Методические указания к выполнению контрольных работ и домашних заданий (рефератов) по дисциплине социология труда

СОДЕРЖАНИЕ: Методические указания к выполнению контрольных работ и домашних заданий (рефератов) по дисциплине

Федеральное агентство РФ по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ (РЕФЕРАТОВ) ПО ДИСЦИПЛИНЕ

СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА

Для студентов специальности

«социология» - 040201

специализации

«социология и психология управления» - 040201(1)

Москва - 2007

Федеральное агентство Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт Социологии и управления персоналом

Кафедра социологии и психологии управления

Утверждено

Первым проректором ГУУ

_______________________________

(личная подпись)

_________________________________

(ученое звание, инициалы, фамилия)

« »__________________ 2007 г.

СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА

для студентов специальности

«социология» - 040201

специализации

«социология и психология управления» - 040201(01)

Москва - 2007

Составитель:

доктор социологических наук,
профессор

Башмаков В.И.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:

заведующий кафедрой социологии и психологии управления,
доктор психологических наук, профессор

КНЯЗЕВ В.Н.

ОБСУЖДЕНА

на заседании кафедры социологии и психологии управления

протокол № ______ ________________ 200 г.

ОБСУЖДЕНА И ОДОБРЕНА

Учебно-методической комиссией по специальности
__________________________________________________

Протокол № ____ __________________200 г.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ (РЕФЕРАТОВ)

Изучение курса «Социология труда» предусматривает различные формы учебно-познавательной деятельности студентов как в часы аудиторных занятий, так и в часы самостоятельной работы.

Самостоятельная работа играет ведущую роль в формировании личности будущего специалиста и является необходимым условием развития его потенциальных возможностей. Она должна обеспечивать не только усвоение, контроль и самоконтроль определенных знаний, но и помогать формированию навыков самостоятельного их приобретения.

Среди форм самостоятельной работы студентов по курсу «Социология труда» особое значение имеют контрольные и домашние работы (рефераты). Их основная цель состоит в приучении студентов к систематической самостоятельной работе над учебным курсом, а также в формировании у них умений и навыков применения теоретических положений для анализа и оценивания социальных явлений, практических ситуаций, конкретных фактов управленческой деятельности.

Контрольные и домашние работы (рефераты) призваны выполнить следующие дидактические функции:

· контроль и самоконтроль полученных знаний и усвоенных умений по изучаемому курсу;

· закрепление знаний, умений, полученных на лекционных и практических занятиях;

· расширение и углубление учебного материала;

· формирование навыков самостоятельного выполнения упражнений и изучения научных источников;

· развитие самостоятельного мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям студентов.

Ряд домашних заданий (рефератов) могут выполняться в русле научно- исследовательской работы кафедры социологии и психологии управления.

Тематика и формы контрольных работ и домашних зданий (рефератов) разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального обучения к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки будущих специалистов - социологов.

Основой для оценивания степени усвоения знаний студентов, их самостоятельности, активности, творчества в процессе изучения дисциплины являются итоги (результаты) контроля и защиты домашних работ (рефератов). Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы студентов. Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах, а качественные – в оценочных суждениях типа «отлично», «хорошо», удовлетворительно». Каждому оценочному суждению приписывается определенный, заранее установленный балл, показатель (например, оценочному суждению «отлично» – балл 5).

Предлагается примерный перечень контрольных вопросов и тем домашних заданий (рефератов) для оценки качества освоения дисциплины «Социология труда» по следующим ключевым разделам:

o Предмет социологии труда, этапы и направления исследований.

o Содержание труда и трудовые функции.

o Профессии и профессиональная структура.

o Трудовая социализация.

o Трудовая адаптация и трудовая мобильность.

o Мотивация трудового поведения.

o Трудовой коллектив как форма организации трудовой деятельности.

o Социальные аспекты занятости и безработица.

o Социальная защита работников.

o Трудовые конфликты.

o Прикладная социология труда. Социальные нововведения.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ (РЕФЕРАТОВ)

Выполнение контрольных работ по курсу «Социология труда» имеет цель проверить качество и систематичность работы студентов, оценить полноту их знаний по указанным темам программы в соответствии с графиком изучения дисциплины. Вместе с тем, контроль знаний студентов позволяет обеспечивать обратную связь между преподавателем и студентами, получать педагогом объективную информацию о степени усвоения учебного материала, своевременно выявлять недостатки и пробелы в знаниях.

Программа предусматривает проведение четырех контрольных работ , как форм рубежного контроля. Они выполняются в рамках практических занятий (2 часа) и осуществляются в письменном виде.

Задания контрольных работ подготовлены таким образом, что студентам необходимо не только оперировать научными категориями, но и размышлять о своих качествах, анализировать полученные ранее результаты наблюдений и тестирований, а также представлять свои умения ориентироваться в научной литературе.

№ п/п

Тема программы учебной дисциплины

Тема контрольной работы

Форма проведения контрольной работы

1.

Тема 1 .

Предмет социологии труда

Тема 2 . Этапы и направления исследований в социологии труда

Социология труда как наука.

Оцениваются:

знания основных понятий социологии труда

Тестовые задания (см. Фонд тестовых заданий по темам 1, 2).

Преподаватель раздает студентам тестовые задания по темам в распечатанном виде. Студенты отвечают на вопросы тестов. Результаты тестирования преподаватель оглашает на следующем занятии, обращая внимание на ошибки.

2.

Тема 4.

Профессия и профессиональная структура.

Тема 5 . Трудовая социализация.

Тема 6 . Трудовая адаптация и трудовая мобильность

Социальные процессы в сфере труда

Оцениваются:

  • знания социальных процессов в сфере труда: профессионализации, социализации, адаптации, мобильности;
  • полнота и логичность раскрытия содержания этих процессов;
  • умения системного анализа социальных процессов.

Тестовые задания (см. Фонд тестовых заданий по темам 4, 5, 6).

Преподаватель раздает студентам тестовые задания по темам в распечатанном виде. Студенты самостоятельно отвечают на вопросы тестов.

Итоги тестирования подводятся на следующем занятии. Особое внимание преподаватель обращает на вопросы, вызвавшие наибольшие затруднения у студентов.

3.

Тема 7. Мотивация трудового поведения

Мотивация труда.

Оцениваются:

  • знания составляющих мотивационного процесса;
  • умения оценивать и измерять трудовую мотивацию;
  • навыки анализа мотивационных характеристик личности, соответствующих разным этапам трудовой деятельности.

Составление методики экспресс-опроса по проблеме трудовой мотивации.

Преподаватель предлагает в распечатанном виде вариант методики (анкеты, опросного листа) и раскрывает правила ее составления. Используя образец, материалы лекций, конспекты, хрестоматии студенты составляют свои варианты анкет (блоков анкет). При наличии времени проводится опрос групп по одной из разработанных методик.

Итоги контрольной работы подводятся после ее проверки на следующем занятии. Особое внимание преподавателем уделяется затруднениям, возникшим в ходе выполнения заданий.

4.

Тема 8. Трудовой коллектив как форма организации трудовой деятельности.

Тема 10. Социальная защита работников.

Тема 11. Трудовые конфликты.

Коллективные формы организации трудовой деятельности.

Оцениваются:

  • знания социальных структур и функций трудовых коллективов;
  • умения системного анализа процессов, протекающих в трудовых коллективах

Тестовые задания (см. Фонд тестовых заданий по темам 8, 10, 11)

Преподаватель раздает студентам тестовые задания по темам в распечатанном виде. Студенты отвечают на вопросы тестов.

Результаты тестирования преподаватель оглашает на следующем занятии, обращая внимание на возникшие затруднения.

Домашние задания (рефераты) выполняются в рамках предусмотренных программой тем, а также в соответствии с интересами и потребностями студентов. Они могут носить как теоретический, так и прикладной характер. Их основная цель – углубить знания, полученные в процессе изучения дисциплины, привить умения самостоятельной работы с научной литературой, развить индивидуальные способности студентов и их творческое мышление. Домашние задания (рефераты) должны быть выполнены самостоятельно и правильно оформлены.

Домашние работы (рефераты) должны включать:

· вводную часть – значение проблемы, ее актуальность, степень изученности, целевые установки;

· основную часть, в которой рассматриваются всесторонние аспекты указанной проблемы;

· заключительную часть – резюме.

В рефератах обязательно должны быть постраничные сноски на использованные источники, а в конце работы – весь список изученной и использованной литературы по теме.

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ (РЕФЕРАТОВ)

1. Разработка вопросов трудовой этики в работе М. Веббера «Протестанская этика и дух капитализма».

2. Вопросы социологии труда в сочинении Э. Дюркгейма «Об общественном разделении труда».

3. Понимание категории «труд» в экономических работах К. Маркса.

4. Ф. Тейлор и его концепция «научного управления трудом».

5. Хоторнский эксперимент Э. Мэйо и концепция «человеческих отношений».

6. Отраслевое и этнорегиональное разделение труда.

7. Новые теории трудовой мотивации в зарубежной социологии.

8. Жизненные и трудовые ценности.

9. Трудовые отношения: сущность, динамика, регулирование.

10. Социальные процессы в сфере труда.

11. Формы трудового поведения.

12. Экономический и социологический подходы к изучению труда.

13. Трудовая социализация.

14. Профессионализм и компетентность: соотношение понятий.

15. Экономический и социальный статусы профессий.

16. Вертикальная и горизонтальная мобильность в сфере труда.

17. «Персонал организации» и «трудовой коллектив»: общее и отличное в понятиях.

18. Социальное развитие трудового коллектива.

19. Барьеры на пути социальных нововведений в сфере труда.

20. Особенности российской безработицы.

21. Забастовочные движения в России: причины, тенденции, последствия.

22. Социальная защита в условиях рыночной экономики.

23. Гендерные различия в сфере труда.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Башмаков В.И. Социология труда. Уч. пособие. - М., ГУУ, 1999.

2. Дворецкая Е.В., Махнарылов В.П. Социология труда, Киев: 1990.

3. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда, Уч. пособие. - М., 1989.

4. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Человек и его работа в СССР и после. Уч. пособие, изд. 2. М., 2003.

5. Кравченко А.И. Социология труда в ХХ веке. Историко-критический очерк. - М., 1987.

6. Маркович Д. Социология труда. - М., 1984.

7. Социология труда. Учебник / Под ред. Н.И. Дряхлова, А.И. Кравченко, В.В. Щербины - М., 1993.

8. Штольберг Р. Социология труда. - М., 1982.

Дополнительная:

1. Вебер М. Избранные произведения М.,1990.

2. Величко А., Подмарков В. Социолог на предприятии. - М., 1976.

3. Бородкин.Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: 1989.

4. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. – М., 1998.

5. Герчиков В.И. Социальное планирование и социологическая служба в промышленности, - Новосибирск,1984.

6. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: 1991.

7. Зайцев А.К. Социальный конфликт. М., 2000.

8. Ильин Е.П. Мотивы и мотивация. СПб, 2000.

9. Кацва А.М. Социально-трудовые конфликты в современной России: истоки, проблемы и особенности. М., СПб., 2001.

10. Кравченко А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение, М.: 1991.

11. Михеев В.А., Михеев А.В. Социальное партнерство: теория, политика, практика. М., 2003.

12. Подмарков В.Г. Введение в промышленную социологию. М., 1973.

13. Подмарков В.Г. Человек в трудовом коллективе. / Проблемы социологии труда. – М., 1982.

14. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. - М., 1989.

15. Рофе А.И. Экономика и социология труда. М.: 1996.

16. Служба социального развития предприятия. - М., 1989.

17. Социальное развитие предприятий и работа с кадрами. - М., 1989.

18. Суслов В.И. Социология труда. - Л.: 1979.

19. Тощенко Ж.Т. Социальные резервы труда / Актуальные вопросы социологии труда/ - М., 1989.

20. Трудовой кодекс Российской Федерации. М., 2002.

21. Трудовые отношения и социальные конфликты в современной России. М., 2004.

Скачать архив с текстом документа