Методические указания и задания для выполнения контрольной работы студентами заочной формы обучения

СОДЕРЖАНИЕ: Контрольная работа предназначена для углубления и расширения знаний по дисциплине «Юридическая психология». Студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу самостоятельно в межсессионный период. Выполненная работа должна быть защищена студентом. Студенты, не выполнившие контрольную работу, к сдаче зачета не допускаются

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Методические указания и задания для выполнения контрольной работы студентами заочной формы обучения

Контрольная работа предназначена для углубления и расширения знаний по дисциплине «Юридическая психология». Студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу самостоятельно в межсессионный период. Выполненная работа должна быть защищена студентом. Студенты, не выполнившие контрольную работу, к сдаче зачета не допускаются. Работа должна быть аккуратно оформлена в рукописном или печатном виде, удобна для проверки и хранения.

Контрольная работа по курсу «Юридическая психология» выполняется по вариантам и состоит из двух частей:

Часть I. Письменный ответ на вопрос.

Часть II. Решение задачи.

Вариант контрольной работы выбирается в зависимости от последней цифры в номере зачетной книжки.

Последняя цифра в номере зачетной книжки и номера тем

Номер варианта

1, 11, 21, 31, 41

1

2, 12, 22, 32, 42

2

3, 13, 23, 33, 43

3

4, 14, 24, 34, 44

4

5, 15, 25, 35, 45

5

6, 16, 26, 36, 46

6

7, 17, 27, 37, 47

7

8, 18, 28, 38, 48

8

9, 19,29, 39, 49

9

10, 20, 30,40, 50

10

Часть I

Темы контрольных работ по Юридической психологии

1. Познавательные свойства психики в практической деятельности

юриста.

2. Интеллектуальная основа юридического решения.

3. Организация и методы психологического исследования

4. История развития юридической психологии

5. Психические познавательные процессы личности

6. Выразительные средства эмоциональных состояний в юридически

значимых действиях.

7. Проблемы сознания в правоотношениях человека.

8. Структура и содержательные характеристики правосознания.

9. Институты и психологические механизмы правовой социализации.

10. Основы ролевого поведения личности. Криминально ориентированные роли.

11. Правовая проекция самореализации личности.

12. Влияние социальных норм на реализацию личности. Социально-

психологический контроль и проблема психологических санкций.

13. Виды преступных групп, их параметры и классификация.

14.Социально-психологические характеристики этнических преступных сообществ.

15. Проблема конфликтности и ее динамика в системе правоотношений.

16. Методы управления и правила разрешения конфликта.

17. Стратегии правового поведения.

18. Психологическая специфика массовых явлений в противоправном поведении.

19. Определение психологического факта в практике правоотношений.

20. Предмет и объект изучения в юридической психологии.

21. Система юридической психологии.

22.Содержательные характеристики правопослушного поведения.

23. Психологические параметры юридической ответственности.

24. Психологическое содержание вины. Формы вины.

25. Психологический контакт в следственных действиях.

26.Психологические особенности различных видов правоохранительной деятельности.

27. Типология асоциального поведения и проблемы его коррекции.

28. Психологические предпосылки преступного поведения.

29. Мотивационно-ценностная ориентация личности правонарушителя.

30. Структура преступного деяния.

31.Психологическая специфика аффективных состояний в юридической практике.

32. Речь как особая форма коммуникативной деятельности

33. Психологические особенности переговорного процесса

34. Социально-психологические особенности деятельности юриста и необходимые профессионально-значимые личностные свойства и качества

35. Психологические механизмы воздействия преступления на личность потерпевшего.

36. Оценка состояний личности потерпевшего.

37. Психологическая характеристика следственных действий.

38. Психология обыска и задержания.

39. Психология допроса, очной ставки и опознания.

40. Информационное моделирование следственной деятельности.

41. Психологические основы выдвижения и проверки гипотез (версий)

следствия.

42. Психологическая структура судебной деятельности.

43. Психологические характеристики личности свидетеля, обвиняемого, обвинителя, судьи.

44. Формирование убеждения в ходе судебного заседания.

45. Психологические особенности деятельности адвоката.

46. Ресоциализация личности осужденного.

47. Психологическая экспертиза измененных форм сознания.

48. Специфика и виды профессионального общения юриста.

49. Психология терроризма.

50. Психология насильственной и неосторожной преступности.

Часть II

Вариант 1.

Задача: Определить тип неблагополучной семьи и письменно дать обоснование

Текст:

«... Моя жизнь проходила трудно. Отец работал токарем, домой денег приносил мало, из-за чего они с матерью ругались, поэтому каждый день. Меня били часто, даже очень часто: мать ремнем, отец за уши таскал, хотел меня куда-нибудь сплавить. Отец бил мать, а мать его. Меня они не ласкали, сказок не рассказывали, подарки, правда, дарили, пару раз водили на елку...»

Вариант 2.

Задача: Определить тип вопросов (письменно)

Текст:

П. (26 лет) ранее не судим, образование высшее техническое, осужден за убийство молодой женщины, с которой познакомился накануне и пригласил к себе домой. Там они вместе выпили. Со слов обвиняемого знакомая сильно опьянела. Около 22 часов П. за­снул. Через некоторое время женщина разбудила его и стала при­ставать с требованием продолжить употребление спиртных напит­ков, что вызвало у П. сильное раздражение, в результате чего муж­чина ударил ее по голове бутылкой шампанского.

Вопросы:

- Кто в Вашей семье занимал ведущее место: отец или мать?

- С какой целью Вы привели гражданку М. в свою квартиру?

- Каким в последнее время был режим Вашего сна?

- Вы утверждаете, что гражданка М. была в состоянии сильного
алкогольного опьянения, в то же время проведенная экспертиза по­казала незначительное содержание алкоголя в ее крови, можете ли
Вы разъяснить данное обстоятельство?

- Для того чтобы предложить Вам продолжить употребление
спиртных напитков, гражданке М. необходимо было Вас разбудить
или в этот момент Вы не спали?

- Чем Вы можете объяснить факт убийства гражданки М., если,
как утверждаете, не имели преступного умысла?

Вариант 3.

Задача: Определить тип преступника по глубине и стойкости антисоциальной направленности поведения и письменно дать обоснование

Текст:

Более пяти килограммов героина изъяли оперативники Южно­уральского УВД на транспорте у гражданина Таджикистана (24 го­да), студента душанбинского университета, который пытался нелегально провести на территорию России из Средней Азии крупную партию наркотиков. В спортивной сумке «наркотуриста» было об­наружено 34 видеокассеты в заводской упаковке. Из них 26 видео­кассет оказались уже «записаны» чистейшим афганским героином. По данному факту возбуждено уголовное дело. В ходе следствен­ных действий было установлено, что мать обвиняемого в свое вре­мя была поймана за аналогичное преступление, осуждена и отбыва­ет наказание в одной из российских колоний строгого режима.

Вариант 4.

Задача: Определить психическое состояние преступника (стресс, аффект, фрустрация) в момент совершения преступления и письменно дать обоснование

Текст:

Л. работала медсестрой в пансионате для престарелых. Одна воспитывала двоих детей (мальчиков 11 и 7 лет). Зарплата была низкая, ее хватало только на самое необходимое. Семья жила в комнате общежития, пока в приют не поступил пожилой человек, который завещал однокомнатную квартиру пансионату. В нее по­селили Л. с детьми. Пенсионер, завещавший квартиру пансионату, вскоре умер. Его сын стал предъявлять права на квартиру. Женщи­на впала в отчаяние, поскольку суд принял решение в пользу на­следника. Л. осталась без жилья и без прописки, но продолжала жить в квартире. Родственники наследника постоянно наведыва­лись к ней с угрозами.

Вечером Л. и ее сыновья ужинали. Вдруг кто-то постучал в ок­но. Л. побледнела и сказала, что их всех убьют и квартиру отнимут. Потом схватила на руки 7-летнего сына, повалила на кровать, на­кинула на него шарф и стала душить. Когда ребенок посинел и за­молчал, взяла нож и вскрыла вены на руке ребенка. То же Л. проде­лала и со вторым сыном. После этого написала записку с просьбой похоронить их всех вместе, набрала в ванну воды, легла в нее и вскрыла себе вены.

Вариант 5.

Задача: Предположительно определить психическое состояние потерпевшего (стресс, аффект, фрустрация) и письменно дать обоснование

Текст:

8 января 2004 года мужчина, возвратившись домой в 23 часа, обнаружил свою жену в ванной мертвой. Она была связанна и об­нажена. Он развязал ее, перенес в спальню, положил на кровать и закрыл одеялом. В милицию обратился не сразу. Какое-то время метался из комнаты в комнату, подбирая и складывая вещи, кото­рые были разбросаны вокруг.

При опросе работниками правоохранительных органов он не мог точно вспомнить, в каком положении находилось тело жены в ванне, и что он делал перед тем, как их вызвать.

Вариант 6.

Задача: Определить психологические причины нечеткости показаний очевидца произошедшего преступления и письменно дать обоснование

Текст:

Летом 2003 г. Н. (8 лет) днем ушла от своей тети и не вернулась домой. На следующий день в близлежащем лесу был обнаружен труп Н. со следами насилия. Смерть наступила от удушения кол­готками.

Последней девочку видела провожавшая ее тетя (М.). В ходе расследования было сделано предположение, что М. могла заме­тить либо вероятного преступника, либо других свидетелей, кото­рые могут дать какую-либо информацию. В обычном состоянии свидетельница не смогла припомнить значимых подробностей со­бытия, но сообщила, что непроизвольно обратила внимание на не­знакомого мужчину, стоявшего по ходу движения девочки. Кроме того, на улице были еще другие дети.

С учетом готовности М. при расследований преступления было принято решение провести ее опрос в гипнотическом состоянии. В показаниях под гипнозом М. последовательно и подробно описала свои действия, рассказала о том, кто находился во дворе. Особенно детально был восстановлен облик постороннего мужчины. На во­прос о том, видела ли она ранее этого мужчину, М. ответила, что он напоминает соседа П., но только напоминает, так как тот пониже ростом и более плотного телосложения. Предполагаемый преступ­ник так же обратил на себя внимание М. тем, что как-то резко дер­нулся, когда увидел М. Позже было установлено, что сам сосед П. к происшествию никакого отношения не имеет. Однако дальнейши­ми оперативно-розыскными действиями в преступлении был изо­бличен, и в ходе следствия сознался в убийстве Н., сын П., внешне очень похожий на отца.

Вариант 7.

Задача: Определить психологические особенности преступника на основе описания принадлежащих ему предметов, найденных при осмотре места происшествия и письменно дать обоснование

Текст:

Сотрудниками следственной оперативной группы при осмотре квартиры по факту убийства гражданина Р., директора строитель­ной фирмы, была обнаружена пепельница с затушенными сигаре­тами. Установлено, что сигареты марки «Петр I» в количестве 12 штук на месте преступления курили два человека. Окурки и сигаре­ты имеют следующие характеристики:

6 сигарет выкурены до начала фильтра и аккуратно затушены;

4 сигареты выкурены незначительно и затушены с изломом;

2 сигареты, находящиеся в пепельнице, не прикуривались,
однако имеют следы от прикуса зубов.

Вариант 8.

Задача: Определить ведущий мотив совершения преступления и письменно дать обоснование

Текст:

С. (17 лет), находясь в колонии для несовершеннолетних пре­ступников за совершение кражи, был изнасилован своими сокамер­никами за незначительный проступок. Впоследствии до конца сро­ка он регулярно подвергался сексуальному насилию.

Выйдя на свободу, С. решил отметить это событие со своими знакомыми. Выпив значительное количество спиртного, собрав­шиеся разошлись по домам. В состоянии сильного алкогольного опьянения С. в подъезде своего дома встретил двух мальчиков (12 лет). Одного из них он уговорил зайти с ним в квартиру, после чего закрыл дверь и изнасиловал подростка. В процессе насилия в со­стоянии сильного эмоционального возбуждения С. причинил несо­вершеннолетнему телесные повреждения средней тяжести. В этот же день преступник был задержан сотрудниками милиции.

Вариант 9.

Задача: Определить уровень и тип правосознания личности преступника и письменно дать обоснование

Текст:

«Обыкновенно» — это его любимое слово, которое он постоян­но вставлял в свой рассказ. Когда его спрашивали, как он относился к крови и ранам, какое впечатление на него они производили, он отвечал: «Обыкновенно, как все». Из дальнейшей беседы выясня­лось, что они не производили на него совершенно никакого впечат­ления, и именно это он подразумевал обычно под словом «обыкно­венно». Когда его спрашивали, как он совершил то или иное убий­ство, он отвечал: «Обыкновенно, пришли, сказали, убили». Его кровавые дела действительно в его глазах были чем-то обыкновен­ным и не производили на него никакого впечатления. Стоны, моль­бы и просьбы жертв только злили его и вызывали грубую брань. На него сама картина убийства не производила никакого смущающего, способного хоть сколько-нибудь поколебать, впечатления.

Вариант 10.

Задача: Определить тип преступной группы и письменно дать обоснование

Текст:

С. был на проводах в армию своего друга, где все употребляли спиртные напитки. Около часа ночи, заметив, что К., находясь в со­стоянии сильного алкогольного опьянения, направилась домой, один из друзей С. предложил ему и еще одному своему приятелю изнасиловать ее. Втроем они догнали ее на улице. Напав сзади, на­бросили на голову плащ. Затем, преодолев сопротивление, повалив К. на землю, совершили насильственные половые акты.

Все трое преступников были между собой знакомы, поддержи­вали дружеские отношения, постоянно совместно проводили сво­бодное время. В этой группе был лидер, который определял, когда, где и чем они будут заниматься. Именно лидер и предложил со­вершить изнасилование.

вопросы

к зачету по учебной дисциплине «Юридическая психология»

1. Юридическая психология как научная и учебная дисциплина.

2. Организация и методы психологического исследования.

3. Краткий исторический очерк развития юридической психологии.

4. Личность и ее психологическая структура.

5. Мотивационная сфера личности.

6. Темперамент: понятие, физиологическая и психологическая характеристика основных типов темперамента.

7. Характер: понятие, структура, типология, закономерности формирования.

8. Психология способностей.

9. Познавательные психические процессы: ощущения и восприятия и их роль в деятельности юриста.

10. Психология памяти и ее роль в деятельности юриста.

11. Мышление как высшая форма познавательной деятельности и ее роль в деятельности юриста.

12. Речь как особая форма коммуникативной деятельности юриста.

13. Воображение и представление в деятельности юриста.

14. Роль внимания в профессиональной деятельности юриста.

15. Эмоциональная сфера личности.

16. Воля и волевые качества личности.

17. Методы изучения личности и деятельности.

18. Социально-психологические факторы, влияющие на оперативную обстановку на конкретном участке.

19. Психология преступного поведения личности.

20. Структура, типология личности преступника.

21. Типология преступных групп и их структура.

22. Функциональная характеристика преступных формирований.

23. Дефекты правовой социализации учащейся молодежи.

24. Психология преступности несовершеннолетних.

25. Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних.

26. Социально-психологические особенности деятельности юриста и необходимые профессионально-значимые личностные свойства и качества.

27. Психологическая структура деятельности юриста и необходимые профессионально-значимые личностные свойства и качества.

28. Профессиональная деформация юриста и пути ее преодоления.

29. Психологическая техника анализа сведений, получаемых от разных лиц.

30. Психологическая техника профессионального наблюдения в деятельности юриста.

31. Техника психологического портретирования неизвестного преступника.

32. Техника психологического портретирования интересующего следствие лица, структура психологического портрета.

33. Визуальная психодиагностика личности в деятельности юриста.

34. Акустическая психодиагностика в деятельности юриста.

35. Структура и содержание психологического портретирования группы граждан.

36. Психология общения: понятие, структура, содержание.

37. Виды, функции и уровни общения.

38. Взаимное влияние людей в процессе общения.

39. Специфика и виды профессионального общения юриста.

40. Психологические барьеры общения и приемы их устранения.

41. Этапы установления психологического контакта юриста.

42. Психологическое воздействие: понятие, принципы, функции, формы.

43. Психологические основы техники наблюдения в различных видах следственной деятельности.

44. Конфликты: понятие, структура, классификация, динамика развития.

45. Методы управления и правила разрешения конфликта.

46. Причины, профилактика и разрешение конфликтов в деятельности коллективов.

47. Психологические особенности следственной деятельности и необходимые профессионально-важные значимые личности следователя.

48. Структура и содержание деятельности следователя и необходимые профессионально-значимые качества.

49. Психология осмотра места происшествия.

50. Психология допроса свидетеля и потерпевшего.

51. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого.

52. Психология обыска.

53. Психология очной ставки.

54. Психология следственного эксперимента.

55. Психологические особенности судебно-психологической экспертизы.

56. Психологические особенности судопроизводства.

57. Психологические особенности переговорного процесса

58. Элементы актерского мастерства, необходимые в юридической деятельности.

59. Психология компьютерных преступлений.

60. Психология личности террориста.

Скачать архив с текстом документа