). Она по- прежнему является одной из крупнейших бирж фьючерсных сделок в мире. Первоначально ЧПТ занималась лишь заключением срочных контрактов, т.е. на поставку пшени цы по договорной цене в боле е поздний период года, когда поставки были низки. Однако к 1860 г. была произведена стандартизация объемов, качества и дат поставки, что позволило торговцам более свободно решать друг с другом вопросы будущих поставок пшеницы и положило начало современному рынку сроч ных сделок.
Постепенно контракты по фьючерсным сделкам стали включать более широкий перечень товаров, таких, как хлопок, соевые бобы, масло и металлы, золото и медь. Эти сделки были введены в Чикаго на конкурирующем рынке в ЧПТ, на Ме ждународном валютном рынке ( MBP), который является в настоящее время частью Чикагской Торговой Биржи (ЧТБ). В январе 1976 г. МБ Р заключил контракт на поставку трехмесячных векселей. С течением в ремени фьючерсные сделки получили широкое распространение практически • на всех товарных биржах мира. Объем торговли, связанный с фьючерсными сделками, значительно превосходит объем торговли с наличным товаром.
Целью фьючерсной сделки является получение разницы между це ной контракта в момент его заключения и це ной в день истечения контракта. Если за этот период цена повысится, то продавец проиграет. Чтобы уплатить разницу между предполагае мой в контракте цел ой и реальной ценой, продаве ц заключает офсетную, или обратную сделку, т.е. сделку на покупку такой же партии товаров по новой, уже реальной цене на момент исте чения фьючерсной сделки. Покупатель также заключает офсетную сделку на продажу такой же партии товара по новой цене и получает выигранную разницу. При заключе нии офсетного контракта фьючерсный контракт ликвидируется. Особенность заключения фьючерсных сделок в отличие от контрактов на ре альный товар состоит в том, что фьюче рсные сделки обязате льно регистри руются в Расчетной палате. С момента такой регистрации продав ец и покупатель перестают быть прямыми субъ ектами акта купли-продажи, осуществля я свою деятельность не посредственно лишь с Расче тной палатой.
Фьюче рсные сделки применяются для страхования от возможных потерь в случае изме нения рыночных цен при заключении сделок на реальный товар. Страховочная опе рация получила спе циальное название — хеджирование. Операция хеджирования состоит в том, что фирма, продавая реальный товар на бирже или вне ее с поставкой в будущем, же лая использовать существующий в момент заключения сделки уровень цен, одновременно совершает на срочн ой бирже обратную операцию, т.е. покупает фьючерсные контракты на тот же срок и на то же количе ство товара. После сдачи или при емки товара осуще ствляется соответственно продажа или выкуп фьючерсных контрактов.
Операции хеджирования делятся на хеджирование продажей и хеджирование поку пкой. При хе джировании продажей фьючерсные контракты продают. Хеджирование продажей примен яют для обеспечения продажной цены реального товара, который есть или будет находиться в собственности фирм, добывающих или перерабатывающи х сырье . При хеджировании покупкой фьючерсные контракты покупают и используют в качестве средства, гарантирующе го закупочную цену для фирм, потребляющих сырье. Принцип страхова ния в данном случае заключается в том, что если в сде лке одна сторона теряет как продаве ц реального товара, то она выигрывает как покупате ль фьючерсов на то же количество товара, и наоборот. Поэтому покупатель реального товара осущ ествляет хеджирование продажей, а продавец реального товара — хеджирование покупкой. Таким образом, фьюче рсные операции страхуют сделки на покупку реального товара от воз можных убытков в связи с измене нием рыночных цен на товар.
В зависимости от целей, которые пресле дуются при проведении опе рации хеджи рования, выделяются различные виды хеджирования:
обычное (чистое) хеджирование осуществляется с це лью избежать ценовых рисков и совершается в полном балансовом соответствии со встречными обязательствами на рынке ре ального товара и фьючерсном рынке ;
арбитражное хеджирование, учитывающее затраты на хранение, проводи тся исключите льно для и звлечения выгоды из ожидае мого благоприятного изме нения в соотношени и це н реального товара и биржевых котировок с раз личными сроками по ставок. При избытке товара это соотношение цен (котировка на дальние сроки поставки выше, чем на ближние) позволяет за сче т хеджирования фина нсировать расходы по хранению тов ара:
селективное хеджи ро вани е проводится, если сделка на фьючерсном рынке выполняется не одно време нно с заключе нием сделки на реальный товар и не на адекватное количество. Осуществление сделки на бирже в значительной мере основывается на ожидаемом направлении и степени измене ния цен реального товара;
предвосхищ ающее хеджирование заключается в покупке или продаже фьючерсного контракта еще до того, как совершена сделка с реальным товаром.
Операция хеджирования может быть проведена через опц ион. Опцион считается особым видом биржевых операций, который пре дполагает заключение договорного обязательства на куплю или продажу определенного вида ценносте й или финансовых прав по заранее установленной в момент заключения сделки цене в пределах согласованного периода. Эту цену называют базисной ценой или ценой осуществления опциона, а также ценой заключения сделки.
Выделяются три главных вида опциона:
опц ион с правом покупки дает право, но не обязывает покупать определенный фьючерсный контракт, товар или нетоварную ценность по данной цене.
опцион с правом продажи дает право, но не обязывает продавать определенный фьючерсный контракт или нетоварную ценность по данной цене:
двойной опцион дает право покупателю купить либо продать контракт или другой вид це нностей (но не купить и продать одновременно) по базисной цене. Двойной опцион используе тся при чре звычайно неустойчивой рыночной конъюнктуре.
Опционы применяются для страхования части выручки в условиях неопределенности итогов производства (например, в случае будущих поставок зерна), а также для защиты от потерь в связ и с иными рисками, находящимися вне поля зрения страховых компаний.
Распространенными биржевыми операциями являются спекулятивные сделки, которые выполняются с целью получения прибыли в условиях колебания цен. Спекулятивная прибыль получае тся из разницы между ценой биржевого контракта в день его заключения и ценой в день его исполнения. Выделяют различные виды спекулятивных операций. Так, спекулянты могут скупать биржевые контракты для их последующей перепродажи по более высокой цене. Этот вид спекуляции называе тся игрой на повышение цен. Спекулянтов в данном случае называют «быками, а покупку биржевого контракта — длинной позицией. Продажу ранее купленного контракта при спекуляции на повышении цен называют ликвидацией. Другой вид спекуляции — игра на понижение цен. Спекулянты продают биржевые контракты с целью после дующего их откупа по более низким ценам. Таких спекулянтов принято называть «медведями»», продажу контракта — приобретением ко роткой позиции, а его последующий откуп — п окрытием. Таким образом, играющие на повышение подобны быкам, которые стремятся «поднять на рога»: играющие на по нижение, как медве ди, «подминают под себя».
«Бык» — торговец, ожидающий повышения цен на рынке и способстпуюший этому. «Медведь» — торговец, ожидающий, что ц ены на рынке будут снижаться, и способствующий этому.
Следующий вид спекуляции — это спекуляция на соотношении цен одного н того же или взаимосвязанных товаров или це н на товары с различными сроками поставки. В этом виде спекуляции самой известной является операция спред (стрэнгл). Спред — раз ница це н или доходов, часто между ставками, запрашиваемыми и предлагаемыми рыночным дельцом. Таким образом, операция типа спред заключается в одновре ме нной покупке и продаже фьючерсных контрактов с различными сроками поставки в целях получения выгоды от разницы в котировках цен этих позиций (например, покупка мартовских и продажа майских контрактов).
В зависимости от : времени владения биржевыми контрактами выделяют две группы спекулянтов. Первая из них — скальперы, или джобберы, из учает самые незначительные колебания цен и ликвидирует контракты через несколько минут или часов после приобретения, обеспечивая тем самым ликвидность рынка. Вторая группа — позишн-трейдер, или фло-трейдер, которая вкладывает деньги в спекулятивные операции на сравнительно длительное время (дни, недели, месяцы). Эта группа спекулянтов способствует переливу капитала с одного рынка на другой и определяет уровень спекулятивной активности на товарных биржах.
Итак биржа — это институт, представленный комплексом правил , регламентирующих поведение хозяйственных агентов, и в то же время предоставляющий хозяйственным агентам определе нную свободу действий и ряд услуг. Биржевой механизм — механизм организационного самоформирования спроса и организационной самореализации предложения. Самостоятельно хозяйствующие субъекты встречаются на бирже, чтобы, с одной стороны, реализовать свою продукцию с целью получе ния прибыли, а с другой — удовлетворить собственный спрос. На бирже покупатель и продавец не связ аны друг с другом. Процесс купли-продажи осуществляется через посредников. Цена зависит от спроса и предложения. Если производитель представит на бирже новый вид товаров улучшенного качества, он вправе установить повышенную цену. В случае позитивной реакции потребителей производитель получит прибыль выше среднего уровня по отрасли. Это заставит других предпринимателей переналадить производство и выпускать хорошо заре комендовавший себя товар. При этом пре дприниматели предложат его по более низкой цене в ц елях привлечения покупате лей. Со временем предложение данного вида продукции удовлетворит спрос, рынок станет насыщенным, а цены стабилизируются на определенном уровне . Если же производителя новейшего вида продукции постигнет на бирже неудача, т.е. товар не будет пользоваться спросом, цена пойд ет вниз и будет падать до тех пор, пока данная товарная партия не окажется реализованной. Вследствие несбалансированности спроса и предложения покупатели или продавцы реального товара бывают не готовы к совершению акта купли-продажи. Тогда спрос или предложение вре менно подде рживают посредники, которые через механизм хеджирования снимают риски от последующего понижения или повышения цен и обеспечивают достаточную прибыль.
3. Маркетинг биржевых услуг
Современная организация биржевой торговли имее т специфику на каждом отдельном рынке. Наиболее распространенной ее формой для биржевых товаров является посреднический рынок., называемый также телефонным, телефаксным, телетайпным, свободным. Эволюция посреднического рынка в результате усиления конкуренции других форм сбыта, уве личения концент рации и ц ентрализации капитала в торговле, развития транспорта и средств связи, неустойчивости экономики и ряда других факторов приве ла к формирован ию современного телефонно-телексного рынка. Его центрами являются ассоциации торговцев, которые разрабатывают типовые контракты, обе спе чивающие станда ртизацию условий торговли. Типовые контракты позволили широко использовать совреме нные сре дства связи для за ключения сделок. Благодаря им теле кс и теле факс в настоящее время считаются та ким же законным подтве рждением факта заключения сделки, как и письменный договор. Важную роль в формировании современного телефонно-телексного рынка сыграло развитие фьючерсной биржевой торговли . В результате воз никла возможность заключать большую часть сделок по теле ксу или теле факсу на основе бирже вых котировок и с использованием механизма фьючерсных бирж в целях хеджирования.
Посредники имеют линии прямой теле ксной и телефаксной связи как со своими отделениями и филиалами, так и с потребите лями, поставщиками и перепродавцами из других стран, где е сть посредниче ские рынки. Мгновенная связь, доступная всем фирмам, способствует установле нию тесных отношений рынков отде льных стран, интегрируя их в единый мировой телефонно-телексный рынок. Благодаря этому посредникам удастся снизить издержки обращения и повысить свою конкурентоспособность по сравнению с другими участниками торговли.
Кроме торгово-посреднических услуг в сфере телексной и те ле факсной связи, в маркетинге используются товарообменные операции.
Товарообменные операции на бирже могут выполняться как с участием биржевых посредников , так и самостоятельно с после дующе й регистраци ей их в качестве биржевых сд елок. Пропорции обмена устанавливают обме нивающие ся стороны, при этом биржевой посредник (брокер) информирует о сложившихся пропорциях на момент сделки.
у На биржу представляется для обмена продукция, которая является собственностью предприятия из числа произведенной или сверхнормативной и неиспользуемой, за исключением продукции, свободная ре ализация которой ограничена или запрещена. Представители посетителей биржи дают заказ на обмен биржевому посреднику (брокеру) в момент биржевых торгов. Брокер заносит заказ в журнал (вводит в информационно-поисковую систему) и ищет варианты обмена по предварительным заказам или заказам, сде лки по которым не состоялись в предыдущие торги. При отсутствии таковых биржевой посредник высвечивае т на табло вариант обмена (при отсутствии табло вариант обмена подается голосом). Контрагент, которому подоше л вариант обмена, ставит в известность биржевого посредника. Последний ре гистрирует сделку в журнале и передает документы в регистрационное бюро. В случае отсутствия контрагентов по обмену заказ снимается или сохраняется в информационно-поисковой системе для дальне йшего поиска (только для членов биржи и постоянных посетителей).
Биржевой посредник от имени биржи может заключать с постоянным клиентом договор поручения (комиссии), в соответствии с которым обязуется за определенное вознаграждение обменять товар в интересах клиента. В этом случае присутствие полномочного представителя клиента на биржевом торге необязательно.
Тип ов ые контракты унифицируют раз делы, касающиеся качества, упаковки, возможных условий поставки, страхования, документац ии, форсмажора и т.п.
Заказ на товарообменные операции состоит из двух частей. В первой части указана продукция, представляемая для обмена. В ней содержатся наименование продукции, предлагаемый к обмену объем, срок поставки (в случае, если предлагается к обмену продукция, которая еще не произведена), условия поставки и реквизиты предприятия-владельца. Во вторую часть включены те же данные на продукцию, которая необходима предприятию. Отдельно указываются пропорции обмена и условия расчетов.
В случае, если заказ сохраняется для дальнейшего поиска обмена, участник указывает срок, в течение которого он гарантирует наличие товара. Если в течение данного срока товар будет обменен вне биржи, то заказчик обязан поставить об этом в известность биржевого посредника. За несоблюдение срока хранения товара и неинформирование биржевого посредника о его отсутствии биржа может наложить на заказчика штраф в размере, установленном Биржевым комитетом.